Экономика        18.01.2020   

Путешествия в Новое время. Великие географические открытия. Формирование инфраструктуры путешествий: дилижанс и гостиница Путешествие в раннее новое время

Город был связан с экономическим развитием сёл, с увеличением численности сельского населения, с развитием торговли. Городские стены возводились для обороны, но они стали полезными и для сбора податей, поскольку при въезде в городские ворота, было проще взимать пошлину на ввозимый товар. С этой целью при Людовике XVI вокруг Парижа были выстроены новые стены, хотя военной необходимости в них не было. На ночь ворота запирали. Контроль над входящими и покидающими город людьми позволял держать преступность в узде. В голодные времена ворота закрывали, чтобы сдержать наплыв бедствующих людей.

Поскольку места между средневековыми стенами была немного, дома строили вплотную друг к другу. Городские улицы были настолько узкими, что ступенчато выступающие верхние этажи домов, почти смыкались над улицами. Строить из камня было дорого, поэтому дома были деревянными. В результате города стали пожароопасными. Вспыхнувший в одном доме пожар быстро распространился по узким улицам и мог уничтожить весь город, как это произошло, например, в Лондоне 1666 году или в Москве в 1752 году.

Из-за скученности строений жилая среда была темной, тесной и неблагополучной. Канализация была примитивной или отсутствовала вовсе, зачастую фекалии и прочие нечистоты выливались прямо на улице. К ним добавлялся навоз, ведь горожане держали домашних животных и птиц. О Берлине и Париже говорили, что доносящийся из городов смрад ощущался на расстоянии 10 километров. Улицы не мостили, чтобы пройти по ним не промочив ноги, прямо на обувь одевали деревянные башмаки. Негигиеничная городская среда была одной из причин высокой смертности в городах, опережавшей рождаемость, поэтому прирост городского населения происходил за счет приезжих. В иммигрантах недостатка не было, так как в городе человеку, не имеющему собственности, было легче найти работу.

Горожане сильно отличались по роду занятий, статусу и уровню богатства. На высшей ступеньке социальной лестницы стояли дворяне. Действующие в городе права и привилегии распространялись только на граждан. Чтобы стать гражданином, необходимо было иметь собственность и профессию.

Среди граждан города особо выделялись богатые купцы, из числа которых избирали членов магистрата и городского главу. Зажиточные торговцы, промышленники и банкиры в Новое время образовали слой буржуазии, соперничавшей с дворянством за статус и влияния в обществе. К среднему классу относились врачи, юристы, ученые, а также представители духовенства. Основу среднего класса составляли ремесленники из числа собственников недвижимости, владельцы лавок и корчмари. Без разрешения занятие ремесленничеством не позволялось. Так мастера обеспечили себе рынок сбыта и гарантировали качество продукции. Иерархия царила и среди самих ремесленников. Требующая больших умений профессия ювелира считалась более достойной, чем занятие мясника, еще менее уважаемыми были выполнявшие грязную работу дубильщики и красильщики кож.

К числу самых бедных горожан относились не имевшие собственности подмастерья и простые рабочие. В каждом городе были свои низы общества - те, для кого не нашлось работы или кто был не способен к труду из-за болезни и увечий. В Раннее Новое время забота об обездоленных была на примитивном уровне, поэтому люди из низов жили за счет подаяний, проституции или преступной деятельности.

Полностью обособленную группу горожан составляли евреи, которым в городе часто отводился особый район, чтобы они меньше соприкасались с христианами.

Началом Нового времени можно считать открытие европейцами путей в Индию и Америку, что резко изменило положение Европы на карте мира, явившись предтечей ее бурного промышленного развития. Изменились и важнейшие торговые пути, обуславливавшие развитии отдельных городов. На короткий период в первой половине XVI в. вперед вырвались Лиссабон в Португалии и Севилье в Испании, куда стали стекаться товары из Индии и драгоценные металлы из Америки. Итальянские города, оказавшиеся вдали от новых путей, наоборот, начали терять свое знамение, что усугубилось созданием на Ближнем Востоке Османской империи, которая перекрыла все сухопутные пути из Европы в Индию.

Во второй половине XVI в. главный торговый перекресток Европы переместился на северо-запад материка - к побережью Северного моря. В наиболее выгодном положении оказались города Нидерландов, расположенные и устьях рек Рейна, Мааса, Шельды, которые вели во внутренние районы Европы. Главным торговым центром стал Антверпен. Вдоль берега Шельды в этом городе сформировалась целая торгово-складская зона, куда стекались товары пи многих стран, а затем распределялись по районам Европы. Наиболее важные контракты стали заключаться не на рынках, а на бирже, что резко увеличило объемы торговли. Главная площадь города предназначалась для торжественных церемоний и праздников, а украшали ее здания ратуши и важнейших торговых гильдий. Появились новые ремесленные производства, в том числе ювелирное дело, и первые текстильные мануфактуры. При этом в политическом отношении Нидерланды в тот период оказались под властью Испании, куда уходила значительная часть доходов купцов и ремесленников. Экономические противоречия усиливались национальными и религиозными. Это привело к восстанию населения Нидерландов эпохе господства Испании. В результате многолетней борь-5ы получить независимость в конце XVI в. удалось лишь северной части Нидерландов - Голландии, населенной преимущественно протестантами. Антверпен, оставшийся в южной части под властью испанцев, потерял свое главенствующее положение. Главным торговым центром Европы и всего мира в первой половине XV11 в. стала столица Голландии город Амстердам. Амстердам небольшой рыбацкий поселок - резко увеличивается в размерах. На его центральной площади Дам ("плотина") строится монументальная ратуша (впоследствии королевский дворец), вблизи - биржа и торговые кварталы. Побережье моря занимают многочисленные склады и судостроительные верфи. Жилая застройка расходится кольцами от центра города, при этом кольца образуются специально построенными каналами с набережными. На окраинах города возникают мануфактуры, перерабатывающие сырье со всего света.

Но главенство Голландии и Амстердама также оказывается недолгим. После буржуазной революции середины XVII в. значительно усиливается Англия. Она сначала выигрывает войну с Испанией, а затем и ряд войн с Голландией, становясь ведущей морской державой мира. Роль главного торгового и экономического центра мира переходит к столице Англии Лондону. Лондон возник в качестве военного лагеря еще во времена Древнего Рима. Он расположился на реке Темзе - главном пути во внутренние районы Англии с побережья - в том месте вверх по течению от устья, где река становится уже и через нее можно организовать переправу (ниже Лондона через Темзу мостов нет до сих пор). В Средневековье Лондон оставался сравнительно небольшим городом, хотя около него вниз по течению Темзы строится самая мощная королевская крепость Тауэр, а вверх по течению - Вестминстерское аббатство, являющееся местом коронации и захоронения английских королей.

Начиная с XVII в. Лондон начинает быстро развиваться. Вниз по течению реки от города возникает район лондонских доков, состоящий из многочисленных гаваней, складов, судостроительных верфей. К этой зоне примыкает Ист-Энд - рабочие жилые районы, застроенные многоэтажными зданиями казарменного типа. Исторический Лондон - Сити - постепенно застраивается зданиями банков, бирж, офисов крупнейших компаний, городскими общественными зданиями (собор Святого Павла, мэрия - Гидхолл, суд и др.). Около Вестминстерского аббатства строятся здания парламента, министерств, королевские дворцы (Букингемский и др.). Здесь сохраняются большие зеленые территории (Гайд-парк и др.), возникают районы торговли и развлечений (Сохо и др.) Вообще западная часть Лондона - Вест-Энд - становится местом проживания привилегированных слоев населения. Резкое социальное территориальное расслоение впервые появляется именно в Лондоне. Здесь предпринимаются серьезные меры по регулированию развития города, в частности, создается зеленый пояс вокруг города, а новые пригороды строятся уже за пределами этого пояса с разрывом от основного массива городской застройки. В новых пригородах применяется принцип "города-сада", когда преобладают односемейные дома, утопающие в зелени деревьев. При этом планировка центра города остается запутанной, с узкими улицами и отсутствием выраженного организующего центра города. К началу XX в. население Лондона составляет 4,5 млн. чел., и он становится крупнейшим городом, когда-либо существовавшим в истории.

Одновременно в Англии развиваются и другие города - промышленные центры (Ливерпуль, Манчестер, Бирмингем и др.). Они состоят из жилых рабочих кварталов при промышленных предприятиях, слабо связанных друг с другом, фактически при отсутствии единого городского центра. Возникают также специализированные города-порты, военные базы, курорты, при сохранении появившихся еще в Средневековье университетских городов и небольших местных центров. Таким образом, уже в XIX в. в Англии формируется система городского расселения, близкая к современной. В этой стране впервые в мире доля горожан превышает половину населения, а в начале XX в. в Великобритании горожанами является уже около 75% населения.

Большое значение для развития градостроительства имел также Париж, выделившийся среди остальных городов Франции еще в Средние века. Но интенсивное развитие этого города началось уже в Новое время, когда он стал столицей крупного централизованного государства. В середине XVII в. около Парижа создается парадная королевская резиденция Версаль, ставшая образцом для подобных построек во всех европейских странах. Были разработаны новые принципы планировки, учитывающие эффект воздействия дальних перспектив, сочетания искусственных сооружений с живой природой, чередования открытых зеленых и водных пространств. При этом возобладал архитектурный стиль классицизм, явившийся новым "возрождением" античности. По образцу Версаля ансамбль парадных дворцов и площадей сооружается в XVIII - начале XIX в. и в самом Париже вдоль правого берега Сены: Лувр - Тюильри - площадь Согласия - Елисейские поля - площадь Звезды с Триумфальной аркой. Во второй половине XIX в. в городе проводится реконструкция Османа (бывшего префектом Парижа), в ходе которой создаются широкие бульвары на месте бывших крепостных стен и расчищаются обширные пространства вдоль Сены, позволяющие оценить архитектурные шедевры центра города: собор Парижской Богоматери, Лувр, Дом Инвалидов, впоследствии - Эйфелеву башню. Одновременно произошло разделение города по социальному признаку: богатые кварталы концентрируются к северо-западу от центра города, бедные - к юго-востоку. Центр города окружили промышленные пригороды. К началу XX в. Париж с населением 2,7 млн. чел. делит 3-4 место среди городов мира вместе с Берлином, уступая только Лондону и Нью-Йорку.

Берлин - ещё один примечательный европейский город того времени... Он стал столицей крупного централизован-) государства (Германской империи) сравнительно поздно - только в 1870 г. А первоначально это небольшая крепость в центре славянских земель, завоеванных германскими князьями в XIII-XIV в. Только с 1701 г. Берлин - столица Прусского королевства - самого большого, но лишь одного из многих германских государств того времени. Но получение статуса столицы способствовало бурному развитию города. Уже во времена Пруссии в городе создаются дворцы, загородные резиденции, почти т- уступающие парижским и лондонским. Строятся система судоходных каналов, по всем направлениям прокладываются железные дороги, что резко улучшает транспортное положение города и это способствует росту промышленности. Новое выгодное положение особенно ярко проявляется во времен;. Германской империи. Во второй половине XIX в. население Берлина вырастает в 5 раз. В городе размещаются не только многочисленные административные учреждения нового большого европейского государства, но также крупные промышленные предприятия, причем новейших для то, времени от- машиностроения, электротехники, химии. Город становится одной из мировых столиц того времени.

В общем случае можно сказать, что в Новое время главным стимулом развития европейских городом первоначально является международная торговля, но впоследствии ведущее место переходит к промышленности. Быстро развивается также административные центры - столицы централизованных государств. Все большее значение начинают приобретать отрасли: непроизводственной сферы - финансы образование, наука, культура

  1. Предмет и периодизация истории Раннего Нового времени.
    2. Европейское общество на рубеже Раннего Нового времени. Характеристика демографических и социальных процессов.
    3. Новые взгляды на человека, общество, окружающий мир, этику, религию и культуру в эпоху Высокого Ренессанса.
    4. Аграрные отношения и их трансформация в Раннее Новое время (до 1789 г.).
    5. Городское производство, торговля и финансы в XVI — XVII вв. Социальные и культурные изменения в жизни европейских городов.
    6. Сословный строй и социальные изменения в европейском обществе. Старые новые общественные группы. Новые типы социальных связей.
    7. Мануфактурная и фабричная стадии развития капитализма. Начало и характер индустриальной революции во второй половине XVIII века.
    8. Понятие модернизации. Исторические причины, типы, особенности процессов модернизации в разных регионах и социальных средах.
    9. Европейский колониализм в Старом и Новом Свете в XVI – XVIII вв. Типы колониальных систем в раннее Новое время.
    10. Особенности Ренессанса в Германии. Немецкий гуманизм XV — XVI вв.
    11. Предпосылки и причины Реформации в Европе. Кризис средневекового католицизма.
    12. Крестьянская война в Германии. Этапы, движущие силы, характеристика программ, исторические итоги.
    13. Процесс усиления Пруссии среди германских государств во второй половине XVII – XVIII вв.
    14. Особенности социально-экономического и политического развития Нидерландов в XVI веке. Формирование предпосылок буржуазной революции.
    15. Революция в Нидерландах: характер, движущие силы, этапы, историческое значение.
    16. Основные доктрины реформационных учений (Лютер, Кальвин, Цвингли).
    17. Контрреформация в Западной Европе в XVI – XVII вв.
    18. Основные проблемы международных отношений в западной Европе в XVI веке.
    19. Европейский абсолютизм в Ранее Новое время. Типы абсолютистских режимов, национальные особенности.
    20. Основные проблемы развития Испания в Раннее Новое время Особенности абсолютизма. Социальные, национальные, колониальные проблемы.
    21. Общество, государство и модернизационные процессы во Франции XVI века.
    22. Гражданские войны во Франции и Нантский эдикт 1598 г.
    23. Утверждение системы французского абсолютизма при Людовике XIV во второй половине XVII – начале XVIII вв.
    24. Тридцателетняя война в Европе. Причины; характеристика основных конфликтов и противоречий; основные этапы; исторические итоги.
    25. Формирование Вестфальской системы международных отношений. Новые тенденции в международных отношениях второй половины XVII века.
    26. Английское общество в переходную эпоху XVI – XVII вв. Складывание предпосылок английской революции.
    27. Начало английской революции и гражданские войны 1640 – 1649 гг.
    28. 28. Индепендентская республика и протекторат Кромвеля.
    29. Реставрация Стюартов и «Славная революция» 1688 г. Формирование английской политической системы.
    30. Международные отношения в Европе в 1648 – 1714 гг. Основные конфликты и направления развития МО.
    31. Международные отношения в 1714 – 1789 гг. Война за австрийское наследство, Семилетняя война, состояние европейских МО к началу французской революции.
    32. Европейское Просвещение: основные идеи и направления, представители, национальные особенности (Англия, Франция).
    33. Особенности развития североамериканских колоний в XVII — XVIII в. Противоречия между колониями и метрополией.
    34. Война за независимость североамериканских колоний 1776-1783 гг. Позиция и участие европейских держав в войне.
    35. Конституция США. История разработки, содержание, значение.
    36. Французское общество перед революцией XVIII века. Кризис абсолютизма.
    37. Империя австрийских Габсбургов во второй половине XVII – конце XVIII в. Основные внешнеполитические, социально-экономические и национальные проблемы.
    38. Итальянские государства во второй половине XVII – XVIII вв. Проблема национального объединения Италии.
    39. Новые тенденции развития европейской культуры и искусства в XVII – XVIII вв.
    40. Развитие науки и техники в РНВ

Класс: 7

Форма проведения : урок-путешествие.

Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся о процессах, явлениях, разрушавших традиционное общество в 16-17 вв.;
  • развивать умение составлять причинно-следственную связь между процессами, событиями, имевшими место в данный период;
  • развивать навыки коллективной работы, работы в группе;
  • вызвать интерес к Раннему Новому Времени;

Оборудование:

  • карта «Великие географические открытия»;
  • корабль с отделяющимися парусами;
  • презентация «Живопись эпохи Возрождения»;
  • музыкальное сопровождение: «Шум моря», «Капитан, капитан, улыбнитесь...»
  • карточки с именами путешественников;
  • названия городов под цифрами;
  • сигнальные карточки с цифрами;
  • анкета для жюри.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель сообщает ученикам тему, цели урока, формы организации деятельности школьников.

Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок-путешествие. Мы будем путешествовать по морям и океанам, по странам и городам, но и еще по времени.

Как вы думаете, в какое время мы поплывем?

Что это за время, которое мы называем Р.Н.В., где появился этот термин, когда, что обозначает?

Как называется общество Р.Н.В.?

Я знаю, вы конечно уже взрослые, но даже взрослые люди в душе хоть когда-нибудь хотят побыть детьми, возвратится в детство, в юность, и сегодня, я думаю, у нас будет такая возможность.

Отправимся мы в путешествие вот на таком корабле, который называется «Мечта».

Сегодня работаем в группах, нужны помощники (выбор жюри).

II. Организация игровой деятельности.

Цель определена, корабль есть, нужна команда.

1) Д/З Представление команд (жюри, баллы).

2) Остановка «Португалия» (музыкальное сопровождение «шум моря»)

Почему? Каких первооткрывателей можете назвать?

а) Ребятам выдаются карты, и предлагается за минуту вспомнить и нарисовать маршрут одного из первооткрывателей данной эпохи. Выбираются карточки с именами моряков для каждой группы.

б) Игра «Снежный ком». Первая команда отвечает на вопрос, (передает ком др. команде) вторая повторяет ответ первой команды и называет свой ответ и т.д.

Что изменилось в Европе в результате В.Г.О.? (жюри, баллы)

3) Остановка «Италия»

Почему? Докажите.

а) «Архитектура эпохи Возрождения».

На доске под цифрами названия городов 1 Флоренция. 2 Рим. 3 Венеция. На партах сигнальные карточки с цифрами. Учитель читает текст, в котором упоминаются памятники архитектуры, имена мастеров и наглядно. (Презентация .)

Учитель: 1Венеция, 2Флоренция, 3Рим;

Дети: 3, 1, 2;

1 . Этот город долгое время считался центром эпохи Возрождения. Оправдывая свое название лат. («Цветущий город») был богатым и процветающим. Горожане города были воспитаны гуманистами в духе преклонения перед античным искусством. Славу города преумножил один из самых богатых и влиятельных родов-Медичи, а особенно Лоренцо Великолепный. В этом городе создавались самые знаменитые церкви и палаццо 16 в. Церковь Санта Мария-Магдалена, палаццо Пацци, Этот город был поистине родным городом Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи. (Флоренция)

2. Этот город в 15-16 вв. становится одним из центров Возрождения. Он приобрел ведущее значение в развитии итальянской архитектуры: палаццо ди Венеция, Ватиканский папский дворец, собор св. Петра - архитектором которого был Браманте. В конце 16 вв. Доминика Фонтана по приказу папы Сикста 5 предпринял грандиозную перестройку основных улиц города, соединив крупнейшие паломнические базилики города единой сетью дорог, пересечения которых – площади - были украшены великолепными памятниками архитектуры и фонтанами. На одной из площадей стала красоваться Сикстинская капелла, в оформлении которой принимали участие приглашенные мастера: Микеланджело, Рафаэль. (РИМ)

3. Архитектурный облик этого города сложился в 14-16 вв. Богато декорированные здания церквей, фасады дворцов с ажурными галереями, мосты, узкие кривые улочки со сплошными рядами 3-4- этажных домов, множество каналов, придают городу характер праздничный и живописный. В центре города площадь Сан-Марко с 5-купольным собором святого Марка. Крупнейшим архитектором города был А. Палладио, украшавший город многочисленными виллами в «Римском стиле: виллы Барбаро, Библиотека, театр Олимпико и др. В этом городе жили и творили такие живописцы, как Веронезе, Тициан, Беллини и др. (ВЕНЕЦИЯ) (жюри, баллы).

б) «Живопись эпохи Возрождения».

Команды получают чистые листы, подписывают № команды, на презентации репродукции картин. Дети должны по порядку написать имя автора и название произведений.

  1. Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джаконда)»
  2. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
  3. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
  4. Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец»
  5. Рембрандт Ван Рейн «Возвращение блудного сына»
  6. Микеланджело «Сотворение Адама»

Листы собираются, проверяем по командам

Почему эти картины мы относим к эпохе Возрождения? (жюри, баллы)

4) Остановка « Край света ».

Продолжаем путешествие и отправляемся на край света, а куда же это? Ведь по представлениям средневековых ученых он был.

В Р.Н.В. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания. На этой основе складываются новые представления о вселенной, рождаются новые методы исследования природы.

Сейчас послушаем эти представления, достижения.

Представитель от команды должен за минуту рассказать суть учения любого ученого или изобретателя, (жюри, баллы).

5) Oстановка «Германия».

Почему Германия? Что такое Реформация? Что произошло в результате Реформации?

Посовещавшись в группах, ребята должны ответить на вопрос:

Кто из деятелей Реформации мог сказать эту фразу?

Я здесь стою, и не могу иначе, да поможет мне Бог (Лютер)

Власть должна быть отдана простому народу (Мюнцер)

Если церковь определила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу должны признать ее черной (И. Лайола)

Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков (Филипп 2)

Молись и работай (Ж.. Кальвин) (жюри, баллы)

6) Конкурс капитанов.

Учитель говорит о том, что в конце плавания моряки сворачивают паруса, ставят корабль на якорь, наводят порядок. И предлагает командам «разобрать» корабль. А именно: по очереди выходят к кораблю капитаны, снимают по одной прикрепленной детали, читают понятие и дают его определение.

Жюри подсчитывают балы, музыкальное оформление: Капитан, капитан, улыбнитесь...

Абсолютизм, Возрождение, Гуманизм, Реформация, фермеры.

III. Подведение итогов уроков.

К сожалению, путешествие наше заканчивается, но я думаю, что мы его продолжим на следующих уроках. Нас многое еще ждет впереди. Подсчитывает количество баллов, выбирается команда-победитель, награждение, оценки за урок.

IV. Домашнее задание : составить тест по изученной теме.

Великие географические открытия были подготовлены развитием кораблестроения . Появился новый тип судов – каравелла . Эти корабли могли ходить под парусами и против ветра, кроме того, имея небольшие размеры, они вместе с тем были очень вместительны. Появилась астролябия , благодаря которой можно было установить широту местонахождения судна, компас.

Совершенствовалось огнестрельное оружие. Возник способ сохранения мяса (путем засолки), что давало возможность морякам не зависеть от торговли, совершая длительные плавания.

Мореплаватели, купцы, политики и ученые этой эпохи базировались на концепции единого Мирового океана . Идея Мирового океана становится освященной и церковной традицией, став частью религиозного мировоззрения.

Появились идеи, что возможно плавание из Европы в Азию в западном направлении. Развивалась картография. В 1492 г. немецкий географ Мартин Бехайм создал большой глобус и подарил его своему родному городу Нюрнбергу. Этот глобус до сих пор является самым древним дошедшим до нас и полностью сохранившимся.

Первой европейской страной, активно приступившей к далеким путешествиям и открытию новых земель, была Португалия . После того как Португалии удалось отделиться от Испании и определились к середине XIII в. ее границы, она оказалась совершенно отрезанной и изолированной от Европы. Поэтому правительство этой страны оказывало покровительство морским путешествиям.

Открытия и завоевания Португалии в эпоху Великих географических открытий:

Генрих Мореплаватель . Построен большой флот. Исследование западного побережья Африки. Открыты Азорские, Канарские о-ва. Создание каравеллы.

Дело, начатое Генрихом Мореплавателем, продолжил другой португальский путешественник Барталамео Диаш . В 1487 г. он предпринял морскую экспедицию вдоль западного побережья Африки и достиг ее южной оконечности, названной им мысом Доброй Надежды.

В то время как Испания в поисках Индии продолжала морские путешествия на запад, Португалия не оставляла свои попытки достичь Индии восточным путем.

Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руководителем экспедиции в Индию одного из придворных, представителя старинного дворянского рода Васко да Гама .

Экспедиция прошла вдоль западного побережья Африки, далее отклонилась на юго-запад и по большой дуге вышла к мысу Доброй Надежды и, обогнув Африку, пошла дальше (теперь уже на север) вдоль восточного побережья Африки к экватору.

Идя вдоль восточно-африканского побережья, корабли старались не терять из виду землю. В порту Малинди Васко да Гама нанял арабского лоцмана, кторый вывел португальцев в Индию.

В августе 1498 г. экспедиция под предводительством Васко да Гамма отправилась в обратный путь, и в июле 1499 г. корабли вошли в Лиссабонскую гавань. Португалия торжествовала. Васко да Гама получил титул «дона», а также титул «адмирала Индийского моря». В возрасте 65 лет (1524) он умер в городе Кочине на юге Индии.

Португальцы стремились к захвату не столько обширных территорий, сколько стратегически важных пунктов, дававших им возможность контролировать торговые пути.

Открытия и завоевания Испании в эпоху Великих географических открытий:

Во второй половине XV в. произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова – Кастилии и Арагоны, что привело к созданию испанской монархии. Испанские войска начали освобождать земли, захваченные арабами еще в 711 г. Последней областью, освобожденной от арабов в 1492 г., была Гранада. После этого Испания стала самым могущественным государством на Пиренейском полуострове и уже не могла мириться с господством португальцев на море. Стремление к лидерству толкало королевскую знать к расширению территории, добыче золота и захвату рабов. Но мореплавание и судостроение в Испании было развито слабо. Поэтому испанские монархи прибегали к услугам мореплавателей из других стран. Одним из таких мореплавателей был итальянец Христофор Колумб .

Колумб несколько раз предлагал свои услуги королям Португалии и Испании. Только в 1492 г. получил согласие и финансирование. Путешествие началось 3 августа 1492 г. из Севильи. Сначала корабли достигли Канарских островов, а оттуда взяли курс строго на запад в открытый океан и 12 октября этого же года достигли суши. Это был один из Багамских островов в Карибском море, который измученные долгим плаванием матросы назвали «Сан-Сальвадор», что в переводе значит «святой спаситель».

Продолжая плавание, корабли повернули на юг и 25 октября 1492 г. достигли острова Куба. Далее Колумб направил свои корабли вдоль берега этого острова, повернув на восток. Он посчитал, что это не остров, а часть большого континента. Все участники экспедиции были уверены в том, что достигли берегов Японии, Китая или Индии. Условно они назвали открытые земли Вест-Индией , а местных жителей – индейцами.

Пройдя вдоль берегов Кубы и острова Гаити, повернул назад. Весной 1493 г. путешественники с триумфом вернулись в Испанию. За это путешествие Колумбу был пожалован личный герб и присвоено звание адмирала.

После этого, в 1493, 1498 и 1504 г. Колумб совершил еще три путешествия, открыл много островов в Вест-Индии, исследовал побережье Центральной Америки. Но до конца жизни был уверен, что дошел до Азии.

В последующие годы исследователь Америго Веспуччи доказал, что земли – новый материк, а его имя вскоре прикрепилось к этим землям – Америка.

В 1519-1522 гг. – первое кругосветное путешествие Фернанда Магеллана . Это было первое в истории кругосветное путешествие, которое доказало шарообразность Земли. Великие географические открытия способствовали не только формированию мирового рынка, но и развитию международных и культурных связей, складыванию постоянных водных и морских маршрутов, ставших впоследствии туристскими.

Во второй половине XVI в. на главные роли в морских путешествиях выходит Голландия и Англия.

Путешествия Джеймса Кука. Задача середины XVIII в. – поиск Южного материка. 1768-1771 гг. – первая экспедиция. Исследовал Новую Зеландию, доказал существование пролива между о-вами Северный и Южный (пролив Кука). Открыл Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии. Исследовав Торресов пролив, доказал, что Новая Гвинея – остров. Собрана богатая ботаническая коллекция. 1772-1775 г. – вторая экспедиция. Поиск Южного материка (71 ю.ш.). Доказал, что в 40-60 ю.ш. земли нет. Открыт ряд островов в Полинезии. О-в Пасхи. Новая Каледония. 1776-1779 гг. – третье путешествие. Цель – поиск северо-западного пути. Открыл Гавайские о-ва, исследовал побережье Аляски (залив Кука). Прошел Берингов пролив, но льды заставили повернуть обратно. В столкновении с гавайскими аборигенами Дж.Кук погиб.

Таким образом, в этот период открыты многие земли в Тихом океане. Составлены подробные карты новых земель. Собрана богатейшая научная коллекция. Пример путешествий с научными целями.