Литература         16.04.2020   

Правильная артикуляция свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц). Сигматизм свистящих и его виды. Парасигматизм. ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь

| | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Все логопедические упражнения на сайте () разбиты по классам. Например, вы можете найти упражнения на определенную букву. Учите с ребенком стихи, поговорки, чтение книг. Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речи. Правильная речь ребенка - это хорошо. На нашем сайте мы постарались предоставить вам все, что нужно для развития речи вашего малыша. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Логопедические онлайн занятия позволяют детям развивать коммуникативные способности.

Приемы постановки звука Ц.

· Этот звук можно попробовать вызвать тогда, когда ребёнок уже произносит буквы Т и С. Попросите малыша быстро повторить Т-С, Т-С, Т-С. В результате слияния этих звуков образуется звук Ц.

· Упражнение "Не разбуди малыша". Поднести указательный пальчик к губам: "Ц-ц-ц, осторожно, не разбуди малыша в кроватке, тихо!"

Как научить ребенка произносить звук [Ц] правильно ?

1. Коварный звук Ц

Если проблемы со звуками [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] позади, стоит прислушаться к другому свистящему - [Ц]. Для многих малышей он становится настоящим камнем преткновения!

Родители почему-то не всегда замечают неполадки в произношении этого звука. Возможно, они кажутся им не столь значимыми, как дефекты [Л] или [Р]. Коварный звук [Ц] не простит подобного пренебрежения к своей особе! Забавные замены в речи малыша, типа «тьветы» (цветы), «чиплёнок» (цыплёнок), «сэлый» (целый) плавно перекочуют из устной речи в письменную. Поэтому не удивляйтесь, если через пару-тройку лет учитель начальных классов, устав исправлять подобные ошибки Вашего ребёнка, направит его к логопеду. Дисграфия у современных школяров – большая проблема! И заниматься ею будет именно этот специалист.

2. Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц?

Чтобы понять, о какой именно «камень» при произношении звука Ц споткнулся Ваш малыш, попросите его повторить фразу: «У цыплёнка Цыпа цепь ».

Возможно, получится: «У сыплёнка Сыпа – сэпь». Что ж, ребёнок так хорошо научился говорить [С], что заменяет им трудный звук [Ц]. Этот свистящий состоит из двух компонентов: [Т] и [С]. Если произнести их быстро и слитно, получится искомый звук. Но язык при этом должен проделать такие сальто-мортале! Сначала – упереться кончиком в нижние резцы, выгнуть спинку и оттолкнуться ею от твёрдого нёба (звук [Т]). Затем – немного опуститься вниз и изобразить горочку с углублением-желобком посередине (звук [С]). Согласитесь, не каждый ребёнок выполнит всё это безукоризненно. Вот кто-то и ограничивается одним из компонентов, в частности, звуком [С].

3. Ставим звук Ц сами!

Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц - …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой.

4. Поиграем в жмурки со звуком Ц!

У некоторых малышей контрольная фраза прозвучит так: «У типлёнка Типа – тепь». Самый распространенный вариант! Воспользуемся его преимуществом. Пусть кроха произнесёт [Т] с сильным выдохом (продемонстрируйте это для наглядности). Послышатся два звука [тс]. Причём элемент свистящего [С] будет более протяжным. Чтобы добиться тесного слияния звуков, воспроизведите вместе с ребёнком обратный слог [атс] с сильным выдохом в момент перехода от [а] к [тс]. Должен получиться обратный слог [ац]. Точно так же поработайте с обратными слогами [оц], [уц], [иц], [ец].

А чтобы в школе у ребёнка не появились замены буквы Ц на С, или Т, поиграйте с ним в игру «Жмурки со звуком». Вы медленно, с расстановкой, произносите слоги: СА – ЦУ – ОС – СЫ – ЦЫ – СЕ – АЦ – СО – ЦЕ - … и т. д., ТА – ЦЫ – ОЦ – ТЕ – ТЫ – ЦУ - ТО – ЦЕ - … и т. д. Малыш зажмуривает глазки и хлопает в ладошки, услышав слог со звуком [Ц]. За каждый «правильный» хлопок на тарелку малыша кладётся одна конфета, или орешек, за ошибку – убирается. В конце игры оценивается результат. Чем больше конфет (орешков) на тарелке, - тем лучше ребёнок справился с заданием.

5. Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки?

Если язычок малыша на звуке [Ц] упорно не хочет удерживаться за зубками и норовит выскользнуть наружу, можно говорить о межзубном сигматизме . Попридержите «непоседу» черенком чайной ложечки. Делайте это осторожно. Зафиксируйте кончик языка возле нижних резцов (с внутренней стороны). В момент произнесения [Ц] слегка нажмите на язык, придавая ему форму горочки, средняя его часть должна соединиться с твёрдым нёбом. Если опыт удастся, Вы услышите чистое звучание [Ц]. Повторите этот приём несколько раз. Теперь попросите ребёнка, вслед за Вами, на выдохе, произнести прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ. Черенок ложечки по-прежнему выполняет роль помощника (но только на звуке [Ц]!). На гласных ложечка убирается. Какое-то время малышу придётся терпеть присутствие этой подпорки во рту. Отказываться от её помощи надо постепенно, уменьшая с каждым разом давление на язык. Окончательно она убирается, когда ребёнок научится самостоятельно удерживать свой язык за зубками.

6. Постановка звука Ц при губно-зубном сигматизме.

И ещё один вариант фразы в исполнении малыша: «У фыплёнка Фыпа фэпь». Налицо губно-зубной сигматизм. На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов (палец следует класть горизонтально). Попридержите капризулю, пока ребёнок будет произносить прямые и обратные слоги со звуком [Ц]. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется.

Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку (видны верхние и нижние зубки). Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги: ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Как только нижняя губка научится вести себя пристойно, а звук [Ц] будет звучать ясно, «подпорки» убираются.

7. Закрепляем звук Ц в речи.

Вышеперечисленные способы постановки [Ц] используются не только при дислалии . Они эффективны и при других речевых нарушениях: ринолалии, дизартрии (ДЦП), алалии, тугоухости и глухоте. Как долго будут продолжаться занятия? Трудно сказать! Для каждого малыша этот процесс индивидуален.

После постановки звука [Ц], его надо закрепить на материале слов, фраз, текстов (именно в такой последовательности).

Итак, слова. Подберите вместе с ребёнком те, которые начинаются на знакомые слоги:

Ца: царь, царица, цап-царап, царапина, царевич и т.д.

Цо: цок-цок, цокот, цокотуха.

Це: цель, цепь, цена, целый, цемент, цех и т.д.

Цы: цыган, цыганка, цып-цып, цыпочки, цыкнул, цыплёнок.

Ци: цифра, цинния, циклон, циклоп, цирк и т.д.

Для тренировки можно использовать любую свободную минуту. Например, находясь на кухне, поручите ребёнку найти посуду со звуком [Ц]. Если возникнут затруднения, задайте наводящие вопросы:

-Где лежит сахар (хлеб, конфеты, сухари, фрукты)?

-Куда выкладывают салат?

-В чём готовят жаркое из утки (гуся)?

-В чём подают соус? и т.д.

Среди домашней утвари найдётся ещё немало слов с [Ц]: обувница, пудреница, мыльница, игольница, пепельница и т.д.

Бывая в зоопарке, припомните названия птиц и зверей: цапля, синица, ящерица, заяц, песец. Поиграйте с малышом в игру «Он-она». Вы говорите: «Он – волк, а она - …?». Ребёнок: «Волчица!» Точно так же, со словами: медведь, тигр, лев, верблюд, орёл, петух, буйвол и т.д. Не правда ли, прекрасный шанс не только потренироваться в произнесении трудного звука, но и возможность обогатить словарь крохи?

Игра «Угадай профессию» также пригодится в подборе слов со звуком [Ц]. Взрослый: «Эта женщина воспитывает малышей (учит детей, пишет книги, дрессирует животных, управляет подъёмным краном, убирает помещение и т.д.)» Ребёнок отгадывает, о ком идёт речь.

Можно давать характеристику человека, используя слова с [Ц]. Например, как мы назовем девушку (девочку)? Красавица, умница, принцесса, скромница, модница, помощница, заступница, спорщица, умелица, искусница и т.д. А мужчину (юношу)? Молодец, удалец, боец, борец, храбрец и т.д.

Игра «Ласковые слова» даст массу возможностей для закрепления в речи звука [Ц]. «Скажем ласково, и вот, [Ц] к нам в слово и придёт!»: печенье – печеньице, варенье – вареньице (одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, письмо, сало, дно, дело, колено, мыло, шило, письмо, окно, пальто, ружьё, озеро и т.д.). Естественно, «ласковые слова» должен подбирать ребёнок.

От подбора слов переходите к чистоговоркам (работа с предложениями), которые можно придумать и самим:

Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!

Продолжайте в том же духе!

8. Потешки и прибаутки - отличные помощники!

В качестве текстов лучше всего использовать лёгкие для запоминания народные потешки и прибаутки:

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы!

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки.

Возле кадки блюдца:

Все они напьются!

-Девица, девица,

Сходи по водицу!

-Я зайца боюсь,

Я лисицы боюсь!

-Заяц в болоте,

Лисица на охоте:

Цапель гоняет,

Зайцев пугает.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной маменьке – платок.

Посерёдочке цветок.

Братьям-соколам –

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам –

По белым рукавицам.

Пошла утица по водицу,

Повстречала девицу.

У девицы косица

И сарафанец из ситца.

Целится стрелец в цель,

Да сбит на ружьеце прицел.

Цела цель. Целый день

Стрелец чинит прицел.

Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц.

Ц – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, твердый.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же, что и при постановке звуков С, З.

Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков с и т .

Нормальная установка при произнесении звука ц.

1) Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи..

2) Губы растянуты в улыбке.

3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.

4) Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.

5) Звук ц образуется при слиянии звуков т и с . При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯЯ

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.

Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твёрдый звук т.

Упражнения для языка.

1) открыть рот. кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. язык касается верхних зубов спинкой. без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (при произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. губы напряжены, растянуты в улыбке. контроль ладонью руки.

Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц.

Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.

2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.

Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц .

Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук с .

3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.

Примечание. иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца ), если рот широко открыт.

Коррекция звуков [Л][Р][РЬ]
  1. Открыть рот, положить язык на нижнюю губу и удерживать в таком состоянии под счет раз, два, три («лопаточка или блинчик»)
  2. Покусывание язычка зубками.

Массаж языка:

(упражнения чередуются)

Следующая группа упражнений направлена на то, чтобы выработать верхнее положение языка и вибрацию:

  • «Чистим зубки» - открыть рот, улыбнуться, предложить кончиком языка поглаживать верхние зубки с внутренней стороны (вправо – влево)
  • «Считаем зубки» - открыть рот, улыбнуться, постучать кончиком языка по внутренней стороне зубов (вверху).Челюсть ребенка придерживается рукой, чтобы она не прыгала.
  • «Лошадка» - пощелкивание языком
  • Дутье на ватку, карандаш, ребристый карандаш из положения в трубочку (края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам)
  • «Грибочек» - присасывание языка к верхнему небу и удерживание под счет.
  • «Барабанщик» - рот открыт, улыбка, стучать широким языком за верхними зубками, произнося твердый звук: д – д – д – д- д-

(Ребенку надо все время держать нижнюю челюсть. Можно вставлять в рот между коренными зубами палец или пробку)

Все эти упражнения способствуют более быстрому

Коррекция звуков[Ш][Ж][Ч][Щ]

Цель: подготовить артикуляционный аппарат

К воспроизведению заданного звука.

ВАЖНО выработать широко распластанный язык:

(«лопаточка или блинчик»)

  1. Покусывание язычка зубками.

Массаж языка:

  • «Гармошка» - взять язык большим и указательным пальцами за края через салфетку, растягивать и сжимать;
  • Пощипывание боковых краев языка (от середины к кончику) и кончика языка под счет один, два, три, четыре;
  • Открыть рот, язык «лопаточкой» - большим пальцем делаем круговые движения по языку, как бы разминаем.

(упражнения чередуются)

  • Удерживать широкий кончик языка за верхними зубками (под счет, как можно дольше)
  • «Маляры» - поглаживание широким языком твердого неба (изо рта к зубам).
  • «Качели» - переключать язык с верхнего положения за зубами на нижнее положение.
  • «Лопаточка – Трубочка»
  • «Болтушка» - движения широким языком вперед назад по верхней губе бл, бл, бл.
  • «Фокус» - сдуть ватку с носа широким языком (щеки не надуваются)

Наряду с упражнениями для губ и языка включаются задания по развитию фонематического слуха:

  1. Учим на слух воспринимать правильное и неправильное воспроизведение звука.
  2. Учим слышать заданный звук в ряду других звуков и слогов.
  3. Учим слышать наличие заданного звука в слове.

Появлению и более быстрому введению звука в речь.

Коррекция звуков

[С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц]

Цель: подготовить артикуляционный аппарат

К воспроизведению заданного звука.

ВАЖНО выработать широко распластанный язык:

  1. Открыть рот, положить язык на нижнюю губу

и удерживать в таком состоянии под счет раз, два, три

(«лопаточка или блинчик»)

  1. Покусывание язычка зубками.

Массаж языка:

  • «Гармошка» - взять язык большим и указательным пальцами за края через салфетку, растягивать и сжимать;
  • Пощипывание боковых краев языка (от середины к кончику) и кончика языка под счет один, два, три, четыре;
  • Открыть рот, язык «лопаточкой» - большим пальцем делаем круговые движения по языку, как бы разминаем.

(упражнения чередуются)

Следующая группа упражнений направлена на то, чтобы переключаться с одного положения языка на другой:

  • «Чистим зубки» - открыть рот, улыбнуться, предложить кончиком языка поглаживать верхние зубки с внутренней стороны (вправо – влево внизу, право – влево вверху).
  • «Считаем зубки» - открыть рот, улыбнуться, постучать кончиком языка по внутренней стороне зубов (вверху). Челюсть ребенка придерживается рукой, чтобы она не прыгала.
  • Удерживать широкий кончик языка за верхними зубками (под счет, как можно дольше)
  • «Маляры» - поглаживание широким языком твердого неба (изо рта к зубам).
  • «Качели» - переключать язык с верхнего положения за зубами на нижнее положение.
  • «Лопаточка – Трубочка»
  • «Болтушка» - движения широким языком вперед назад по верхней губе бл, бл, бл.
  • Дутье на ватку, карандаш, ребристый карандаш из положения

В трубочку (края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам). На ладони ощущается сильная, холодная воздушная струя

Наряду с упражнениями для губ и языка включаются задания по развитию фонематического слуха:

  1. Учим на слух воспринимать правильное и неправильное воспроизведение звука.
  2. Учим слышать заданный звук в ряду других звуков и слогов.
  3. Учим слышать наличие заданного звука в слове.

Все эти упражнения способствуют более быстрому

Появлению и более быстрому введению звука в речь.


Уклад звуков (с – сь – з - зь –ц)

Первым обязательно выполняется упражнение на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка. Это необходимо для правильного произношении свистящих звуков.

1. Лягушка – хоботок

На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

2. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

3. Накажем непослушный язычок

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя – пя – пя»

4. Киска сердится

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

5. Упрямый ослик

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осел.

6. Трубочка

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем.

7. Чистим нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

8. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 – 2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

9. Посчитай нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!







ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С, Сь, З, Зь, Ц.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ С, Сь.

Лиса.
Цель.

Описание игры.
Ребенок (лиса) сидит за кустом.
У него жгут.
Остальные дети - куры.
Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков.
Куры приговаривают:
Лиса близко притаилась -
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела -
Разбегайтесь кто куда.

При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом.
Тот, кого осалит, становится лисой.

Сова.
Цель.
Автоматизация звуков с, с’ в тексте.
Описание игры.
Прежде чем проводить игру, детям показывают картинку с изображением совы, рассказывают об этой птице.
Игра проводится следующим образом.
Выбирается один из детей, он - сова.
Остальные дети - птички.
Сова сидит на дереве (стуле).
Дети бегают вокруг нее, затем осторожно к ней приближаются и говорят:

Сова, сова, сова, совиные глаза,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как слетит...

На слове «слетит» сова слетает с дерева и начинает ловить птичек, которые от нее убегают.
Пойманная птичка становится совой.
Игра повторяется.

Ванька, встань-ка.
Цель.
Автоматизация звуков с, с’ в тексте.
Описание игры.
Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное положение.
Затем приседают, опять встают на носки, приседают.
Движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,
Ванька, встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка.
Будь послушен, ишь какой,
Нам не справиться с тобой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З.

Пильщики.
Цель.
Автоматизация звука з.
Описание игры.
Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з.
Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з.
Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука.

Вьюга.
Цель.
Автоматизация звука з.
Описание игры.
Дети изображают вьюгу.
По сигналу педагога они начинают тихо произносить звук з, затем постепенно усиливают его, а потом постепенно ослабляют.
На начальных стадиях можно проводитьэту игру перед зеркалом (продолжительность произнесения звука для каждого ребенка должна быть ограничена 5-10 секундами).

Цветы и пчелки.
Цель.
Автоматизация звука з.
Описание игры.
Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто - цветами (например, мальчики - цветы, а девочки - пчелки).
Затем все разбегаются по комнате или площадке.
Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено.
Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з.
При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.

Зина и изюм.
Цель.

Оборудование.
Резиновая кукла.
Описание игры.
Педагог вносит нарядную резиновую куклу и говорит:
«Ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая. Ножки у Зины резиновые, ручки у Зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый».
А затем спрашивает у ребят:
«Как зовут куклу? Где ее купили? Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?»
Дети отвечают.
Педагог продолжает:
«Зина любит изюм. Лена, иди угости Зину изюмом».
Выходит Лена и говорит:
«Возьми, Зина, изюм».
Так дети по очереди, угощая Зину изюмом, проговаривают эту фразу.

Назови картинку.
Цель.
Автоматизация звуков з, з" в словах и предложениях.
Оборудование.
Картинки на звук з, например: зайка, замок, глаза, завод, забор.
Описание игры.
Дети сидят за столами.
На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз.
У каждого ребенка такие же парные картинки.
Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял.
Тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит:
«И у меня на картинке зайка».
Дети кладут обе картинки на стол.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки.)

Коза рогатая.
Цель.
Автоматизация звука з в тексте.
Описание игры.
Чертой (стульчиками) отгораживается дом.
По площадке гуляет коза.
Дети хором говорят:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!
Ой, забодает, забодает!

Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря:
«Забодаю, забодаю!»
Дети прячутся в дом, коза их ловит.
Пойманные становятся помощниками козы.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ц.

Что кому?
Цель. Автоматизация звука ц в словах.
Оборудование.
Предметы, в названии которых есть звук ц (огурец, пуговица, сахарница, ножницы, чернильница, яйцо, блюдце и т.п.).
Описание игры.
Педагог раскладывает на столе предметы, в названии которых встречается звук ц, и говорит:
«Сейчас, ребята, вы должны отгадать, кому какой предмет нужен».
Вызывая детей по очереди, он говорит:
«Мальчику-школьнику подарим... (чернильницу)»
или
«Портнихе для работы нужны... (ножницы)». В
ызванный ребенок угадывает, показывает и называет подходящий предмет.
(Аналогично игра может проводиться и на другие звуки.)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Кто внимательней?
Цель.
Дифференциация звуков с-з.
Оборудование.

Описание игры.
Педагог показывает детям картинки и спрашивает:
«Кто знает, как свистит свисток?» (Дети отвечают: с-с-с...)
А как звенит звонок? (Дети з-з-з...)
А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный.
Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з».

Испорченный телефон.
Цель.
Дифференциация звуков с-з.
Описание игры.
Дети садятся в один ряд и друг другу передают звуки, то з, то с.
Тот, кто услышал звук з, передает соседу с и т.д.
Кто собьется, тот 5 раз произносит любой звук.

Не ошибись.
Цель.
Дифференциация звуков с-з.
Оборудование.
Картинки «Свисток» и «Звонок».
Описание игры.
Детям дают по две картинки.
На одной нарисован свисток, на другой - звонок.
Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком- в правую.
Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звук с или з, немного выделяя голосом эти звуки.
Если в слове есть звук с, то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с.,. а если есть звук з, то - со звонком и говорят: з-з-з....
Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука.
В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

Зайцы и лиса.
Цель.

Описание игры.
По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья.
Дети (зайчики) стоят у своих норок.
Один из играющих - лиса.
Зайчики произносят текст:

Серый зайка прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы лисоньки,
Лисоньки попасть...

Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах.
Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Р
аздаются слова педагога:

Зайки, ушки навострите,
Влево, вправо поглядите,
Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!»- и разбегаются по норкам.
Лиса ловит зайцев.
Игра повторяется.

Зайка.
Цель.
Автоматизация звуков с-з в тексте.
Описание игры.
Вариант 1. Дети становятся в круг, держась за руки.
Посредине круга сидит грустный зайка.
Дети поют:

Зайка! Зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не можешь даже встать,
С нами вместе поплясать.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи,
Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему морковку.
Зайчик берет морковку и начинает плясать.
А дети хлопают в ладоши.
Потом выбирается другой зайка.

Вариант 2.
Дети образуют круг.
Один из играющих- заинька.
Он стоит вне круга.
Дети поют песенку и хлопают в ладоши:

Заинька, прыгни в садик.
Серенький, прыгни в садик.
Вот так прыгни в садик.
Вот так прыгни в садик.

Дети прыгают. Заинька прыгает в круг.

Заинька, поскачи.
Серенький, поскачи.
Вот так поскачи.
Вот так поскачи.

Делают поскоки. Заинька скачет.

Заинька, попляши.
Серенький, попляши.
Вот так попляши.
Вот так попляши.

Кружатся, Заинька пляшет.

Заинька, уходи.
Серенький, уходи,
Вот так уходи.
Вот так уходи.

Спокойно идут по кругу.
Заинька уходит из круга.
Игра повторяется, выбирается другой заинька.

Что пропало?
Цель.
Дифференциация звуков с, с", з, з’, ц в словах.
Оборудование.
Несколько предметов, в названии которых содержатся звуки с, с’ з, з’ ц (зонт, зебра, собака, гусь, сумка, замок, цапля, кольцо).
Описание игры.
Педагог кладет предметы на стол.
Ребенок запоминает их, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза.
В это время педагог убирает один из показанных предметов.
Ребенок должен угадать, что пропало.

Кот Васька.
Цель.
Дифференциация звуков с, с’, з, з", ц в тексте.
Описание игры.
Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре, один ребенок - кот.
Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.
Педагог и дети:

Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А летит стрелой,
А летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него - засыпает.
Дети:

Глазки закрываются -
Спит иль притворяется?
Зубы у кота -
Острая игла.

Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли котик.Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек.
Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот.
Кот Васька:
Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он!
Кот встает и бежит за мышками, они убегают от него.

Два Мороза.
Цель.
Дифференциация звуков с, с’, з, з’, ц в тексте.
Описание игры.
На разных концах комнаты ставят два дома (стульчики).
Дети располагаются возле обозначенных домов.
Педагог выделяет двух водящих, которые становятся посредине комнаты, каждый лицом к сноси команде.
Педагог говорит: «Это Мороз - Красным нос, и это Мороз» - Синий нос».
Оба Мороза говорят:

Мы два братца молодые,
Два Мороза удалые:
Я Мороз - Красный нос,
Я Мороз - Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают Морозам:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.

Все играющие перебегают в дом на противоположный конец комнаты, а Морозы стараются заморозить детей, т.е. коснуться рукой, причем каждый Мороз должен заморозить детей из противоположной команды.
Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз.
Выигрывает тот Мороз, кто больше заморозил детей.
Потом Морозы становятся лицом к своей команде, и игра продолжается.

При произнесении звука С губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха, образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

При произнесении мягкого звука С’ губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого С, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким. При артикуляции звуков З и З’ добавляется голос, т.е. голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука Ц губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при С), который звучит очень кратко. Звук глухой. Выдыхаемая струя воздуха сильная.

  1. «Лепешка»
  2. «Сделать язык широким»
  3. «Загнать мяч в ворота»
  4. «Кто дальше загонит мяч?»
  5. «Почистим зубы»
  6. «Кошка сердится»
  7. «Катушка»
  8. «Прятки»
  9. «Подуть через соломинку»


" Лепешка"

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до

5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. . Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

«Сделать язык широким»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Лепешка».

«Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий перед ребенком на столе, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щеки, загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Почистим зубы»

Цель: научить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх, затем сверху вниз. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

«Кошка сердится»

Цель:отрабатывать умение выгибать спинку языка.

У лыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, потом опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык. Язык не должен высовываться изо рта, когда он выгнут. Следить, чтобы язык не просто лежал ровно во рту, а был поднят в средней его части. Следить, чтобы язык был широким.

«Катушка»

Цель: учить удерживать выгнутый язык в полости рта.

Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, затем опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык вверх, двигать средней частью языка вперед-назад (катушка катается). Следить, чтобы кончик языка был прижат к основанию нижних зубов, когда двигается средняя часть языка вперед-назад, чтобы не отрывался от зубов.

«Прятки»

Цель:учить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижние зубы и удерживать так под счет до 3-х, затем опустить кончик языка к основанию нижних резцов и удерживать так под счет до 3-х. Повторить упражнение 7 раз. Следить, чтобы язык лежал не на нижней губе, а на кончиках нижних зубов. Следить, чтобы передний край языка был прижат к передним резцам с внутренней стороны, когда язык прячется за зубы.

«Язык перешагивает через зубы»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

«Подуть через соломинку»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. По середине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.