Литература        09.04.2020   

Лейкопластырь история создания. Два изобретателя, одно изобретение: появление лейкопластыря. Открытие Карла Байерсфорда

Зимний Дворец в Санкт-Петербурге — одна из самых известных достопримечательностей этого города, наряду с крейсером «Аврора». Сейчас в нём расположена всемирно известная выставка «Эрмитаж», посмотреть на которую ежегодно приезжают сотни тысяч людей со всего мира.

  1. За свою историю Зимний Дворец был резиденцией монархов, военным госпиталем, местом работы Временного правительства, а затем в нем разместилась экспозиция Эрмитажа. До начала ВОВ половину дворцовых залов занимал музей революции.
  2. Всего в Петербурге было пять зимних дворцов, которые возводили для себя российские императоры. Здание в стиле елизаветинского барокко на Дворцовой площади стало последним из них.
  3. В момент окончания строительства дворец был высочайшим петербургским зданием, причем до 1905 года было законодательно запрещено строить дома, превосходящие царскую резиденцию по высоте. Дворец площадью около 60 тысяч квадратных метров первоначально состоял из 1500 комнат.
  4. Заказчица нового дворца, Елизавета Петровна, умерла раньше окончания строительства. Принимал работу Петр Третий, но за время, ушедшее на отделку фасадов, монарха успела свергнуть с престола его супруга Екатерина.
  5. Начало Эрмитажу положила Екатерина Вторая, получившая из Германии в счет уплаты долга 317 ценных полотен голландских художников. До наших дней в фондах музея сохранилось как минимум 96 из этих картин. Императрица разместила полотна в отдаленных покоях дворца, назвав эти комнаты «Эрмитажем» (в переводе с французского языка – «уединенное место»).
  6. Сейчас во дворце более 1050 комнат, около 1950 окон и 117 лестниц. Длина карниза, опоясывающего здание, достигает 2 километров.
  7. Парапет работы Растрелли украшают 176 скульптурных изваяний. Точное число ваз на фасаде неизвестно.
  8. К строительству дворца были привлечены 4000 рабочих и мастеров со всей империи.
  9. После окончания строительства дворца на площади перед ним осталась огромная куча мусора. Петр Третий придумал неожиданное решение этой проблемы – горожанам объявили, что они могут забирать с площади все, что угодно, и уже несколько часов спустя она была пуста.
  10. В 1830-е годы дворец сгорел. Более 6000 тысяч рабочих смогли ликвидировать последствия пожара за 15 месяцев, вернув монархам крышу над головой.
  11. За время своего существования дворец много раз перестраивали – он был красным, розовым и даже коричневым. Наконец, после войны фасад выкрасили белой и зеленой краской — именно эта расцветка теперь ассоциируется у россиян с Эрмитажем.
  12. Простые россияне получили доступ во дворец только в 1851 году, когда в части роскошных помещений открыли музей. Правда, билетов продавали мало, и стоили они больших денег.
  13. Большевики после прихода к власти переименовали Зимний в «Дворец искусств», но новое название так и не прижилось в народе.
  14. В годы ВОВ под Зимним дворцом устроили 12 бомбоубежищ для ленинградцев. В здание попали 2 авиабомбы и 17 снарядов, но ликвидировать все разрушения и вновь открыть музей для посетителей смогли всего за полгода после победы в войне.
  15. Александр Сокуров снял в стенах Зимнего первый фильм в истории российского кино, для создания которого не применялся монтаж. Съемки длились около полутора часов.

Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Северной столице, а началась история Зимних дворцов еще при Петре Первом, за 50 лет до появления великолепного строения на Дворцовой площади.

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Второй Зимний дворец для Петра

Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам - ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.

Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.

Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга – это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж . Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.

Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.

Третий Зимний дворец

После смерти Петра Великого Екатерина I приказала Трезини расширить дворец вдоль Миллионной улицы и таким образом строение приобрело форму огромного каре.

Четвертый Зимний дворец для Анны Иоанновны

Взошедшая на престол Анна Иоановна приказала Франческо Растрелли построить для нее новый дворец. Для строительства выбрали место также на левой стороне Невы, на месте Адмиралтейского дома Апраксина. Здание, построенное в 1733 – 1735 годах, было просторным, в нем было 70 комнат и театр, но планировка помещений была запутанной и неудобной.

Временный Зимний дворец для Елизаветы Петровны

Взойдя на престол, Елизавета Петровна посчитала, что старое здание не соответствует ее статусу и приказала Растрелли подготовить проект нового дворца. На время строительства было возведено деревянное красивое здание, состоящее из 100 комнат, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки . В этом доме в 1761 году и умерла Елизавета Петровна, а здание, простоявшее 10 лет, после смерти императрицы было разобрано.

Шестой Зимний дворец

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершенным. Монументальное здание на набережной Невы было возведено в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.

Оформление интерьеров завершалось при Петре III, а когда его свергли, захватившая власть Екатерина II отстранила Растрелли от работ, предоставив ему отпуск.

Архитектор уехал на год в Италию , но по возвращению ситуация не изменилась. Растрелли был самым ярким представителем стиля барокко, который в то время вышел из моды. Ему не давали важных заданий, у него не осталось заказчиков и вскоре он был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Интересно, что архитектор трудился в течение 46 лет при многих императорах, но только Петр III за верную службу удостоил его званием генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.

Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход – они делали козырек и надстраивали сверху 1-2 этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось.

Пожар, случившийся в 1837 году повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Моферанном. На восстановление здание ушло два года.

Мы привыкли к светло-зеленому тону фасадов здания, а между тем, перед Первой Мировой войной строение было покрашено в красно-кирпичный цвет.

Одна из легенд объясняет этот курьез тем, что император Германии Вильгельм направил в Россию целый состав вагонов сурика для покраски кораблей, но чиновники краску забраковали и решили ей покрасить фасады города, а первой жертвой этой идеи стал Зимний дворец.

Зимний дворец на Дворцовой площади - это шестая и последняя резиденция представителей рода Романовых. Именно его брали штурмом во время Октябрьской революции в 1917 года, хотя, по мнению историков, это миф и никакого штурма не было. Ведь, вряд ли можно назвать штурмом холостые выстрелы «Авроры» , после которых вооруженные люди без потерь ворвались во дворец, а главной заботой женского батальона и юнкеров, оборонявших здание, было не допустить расхищения ценностей.

Сложно представить, но такая простая и обыденная в современном мире вещь, как медицинский бактерицидный пластырь был создан лишь в конце XIX века, а стал популярным в обществе еще через пару десятков лет. Впрочем, стоит отметить, что даже в древнем Египте и Риме люди применяли разнообразные наружные средства для того, чтобы закрывать открытые раны и способствовать тем самым их заживлению. Для этих целей использовали самые разные средства, от обычной ткани или целебных растений, до весьма специфических вещей, таких как сырое мясо, хлебная плесень, смолы, воск и даже свинец.

Некоторые из этих вариантов, конечно же, помогали, а некоторые напротив, вызывали воспаление и заражение ран, и частенько приводили к крайне печальным последствиям. Тем не менее, идея защищать и обеззараживать раны, для их скорейшего заживления витала в воздухе не протяжении многих веков, а вот впервые реализована была реализована сразу двумя людьми, жившими на разных концах земного шара.

Открытие Карла Байерсфорда

Изобретение Эрла Диксона

Приблизительно через десять лет после этого в Соединенных Штатах Америки молодой рядовой сотрудник корпорации Jhonson & Jhonson Эрл Диксон, который был ответственным за поставки ваты на заводы компании, разработал собственный вариант пластыря. Сделал его он не в качестве какой-то революционной разработке, а в качестве помощи для своей жены, которая была домохозяйкой и часто получала различные порезы и раны. Он разработал липкую медицинскую ленту, затем наклеил на нее плотные марлевые повязки, скатал получившееся изобретение в рулон и закрепил его специальными наклейками.

О своем небольшим открытии Эрл рассказал свои друзьям и коллегам, и со временем эти слухи дошли до президента правления Джеймса Джонсона, который по достоинству оценил отличную идею, и организовал серийный выпуск подобных пластырей, которые были названы бэнд-эйд. Стоит правда отметить, что поначалу новинка не обросла большой популярностью, абсолютно также как и десять лет назад в Германии. Все дело было в ее больших размерах, ведь ширина ленты изначально равнялась целым 10 сантиметрам. Со временем, разработчики уменьшили ширин ленты в два раза, и удлинили ее, после чего она стала пользоваться большой популярностью в профессиональных кругах, среди людей, часто получающих небольшие раны и травмы, а затем и среди обычных людей.

Стоит отметить, что данная разработка принесла Эрлу Диксону большую популярность и помогла его карьерному росту. Благодаря этому, через несколько лет работы, он стал сначала полноправным членом совета директоров компании, а спустя еще три года занял пост вице-президента компании Jhonson & Jhonson. За время своей работы он доказал свои профессиональные способности, увеличив обороты фирмы почти в два раза.

Современные бактерицидные пластыри

За несколько последующих десятков лет бактерицидный пластырь стал неотъемлемой составляющей любой аптечки первой помощи и серьезно ускорил процесс восстановления после разнообразных травм. Стоит отметить, что на данный момент существует масса разнообразных специализированных пластырей, разработанных на основе изобретений Диксона и Байерфорда.

Некоторые из них применяются, как и раньше, для заживления ран, а какие-то даже для непосредственного лечения. Но, пожалуй, одной из главных особенностей пластыря является его простота и доступность, благодаря которой каждый человек с легкостью может оказать себе помощь в любой, даже самой неприятной ситуации.

Кто и когда изобрел лейкопластырь?

Лейкопластырь, липкий пластырь, лейкопласт, тонкая материя с нанесённой на неё клейкой массой, состоящей из канифоли, воска, окиси цинка, ланолина, каучука и очищенного бензина. Легко прилипает к коже . Применяют для покрытия небольших повреждений кожи, фиксации хирургических повязок и при вытяжении.

Рождение.

Первая история.
В 1882 году немец Пауль Карл Бойерсдорф нанес на кусочек льняной тряпочки природный каучук, сосновую смолу и окись цинка так был изобретен лейкопластырь . Майским днем 1890 года у себя дома в немецком городе Гамбург 27-летний фармацевт Оскар Тропловиц просматривал свежий номер специализированной газеты Pharmazeutische Zeitung. В нем предлагалось срочно и недорого (за 70 тыс. DM) купить небольшую химико-фармацевтическую фабрику вместе со складом.

Тропловиц всю жизнь мечтал о собственном деле. Оскар узнал, как восемь лет назад фармацевт совершил поистине революционное изобретение - создал первый в мире бактерицидный пластырь, способный залечивать раны, не вызывая еще большего инфицирования или раздражения кожи. Пластырь был сразу же запатентован и стал первым кирпичиком в фундаменте новой компании Beiersdorf.

В 1892 году он приобрел новое помещение, в котором открыл торговый зал.
Он предложил сотрудничество бывшему партнеру Байерсдорфа, известному немецкому дерматологу Паулю Герсону Унна, который вместе с Полем Байерсдорфом участвовал в разработках пластырей.

В тандеме Тропловиц и Унна получили один из самых важных патентов на Leukoplast, изделие, которое в современной фармацевтике хорошо известно под названием бактерицидный лейкопластырь. Им удалось нейтрализовать раздражающее действие обычного пластыря, добавив в его состав оксид цинка, который к тому же придал пластырю современный белый цвет.

В 1922 году Тропловиц создал новый брэнд Hansaplast. Leukoplast и Hansaplast продавались по принципиально низким ценам. Приверженность этой тактики помогла Beiersdorf сравнительно быстро стать компанией международного значения.


Вторая история.
В 1899 году братья Johnson: Роберт, Джеймс предложили медикам нераздражающую кожу хирургическую ленту с адгезивом из окиси цинка, предназначенную для удержания на теле марлевой повязки.
Можно сказать, что человечеству повезло с тем, что Жозефина Диксон - жена поставщика ваты для фирмы Джонсонов Эрла Диксона - была молода и неопытна в ведении домашнего хозяйства. На каждом шагу ее подстерегали несчастья: то палец порежет кухонным ножом, то обожжется, схватив раскаленную сковородку.
Любящий Эрл терпеливо забинтовывал ей руки и заклеивал хирургической лентой, которую приносил с работы, ее раны. Не желая бросать Жозефину на милость соседей, Эрл задумался и пересмотрел саму процедуру перевязки. Повязка должна держаться на месте, легко и удобно накладываться и в то же время сохранять стерильность.

Он положил на кухонный стол хирургическую ленту шириной в три дюйма липкой стороной вверх, отрезал кусочек марли и приклеил ее на середину. Чтобы повязка не испачкалась, а клей не высох, он закрыл ленту тонкой тканью. Смысл всего этого был в том, что когда миссис Диксон снова поранится, ей понадобится только снять защитную ткань и приложить готовую повязку на поврежденное место.

Диксон поделился своей выдумкой с коллегой, тот посоветовал ему рассказать об этом менеджеру. Президент Джеймс Джонсон увидел в этом изобретении большое будущее, а управляющий хлопчатобумажной фабрики У. Джонсон Кеньон придумал название новому изделию: бэнд (лента) + эйд (помощь) - и получилось «бэнд-эйд», то, что мы называем сегодня пластырем. В 1924 году фирма Джонсонов установила машину для резки бэнд-эйдов на кусочки длиной 3 дюйма и шириной 3/4 дюйма.