Литература         21.10.2020   

Большинство арабов ненавидят турок, помня все их «достижения» еще со времен Османской империи. Между арабами и турками рождается серьёзный конфликт

История взаимоотношений между арабами и турками-османами не ограничивается распространением среди них ислама и заимствованием арабских слов.

С начала XVI века португальцы стали представлять угрозу для паломников, стремящихся попасть с Индийского субконтинента в священные города Мекку и Медину. Португальцы вошли в Персидский залив и Красное море и стали нападать на мусульманские торговые суда. Мамлюки, правившие Египтом ничего не могли противопоставить европейцам, и обратились за помощью к туркам-османам, которым, в свою очередь, европейцы не могли противостоять в том, что касалось военной и морской силы, поскольку у османов была первоклассная армия и такой же флот.

И все же стоит отметить, что для начала османы присоединили к своей державе Сирию и Египет. Египет был нужен чтобы, опираясь на морские базы, вести борьбу с португальскими пиратами.

Проявив себя истинными стратегами, османы начали военные действия против испанцев и португальцев в Средиземном море и связали их силы. Во главе флота встал легендарный Хайретдин-паша, которому его враги дали прозвище Барбаросса – рыжебородый. В 1538 году Барбаросса разбил объединенный флот Запада у Превезе, а в 1541 году нанес испанцам, которыми командовал сам король, тяжелое поражение у берегов Алжира. Примерно в то же время флот под предводительством Хадыма Сулеймана-паши вышел в Индийский океан. Османы завоевали Йемен и северо-западные районы Эфиопии. Базируясь в йеменских портах Адена и Зебида османские корабли постоянно патрулировали Красное море, прикрывая пути на священные города, и полностью расстроили португальскую торговлю пряностями. Мусульманская торговля, напротив, ожила.

Каир, Александрия, Дамаск, Триполи и Алеппо пережили второе рождение. В них до сих пор сохранились многочисленные следы османского влияния, прежде всего в архитектуре.

В 1578 году португальцы были разгромлены в Средиземном море в битве у Касру-ль-Кабир. При этом погиб сам португальский король.

К 1590 году в результате войн с иранскими шахами из династии Сефевидов был завоёван Ирак.

По договору 1639 года, заключенному в Каср-и-Ширине иранцы признавали османскую власть над Багдадом. В это время арабские территории стали глубокими провинциями (санджаками) Османской империи.

Правители санджаков назначались султаном. Они отвечали за сбор налогов и осуществляли административное управление. Местные правители, как правило, пользовались широкой автономией во внутренних делах. Иерусалимский санджак, включавший в себя территорию от Яффы на западе и до реки Иордан на востоке и территорию от границ Сирии до границы с Египтом на юге, подчинялся непосредственно султану.

Меккой управляли сменявшие друг друга шерифы, считавшиеся потомками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пользовавшиеся большей, нежели обыкновенные паши-губернаторы, самостоятельностью.

Арабские провинции были менее развиты в промышленном отношении, хотя города, расположенные на побережье, благодаря торговле развивались быстрее, чем те, которые находились в глубине территории империи.

Например, Алеппо, наряду с Дамаском и Каиром, были знамениты производством тканей. В этих городах также были развиты ремесла, связанные с обработкой металла: изготовление хозяйственной утвари, оружия, инструментов, конской сбруи. В Египте также выращивали хлопок, который широко потреблялся на внутреннем рынке. И все же большая часть промышленных товарыов доставлялась в арабские провинции из Анатолии, европейских провинций империи, из Ирана и Индии.

Арабские провинции Османской империи были беднее, чем европейские. Это во многом объяснялось низким уровнем образования населения и, как следствие, их отставанием в развитии.

С начала XVIII века Османская империя вошла в полосу экономических и политических кризисов. Поражение под Веной означало конец военного преимущества османов, власть над провинциями стала ослабевать. Этим не преминули воспользоваться управлявшие ими паши, чтобы добиться большей самостоятельности.

Сильнейшее потрясение Османская империя испытала в результате нападения Наполеона на Египет в 1798 году.

И хотя в итоге импертатор Франции потерпел поражение, именно он был первым, кто предложил евреям основать государство в Палестине. Ослабление власти османов в этом регионе способствовало закреплению там европейцев.

В 1801 году в Аравии начался ваххабитский мятеж, который удалось подавить лишь через 17 лет.

С 1820-х годов Османскую империю потрясла целая череда восстаний и бунтов, направленных против центральной власти. В то же время в целом население сохраняло верность османским султанам. Действия арабского населения Сирии и Палестины, выступившего против египетского паши Мехмеда Али, намеревавшегося захватить власть в империи, сыграли решающую роль в его поражении в 1840-41 годах.

Нестабильной ситуацией в империи не преминули воспользоваться европейские державы, в первую очередь Англия и Франция. Англия открыла в Иерусалиме консульство, главной задачей которого было содействие переезду евреев в Палестину.

Франция закрепилась в Ливане, пользуясь тем, что в этой части империи христиане составляли довольно большую часть населения. Католические миссионеры стали открывать в Ливане школы в большом количестве. Христиане попытались усилить свое влияние, и это привело к конфликту с мусульманским населением региона, который вылился в столкновение, унесшее тысячи человеческих жизней. В ответ на угрозу Франции вмешаться в ситуацию османским властям пришлось изменить статус этих территорий, объявив их автономной провинции, правителем которой стал христианин.

Со временем вмешательство европейцев в дела Османской империи только росло.

В 1882 году Великобритания под предлогом обеспечения судоходства по Суэцкому каналу оккупировала Египет. Англичане проявляли активный интерес к делам на Аравийском полуострове, поддерживая стремление местных шейхов отделиться от Османской империи, снабжая их оружием и оказывая политическое покровительство.

Турки действовали с переменным успехом, подавляя бунты арабских племен в Аравии и Йемене в 1871, 1889 и 1895 годах. Для османов контроль над территорией Аравии был очень важен: именно здесь располагаются святые места мусульман и султан, носивший одновременно титул халифа должен был обеспечить возможность своим подданным из разных регионов империи совершить хадж.

С конца 1880-х годов, когда борьба между европейскими державами за колонии предельно обострилась особое значение приобрел регион Персидского залива.

Германия получила от османов концессию на строительство железной дороги Берлин-Багдад с ветками на Кувейт и Хиджаз, чтобы иметь выход на Ближний Восток, минуя моря, находившиеся под контролем англичан. Сближение между двумя странами происходило и в других областях, например, в военном сотрудничестве.

С тех пор англичане взяли прямой курс на раздел Османской империи, намереваясь, вслед за Египтом и Суданом превратить Аравию, междуречье Тигра и Евфрата в зону своего колониального господства. При этом Англия всячески поощряла и провоцировала конфликты местных арабских правителей с османскими губернаторами и центральной властью в Стамбуле, обещая арабам свою поддержку.

В 1901 году между турками и англичанами развернулась борьба за Кувейт, правитель которого напал на подчинявшееся османскому губернатору арабское племя шаммаров в Восточной Аравии.

Кризис достиг своего пика, когда эмир Абдул-Азиз ас-Сауд с отрядом в 40 бойцов проник в Эр-Рияд, убил тамошнего губернатора и захватил город. Через кувейтского эмира Мубарака англичане снабжали его оружием и оказывали дипломатическую поддержку: в декабре 1903 года вице-король Индии Керзон в сопровождении эскадры военных кораблей посетил регион Персидского залива, демонстрируя поддержку союзников.

Летом 1904 года Абдул-Азиз установил контакты с английским политическим резидентом в странах Персидского залива майором П. Коксом.

Понимая, что происходящее грозит потерей Аравии турки послали на подавление мятежа войска, но они были разгромлены в бою у эль-Букайрии.

В 1905 году в Йемене произошло восстание против турок во главе с имамом Яхъей. Османы не могли больше контролировать восток и центр Аравии и были вынуждены вывести оттуда свои гарнизоны.

Продолжение следует

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Интервью директора Центра региональных исследований Ричарда Киракосяна газете «Ноев Ковчег»

– В последнее время Турция существенно усилила восточный вектор своей внешней политики. Означает ли это, что Анкара уже отказалась от надежд, связанных с переговорами по вступлению Турции в ЕС?

– Как мне кажется, за последние полтора года турецкая стратегия по евроинтеграции подверглась существенным изменениям. Турки уже давно не просят Европу принять их, стремясь превратить свою страну в настолько мощное региональное государство, чтобы ЕС нуждался в ней больше, чем Турция в ЕС. При этом членство Турции в Евросоюзе, собственно, исходит и из интересов Армении, так как Турция, попав в ЕС со всеми вытекающими из этого последствиями, станет более выгодным и менее опасным соседом для нас. В частности, я имею в виду ответственность турок в вопросах геноцида и исторического наследия, возмещения собственности. Турция просто будет вынуждена сократить военные расходы, агрессию в отношении армян или курдов. Все это существенно ограничит свободу Анкары в маневрах, и Турция не сможет долго оставаться враждебным соседом для Армении. Вместе с тем я особо хотел бы выделить внешнеполитический вектор Турции о приоритетности Балкан и балканских турок. При этом данное направление турецкой политики обнажает ее дисперсность, поскольку Анкара не фокусируется на чем-то одном, проявляя активность в направлении Сирии, Ливии, Ирака, Боснии, Кипра, Кавказа, Азербайджана, Ирана и т.д. Таким образом, параллельно развивая все эти векторы, Турция неминуемо потерпит неудачу, по крайней мере, во многих своих попытках.

– С развалом СССР Турция перестала играть для НАТО, и в частности для США, исключительную роль натовского форпоста на границах «империи зла». Тем не менее, американо-турецкое военно-стратегическое сотрудничество, несмотря на некоторые шероховатости, продолжает развиваться.

– Не секрет, что на протяжении последних десятилетий именно Пентагон не раз вставал на защиту Турции даже тогда, когда этого не следовало делать, к примеру, в вопросе геноцида армян. Однако на сегодняшний день в Пентагоне испытали настоящее разочарование Турцией и в ней уже не нуждаются, что обосновано наличием американских солдат в Афганистане и Ираке, а также новой ролью США на Ближнем Востоке. При этом сама Турция, являясь членом НАТО, рассматривает, к примеру, Черное море не под углом сотрудничества с США или в рамках НАТО, а в контексте партнерства с Россией. Поэтому военно-политические отношения между Вашингтоном и Анкарой, подвергшись серьезным изменениям, вряд ли восстановятся до прежнего уровня, что для региона в целом хорошо.

– И эту тенденцию неспособно подвергнуть корректировкам даже подписанное недавно Турцией и США соглашение о размещении радара против иранских ракет на турецкой территории?

– В данном случае важно даже не столько это, сколько то, что Турция уже несколько лет сближается с Россией в таких сферах, как энергетика, дипломатия и геополитика. И размещение радара станет первым испытанием прочности российско-турецких отношений. Данный план ПРО, по сути, идентичен тому, что развертывается в Польше и Чехии и против которого так активно выступала Россия. Сама Россия при этом явно не располагает достаточными рычагами воздействия на Турцию, учитывая, что эти две страны являются давними историческими и региональными соперниками. Помимо того, претензии Турции на роль региональной державы прямым образом угрожают интересам России на Кавказе, однако для Армении такой сценарий однозначно позитивен, так как чем больше сложностей будет в отношениях Москвы и Анкары, тем лучше для Еревана. Таким образом, подписав договор о размещении ПРО, Анкара уже во второй раз позиционирует себя как союзницу Вашингтона. Первый раз – это позиция Турции в отношении Сирии. Очень интересна цена соглашения, которую получит Турция от США. Ею может стать как американское содействие или, по крайней мере, нейтралитет США относительно бомбежек деревень и позиций курдов в Северном Ираке. Что же касается Ирана, против которого, как предполагается, размещен радар, то у него нет других альтернатив, кроме как пытаться продолжать использовать Турцию как посредника.

– Многие сегодня говорят о неуклонной исламизации Турции, направленной на повышение ее роли в регионе. Происходит ли этот процесс в реальности или же сводится к имитации в политических целях?

– Весь вопрос в том, что нам пока неизвестно – исходит ли исламизация от правящей Партии справедливости и развития, в основе своей исламистской, или же само общество сильнее начинает ориентироваться на ислам, а правительство просто ему в этом подыгрывает. Соответственно, тенденция к исламизации может исходить в Турции не только сверху, но и снизу. Однако в любом случае AKP явно не собирается превращать Турцию в теократическое государство, по примеру Ирана. Скорее, речь идет об ориентации страны на менее светскую и более демократическую позицию. При этом военные, светски настроенные силы, стоящие на страже идей Ататюрка, еще не проиграли эту игру и все еще могут стать центром выработки контрмер.

Однако тенденция к исламизации выглядит достаточно устойчиво, учитывая, что у власти в стране по-прежнему стоит Партия справедливости и развития. При этом дело тут не в одном только распространении ислама в Турции, а в том, кто в результате будет лидировать на Ближнем Востоке. Поэтому Израиль Турции уже не нужен, поскольку та всеми силами стремится завоевать расположение арабского мира, в особенности после смены правительств в Тунисе, Египте, Ливии и в будущем в Сирии. Однако большинство арабов еще в период Османской империи ненавидели турок и теперь продолжают помнить все их «достижения». Невзирая на это, Анкара, продолжая декларировать антиизраильскую позицию, продолжает играть на настроениях Ближнего Востока. В то же время, разорвав связи с Израилем, партия Эрдогана использует это для ослабления влияния собственного генералитета, который всегда поддерживался Израилем.

– Как вся эта ситуация отразится на Армении? Появится ли в Кнессете наконец законопроект о признании геноцида армян?

– Не знаю, как насчет Кнессета, но в Конгрессе США законопроект по геноциду станет уже не сугубо армянским вопросом, а удобным орудием для большинства представителей израильского лобби, которое не преминет использовать его против Турции. Многие годы Израиль помогал саботировать усилия по признанию геноцида. Теперь же израильское лобби в США и Европе наверняка развернется в обратную сторону, для начала попытавшись использовать геноцид армян в качестве ответного шага против Турции.

Поэтому в вопросе признания геноцида уже в ближайшее время могут произойти более существенные изменения и пертурбации.

Давид Степанян

1047

Глава министерства иностранных дел Арабских Эмиратов оскорбил турок. Эрдоган резко высказался в его адрес и не только. Все побежали за попкорном.

В конфликтологии есть дисциплина, изучающая поведение лидеров стран, их реакцию на те или иные события, согласно ценностям или нетерпимости к определенным вещам. Кроме этого, у каждого лидера есть необходимость играть на публику, высказывать популистские лозунги. Темы могут меняться в зависимости от нужд электората.

И вот у нас такая же ситуация: Известны ключевые игроки, известны их слабые стороны. Кто-то подливает масло в огонь. Не покидает мысль, что эта словесная перепалка - начало чего-то продуманного и с ужасным концом.

Я не читаю арабские источники (не знаю арабский), но, возможно, и в странах сателлитах Саудовской Аравии после кризиса с Катаром (где Анкара встала на сторону Дохи) об Эрдогане отзываются не совсем лестно. По крайней мере, в проправительственных изданиях Турции саудиты называются пешками США, наследный принц - агент Израиля , как и глава МИД Эмиратов - тайный агент Моссада .

Если подробнее о конфликте. С чего всё началось : Hесколько дней назад глава МИД Эмиратов репостнул текст в Twitter (от 16 декабря) о том, что османы якобы украли исламские реликвии в начале прошлого века из Медины. Вначале отреагировал советник президента Ибрагим Калын. Вчера сам Эрдоган, выступая перед публикой, заявил, что турки османы защищали исламский мир, в то время как арабы «били в спину» , перейдя на сторону англичан «поддавшись их обещаниям о независимости от османов». У турок, кстати, это очень распространенная идея, что арабы предали турок, прислушавшись к англичанам и из-за них развалилась Османская Империя.

Исторические экспонаты, о которых говорит автор твита из Ирака, предоставлены в Топкапы. И, если не ошибаюсь, османы будучи страной Халифата имели право (если рассуждать с позиции веры) защищать эти реликвии, что и делали. Тут я, наверное, предвзят, но то, что османы не смогли вывезти в Турцию, сейчас красуется в лондонских музеях и в частных коллекциях европейцев.

Почему этот конфликт может развиться? Если учитывать, что Эрдоган и его электорат серьёзно почитает Османскую империю, легко догадаться, какова предполагаемая реакция лидера страны. К тому же президент Турции за словами в карман не лезет, а арабы, как я вижу, сознательно его подталкивают к провокации, называя одного из османских генералов «вором» и цитата: «Вот такая вот связь у деда Эрдогана с мусульманами арабами» . А риторический вопрос Эрдогана «Наши предки защищали святые земли (Мекку и Медину), а где в это время были ваши?» не может не задевать многих арабов, и адресован он не только Эмиратам.

*телеграм-канала «Повестка дня Турции» не имеет никакого отношения к сайту «МК-Турция» и мнение автора канала может не совпадать с мнением редакции интернет-издания «МК-Турция» .

В последнее время всё чаще можно слышать о том, как мусульмане, живущие в России, покидают или собираются покинуть свою родину. В основном их привлекает Турция. Особенно это касается мусульман Москвы. Ещё больше – наиболее активных из них. Например, бизнесменов. Причин этому много. Наиболее часто, наряду с усиливающимся давлением на людей, ведущих исламский образ жизни, озвучивается нежелание растить детей в России.

Как-то у меня завязался разговор с другом о том, где он хотел бы жить и растить детей.

– Ты думаешь уехать из Дагестана?

– Пока нет, но всё чаще задумываюсь об этом. Хочу жить в цивилизованном обществе.

– Что именно толкает тебя на эти мысли?

– Я хочу, чтобы мои дети выучились должным образом и выросли в нормальном обществе.

– Ты считаешь дагестанское общество ненормальным?

– Ну, как сказать… я просто не хочу, чтобы мои дети выросли так, как вырос я. Хочу, чтобы они ходили в школу и университет за знаниями, а не за чем-то другим. У нас молодёжь в учебных заведениях занимается всем чем угодно, кроме учёбы. Они учатся там притеснять друг друга, давать взятки, учатся пить, курить… Я не хочу, чтобы мои дети росли в городе, в котором представители правоохранительных органов останавливают людей за внешний вид, где в любое время в кафе может ворваться ОМОН и задержать на полдня официантов и посетителей, где представители спецслужб могут без суда и следствия расстрелять машину прямо на дороге средь бела дня… Я хочу жить там, где люди любят и уважают окружающих, соблюдают их права и свои обязанности перед ними. У нас ненормальное общество, в котором живут и вырастают ненормальные люди.

– А кто будет менять его, если такие как ты разъедутся? Ты не чувствуешь ответственности за свою родину, за свой народ? Думаешь, тебя не будет тянуть домой? И куда, например, ты хотел бы переехать?

– Не знаю…

– В Европу ты не поедешь, правильно? В какие-нибудь Эмираты, наверное, тоже…

– Да, туда я не поеду. Думал, может, в Турцию…

– Представь, что ты переехал. Твои дети пошли в турецкую школу, стали говорить на турецком языке, приобщились к турецкой культуре и менталитету, обзавелись друзьями, женились на турчанках… стали турками, короче… совсем забыли родной Хунзах…

– Вот это меня и останавливает вообще-то.

– Мне кажется, ты не сможешь жить нигде, кроме этого нашего «ненормального общества».

– Кажется, я понял, где хочу жить…

После этого мой друг назвал одно небольшое дагестанское село, в котором простые люди живут простой сельской жизнью, понравившейся ему тем, что большинство его жителей соблюдают предписания ислама. Мечеть села играет роль важного общественного центра, имам имеет большой авторитет среди людей. К тому же в селе достаточно людей, обладающих шариатскими знаниями, к которым обращаются за решением бытовых и общественных вопросов и проблем. Дети там шустрые и смышлёные, а взрослые – благородные и трудолюбивые.

К сожалению, большая часть Дагестана сильно отличается от подобных сёл, и жизнь в ней течёт по другим правилам. Иногда кажется, что правил и вовсе нет. Когда-то оторванный от своей истории и культуры, крепко привязанной к исламу менталитет дагестанцев привёл нас к диктатуре силы, денег и служебных полномочий. Ценностями людей стали «корочка и ствол». То, что должны делать бесплатно, люди стали делать только за деньги. Довольство заработной платой и отказ от взяток стали глупостью. И если ты не заплатишь человеку за то, за что он получает зарплату, тебе может быть нанесён вред. Этот порочный круг сопровождает нас от роддома до кладбища включительно.

На этом фоне можно отчётливо видеть, как возврат к исламу и его ценностям делает людей лучше. Люди в ислам сегодня приходят самые разные. Бывает так, что занимавшиеся ещё вчера разбоем и вымогательством сегодня интересуются тем, какую наценку шариат разрешает им накинуть на товар. Совершенно искренне, стесняясь своего прошлого. Аллах говорит в Коране (смысл): «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов...» (сура «Женщины», аят 36). Это нрав ислама, ответственность за распространение которого лежит на наших плечах.

Каждый из нас в ответе за общество, в котором он живёт. Не следует бежать от проблем. Их за нас никто не решит. Турки и арабы сюда не приедут. Их выгнали не так давно.