Психология        08.10.2020   

Любовь Рыжкова-Гришина. Волшебный Букварь. Буква Н. Буква н в русском языке Буква н в русской азбуке

Каждое прочитанное или написанное нами слово состоит из букв. А как образовались буквы? Сколько им лет, и кто их придумал? Давайте рассмотрим происхождение букв вообще и "элементарных частиц" русской письменности в частности. Какие буквы появились первыми? И вообще, что это такое - буква?

Определение буквы как письменного знака

Буква - это знак, условное обозначение, которым записывают звуки. Все буквы языка составляют азбуку, или алфавит - определенный порядок перечисления букв. По алфавиту нельзя определить частоту употребления тех или иных букв - их расположение в азбуке обусловлено исторически.

Каждая буква - это звук, а иногда и несколько звуков. В свою очередь, встречаются буквы, которые не произносятся вообще, а влияют на произношение других букв, стоящих в слове (в русском языке классическим примером такой буквы является мягкий знак). Иногда буквы называют литерами (отсюда и слово - литература).

Древнейшие буквы

Стремление передать имеющуюся информацию появилось у человека одновременно с умением размышлять. Первые способы передачи информации были устными и не оставили в нашей памяти ничего, кроме преданий и сказок. Позднее человек научился использовать орудия труда. Палки и копья могли использоваться не только для того, чтобы поймать добычу или отбиться от врагов - при помощи небольшой трансформации ими можно было нарисовать какие-либо изображения на камнях, стенах пещер или глиняных табличках…

Так появились протобуквы. Древнейшие памятники письменности датированы серединой XIX века до н.э., но вполне возможно, что письменность возникла еще раньше, просто более давние памятники до нас не дошли. «Призерами» в номинации «самое древнее письмо» следует считать народность семитов, которые разработали свой примитивный алфавит, находясь под владычеством (и большим влиянием) Египта. С современными литерами семитский алфавит не имел ничего общего - гораздо больше литеры напоминали неумелые рисунки, появившиеся вследствие упрощенного написания иероглифов. Тем не менее, семитский алфавит был достаточно популярен на Ближнем Востоке и много позднее именно он стал основой для первой азбуки.

Протоалфавит

Самый первый алфавит пришел нам из древнего государства Финикия, а значит, самая первая буква - это одна из частей финикийского. Всего таких букв было 22. В них полностью отсутствовали гласные, и мы сможем с высокой долей вероятности утверждать, что первая буква - это согласная.

Несмотря на такую дискриминацию гласных букв, финикийский алфавит дал начало всей европейской письменности - греческой, латинице, письму этрусков и даже неизвестному алфавиту басков. Можно сказать, что финикийцы стали основоположниками всей европейской письменности. Русские буквы также обязаны своему происхождению финикийской азбуке.

Происхождение русских букв

В начале IX века на территории Руси возникли практически одновременно две азбуки, предназначенные для записи языка древнерусского народа. Они назывались кириллицей и глаголицей. Авторство глаголицы приписывается св. Константину Философу, который разработал данную азбуку специально для записи библейских книг. Позднее элементы глаголического письма стали малоупотребительными, и к концу XI века почти полностью исчезли из оборота. Авторами кириллицы были Кирилл и Мефодий. Именно благодаря им и родилась на свет каждая русская буква.

Разумеется, за долгие годы русские буквы изменились до неузнаваемости. Многие из них навсегда пропали из письма - к примеру, фита и ижица, наводившие страх на дореволюционных школьников. Современным ученикам приходится изучать лишь 33 буквы - это около половины всех литер, изначально присутствовавших в кириллической азбуке.

Незабудок цвет чудесный,

В самом деле - поднебесный.

Полдень, зноя душный плен,

ИЗ ИСТОРИИ БУКВЫ -Н-

Сейчас эта буква прочитывается как -ЭН -, а когда-то она называлась иначе - НАШ. Да, так и называли! И означало это то же, что и теперь: НАШ, то есть свой, принадлежа¬щий нам. Так что история этой буквы проста и особых изменений не претерпела. Разница лишь в том, что в старину так называлась буква, а теперь это самостоятельное слово.

Хочу напомнить, что со словом этим существует много устойчивых речевых оборотов. Вот некоторые из них.

Выражение ЗНАЙ НАШИХ - означает восхваление самого себя.

НАША ВЗЯЛА - мы одержали победу.

НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ - это шутливое выра¬жение приветствия, и теперь ты тоже можешь его употреб¬лять.

СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ

Родственные слова, которые произошли от старинного названия этой буквы, имеют тот же смысловой оттенок: свой; принадлежащий нам. Вот некоторые из них: ПО-НАШЕМУ, то есть делать что-то так же, как и мы. Просторечное слово НАШЕНСКИЙ имеет то же значение.

ЗАПОМНИ ПОСЛОВИЦУ:

Своя ноша не тянет.

Литературные имена

Николай Некрасов (1821 - 1878) - великий рус¬ский поэт, который воспевал русскую землю и русского че¬ловека. Его поэтический язык близок народной речи. Его образы отражают национальный характер.

Когда ты подрастёшь, прочитай, помимо небольших стихотворений, и поэмы Николая Алексеевича. Особенное внимание обрати на поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Всё рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Иван Никитин (1824 - 1861) - чудесный русский поэт, его стихи отличает лёгкий ритм, красивые интонации и почти песенные мотивы.

Ясно утро. Тихо веет

Тёплый ветерок;

Луг, как бархат зеленеет,

В зареве восток

Владимир Набоков (1899 - 1977) - талантливый писатель, чья жизнь раскололась надвое после революци¬онного переворота 1917 года. Почти вся жизнь Владимира Владимировича прошла в эмиграции. Набоков - великолепный прозаик и удивительный поэт. Он восхищает бога¬тейшими рифмами и необыкновенно тонкими образами.

На чёрный бархат лист кленовый

Я, как святыню положил:

Лист золотой с пыльцой пунцовой

Между лиловых тонких жил.

Арсений Несмелов (1889-1945)-поэт, чья жизнь также прошла в эмиграции, причем не где-нибудь, а в Ки¬тае. Удивительна его судьба и трагичен его конец. Поэт слов¬но предчувствовал свою горькую судьбу.

Текут мгновенья длительно,

Тревоги ночь полна,

До звонкости пронзительна

Лесная тишина.

Николай Носов (1908 - 1976) - замечательный детский писатель, автор знаменитых и всеми любимых книг о приключениях Незнайки. Прочитай их, дружок! Ты побы¬ваешь и в Цветочном городе, и на Луне! Ты познакомишься с его друзьями - Пончиком, Сиропчиком И собачкой Булькой.

Кстати сказать, по его книге недавно сняты мультфильмы.

Евгений Носов - современный русский прозаик, родился в 1925 году. Писатель пристально вглядывается в характеры людей и с особой любовью пишет о русской де¬ревне. Когда-нибудь ты с удовольствием прочитаешь, к при¬меру, его повесть «Усвятские шлемоносцы».

Юрий Нагибин (1920 - 1994) - писатель редкост¬ного таланта. Необыкновенно тонкий стилист и почти вол¬шебник слова. Оторваться от его книг невозможно. Он будто владел тайным ключиком, который открывал сердца людей. Сам Юрий Маркович говорил, что литература - это храм на крови.

На этом уроке мы узнаем о звуке [н] и букве Н, о звонкости, твёрдости и мягкости звука [Н], научимся писать букву Н, выполним множество интересных заданий.

Вы, конечно же, вспомнили, что это Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Даже имена у них похожи. Глядя на их имена, несложно догадаться, какой букве и звуку будет посвящён урок. Тема урока: «Буква Нн и звуки, которые она обозначает».

А к нам на урок пришёл ещё один герой из сказочного музея. Отгадайте, кто это.

Большая шляпа набекрень,

И всюду нос совать не лень.

За все дела берётся,

И всё не удаётся

Ну-ка, угадай-ка,

Как зовут?

(Незнайка) (рис. 2)

Рис. 2. Незнайка ()

Незнайка будет задавать вопросы, а братья-поросята - отвечать. И вы помогайте им отвечать.

Расскажите Незнайке, как дать характеристику звуку. Вы уже знаете, что для этого нужно звук произнести и внимательно его послушать. Во время произношения звука [н] язык кончиком упирается в зубы и закрывает проход для воздуха. Из-за этого он не может легко и спокойно произнестись, получается шум. Значит, звук [н] - согласный .

Помогите Незнайке узнать, звонкий ли это звук? Вы уже знаете, что это выяснить несложно. Положите руки на горлышко или на ушки и послушайте внимательно, как будет работать ваше горло. Вы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук .

Ещё можно узнать, твёрдый это звук или мягкий . В этом вам помогут братья. Произнесите их имена и послушайте.

Н аф-Н аф - твёрдый звук [н] .

Н уф-Н уф - твёрдый звук [н] .

Н иф-Н иф - мягкий звук [н′] .

Значит, у звука [н] есть пара - звук [н′] .

Докажем, что у твёрдого звука [н] есть мягкая пара [н′] . Незнайка будет задавать вопросы, поросята - давать ответы, а вы дополняйте их.

Незнайка попросил поросят назвать имена ребят, которые начинаются с твёрдого [н] или мягкого звука [н′] . Братья-поросята дали такой ответ:

Твёрдый звук [н] :

Н аташа

Н астя

Н адя

Мягкий звук [н′] :

Н ина

Н икита

Н ика

Продолжите называть имена сами.

Незнайка спрашивает: какие вы знаете цветы, названия которых начинаются с [н] и [н′] ?

Н астурция - звук [н] (рис. 3).

Рис. 3. Настурция ()

Н арциссы - звук [н] (рис. 4).

Н езабудки - звук [н′] (рис. 5).

Рис. 5. Незабудки ()

Можете добавить свои примеры?

Незнайка просит назвать планеты, в названиях которых встречаются нужные нам звуки.

Лун а - твёрдый звук [н] в середине слова (рис. 6).

Вен ера - мягкий звук [н′] в середине слова (рис. 7).

Н ептун - мягкий звук [н′] в начале слова и твёрдый звук [н] в конце (рис. 8).

Сатурн - твёрдый звук [н] в конце слова (рис. 9).

Приведите свои примеры.

Незнайка спрашивает, знаете ли вы животных, в названиях которых спряталось слово «нос» .

Н осорог (рис. 10)

Н осач (рис. 11)

Уткон ос (рис. 12)

Во всех этих словах буква Н обозначает твёрдый звук [н] .

Покажем Незнайке и поросятам букву их имени (рис. 13).

Рис. 13. Буква Н ()

Это заглавная буква Н .

Сейчас эту букву мы называем «эн» , а в древности она называлась иначе - «наш» и означало это то же, что и теперь слово наш, т. е. свой , принадлежащий нам . Т. к. имя принадлежит только какому-то герою, а не всем, то пишется оно с большой буквы Н . У большой буквы есть пара - маленькая буква н . Они похожи (рис. 14).

Рис. 14. Печатные буквы Нн ()

Незнайке нужно объяснить,

Как нам букву начертить.

Разъясняю ему бойко:

«Надо к каждой этой стойке

Перекладину прибить,

Станет буква Н служить».

Буква Н очень напоминает букву И .

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула -

К правой ножке пристегнула.

Он не слушался совсем

И превратился в букву Н .

Прочитайте стихотворения и скажите, на что похожа буква Н .

У меня про букву Н

Вдруг сложилась песенка:

Получилась лесенка.

Н - натянутая сетка.

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор,

Поиграем в волейбол.

Буква Н , тебя я знаю.

Буква крепкая, стальная.

У тебя огромный рост

И не буква ты, а мост (рис. 15).

По тебе бегут машины,

Под тобой бежит река

С пароходами большими.

Над тобою - облака.

А ещё букву Н можно найти во многих предметах. Например: стул, гамак, башня с воротами.

Писатель Виктор Хмельницкий рассказал вот какую новость:

Случилось это летним солнечным днём. Гуляла буква Н в лесу, цветы собирала, а потом легла на поляне и решила помечтать. Раньше всё времени как-то не хватало. Замечталась, будто она - первая буква в алфавите. И так хорошо стало - разбросала ноги в стороны, положила руки за голову и…ахнула! Ещё бы! Сложив руки за головой и разбросав ноги, буква Н превратилась в букву А - первую букву алфавита! Вот как полезно иногда помечтать.

Проверьте правдивость этой истории - слепите из пластилина букву Н , превратите её в букву А , а затем опять в букву Н . Пусть мечта буквы Н исполнится.

Н и -на

И н -на

Н о н -на

зелёным цветом обозначены гласные буквы. Вы заметили, что в словах по два слога. Гласные звуки - подсказки. Сколько гласных, столько и слогов. Попробуйте прочитать имена слитно:

Для того чтобы записать эти имена, понадобилась всего одна согласная буква - буква Н . А всего в этих трёх именах написано семь букв Н , но согласные звуки не все одинаковые.

Н ина - первый звук [н′] мягкий. Остальные звуки во всех слова твёрдые [н] .

Прочитайте слова:

Как вы думаете, лилии - это имя или цветы? Конечно, имелись в виду цветы, потому что слово написано с маленькой буквы.

Соедините эти слова парами. Проверьте:

он

Будем учиться писать заглавную письменную букву Н . В ней три элемента (рис. 17).

Рис. 17. Написание заглавной буквы Н ()

Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на верхней линейке рабочей строки и продолжаем вести линию вверх, отклоняясь вправо. Начинаем делать закругление до уровня высоты первого элемента, опускаем прямую линию вниз, пересекаем второй элемент буквы и, не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Н : очень широкие петельки (нижняя и верхняя); длинные прямые палочки получились в разных направлениях из-за того, что вторая прямая написана без наклона влево.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Вспомните о правилах посадки во время письма.

Будем учиться писать маленькую букву н . В ней три элемента (рис. 18).

Рис. 18. Написание строчной буквы н ()

Начинаем писать на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки ведём наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла) до верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Вот возможные ошибки при написании буквы н : очень большая соединительная петля у буквы; первый и третий элементы смотрят в разные стороны.

Попробуйте написать букву в тетради сами.

Подумайте, как большую и маленькую буквы Нн соединить с другими буквами. Вспомните, у каких букв уже писали похожие верхние и нижние соединения: и , ы , а . Сможете ли вы сами написать, соединяя буквы Нн с другими буквами? Попробуйте.

Сегодня на уроке у нас в гостях была буква Нн , которая на письме обозначает звуки твёрдый [н] и мягкий [н′] . Эта буква очень любит слова ответственных людей, например: н адо , н ужно , н еобходимо , н аучится . А ещё она очень любит тех, кто хочет что-то делать, например: н аписать , н арисовать , н ачать читать .

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Н . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Нн (большие и маленькие).

2. Назовите пять слов, в которых буква Н обозначает мягкий звук [н′] , и пять слов с твёрдым звуком [н] .

3. Выберите любой стишок из этого урока про букву Н и выучите его наизусть.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Предлагаю вам начать занятие с детьми снова с игры на внимание.

Правила игры все те же, вы читаете ребенку рассказ, после прочтения ребенок называет слова со звуком [Н], которые встречаются в рассказе Г Юдина «Буратиний нос»

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он – Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

– Надоело мне этот Буратиний нос делать, – бурчит Никита, – лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается! Надулся Никита.

– Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели. Ну а теперь практический материал: художественное слово, игры, кроссворды, ребусы, шарады на букву Н.

Буква «Н»

Веселые стихи

* * *Нос сует свой Игорек

То в варенье, то в медок.

Ой, боюсь я, как бы нос

К банке с медом не прирос.

Н – натянутая сетка.

Сетку стойки держат крепко.

Во дворе нам целый день

В бадминтон играть не лень.

Там я букву Н найду,

Где гамак висит в саду.

В. Степанов

На букве Н я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

Е. Тарлапан

* * *Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

Нина шила маме платье,

Не вставала целый час.

Не годится маме платье,

Но… для куклы в самый раз.

Ниже планку ставлю я,

Прыгай, доченька моя.

Г. Виеру

Пословицы и поговорки

1. Не все то золото, что блестит.

2. Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.

3. На ловца и зверь бежит.

4. Ни в сказке сказать, ни пером описать.

5. Нет никакого имущества дороже друга.

Игры

Игра «Назовите антонимы».

Налево – (направо ), высоко – (низко ), под – (над ), верхний – (нижний ), высушить – (намочить ).

Игра «Подбери слово».

Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку ).

Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик ).

Игра «Волшебная цепочка».

1. Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.

2. Как из ночи сделать день ?

Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Слоговой аукцион».

1. К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).

2. К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).

Игра «Слоговое лото».

Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.

О т в е т: Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.

Игра «Анаграммы».

Насос (сосна ), накат (канат ), норма (роман ), носик (носки ), ночка (кочан ), накал (канал ), никель (ельник ), немота (монета ), норка (крона ).

Игра «Отгадай слова».

н – – н –

н – – – н – –

н – – – – н – –

н – – – – – н – – – –

н – – – – – – н – – – –

н – – – – – – – н – – – – – –

О т в е т: 1. Но, нос, ноша, насос, ноготь, новости.

2. Дно, снег, жнец, знание, индеец, институт

Игра «Малышки-коротышки».

О т в е т: поднос, носорог, носок, занос, сноска, перенос, разносить, носилки, обносчик и др.

Кроссворд

Прочитайте, что написано в таблице

О т в е т: С новым годом!

О т в е т ы: наука, Наташа, находка, надежда .

Перевертыши

На доме чемодан. Наган. На вилах ехал иван.

Нажал кабан на баклажан.

Шарады

Загадки

Если хорошо заточен,Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, рыбу, мясо,

Свеклу, яблоки и масло.

(Нож.)

Наши братья шили платье.

Был царем один из братьев

Он корону надевал,

Но в труде не отставал.

(Наперсток.) Г. Виеру

Мы на них стоим и пляшем,Ну, а если им прикажем,

Нас они бегом несут.

Подскажи, как их зовут.

(Ноги.)

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

(Нос.)

Эту толстую игрушкуНе уложишь на подушку.Знать, пример взяла с лошадки:Стоя спать, а не в кроватке!

(Неваляшка.)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.

(Нос.)

У кого днем один глаз,

А ночью – много?

(Небо.) Г. Виеру

Пять ступенек – лесенка.

На ступеньках – песенка.

(Ноты.) Т. Белозеров

Есть очень много рогачейВ зоопарке и в лесу.У всех рога на голове,У одного лишь на носу.

(Носорог.)

Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Голубая простыня

Весь свет покрывает.

(Небо.)

Татьяна Беркутова
«Сказочные истории букв М и Н»

Буква М очень мягкая , милая, меховая, музыкальная, мирная.

Эта буква сделана из меха . История буквы М .

В лесу жил едведь, ышка, и уха. Был едведь большим, а ышка и уха были маленькие. Так и жили бы едведь, ышка и уха, если бы в лесу не появилась буква М . Она была мягкой, милой и меховой. Эта буква очень понравилась едведю. Он сказал : «Какая эта буква меховая и мягкая ! Я хочу с тобой дружить».

«И я хочу с тобой дружить, - пропищала ышка – ты же такая буква М - маленькая и мягонькая».

«И я хочу с тобой дружить, - прожужжала уха – ты такая – малюсенькая и музыкальная!»

Буква М согласилась и стала с ними дружить. Да, так и дружат они до сих пор. Едведь стал Медведем, ышка стала мышкой, а уха – мухой.

Буква Н – нежная , сделана из тонких ниток. История буквы Н .

Жила-была девочка Аташа. Всё у нее получалось, только шить она не умела итки у неё рвались, в иголку не вставлялись. А на носках были большие дырки. И вот однажды села Аташа и заплакала :

«Надоели, мне дырки! Что же мне делать? Как быть?»

Так бы она и ревела, но как-то раз в своей каробочки с итками Аташа увидела букву Н .

Кто ты? – спросила Аташа.

Я буква Н . Но я никому не нужна, вот и забралась я в эту коробочку. – ответила буква Н . – А ты почему плачешь?

Я шить не умею. Итки рвутся. Что делать?

А хочешь, я тебе помогу? А ты дружить со мной будешь. – предложила буква Н .

Хочу! Очень хочу. – ответила девочка – я дружить с тобой стану, и ты будешь всегда со мной.

Помогла буква Н Аташе зашить дырки на носочках. С тех пор Аташа стала Наташей и букву Н всегда с собой носила.