Литература         02.06.2020   

Техника как надежный защитник человека. Современная «умная» техника и ее возможности. Создание Защитника человека

Глава 1
Мировоззренческие аспекты психического здоровья и безопасность полетов

В любой области человеческой деятельности профилактика как социальная организация начинается с анализа угрозы объекту или субъекту, которые мы хотим обезопасить. Социально-психологический анализ причин летных происшествий показывает, что «человеческий фактор» приобрел другое измерение, познание которого поможет нам принципиально по-новому реконструировать методологию профилактики аварийности. Прежде всего, следует изменить философию обеспечения надежности системы «человек-машина». Имеется в виду усиление внимания к законам функционирования системы «человек-человек». Механизмом слаженности в работе такой системы является способность должностных лиц профессионально участвовать в воспитании, обучении, подготовке авиаторов. Опираться на научные знания о человеке как о субъекте труда. Принятие того, что человек может, должен быть целью, но не средством ее достижения. С позиции понимания летчика как субъекта труда, появится возможность объяснить место и роль профессионального риска, органически присущего опасной профессии. Эта проблема на равных включает экономику, здоровье, летный труд. Для летчиков, эксплуатантов АТ, управленцев риск выступает как социальный тест профессиональной зрелости и пригодности к работе в опасных условиях. Непосредственно для летных экипажей потребность к расширению границ риска диктуется самой сутью профессии и выступает как психологический феномен психофизиологической устойчивости к авиационным и социальным стрессам. В знании – истоки бесстрашия. Но не только. Надежность авиаторов – в развитости интеллекта, самостоятельности и духовной ответственности, в характере, породе и натуре. В 40–50 % инцидентов причиной выступают не плохие знания, а утрата авиацией своей элитарности. Авиационный комплекс, социальное взаимодействие всех участников гражданской авиации требует от экипажа высокой культуры, этического мироощущения, мощного интеллекта, выраженного психического здоровья и летных способностей. В ответ на эти требования есть своя явь: 60–90 % среди летающих экипажей относятся ко 2-ой и 3-ей группам психологического отбора. Более 40 % физически растренированы, с избыточным весом, во власти многообразных вредных привычек, угрожающих их профессиональному здоровью.

Вместе с тем небесная система «летчик-небо-самолет» дополнительно востребовала от человека иметь особое нравственное качество – духовность. Духовность есть высшая (неподкупная) ответственность за данное тебе доверие по охране жизни пассажиров, самолета, граждан на земле и… своей собственной. Это означает, что во всех блоках и инфраструктурах авиационного хозяйства должны присутствовать ростки спасительного. Все, с чем сопрягается экипаж, направлено на раскрытие его возможностей с учетом ограничений. В наше мировоззрение стоит включать таинство техники: она требует более высокого качества жизни, более широкой культуры во всем диапазоне человеческого фактора: отбора, обучения, подготовки, эксплуатации авиационной техники. Сегодня члены клуба командиров авиапроизводства России удостоены золотого знака, который является признак материальной состоятельности, но очень хотелось бы придать ему духовный венец. Духовность – это тоже знания, но, прежде всего, о себе. Слабые знания о себе, о законах психической деятельности, о своих слабостях, ограничениях – ахиллесова пята в профилактике аварийности. Управление рисками человеческой составляющей – это гвоздь медицинской, управленческой кадровой политики плюс воспитательной.

Из-за слабости указанной политики потенциально существует скрытая угроза безопасности полета: невозможность экипажа в полную силу использовать свой профессионализм. Особенно это проявилось в условиях рыночной экономики. Речь идет о подмене идеала, когда, образно говоря, кислород сменили на деньги, т. е. подняли ценность быта и извратили ценности бытия. Именно цинизм по отношению к добродетельности стал причиной сумеречного сознания, т. е. угрозой психическому здоровью. Мыслящее мировоззрение, выраженное в духовной цели: не в небо подняться, а приблизить Небо к Земле. Подобное мировоззрение дезавуирует зло, порожденное соблазнами. За 1993–2000 гг. произошло во всей авиации России более ста катастроф. Все те катастрофы, где экипаж проявил летную неряшливость, авантюризм, стяжательство, вектор его личности был направлен на приземленность Высшего начала в человеке. Это не мистика, это наукой доказано. Поэтому стоит награждать золотым знаком всех должностных лиц, которые остро чувствуют ответственность за блатмейстерство при отборе в авиацию, при назначении неспособных на командные должности, за неуемный вещизм, за полукриминальную практику чартерных рейсов (перегруз, приписка в классности и пр.). Это возможно, если особо ценить и воспроизводить психическое здоровье. Это качество здоровья воспитуемо. Размышления мои сводятся к простой мысли: к смещению акцентов в область воспитания взрослых людей, в область воспитания независимых личностей, психически выносливых, духовно стойких, умственно одаренных, способных одухотворять смысл и значимость своего труда. Для работодателей необходимо создать правовую базу, регулирующую их ответственность (персональную ) за поддержание условий охраны психического здоровья, социального положительного самочувствия и должного уровня профессиональной подготовки. Психическое здоровье напрямую связано с социальным качеством авиации: элитностью, которая проявляется в общественной цене человека летающего и пассажиров в том числе. Элитность экипажа трансформируется сознанием в самое главное чувство – своей нужности и социальной защищенности. Для летчиков-читателей, как летающий врач, скажу:

«Элитность авиации прежде всего в вашей высокой пробы честности и гражданской порядочности, в вашей любви к своей профессии, преданности и благоговении перед жизнью».

Эти слова многим покажутся благими призывами. В связи с чем хочу обратить внимание авиационных врачей и летчиков на необходимость знаний из такой области науки, как психофизиология. Именно эти специфические знания как никакие другие помогут сблизить врача и летчика. Хотя мое более близкое общение с летным составом гражданской авиации дало возможность почувствовать, что сообщество авиационных психологов, врачей, эргономистов испытывает острую потребность в душевном общении с летными экипажами, в обмене информацией, в том числе и по научным проблемам.

В этой связи более глубоко раскроем содержание авиационной психофизиологии. Авиационная психофизиология участвует в формировании психического здоровья. Здоровая психика, летные способности видеть, слышать, чувствовать, думать, быть эмоционально устойчивым, выносливым, благоразумным и составляют психическое здоровье как гарант надежности человека летающего.

Во многих сегодняшних авиаотрядах авиационная медицина явно не в почете. Это означает, что не в почете и человек. В этой связи можно ответственно заявить: многие социальные конфликты на почве оценки профпригодности летных экипажей, личностные стрессы от непрофессионального отношения к летчику не как субъекту труда, а как к «наемной рабочей силе» обусловлены бескультурным отношением к роли и месту авиационной медицины и психофизиологии.

Убежден, что летающий брат поймет мое мнение о том, что врачебная экспертиза годности летчика, т. е. пригодности к профессии не может проводиться врачами, не имеющими сертификата «авиационный врач» . Жизнь требует существенно усилить властные и кадровые полномочия.

Многие линейные пилоты и по сей день отождествляют психофизиологию с экспертизой их профпригодности по здоровью. В этой связи и рассмотрим цель, место, содержание психофизиологии в системе профилактики аварийности. Известно, что безопасность куется на земле, начиная с культуры проектирования летательного аппарата (ЛА) под человека, управляющего им. Речь идет о том, что на всех этапах создания ЛА при выборе не только систем индикации, органов управления обзора из кабины, но и характеристик устойчивости и управляемости, принципов сопряжения автоматики с человеком, определения границ отказобезопасности систем и агрегатов требуется применение знаний законов в работе психики, нервной системы, анализаторов человека и особенностей поведения в нестандартных и усложненных условиях полета. Это входило в научные задачи Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации.

Опыт подтвердил, что и человек, и техника сами по себе могут быть надежными, а при их взаимодействии проявляется ненадежность, но уже системы «летчик-самолет». В этой, казалось бы, простенькой мысли содержится ответ на вопрос, откуда беды летного состава, при квалификации их вины в ходе расследования летных инцидентов, особенно обусловленных их ошибками. В военной авиации еще в 80-е годы в нормативные документы по расследованию причин ошибок дополнительно к понятию «личный фактор» мы ввели инженерно-психологическое понятие «человеческий фактор». В эту категорию отнесли закономерные ошибки, обусловленные неучетом психофизиологии человека при создании рабочих мест и летно-технических характеристик, ошибки, провоцируемые физиологическими феноменами обмана чувств, психическими состояниями, спутанностью сознания, переутомлением, испугом, неуверенностью и т. д. Внедрив эту классификацию причин ошибок, удалось принципиально разделить беду и вину летчика . Не менее важно и то обстоятельство, что был создан прецедент производственного участия авиационной медицины и эргономики в совместном проектировании военного самолета и проекта будущей деятельности экипажа в объеме всех задач полета. В ТТТ и ТЗ было введено Положение об учете ограниченных возможностей человека за счет конструктивного совершенства летательных аппаратов . В этих целях были созданы совместные с ОКБ Микояна, Сухого, Камова, Миля стенды, где моделировались условия деятельности, с помощью которых получали количественные характеристики надежности действий, характеризующие степень согласованности человека с техникой в части касающейся компетенции психофизиологии человека. Введение этапа инженерно-психологического проектирования и психофизиологического обеспечения разработок самолетов МиГ-29, Су-27, Ту-160, вертолетов Ми-28, Ка-50 привело к снижению ошибок по «человеческому фактору» на 45–60 %. Этот успех, уважаемые летчики, был достигнут благодаря знаниям сути и содержания летного труда . Поэтому не отталкивайте врачей от своей профессии, а, скорее наоборот, вовлекайте и учите их смыслу Вашего святого ремесла!

В доказательство необходимости взаимного обогащения профессиональными знаниями приведем пример из живой истории. При проектировании перспективного самолета без достаточного учета дифференциальных порогов ощущения физических раздражителей был сделан выбор зависимостей между расходом ручки управления и перегрузкой, величиной усилия и расходом рулей. Это привело к обману чувств, так называемому феномену «перетягивания» ручки, выходу маневренного самолета на закритические углы атаки и как конечный результат – в течение трех лет 22 потерянных самолета.

Уважаемые авиаторы, не врачи накладывают ограничения на вашу карьеру, а недостаточная эргономичность рабочих мест, систем управления и информации.

Один лишь факт: недостаточное перемещение чашки сиденья по высоте на некоторых самолетах привело к тому, что более 35 % летного состава из-за своего роста не могли установить нужный угол визирования, ставшей причиной ошибок приземления и, конечно, «по вине летчика». Исходя из этого, ограничили прием в училища по ростовым показателям . Этот пример если не доказывает, то показывает, что авиационная психофизиология как наука и практика – одна из тех человеческих авиационных дисциплин, которая противодействует неумеренным технократическим требованиям к экипажу как сервоприводу, как исполнителю чужой воли, как гайке системы . Именно такое отношение породило подсознательное биологическое предубеждение, что экипаж – потенциальный нарушитель правил, источник своеволия и носитель летных происшествий.

В интересах обоснования контрольно-надзорной роли летного состава и за уровнем обеспечения безопасности собственной жизни в полете сформулирую три нравственно-психологических императива.

Первый императив . Мощный прорыв в области безопасности полетов лежит не столько в технике как таковой, сколько в принципиальной смене мировоззрения на летчика и его труд, на образовательный ценз авиационной медицины.

Полет – это особый вид трудовой деятельности человека в неземных условиях, который нельзя абсолютно обезопасить техническими средствами без творческого, интеллектуального, правового участия экипажа, выступающего в качестве государственного гаранта благополучного полета. Дело в том, что технократические принципы подхода к человеку в полете если не де-юре, то де-факто нередко отказывают летчику в небе быть небожителем, т. е. в отличие от земной жизни по-другому чувствовать время и пространство, по-своему переживать третье измерение, использовать для управления самолетом чувство полета и чувство самолета, по-особому переживать душевное состояние свободы как акта возвышенности духа и ответственности . По нашему убеждению, в XXI веке кроме необходимых кодексов, руководств, правил безопасности будет создан сугубо летный катехизис, своего рода нравственный императив, где, помимо лично летческой профессиональной ответственности за свои поступки, летчик будет наделен правом на самовыражением своего «Я» в самолете, в обучении, в воздухе. Иметь возможность гласно и зримо выразить протест против ограничения его профессионального интеллекта. Требовать к себе доверия как к субъекту летного труда, наделенному высшей ответственностью за жизнь пассажиров и свою жизнь с самолетом. Подобное требование естественно уравновешивается профессионализмом, деловой и нравственной ответственностью.

Из этой позиции в интересах безопасности полета выводим профессионально-образовательное направление в интересах повышения надежности летных экипажей. Его суть – создание социально-психологических условий труда для расширения возможностей экипажа использовать свои знания и способности . Именно в этом направлении следует в гражданской авиации развивать, поддерживать научные исследования биологических, психологических, социальных, индивидуальных характеристик личности и организма, которые и составляют ту часть психического здоровья, которая обеспечивает способности к управлению ЛА в несвойственной среде обитания. Больных надо лечить, но для обеспечения здоровья и изучаются специфические, психофизические резервы, которые поддерживают человеческую и профессиональную надежность в полете. Очень хотелось убедить читателя в справедливости необычного утверждения: летная профессиональная подготовка, дающая знания, умения, навыки, формирует эффективность, а затем надежность. Добавление к ней психофизиологической подготовки и психофизиологических тренажей дают человеческую надежность и разумность, так как раскрывают человеку, что он может, а что нет. На этом пути самоосознания себя как профессионала, но имеющего ограничения в полете, можно воспитать зрелость гаранта безопасности. Это очень важно в связи с постоянным переучиванием на новую, более совершенную технику. В гражданской авиации треть лиц старше 50 лет, т. е. опытные профессионалы. Не больные, но часть из них со сниженными психофизиологическими резервами. Эти лица, а не те, что имеют «букет диагнозов», допускают чаще ошибочные действия. Сниженные психофизиологические резервы – это синдром ухудшения качества жизни, психологического климата, страх потерять профессию, утрата летной направленности.

ТЕХНИКА – ПОМОЩНИК ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ

Эволюция человека сопровождалась эволюцией орудий труда, которые помогали человеку выжить, добыть пищу, а затем и усовершенствовать производство. Давайте проследим путь развития техники как неизменного спутника человека в труде повседневности.

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕХНИКИ.

Если эволюцию техники представить, как длительный путь исторического развития, складывающийся из отдельных этапов, тогда первым из таких этапов можно считать зарождение техники .

Процесс зарождения техники носил случайный характер: первые орудия не изобретались преднамеренно, а находились случайно. Это значит, что вначале человек не конструировал и не изготовлял орудий, а лишь использовал удачно попавшие под руку предметы в своих целях. Неслучайно первыми орудиями человека были палки, кости и т.п.

Для защиты от хищников и добывания пищи они применяли камни и кости животных.

Постепенно применение случайно найденных предметов стало привычным, прочно укоренившимся занятием. Только тогда древнейшие люди смогли перейти к их изготовлению (по аналогии или путем подражания). Человек начал изобретать первые орудия труда.
Хотя изобретения его также носили случайный характер: пробуя и ошибаясь, древнейший человек находил нужное решение возникшей перед ним технической проблемы. Скорее всего, решение само «открывалось» ему.

Этап зарождения техники оказался самым длительным. Он охватил весь доисторический период существования человечества вплоть до появления древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Именно там сложились условия для начала следующего этапа в развитии техники.

На этапе зарождения техники ее развитие носило случайный характер, хотя человек и проделал путь от использования подручных средств до стихийного, но все же изобретения орудий труда.

2. ТЕХНИКА РЕМЕСЛЕННАЯ.

На этапе становления ремесленной техники искусственные устройства становятся более многочисленными и разнообразными, а технология их изготовления – достаточно сложной. Поэтому уже далеко не каждый человек мог, как раньше, самостоятельно изготовить необходимые для выполнения работы орудия.

Усложнение техники привело к тому, что даже использование некоторых орудий труда требовало специальной подготовки. В еще большей подготовке и последующей длительной тренировке стал нуждаться человек, занимающийся изготовлением орудий.

Таким образом, технический прогресс шел по пути дифференциации техники (ее деления по назначению ). Это способствовало обособлению технической деятельности в отдельный род занятий и появлению специально занимающихся им людей – ремесленников . При этом ремесленники сочетали в себе и создателя технического проекта (изобретателя), и рабочего, превращающего этот проект в материальный объект.

От древних цивилизаций и до эпохи Нового времени эволюция техники сопряжена с развитием ремесел. Ремесленники, пусть и неосознанно, выступали главной движущей силой технического прогресса, а их изобретения, в свою очередь, совершенствовали технологию производства.

3. МАШИННАЯ ТЕХНИКА.

На переходе от эпохи Возрождения к эпохе Нового времени ремесленная техника уступила дорогу технике машинной.

Появление машинной техники связано с развитием инженерной деятельности как нового витка в развитии деятельности технической. При этом инженерная деятельность уже базируется не на традициях (как ремесленная), а на науке, прежде всего, естествознании.

Постепенно союз науки и техники привел к формированию нового научно-технического знания , основанного на понимании двойственной природы любого технического объекта. С одной стороны, он подчиняется естественным природным законам, а с другой – искусственно создан человеком для удовлетворения своих практических потребностей.

Появление машинной техники привело к выходу производства на качественно новый уровень развития. Свершилась «промышленная революция», суть которой в передачи человеком производственных функций руки станкам и машинам. Важную роль в этом свершении сыграло набирающее силу естествознание.

-сельскохозяйственная техника

Предпосевная обработка почвы, посев и посадка, уход за посевами, полив и орошение, внесение удобрений, возделывание определенных культур и др. Кормозаготовка, переработка кормов, уход за животными. Техника для мелиоративных работ. Сооружение и содержание ирригационных каналов, сооружение и содержание дренажных систем.

-строительная техника

Всевозможные виды строительных работ, включая монтажные, подъемные, погрузочные, буровые и иные виды работ.

-промышленная техника

Оборудование и станки для различных видов промышленности - пищевой, швейной, текстильной и т.д.

Таким образом, производство все больше автоматизируется, что позволяет увеличить темпы изготовления продукции и во многом облегчить труд человека.

4. ИНФОРМАЦИОННАЯ И ВЫЧСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА .

Качественный виток в развитии техники произошел во второй половине XX в. В этот период началась коренная перестройка всей технологической базы современной цивилизации. В ее основе – появление и развитие информационной техники, ведущей в перспективе к полной автоматизации всего производственного цикла.

Информационная техника дала ключ к решению многих насущных проблем: обработки, хранения и передачи огромных информационных массивов; создания новых систем связи (спутниковых, кабельных, волоконно-оптических) и информационных сетей и т.д. В союзе с информационной техникой интенсивно развиваются лазерные технологии, робототехника, ядерная энергетика, аэрокосмическая и иные отрасли промышленности. Кроме того, информационная техника открыла новые горизонты в развитии человечества (создание искусственного интеллекта и т.п.).

Появлению информационной техники способствовало дальнейшее сближение науки и техники, их взаимопроникновение, а также интеллектуализация всех сфер общественной жизни.

Техника все больше становится «органом человеческого мозга», происходит минимизация роли человека во всем технологическом процессе.

В современном мире «правит» информационная техника, которой человек все более передает «производственные функции мозга».

Техника одушевления предметов [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития] Верищагин Дмитрий Сергеевич

Защитник человека

Защитник человека

Этот тип Защитника довольно близок по своим свойствам предыдущему, но его задача несколько проще, потому что ему не нужно защищать пространство – ему достаточно защищать только своего хозяина, убирать любую энергетическую агрессию, направленную на него. Он активно удаляет у агрессоров части их сознания, в которых обитают агрессивные намерения и мысли, он подсказывает пути выхода из опасной ситуации, он поедает агрессию, он дает эмоциональную поддержку своему хозяину. Он возвращает порчи и сглазы туда, откуда они пришли, причем возвращает их с многократно умноженной силой, внедряя их в того, кто их же породил, очень глубоко. Он поедает негативные программы при попытке со стороны внедрить их в вас, он высасывает вампирические присоски в обратную сторону.

Рис. 5. Защитник человека тысячекратно отплачивает агрессору и удаляет из его сознания агрессивные намерения

Вычищение предмета

Вычищение предмета осуществляется как обычно, потому что никаких специальных требований к Защитнику человека не предъявляется. Понятно, что предмет нужно брать тот, который вы будете носить с собой, – кольцо, ожерелье, брелок, цепочка и проч.

Создание Защитника человека

При создании Защитника нужно учитывать только одно: в Защитника нужно нагнетать как можно больше энергии, потому что ему нужен очень большой потенциал, чтобы быстро развиться.

В качестве фигуры, служащей основой для создания Защитника, можно опять-таки использовать контур человека, но внутри него должна быть расположена незамкнутая фигура – просто линия, крестик или что-либо аналогичное.

Программирование Защитника человека

Нам нужно от Защитника следующее: чтобы он поглощал энергетическую агрессию, устранял бы ее источник, удалял чужое негативное программирование, опять-таки устраняя источник, поддерживал бы нас эмоционально и энергетически, парализовывал бы эгрегориальные атаки, особенно такие, как атака через «внутренний компьютер» или «владык кармы», – словом, всячески устранял бы возможные опасности, охраняя тот участок пространства, который занимаем мы сами. Поэтому для программирования Защитника человека нам придется воспользоваться «помощью» хотя бы одного настоящего источника агрессии. Нам нужно показать защитнику саму причину негативного влияния, чтобы он и в дальнейшем работал не с влияниями, а с их причиной, то есть не с последствиями, а с источником агрессии. Поэтому попробуйте поискать такой настоящий источник агрессии во внешнем мире. Уверен, долго искать не придется: мир переполнен агрессивными, озлобленными людьми. Кто не далее как на прошлой неделе завидовал вам, всячески желая зла? Соседка по даче или по лестничной клетке? Коллеги по работе или попутчики в автобусе? Кто пытался вам внушить какую-то программу – к примеру, чувство вины и собственной неполноценности? И таких тоже в вашем окружении вы найдете немало. Как видим, наши Защитники голодными не останутся и безработица им тоже не грозит. Вокруг полным-полно источников агрессии, которые даже не подозревают, что при встрече с вами они автоматически превращаются в камикадзе. Ну-ну, пусть злобствуют. Посмотрим, долго ли им это будет удаваться.

Итак, находим реального агрессора. Затем проводим объединение с Защитником, используя техники третьей или четвертой ступени ДЭИР. Будучи объединенными с сущностью, управляем ее намерениями и моделируем условия, с которыми сущности придется бороться, но сначала для этого сами моделируем потоки энергии и направляем их сущности со стороны собственного тела и его энергетической структуры. Затем четко отрабатываем с энергоинформационной сущностью сначала блокирование, а затем поглощение этой смоделированной энергетической агрессии. Помните, что агрессию несет преимущественно энергия восходящего потока, а потому нужно блокировать восходящий поток. Затем блокируем и поглощаем программирующее влияние, помня о том, что программы несет энергия нисходящего потока, и значит, нужно блокировать нисходящий поток. И уже после этого «показываем» сущности настоящий источник агрессии – для этого мысленно переносимся в момент времени, когда такая агрессия имела место в реальности, или устанавливаем контакт с сиюминутной агрессией. Далее, контролируя и направляя действия сущности, полностью блокируем нападение (тут каждый на свой лад – можно ограничиться только поглощением энергии, можно даже «прорваться» в виртуальное пространство агрессора). Теперь, по-прежнему управляя действием Защитника, сбросьте энергетический избыток своему собственному телу, сопроводив этот подарок светлыми и теплыми эмоциями.

И еще одно: вам придется допустить Защитника в собственное виртуальное пространство, чтобы позволить ему бороться с накапливающимися у вас в сознании негативами и исключить попытки воздействия на вас через так называемый биокомпьютер и прочие эгрегориально заякоренные штучки.

Ну вот! Вы сделали это, и теперь осталось задать Защитнику условия питания.

Условия питания Защитника человека

Во-первых, нам придется замкнуть Защитника на использование рассеянной во внешнем пространстве энергии. Во-вторых, нужно показать ему те источники, которые намеревались причинить вам вред и направляли в ваш адрес мешающий поток энергии. Они уже показаны в процессе программирования – и будьте уверены, Защитник уже понял, что они могут быть пищей, и прекрасно ими насытился. А с вредоносными эгрегориальными влияниями Защитник разберется сам – правда, немного погодя, когда он наберет силу. Как мы уже сказали, не переживайте за Защитника, он в любом случае голодным не останется: чего-чего, а питания для Защитников в нашем мире всегда хватает и хватит еще надолго.

Задание условий ликвидации и контроля: стоп-страховка

Стоп-страховка Защитника человека – очень важная вещь. Вы никогда и ни при каких обстоятельствах просто не имеете права ее забывать! А в качестве этого символа лучше использовать то, что наилучшим образом ассоциируется у вас с будущими функциями Защитника. Ассоциации эти могут быть сугубо индивидуальными. Расслабьтесь, скажите себе слово «защитник» и отметьте первый же образ, всплывший в сознании. Это и будет символ вашего Защитника.

Надеюсь, не нужно напоминать, что, использовав стоп-страховку, вы всегда можете немного допрограммировать Защитника, добавив ему новую функцию, – только прошу вас учесть, что со временем Защитник накопит огромный энергетический потенциал и поэтому сама процедура допрограммирования будет не слишком приятной. Вы почувствуете его силу, а может, даже сопротивление на себе. Не беспокойтесь, это нормальное явление. Серьезного вреда он вам не причинит ни при каких обстоятельствах.

И конечно, при помощи стоп-страховки вы всегда можете «пошевелить» слегка задремавшего Защитника, чтобы он выполнил нужную вам задачу.

Использование Защитника человека

Использование Защитника очевидно: он незаменим при всевозможных попытках наведения на вас порчи, сглаза, программирования, установки вампирических присосок, эгрегориальных нападений и проч., и проч. Защитник всегда с вами, и он всегда надежно убережет вас от любого агрессора. Более того, вскоре вы заметите, что недоброжелательно настроенные по отношению к вам люди, люди, держащие на вас камень за пазухой, и просто неприятные вам личности вдруг начнут сами избегать общения с вами. Они будут нутром чуять, что туда соваться не надо, а то будет плохо и очень-очень больно. Причин таких ощущений они понять, конечно, не смогут, но вас будут инстинктивно бояться и сторониться. Ну и слава Богу!

Сразу же после создания Защитник начинает поглощать массу энергии и перестает это делать, только когда насытится. Вы это сразу же почувствуете. А потому уже через несколько часов после своего создания Защитник набирает такой энергетический потенциал, что становится намного сильнее любого, даже очень тренированного человека. И при этом подчиняется только своему хозяину!

По этому поводу хочется рассказать одну историю. Однажды наш сотрудник, преподаватель курсов, начал испытывать некую энергетическую атаку. Вообще-то любого из наших преподавателей даже слегка энергетически задеть практически невозможно. Но во время самих занятий – тут другое дело: тут преподаватель раскрывается, работая с большой аудиторией. Бывает, что кто-то из слушателей начинает пробовать свои силенки и пускается в энергетическую атаку на преподавателя, у которого во время занятий в общем-то нет желания и возможности отвлекаться на отражение энергетического давления. Ведь если он отвлечется, то пострадает качество его преподавания, не говоря уже о том, что пострадает неразумный «смельчак». Так вот, однажды нашего сотрудника попытался во время занятия атаковать человек довольно грамотный, причем работающий через магический предмет – кольцо. Пришлось специально для защиты преподавателя во время занятий создать Защитника. Когда Защитник был создан, агрессивное воздействие со стороны слушателя активизировало его прямо во время занятия. Преподаватель это почувствовал – так как активация Защитника сопровождается отчетливыми ощущениями у его владельца. Естественно, Защитник тут же занялся источником агрессии. Примерно через десять минут все было кончено. Сытый Защитник перешел в неактивную форму, а давление агрессора напрочь прекратилось. Вы спросите, что же стало с агрессором? Успокойтесь, он остался в живых. Но вот только его магическое кольцо потеряло силу навсегда. И весь остаток дня бывший агрессор озадаченно изучал свое кольцо, недоумевая, отчего же оно перестало действовать.

Ну а сколько случаев, когда агрессор вдруг обнаруживает, что полностью лишился сил или знаний, позволявших ему вести атаку, или даже самих мотивов для этой атаки и агрессивных намерений… Их и не счесть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Естествознание, 11 класс

Урок 1. Техника как реальность, созданная человеком

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Каковы особенности техники как вида деятельности человека?

2. Существует ли взаимосвязь между созданной человеком искусственной средой и техникой?

3. Что такое техногенная цивилизация?

Глоссарий по теме :

Техника (греч. technike, букв. искусная) :1.– а) в широком смысле – это компонент культуры, продукт человеческой цивилизации, техническое знание, влияющее на развитие общества. б) в узком смысле – это инструментальные средства, используемые человеком в преобразовании природы; предметы, созданные человеком в процессе специфической деятельности.

Искусственная среда – часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа;

Технократизм (от греч. techne – искусство,мастерство) – это абсолютизация роли техники в развитии общества.

Техногенная цивилизация – особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность.

Основная и дополнительная литература по теме урока :

  1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 4 – 6.
  2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Языки рус. культуры, 2000. – с. 36- 26, с. 72-75, с. 188-191

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. Ф. Рапп Техника и естествознание URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3132/3135
  2. История развития науки и техники URL: https://youtu.be/wBhwEyiZzks
  3. Технологии 21 века URL: https://youtu.be/pxiQjSFV758
  4. Изобретения 21 века, которые изменили мир URL: https://youtu.be/zU8oyNWAfMo

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Техника возникла на ранних этапах эволюции человека в виде изготовления и применения орудий и всегда выступала важнейшим условием развития человеческого общества. Понятие «техника» отличается многообразием смыслов и рассматривается в разных контекстах: совокупность навыков, приемов, операций, мастерство; средство преобразования окружающей природной среды; посредник между человеком и природой, который задает тип отношений между ними; средство изменения самого человека, освобождающего его от ограничений и создающее для него проблемы.

Любое техническое устройство можно рассмотреть как результат созидательной деятельности человека. Техника является важнейшим компонентом культуры, так же как наука или искусство. Эти компоненты культуры активно взаимодействуют. Техника, как компонент культуры, несет в себе присущие ей смыслы: общечеловеческой ценности; меры совершенства способов деятельности; средства развития личности.

С этих позиций, техническая деятельность человека обладает определенными особенностями: целенаправленным, осознанным и творческим характером. Э то проявляется в изобретении инструментов, приспособлений, обработке природных материалов, строительстве и украшении жилищ и т.д. Совокупность этих характерных черт влияет на развитию интеллекта и способствует тому, что человек направил свою деятельность на изменение естественной природной среды и ее преобразование.

Окружающий мир условно можно разделить на мир естественный и искусственный. Человек сумел проникнуть в суть природных процессов и стать активным преобразователем мира. Итогом преобразующей деятельности человека является появление «второй природы» – реальности искусственной, созданной человеком, надстроенной над естественной средой обитания. Техника в этом процессе является и средством создания искусственной реальности, и ее неотъемлемой частью. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на среду естественную (природную).

Вместе с тем, человек как часть природы, во многом зависит от природной среды. В тоже время, его деятельность часто входит в противоречие с естественной средой. В этой связи, человек вынужден заботиться о снижении антропогенной нагрузки на биосферу. В решении этой проблемы человечество должно найти баланс между созданной искусственной средой и естественной средой как главного условия выживания и устойчивого развития современной цивилизации.

Понятие «цивилизация» шире, чем понятие «культура» и, тем более, чем понятие «техника». В целом, в понятие «цивилизация» включается вся окультуренная природа, средства (орудия ) ее преобразования, сам человек и весь спектр существующих между людьми взаимоотношений. К основным признакам цивилизации относят: общественное разделение труда; возникновение производства и товарно-денежных отношений; создание письменности; появление государства; развитие форм духовных отношений.

Абсолютизация роли техники в развитии общества (технократизм) ведет к превращению техники из средства улучшения жизни человека в цель его существования. Современная цивилизация приобретает характерные черты техногенной цивилизации (цивилизации, порожденной техникой): выдвигает на первый план не человека, а технику; утверждает господство техники в системе ценностей человечества.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. К характерным чертам техногенной цивилизации можно отнести: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) научно-техническая революция как результат слияния науки и производства, которая существенным образом изменила взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; 3) быстрое обновление искусственной среды, в которой непосредственно протекает жизнь и деятельность человека; 4) изменение и быстрая трансформация социальных связей (на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности).

На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества: индустриальное общество и постиндустриальное общество. Сегодня техногенная цивилизация выходит на новый виток своего развития. Его особенностями считают нарастание процессов глобализации и информатизации современного общества.

В современном мире все чаще раздаются призывы отказаться от излишеств техногенной цивилизации, остановить дальнейший технический прогресс или хотя бы ограничиться использованием наиболее простых устройств, приводимых в действие силой рук человеческих. На первый взгляд привлекательные идей, ведущие человека назад к природе, вряд ли выполнимы для современного человека, привыкшего к благам цивилизации.

Преодоление конфликта между развитием общества и природой возможно при условии ориентации общества на сбалансированное развитие общества, которое старается предвидеть новые противоречия и решить существующие, на основе согласования своих потребностей со способностью биосферы оставаться в устойчивом состоянии и сохранять для будущих поколений жизненно важные ресурсы.

Выводы:

Техника есть средство создания человеком искусственной реальности и одновременно с этим – неотъемлемая часть этой реальности

Современный мир немыслим без техники. Она стала неотъемлемой частью жизни человека, условием существования общества и его небывалого технического прогресса.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля :

1. Заполните пропуск в тексте:

Особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность называется _______________ цивилизация

Варианты ответов: традиционная / техногенная / Нового времени / научно-техническая

Правильный вариант ответа: техногенная

2 . Соедините попарно фразы так, чтобы получились правильные утверждения:

С момента появления техники идут споры между её сторонниками и противниками. Соедините фигуры так, чтобы получились аргументы для каждой точки зрения.

  1. Сторонники техники утверждают,…
  2. Противники техники говорят,…
  3. …что техника – это неоправданное излишество,
  4. …что без техники не обойтись,
  5. ведущее человека к «техногенной пресыщенности».
  6. …она помогает человеку в решении насущных проблем, улучшает и облегчает его жизнь.

Правильный вариант : надписи в соединяемых фигурах должны составить следующие фразы:

1.Сторонники техники утверждают, что без техники не обойтись: она помогает человеку в решении насущных проблем, улучшает и облегчает его жизнь.

2. Противники техники говорят, что техника – это неоправданное излишество, ведущее человека к «техногенной пресыщенности».


(урок-семинар)

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

А. Барто


Какую пользу техника несет человечеству? Не является ли техника в современном мире избыточной роскошью?

Цель семинара: понять место и роль техники в жизни современного человека.

План семинара:


  1. Техника – помощник человека в труде.

  2. Техника на страже здоровья человека.

  3. Техника и бытовой комфорт.

  4. Техника – надежный защитник.

  5. Техника и слабости человеческие.
Необходимые источники информации:

  1. Детская энциклопедия.

  2. Средства массовой информации.
С момента зарождения техники не прекращаются споры ее сторонников и противников. Одни утверждают, что без техники не обойтись: она помогает человеку в решении насущных проблем практики, улучшает и облегчает его жизнь. Другие говорят, что техника – это неоправданное излишество, ведущее человека к «технической пресыщенности».

Тема для обсуждения 1. Вы знаете, что способность к труду стала одним из решающих факторов эволюции человека. Возможен ли труд современного человека без техники? В каких случаях имело бы смысл отказаться от использования техники? Обсуждая ответы на поставленные вопросы, не забудьте, что учебная деятельность – это тоже труд!

Тема для обсуждения 2. Здоровье – одна из важнейших общечеловеческих ценностей. Какова роль техники в решении медицинских , социальных и личностных проблем охраны и укрепления здоровья человека? Правомочно ли мнение о том, что техника нарушает природный закон выживания сильнейших?

Тема для обсуждения 3. Значительную часть времени человек проводит у себя дома. Дом – место отдыха, досуга, общения с близкими людьми и друзьями, а для кого-то это и место ведения индивидуального хозяйства. Нужна ли техника человеку в построении своего домашнего очага? В каких «бытовых» ситуациях техника – плохой помощник человеку?

Тема для обсуждения 4. Дома, на работе и улице, в мире в целом каждый человек хочет чувствовать себя в безопасности. В обеспечении этой безопасности задействованы значительные человеческие ресурсы: работники спецслужб; военнослужащие и т.д. Могут ли они гарантировать нам надежную защиту без техники? От использования какой техники человечеству стоило бы отказаться навсегда?

Тема для обсуждения 5. Одной из слабостей человека можно считать пристрастие к азартным играм. Что еще вы отнесли бы к человеческим слабостям? Способна ли техника провоцировать проявление людских слабостей и к каким последствиям это может привести?

Научившись изготовлять орудия, человек стал их изобретать. Хотя изобретения его также носили случайный характер: пробуя и ошибаясь, древнейший человек находил нужное решение возникшей перед ним технической проблемы. Скорее всего, решение само «открывалось» ему.

Этапу зарождения техники присущи следующие характерные черты:


  1. изготовлять и применять орудия труда могли почти все взрослые члены общины;
Причинами этого являются: скудность арсенала технических средств и простота операций по их изготовлению и применению; «занятие» техникой еще не выделено в отдельный вид деятельности; разделение технической деятельности происходило на основе естественных различий функций мужчины и женщины.

  1. человек не осознает себя творцом техники; она воспринимается им как часть природы, а потому отношения человека с природой отличаются гармоничностью;

  2. крайне низкие темпы эволюции техники в силу ведущей роли случая в ее развитии.
По этой причине этап зарождения техники оказался самым длительным. Он охватил весь доисторический период существования человечества вплоть до появления древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Именно там сложились условия для начала следующего этапа в развитии техники.

На этапе зарождения техники ее развитие носило случайный характер, хотя человек и проделал путь от использования подручных средств до стихийного, но все же изобретения орудий труда.

ТЕХНИКА РЕМЕСЛЕННАЯ. На этапе становления ремесленной техники искусственные устройства становятся более многочисленными и разнообразными, а технология их изготовления – достаточно сложной. Поэтому уже далеко не каждый человек мог, как раньше, самостоятельно изготовить необходимые для выполнения работы орудия.

Усложнение техники привело к тому, что даже использование некоторых орудий труда требовало специальной подготовки. В еще большей подготовке и последующей длительной тренировке стал нуждаться человек, занимающийся изготовлением орудий.

Таким образом, технический прогресс шел по пути дифференциации техники (ее деления по назначению ). Это способствовало обособлению технической деятельности в отдельный род занятий и появлению специально занимающихся им людей – ремесленников . При этом ремесленники сочетали в себе и создателя технического проекта (изобретателя), и рабочего, превращающего этот проект в материальный объект.



Особенностями ремесленной технологии считают следующие черты:

  1. человек продолжает быть «движущей силой» всего технического процесса (орудие труда в руках ремесленника продолжает быть дополнением человека);

  2. ремесло основывается не на выверенном теоретическом расчете, а на опытных знаниях и навыках, передаваемых от поколения к поколению;

  3. по-прежнему низкий, хотя и несколько ускорившийся, темп развития техники.
Названные черты определили эмпирический путь овладения ремеслом, находящийся во власти сложившихся традиций. Это ограничивало изобретательскую деятельность человека: технические открытия на этапе ремесленной техники были редки и, как и раньше, носили случайный непреднамеренный характер. Поэтому развитие техники шло медленно. Весь второй этап эволюции техники занял тысячелетия и завершился в эпоху позднего Возрождения, а точнее, в начале эпохи Нового времени в Европе .

От древних цивилизаций и до эпохи Нового времени эволюция техники сопряжена с развитием ремесел. Ремесленники, пусть и неосознанно, выступали главной движущей силой технического прогресса.

МАШИННАЯ ТЕХНИКА. На переходе от эпохи Возрождения к эпохе Нового времени ремесленная техника уступила дорогу технике машинной.

Появление машинной техники связано с развитием инженерной деятельности как нового витка в развитии деятельности технической. При этом инженерная деятельность уже базируется не на традициях (как ремесленная), а на науке, прежде всего, естествознании.

Это значит, что машинная техника исторически не могла появиться раньше, чем стало развиваться естествознание. При этом формирование самого естествознания и основанной на его успехах инженерной деятельности было определено потребностями развивающейся промышленности.

Ни естествознание, ни инженерная деятельность не могли появиться на пустом месте. Фундаментом для их становления стал весь проделанный человеком путь развития, включающий и по настоящему смелые суждения и инженерные решения. Так, древнегреческие философы Левкипп (500-440 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.) и Эпикур (342-270 гг. до н.э.) говорили о существовании атомов . Известный математик Архимед (ок. 287-212 гг. до н.э.) предложил ряд хитроумных технических решений и изобретений, позволивших осажденным римлянами Сиракузам оказать достойное сопротивление противнику. Тем не менее эти и подобные им свершения носили эпизодический характер на фоне господствующей в те времена ремесленной деятельности.

Постепенно союз науки и техники привел к формированию нового научно-технического знания , основанного на понимании двойственной природы любого технического объекта. С одной стороны он подчиняется естественным природным законам, а с другой – искусственно создан человеком для удовлетворения своих практических потребностей.

Дальнейшая эволюция производства и развитие естествознания привели к появлению в конце XVIII в. технических наук . Вслед за этим последовало важное событие: на рубеже XVIII-XIX вв. Джеймс Уатт (1736-1819) изобрел паровую машину (паровой двигатель) . Она стала важной вехой в развитии машинной техники и становлении машинного производства.

Среди характерных особенностей этапа машинной техники следует назвать:


  1. опору на достижения науки, на теоретическое и прикладное естествознание;

  2. замену мускульной силы человека силами природы, а потому «двигателем» технического процесса стала сила природы, преобразованная в машину;

  3. постепенное отделение деятельности технической, выполняемой инженерами от деятельности по изготовлению и эксплуатации техники, осуществляемой рабочими.
Появление машинной техники привело к выходу производства на качественно новый уровень развития. Свершилась «промышленная революция», суть которой в передачи человеком производственных функций руки станкам и машинам. Важную роль в этом свершении сыграло набирающее силу естествознание.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНИКА. Качественный виток в развитии техники произошел во второй половине XX в. В этот период началась коренная перестройка всей технологической базы современной цивилизации. В ее основе – появление и развитие информационной техники, ведущей в перспективе к полной автоматизации всего производственного цикла.

Информационная техника дала ключ к решению многих насущных проблем: обработки, хранения и передачи огромных информационных массивов; создания новых систем связи (спутниковых, кабельных, волоконно-оптических) и информационных сетей и т.д. В союзе с информационной техникой интенсивно развиваются лазерные технологии, робототехника, ядерная энергетика, аэрокосмическая и иные отрасли промышленности. Кроме того, информационная техника открыла новые горизонты в развитии человечества (создание искусственного интеллекта и т.п.).

Появлению информационной техники способствовало дальнейшее сближение науки и техники, их взаимопроникновение, а также интеллектуализация всех сфер общественной жизни.

Назовем важнейшие черты развития техники на современном этапе.


  1. Техника все больше становиться «органом человеческого мозга».

  2. Ускорение темпов и расширение возможностей технического прогресса представляется практически безграничным.

  3. Нарастающая вовлеченность науки и техники в экономику, их коммерциализация.

  4. Глубокая дифференциация инженерной деятельности.

  5. Минимизация роли человека во всем технологическом процессе.

  6. Обострение проблем взаимодействия техники с природой, человеком, обществом.
В современном мире «правит» информационная техника, которой человек все более передает «производственные функции мозга».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЧЕСТВА. Как мы выяснили, развитие техники неразрывно связано с эволюцией самого человечества. При этом процесс технического прогресса всегда носил скачкообразный характер. Это значит, что постепенное накопление технических знаний и опыта инженерной деятельности рано или поздно приводило человека к выходу на качественно новый уровень технического развития, то есть к технологической революции .

История человечества насчитывает три технологических революции: сельскохозяйственную, промышленную и современную, называемую также научно-технической революцией.


  1. Какие этапы в эволюции техники можно выделить?

  2. Как произошло зарождение техники?

  3. В чем отличие ремесленной техники от техники первобытной?

  4. Какие социальные риски принесло человечеству появление машин? Характерны ли они для современного этапа развития техники?

  5. Как появление информационной техники повлияло на жизнь современного человека? Дайте аргументированный ответ.

  6. Как хронологически соотносятся этапы развития техники и технологические революции, свершившиеся в истории человечества.

  7. Используя дополнительную литературу, раскройте сущность сельскохозяйственной, промышленной и научно-технической революций.