Эзотерика        09.05.2020   

Проблемное обучение в профессиональном образовании презентация. Презентация по психологии "проблемное обучение". Презентация на тему


Современные образовательные технологии Качественный скачок в развитии новых технологий во всех сферах человеческой деятельности повлек за собой и резкое возрастание потребностей общества в творческих людях, способных создавать новое в производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые проблемы, актуальные и для современного общества, и для будущего. По мнению учёных (психологов, педагогов), проблемному обучению принадлежит ведущая роль в развитии творческого потенциала личности обучающихся (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Т. Кудрявцев, Е.Л. Яковлева, Н.Б. Шумакова и др.). «…возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый этап в развитии дидактики и психологии обучения… Эта концепция привнесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приёмы активизации познавательных интересов, мышления и т.д.» В.Т. Кудрявцев. Актуальность


Современные образовательные технологии В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи. Классно- урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Из истории… Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.


Современные образовательные технологии Третий этап: происходит теоретическое осмысление роли и места проблемных ситуаций в учебном процессе и построение теории проблемного обучения в условиях современной … школы с опорой на принцип проблемности усвоения и исследовательский принцип познания. Эта теория органически включает в себя все достижения предшествующих этапов поиска путей активизации учебного процесса и развития мыслительных способностей учащихся. Первый этап - это период активизации учебного процесса путем более эффективного применения приемов варьирования учебного материала, его эмоционального изложения, усиления элементов новизны излагаемого материала. Этот этап дал сильный толчок в развитии теории и практики современного развивающего обучения. Второй этап: дальнейшие поиски путей активизации обучения уже с опорой на новые теоретические положения и с учетом достижений практики первого этапа. Здесь заметно усиливается роль познавательных задач, появляются попытки организации процесса обучения при помощи системы познавательных задач и исследовательских методов обучения. Из истории… Поэтапное развитие теории и практики проблемного обучения:


Современные образовательные технологии В современных условиях теория и практика проблемного обучения разрабатывалась (конец 60-х – 70-е годы XX века) и разрабатывается, начиная с 90-х годов, на качественного новой основе. Этому способствует прежде всего развитие психологической и педагогической наук. В экспериментальных психологических исследованиях С.Л. Рубинштейна, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, К.А. Славской, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, Т.В. Кудрявцева, В.Н. Пушкина, О.К. Тихомирова и др. содержатся предпосылки для решения важной педагогической задачи воспитания мышления, способного открывать новое. Современные американские теории «учения путем решения проблем» (У. Александер, П. Хальверсон и др.), в отличие от теории Дж. Дьюи, имеют свои особенности: - в них отсутствует чрезмерное подчеркивание значения "самовыражения" ученика и умаление роли учителя; - утверждается принцип коллективного решения проблем, в отличие от крайней индивидуализации, наблюдавшейся ранее; -методу решения проблем в обучении отводится вспомогательная роль. Из истории…


Современные образовательные технологии Проблемное обучение Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся. По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская. По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: групповая, академическая + клубная. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По категории обучающихся: массовая, все категории.


Современные образовательные технологии Проблемное обучение По преобладающему методу: проблемная. По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся. Целевые ориентации Приобретение ЗУН. Усвоение способов самостоятельной деятельности. Развитие познавательных и творческих способностей. Концептуальные положения (поД.Дьюи) Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются: - проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); -активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.


Современные образовательные технологии Что такое «Проблемное обучение»? Под проблемным обучением В.Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания. Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно- воспитатальным целям школы».


Современные образовательные технологии Что такое «Проблемное обучение»? Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю.К.Бабанского. На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М.И.Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».


Современные образовательные технологии Сущность проблемного обучения Обучение ведёт за собой развитие ребёнка, оно ориентировано на зону ближайшего развития Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта и направлено на формирование новых качеств личности Дидактическими принципами развивающего обучения являются: - системность и целостность содержания; - ведущая роль теоретических знаний; - обучение на высоком уровне трудности; - изучение быстрым темпом; - осознание процесса обучения (рефлексия); - включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы; - дифференциация процесса обучения, его индивидуализация


Современные образовательные технологии Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Характерной чертой проблемного обучения является функция развития творческих способностей. В процессе решения цепи проблемных ситуаций в ходе проблемно- исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию. Сущность проблемного обучения


Современные образовательные технологии Активизация мышления Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика).


Современные образовательные технологии Активизация мышления Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов. А.М.Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как, «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.


Современные образовательные технологии Активизация мышления Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения. Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения. Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.


Современные образовательные технологии Виды проблемного обучения по соответствующим видам творчества: Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем. Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем. Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру, и т.д. Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы.


Современные образовательные технологии Методы проблемного обучения 1.Метод монологического изложения. 2.Рассуждающий метод обучения. 3.Диалогический метод изложения. 4.Эвристический метод изложения, эвристические беседы, метод эвристических задач. 5.Исследовательский метод. 6.Метод программированных заданий. 7.Проблемное изложение, проблемные вопросы. 8.Поисковая деятельность. 9.Метод мозговых атак.


Современные образовательные технологии Учебная проблема Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении, проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия. Это явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, пока оно не станет логически завершенным. Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования» Основные функции учебной проблемы: Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний


Современные образовательные технологии Учебная проблема Требования к проблеме: Доступность пониманию учащихся (проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах); Посильность выдвигаемой проблемы; Заинтересованность учащихся формулировкой проблемы (словесное оформление, развлекательность формы); Естественность постановки проблемы. Этапы постановки учебной проблемы: а) анализ проблемной ситуации; б) осознание сущности затруднения – видение проблемы; в) словесная формулировка проблемы. Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил: отделение (ограничение) известного от неизвестного, локализация (ограничение) неизвестного, определение возможных условий для успешного решения, наличие в формулировке проблемы неопределенности.


Современные образовательные технологии Этапы осуществления проблемного подхода 1этап. Подготовка к восприятию проблемы 2 этап. Создание проблемной ситуации 3 этап. Формулировка проблемы 4 этап. Процесс решения проблемы 5 этап. Доказательство правильности решения


Современные образовательные технологии Учебно-познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации Постановка проблемной ситуации Актуальность проблемной ситуации Поиск способов её решения Решение проблемы и её доказательство Рефлексия и оценка результатов




Современные образовательные технологии Схема проблемного обучения Актуализация Усвоение новых понятий и способов Формирование умений Создание проблемных ситуаций и постановка проблем Выдвижение и обоснование гипотез Доказательство гипотез Проверка правильности раскрытия проблем Догадка Известные способы


Современные образовательные технологии Процесс решения учебной проблемы Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой формулировки (процесс формулировки означает, что ученик уже понимает возникшую перед ним задачу и в известной мере видит, «нащупывает» пути ее решения, то есть, составляет план решения, затем осуществляет план и «оглядывается назад» (изучение полученного решения). Решение учебной проблемы есть результат преодоления противоречий учебного процесса вообще и основного противоречия познавательной проблемы в частности, есть результат активного мыслительного процесса, при котором отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные.


Современные образовательные технологии Процесс решения учебной проблемы Три вида решения проблемы: 1.Случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта. В этих случаях субъект идет путем проб и ошибок до тех пор, пока одна из проб более или менее случайно не приведет к решению проблемы. 2.Ситуации, относительно которых у человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одной из имеющихся схем. 3.У человека имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создаются на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имевшаяся ранее схема действий.


Современные образовательные технологии Процесс решения учебной проблемы Логика решения учебной проблемы: а) составление плана решения проблемы (обязательно план включает в себя выбор вариантов решения); б) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, (возникает в результате «мысленного забегания вперед»); в) доказательство гипотезы (осуществляется путем выведения из гипотезы следствий, которые проверяются); г) проверка решения проблемы (сопоставление цели, требования задачи и полученного результата, соответствие теоретических выводов практике); д) повторение и анализ процесса решения. Польский дидакт В.Оконь говорил об огромном преимуществе решения учащимися проблемы перед простым заучиванием готовой информации: при решении проблемы учащийся активно мыслит. Это приводит к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.


Современные образовательные технологии Факторы, препятствующие успешному решению проблемы 1. Надо выяснить, не мешает ли функциональная фиксированность. Как только она будет обнаружена, ученик увидит новые возможности решения. 2. Важно избегать завышенной оценки определенного способа решения проблемы как помехи развитию поиска, т.е. целесообразна постановка вопроса: «А нет ли другого, более рационального способа действия?» 3. Часто одно и то же правило, один и тот же прием или способ решения входит как бы в навык и механически применяется учеником при решении разнотипных задач и проблем. (Иногда вспомнить прежнее решение – это значит пойти по ложному пути). 4. Учитель должен раскрыть перед учениками и такой метод, при котором ученики должны уметь отбрасывать отдельные признаки, пренебрегать некоторыми условиями задачи (механизм анаксиоматизации). Важно выделить существенное путем отбрасывания несущественного. 5. Злоупотребление наводящими вопросами. Подсказка эффективна не перед решением проблемы, а после попыток ее решения. Это основные помехи, стоящие на пути решения проблем.


Современные образовательные технологии Примерная схема организации урока в форме проблемного обучения Создание учебной проблемной ситуации. Постановка познавательной задачи (или задач), четкая ее формулировка. Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу. Процесс решения поставленной задачи. Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания. Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения. Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации. Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения. Подведение итогов проделанной работы.


Современные образовательные технологии Условия применения проблемного обучения Содержание учебного материала содержит причинно- следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий. Ученики подготовлены к проблемному изучению темы. Ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу. У учителя есть время для проблемного изучения темы. Учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения.


Современные образовательные технологии Основные способы создания проблемных ситуаций 1.Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний. 2.Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему. 3.Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.


Современные образовательные технологии Основные способы создания проблемных ситуаций 4. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно- опытном участке, в мастерской, лаборатории или учебном кабинете, а также на уроках по гуманитарным предметам. 5. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. 6. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.


Современные образовательные технологии Основные способы создания проблемных ситуаций 7. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. 8.Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний. 9.Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалам. 10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.


Современные образовательные технологии Правила создания проблемных ситуаций 1.Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности. 2.Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения. 3.Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.


Современные образовательные технологии Правила создания проблемных ситуаций 4. Проблемными заданиями могут быть: усвоение; формулировка вопроса; практические здания. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил. 5.Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. 6.Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов. Например: «Вы не могли построить треугольник с 3 известными углами, т.к. в этом задании было нарушено одно из важных правил, касающихся треугольников».


Современные образовательные технологии Достоинства метода Обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся (Хекхаузен Х.). Является наиболее перспективным (развивает умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности, спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста). Недостатки метода Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.


Современные образовательные технологии Рекомендации учителю Учителю рекомендуется продумать: Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке. Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части. Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения. Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.


Современные образовательные технологии Материалы международной научно-практической конференции (1- 2 июня 2009 г., г. Пермь). Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель Материалы сети Интернет. Публикации



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проблемное обучение Выполнил: студент Факультета ФЕМиКН Группы БХ- 17 - 1 Черепанов С.

2 слайд

Описание слайда:

Проблемное обучение Это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания(А.М. Матюшкин). Это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

3 слайд

Описание слайда:

Концептуальные аспекты проблемного обучения Ведущая идея концепции: Вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемно сформулированных вопросов и заданий. Активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

4 слайд

Описание слайда:

Особенности методики В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) ПРОБЛЕМА Исследовательская, поисковая деятельность Оформление результатов Защита найденного способа решения Прогнозирование новых проблем Сущность проблемного обучения

7 слайд

Описание слайда:

Функции проблемного обучения Специальные Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся Воспитание навыков творческого усвоения знаний Воспитание навыков творческого применения знаний Формирование диалектико-материалистического мышления, как основы мировоззрения школьников Формирование и накопление опыта творческой деятельности Общие

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Условия реализации проблемной технологии Отбор самых актуальных, сущностных задач Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка

10 слайд

Описание слайда:

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе: Проблемная ситуация создается: тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями. при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи. тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике. если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

11 слайд

Описание слайда:

Методы проблемного обучения По способу решения проблемных задач выделяют 4 метода: Проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее). Совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися). Исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно). Творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

12 слайд

Описание слайда:

Методы проблемного обучения По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют 6 методов (М.И.Махмутов): Метод монологического изложения (педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций). Рассуждающий метод (учитель, отмечает наличие проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы). Диалогический метод (ученики активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать). Эвристический метод (педагогом ставятся проблемы, которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов). Исследовательский метод (деятельность учителя носит оценочный характер; деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер). Метод программированных действий (педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в которой каждое задание состоит из отдельных элементов).

13 слайд

Описание слайда:

Уровни проблемного обучения Уровень несамостоятельной активности Уровень полусамостоятельной активности Уровень самостоятельной активности Уровень творческой активности Восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации Применение учениками прежних знаний в новой ситуации и участие в поиске способа решения поставленной учителем проблемы Выполнение учениками работ репродуктивно- поискового типа, применяя прежние знания в новой ситуации, помощь учителя-незначительна Выполнение учениками самостоятельных работ,требующих творческого воображения

14 слайд

Описание слайда:

Возникновение проблемной ситуации Средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация порождается: логикой учебного предмета логикой учебного процесса учебной или практической ситуацией. Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно, если ему известны общие закономерности их возникновения.

15 слайд

Описание слайда:

Этапы проблемного обучения Действия учителя Действия ученика Создает проблемную ситуацию. Осознает противоречия в изучаемом явлении. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. Формулирует проблему. Организует поиск гипотезы предположительного объяснения Выдвигает гипотезы, объясняющие явления. Организует проверку гипотезы Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе Организует обобщение результатов, применение полученных знаний Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

16 слайд

Описание слайда:

Этапы продуктивной познавательно деятельности Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

17 слайд

Слайд 1

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» Изучение мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида Выполнила: Кабанова Ирина Владимировна Смоленск 2014

Слайд 2

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Причина спада школьной мотивации: У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Слайд 3

Выделяют пять уровней учебной мотивации: Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.) Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.) Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.) Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Слайд 4

Развитие мотивов учения.
1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытие предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучение данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения. 2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется. 3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. 4. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. 5. Содержание обучения. Основу содержания обучения базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями. Процесс обучения так, что ребенок усваивает знания через их применение. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся.

Слайд 5

Определение степени мотивации
С помощью наблюдения выявлялись проявления интереса ученика к учебным заданиям, уровень его активности, адекватность реакций, старательность при выполнении учебных заданий, степень утомляемости, отвлечения на уроках, реакции на начало и конец урока, на оценку. Cочинение "Моё отношение к учению" Методика "Составь расписание", когда ученики могут выбрать количество тех или иных предметов по желанию. Могут не включать предметы, сделать дополнительный день свободным Анкетирование

Слайд 6

Факторы, которые влияют на мотивацию учащихся
-Интерес -Знание результатов -Внутренняя и внешняя мотивации -Практическая направленность материала -Опора на жизненный опыт

Слайд 7

Интерес
-Привлечение материала из жизни самого учащегося -Позитивные суждения о работе учащихся в классе и об их способностях -Смена видов деятельности -Опорные конспекты с использованием схем, рисунков, таблиц -Ситуации спора и дискуссий -Различные соревнования и конкурсы -

Слайд 8

Знание результатов
-Обратная связь помогает учащимся узнавать о своих достижениях. -Если ученик знает, что ему сопутствует успех, если знает, что необходимо для исправления и улучшения результатов, то появляется мотивация и стремление к прогрессу. -Можно использовать способ быстрого получения знаний о достигнутых на занятиях результатах: вы задаете вопрос всему классу, даёте им несколько вариантов ответов, из которых они должны выбрать правильный, а затем говорите правильный ответ и объясняете, почему он правильный. -Такой педагогический прием дает возможность ознакомить учащихся с результатами, не подвергая публичному унижению ответивших неправильно, причем те, кто ответил верно, рады успеху и испытывают приятные ощущения.

Слайд 9

Способы повышения мотивации на уроках
-обращение к жизненному опыту учащихся -создание проблемной ситуации -занимательность -дифференцированный и индивидуальный подход в обучении -элемент новизны в уроке

Слайд 10

Занимательность
Занимательность, но не развлекательность - это сильный приём. -Но использовать занимательность необходимо, чтобы привлечь учащихся к учебе, а не отвлекать их от неё. -Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное -Иногда удивительное не просто кратковременно привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. -Это привлечёт внимание учащихся, повысит их интерес и увеличит мотивацию к учебе.

Слайд 11

Создание проблемной ситуации Дидактические цели
-привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, пробудить у него познавательный интерес -поставить его перед таким познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность

Слайд 12

Дифференцированное обучение
-Дифференцированное обучение- такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. -Дифференцированное обучение осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания.

Слайд 13

Индивидуальное обучение
-Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно становится индивидуальным. -Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.

Слайд 14

Элемент новизны в уроке
-Новизны можно достигнуть в классе такими простыми средствами, как изменение своего голоса или позы, переход от повествования к вопросам. -Всё выходящее за рамки привычного побуждает учеников вдумчивее относиться к занятиям.

Слайд 15

Домашнее задание
Идеальное задание -Разноуровневое д.з.: 1. Подготовить пересказ по учебнику. 2. Подготовить сообщение, используя дополнительные источники. 3.Составить презентацию по теме. -Составить тест. -На дом задаются творческие задания – написать сочинение. -К изучаемому тексту предлагается составить определенное количество вопросов-суждений: Почему? Как доказать? Чем объяснить? В каком -случае? Каким образом? -Составить самый трудный вопрос, самый интересный вопрос -Составь развёрнутый ответ: Где полученные на уроке знания могут пригодиться тебе в жизни?

Слайд 17

ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности. Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих «контрольных» точках возрастов: перед поступлением в 1-Й класс, по окончании 1-го класса, по окончании 3-го класса или в период поступления в 5-й класс, в 7-м классе, по окончании 9-го.

Слайд 18

Причинами снижения учебной мотивации в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, могут быть неучтенные педагогом возрастные особенности старшеклассников, неспособность педагога к применению современных методических приемов, ограниченность педагогических возможностей учителя, особенности его личности.

Слайд 19

Мотивацию учения в старшем школьном возрасте затрудняют: устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других; неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности, негативное, отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя; сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

Слайд 20

СОГБОУ «Починковская специальная(коррекционная)общеобразовательная школа- интернат VII-VIII видов» Протокол психологического исследования уровня школьной мотивации учащихся 9 класса VIII вида на начало 2013-2014 учебного года(по методике Н.Лускановой) Дата диагностики-27.09.2013г. Респонденты: учащиеся 9 класса в количестве 6 человек Используемая методика: анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой. Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации. Выявить детей с высокой и низкой учебной мотивацией(дезадаптацией).

Слайд 21

Слайд 22

Высокая уч.мот-ция Хор.уч.мот-ция +отношение к школе Низкая уч.мот-ция Негативизм, дезадаптация.
2012-2013 учебный год 0% 30% 0% 70% 0%
2013-2014 учебный год 0% 0% 33% 33% 34%
Заключение Данные проведенной диагностики показали, что высокой школьной мотивации у учащихся 9 класса не наблюдается, школьная дезадаптация выявлена у 34% учащихся класса.33% учащихся класса- относятся к школе положительно, но школа для них место общения и игры,33% учащихся имеют низкую учебную мотивацию, посещают школу неохотно. Сопоставительный анализ учебной мотивации на начало 2012-2013уч.г. и начало 2013-2014 уч.г. позволяет говорить о значительном снижении учебной мотивации обучающихся.

Слайд 23

Методы мотивации Эмоциональные методы мотивации: 1.Поощрение. 2.Порицание. 3.Учебно- познавательная игра. 4.Создание ярких наглядных образных представлений. 5.Создание ситуации успеха. 6.Стимулирующее оценивание. 7.Свободный выбор задания. 8.Удовлетворение желания быть значимой личностью.

Слайд 27

«Словесные поощрения ученика» 1. Ты на верном пути. 2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше! 3. Замечательно! 4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего. 5. Так держать! 6. Это успешное начало! 7. Отлично! 8. Фантастика! 9. Поздравляю! 10. Ты прав. 11. Превосходно! 12. Умничка! 13. Молодчина! 14. Большое тебе спасибо! 15. Твои успехи всё заметнее1 16. Это твоя победа! 17. Красивая мысль! 18. Это интересно! 19. Я верю в тебя. 20. Спасибо!

Слайд 28

Литература Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2003 2. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 200 3. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39 4. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36 5. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205 6. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с. 7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. 8.Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды// Школа. - 2006. - №2. - с. 49-59

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Концепция проблемного обучения Выполнила: Михайлова Инга Рюриковна

В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега.

Теория проблемного обучения начала интенсивно разрабатываться и в СССР в 60-х гг. XX в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности школьника, однако натолкнулась на определенные трудности: в традиционной дидактике задача "учить мыслить" не рассматривалась как самостоятельная, в центре внимания педагогов находились вопросы накопления знаний и развития памяти; традиционная система методов обучения не могла "преодолеть стихийности в формировании теоретического мышления у детей" (В. В. Давыдов); исследованием проблемы развития мышления занимались главным образом психологи, педагогическая теория развития мышления, способностей не была разработана.

Сущность проблемного обучения Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

Суть концепции Провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося; Оказание ему помощи в процессе исследовательской деятельности; Организация изложения учебного материала специальным образом.

Ведущая идея концепции: Вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий; Активизация их познавательного интереса и всей познавательной деятельности. Основой для реализации концепции является: м оделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии: процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию; проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы; условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы; закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Компоненты проблемной ситуации необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации

Методические приёмы создания проблемных ситуаций: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление "психологической инерции" и др.).

Технологическая схема проблемного обучения Новые ЗУН, СУД (способы умственных действий) Решение проблемы Информация Помощь Педагогическая проблемная ситуация Проблема (осознание неизвестного) поиск Учитель Психологическая проблемная ситуация анализ Новые ЗУН, СУД ученик

Ф ункции проблемного обучения - усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; - развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; - формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы). - воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); - воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; - формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Формы обучения проблемное изложение учебного материала Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. частичнопоисковая деятельность Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. самостоятельная исследовательская деятельность учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Методы обучения К методам проблемного обучения относятся: исследовательский метод, эвристический метод и метод проблемного изложения.

Взаимодействие учителя и учащихся Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение. Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Достоинства и недостатки Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения. Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.


  • Образовательная
  • технология
  • Проблемное обучение
  • Гоц Н.А., учитель математики и информатики
  • МБОУ СОШ № 1 г. о. Красноармейск, М.О.
Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).
  • Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).
Критерии технологичности
  • Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности):
        • Концептуальность
        • Системность
        • Управляемость
        • Эффективность
        • Воспроизводимость
«Проблемное обучение»
  • В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.
Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
  • Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи)
  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Цель проблемного обучения
  • Сформировать у учащихся необходимую систему ЗУН, способности к самообучению, самообразованию, исследовательской деятельности.
Задачи проблемного обучения
  • Повысить мотивацию учащихся к обучению.
  • Помочь учащимся усвоить не только знания, умения, навыки, но и способы умственной практической деятельности.
  • Развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся.
Системность
  • - проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
  • -активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
  • - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Этапы проблемного обучения
  • Этапы проблемного обучения
  • Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
  • 2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
  • 3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.
  • 4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы
Роль учителя
  • Создает проблемную ситуацию; (отбор самых актуальных, сущностных задач);
  • Направляет учащихся на ее решение; (личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка);
  • Организует поиск решения. Ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Технология поиска решения учебной проблемы
  • Побуждающий к гипотезам диалог:
  • побуждение к выдвижению гипотез
  • принятие выдвигаемых учениками гипотез
  • побуждение к проверке гипотез
  • принятие предлагаемых учениками проверок
  • подводящий к знаниям диалог
Создание проблемной ситуации:
  • Учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему.
  • Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему.
  • Учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.
Результативность проблемного обучения
  • -глубокое усвоение учебного материала;
  • -дифференцированный подход помогает достичь успеха даже слабым ученикам;
  • -решается проблема перегрузки учащихся;
  • -повышается интерес к предмету;
  • -повышение качества знаний.
Использованная литература
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. –М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т.1 – 816с, Т.2 - 816с.
  • http://si-sv.com/publ/14-1-0-84 (Задоя С.Э. «Технология проблемного обучения» [Электронный ресурс])
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!