Экономика        15.01.2020   

Популярные фантастические романы. Новые российские фантасты, которых стоит читать. «Левая рука Тьмы», Урсула Ле Гуин

Компьютерные игры, кинематограф, изобразительное искусство, книги – фантастика везде. От нее не скрыться, она нас окружила. Фантастика – это не просто жанр, это художественный метод. Его основной элемент – нарушение границ реальности, то есть включение чего-то необычного. Всего того, что не может появиться в нашем скучном и сером мире. Поэтому тем, кому надоело однообразие реальности стоит взять в руки лучшие книги в жанре «фантастика» .

Любой рейтинг книг, фантастика в которых является основой, невозможно представить без имен таких культовых авторов, как Герберт Уэллс, Жюль Верн, Рэй Брэдбери, братья Стругацкие и многие другие. Лучшие книги фантастика, рейтинг которых в глазах современных читателей стремительно поднимается вверх, позволяют погрузиться в новый мир. Он может быть наполнен невероятными устройствами и машинами, космическими аппаратами и нереальными существами. Такие произведения – это поразительные создания авторской мысли: иногда пугающие, иногда дарящие надежду на лучшее, но, несомненно, поражающие воображение читателей.

Составление сотни наиглавнейших фантастических книг потребовало от нашей редакции куда больших усилий, чем аналогичные списки игр, фильмов и сериалов. Неудивительно, ведь книги - основа основ всей мировой фантастики. Как и прежде, основным критерием для нас было значение того или иного произведения для мировой и отечественной фантастики.

В наш список попали лишь те книги и циклы, которые стали общепризнанными столпами фантастической литературы или оказали значительное влияние на развитие отдельных фантастических направлений. При этом мы не пошли на поводу у соблазна приписать основной вклад в фантастику англоязычным авторам: почти пятую часть нашего перечня занимают книги отечественных мастеров слова.

Итак, перед вами те 100 книг, которые, по мнению МирФ, любой уважающий себя поклонник фантастики прочесть попросту обязан!

ПРЕДТЕЧИ ФАНТАСТИКИ

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

Роман, проложивший путь авторам многих фантастических направлений - от сатиры до альтернативной географии. А чего стоит подробное конструирование миров! «Путешествия Гулливера» невозможно втиснуть только на фантастическую полку - это явление общечеловеческой культуры. Правда, большинство из нас знакомо лишь с адаптированной версией, входящей в «золотой фонд» детской литературы.

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Книга английской леди, супруги известного поэта, написанная «на спор». У Перси Шелли и его друга Байрона ничего не получилось, а 20-летняя девушка сочинила один из самых знаменитых «готических» романов. Но одной готикой дело не ограничилось! История швейцарского ученого Виктора Франкенштейна, который с помощью электричества научился оживлять мертвые ткани, считается первым по-настоящему научно-фантастическим произведением.

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Сказка для детей, придуманная английским математиком, оказала огромное влияние на развитие НФ. Сатирический абсурдизм, обилие парадоксов, иные измерения - книга Кэрролла включила в себя множество тем, неоднократно использованных фантастами последующих поколений. Особенно велико влияние Кэрролла на англоязычную культуру - по количеству цитирований повести об Алисе уступают только Шекспиру.

Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Одна из самых знаменитых книг «отца-основателя» НФ. Конечно, рядом можно поставить еще несколько его романов - «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Робур-завоеватель», однако именно «20 тысяч…» объединяет в себе сбывшиеся научно-технические предсказания, увлекательный авантюрный сюжет, познавательность и яркого персонажа, чье имя стало нарицательным. Кто не знает капитана Немо и его «Наутилус»?

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

История двух противоположных половин единой личности, одновременно - морализаторская притча о двойственности прогресса и ответственности науки перед обществом (позже эта тема была развита Г. Уэллсом в «Человеке-невидимке» и «Острове доктора Моро»). Стивенсон грамотно совместил элементы НФ, готического ужастика и философского романа. Результат - книга, породившая массу подражаний и сделавшая образ Джекила-Хайда нарицательным.

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

Еще одна классика, которая совмещает в себе сатиру на современное писателю общество и блестящее воплощение нескольких фантастических идей, позднее растиражированных сотнями авторов. Путешествие во времени, альтернативная история, идея столкновения культур, сомнительность прогрессорства как способа изменения «косного» общества - все вместилось под одну обложку.

Брэм Стокер «Дракула»

Роман о вампирах, породивший океан подражаний в литературной и кинематографической фантастике. Ирландец Стокер явил миру пример грамотного «черного пиара». Взял подлинную фигуру валахского господаря - личности малосимпатичной, но в историческом плане достаточно ординарной, - и сотворил из него монстра с большой буквы, чье имя в массовом сознании помещается где-то между Люцифером и Гитлером.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Герберт Уэллс «Война миров»

Классическое произведение, открывшее сразу несколько направлений в НФ. Это первая книга о вторжении на Землю беспощадных «чужих». Однако Уэллс пошел дальше темы «войны миров». Писатель создает впечатляющую галерею поведенческих моделей людей в экстремальных условиях нависшей над ними угрозы тотального уничтожения. Перед нами - фактически предвидение развития общества в период грядущих мировых войн.

Айзек Азимов, цикл «История будущего»

Первая в мировой НФ монументальная история будущего, самой яркой частью которой считается трилогия Foundation (премия «Хьюго» как лучшая фантастическая серия всех времен). Азимов попытался свести развитие цивилизации к комплексу законов, сходных с математическими формулами. Спасителями человечества становятся не полководцы и политики, а ученые - адепты науки «психоистории». А действие всей серии охватывает 20 тысяч лет!

Роберт Хайнлайн «Звездный десант»

Роман вызвал нешуточный скандал, ибо многие либералы увидели в нем пропаганду милитаризма и даже фашизма. Хайнлайн был убежденным либертарианцем, у которого идея ответственности перед обществом уживалась с неприятием тотального ограничения государством личной свободы. «Звездный десант» - не просто эталонная «военка» о битвах с чужими, но и отображение представлений писателя об идеальном обществе, где долг превыше всего.

Альфред Элтон Ван-Вогт «Слэн»

Первое значительное произведение о биологических мутациях, которые грозят человечеству переходом на новую ступень эволюции. Естественно, обычные люди не готовы просто так отправляться на свалку истории, поэтому слэнам-мутантам приходится несладко. Ситуация осложнена тем, что слэны - плод генной инженерии. Человечество само породит собственного могильщика?

Джон Уиндэм «День триффидов»

Эталон научно-фантастического «романа-катастрофы». В результате космического катаклизма почти все земляне ослепли и превратились в добычу ставших хищными растений. Конец цивилизации? Нет, роман британского фантаста проникнут верой в силу человеческого духа. Дескать, «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»! Книга положила начало целой волне аналогичных (хотя зачастую более пессимистичных) историй.

Уолтер Миллер «Страсти по Лейбовицу»

Классическая постапокалиптическая эпопея. После ядерной войны единственным оплотом знаний и культуры остается церковь в лице основанного ученым-физиком ордена Святого Лейбовица. Действие книги происходит на протяжении тысячи лет: цивилизация постепенно возрождается, чтобы вновь погибнуть… Искренне верующий человек, Миллер с глубоким пессимизмом смотрит на способность религии принести человечеству настоящее спасение.

Робер Мерль «Мальвиль»

Самая дотошная хроника существования обычного человека в мире после ядерной войны. Группа людей, оказавшись в замке Мальвиль, день за днем выживает на развалинах цивилизации. Увы, но их робинзонада абсолютно безнадежна. Никто не прилетит с «большой земли», не спасет, не вернет навсегда утраченное. И не зря, одержав череду блестящих побед, главный герой умирает от банального аппендицита. Мир погиб - и будущего нет…

Айзек Азимов, сборник «Я, робот»

Рассказы Азимова о роботах развили тему, поднятую Карелом Чапеком в пьесе R.U.R., - о взаимоотношении человека и искусственного интеллекта. Три Закона Роботехники - этическая основа для существования искусственных созданий, способная подавить «комплекс Франкенштейна» (подспудное желание уничтожить своего Творца). Это не просто истории о думающих железяках, а книга о людях, их нравственных метаниях и духовных экспериментах.


Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Первый образчик подлинного киберпанка, появившийся задолго до рождения самого термина и фантастического явления, им обозначенного. Кислотно-мрачный мир будущего, обитатели которого постоянно подвергают сомнению смысл и даже реальность собственного существования, - темы, характерные и для этого романа, и для всего творчества Дика. А книга послужила основой культового фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы».

Уильям Гибсон «Нейромант»

Священная книга киберпанка, где есть практически все его знаковые приметы. Блестяще показано высокотехнологическое близкое будущее, в котором власть принадлежит хищным транснациональным корпорациям и процветает киберпреступность. Гибсон выступил настоящим пророком наступившей сегодня цифровой эры, не только предвидя проблемы развития информационных технологий, но и введя в широкий оборот специфический компьютерный жаргон.

Артур Кларк «2001: Космическая Одиссея»

На основе старого рассказа Артур Кларк сочинил сценарий для фильма Стэнли Кубрика - первой настоящей НФ-эпопеи мирового кино. А новеллизация стала символом серьезной космической научной фантастики. Никаких «звездных войн», никаких супергероев с бластерами. Реалистичный рассказ об экспедиции к Юпитеру, во время которой машинный разум достигает своего предела, зато человек способен перейти любые границы возможного.

Майкл Крайтон «Парк Юрского периода»

Крайтон считается отцом фантастического технотриллера. «Парк Юрского периода» - не первое произведение такого рода, но одно из самых известных, во многом благодаря экранизации Стивена Спилберга. Будучи по сути умелым соединением многократно проработанных в НФ тем и идей - генная инженерия, клонирование, бунт искусственных созданий, - роман приобрел миллионы поклонников и множество подражаний.

ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА

Герберт Уэллс «Машина времени»

Один из краеугольных камней современной НФ - книга, положившая начало эксплуатации темы путешествий во времени. Уэллс также попытался продолжить современный ему капитализм в далекое будущее, в котором человечество разделилось на два биологических вида. Еще сильнее, нежели странное общество элоев и морлоков, потрясает «конец времен», знаменующий полную погибель разума.

Евгений Замятин «Мы»

Первая великая антиутопия, повлиявшая на других классиков - Хаксли и Оруэлла, не говоря уж о множестве фантастов, которые пытаются критически прогнозировать развитие общества. Действие повести разворачивается в псевдо-утопии, где роль человека низведена до положения незначительного винтика. Результат - «идеальное» общество-муравейник, в котором «единица - ноль, единица - вздор».

Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Одна из основ литературной антиутопии. В отличие от современников, разоблачавших конкретные политические модели, роман Хаксли полемизировал с идеалистическими взглядами о совершенстве технократии. Завладевшие властью интеллектуалы построят еще один вариант концлагеря - пусть и благопристойного на вид. Увы, современное нам общество подтверждает правоту Хаксли.

Джордж Оруэлл «1984»

Еще один классический роман-антиутопия, созданный под влиянием мрачных событий Второй мировой. Пожалуй, сейчас во всех уголках мира слышали придуманные Оруэллом термины «Большой брат» и «новояз». «1984» - это сатирическое изображение абсолютного тоталитаризма, какой бы идеологией - социалистической, капиталистической или нацистской - он ни прикрывался.

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Антиутопия, в основе которой - не политические или социальные, а культурологические идеи. Показано общество, где истинная культура стала жертвой прагматичного жлобства: животный материализм безоговорочно восторжествовал над романтическим идеализмом. Пожарные, сжигающие книги, - очередной знаковый образ современной цивилизации. События последних лет показывают, что роману грозит участь не предупреждения, но пророчества!

Курт Воннегут «Бойня номер пять»

Шедевр антивоенной фантастики (да и литературы вообще). Герой книги - альтер-эго автора Билли Пилигрим, ветеран войны, переживший варварскую бомбардировку Дрездена. Похищенный инопланетянами, герой лишь с их помощью сумеет излечиться от нервного потрясения и обрести внутренний покой. Фантастический сюжет книги - лишь прием, с помощью которого Воннегут борется со внутренними демонами своего поколения.

Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»

Первая НФ-книга, ставшая национальным бестселлером в США. Это история «космического Маугли» - земного ребенка Майкла Валентайна Смита, воспитанного представителями принципиально иного разума и ставшего новым Мессией. Помимо очевидных художественных достоинств и открытия многих запретных для фантастики тем, значение романа в том, что он окончательно перевернул общественное представление о НФ как литературе для незрелых умов.

Станислав Лем «Солярис»

Флагман философской НФ. Книга замечательного польского писателя повествует о неудачном контакте с абсолютно чуждой нам цивилизацией. Лем создал один из самых необычных НФ-миров - единый разум планеты-океана Солярис. И можно брать тысячи проб, ставить сотни экспериментов, выдвигать десятки теорий - истина так и останется «там, за горизонтом». Наука просто не способна разгадать все тайны Вселенной - как ни пытайся…

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

Многоплановый цикл о завоевании человеком Марса, где доживает последние дни странная и некогда великая цивилизация. Это и поэтизированный рассказ о столкновении двух различных культур, и размышления о вечных проблемах и ценностях нашего бытия. «Марсианские хроники» - одна из книг, наглядно демонстрирующих, что фантастика способна затронуть самые сложные проблемы и может на равных конкурировать с «большой» литературой.

Урсула Ле Гуин, Хайнский цикл

Одна из самых ярких историй будущего, шедевр «мягкой» НФ. В отличие от традиционных сценариев космической фантастики, у Ле Гуин отношения между цивилизациями опираются на особый этический кодекс, исключающий применение насилия. Произведения цикла повествуют о контактах между представителями различных психологий, философий и культур, а также об их обыденной жизни. Наиболее значительная часть цикла - роман «Левая рука Тьмы» (1969).

Орсон Скотт Кард «Игра Эндера», «Голос тех, кого нет»

Два романа, за которыми последовал популярный, но неоднозначный многотомный цикл, - подлинные шедевры, вершина творчества Карда. «Игра Эндера» - модернизированная «военка» с упором на психологию взросления харизматического подростка-лидера. А «Голос…» - прежде всего история контакта, взаимопонимания принципиально различных культур. Все хотят, как лучше; почему же добрые намерения оборачиваются трагедией?

Генри Лайон Олди, цикл «Бездна голодных глаз»

Первое в современной отечественной фантастике многослойное философско-мифологическое произведение, «Бездна голодных глаз» включает различные направления НФ и фэнтези. Создавая вселенную, соавторы используют самые разные мифологические схемы, объединяя крепкий авантюрный сюжет и качественно проработанные характеры персонажей с философским осмыслением происходящих событий.

Несмотря на то что научная фантастика - до сих пор очень популярный жанр в кино и литературе, многие читатели знают только классиков XX века. Все помнят Брэдбери, Азимова и Филипа Дика, но мало кто может назвать современных фантастов. Научная фантастика тем не менее процветает - и хороших романов выходит не меньше, чем 50 лет назад. Look At Me собрал 12 современных фантастов, которых стоит читать.

Мы составляли список по нескольким критериям:

Питер Уоттс

Год рождения: 1958




Первый роман: «Морские звёзды» (1999)

Лучшие романы: «Ложная слепота», «Морские звёзды», «Эхопраксия»

Морской биолог по образованию, канадец Питер Уоттс начал писать ещё в конце 90-х, но большую часть карьеры его не замечали, пока он не разместил свои произведения в свободном доступе в интернете. После этого читатели открыли для себя «Ложную слепоту», главный роман Уоттса, и теперь писатель заслуженно считается одним из лучших современных фантастов. «Ложная слепота» - книга, которая задаёт неожиданные вопросы о нейробиологии человека и ставит под сомнение эволюционную оправданность сознания. С одной стороны, в романе намешано всё сразу: вампиры, постгуманизм, инопланетяне, с другой - это предельно минималистичная и чёткая книга, в которой нет ничего лишнего. Образование Уоттса определённо влияет на его литературу: он смотрит на человечество под нестандартным углом и придумывает новых существ, отталкиваясь от существующих морских организмов.

Кен Маклеод

Год рождения: 1954




Первый роман: «Звёздная фракция» (1995)

Лучшие романы: «Поминки по Ньютону: Космическая опера», «Вторжение», «Канал казни»

Кена Маклеода называют «анархо-примитивистом» и «техно-утопистом»; в его романах всегда присутствуют социалистические, коммунистические и анархические идеи, а сам автор признаётся, что вдохновляется взглядами Льва Троцкого. Маклеод занимает активную политическую позицию и нередко выступает с публичными лекциями - и критикует состояние современной Великобритании. Без фантастических тем в его книгах тоже не обходится: в первую очередь его интересуют постгуманизм, киборги и культурная эволюция. Что, например, произойдёт с нашей культурой, если мы загрузим сознание в компьютер? При этом у Маклеода есть чувство юмора: его романы нередко называют сатирическими, и сам он очень любит каламбуры - скажем, называет главы своих книг двусмысленными словосочетаниями вроде «революционная платформа».

Чайна Мьевиль

Год рождения: 1972




Первый роман: «Крысиный король» (1998)

Лучшие романы: «Посольский город», «Город и город», «Вокзал потерянных снов»

Чайна Мьевиль родился в Лондоне в семье хиппи. Родители дали ему странное имя «Китай» - так было принято в контркультурном британском обществе того времени - у него, например, был друг «Индия». Мьевиль - не фантаст в классическом понимании, но один из самых популярных современных авторов, выступающих в жанре спекулятивной литературы; он пишет и фэнтези, и хорроры, и состоит в британском фэнтези-движении «Новых странных», которые пытаются спасти фэнтези от коммерциализации и клише. В книгах Мьевиля может повстречаться что угодно: магия, люди с головами насекомых, стимпанк и киборги. Иногда, впрочем, Мьевиль занимается чистой научной фантастикой, и получается это у него блестяще. Хороший пример - его роман «Посольский город», в котором он рассматривает проблемы языка; автор пытается представить, какая культура будет у разумных существ, не способных к образному мышлению.

Питер Гамильтон

Год рождения: 1960




Первый роман: «Восхождение звезды разума» (1993)

Лучшие романы: «Звезда Пандоры», «Великий северный путь», «Мечтающая бездна»

Англичанин Питер Гамильтон стал известен в начале 90-х благодаря трилогии детективных романов о сыщике-экстрасенсе Греге Манделе. С тех пор, впрочем, он стал писать фантастику совсем другого толка. Гамильтон - автор больших, продуманных космических эпопей, написавший несколько космических циклов, самый известный из которых - «Сага содружества». Её действие происходит в далёком будущем (сюжет всех книг, входящих во вселенную «Саги», растягивается на тысячи лет): люди колонизируют Галактику и летают к далёким звёздам. Вместе с людьми сосуществуют сразу несколько инопланетных рас; для романов Гамильтон придумал и описал сложный мир со своей политикой, экономикой и дипломатией. В общем, фантастика Гамильтона - это примерно то, что люди представляют, когда слышат словосочетание «космическая опера», только очень хорошо продуманная и написанная.

Карл Шрёдер

Год рождения: 1962



Первый роман: «Вентус» (2000)

Лучшие романы: «Порядок», «Дама лабиринтов», «Неизменность»

Дипломированный футурист и влиятельный автор для последователей философии спекулятивного реализма , канадец Карл Шрёдер пишет романы на грани киберпанка и космической оперы. С одной стороны, действие его книг обычно происходит в далёком будущем, а сюжет связан с межзвёздными перелётами, с другой - писателя интересуют вопросы, чаще всего связанные с киберпанком: неприкосновенность частной жизни, самосознание отдельной личности (и её растворение) , дополненная и виртуальная реальность, искусственный интеллект. Футуризмом Шрёдер занимается профессионально: в свободное от творчества время он консультирует организации, прогнозирующие развитие технологий. Лучшее в книгах Шрёдера - это то, что называют словом worldbuilding; способность красиво, быстро и точно описывать воображаемые миры. В своём последнем романе «Порядок» он, например, рассказывает об очень длинных космических путешествиях и описывает сотни странных миров, от одиноких планет без звезды, освещённых лазерами, и планет, состоящих целиком из воды, до газовых планет, где люди живут на огромных аэростатах, и планет, где атмосфера похожа на огромную неоновую лампу.

Чарльз Стросс

Год рождения: 1964




Первый роман: «Небо сингулярности» (2003)

Лучшие романы: «Аччелерандо», «Оранжерея», «Правило 34»

Самый разносторонний писатель из всей волны новой британской фантастики (британцы отличаются тягой к «жёсткому» сай-фаю и нередко левыми политическими взглядами) , Стросс за свою жизнь успел поработать программистом, фармацевтом и технологическим журналистом. Десять лет он вёл ежемесячную колонку о Linux в журнале Computer Shopper, но в итоге закрыл её, чтобы посвятить себя писательству. В литературных жанрах Стросс примерно столь же неординарен, как в выборе профессии: не считая рассказов, у него вышло около 20 книг в самых разных стилях, от «жёсткой» научной фантастики до фэнтези и ужасов в духе Лавкрафта. Его научно-фантастические романы лучше всего описывать словом «майндфак»: Стросс много обманывает читателя и придумывает самые невероятные конструкции. Образцовый роман в этом смысле (он, кстати, вполне может быть единственным, что вы прочитаете из этого списка - он настолько хорош) - «Оранжерея», в котором группа людей из будущего соглашается на эксперимент: они живут на изолированной космической станции в XX веке. Книга водит читателя за нос и несколько раз переворачивает всё с ног на голову.

Джон Скальци

Год рождения: 1969




Первый роман: «Обречённые на победу» (2005)

Лучшие романы: «Люди в красном», «Сон андроида», «Взаперти»

Скальци - классический гик, превратившийся в писателя. С 1998 года он ведёт блог Whatever, где высказывается на самые разные темы, пишет книги и статьи о видеоиграх, кино и астрономии; он даже выступал консультантом на одном из сериалов по «Звёздным вратам». Самая известная книга Скальци - «Люди в красном», предельно гиковский роман. В нём комически обыгрывается известный штамп из «Звёздного пути» - там нередко появлялись безымянные персонажи в красной униформе, которые всегда погибали в миссиях, чтобы подчеркнуть для зрителя опасность. В основное время Скальци пишет более серьёзную - нередко военную - фантастику. Впрочем, он способен на многое: в одном из своих последних романов «Взаперти» он пишет настоящую детективную историю. Главное, что отличает книги Скальци, - ироничные, находчивые персонажи и остроумные диалоги.

Аластер Рейнольдс

Год рождения: 1966




Первый роман: «Пространство откровения» (2000)

Лучшие романы: «Пространство откровения», «Дом солнц»,
«Толкая лёд»

Любимый в России (издательство «Азбука» исправно печатает его романы) валлийский писатель, известный «жёсткой» научной фантастикой и масштабными космическими операми. Как и прочих авторов космических опер, его можно описывать одними только цифрами: его цикл «Пространство откровения» охватывает временной период в десятки тысяч лет (хотя основное действие происходит на протяжении трёх веков), а междзвёздные путешествия в нём происходят с помощью кораблей, которые передвигаются почти со скоростью света. Рейнольдс объясняет существованием механической расы, которая уничтожает разумные цивилизации, когда те развиваются до определённого уровня. За сложными и подробными описаниями космоса, технологий и инопланетных цивилизаций у Рейнольдса, впрочем, скрываются более личные, частные вещи: лиричные размышления о философии жизни и меланхоличное настроение.

Стивен Бакстер

Год рождения: 1957




Первый роман: «Плот» (1991)

Лучшие романы: «Проксима», «Ковчег», «Многообразие космоса»

Автор почти 50 романов, британец Стивен Бакстер - один из самых масштабных мыслителей современной «жёсткой» научной фантастики. Бакстер придумывает по-настоящему масштабную космическую фантастику, умудряясь при этом сохранять научную достоверность (скажем, в одной из своих книг он описывает историю Вселенной со дня её рождения 20 млрд лет назад до смерти через 10 млрд лет) . Кроме этого, он выступает в жанре романа-катастрофы и альтернативной истории. Что бы Бакстер ни писал, любой свой роман он предваряет долгими и подробными исследованиями - поэтому даже будущее человечества он предсказывает по научным теориям. Сам он говорит, что вдохновляется старой фантастикой Герберта Уэллса; писатель, кстати, является вице-президентом Международного общества Герберта Уэллса.

Адам Робертс

Год рождения: 1965




Первый роман: «Соль» (2000)

Лучшие романы: «Соль», «Жёлто-голубая Тибия»,
«Стеклянный Джек»

Постмодернистский трикстер Адам Робертс - самый непредсказуемый автор современной фантастики. От каждой новой его книги не знаешь, чего ждать: у него есть и футуристические детективы, и романы о колонизации других планет, и космические утопии; кроме того, Робертс написал под псевдонимами А. Р. Р. Р. Робертс и Братья Робертски несколько пародий - в том числе на романы Толкина, «Матрицу» и «Звёздные войны». Каждый роман Робертса - это литературная игра, во всех книгах он использует неожиданную структуру и играет с языком. На русском скоро выходит его книга «Стеклянный Джек», и она отлично характеризует Робертса: это детективная история о трёх убийствах, написанная как классические романы Агаты Кристи, но с условием, что читатель с самого начала знает, что убийца - главный герой. Проблема Робертса состоит в том, что он никогда не продолжает свои романы и не превращает их в серии, а в фантастике это верный способ никогда не стать популярным автором: читатели научной фантастики предпочитают большие серии, саги и циклы, чтобы раз за разом погружаться в один и тот же мир.

Энн Леки

Год рождения: 1966



Первый роман: «Слуги правосудия» (2013)

Лучшие романы: «Слуги правосудия», «Слуги меча»

Несмотря на то что Энн Леки выпустила всего два романа и ещё не успела закончить свою дебютную трилогию «Империя Радч» (заключительная часть выйдет в октябре этого года), её уже называют наряду с лучшими современными фантастами. Леки пыталась заняться научной фантастикой ещё в юности, но опубликоваться у неё не вышло. Леки вышла замуж, родила двоих детей и занялась домашним хозяйством, но, чтобы не слишком скучать дома, продолжила писать - и закончила первый набросок романа «Слуги правосудия» ещё в 2002 году. Книга вышла в 2013-м - и это один из самых необычных романов последнего времени. Главная героиня - бывший космический корабль (да, именно так),

Первый роман: «Моксиленд» (2008)

Лучшие романы: «Моксиленд», «Сияющие девочки», «Сломанные монстры»

Южноафриканская писательница, в первую очередь сочиняющая детективные романы. Скажем, одна из её книг посвящена убийце, путешествующему во времени, другая - сверхъественным убийствам, природе славы и социальных сетей, ещё одна - альтернативному Йоханнесбургу, где преступников в наказание привязывают к волшебным животным. В своих романах Бьюкес исследует волнующие её современные феномены: от глобальной слежки и ксенофобии до автотюна. Сверхъестественное у неё мешается с технологиями, призраки и магия сосуществуют со смартфонами и электронной почтой, но при этом Бьюкес не пишет фэнтези - и совершенно точно не злоупотребляет африканским колоритом. По своей сути её книги - это научная фантастика, ведь главное, что отличает жанр - неожиданные вопросы, которые задаются в нём человечеству; именно этим Бьюкес и занимается.

Фантастика – жанр в литературе, основой которого является наличие в произведении идеи или фактора, невозможного в реальном мире. Множество зачастую совсем непохожих друг на друга жанров и поджанров, в которых каждый найдет что-то для себя, обеспечивает фантастике широчайший круг читателей. Именно такое большое разнообразие и приводит к тому, что выбрать среди такого числа знаменитых авторов самых выдающихся чрезвычайно трудно.
В данный список вошли: Айзек Азимов, Герберт Уэллс, Аркадий и Борис Стругацкие, Джон Рональд Руэл Толкин, Роберт Хайнлайн, Рэй Брэдбери, Стивен Кинг, Дэн Симмонс, Джоан Роулинг, Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли.


Десятую позицию в списке занимает Герберт Уэллс, ранее физиков добавил в трехмерное устройство мира четвертое измерение – время, описал задолго до реальных исторических событий войну с применением боевых отравляющих веществ и охарактеризовал в общих чертах принцип действия атомной бомбы. Многие его идеи были взяты на вооружение последующими поколениями авторов (антигравитация, война с враждебными инопланетянами, невидимость) и оказали значительное влияние на облик фантастики в целом.


На девятом месте – автор термина «робот» и создатель трех законов робототехники Айзек Азимов. Также стоит отметить, что в своих произведениях Азимов сделал все возможное для реабилитации искусственно созданных существ, в частности роботов, перед общественным мнением, так как до него искусственный интеллект в произведениях фантастов обычно выступал в роли чудовища, которое пытается уничтожить человечество. Во многих произведениях других писателей написанных после «Хоровода» роботы иногда и без упоминания трех законов робототехники часто подчиняются похожим правилам.


Восьмой номер в списке в порядке исключения занимают сразу двое писателей — Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли. Несмотря на прямо-таки диаметрально противоположные миры-антиутопии оба автора в своих самых известных книгах говорили об одном и том же – о том, как уродливо для мира привычного нам выглядят государственные системы, в которых будут доведены до крайности общество потребления или жесткий тоталитарный строй.


Писатель, предвидевший появление множества таких привычных для нас устройств и заселивший красную планету аборигенами и землянами-колонистами в своем романе, растянувшемся на добрые несколько десятков книг, занимает седьмое место рейтинга. Наушники – «Ракушки» уже существуют, в телевизионной стене угадываются плазменные панели, а телевизионные шоу все больше и больше становятся похожими на то, что полностью отключившись от реальности смотрела жена Гая Монтэга из всем известного романа «451 градус по Фаренгейту».


Американский писатель, получивший прозвище «Король ужасов», вдохнувший второе дыхание в жанр «хоррор» занимает шестую позицию рейтинга. Творчество Кинга интересно еще и тем, что на страницах некоторых его книг можно видеть в некотором роде отражение борьбы автора с наркотической и алкогольной зависимостью, и в этой борьбе он преуспевает – роман «Нужные вещи» написан уже свободным от наркотического или алкогольного дурмана умом.

5. Аркадий и Борис Стругацкие



Признанные классики современной научной фантастики Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие занимают пятый пункт списка. Отличительной чертой их творчества является то, что большинство их персонажей из миров будущего имеют черты наших современников, а не завышено идеализированное поведение из утопических произведений или низменно-животные устремления из романов в жанре киберпанк.

Множество книг Стругацких было с разным успехом экранировано, многие сюжеты послужили основой для создания видеоигр. Мир одного из самых успешных шутеров от первого лица украинского производства – игры S.T.A.L.K.E.R. хотя официально никак не связан с творчеством этих двоих фантастов, но многие составляющие явно почерпнуты из романа «Пикник на обочине» и рассказа «Забытый эксперимент».


Отличительной чертой автора является умение одинаково интересно и захватывающе писать в практически совершенно разных жанрах. В этом можно убедиться на примере тетралогии «Песни Гипериона», где совершенно непохожие по стилю повествования гармонично дополняют друг друга и постепенно проливают свет на мотивы поступков персонажей. Каждая из шести историй, рассказанных паломниками по пути к Гробницам Времени вполне может считаться самостоятельным произведением.


На третьем месте рейтинга британская писательница, имеющая огромное влияние на подрастающее поколение читателей фантастики, влияние творчества Джоан Роулинг на интерес к чтению фантастических произведений и привлечение внимания к литературе в целом. Популярность ее серии романов о Гарри Поттере среди детей и взрослых, а также суммы собранные экранизациями книг и издательством видеоигр по мотивам семи романов серии позволяют не обращать особого внимания на некоторые явно недостаточно продуманные моменты мира волшебников. Коммерческий успех романов просто невероятен – одиннадцать миллионов копий книги «Гарри Поттер и Дары смерти» было продано всего за сутки, что позволяет считать ее самой быстро продаваемой в истории.


Вторая позиция в списке присуждается одному из известнейших писателей-фантастов, чье творчество на десятилетия вперед предопределило направления развития жанра и оказало огромное влияние на творчество последующих поколений фантастов – это Роберт Энсон Хайнлайн.

На страницах его книг затрагивается множество актуальных философских и социальных тем: индивидуализм, либертарианство, ответственность человека перед обществом и общества перед человеком, несовершенство политических и социальных систем, роль науки, религии и семьи в жизни отдельного человека и человечества в целом, причины становления и развития диктатур и многие другие. В творчестве Хайнлайна каждый читатель сможет найти что-то для себя, ведь созданные им произведения могут сильно отличаться, в зависимости от периода творчества писателя.


Заслуженное первое место занимает создатель вымышленного мира Арда Джон Толкин. Трудно назвать другой фэнтезийный мир, который смог бы конкурировать со Средиземьем по популярности и привлекательности для широчайшего круга почитателей. На основе книг, идей, искусственных языков Толкина развилась достаточно популярная в наше время субкультура. Сколько преданных последователей и почитателей нет, пожалуй, ни у одного писателя фантаста.

В настоящее время написано уже столько фантастических книг, что все их прочитать невозможно за одну человеческую жизнь. Даже если посвятить этому все свое время, человек все равно живет слишком мало, чтобы осилить весь совокупный объем подобных произведений.

Из-за большого выбора заядлые читатели часто копаются в литературном «мусоре» и не могут выбрать достойную вещь для чтения. А между тем на настоящий момент написано не просто много фантастических книг, а много хороших, просто отличных фантастических книг. Некоторые из них стали не только признанными шедеврами в своем жанре, но и повлияли на развитие литературы в целом.

Американские фантасты 20 века стояли у истоков зарождения жанра. Наряду со своими британскими коллегами они практически создали фантастику, сделали ее массовой и сверхпопулярной. Некоторые из них попали в список «мастеров фантастики». И если вы причисляете себя к числу любителей чтения в целом и рассматриваемого нами жанра в частности, то обязательно познакомьтесь с этими писателями и их лучшими произведениями.

Дэн Симмонс

Дэн Симмонс (дата рождения - 04.04.1948) - современный американский фантаст, который не отдает предпочтения какому-либо одному литературному направлению. Из-под его пера выходили книги в жанре фэнтези, классической научной фантастики, ужасов, триллера, исторического романа и остросюжетного детектива. Но прежде всего Дэн Симмонс известен как автор одной из самых лучших космоопер - тетралогии «Песни Гипериона».

Вот самые значимые его произведения:

«Песни Гипериона»:

  1. «Гиперион» (1989 г.).
  2. «Падение Гипериона» (1990 г.).
  3. «Эндимион» (1996 г.).
  4. «Восход Эндимиона» (1997 г.).

Также к этому циклу относится новелла «Сироты Спирали», вышедшая в 1990 г.

«Бритва Дарвина» (2000 г.) - остросюжетный детектив, сдобренный изрядной порцией черного юмора. Книга о противостоянии известного эксперта по автомобильным авариям и русской мафии.

«Террор» (2007 г.) - в этом произведении органично переплелись два жанра - исторический роман и мистический триллер с элементами ужасов. В основу сюжета легла подлинная история о трагической экспедиции кораблей «Террор» и «Эребос», но автор добавил в сюжет, помимо вполне правдоподобной борьбы экипажа с арктическим холодом и недостатком продовольствия, еще и нападение на людей огромного монстра. В марте 2018-го начался показ сериала, снятого по роману «Террор».

Трилогия «Ночь»:

  1. «Лето ночи» (1991 г.).
  2. «Дети ночи» (1992 г.).
  3. «Зимние призраки» (2002 г.).

Первая и третья книги связаны сюжетно и общими героями. Все произведения относятся к жанру ужасов.

Октавия Батлер

Эта писательница стала знаковой фигурой в афроамериканской культуре. Ее творчество представляет собой удивительную смесь научной фантастики, исторической прозы, афроамериканской литературы и феминистских идей. Она одна из немногих женщин фантастов, которая получили общемировое признание. Октавия Батлер (22.06.1947-24.02.2006) является лауреатом множества премий, в том числе дважды «Хьюго» и дважды «Небьюлы». Ее дебютный роман стал самым известным и признанным из всех произведений - это «Родня» (1979 г.). Он о чернокожей женщине, которая, спасая белого мужчину, попадает в прошлое, и ей на собственном опыте приходится узнать, каково это - быть рабыней. Интересно, что книгу несколько раз отклоняли из-за того, что в ней поднята тема, которую было принято замалчивать. Но сегодня данное произведение входит в программу обязательного чтения почти во всех колледжах США.

Вот еще несколько лучших произведений Октавии Батлер:

1. «Неоперившийся юнец» (2005 г.).

2. Цикл «Ксеногенез»:

  • «Рассвет» (1987 г.).
  • «Ритуалы взрослости (1988 г.).
  • «Imago» (1989 г.).

3. Цикл «Притчи»:

  • «Притча о сеятеле» (1993 г.).
  • «Притча о талантах» (1998 г.).

Также Октавия Батлер написала пять произведений, объединенных под названием Patternist.

Если вспоминать всех мастеров фантастики, нельзя не упомянуть Курта Воннегута. «Колыбель для кошки» - это самый известный роман автора, который принес ему всемирную популярность. Сюжет произведения основан на том, что ученым удалось изобрести новое, неизвестно ранее вещество - лед 9. Всего один кристаллик модифицированной воды превращает целый водоем в глыбу льда, и любая утечка грозит обернуться общемировой катастрофой.

В творчестве писателя органично сочетаются научная фантастика с элементами гротеска и притчи. Воннегут себя считал гуманистом и потому во многих своих произведениях затрагивал темы ответственности мира науки за последние открытия и их влияние на планету.

Помимо «Колыбели для кошки» Курт Воннегут (11.11.1922-11.04.2007) написал множество романов и рассказов, среди которых можно особо выделить следующие:

  1. «Сирены Титана» (1959 г.).
  2. «Механическое пианино» (1952 г.) - в русском переводе «Утопия».
  3. «Бойня № 5» (1969 г.) - второй по значимости роман автора, в котором нашло отражение его военное прошлое.
  4. «Времятресение» (1997 г.) - произведение, оставившее заметный след в американской литературе.

Книги Айзека Азимова занимают почетное место в золотом фонде мировой литературы. «Я, Робот» (1950 г.), «Двухсотлетний человек (1957 г.), «Роботы Утренней Зари» - это не просто рассказы и романы, это лучшие образцы социально-фантастической прозы. Они уже давно считаются культовыми, и сотни других писателей пользуются такими понятиями, как «законы робототехники» и «азимовские роботы».

Книги Айзека Азимова (02.01.1920-06.04.1992) затягивают не сразу - повествование неторопливое, детальное, и полностью в книгу читатель погружается постепенно. Но после «раскачки» происходит полное слияние.

Помимо упомянутых романов, у Айзека Азимова обязательно стоит прочитать:

  1. «Основание» (1951 г.) или «Академия» - незаконченный цикл романов, который продолжили писать другие авторы-фантасты.
  2. Серия фантастических детективных романов и рассказов о сотруднике полиции Элайджи Бейли и человекообразном роботе Дэниеле Оливо (сюда же входят «Роботы Утренней Зари»).
  3. «Сами боги» (1972 г.).

Самый заметный вклад Азимова в общемировую литературу - это осмысление проблемы противостояния искусственного разума и человека. Кое-кто из ученых предрекает, что выводы, сделанные автором, помогут избежать многих ошибок в будущем.

Стивен Кинг

Трудно найти более именитого, популярного, читаемого и экранизируемого американского фантаста, чем Стивен Кинг. Часть критиков довольно низко оценивает его литературный талант, считая его автором второсортных романов ужасов. Неплохих, но не имеющих значения для литературы в целом.

Однако нельзя отрицать того, что Стивен Кинг сегодня - номер один в списке американских фантастов. Он стал феноменом в писательском мире. Стивен Кинг сверхпопулярен и очень плодовит, так что ежегодно радует фанатов новинками. А его романы отличаются детальной проработкой персонажей, так что читатель воспринимает их как живых людей. И хотя в книгах много неприятных «физиологических» подробностей, они вполне простительны.

Стивен Кинг - лауреат множества литературных премий («Брема Стокера», «Всемирная премия фентези», «За вклад в мировую фантастику» и т. д.). Среди его работ лучшими считаются:

  1. Цикл «Темная башня»(1982-2012) - восемь романов, связанных единым сюжетом. Культовая вещь, предмет почитания множества фанатов по всему миру. Отсылки к этому произведению встречаются во многих романах автора. Экранизирован, но крайне неудачно.
  2. «Сияние» (1977 г.). Роман о старинном отеле с кровожадными призраками, в котором зимует отрезанная от всего мира семья смотрителя. Произведение неоднократно экранизировали.
  3. «Оно» (1985 г.) - двухтомник о страшном клоуне-монстре, убивающем детей. Дважды экранизирован.
  4. «Ловец снов» (2001 г.) - фантастический роман о вторжении инопланетян.
  5. «Зеленая миля» (1996 г.).
  6. «Под куполом» (2009 г.).
  7. «Противостояние» (1978 г.) - вирус супергриппа почти уничтожил род человеческий, и кучка выживших должна дать отпор силам зла.

Помимо романов писатель написал множество рассказов и выпустил несколько авторских сборников.

Клиффорд Саймак

Клиффорд Саймак - крупнейший американский фантаст. Отличительная черта его произведений - это вера в разум, в доброе начало у людей или нелюдей, призыв к объединению человечества и сотрудничеству между всеми разумными существами. Его самыми лучшими произведениями считаются:

  1. «Город» (1953 г.) - на земле будущего живут разумные псы и роботы. О людях остались лишь древние легенды. Писатель за этот роман получил Международную премию по фантастике.
  2. «Фото битвы при марафоне» - авторский сборник рассказов.
  3. «Живи высочайшей милостью» - в романе описаны игры сверхразума по созданию лучшей цивилизации путем подбора кандидатов из разных времен и миров.
  4. «Заповедник гоблинов» - удивительная смесь фэнтези и научной фантастики, в которой нашлось место для призраков, неандертальцев, космических путешествий и таинственного артефакта.
  5. «Что может быть проще времени» (1961 г.) - в будущем на другие планеты человек может отправить только свой разум. Но один из путешественников вернулся другим.

Роберт Хайнлайн - это один из самых известных американских фантастов, который во многом определил «лицо» современной научной фантастики. Его неоднократно награждали престижными премиями «Хьюго» и «Небьюла». И он единственный автор, который получал премию «Хьюго» 5 раз за романы и еще дважды за другие литературные труды.

Лучшие книги Роберта Ханлайна:

  1. Цикл «Мир как миф» - тетралогия о мультивселенных.
  2. «Звездный десант» (1959 г.) - роман-пародия на милитаризированное общество. Причем пародия настолько тонкая, что ее не распознали сразу, и довольно долго автора обвиняли в продвижении идей о «полицейском государстве».
  3. «Пасынки вселенной» (1963 г.).
  4. «Тоннель в небе» (1955 г.) - произведение о курсантах, застрявших на чужой планете без возможности вернуться домой.
  5. «Двойная звезда» (1956 г.).
  6. «Достаточно времени для любви (1973 г.).

Роберт Шекли - маэстро малой формы в фантастической литературе. Из-под его пера вышло несколько сотен оригинальных рассказов, которые удивляют не только неожиданными поворотами сюжета, но и бездной черного юмора и сатиры. Прочитать хотя бы несколько из них - это первоочередная задача любого почитателя фантастики. Их можно найти в одном из 13 авторских сборников.

Но кроме рассказов, Роберт Шекли также написал несколько романов. Самыми известными среди них являются: «Корпорация бессмертие» (1958 г.) и «Обмен разумов» (1965 г.).

Филип К. Дик

Филип Дик (16.12.1928-02.03.1982) - это американский фантаст, чьи книги получили гораздо большую популярность только после смерти писателя. Во многом это произошло благодаря культовому фильму «Бегущий по лезвию» (в настоящее время уже вышло продолжение картины). Лента снята по роману автора «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (1968 г.). Кроме него, у Филипа Дика нужно обязательно прочитать:

  1. Трансмиграция (1981 г.).
  2. «Помутнение» (1977 г.).
  3. «Пролейтесь, слезы» (1970 г.).
  4. «Доктор Смерть, или Как мы жили после бомбы» (1963 г.).

Фрэнк Герберт

(08.11.1920-11.02.1986) написал немало книг. Но знают и любят его прежде всего за «Хроники Дюны» - сборник из шести оригинальных книг, в которых сочетается научно фантастический сюжет и множество философских идей.

Умер раньше, чем закончил свою историю. Но его сын Брайен Герберт в соавторстве с завершил цикл, написав еще два романа. В основу легли черновики писателя.

Кроме того, «Хроники Дюны» породили около двух десятков продолжений от разных авторов.

Уильям Гибсон

(дата рождения - 17.03.1948) - известный американский фантаст. Популярность ему принесла книга «Нейромант» (1984 г.), что в то время стало откровением в мире литературы и открыло читателям такой жанр, как киберпанк. Во многих произведениях автора описано влияние компьютеров на жизнь человека. Несмотря на то что эра компьютеризации только-только зарождалась, Уильям Гибсон уже оперировал такими понятиями, как «киберпространство», «виртуальная реальность» и «хакеры». Самые лучшие романы автора:

  1. «Киберпространство» - трилогия, в которую входит «Нейромант».
  2. «Трилогия моста» (1993-1999 гг.).
  3. «Трилогия Бигенда» (2003-2010 гг.).

Рэй Брэдбери

Рэй Брэдбери - писатель-фантаст, которого особенно любят в нашей стране. Его принято ассоциировать именно с научной фантастикой, хотя писатель написал немало стихов, пьес и сказок. Самое известное произведение автора - повесть «451⁰ по Фаренгейту». Это антиутопия, в которой автор показал мир без книг, без духовности, без индивидуальности - и поэтому читатель нисколько не удивляется закономерному исходу.

Также у Рэя Брэдбери (22.02.1920-05.06.2012) обязательно нужно прочитать:

  1. «Марсианские хроники» (1950 г.) - цикл рассказов о колонизации красной планеты.
  2. «Вино из одуванчиков» (1957 г.) - повесть с автобиографическими элементами.
  3. «Человек в картинках» (1951 г.) - авторский сборник из 18 рассказов.
  4. «Надвигается беда» (1962 г.). Можно также встретить название «Что-то страшное грядет».
  5. «И грянул гром» (1952 г.) - произведение об охотнике, который, отправившись на сафари в прошлое, случайно убивает бабочку, тем самым изменяя настоящее.

Гарри Гаррисон

Гарри Гаррисона (12.03.1925-15.08.2012) причисляют к великим американским фантастам по совокупности заслуг. Он не так именит, хотя его труды популярны во всем мире. Не так известен, как тот же Стивен Кинг или Рэй Брэдбери. Но вместе с тем Гарри Гаррисон писал то, что можно назвать классической научной фантастикой. При этом все произведения написаны с изрядной долей юмора.

Писатель написал около двухсот рассказов и 35 романов, лучшими из которых являются:

  1. Серия «Стальная крыса» (1985-2010 гг.) - 11 романов о приключениях лучшего в Галактике вора и мошенника.
  2. Серия «Билл - Герой Галактики» (1965-1992 гг.) - восемь сатирических романов и повесть о том, как стать отличным солдатом.
  3. Серия «Мир Смерти» (1960-2001 гг.) - 9 произведений, часть из них написана в соавторстве с другими писателями.

Алан Дин Фостер

Алан Дин Фостер - это тот редкий фантаст, который пишет в разных жанрах, и при этом у него можно читать абсолютно все произведения. Слабых вещей нет, но если выбирать лучшее из лучшего, то стоит прочитать:

  1. Серия «Приключения Флинкса» (1983 -2017 гг.). В России есть только первые шесть книг, остальные девять не переводились и не издавались.
  2. «Чародей с гитарой» (1983-2004 гг.) - девять романов, которые являются одной из лучших фентезийных саг. Все книги этой серии читаются на одном дыхании.
  3. Серия «Челанксийская федерация» - 15 произведений, на русский переведена половина из них.

Книги американских фантастов из этого списка знают и любят во всем мире. И хотя многие из упомянутых авторов уже написали свои последние книги, их помнят благодаря их произведениям.