Личностный рост        01.04.2020   

Роль высшего образования в современной цивилизации кратко. Роль высшего образования в жизни человека. III. Условия формирования новой системы образования

Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом

1. Роль высшего образования в современной цивилизации

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. "Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО (Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991), - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии".

Часть 1 ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом

1. Роль высшего образования в современной цивилизации

2. Место технического университета в российском образовательном пространстве.

3. Фундаментализация образования в высшей школе

4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе

5. Интеграционные процессы в современном образовании

6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании

7. Информатизация образовательного процесса

Глава 2. Педагогика как наука

1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории

2. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

Глава 3. Основы дидактики высшей школы

1. Общее понятие о дидактике

2. Сущность, структура и движущие силы обучения

3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности

4. Методы обучения в высшей школе

Глава 4. Структура педагогической деятельности

1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

4. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе

2. Семинарские и практические занятия в ВШ

3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

4. Основы педагогического контроля в высшей школе

Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии

1. Этапы и формы педагогического проектирования

2. Классификация технологий обучения высшей школы

3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль

4. Интенсификация обучения и проблемное обучение

5. Активное обучение

6. Деловая игра как форма активного обучения

7. Эвристические технологии обучения

8. Технология знаково-контекстного обучения

9. Технологии развивающего обучения

10. Информационные технологии обучения

11. Технологии дистанционного образования

Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов

Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога

Глава 9. Педагогическая коммуникация

Часть 2. ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Глава 1. Особенности развития личности студента

Глава 2. Типология личности студента и преподавателя

Глава 3. Психолого-педагогическое изучение личности студента

Приложение 1. Психологические схемы "Индивидуально-психологические особенности личности"

Приложение 2. Психологические схемы "Общение и социально-психологическое воздействие"

Глава 4. Психология профессионального образования

1. Психологические основы профессионального самоопределения

2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии

3. Психология профессионального становления личности

4. Психологические особенности обучения студентов

5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов

6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления

7. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп

Приложение. Психологические схемы "Социальные феномены и формирование коллектива"

Список литературы


Педагогика и психология высшей школы

Часть 1. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗБИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И

ЗА РУБЕЖОМ

Роль высшего образования в современной цивилизации

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования.

Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. "Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО (Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991), - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии".

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т.д.

Но вместе с тем в последние 10-15 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках реформ, т.е. в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции - формировать созидающую силу, созидательные силы общества.

В 1968 г. американский ученый и деятель просвещения Ф. Г. Кумбс, пожалуй, впервые дал анализ нерешенных проблем образования: "В зависимости от условий, сложившихся в различных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах - развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас". Почти через 20 лет в новой книге "Взгляд из 80-х годов" он же делает вывод об обострении кризиса образования и о том, что общая ситуация в сфере образования стала еще тревожнее.

Констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные документы и высказывания государственных деятелей.

Мрачную картину рисует доклад Национальной комиссии США по проблеме качества образования: "Мы совершили акт безумного образовательного разоружения. Мы растим поколение американцев, неграмотных в области науки и техники". Небезынтересно и мнение бывшего президента Франции Жискара Д"Эстена: "Я думаю, что главная неудача Пятой республики состоит в том, что она оказалась неспособной удовлетворительно разрешить проблему образования и воспитания молодежи".

Кризис западноевропейского и американского образования стал и темой художественной литературы. В качестве примера можно привести серию романов об Уилте английского сатирика Тома Шарпа или роман "Четвертый позвонок" финского писателя Марти Ларни.

В отечественной науке вплоть до недавнего времени отвергалось само понятие "мировой кризис образования". По мнению советских ученых, образовательный кризис казался возможным лишь за рубежом, "у них". Считалось, что "у нас" речь может идти лишь о "трудностях роста". Сегодня наличие кризиса отечественной системы образования уже никем не оспаривается. Напротив, обнаруживается тенденция к анализу и определению его симптомов и путей выхода из кризисной ситуации .

Гершунскип Б. С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 1993; Шукшунов В. Е., Взяты шее В. Ф., Романова Л. И. Через развитие образования к новой России. М., 1993; и др.

Анализируя сложное и емкое понятие "кризис образования", авторы подчеркивают, что оно отнюдь не тождественно абсолютному упадку. Российская высшая школа объективно занимала одну из ведущих позиций, она обладает рядом достоинств, которые будут выделены ниже.

Суть мирового кризиса видится прежде всего в ориентации сложившейся системы образования (так называемое поддерживающее обучение) в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее. Эта мысль отчетливо прослеживается в упомянутой в списке литературы брошюре В.Е. Шукшунова, В.Ф. Взятышева, Л.И. Романковой и в статье О.В. Долженко "Бесполезные мысли, или еще раз об образовании" .

Современное развитие общества требует новой системы образования - "инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу:

· во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования;

· во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы.

Многие задумываются, правильно ли начинать реформы образования, в частности высшей школы, именно сейчас, в условиях столь сложной исторической ситуации в России? Встает вопрос, нужны ли они вообще, ведь высшая школа России, бесспорно, обладает рядом достоинств по сравнению с высшими школами США и Европы? Прежде чем ответить на этот вопрос, перечислим положительные "наработки" российской высшей школы:

· она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

· по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;

· отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;

· традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Таковы преимущества российской образовательной системы (высшей школы).

Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране - настоятельная необходимость. Происходящие в обществе изменения все более объективизируют недостатки отечественного высшего образования, в свое время рассматривавшиеся нами как его достоинства:

· в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не "выпускаются" на сегодняшний день, но для обучения которых наша образовательная система еще не создала научно-методическую базу;

· бесплатная подготовка специалистов и невероятно низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности; его статус, долженствующий обеспечить личности определенную социальную роль и материальное обеспечение;

· чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;

· усредненный подход к личности, валовой выпуск "инженерной продукции", невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека. Это падение материализовалось в плеяде московских и прочих дворников с университетским образованием, как правило, личностей неординарных;

· тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса;

· вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировались технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;

· изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий - с другой, исказили главную функцию инженера - творческую разработку принципиально новой техники и технологии;

· экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.

Сегодня эти негативные характеристики особенно обострились и дополнились рядом других количественных, подчеркивающих кризисное состояние высшей школы в России:

· наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности студентов (за 10 лет число студентов сократилось на 200 тыс.);

· существующая система высшего образования не обеспечивает населению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах;

· отмечено резкое сокращение численности преподавательского корпуса высшей школы (большинство из них уезжают работать в другие страны) и многое другое.

Необходимо подчеркнуть, что Правительством России предпринимаются немалые усилия, направленные на успешное реформирование высшей школы. В частности, главное внимание уделяется перестройке системы управления высшим образованием, а именно:

· широкое развитие форм самоуправления;

· прямое участие вузов в выработке и реализации государственной образовательной политики;

· предоставление вузам более широких прав во всех сферах их деятельности;

· расширение академических свобод преподавателей и студентов.

В интеллектуальных кругах России все явственнее осознаются возможные последствия происходящего исподволь свертывания образования и снижения социальной защищенности студентов и педагогов. Приходит понимание того, что неправомерное распространение на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической природы образовательного процесса могут привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественного богатства - научно-методического опыта и традиций творческой деятельности.

Итак, основные задачи реформирования системы вузовского образования сводятся к решению проблемы как содержательного, так и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России. И все же, в чем главное звено, ядро, основа вывода российского образования из кризиса?

Очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только за счет реформ организационно-управленческого и содержательного характера.

В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.

Мы остановили свое внимание на концепции, разработанной учеными Международной академии наук высшей школы (АНВШ) В.Е. Шукшуновым, В.Ф. Взятышевым и др. По их мнению, научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и "теории практики" (схема 1.2).

Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.

Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования - с обществом.

"Теория практики", включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить в совокупности новую систему образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.

Итак, обозначены фундаментальные основы развития образования. Каковы же направления развития предполагаемой парадигмы образования?

В табл. 1.1 представлены возможные варианты развития образования.

Таблица 1.1.

Варианты развития образования

Элементы/ Парадигмы Существующая парадигма Возможное развитие
Главная задача человека Познание существующего мира Целенаправленное изменение мира
Научная основа деятельности Естественно-научный метод Теория преобразующей практики
Типичная задача имеет Только одно правильное решение Множество допустимых решений
Критерий оценки решений Только один: «правильно - неправильно» Множество критериев: полезности, эффективности, безвредности
Роль этики, морали и нравственности Им нет места, в них нет нужды Необходимы для выбора решений
Главная задача образования Дать знания о существующем мире и его законах Оснастить методологией творческого преобразования мира
Возможность духовного формирования личности Только отдельно через гуманитарное образование Возможно вполне и желательно в процессе деятельности

Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре.

Смысл в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо:

· во-первых, пересмотреть смысл понятия "фундаментализация образования", вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России это далеко не простая проблема;

· во-вторых, формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на "физиков" и "лириков" потребует встречного движения и сближения сторон.

Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете - к снижению потенциала науки и производства.

Известный психолог В. П. Зинченко так определил опустошающее воздействие на человеческую культуру технократического мышления: "Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства". Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, имеют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза. При этом предлагают студентам различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непосредственно связано с будущей деятельностью инженера. Но это так называемая "внешняя гуманитаризация".

Подчеркнем, что в среде научно-технической интеллигенции господствует технократический стиль мышления, который "впитывают" в себя студенты с самого начала обучения в вузе. Поэтому они относятся к изучению гуманитарных дисциплин как к чему-то второстепенному, проявляя иногда откровенный нигилизм.

Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г. П. Федотов в 1938 г., "...есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России... Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации".

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Главные направления реформирования в области науки:
· Повернуться к человеку.
· Бороться с технократическим снобизмом.
· Интегрировать частные науки.
Необходимые условия:
· Возрождение престижности образования.
· Активное восприятие наук о человеке и обществе.
· Демократизация, демилитаризация, деидеологизация.
· Ориентация на технологии постиндустриального развития.
Основные федеральные интересы
· Гармоничное и свободное развитие членов общества.
· Подъем и обогащение нравственного и интеллектуального потенциала нации.
· Обеспечение рыночной многоукладной экономики профессионалами высокого уровня.

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

· единство федерального образовательного пространства;

· открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурного-исторического и образовательного опыта.

Магистральные линии вывода российского образования из кризиса определены; разработаны возможные варианты реализации реформы образования. Остается только вывести образование на такой уровень, который даст новое видение мира, новое созидательное мышление.

Защита слизистой оболочки рта осуществляется в большой степени иммуноглобулинами класса А, поэтому дефицит образования этого класса иммуноглобулинов представляет наибольший интерес для стоматологов. При дефектах Т-лимфоцитов больные подвергаются опасности поражения в первую очередь вирусными и грибковыми инфекциями. Первыми признаками иммунодефицита часто является кандидозный стоматит (молочница) или тяжелое длительное течение герпетического стоматита. Врожденный дефект клеточного иммунитета с нарушением механизмов иммунорегуляции в результате преобладания Т-супрессоров может сочетаться с хроническим кожнослизистым кандидозом (хронический гранулематозный кандидоз).

Иммунодефицитные состояния могут быть либо причиной, либо следствием болезней гиперчувствительности или аутоиммунных заболеваний. Так, дефицит IgA способствует всасыванию через слизистую оболочку чужеродных антигенов, которые вызывают сенсибилизацию организма.

Клиническими проявлениями иммунодефицитных состояний могут служить инфекции, вызванные условно-патогенными микроорганизмами, аутоиммунные заболевания, аллергические реакции, опухоли. В полости рта нередко проявляются заболевания микробной этиологии (стоматит, гингивостоматит и др.), которые являются следствием первичных и вторичных иммунодефицитных состояний. Так, у детей, страдающих иммунологической недостаточностью, слизистая оболочка рта часто поражается бактериями, вирусами или грибами в результате резкого снижения клеточной или гуморальной зашиты, Такие осложнения наблюдаются у детей с первичными дефектами - врожденной дисплазией тимуса, приобретенным лимфогранулематозом, лейкозами, избирательным дефицитом IgA, лизоцима или интерферона. Аналогичные осложнения характерны для больных со вторичными иммунодефицитными состояниями, индуцированными медикаментозной терапией (глюкокортикостероидами и др.). В патогенезе кандидоза слизистой оболочки рта преобладают эндогенные причины, главными из них являются вторичные иммунодефицитные состояния, возникающие при диабете, лейкозах, хронических инфекциях (туберкулезе и других), в послеоперационном периоде. Показательна особенно высокая восприимчивость к кандидозной инфекции у грудных детей и стариков, т. е. у лиц, у которых наблюдаются возрастные иммунодефицитные состояния. При отсутствии у больных кандидозом специфических антител и одновременном снижении специфической кожно-аллергической реакции можно прогнозировать неблагоприятное течение заболевания.

Сегодня образование занимает первое место в жизни нашего общества и является основной отраслью человеческой деятельности. Будущее людей зависит от качества и продуктивности полученных ими знаний. Отношение к образованию меняется из года в год. Люди совершенствуют полученный у предков опыт и применяют его для обновления и совершенствования своих знаний. Высшее образование играет главную стратегическую роль в развитии государств.

В современном обществе каждый стремится получить высшее образование. Люди хотят быть умными, интеллектуально развитыми, иметь высокий статус в обществе. Молодежь стремится получить высшее образование, сделать карьеру и тем самым приобрести уверенность в завтрашнем дне. Образованный человек по-иному, по-новому смотрит на жизнь, у него свои приоритеты, жизненные интересы, большие возможности для модернизации существующих наук и технологий. Это и объясняет стремление всех повышать уровень своей образованности и приобретать знания в высших учебных заведениях. Высшее образование дает профессиональные знания студентам, чтобы потом, на рабочем месте человек мог их в совершенстве применять, обновлять и приспосабливать к решению проблем в экологии, промышленности, здравоохранении. Каждый выпускник любого факультета, получает весомое положение в обществе.

Человек по своей натуре общителен, любит свободу, способен творить и созидать. При отсутствии благоприятных условий, он отдаляется от семьи, работы, общества, культуры, искусства. Только образование способно помочь личности реализовать свои способности и занять свое место в обществе. Образованный человек успешно адаптируется в жизни и сам ее улучшает.

Российское государство всегда заботилось об увеличении уровня образованности граждан, ведь если в стране достаточное количество мыслящих, знающих и умеющих применить свои знания, людей, то страна будет только развиваться в лучшем направлении, повышая уровень жизни.

Страна не будет развиваться без специалистов с высшим образованием, следовательно, государство и дает толчок в развитии и поддержке ВУЗов.

Высшее образование дает перспективы развития новых направлений в науках и совершенствования отдельных отраслей. В ВУЗах организованы лаборатории, вычислительные, центры. В некоторых даже научно-исследовательские институты, которые расширяются и становятся научными центрами

Как считает Куренная А.Ф., - высшим профессиональным образованием является сеть учебных учреждений, обращенных на производство свойственных профессиональному образованию общественных взаимодействий.

Как отметили в своих трудах Цылев В.Р. и Дюмина Н.Н - для современной молодежи приоритетно получать высшее образование. Все стремятся поступать в университеты по окончанию школ и средних учебных заведений.

Современная структура образования пересматривается и реформируется по мере развития политических и экономических направлений.

Одним из этих изменений является магистратура, которая является следующей ступенью высшего профессионального образования, после бакалавра. Она позволяет углубить полученные профессиональные знания, так как повышает квалификацию бакалавров и специалистов. Повышает научный потенциал специалиста в аспирантуре. Под руководством своего научного руководителя, магистр занимается научными исследованиями по выбранной теме, подготавливает и защищает диссертацию. Магистр стоит на одну ступень выше бакалавра, его научная деятельность более совершенна и серьезна.

По мнению Мамедовой А.В. - с помощью магистратуры повышается квалификация и совершенствуется степень образованности человека. Магистры - это профессионалы, которые направляют свою научную деятельность на более глубокое и детальное изучение специализации для лучшего решения сложных вопросов. Задача магистратуры - подготовить современных специалистов для государственных, экономических, управленческих, научных, интеллектуальных, аналитических структур с более фундаментальной подготовкой, для дальнейшего профессионального развития, с целью достичь лучших результатов.

Серьезные реформы в стране предусматривают глобальные изменения в структуре образования и в результате, возникают определенные трудности. Все усовершенствования в экономике, культуре, управлении, политике, подразумевают обязательные перемены в обучении будущих специалистов, для их успешной работы в исследованиях и совершенствовании научных достижений.

Для существования и развития современного общества необходимы интеллектуально развитые, активные и предприимчивые профессионалы. Поэтому, процессы подготовки специалистов модифицируются, одну из значимых целей - мотивация студента. Ведь только специалисты с повышенным уровнем мотивации, способны принести пользу хорошими результатами своей деятельности.

Необходимость мотивации в обучении возникла давно, когда людьми была осмыслена целесообразность всеобщего обязательного обучения. Поэтому обучение стало установленной законом структурированной деятельностью.Можно найти множество точек зрения, что именно влияет на желание студентов качественно получать знания. К ним можно отнести: увлечение, необходимость, способность, зависимость, оптимизм.

Единое мнение всех ученых - это то, что интерес к учебному процессу учеников, к более осмысленному приобретению знаний, развивает мышление, повышает активность в учебе и научной деятельности.

Проблема мотивации студентов - является наиболее существенной в системе современного обучения. Она регулирует деятельность и активность студентов, влияет на этику поведения и желание приобрести профессию и достичь желаемой цели. Ей посвящено немало интересных исследований, она определяет внутреннее и внешнее состояние человека. Педагогам нужно определить, что именно побуждает студента приобретать знания или почему у студента отсутствует интерес к обучению.

«Мотив» и «мотивация» - анализируются и трактуются во всех трудах по-своему, и нет точного, единого решения этого вопроса. Все ученые в своих трудах исследуют и формулируют мотивацию для совершенствования методов обучения.

По сей день разрабатываются методики и реализовываются методики для решения этого вопроса. Как мы видим, немало исследований и у наших отечественных ученых. Замечены интересные явления: мотивации студентов учащихся на дневном, вечернем отделениях значительно разделяются. Еще есть студенты, находящиеся на дистанционном обучении - у них совершенно другой уровень мотивации. Необходимо исследовать и структурировать мотивацию обучения студентов получающих гуманитарные специальности, для качественного усвоения полученных знаний, овладения студентами профессии, получения диплома специалиста.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Кривошапова Светлана Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и финансов, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация:

В данной статье рассматривается вопрос о влиянии высшего образования на экономику страны, а также необходимые для системы высшего образования изменения и улучшения.

This article examines the impact of higher education on the national economy, and the need for the higher education system changes and improvements.

Ключевые слова:

индекс человеческого развития; конкурентоспособность экономики; высшее образование; профессиональные стандарты; кадровые ресурсы; анализ; наблюдение; самореализация личности.

human development index; competitiveness of the economy; higher education; professional standards; human resources; analysis; surveillance; personal fulfillment.

Одним из ключевых показателей оценки развития страны в настоящее время является индекс человеческого развития, в котором кроме уровня жизни и долголетия учитывается, также уровень грамотности и образованности населения исследуемой страны. На эти показатели, безусловно, оказывает влияние система высшего образования в стране, нормальное развитие которой определяет уровень развития общества. Совсем недавно образование рассматривалось как сумма знаний, навыков и умений, полученных в результате обучения в учебных заведениях и реже - самостоятельно. Сегодня, образование - это отрасль экономики, хозяйства страны, которая включает в себя организации, учреждения, предприятия, обеспечивающие обучение, передачу знаний, выпуском учебной литературы. Так насколько же ценна система образования на сегодняшний день для нашей страны?

Актуальность данной проблемы состоит в том что, высшее образование оказывает прямое влияние на конкурентоспособность экономики страны в целом посредством подготовки квалифицированных кадров, а также развитии целостной, творческой личности, что является одним из главных факторов нормального функционирования экономики страны. На данный момент, оценка уровня развития страны определяется, также образованностью её граждан. Усовершенствование системы высшего образования - это прямой путь к положительным изменениям в обществе, а также к нормальному его функционированию.

Цель работы - доказать необходимость высшего образования в современной России, показать задачи которые стоят перед российской системой образования и определить вектор развития влияния российского образования на современную экономическую обстановку.

В исследовании ставятся следующие задачи: во-первых, изучить влияние высшего образования на экономику страны; во-вторых, определить степень влияния высшего образования на социальную сферу и различные отрасли деятельности людей; в-третьих, найти основные пути преобразований, необходимых в системе отечественного образования.

Методы исследования, которые использовались в работе - анализ, наблюдение.

Для обеспечения конкурентоспособности страны необходимо сформировать крепкую конкурентоспособную систему образования, для выпуска квалифицированных кадров. Ведь в настоящее время определяющим значением для успешного функционирования экономики является не что иное, как человеческий фактор. Чем больше страна имеет активных, творчески развитых и образованных специалистов, бакалавров, магистров, тем выше способность страны конкурировать на международной арене с экономиками других стран. Несомненно, значение образования для страны увеличивается. По состоянию на 2014 Россия занимает 57-ое место в оценке индекса человеческого развития(далее, ИЧР) и входит в число стран с высоким уровнем ИЧР. Россия занимает 36-ое место в оценке индекса уровня образования, входящего в ИЧР. Россия, также имеет довольно высокую долю людей с дипломом о высшем образовании, которая составляет более 50%. Это говорит о том, что образование оказывает значительное воздействие на экономику страны

В последние годы роль и ценность высшего образования значительно меняется, оно становится более доступным, в частности за счет развития платного образования, а также повсеместного. В это же время, отсутствует реальная связь между потребностями экономики России и наиболее популярными среди студентов специальностями. Для достижения целей по обеспечению экономики страны специалистами, которые отвечают сегодняшним нуждам страны, соответствуют времени, вузам необходимо иметь связь и налаживать сотрудничество с ведущими работодателями страны. Сегодня вузы и бизнес стремятся повысить интеграцию путем участия работодателя в определении компетенций выпускника, организации практики и стажировок обучающихся. Поэтому, данная связь полезна в плане обеспечения эффективности высшего образования.

Социальная роль высшего образования состоит в том, что в целом, от направления его развития зависит направление развития человечества, следовательно, образование является двигателем социального прогресса. Высшее образование помогает личности удовлетворять свои естественные потребности в получении новых знаний и сведений. высшее образование помогает личности: во-первых, в получении профессии. Высшее образование помогает выпускнику реализовать себя в сфере управления. Также, образование в целом дает возможность использовать знания для интеллектуального труда. Во-вторых, высшее образование оказывает содействие в интеллектуальном развитии личности, что выражается в самореализации человека, улучшение способности к анализу и синтезу происходящего в окружающем мире. В-третьих, также в изменении социального статуса, в частности повышении социального статуса и улучшение материального положения, что является следствием первых двух направлений воздействия образования на личность.

Современность не стоит на месте: развиваются технологии, меняется скорость обработки информации и принятия решений. Под влиянием этих факторов происходят реальные изменения в экономике. Высшее образования должно способствовать подготовленности человека к меняющимся условиям экономики. Для этого человеку необходимо быть способным к самообучению, у более быстрой и качественной адаптации на основании базы академических знаний, заложенных высшим образованием

Основой преобразований в сфере высшего образования является ориентация на потребности реального сектора экономики с перспективой 10-15 лет. Для этого необходимо построение системы прогнозирования потребности бизнеса в тех или иных видах работ, специальностей, основанием для которой может служить такие основополагающие документы, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 г. Согласно поправкам, предложенных правительством РФ, в ТК РФ планируется внести статью 195.2, регламентирующую применение работодателями профессиональных стандартов - требований к уровню образования, стажу работы и т.д для определенной профессии. Внедрение профстандартов является закономерной и ожидаемой инновацией. В качестве одной из составляющих профстандарта может быть не только раздел знаний, но и раздел «Умения», «Навыки» и «Личностные характеристики». Т.е. высшее образование должно усилиться за счет практического развития знаний и перевода их в разряд умений и навыков. Это возможно в случае формирования системой высшего образования профиля компетенций по каждой из специальностей, перераспределения программ обучения в сторону практикориентированных программ, в том числе за счет организации практики и работодателей, создания модульных и смоделированных систем обучения.

Одна из главных задач любого учреждения высшего образования - повышение и поддержание на соответствующем уровне качества образования. Качество - один из критериев, позволяющих полагать, что образовательные услуги будут оказаны в полной мере, удовлетворят потребность студента в саморазвитии и поспособствуют самореализации. Для повышения качества образования вузу необходимо иметь развитую материально-техническую базу, позволяющую реализовывать учебные программы; усовершенствования в качестве самих учебных программ; информационное обеспечение, которое предполагает использование компьютерных сетей.

Проанализировав информацию о местах России в международных рейтингах, таких как оценка индекса человеческого развития, уровня образования, числа граждан с высшим образованием, можно предположить, опираясь на результаты исследования, что отечественное высшее образование способно, усилить позиции страны в мире, однако, при этом, необходимы значительные преобразования в сфере высшего образования, которые повлекут за собой преобразования и в сфере экономики, и в социальной сфере, а также окажут влияние на уровень жизни в стране. В целом, в ходе анализа, удалось выяснить, что высшее образование в России находится на верном пути в развитии, проводятся значительные для экономики страны изменения и преобразования. Высшее образование приобретает всё большую популярность и становится всё более ценным для нашей страны.

Библиографический список:


1. Беляева О.В Воздействие высшего образования на развитие личности // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 1 – С. 86-86
2. Генеральное соглашение между российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2014 – 2016 годы /глава III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения, 3.2, 3.3
3. Концепция модернизации российского образования за 2010 г. гл.1 «1. Роль образования в развитии российского общества»: Приложение к Приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393. М., 2002.
4. Смирнова Т.В. Роль российского образования в современных условиях/ Т.В.Смирнова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. , № 3 (2), с. 599–602