Экономика        02.02.2020   

Образовательная система интеллект. Использование технологии интеллект-карта в начальной школе. Структура образовательной технологии «ИнтеллекТ»


Авторы: научный руководитель Ломоносовской школы д. п. н. Зиганов Марат Александрович; руководитель научно- методической лаборатории "ИнтеллекТ" Корешкова Лариса Анатольевна


Образовательная технология « ИнтеллекТ » (ОТИ) – современная педагогическая технология повышения эффективности учебной деятельности за счет: повышения интереса учащихся к учебе (дети, учителя и родители оценивают, что учеба начинает даваться легче); снижения утомляемости детей в школе (дети меньше тратят усилий и времени на выполнение учебных действий по школьным программам); увеличения качества усвоения школьной программы и качества применения усвоенного на практике (актуальные интеллектуальные способности позволяют лучше понимать устную и письменную речь, крепче сохранять усвоенное и продуктивнее применять знания, умения и навыки).


Основные задачи применения ОТИ: формирование навыков научной организации труда обучающихся; формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду; формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития; снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.


Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений: 1- е положение: Актуальность интеллектуальных способностей. На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем. 2- е положение: Содержательность интеллектуальных способностей. На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного позднее или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся). 3- е положение: " Инерционность " развития интеллектуальных способностей. Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого - либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным правилам и свойствам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих правил и свойств достигается за неделю.


Карта развития п/п Тема память внимание мышление воображение чтение говорение слушание письмо тезаурус 1Обозначение натуральных чисел Тест 1++ Тест 2+ Тест 3+ Тест 4+ Тест 5+ 2Отрезок. Длина отрезка. Треугольник Тест 1++ Тест 2+ Тест 3++ 3Плоскость прямая луч Тест 1+ 4Шкалы и координаты Тест 1++ Тест 2+





Сравним задания разных уровней Уровень АУровень ВУровень С Найдите периметр треугольника со сторонами 3 см, 4 см и 5 см. Найдите периметр треугольника со сторонами 10 см, 12 см и 17 см. Найдите периметр треугольника, если одна сторона равна 11 см, вторая – короче первой на 6 см, а третья сторона составляет 15 см.





ОТИ это новейшая образовательная технология Московской Ломоносовской школы, которую сегодня используют самые передовые образовательные учреждения - она способствует развитию у детей 4-х основных образовательных навыков (говорение, слушание, письмо и речь) и 4-х основных психологических процессов (внимание, память, мышление, воображение). Школа "ЭйдоС" второй на Украине приобрела и внедрила эту технологию.

Цель Образовательной Технологии «ИнтеллекТ»: Развитие интеллектуальных способностей учеников для повышения эффективности учебной деятельности.

Урок «ИнтеллекТ» вводится в учебный план для:

  • координации деятельности учителей-предметников по развитию интеллектуальных способностей (ИС).
  • оптимизации общих усилий преподавателей посредством расстановки акцентов на развитие различных ИС путем взаимного влияния линий развития ИС (когда развитие одной ИС помогает, поддерживает другую ИС), обобщения линий развития;
  • показа, что каждая из частей востребована и оказывает пользу в базовом предмете.

Для достижения цели ставятся конкретные задачи интеллектуального развития учеников:

  • активизировать и развить предметно-ориентированные психические качества (память, логическое мышление, внимание, воображение), позволяющие полно и точно сохранять в памяти знания и практические умения, а также своевременно и точно выдавать предметные знания, применять их в различных ситуациях.
  • сформировать предметный тезаурус, обеспечивающий восприятие, осмысление и выдачу предметных знаний, а также формирование умственных действий в соответствии с требованиями учебных программ.
  • развить предметно-речевые навыки, способствующие восприятию, осмыслению и запоминанию информации, позволяющие полно и точно воспроизводить полученные знания в письменной и устной формах.
  • повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности, личностный смысл учебы.

Задачи решаются путем выполнения действий (упражнений) , направленных на развитие внимания, мышления, памяти, воображения, чтения, говорения, письма, слушания, тезауруса, — необходимых составляющих успешной учебы, обеспечивающих выполнение указанных задач. Упражнения носят, как правило, развивающий и диагностический характер, что позволяет ребенку и преподавателю на каждом этапе определять уровень развития того или иного качества, проводить своевременную корректировку. (Корректировка развития определенных психических качеств или речевых навыков производится путем подбора учащемуся индивидуальных заданий.)

Оценивающая функция упражнений играет немаловажную роль в формировании самооценкишкольника. Большинство заданий составлены в занимательной форме, а их содержаниесовпадает со школьной программой по основным предметам (на уровне понятий, утверждений, вопросов и целых текстов), благодаря чему производится подготовка обучающихся к гибкому и творческому применению полученных знаний и навыков.

Таким образом, содержание учебного предмета превращается в средство развития интеллектуальных качеств обучающегося иусваивается в ходе целенаправленного развития интеллектуальных качеств и осмысливается обучающимися как материал, на котором можно развиваться.

Кроме этого, в заданиях, тестах и тренингах учитывается различное соотношениераспределения аспектов тех или иных психических качеств и речевых навыков в рамках отдельно взятых учебных дисциплин. В связи с этим, мы говоримо развитии предметно-ориентированных психических качеств и предметно-речевых навыков.

Поддержание поискового интереса происходит за счет того, что предлагаемые задания нестандартны, носят занимательный характер, усложняются постепенно, выполнение готовых заданий, подготовленных учителем,чередуются с составлением упражненийсамими обучающимися (в начале ребенок действует по образцу, постепенно увеличивая долю творчества, тем самым тренируясьв постановке собственных проблем).

Все задания, предлагаемые для выполнения, содержатинструкцию, где подробно описан ход выполнения задания.

Регулярное повторение упражнений и действий по программе обеспечивает отработку и закрепление полученных знаний и навыков, что приводит к полноценному выполнению поставленных задач.

Отличительные особенности по частным пунктам программы определяются конкретными целями обучения в каждом отдельно взятом классе и ориентированы на сценарии развития интеллектуальных качеств каждого класса.

Индивидуальные линии развития ИС

Отдельные обучающиеся по отдельным предметам имеют большие трудности. Причиной может быть недостаточное развитие интеллектуальных способностей, несмотря на развитие на специальном уроке и на учебных предметах. В таком случае проводится индивидуальная работа в специально отведенное время. Для обучающегося подбирается индивидуальная Программа развития, рассчитанная на полгода и более длительный период времени. Время определяется успешностью развития необходимых интеллектуальных способностей. Нужно, чтобы ребенок с потенциально слабыми интеллектуальными способностями почувствовал успех, поддержку.

Индивидуальная линия развития проводится и для детей, относящихся к категории одаренных. Целью развития одаренных детей является получение высоких результатов в некоторых областях науки.

В Программе индивидуального развития для одаренных детей ставятся задачи развития способностей по выявлению проблем, их формулировке, с последующим нахождением путей решения (креативный компонент). Цель индивидуального интеллектуального развития - добиться приведения ребенка в состояние изобретательства.

ОТИ это очень круто. И очень нравится ученикам нашей Школы.

Технология “ИнтеллекТ” составлена в рамках научно-исследовательской работы НОУ “Школа рационального чтения” и в целом направлена на повышение эффективности учебной деятельности школьников. Она реализуется на курсах “ИнтеллекТ” и на уроках в школе через спецзадания и отдельные работы педагогов-преподавателей. Технология “Интеллект” применима на практике как для младших, так и для средних и старших школьников.

Целесообразность технологии заключается в следующем: В процессе обычного школьного обучения развитие интеллектуальных качеств происходит не целенаправленно. Системы развивающего обучения лишь в некоторой степени делают акценты на развитии способностей учащихся. Например, производится развитие навыков, повышающих эффективность предметной деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Технология “ИнтеллекТ”, в свою очередь, обеспечивает проведение целенаправленной работы по развитию речевых навыков, психических качеств и функций, непосредственно влияющих на успеваемость учебы.

Цели технологии:

  1. Повышение эффективности изучения базовых школьных предметов.
  2. Повышение мотивации учащихся к изучению этих предметов.
  3. Снижение утомляемости ребенка во время учебного процесса.

Достижение обозначенных целей решается посредством выполнения следующих задач:

  1. Развитие способности запоминать устную и письменную речь с целью последующего воспроизведения и применения на практике.
  2. Развитие различных граней внимания, а именно: избирательности, переключаемости, устойчивости и других.
  3. Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий, выявление взаимосвязей, взаимодействия и взаимосоотнесенности.
  4. Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими.
  5. Формирование тезаурусов по предметам.
  6. Развитие навыков продуктивного чтения.
  7. Развитие навыков продуктивного усвоения прослушиваемых текстов.
  8. Развитие умения формулировать и высказывать мысли в устной форме.
  9. Формирование навыков письменного изложения мыслей по базовым предметам школьной программы.

Действия, благодаря которым решаются вышеупомянутые задачи.

Такие психические качества, как мышление, внимание, память и воображение, а также речевые навыки – чтение, говорение, слушание и письмо, хорошо тренируются и являются фундаментом для формирования способности учиться, эффективно усваивать материал школьной программы. Так как технология “ИнтеллекТ” последовательно развивает у ребенка перечисленные выше необходимые качества и навыки по каждому предмету отдельно, то именно поэтому мы и оперируем такими терминами, как предметно-психические качества , предметно-речевые навыки и предметный тезаурус . В дальнейшем учащимся предоставляется возможность применять их в нужное время, на нужном уроке и даже в новой ситуации, как при получении новых знаний по предметам, так и при использовании уже полученных знаний. Развитые качества и навыки также, в свою очередь, являются хорошей базой для реализации самостоятельной познавательной деятельности младшего школьника. Все психические процессы взаимосвязаны, и развитие каждого в отдельности вносит свой вклад в формирование способности к учебе.

Технология “ИнтеллекТ” включает в себя систему развивающих упражнений , в основе которых заложен тезаурус базовых предметов школьной программы. По форме упражнения носят игровой (соревновательный) характер, за счет чего достигается высокий эмоциональный фон и отсутствие утомляемости учащихся. Упражнение каждого типа предлагается детям многократно, что обеспечивает полноценное выполнение указанных выше задач.

Практически каждое упражнение одновременно является и развивающим , и диагностическим (определяет уровень развития внимания, мышления, памяти по данной области знаний). Оценивающая функция упражнений одновременно играет немаловажную роль в формировании самооценки школьника.

Технология “ИнтеллекТ” предусматривает самостоятельное составление учащимися заданий. При составлении заданий по аналогии ребенок учится ставить проблему. Определив свой уровень по тестам, он составляет задачу на своем уровне, и предлагает ее для решения другим учащимся. Это практикуется для того, чтобы ребенок понял, насколько он смог раскрыть проблему, и как ее решили другие учащиеся. Готовя интеллектуальную задачу по предмету, ребенок перебирает огромное количество материала по тому или иному предмету, чтобы упражнение получилось хорошим. Таким образом, технология “ИнтеллекТ” стимулирует развитие творческих способностей ребенка, соответствуя четвертому этапу развития интеллектуальных качеств по теории
П.Я. Гальперина.

Пример развивающего упражнения (показан один из уровней упражнения).
Тема 6. “Повторение. Звонкие и глухие согласные звуки”.

Внимание.
Уровень С.

Задание 1. Читая слова, зачеркивай неверно написанные. Посчитай количество ошибок и отметь цифрой в колонке “Кол-во ошибок”. На колонку “+” пока не обращай внимание.

Твое время - 5 мин.

Кол-во
ошибок

Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус

Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг

Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад

Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад

Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус

Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот

Проверь себя по ответу.

Итоговый балл ____

Ответ.
Тема 6. “ Повторение. Звонкие и глухие согласные звуки”.

Внимание.
Уровень С.

Задание 1. Вот так ты должен выполнить это задание:

Кол-во
ошибок

Грус этаж юг нидь замерз сапог леф огород порог чиж

Творок портрет готоф груз корж парус морш танк жирав

Обувь голупь арбуз ужас трут шип оврак пляж прорупь

Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус

Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг

Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад

Столб рысь дуб свясь салад кровать клесд овес брофь

Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад

Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус

Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот

За каждый правильный ответ ты получаешь плюс.

А теперь посчитай количество набранных плюсов.

1

Известно, что образовательный процесс современной школы постоянно требует повышения своей эффективности. Особенно это касается уроков русского языка, так как школа должна, во-первых, подготовить всех, без исключения, учащихся к успешной сдаче единого государственного экзамена, а во-вторых, выпускник, переступающий порог школы, должен хорошо владеть родным языком, соблюдать нормы как устной, так и письменной речи.

Одним из путей решения задач, поставленных перед учителем русского языка, является гармоничное сочетание обучения и развития. Помогает в этом образовательная развивающая технология «ИнтеллекТ», используемая в НОУ «Ломоносовская школа». Учителю не надо менять программы и пересматривать методику, и ребята принимают задания, предлагаемые лабораторией «ИнтеллекТ», не как учебный труд, а как фрагмент важного нестандартного компонента урока.

Технология «ИнтеллекТ» позволяет сохранить всё лучшее, что было наработано традиционной школой, оставляет возможность учителю работать по выбранной государственной программе и учебнику, но при этом способствует наиболее успешному усвоению материала, делает школьную жизнь ребёнка насыщенной и интересной, помогает формированию необходимых умений и навыков, развивает личность каждого.

Представленное пособие позволяет использовать один из методов реализации личностно-ориентированного подхода - разноуровневые упражнения.

Такие задания позволяют успешному ученику выйти за рамки школьной программы, выполняя задания повышенной сложности, а ученик с трудностями в обучении не чувствует себя беспомощным, так как способен овладеть минимумом посильных знаний, и самое главное - он тоже успешен. Кроме того, развивающие задания представляют собой не просто набор слов, с чем редко сталкиваются школьники и абитуриенты при проверке качества знаний, - это связные тексты, насыщенные той или иной грамматической единицей и соответствующие всем стилистическим и эстетическим нормам.

Глубокое осмысление процесса развития через предмет русского языка привело нас к мысли, что на определённом этапе обучения ребёнка есть более и менее востребованные качества и навыки. Поэтому мы работаем над развитием только определённых качеств.

Наиболее востребованным на уроках русского языка в средней школе оказалось качество внимание в различных его проявлениях: избирательность, переключаемость, устойчивость. От его уровня зависит во многом качество усвоения материала.

Программа по русскому языку рассчитана не только на изучение определённого набора орфограмм, но и на отработку механического узнавания объекта по каким-либо грамматическим признакам, без чего невозможно развитие качественной орфографической зоркости. Чтобы хорошо овладеть приёмом осмысленного грамотного письма, необходимо обладать таким качеством, как избирательность внимания - способность выбрать из множества объектов (на уроке русского языка орфограмм, пунктограмм) группу однородных, сходных по какому-либо грамматическому признаку. Этот навык - залог грамотного механического письма, залог успеха при выполнении тестовых заданий, на которые школьников ориентирует ЕГЭ.

Упражнения, направленные на развитие избирательности внимания, помогают учителю сразу выявить причину отставания ученика, его неуспешности по предмету. (Например, если ребёнок не определяет склонение или падеж имени существительного, то вряд ли он осознанно будет проверять правописание падежных окончаний). Поэтому перед изучением темы «Правописание безударных личных окончаний имён существительных» следует провести упражнение, направленное на узнавание, то есть на избирательность внимания.

Чем же это задание отличается от обучающего, привычного как учителю, так и ученику?

Во-первых, установка на время, за которое должно быть выполнено задание, обязательна. Без этого условия задание перестаёт быть развивающим. Конечно же, указано идеальное время, то, к которому должны стремиться учащиеся. И совсем не страшно, если ребята, выполняя первые задания, не укладываются в отведённый им временной промежуток. Выполнив 4-5 подобных заданий, они будут всё ближе и ближе к цели.

Второй отличительный признак - три уровня сложности.

Третья важная составляющая задания - насыщенность небольшого по объёму текста грамматической единицей (уровень А - 14 слов на орфограмму, уровень В - 19 слов, уровень С - 26 слов).

Далее, когда у школьников уже вырабатываются определённые навыки, упражнение усложняется, оно теперь становится трёхступенчатым: состоит из трёх отдельных заданий, которые необходимо выполнить за определённый промежуток времени. Причём задания эти касаются трёх совершенно разных тем, но непременно следующих друг за другом по порядку в календарно-тематическом планировании. Такой подход позволяет повторить давно изученный материал, закрепить уже пройденный и начать отработку изучаемого на данном уроке материала. На первое место здесь выдвигается вовсе не обучающая цель (к примеру, разбор слова по составу), а развивающая - развитие способности проявлять избирательность внимания - умение избирать грамматический объект в потоке однородных. Разноуровневый подход заложен уже в формулировке задания.

Уровень А: По ходу чтения текста найдите и разберите по составу слова, морфемный состав которых состоит из корня, суффикса и окончания - всё просто и прозрачно.

Уровень В: По ходу чтения текста найдите и подчеркните слова, морфемный состав которых соответствует морфемному составу слова «снежинка» - сначала надо выполнить морфемный разбор и понять, слова с каким морфемным составом надо подчёркивать.

Уровень С: По ходу чтения текста найдите слова, морфемный состав которых состоит из: 1) главной морфемы слова, в которой заключено его лексическое значение; 2) из морфемы, которая служит для образования новых слов (она есть в слове «снежинка»); 3) из морфемы, которая служит для образования новых форм слова. В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько слов вы нашли в строке - ещё сложнее задание, но к этим ребятам высокий уровень доверия со стороны учителя. Они это ценят и стараются его не потерять, а остальные просто стремятся к этому.

Чтобы увидеть систему работы, понять суть развивающей технологии «Интеллект», необходимо знакомиться не с отдельными заданиями, а со сборниками упражнений, представляющими собою систему заданий, расположенных в строгой последовательности согласно календарно-тематическому планированию.

Так, задания, направленные на развитие мышления, способствуют более глубокому осмыслению материала, учат анализировать и обобщать изучаемый материал, строить логические цепочки, устанавливать взаимосвязи между лингвистическими явлениями, готовят ребят к элементарной исследовательской работе.

Задания, направленные на развитие внимания и памяти, помогают быстро и эффективно сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, совершенствуют практическую грамотность.

Особое значение имеют задания по тезаурусу (толкование всех понятий, сопровождаемое образами и эмоциями): они помогают систематизировать и обобщить изученный по теме материал, формируют способность свободно оперировать терминологией, что является показателем прочных знаний по теории русского языка. А учителю такие упражнения дают возможность проверить глубину и качество усвоения той или иной темы, объективно оценить знания и построить работу так, чтобы в короткий срок пробелы в знаниях учащихся были ликвидированы.

Итак, обобщая информацию, представленную в данной статье, хочется акцентировать внимание на том, что гармоничное сочетание обучения и развития даёт колоссальный результат: развитие интеллектуальных способностей школьников способствует значительному повышению качества знаний по предмету, снижает уровень утомляемости учащихся, даёт возможность не потерять слабо успевающего ученика и вывести на более высокий уровень, за рамки школьной программы, ученика способного, делает школьную жизнь ребёнка насыщенной и интересной.

Библиографическая ссылка

Макарова Т.Н. ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 12. – С. 109-111;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15468 (дата обращения: 17.05.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

РАЗДЕЛ 5.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

НП «ЛОМОНОСОВСКАЯ ШКОЛА – ЗЕЛЕНЫЙ МЫС».

Под технологией развивающего образования следует понимать, во-первых, систему принципов, регулирующих достижение планируемых образовательных целей в процессе учения-обучения, во-вторых, совокупность методов и форм организации учебной и педагогической деятельности, обеспечивающую становление и развитие личностных качеств, базовых способностей и ключевых компетентностей школьников. В технологии развивающего образования учение – это такая деятельность, продуктом которой всегда выступает непосредственное преобразование психики и способностей школьника. Обучение (педагогическая деятельность) соответствует тому звену в этой кооперации, в котором осуществляется управленческое воздействие на учение (учебную деятельность).

Технология развивающего образования, как и любая технология, имеет своей основой последовательность процедур использования педагогических средств для перевода обучаемого из одного состояния в другое.

Технологический аспект в деятельности педагога подчинен педагогической функции, ценностям и цели педагогической деятельности. Технологическая организация учения-обучения становится тормозом в развитии школьника в том случае, если учитель не учитывает уникальности ученика, не следит за его проявлениями, не реконструирует путь его развития, не пользуется его критикой, его самоопределением, не предполагает согласование способов, целей и действий всех участников процесса учения-обучения. Если эти факторы учитываются, то технология не только не тормозит творческое проявление и развитие учеников, но и способствует усилению творческого потенциала.

Технология развивающего образования, как более широкое понятие, включает технологию учения-обучения и технологию программирования индивидуального развития школьников.

5.1. Технология «ИнтеллекТ» - основа развивающего образования.

Наряду с воспитанием и обучением важным объектом внимания современной школы является развитие обучающихся. В современном обществе наиболее востребованным направлением становится интеллектуальное развитие каждого ученика. В качестве формы самосовершенствования оно является элементом воспитания, а, помогая обучению, является сопутствующим элементом обучения.

Развитие интеллектуальных способностей – одно из важнейших направлений деятельности НП «Ломоносовская школа-Зеленый мыс», которое осуществляется целенаправленно и системно, обеспечено эффективным содержанием, достаточным инструментарием и действенной методической базой.

Образование, развивающее интеллектуальные способности, строится таким образом, что является актуальным для каждого ученика, позволяет развивать в каждом все те способности, которые востребованы практикой в конкретный период обучения, оптимально, комплексно, не требуя большого количества времени.

Стандарт российского образования требует развития не только общих интеллектуальных способностей, но и развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. Поддержка процесса обучения специальным развивающим интеллектуальные способности блоком позволяет снять трудности в овладении знаниями и умениями.

НОУ «Ломоносовская школа» включает в систему образования программу интеллектуального развития школьников, представленную в виде образовательной технологии «ИнтеллекТ» (ОТИ). Развитие интеллектуальных способностей ОТИ рассматривает как главное направление совершенствования личности, необходимый элемент жизни. Важно как получать знания, отрабатывать практические навыки, так и развивать интеллектуальные способности.

Важным преимуществом ОТИ является возможность сохранения здоровья школьников, на которое оказывает отрицательное влияние перегрузка в процессе обучения. ОТИ способствует уменьшению применяемых усилий в процессе учебы и позволяет развить психофизический иммунитет.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» позволяет проводить развитие интеллектуальных способностей в каждой предметной области отдельно (предметно ориентированное развитие интеллектуальных способностей ) с учетом различных специфических требований к развитию. Влияние данной технологии на более высокую эффективность развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области отдельно, в отличие от развития общих интеллектуальных способностей с последующим проявлением этих способностей при изучении отдельных предметов доказано научным исследованием и широкомасштабным экспериментом в общеобразовательных школах Москвы, Подмосковья, Латвии, Азербайджана и Узбекистана.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» учитывает проблемы развития интеллектуальных способностей и ставит своими целями:

    снижение утомляемости обучающихся на уроках за счет здоровье сберегающей организации учебного процесса;

    повышение мотивации обучающихся к изучению отдельных школьных предметов и учебе в целом за счет оптимизации учебного процесса и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

    повышение эффективности учебного процесса за счет развития предметных интеллектуальных способностей.

Деятельность по развитию интеллектуальных способностей позволяет учащимся продемонстрировать свои достижения за пределами конкретной «области запланированного результата» посредством специально созданной Международной олимпиады «ИнтеллекТ». На Олимпиаде «ИнтеллекТ» любой учащийся может добиться успеха, проявляя при выполнении олимпиадных заданий свои интеллектуальные способности.

Развитие интеллектуальных способностей в НП «Ломоносовская школа-Зеленый мыс» проводится с помощью системы практических занятий в каждой предметной области в каждой возрастной группе. Также существуют линии общеинтеллектуального развития и индивидуальной работы (коррекционной и усиленной).

Линия общего развития интеллекта проводится на специально включенных в учебный план уроках «ИнтеллекТ» и имеет целью обобщить все действия по развитию предметного интеллекта и скоординировать все действия учителей-предметников в процессе развития интеллектуальных способностей на уроках.

Индивидуальное развитие проводится в дополнительное время.

Структура образовательной технологии «ИнтеллекТ».

В структуре образовательной технологии «ИнтеллекТ» предусматриваются следующие компоненты:

    «ИнтеллекТ» для дошкольников: развитие интеллектуальных способностей детей 3-6 лет.

    Предметный «Интеллект»: развитие предметных интеллектуальных способностей на уроках (1-8 классы).

    предмет «ИнтеллекТ», включенный в учебный план (1-8 классы).

    Модульные программы для учащихся 9-11 классов:

    конспектирование

    скорочтение

    развитие мышления,

    развитие внимания и др.

Курс «ИнтеллекТ» вводится в учебный план с целью развития интеллектуальных способностей обучающихся для повышения эффективности учебной деятельности.

Уроки «ИнтеллекТ» способствуют координации деятельности учителей-предметников по развитию интеллектуальных способностей путем взаимного влияния линий развития ИС (когда развитие одной ИС помогает, поддерживает другую ИС).

Задачи интеллектуального развития обучающихся:

    активизировать и развить предметно-ориентированные психические качества (память, мышление, внимание, воображение), позволяющие полно и точно сохранять в памяти знания и практические умения, а также своевременно и точно выдавать предметные знания, применять их в различных ситуациях.

    сформировать предметный тезаурус, обеспечивающий восприятие, осмысление и выдачу предметных знаний, а также формирование умственных действий в соответствии с требованиями учебных программ.

    развить предметно-речевые навыки, способствующие восприятию, осмыслению и запоминанию информации, позволяющие полно и точно воспроизводить полученные знания в письменной и устной формах;

    повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности, личностный смысл учебы.

Задачи решаются путем выполнения действий (упражнений), направленных на развитие внимания, мышления, памяти, воображения, чтения, говорения, письма, слушания, тезауруса. Упражнения носят развивающий и диагностический характер, что позволяет ребенку и преподавателю на каждом этапе определять уровень развития того или иного качества, проводить своевременную корректировку. (Корректировка развития определенных психических качеств или речевых навыков производится путем подбора учащемуся индивидуальных заданий.)

Оценивающая функция упражнений играет немаловажную роль в формировании самооценки школьника. Задания составлены в занимательной форме, а их содержание совпадает со школьной программой по основным предметам (на уровне понятий, утверждений, вопросов и целых текстов), благодаря чему проводится подготовка обучающихся к гибкому и творческому применению полученных знаний и навыков.

Таким образом, содержание учебного предмета превращается в средство развития интеллектуальных качеств обучающегося и усваивается в ходе целенаправленного развития интеллектуальных качеств, осмысливаясь обучающимися как материал, на котором можно развиваться.

В заданиях, тестах и тренингах учитывается различное соотношение распределения аспектов тех или иных психических качеств и речевых навыков в рамках отдельно взятых учебных дисциплин. В связи с этим возможно говорить о развитии предметно-ориентированных психических качеств и предметно-речевых навыков.

Поддержание поискового интереса происходит за счет того, что предлагаемые задания нестандартны, носят занимательный характер, усложняются постепенно, выполнение готовых заданий, подготовленных учителем, чередуется с составлением упражнений самими обучающимися (в начале ребенок действует по образцу, постепенно увеличивая долю творчества, тем самым, тренируясь в постановке собственных проблем).

Все задания, предлагаемые для выполнения, содержат инструкцию, где подробно описан ход выполнения задания.

Регулярное повторение упражнений и действий по программе обеспечивает отработку и закрепление полученных знаний и навыков и приводит к полноценному выполнению поставленных задач.

Отличительные особенности по частным пунктам программы определяются конкретными целями обучения в каждом отдельно взятом классе и ориентированы на сценарии развития интеллектуальных качеств каждого класса.

Индивидуальные линии развития интеллектуальных способностей.

В учебном процессе часто возникают ситуации, когда отдельные обучающиеся по отдельным предметам имеют большие трудности. Причиной может быть недостаточное развитие интеллектуальных способностей, несмотря на развитие на специальном уроке и на учебных предметах. В таком случае проводится индивидуальная работа в специально отведенное время. Для обучающегося подбирается индивидуальная Программа развития, рассчитанная на полгода и (или) более длительный период времени. Время определяется успешностью развития необходимых интеллектуальных способностей. Нужно, чтобы ребенок с потенциально слабыми интеллектуальными способностями почувствовал успех, поддержку.

Индивидуальная линия развития проводится и для детей, относящихся к категории одаренных. Целью развития одаренных детей является получение высоких результатов в некоторых областях науки. В Программе индивидуального развития для одаренных детей ставятся задачи развития способностей по определению линий развития с последующим нахождением путей реализации (креативный компонент). Цель индивидуального интеллектуального развития в данном случае – добиться приведения ребенка в состояние изобретательства.

ОТИ в образовательном процессе школы.

В качестве научной основы концепции предметно-интеллектуального развития школьника был принят личностно-деятельностный подход в образовании, утверждающий личностно-ориентированную организацию учебной деятельности и управление ею учителем при решении учащимся специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность учащегося, но и его самого как личность.

В учебном процессе учащийся проявляет свои интеллектуальные способности в ходе восприятия учебной информации, ее переработки и применения на практике. При этом он пользуется четырьмя видами речевой деятельности: чтением, восприятием на слух (слушанием), письмом и устной речью (говорением). Иными словами, практически всё интеллектуально-активное время учебы на уроках в школе и время самостоятельной работы в библиотеке или дома занято речевой деятельностью:

В процессе любого вида предметно-речевой деятельности школьника проявляются четыре способности:

    Способность запоминать , удерживать в памяти и вспоминать (производя извлечение из памяти во всех видах: спонтанное воспроизведение информации в нужном месте и в нужное время, принудительное припоминание информации на основе поставленного вопроса или сформулированной проблемы, узнавание информации в массиве).

    Способность внимать (быть внимательным) (проявляя все аспекты внимания: устойчивость, переключаемость, критичность, избирательность, концентрируемость, масштабность ).

    Способность создавать или восстанавливать образы или образные представления, изменять образы в уме (используя статическое и динамическое воображение ).

    Способность осмысливать и переосмысливать информацию. Так как эти способности проявляются в предметно-речевой деятельности, а при проявлении чего-либо принято говорить о качествах («проявилось качество»), то в нашем случае целесообразно говорить о памяти, внимании, мышлении и воображении, как о качествах. Поскольку данные четыре качества имеют психическую природу, то можно говорить о психических качествах:

От степени развитости этих качеств зависит успешность предметно-речевой деятельности, и, следовательно, степень развитости памяти, внимания, мышления и воображения учащегося определяет продуктивность его работы на уроках и во время самоподготовки.

В предметно-речевой деятельности при проявлении предметно-ориентированных качеств учащийся использует предметный тезаурус – вложенный в активную память (а не в память вообще) набор предметных понятий (описываемых с помощью слов, словосочетаний или фраз) с привязанными к каждому понятию (на нейрофизиологическом уровне) семью компонентами (условное деление).

Пять компонентов для каждого понятия тезауруса являются обязательными :

    графическая оболочка каждого элемента тезауруса (написание слова, словосочетания, формулы, символа и пр.),

    звуковая оболочка (произношение слова или словосочетания, словесное описание формулы или образа, иное озвучивание понятия),

    толкование понятий (причем, если есть разные контексты, то нужны разные толкования и признаки контекстов),

    используемые при толковании понятий признаки (с помощью которых признаются понятия – понимаются)

    соответствующие толкованиям образы понятий (в которых фиксируются обязательные признаки).

Кроме того, каждое понятие тезауруса в активной памяти может быть связано еще с 2-мя компонентами (необязательными): каждое понятие из тезауруса может быть связано с каким-либо чувством и с каким-либо ощущением.

Тезаурус – достаточный для полного понимания изучаемого предмета

набор понятий (мыслей) в активной памяти


Таким образом, успешность в усвоении школьной программы и успешность в личностном развитии школьника зависят от степени развитости предметно-интеллектуальных способностей: 4-х предметно-речевых навыков, 4-х предметно-ориентированных психических качеств и сформированных тезаурусов по каждой изучаемой предметной области.

Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений:

    Актуальность интеллектуальных способностей .

На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем.

Развивающие задания и тесты выполняются учащимися на информации из печатных текстов (иногда с рисунками, формулами и графиками) и из произносимых учителем текстов. Вся эта информация относится к учебному материалу. Учебный материал берется из учебников или из дополнительной литературы.

На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного раньше или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся).

    «Инерционность» развития интеллектуальных способностей

Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого-либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным орфограммам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих орфограмм достигается за неделю.

Опытным путем можно выделить характерное время развития одной и той же интеллектуальной способности, проявляющейся в разных предметных областях и заметить, что учителям разных предметов приходится затрачивать на развитие одной и той же интеллектуальной способности одного ученика разное время.

Учитывая эту особенность в развитии интеллектуальных способностей, планы развивающих занятий в рамках одной предметной области выстраиваются так, что:

    одни интеллектуальные способности развиваются задолго до того, как они оказываются востребованными в учебном процессе (упражнения выполняются несколько недель подряд);

    другие интеллектуальные способности развиваются на протяжении года малыми порциями (одно и то же упражнение выполняется по одной неделе 2 раза в полугодие);

    третьи интеллектуальные способности развиваются непосредственно в период изучения какой-либо учебной темы данной дисциплины.

Динамика развития интеллектуальных способностей выявляется с помощью диагностических тестов. Диагностика проводится в начале и конце периода применения развивающих заданий (в течение 2-х недель, четверти, полугодия, года). Если развитие происходит в течение длительного времени (года), то проводится промежуточная диагностика (в конце 1-ого полугодия или начале второго).

5.2. Особенности организации развивающего обучения в дошкольном отделении.

ОТИ в работе с детьми дошкольного возраста применяется по нескольким направлениям:

    В различных видах игровой деятельности.

    На обучающих занятиях по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.

    На занятиях по предмету «Интеллект» в старшей и подготовительной к школе группе.

Рассмотрим эти направления подробнее.

    Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. В течение дня детям предлагаются различные игры, направленные на развитие внимания, мышления, воображения, речи, мелкой моторики. Во время прогулок дети также учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать и конкретизировать, уже пытаются анализировать. Все это дает хорошую базу для интеллектуального развития детей во время обучающих занятий.

    На всех занятиях по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, детям предлагаются задания, направленные на развитие того или иного психического процесса (интеллектуального качества). Причем содержание задания отражает основную тему занятия и взаимосвязано с другими упражнениями, наполняющими занятие.

    Примеры: «Раздели на группы», «Найди лишний предмет», «Определи закономерность и продолжи ряд», «Найди отличия» и др.

Необходимо отметить, что проведенная в конце прошлого года диагностика, показала положительную динамику в интеллектуальном развитии детей (которые регулярно посещали детский сад в течение учебного года). Достижению такого результата способствовала комплексная работа описанная выше.

Специалисты дошкольного отделения разрабатывают новые упражнения для детей старшей и средней групп. При этом они используют разработки Ломоносовской школы, пособия, рекомендованные государственной программой дошкольного образования и творческий потенциал педагогов дошкольного отделения. Планируя работу по интеллектуальному развитию детей, учитываются рекомендации психолога и логопеда об особенностях развития тех или иных психических процессов.

зеленых ...

  • Представительство gtz (немецкое общество по теническому сотрудничеству) в республике казахстан (1)

    Документ

    Немецкой школы к школе советского... Израильская миссия НП с 3 по... технические задачи производства, ... содержанию первая анкета делится на разделы ... на ломоносовскую анкету... г. (пос. Мыс Каменный – м. ... кроме зеленых и сине-зеленых ...

  • Представительство gtz (немецкое общество по теническому сотрудничеству) в республике казахстан (2)

    Документ

    Немецкой школы к школе советского... Израильская миссия превратилась... продолжались в АССР НП с 3 по... технические задачи производства, ... содержанию первая анкета делится на разделы ... на ломоносовскую анкету... г. (пос. Мыс Каменный – м. ... кроме зеленых и сине-зеленых ...

  • Санкт-петербургский союз ученых отчет о деятельности санкт-петербургского союза ученых

    Отчет

    ... . раздел Международная... зеленой зоны. 3. Добиваться признания археологических объектов на Охтинском мысу ... содержанию ... миссия ... НП «БСК», НП ... Ломоносовской медалью межрегионального Ломоносовского ... задачи . Подвел итоги работы сессии Школы научный руководитель Школы ...

  • Информационная услуга «тематические новости» бюллетень содержит данные за период с 16 апреля 2010 по 23 апреля 2010

    Бюллетень

    ... задач в составе нашего НП ... школы в деревне Кипень Ломоносовского района... себя гуманную миссию и... Смольного разделились . ... ремонт и содержание автомобильных дорог, ... Lumiere, "Леонтьевский мыс" , "Парадный квартал" ... Директоров; Зеленов Дмитрий Владимирович...