Здоровье        09.04.2020   

Михаил юревич кем был убит на дуэли. Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство? Никакой засады не было

Именно из-за них не стало великого поэта А.С. Пушкина, а позже, его преемника, М.Ю. Лермонтова. До сих пор лермонтоведы спорят о том, кто убил на дуэли Лермонтова и о ее причинах. В этой статье будет рассмотрена наиболее популярная и правдивая версия случившегося, а именно встреча у барьера Михаила Лермонтова и Николая Мартынова. Что же тогда произошло?

Николай Соломонович Мартынов был довольно интересным человеком. Он являлся однокашником Лермонтова по военной школе, пользовался большим успехом у прекрасного пола, писал стихи и рассказы, с юношеских лет мечтал сделать карьеру на военном поприще.

Он быстро получил чин майора, что было редкостью для юношей его возраста. Но она неожиданно закончилась. Поговаривали, что причиной тому послужили подозрения о том, что он был карточным шулером. Мартынов подал в отставку в 1841 г. и уехал в Пятигорск. Для молодого человека завершение карьеры было довольно болезненно. Он стал носить горскую одежду и шашку наперевес, удивлял общество своими странными шутками. Большинство специалистов склоняются к версии, что именно шутка из-за его поведения послужила причиной поединка.

Другая версия связана с семьей Мартынова. Так как Михаил Юрьевич находился в приятельских отношениях с Николаем Соломоновичем, то, конечно, он довольно часто посещал семейство Мартыновых. Во время таких визитов поэт приглянулся сестре товарища, Наталье. Но симпатия не переросла в более серьезное чувство. Некоторые считали, что она стала прототипом княжны Мери, но маловероятно, чтобы поэт описал в романе свою жизненную ситуацию. К тому же, самой девушке и роман, и героиня нравились.

Некоторые склонялись к мысли, что когда-то Мартыновы просили Лермонтова передать сыну письмо и деньги. Деньги были отданы, а вот послание нет. Но инцидент был замят, поэтому предположение, что причиной дуэли могло послужить недостойное дворянина чрезмерное любопытство. К тому же случай с письмом был задолго до самой дуэли.

Кто-то утверждает, что одной из причин болезненной реакции на шутки Михаила Юрьевича было некое творческое соревнование. Ведь, как известно, Николай Мартынов тоже писал стихи и не мог не понимать, кого он вызывает на дуэль.

Причиной поединка считается конфликт, произошедший между приятелями 13 июля 1841 г. на вечере у генерала Верзилина. Дамы, которые были приглашены на этот вечер, подтвердили это. В одну из дочерей Верзилина был влюблен Мартынов, и Лермонтов дал шутливое предостережение молодой особе насчет странного молодого человека, одетого в горскую одежду. В это время закончил игру на фортепьяно князь Трубецкой, и поэтому слова поэта услышали все. Гости рассмеялись шутке, а самолюбие Мартыновы было сильно задето.

Потом, во время разговора наедине, Николай Соломонович спровоцировал вызов на дуэль. Поэт прибыл на место встречи в хорошем расположении духа, потому что не сомневался в том, что поединок не состоится. Участниками дуэли, кроме Лермонтова и Мартынова, были:

  • Михаил Глебов, секундант Лермонтова;
  • А. А.Столыпин-Монго, родственник поэта;
  • Александр Васильчиков, секундант Мартынова;
  • Сергей Трубецкой.

15 июля 1841 г. состоялась роковая для Михаила Юрьевича дуэль. Сами участники того события вспоминали, что поэт не собирался стрелять в оскорбленного приятеля и был уверен в таком же намерении и со стороны Мартынова. Во время выстрела Лермонтов замешкался (по другой версии, он выстрелил в воздух). Николай же точным выстрелом смертельно ранил поэта, который от полученного ранения скончался на месте.

Во время показаний фамилии Столыпина и Трубецкого не упоминались, так как они находились в опале у императора. На допросе все участники сговорились, что фамилии двух участников не будут названы, а также, что причиной дуэли было неуважительное к Мартынову отношение Лермонтова.

Все, кто знал о предстоящем поединке, понимали всю серьезность последствий, поэтому делали все возможное, чтобы он не состоялся. Были специально ужесточены правила дуэли, так как все знали, что Мартынов не отличался большой храбростью. Почти удалось уговорить Столыпина и Лермонтова покинуть Пятигорск, Глебов старался успокоить Мартынова. Дуэль могла бы и не состояться, если бы Васильчиков не согласился стать секундантом приятеля поэта.

Впоследствии, все давали путаные показания о том, что произошло в тот роковой для Михаила Юрьевича день. Все, кроме Васильчикова, никогда никому не рассказывали подробностей того поединка. Да и князь только в самом конце жизни поделился воспоминаниями о том случае. После произошедшего Мартынов мучился угрызениями совести, потому что общество винило его в ранней смерти великого поэта. Но он пытался обелить своё имя, утверждая, что у Лермонтова был сложный характер, у него были задатки хорошего, но были погублены влиянием светского общества.

Но все равно, даже по истечении стольких лет, специалисты спорят о том, кто убил на дуэли Лермонтова, какие настоящие причины за этим стоят. Кто-то придерживается версии, что причина этому немилость у Николая Первого, кто-то утверждает, что все это из-за декабристов, которым Лермонтов симпатизировал. Какими бы ни были настоящие причины, можно с уверенностью сказать одно: в тот день Россия потеряла одного из великих поэтов, который мог бы создать еще много прекрасных произведений.

Дуэль Лермонтова с Мартыновым вошла в историю русской культуры как нелепое и трагическое событие, отнявшее у России ее молодого гения. До сих пор не утихают споры о причине этой дуэли, о поведении главных ее участников, а также о возможностях избежать этого поединка.

Попробуем рассмотреть это происшествие с максимальной скрупулезностью.

Фактическая сторона дуэли Лермонтова и Мартынова. Свидетельства очевидцев

Дуэль между Мартыновым и Лермонтовым состоялась в седьмом часу вечера 15 июля 1841 года. Произошла она в городе Пятигорске около горы Машук. В результате поединка Лермонтов получил рану, несовместимую с жизнью. Поэт скончался на месте и был погребен в Пятигорске.

Рядом с дуэлянтами присутствовали секунданты Глебов и Васильчиков. Также на дуэли находились князь Трубецкой и родственник Лермонтова Столыпин. К следствию были привлечены только два первых свидетеля, другие были скрыты, «дабы происшествие не испортило им карьеры».

Глебов и Васильчиков показали, что приехавший в Пятигорск Лермонтов проявлял неуважение к своему бывшему однокашнику Мартынову, позволяя в его адрес неуместные шутки. Это и стало причиной дуэли. Те же показания дал сам Мартынов.

Секунданты и убийца указывали, что причиной дуэли стала ссора, которая произошла между Мартыновым и поэтом накануне 13 июля на вечере у генеральши Верзилиной. Дамы, присутствующие на этом вечере, впоследствии подтверждали, что Лермонтов был весел и отпустил не совсем удачную шутку в адрес Мартынова. Дело в том, что Мартынов ухаживал за дочерью генеральши, а Лермонтов по-французски предостерег юную девушку от общения со странным человеком в горском наряде с большим кинжалом наперевес.

Мартынов вскипел и позже вызвал поэта на разговор наедине. По всей видимости, именно тогда он спровоцировал на дуэль Лермонтова.

Как впоследствии показали секунданты, Лермонтов ехал на дуэль спокойным и веселым. Он считал, что Мартынов остынет и, скорее всего, будет стрелять в воздух. Сам он также не хотел убивать своего приятеля и стремился разойтись с ним после дуэли по-хорошему.

Однако Мартынов находился в состоянии ярости. Когда дуэлянтам были вручены пистолеты, автор «Героя нашего времени» замешкался с выстрелом (есть версия, что стрелял Лермонтов в воздух), а Мартынов прицельным выстрелом убил своего соперника. Лермонтов скончался через несколько минут от смертельной раны.

Позже по делу состоялось следствие и суд, который приговорил участников этого события к серьезным наказаниям. Первоначально, Мартынов был лишен всех званий и титулов, однако, позже его приговорили к церковной епитимии и аресту, который продлился всего несколько месяцев.

Немного о личности Мартынова

Николай Соломонович Мартынов был личностью незаурядной. Ровесник Лермонтова, его однокашник по военной школе, красивый молодой человек, пользовавшейся успехом у женщин, писавший стихи и поэмы, с юности мечтал о военной карьере. Поначалу его красота и навыки, приобретенные в военной школе, помогали ему. Он достиг должности майора, что для этого возраста было высоким чином. Однако его карьера внезапно оборвалась. Что послужило причиной этому до конца неизвестно, Мартынов сам подал в отставку и получил ее в начале 1841 года. Сплетники обвиняли его в шулерстве.

Мартынов болезненно переживал эту ситуацию. Он не поехал в Москву к родным, а остался в Пятигорске на вольных хлебах. Носил одежду горца и поражал окружающих своими нелепыми шутками. Ему отказали даже в малом: император по причине его отставки распорядился не награждать его медалью за прежние военные заслуги.

В таком состоянии Мартынов встретился с Лермонтовым, приехавшим в Пятигорск для излечения от болезни. Сам Мартынов потом утверждал, что относился к поэту по-доброму, однако, его раздражали шутки Лермонтова в его адрес, надменность поэта и его язвительность. К тому же Мартынов считал, что в 1837 году Лермонтов совершил над ним и его семьей злую шутку, когда без разрешения вскрыл и прочитал письмо его сестры Натальи.

Как известно, после дуэли Мартынов терзался угрызениями совести, страдая от того, что окружающие видят в нем в первую очередь убийцу великого поэта. Через тридцать лет после роковой дуэли он написал свои записки, названные «Моя исповедь». Впрочем, в этих записках Мартынов пытался обелить себя, заявляя, что Лермонтов был невыносимым по характеру человеком, с добрыми задатками, но испорченный «светом».

Посмертные споры о роковой дуэли

Смерть Лермонтова насколько поразила современников, что вызвала многочисленные слухи и домыслы. Сразу же возник вопрос о том, кто убил Лермонтова на дуэли?

Настоящий убийца Н.С. Мартынов казался настолько обычным человеком, что не все удовлетворялись таким простым ответом. Возникало множество других версий, начиная от смелых предположений, что убийцы были подосланы жандармским управлением, потому что Лермонтов однажды осмелился грубо разговаривать с самой императрицей и приближенной к ней дамой, и, заканчивая версиями о мести со стороны обманутых мужей или любовников дам, которых поэт мог бы соблазнить.

Безусловно, все эти версии являлись не чем иным, как сплетнями, распускаемыми не самыми умными людьми, пытающимися снискать себе известность в обществе таким способом.

Однако литературоведы обратили свое внимание еще на одну версию произошедшего. В письмах современников поэта указывается, что они полагали, что несчастный Мартынов являлся братом «княжны Мэри». Напомним, что именно в это время вышел роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в котором главный герой – усталый от жизни себялюбец Печорин – влюбляет в себя от скуки невинную девушку – княжну Мери, чтобы потом посмеяться над ее чувствами и бросить ее.
Наивно полагать, что в образе главного героя Лермонтов рассказал о своей жизненной ситуации. Однако такие события, как выход в свет романа, его популярность и гибель Лермонтова на дуэли практически совпали по времени, поэтому эта версия встречается в изданиях, посвященных памяти поэта, до сих пор. Хотя вряд ли она близка к истине.

Таким образом, вопросы о ранней гибели Лермонтова, причины дуэли с Мартыновым, обстоятельства, предшествующие ссоре поэта с его оппонентом, до сих пор до конца не выяснены. Известно только одно: 15 июля 1841 года Россия потеряла своего гениального сына, который смог бы написать еще много талантливых произведений.

«Надеялись вернуться на Родину»

Кирилл Гиацинтов - потомок Николая Мартынова по материнской линии, в нем течет кровь двух старинных дворянских родов - Мартыновых и Гиацинтовых. Кириллу Эрастовичу 86 лет, он эмигрант во втором поколении - родился во Франции и уже много лет живет в США, является американским гражданином и бизнесменом. В Петербург приехал на несколько дней - по делам своей фирмы, продающей медицинское оборудование в том числе и в России. По-русски Кирилл Гиацинтов говорит очень чисто, не всегда правильно подбирая слова, но почти без акцента, потому что и отец, и мать общались только на родном языке.

Мой отец Эраст Гиацинтов родился в Царском Селе, - рассказал Кирилл Эрастович. - Я знаю место, где стоял наш особняк - в трех кварталах от царского дворца (к сожалению, сейчас этот дом уже не существует - его разбомбили во время войны). Позже предки моего отца перебрались в Петербург, он сам учился в Артиллерийском училище. После революции папа не признал власть большевиков, воевал в Добровольческой армии, а потом эмигрировал - сначала в Чехию, потом во Францию, где родился я. Отец всегда повторял, что наша Родина - это Россия, и считал, что присяга, которую он давал императору, действительна до конца его жизни. Поэтому у меня, хоть я и родился во Франции, не было французского гражданства: родители надеялись, что наше изгнание временное и мы сможем вернуться домой.

Надежда Гиацинтовых-старших не оправдалась - они так никогда и не вернулись в Петербург. Переехали в Германию, затем, когда там к власти пришел Гитлер, - в Америку.

Я впервые попал в СССР ровно полвека назад - в 1966 году, - вспоминает Кирилл Гиацинтов. - Приехал в качестве менеджера медицинской компании, мы хотели обсудить возможность приобретения каких-то российских технологий. Хотя я был сыном «врага народа», отношение к нашей делегации было очень хорошим. Мне даже удалось встретиться с кузиной отца - она была еще жива и передала ему через меня несколько хранившихся у нее семейных реликвий,- например, пулю, которая ранила отца в Гражданскую войну. Вообще-то отец был тогда на волосок от смерти - пуля должна была попасть ему прямо в сердце, но срикошетила от записной книжки в металлической обложке, которую отец всегда носил в нагрудном кармане. В эту книжечку он заносил свои впечатления и потом написал автобиографию «Записки белого офицера».

«У нас Путина постоянно шпыняют»

Кирилл Гиацинтов приезжал в Россию, по собственным подсчетам, около 150 раз - но всегда ненадолго, как турист. Сам он называет себя «русским американцем», гордится тем, что его дети и уже взрослые внуки тоже умеют говорить на языке предков.

Дочка вышла замуж за американца, но специально нашла няню из России, чтобы у детей была возможность учить язык, - говорит Кирилл Эрастович. - Мы их возили в Москву и Петербург, им интересны их корни.

В США Кирилл Гиацинтов возглавляет Русское дворянское собрание, где потомки эмигрантов общаются между собой. Как таковых, «чистокровных» дворян почти не осталось.

Я один из немногих, у кого и отец, и мать были дворянами, - говорит Кирилл Гиацинтов. - Хотя изначально эмигранты первого поколения мечтали, чтобы их дети породнились между собой, сохранив дворянство, даже устраивались специальные вечеринки, на которых знакомились уцелевшие княжны и графы. Но таких пар получилось совсем немного, и сейчас услышать русскую речь от членов нашего собрания - редкость. Кто-то просто не умеет говорить по-русски, кто-то стесняется. Но остаются традиции, дворянские принципы - быть честным, порядочным, хранить веру, защищать родных - это осталось, не пропало.

Сейчас, с учетом обострения российско-американских отношений, некоторым «русским американцам», возможно, и не хочется афишировать свои русские корни. Сам Кирилл Гиацинтов служил в армии и воевал во Вьетнаме, а потом работал в американском правительстве, но не может простить властям США нападки на свою историческую родину.

У нас по любому поводу во всем пытаются спустить на Путина всех собак! - возмущается он. - В прессе постоянно его шпыняют, вот, мол, закручивает гайки, ведет страну обратно к коммунизму. Вводят антироссийские санкции, которые сильно портят жизнь мне и моему бизнесу. Но я президента России поддерживаю. Разговоры про демократию - это одно, а вести за собой огромную страну - это другое, тут не до разглагольствований.

Мартынов вступился за честь сестры

Если у себя дома в США Гиацинтов не стесняется признаться, что он русский, то в России не скрывает, что является потомком того самого отставного офицера Николая Мартынова, который в 1841 году застрелил Лермонтова на дуэли.

Я даже ездил в имение Лермонтова Тарханы, где возлагал венок на его могилу, - рассказывает Кирилл Гиацинтов. - В нашем роду никогда не замалчивался поступок Николая Соломоновича Мартынова. В России принята версия о том, что Лермонтов и Мартынов поссорились из-за пустяка, и мой предок не смог простить Михаилу Юрьевичу насмешек над ним в присутствии особ женского пола. Но мы знаем правду - на самом деле конфликт между Лермонтовым и Мартыновым возник давно.

По «семейной» версии, они изначально дружили - вместе учились в школе гвардейских подпрапорщиков, оба писали стихи, Лермонтов часто бывал в гостях у родителей Николая Мартынова.

Вот какую историю мне рассказала моя тетя, которая родилась в самом конце XIX века и дожила до 102 лет, - говорит Кирилл Гиацинтов. - Когда Николай Соломонович Мартынов воевал на Кавказе, Лермонтов по пути туда же заехал в гости к его родителям в семейное поместье под Пензой. Вел он себя не очень достойно - волочился за сестрами, так что мать Николая Мартынова такого гостя не очень-то жаловала. Но тем не менее попросила передать сыну письмо и вложенные в него 300 рублей. Сестра Мартынова тоже передала через Лермонтова письмо своему возлюбленному, который служил там же, на Кавказе. Лермонтов взял оба письма, но во время одной из стоянок, находясь в обществе других офицеров и выпивая с ними, достал письма и прочитал их, довольно цинично отзываясь о чувствах молодой девушки. Спустя какое-то время об этом стало известно Мартынову. Именно честь сестры стала главной причиной дуэли, а шутки Лермонтова над Мартыновым были лишь поводом. Об этом уже более полутора веков знают в нашем роду, а когда я озвучил это директору Музея-заповедника «Тарханы», она, отведя меня в сторону, тихо сказала, что эту версию в России не очень-то жалуют, хотя она похожа на правду.

МК-версии

Кто убил Михаила Лермонтова?

Есть несколько версий о том, при каких обстоятельствах на самом деле погиб великий русский поэт.

Жертва насмешек

Скучающий в Пятигорске Лермонтов без конца осыпал насмешками Мартынова, издеваясь над его нарядом - офицер любил ходить в горской папахе с кинжалом. Во время одного из вечеров терпение Мартынова кончилось, и он потребовал от насмешника сатисфакции. Во время дуэли на горе Машук Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов попал прямо в сердце поэту.

Поэта «заказал» Николай I

В советские времена активно доказывалось, что дуэль не была случайной - император Николай I и его приближенные хотели избавиться от опального поэта и с помощью Мартынова подстроили дуэль. Тот якобы убил Лермонтова не в пылу обиды, а по приказу царя. В пользу этого факта свидетельствует очень мягкое для тех лет наказание за дуэль - на Мартынова наложили десятилетнюю епитимью в храме города Киева, которую уже через несколько лет отменили.

Убийца - наемник-казак

Медики засвидетельствовали, что пуля вошла в тело поэта снизу вверх под углом 35 градусов, что не могло произойти, раз дуэлянты стояли лицом к лицу. Поэтому существует версия, что дуэль - лишь инсценировка, а на самом деле Лермонтова застрелил из ружья неизвестный наемник-казак, который потом скрылся.

Дуэли вообще не было

Впрочем, есть и другое объяснение такой траектории пули. Якобы Мартынов вызвал Лермонтова вовсе не на дуэль, а на разговор с глазу на глаз. И во время встречи в уединенном месте просто застрелил (при этом поэт был на коне, а Мартынов - спешившись). И только потом, задним числом, была инсценирована дуэль.



Могила без креста
«С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая еще дымилась рана, по капле кровь точилася моя» — эти стихи Лермонтов написал приблизительно за месяц до роковой дуэли.
Про дуэль Лермонтова с Мартыновым на протяжении 30-ти лет писать запрещалось. Потом были написаны много томов исследований, но по сей день о ней по сути ничего в точно не известно! Неизвестно, например, точное место дуэли, хотя и установили условный памятный знак. Не ясно и место первого захоронения поэта в некрополе старого Пятигорского кладбища — при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могилу вместе с надгробием засыпали, сохранился только ее рисунок, который был сделан приятелем поэта Арнольди. Сбылось еще одно пророчество Михаила Юрьевича Лермонтова — о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…
1841 год, 27 (15) июля — состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым, вблизи горы Машук на Кавказе, в седьмом часу вечера.
Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли (с 10-ти шагов, почти в упор, поэт умер мгновенно), произошедшей из-за пустякового по сегодняшним понятиям повода. Убил Лермонтова на дуэли его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре поэта и Мартынова, закончившейся дуэлью, очевидцы говорили разное, однако все сходятся в том, что Мартынов был возмущен остротой поэта, пущенной в его адрес. Увы, но у понятия честь в XIX столетии были и свои негативные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.
Как проходила дуэль, и смерть Лермонтова полней и точней всех описал секундант поэта князь Александр Васильчиков.
Рассказ очевидца
Причина дуэли
«Как-то на одном из вечеров у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что было сказано, мы не смогли расслышать; знаю лишь, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подойдя к Лермонтову сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски; «Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах»,- на что Михаил таким же спокойным тоном ответил: «А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения».
Более ничего тем вечером и в последующие дни, до дуэли, между ними не было, в крайнем случае нам, Столыпину, Глебову (другим секундантам) и мне, неизвестно, и мы посчитали эту ссору столь ничтожной и мелочной, что до последнего были уверены, что она закончится примирением.

Попытки примирения
Тем не менее все мы, и особенно М.П. Глебов, который соединял с отважною храбростью самое любезное и сердечное добродушие и пользовался одинаковым уважением и дружбой обоих противников, все мы, говорю, истощили за три дня наши миролюбивые усилия без всякого успеха. И хоть формальный вызов на дуэль и последовал от Мартынова, но любой согласится, что вышеприведенные слова Михаила «потребуйте от меня удовлетворения» заключали в себе уже косвенное приглашение на вызов, и потом оставалось решить, кто из двух был зачинщиком и кому перед кем следовало сделать первый шаг к примирению.
На этом разрушились все наши усилия; трехдневная отсрочка не привела ни к чему, и 15 июля часов в 6-7 вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были уверены, что дуэль закончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники пожмут руки и поедут… ужинать.
Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, которая вела в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.
Дуэль. Как все происходило
Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на 10-ти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов дал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!»

Роковой выстрел
Лермонтов остался стоять неподвижно и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В ту минуту, и в последний раз, я посмотрел на него и никогда не забуду то спокойное, почти веселое выражение, игравшее на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрым шагом подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, словно его скосило на месте, не делая движений ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обычно делают люди раненые или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пулей были пробиты сердце и легкие.
Хоть признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора. По предварительному нашему приглашению поприсутствовать на дуэли, доктора к которым мы обратились, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум докторам, но подучил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (лил проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда туда будет привезен раненый.
Смерть Лермонтова
Когда я вернулся, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов отправился прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась жуткой грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.
Столыпин и Глебов отправились в Пятигорск, чтобы распорядиться перевозкой тела, а меня с Трубецким оставили с убитым. Как сейчас, помню странный эпизод этого рокового вечера; наше сиденье в доле при трупе Михаила продолжалось очень долго, потому что извозчики, следуя примеру храбрости докторов, также отказались один за другим ехать для перевозки тела убитого. Наступила ночь, ливень не прекращался…
Вдруг мы услыхали дальний топот лошадей по той же тропинке, где лежал убитый, и, чтобы оттащить его в сторону, хотели его приподнять, как обычно случается, спертый воздух выступил из груди, но с таким звуком, что нам показалось, что это живой и болезный вздох, и мы несколько минут были уверены, что Лермонтов еще живой».
Кто убил Лермонтова на дуэли?
Вопросы остаются
Давая показания секунданты преднамеренно увеличили между стрелявшими расстояние до 15-ти шагов. Кроме этого, от следствия ими был скрыт тот факт, что еще до начала дуэли намерение Михаила Юрьевича не стрелять в противника было очевидным. Он сам сказал об этом.
И, как и говорил, выстрелил в воздух первым. Он так и стоял с поднятой вверх рукой, когда был сражен пулей. И самым главным является то, что они не сказали, что Мартынов выстрелил после счета три. Что говорило о завершении дуэли. Ими были скрыты и особые условия дуэли, которые для ничтожной ссоры были очень жестоки. Стреляться из трех попыток, а в случае промахов возможность вызвать к барьеру заново. Обо всем этом станет известно гораздо позднее. Как и то, что секундантов было не 2, а 4.
Ревность императора?
При дворе своенравного поэта терпели с трудом. В особенности после стиха «На смерть Пушкина». Он, конечно, не печатался, но зато ходил в списках и был известен во всем высшем обществе. А у императора Николая 1 был еще и личный повод к неприязни. Это было связано с ревностью к своей жене, которая была влюблена в Лермонтова. И было за что. Легкий слог его стихов и грустный взгляд попросту завораживали. Однако могла ли ревность государя стать причиной смерти вольнолюбивого поэта? Почему бы и нет? В таком случае Николай Мартынов, мог выполнять заказ на политическое убийство. В таком случае легко можно объяснить, почему все участники дуэли получили довольно символическое наказание.

Правительственный заговор?
Вообще Мартынов был плохой стрелок, и сам неоднократно говорил об этом. Однако первым же выстрелом он смог смертельно ранить противника. А возможно, стрелял все-же не он, а кто-то третий из тайного укрытия? Появилась теория о том, что поэт стал жертвой правительственного заговора, спланированного и замаскированного под дуэль убийства. Стрелял в поэта из ружья притаившийся наемный убийца-казак. Почему из ружья? Потому что ранение было очень страшным. Рана была не похожа на те, которые как правило получали во время поединков.
Судьба Мартынова
Убийца поэта порывался написать воспоминания о Лермонтове (как-никак он знал его на протяжении многих лет) и, вероятно, хотел в какой-то степени оправдать себя перед современниками и потомками. Он два раза начинал свои записи и оба раза бросал, написав по несколько страниц; далее воспоминаний об учебе в юнкерской школе он не пошел.
Мартынов дожил до 60-ти лет и скончался через 34 года после дуэли. Он хотел, быть похороненным в селе, которое принадлежало его отцу под Москвой, в отдаленно стоящей могиле, без каких либо надписей, чтобы никто не мог понять что это могила убийцы Лермонтова, и память о нем исчезла бы навсегда. Однако этого не сделали. Семейный склеп, его последним пристанищем был до тех пор, пока ребятня из детской колонии не прознала, кто там похоронен. Склеп был разломан и, по различным данным, останки Мартынова то ли были раскиданы по усадьбе, то ли сброшены в пруд.

15 июля 1841 года в начале седьмого вечера у подножия горы Машук близ Пятигорска прогремел выстрел. Пуля, выпущенная рукой Николая Мартынова, поразила Михаила Лермонтова. Выстрел оказался смертельным. Поэт был убит на дуэли, так же, как и тот, кого он боготворил – Александр Пушкин. Сразу после поединка небо затянули мрачные тучи и разразилась жуткая гроза. Несколько часов тело Лермонтова лежало под проливным дождем. Сама природа скорбела и оплакивала выдающегося человека, погибшего так нелепо.

Смерть Лермонтова, которого называли преемником и последователем Александра Сергеевича, ошеломила современников, как следствие, множились слухи и домыслы о происшедшем. И спустя полтора столетия не утихают споры о причинах того злосчастного поединка.

Причины конфликта Лермонтова и Мартынова

Михаил Лермонтов и Николай Мартынов были знакомы с юных лет. Имение дяди поэта, куда Михаил любил приезжать на отдых, находилось в нескольких километрах от усадьбы Мартынова. Визиты семей друг к другу были частыми. Друзьями молодые люди не были – приятельствовали, как и подобает представителям одного круга. Но жизнь не единожды сталкивала их, словно «репетировала» последнюю, закончившуюся трагедией, встречу.

Одна из встреч случилась в юнкерской школе, когда юноши, по моде того времени, уже пробовали себя в стихосложении. Но если уникальный дар Михаила был очевиден, то способности Николая ограничивались подражанием чужим успешным опусам. По свидетельствам современников, Мартынов не блистал выдающимся умом, но был крайне амбициозен. Возможно, именно тогда в силу черт характера и возникло у Мартынова стойкое неприятие более одаренного. И это была чистая ненависть к яркой, нестандартной личности и черная зависть к его уникальному таланту.

Накануне дуэли

В мае 1841 года, направляясь к месту службы в Тенгинском пехотном полку, Лермонтов делает остановку в Пятигорске – отдохнуть и поправить здоровье. А заодно навестить старого приятеля Мартынова. Время на курорте молодые люди проводят в нехитрых провинциальных развлечениях, посещая гостеприимный дом казацкого генерала Верзилина, где регулярно проходят светские рауты.

Вечером 13 июля молодежь, как обычно, развлекалась разговорами, музыкой и танцами. В несколько секунд тишины – неожиданно смолкла громкая музыка – явственно прозвучали слова Лермонтова, оскорбившие Мартынова. А речь всего-то шла о нелепом наряде русского кавалергарда – черкесском платье и большом кинжале на поясе. В конце вечеринки взбешенный Мартынов потребовал у поэта сатисфакции.

Странности

О дуэли было запрещено говорить и писать 30 лет. По истечении «карантина» Мартынов представил на суд обывателей свою «Исповедь», в которой попытался оправдать и обелить себя. В его подаче Лермонтов выглядел вздорным и ехидным, не упускающим случая, чтобы не высмеять окружающих. И у него буквально не было выбора, как только сразится со своевольным поэтом на дуэли. А в то же время, современники в один голос заявляли, что Михаил Юрьевич был добрым и светлым человеком, а вся его бравада – только защита от несправедливого и подчас очень жестокого мира.

В этой дуэли переплелось много странного и загадочного. Почему были выбраны беспощадные, практически смертельные условия, не оставляющие участникам шансов выжить – стреляться с десяти шагов, еще и в три попытки? И это из-за пустяшной словесной ссоры.

Зачем позже секунданты пошли на откровенную ложь, уверяя, что расстояние между дуэлянтами было не менее 15 шагов? И зачем скрыли тот факт, что перед поединком Лермонтов заявил об отказе стрелять в соперника. Что, собственно и сделал – первым выстрелил в воздух. С количеством секундантов также были разночтения – сразу после дуэли речь шла о двух, и лишь значительно позднее выяснилось, что их было четверо.

Почему, как утверждают очевидцы, Лермонтов перед дуэлью был совершенно спокоен и даже весел? Надеялся на благоразумие оппонента? Не верил, что произойдет непоправимое? И как получилось, что Мартынов нажал на курок после счета «три», когда, по дуэльным законам, поединок формально считается оконченным? Получить однозначные ответы на эти вопросы спустя века уже невозможно.

Но по сути, не столь существенно, каковы причины дуэли, и кто был кровно заинтересован именно в таком финале поединка. Гораздо важнее последствия, страшные, трагические – невосполнимая потеря для русской культуры гениального поэта, который мог создать еще не одно достойное произведение.