Экономика        17.04.2020   

Муса джалиль сообщение краткое. Тетрадь из Моабита. Последний подвиг Мусы Джалиля. Такую нам хозяин даст, беда

Роман Гончарова «Обломов» был высоко оценен критиками второй половины XIX века. В частности, Белинский отмечал, что произведение пришлось ко времени и отразило общественно-политическую мысль 50-60-х годов девятнадцатого столетия. Два образа жизни - Обломов и Штольц - рассматриваются в данной статье в сравнении.

Характеристика Обломова

Илья Ильич отличался стремлением к покою, бездействию. Обломова нельзя назвать интересным и разнообразным: большую часть дня он привык проводить в размышлениях, лежа на диване. Погружаясь в эти раздумья, он часто за весь день ни разу не поднимался со своего ложа, не выходил на улицу, не узнавал последних новостей. Газет он не читал принципиально, чтобы не утруждать себя ненужной, а главное, бессмысленной информацией. Обломова можно назвать философом, его волнуют другие вопросы: не будничные, не сиюминутные, а вечные, духовные. Он во всем ищет смысл.

При взгляде на него создается впечатление, что он счастливый вольнодумец, не обремененный тяготами и проблемами внешней жизни. Но жизнь «трогает, везде достает» Илью Ильича, заставляет его страдать. Мечты остаются лишь мечтами, потому что он не умеет воплощать их в реальную жизнь. Даже чтение утомляет его: у Обломова много начатых книг, но все они остаются непрочитанными, непонятыми. Душа как будто дремлет в нем: он избегает лишних тревог, волнений, беспокойств. Кроме того, Обломов часто сравнивает свое спокойное, уединенное существование с жизнью других людей и находит, что так, как живут остальные, жить не годится: «Когда же жить?»

Вот что представляет собой неоднозначный образ Обломова. "Обломов" (Гончаров И.А.) был создан с целью обрисовать личность этого персонажа - незаурядую и неординарную по-своему. Ему не чужды порывы и глубокие душевные переживания. Обломов - истинный мечтатель с поэтической, чувствительной натурой.

Характеристика Штольца

Образ жизни Обломова никак нельзя сравнить с миропониманием Штольца. Читатель впервые знакомится с этим персонажем во второй части произведения. Андрей Штольц любит во всем порядок: у него день расписан по часам и минутам, запланированы десятки важных дел, которые нужно срочно переделать. Сегодня он в России, завтра, смотришь, уже неожиданно уехал за границу. То, что Обломов находит скучным и лишенным смысла, для него важно и значительно: поездки в города, деревни, намерения улучшить качество жизни окружающих.

Он открывает в своей душе такие сокровища, о каких даже не может догадываться Обломов. Образ жизни Штольца целиком и полностью состоит в деятельности, которая питает все его существо энергией бодрости. Кроме того, Штольц - хороший друг: не раз он помогал Илье Ильичу в деловых вопросах. Образ жизни Обломова и Штольца различен между собой.

Что такое «обломовщина»?

Как социальное явление понятие обозначает направленность на праздную, однообразную, лишенную красок и каких бы то ни было перемен в жизни. Андрей Штольц называл «обломовщиной» сам образ жизни Обломова, его стремление к бесконечному покою и отсутствию всякой деятельности. Несмотря на то что друг постоянно подталкивал Обломова к возможности изменить способ существования, тот совершенно не сдвинулся с места, словно ему не хватало энергии, чтобы это сделать. При этом мы видим, что Обломов признает свою ошибку, произнося такие слова: «Мне давно совестно жить на свете». Он чувствует себя бесполезным, ненужным и покинутым, и потому ему не хочется вытирать пыль со стола, разбирать книги, которые лежат уже месяц, лишний раз выходить из квартиры.

Любовь в понимании Обломова

Образ жизни Обломова никак не способствовал обретению реального, а не выдуманного счастья. Он больше мечтал и строил планы, чем действительно жил. Поразительно, но в его жизни было место спокойному отдыху, философским размышлениям о сути бытия, но недоставало сил для решительных действий и осуществления намерений. Любовь к Ольге Ильинской на время вырывает Обломова из привычного существования, заставляет пробовать новое, начать следить за собой. Он даже забывает прежние привычки и спит только ночью, а днем занимается делами. Но все же любовь в мировосприятии Обломова напрямую связана с мечтами, думами и поэзией.

Обломов считает себя недостойным любви: он сомневается в том, может ли Ольга его любить, достаточно ли он подходит ей, способен ли составить ее счастье. Такие думы наводят его на грустные размышления относительно своей бесполезной жизни.

Любовь в понимании Штольца

Штольц подходит к вопросу любви более рационально. Он не предается эфемерным мечтам понапрасну, так как трезво смотрит на жизнь, без фантазии, без привычки анализировать. Штольц - деловой человек. Ему не нужны романтические прогулки при луне, громкие признания в любви и вздохи на скамейке, ведь он - не Обломов. Образ жизни Штольца весьма динамичный и прагматический: он делает предложение Ольге в тот момент, когда понимает, что она готова принять его.

К чему пришел Обломов?

В результате оберегающего и осторожного поведения Обломов упускает возможность построить близкие отношения с Ольгой Ильинской. Женитьба его расстроилась незадолго до свадьбы - слишком долго собирался, объяснялся, спрашивал себя, сравнивал, прикидывал, анализировал Обломов. Характеристика образа Обломова Ильи Ильича учит не повторять ошибок праздного, бесцельного существования, ставит вопрос о том, какова любовь на самом деле? Есть ли она предмет возвышенных, поэтических стремлений, или же спокойная радость, покой, которые Обломов обретает в доме вдовы Агафьи Пшеницыной?

Отчего наступила физическая смерть Обломова?

Итог философских размышлений Ильи Ильича таков: он предпочел похоронить в себе прежние стремления и даже возвышенные мечты. с Ольгой жизнь его сосредоточилась на обыденном существовании. Он не знал большей радости, кроме как вкусно поесть и поспать после обеда. Постепенно двигатель его жизни стал останавливаться, затихать: участились недомогания и случаи Даже прежние раздумья оставили его: для них уже не было места в тихой комнате, похожей на гроб, во всей этой вялотекущей жизни, которая убаюкивала Обломова, все больше отдаляла от реальности. Душевно этот человек был уже давно мертв. Физическая смерть явилась только подтверждением ложности его идеалов.

Достижения Штольца

Штольц в отличие от Обломова не упустил свой шанс стать счастливым: он построил семейное благополучие с Ольгой Ильинской. Брак этот совершился по любви, в которой Штольц не улетал в облака, не пребывал в разрушительных иллюзиях, а действовал более чем разумно и ответственно.

Образ жизни Обломова и Штольца диаметрально противоположны и противопоставлены друг другу. Оба персонажа по-своему уникальны, неповторимы и значимы. Этим может объясняться крепость их дружбы на протяжении многих лет.

Каждому из нас близок либо тип Штольца, либо Обломова. В этом нет ничего плохого, да и совпадения наверняка будут лишь частичными. Глубоким, любящим поразмышлять о сути жизни, скорее всего, окажутся понятны переживания Обломова, его беспокойные душевные метания и искания. Деловые прагматики, которые оставили далеко позади романтику и поэзию, станут олицетворять себя со Штольцем.

Лореш Юлия

Представленный материал можно использовать в качестве дополнительного на уроках литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Приваленская средняя общеобразовательная школа»

Азовский немецкий национальный район

Омская область

Реферат

«Муса Джалиль: жизнь и судьба».

Выполнила:

Ученица 7 класса

Лореш Юлия

Учитель: Авдонькина Ирина Анатольевна

с. Привальное - 2016

Введение _____________________________________________3

Глава I. Довоенный период

  1. Дореволюционные и 20 – е годы_____________________5
  2. 30-е годы_________________________________________9

Глава II. Война и поэт – герой

  1. До плена_________________________________________11
  2. В плену__________________________________________13

Глава III. Судьба поэта после смерти_____________________17

Заключение ___________________________________________19

Литература ___________________________________________20

Введение

Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа. Кроме своего поэтического творчества, он оставил пример мужества и героизма. Не только его поэзия, но его жизнь и трагическая судьба являются образцами стойкости.
В данной работе я хочу остановиться именно на трагической судьбе поэта-героя. Эта тема, хотя и кажется изученной, но требует постоянного осмысления. Поэтому, как есть "вечные темы" в общечеловеческой истории, так появляются "вечные темы" в судьбе каждого народа, к которым просто необходимо возвращаться постоянно, чтобы не потерять нить истории.
Муса Джалиль и его судьба не остаются узкой темой для татарской литературы и татарского народа. Его произведения переведены на многие языки мира, а его судьбе посвящают работы далеко за пределами Татарстана и России. Не случайно известный французский писатель Луи Арагон в книге "Советские литераторы" (Париж, 1955) посвятил Мусе Джалилю отдельную главу. В борьбе татарского поэта против фашизма Луи Арагон видит важность этого поединка как освобождения и других народов от порабощения. "Он погиб за всех нас - и французов, и чехов. Муса Джалиль... Вы, забывшие красные полотна на колоннах и стенах Франции, повторяйте его имя...".


При написании работы мною использован богатейший материал из воспоминаний Гази Кашшафа - друга и соратника Мусы Джалиля, а также работы известного исследователя творчества и судьбы поэта Рафаэля Мустафина.

При исследовании судьбы поэта трудно пройти мимо воспоминаний его дочери и высказываний отдельных писателей. Кроме всего, мною была использована и автобиография Мусы Джалиля "Мой жизненный путь".

Конечно же, ещё одним, и, на мой взгляд, главным источником для раскрытия темы явились стихи Мусы Джалиля.

Представленная работа состоит из трёх частей. В первой описывается довоенная жизнь поэта, во второй - его трагическая судьба во время Великой Отечественной войны. В третьей – судьба поэта после смерти.

Глава I. ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД

1. Дореволюционные и 20-е годы
Как писал сам Муса Джалиль в своей автобиографии "Мой жизненный путь", "я родился в 1906 году в деревне Мустафино бывшей Оренбургской области в семье Мустафы Габдельджамиля" .
Мустафино - небольшая деревня, относящаяся в настоящее время Шарлыкскому району Оренбургской области. Как поэтично отмечает один из самых крупных исследователей жизни и творчества поэта Рафаэль Мустафин, родная деревня, ее поля, реки, с детства знакомые картины, восходы и закаты, краски весны и осени - все они останутся спутниками поэта. Родные места, природа, сам воздух этой стороны будут вдохновлять его всю жизнь.
Мустафа-абзый - отец поэта - с 7 лет служил в магазине Усмановых в Шарлыке. Там же он окончил медресе, выучил арабский язык, научился говорить и по-русски. После женитьбы, собрав все свои сбережения, заняв у бая денег, Мустафа-абзый открыл в своей деревне маленькую бакалейную лавку. Он не очень любил сельский труд, и время от времени пропивал свой достаток. А после, уже в Оренбурге, за неуплату долгов он попадет в долговую тюрьму и полностью разорится.
Мать поэта - Рахима-тути - была небольшого роста, с черными волосами. Муса очень походил на нее. Характер у нее отличался уступчивостью и мягкостью. Она постоянно внушала детям уважение к труду и хлебу.
Летом 1913 года многочисленная семья Мустафы-абзый, распродав хозяйство, переезжает в Оренбург. Здесь они поселились в подвале медресе "Хусаиния" рядом с библиотекой "Белек" (Знание). Вскоре именно там будет постоянно пропадать маленький Муса, а чуть позже он начинает свое образование в медресе "Хусаиния".
Годы в Оренбурге не были, конечно же, легкими, но они отличались простотой и для Мусы стали годами накопления первых знаний. Уже здесь будущий поэт проявляет себя прилежным поведением и лидерскими наклонностями. Так, несколько лет спустя он открывает в медресе газету среди своих одноклассников, где было указано "редактор и издатель Муса Джалиль".
Наступил 1917 год. В ноябре 1917 года генерал Дутов захватывает власть в Оренбурге, и до января 1918 года в городе устанавливается военная диктатура. В июне 1918 году при поддержке белочехов Дутов снова захватывает власть, и только в январе 1919 года Оренбург становится полностью и окончательно освобождается от белогвардейцев.
Со второй половины 1919 года Муса Джалиль делает свои первые опыты в поэзии. Первые его стихи отличались особой романтичностью.
Вскоре у поэта умирает отец, и Джалиль вынужден вернуться в Мустафино. Здесь он создает организацию под названием "Красный цветок", которая являлась предтечей организации революционно настроенной молодежи.
В феврале 1922 года в деревне Мустафино была создана комсомольская организация, руководителем которой становится Муса Джалиль. Как отмечал он сам: "... В 1920-21 годах в нашем районе было много кулацких бунтов, выступлений бандитов. Их деревенских комсомольцев против бандитов были организованы отряды добровольцев-коммунаров. Я, вступив в один из этих отрядов, участвовал в борьбе с этими бандами" .
После года активной жизни в Мустафино Муса Джалиль оказывается в Казани. Осенью 1923 года он поступает на татарский рабфак.
В 1925 году в серии библиотеки МОПРа Татарии вышел первый сборник Мусы Джалиля под названием "Барабыз" (Идем). Книга была посвящена международным событиям.
А 3 июня 1925 года Муса Джалиль заканчивает Казанский татарский рабфак и получает свидетельство о завершении полного курса по отделению техники. Диплом рабфака позволял писателю поступить практически в любой вуз, но Джалиль решает отдохнуть в своей деревне.
На самом деле Мусу беспокоит положение семьи: брат Ибрагим был призван в армию для борьбы с басмачами в Средней Азии, позже увез туда и свою семью; старшая сестра Зайнаб уехала учиться в Казань. В Мустафино остались мать и младшая сестра; они испытывали большую нужду в те непростые годы.
Как пишет один из биографов и друзей Мусы Джалиля Г.С. Кашшаф, "родная деревня живет оживленной, шумной жизнью. Слышны песни, веселые игры молодых. Друзей детства почти не осталось: кто, спасаясь от голода, подался в Ташкент, а кто не выдержал тяжелые годы..." .
В эти годы Муса постоянно превращается в певца родной природы, но реалии жизни не могли оставить его в покое. В те времена расцвел НЭП, усилилось влияние баев-кулаков, враждебно настроенное духовенство запугивало бедноту. Муса начинает работать корреспондентом и становится комсомольским активистом. Комсомольских ячеек тогда еще было мало, и часто собирались комсомольцы со многих деревень послушать инструктора. И вот в 1926 году Муса Джалиль становится одним из таких инструкторов.
Прошла еще одна зима. Весной 1927 года Мусу избирают делегатом Всесоюзного комсомольского совещания. Так незаметно протекли два года. И вот Джалиль по дороге на совещение окончательно решает поступать в Московский университет и 17 июня подает заявление на литературный факультет. На Всесоюзном комсомольском совещании его избирают членом Татаро-Башкирской секции Центрального Комитета ВЛКСМ. А позже, 5 августа 1927 года ЦК ВЛКСМ отзывает Мусу Джалиля для работы в журнале "Кечкенэ иптэшлэр" (Младшие товарищи). Муса переезжает в Москву.
После переезда в Москву Муса сразу же включается в напряженную работу. Ему приходилось вести большую организаторскую и творческую работу. Он работает в редакции журнала "Кечкенэ иптэшлэр", а несколько позднее Татбашбюро утвердило его представителем ЦК комсомола в отделе Совнацменьшинств Наркомпроса РСФСР. В январе 1928 года Джалиля, помимо его основной работы, назначают членом редколлегии журнала "Яшь эшче" (Молодой рабочий), а также и редколлегии журнала "Ударниклар".
В 1927-28 годах Муса Джалиль руководит интернациональным кружком в Татарском клубе им. Х. Ямашева. И литературный кружок при Центральной детской библиотеке долгие годы вел также Муса. Вся эта работа, требовавшая массу времени и внимания, не освобождала Мусу от обязанностей студента университета.

2. Тридцатые годы.
19 июня 1931 года Мусе Джалилю выдали свидетельство за № 1961 о том, что «М. Джалиль закончил редакционно-публицистическое отделение по циклу критики факультета литературы и искусства Московского государственного университета».
В 1932 году журнал "Октябрь балалары", в котором он работал, закрывается. Под названием "Пионер калэме" он переводится в Казань. Муса переходит на работы в редакцию центральной татарской газеты "Коммунист" заведующим отделом литературы и искусства.
"В 1932 году, - вспоминал позже Джалиль, - я работал 3-м секретарем МАПП (Московской ассоциации пролетарских писателей) и руководил татарской секцией" .
В эти годы Джалиль мечтает стать профессиональным писателем. Его тянет в большой творческой работе, в душе назрели большие планы и масса образов, готовых излиться в песнях и стихах. Он не хочет отрываться от Москвы, хотя его настоятельно приглашают в Казань.
И вот он решает съездить в Казань, чтобы взять творческие заказы. Но, приехав в Казань, Муса Джалиль увлекся совсем другим.
В это время правительство Татарской республики приняло постановление об открытии в Казани Татарского театра оперы и балета. Встал вопрос о репертуаре театра. Писатели и композиторы предлагают возглавить это дело Мусе.
В Москве состоялось совещание татарских писателей. На совещании участвовали Фатхи Бурнаш, Ахмед Файзи, Ахмед Ерикеев. Все в один голос нашли нужным поручить это дело Джалилю. Вскоре Муса загорелся работой студии. Он подбирает для студийцев оперные партии, работает над репертуаром театра.
После окончания университета Муса жил у товарищей или на частных квартирах. Он всегда мечтал о своей комнате, где мог бы работать ночами, никому не мешая. И эта мечта осуществилась. Ему дали десятиметровую комнату в Столешниковом переулке.
Только в начале 1939 года Муса Джалиль вместе со студией Татарской оперы приезжает в Казань. Днем и ночью идут репетиции, то и дело собираются длительные совещания.
В 1939 году трудящиеся Казани избрали Мусу Джалиля в городской Совет депутатов. На пригласительном билете на встречу депутата с избирателями был напечатан отрывок из стихотворения, написанного в1934 году:

Как вдохновенно трудится народ,
Социализма воздвигая зданье!
Я знаю: камнем жизнь моя войдет
И прочно ляжет в основанье.

Работа кипела, но приближались годы Отечественной войны, которые станут для поэта еще одним и уже последним испытанием.

Глава II. ВОЙНА И ПОЭТ-ГЕРОЙ
1. До плена
В день начала войны Гази Кашшаф, Ахмет Исхак и Муса Джалиль всю ночь просидели в тесном семейном кругу. И тогда Муса произнес фразу, которую не раз вспоминали впоследствии: "После войны кого-то из нас не досчитаются..." .
Муса Джалиль сразу же попросился на фронт. Но его попросили подождать. 13 июля, уже после состоявшейся премьеры оперы "Алтынч", Муса получил повестку. Его направили в формировавшийся в Татарстане артиллерийский полк "конным разведчиком", а попросту говоря - ездовым.
Но на одной из постановок опер командование узнало, что Джалиль - автор либретто оперы "Алтынч", известный татарский поэт, бывший председатель Союза писателей, депутат горсовета. Его хотели демобилизовать, но он снова категорически отказался.
В последних числах июля Муса получил назначение на курсы политработников. Но даже после курсов его оставили в резерве. Джалиль обращался к Александру Фадееву, чтобы ему разрешили уйти на фронт. Ему предлагали работать в русских фронтовых газетах, но поэт хотел работать именно в национальной фронтовой прессе.
В конце концов Джалиль, несомненно, добился бы назначения в национальные части, но у него, по-видимому, не хватило терпения. В последних числах февраля 1942 года с первой же командой офицеров-резервистов он уехал на Волховский фронт.
В ночь с 23 на 24 июня 59-я стрелковая бригада получила приказ пробиваться с боями в направлении деревни Тероемец-Курляндский. Прорыв должен был возглавить третий батальон, за которым шли остальные подразделения. Ввиду важности задачи, батальон усилили группой политработников и офицеров из штаба армии, среди них был и Муса.
В одиннадцать часов началась атака. Немцы ответили ураганным огнем. В первых рядах шли командиры и политработники. Когда батальон поднялся в очередную атаку, Панькова ранило в ногу (Паньков часто писал в газету "Отвага" и был родом из Чувашии. Джалиль и Паньков считали себя земляками). Взвалив себе на плечи Панькова, Муса пополз правее, где кусты были погуще, а огонь не таким губительным. В это время из кустов застрочил пулемет. Оставив Панькова на месте, Муса пополз к пулемету. Сквозь грохот Паньков услышал чей-то крик, и ему показалось, что это кричит Муса. В следующее мгновение около Пенькова что-то рухнуло, его оглушило, и он потерял сознание. По мнению Панькова, именно в это утро, 24 июня, раненый Муса и попал в плен.
Салих Ганеев рассказал, что осенью 1942 года встретился с Джалилем в одном из лагерей для военнопленных, и Муса сам поведал ему о том, как попал в плен. Это произошло, по словам поэта, 26 июня. Все предыдущие попытки прорваться из окружения не удались. Решили пробиваться сколонной машин по настильной дороге. Муса ехал на редакционной машине, но немцы обнаружили колонну и открыли огонь. Под колесами машины разорвалась мина; большинство попутчиков Джалиля убило, а сам он был ранен осколком в левое плечо и отброшен взрывной волной. Когда он пришел в себя, кругом уже были немцы.
Ганеев перевязывал поэта и говорит, что осколок раздробил Мусе ключицу и левая его рука висела на перевязи. На груди Джалиля был плохо зарубцевавшийся шрам пулевого ранения. Пуля ударила недалеко от сердца, но лишь царапнула рикошетам по ребрам.

  1. В плену .
    В сентябре 1942 года в числе других военнопленных Джалиля перегнали в лагерь под Двинском.
    В последних числах октября или в самом начале ноября 1942 года Мусу Джалиля привезли в польскую крепость Демблин. В 1941-1942 годах здесь содержались одновременно от 120 до 150 тысяч военнопленных, в основном, из Советского Союза.
    Прибывших загоняли в нетопленные крепостные казематы - без нар, без постелей, даже без соломенной подстилки. Многим приходилось проводить ночь под открытым небом, а морозы в ноябре достигали 10-15 градусов... Каждое утро похоронная "капут-команда" подбирала 300-500 окоченевших трупов.
    К концу ноября 1942 года в лагере Демблин начались перемены в лучшую сторону: к военнопленным стали относиться лучше. В этих переменах была своя закономерность: военнопленных начали сортировать по национальностям. В Демблин стали собирать в основном татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов. Немцы используют идеи Гаяза Исхаки и все чаще говорят о создании на оккупированной территории самостоятельного государства "Идель-Урал".
    Далее четких свидетельств о судьбе Джалиля нет. Известно только, что Ганееву Муса предложил не напрашиваться, но, если гитлеровцы предложат, согласиться работать в татарском комитете в Берлине или в редакции газеты "Идель-Урал", чтобы "взорвать легионы изнутри".
    Вот как описывает данный поступок Р. Мустафин: "Согласиться "сотрудничать" с немцами Джалилю и его товарищам было нелегко. Об этом можно судить хотя бы по стихотворению Джалиля "Не верь!":

Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: "Изменник он! Родину предал", -
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.
Я взял автомат и пошел воевать,
В бой за тебя и за родину-мать.
Тебе изменить? И отчизне своей?
Да что же останется в жизни моей?" .

В феврале все друзья Джалиля - Алиш, Саттар, Булатов и Шабаев - перешли в открытый лагерь, в Вустрау. Затем их перевели в Берлин.
В конце февраля 1943 года в лагере Вустрау распространилась весть: первый батальон Волго-татарского легиона, отправленный на Восточный фронт, перебил немецких офицеров и перешел к белорусским партизанам.
Где-то в начале или середине марта 1943 года Джалиль приезжает в Берлин и начинает работать в учреждении, которое называлось довольно неопределенно - "Татарише Миттельштелле", т.е. Татарское посредничество. Работая в подобном учреждении, Джалилю приходилось ездить по разным лагерям. Он использовал свои поездки для развертывания подпольной работы. Он ездил в Деблин и несколько раз в лагерь возле Едлино.
В конце 1943 года он снова приезжает в Едлино. Он привез новую установку подпольного центра: поскольку после восстания в первом батальоне гитлеровцы не решались больше посылать на фронт части Татарского легиона, было решено поднять восстание в самом легионе, соединиться с расположенными неподалеку Армянским легионом и польскими партизанами и с боями пробиваться навстречу наступающим частям Красной Армии.
Официально Джалиль приехал для постановки силами музыкальной капеллы своей новой музыкальной комедии "Шурале". Разрешение он получил в Берлине. Под видом репетиции они провели совещание.
Восстание было намечено на 14 августа. Однако 11августа всех "артистов" вызвали в солдатскую столовую и арестовали. Уже позже выяснится имя предателя - Ямалутдинов. Она стала известна только в 1946 году, когда первая тетрадь Джалиля вернулась на родину. Там был список подпольщиков, а внизу шла жирная черта и написано: "Предатель - Ялалутдинов, из Узбекистана". После ареста подпольщиков бросили в камеру смертников (каменный мешок) в Дрезденской тюрьме.
По мнению голландца Тиммерманса, сидевшего с Джалилем в одной камере, они расстались с поэтом в конце января - начале февраля 1944 года. Из последнего вынесенного письма Абдуллы Алиша известно, что суд должен был состояться 7 февраля.
По воспоминаниям очевидцев известно, что дела подпольщиков и всех тюремщиков Шпандау рассматривал генерал Фромм. Но после покушения на Гитлера, участником которого был генерал-полковник Фромм, его место занял Гиммлер. Это случилось 20 июля 1944 года. Именно Гиммлер приговорил татар к смерти, отказал им в помиловании.
Тиммерманс рассказывает, что в августе 1944 года ему довелось встретиться с Джалилем еще раз в тюрьме Шпандау. Здесь поиски Шайхи Маннура и других исследователей творчества Мусы Джалиля вывели к сокамернику-итальянцу Ланфредини. Именно через него смогли узнать точную дату казни поэта. Это - 25 августа 1944 года.
"Документы дают возможность уточнить время казни. Судя по записям, все патриоты были обезглавлены на гильотине в течение получаса - с 12 часов 06 минут до 12 часов 36 минут 25 августа. Казни следовали одна за другой с интервалом в три минуты" .

ГЛАВА III. СУДЬБА ПОЭТА ПОСЛЕ СМЕРТИ
25 апреля 1953 года по праву считается днем второго рождения Мусы Джалиля. В этот день на страницах "Литературной газеты" впервые была напечатана подборка стихотворений Джалиля из Моабитской тетради. Так, о подвиге "татарского Фучика" заговорил весь мир.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
А еще через год Комитет по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР присудил Мусе Джалилю - первому среди поэтов - Ленинскую премию за цикл стихотворений "Моабитская тетрадь".
Тогда перед писателями встала задача создания книги о поэте. Первым за это дело взялся Гази Кашшаф. Именно ему Муса в своем литературном завещании поручил сбор, редактирование и издание всего своего творческого наследия. Результатом долгих поисков Гази Кашшафа стал первый труд о поэте "Муса Джалиль. Очерк жизни и творчества".
В поисках приняли участие также писатели Александр Фадеев, Константин Симонов, Илья Френкель, татарские писатели Шайхи Маннур, Риза Ишмурат, Ахмет Исхак, Наки Исанбет и другие. С объемистыми монографиями о творчестве Джалиля выступили критики Роберт Бикмухаметов и Нил Юзеев.
В татарской литературе есть множество произведений, посвященных Мусе Джалилю. Объемный роман Шайхи Маннур "Муса", два известных драматических произведения - драма Н. Исанбета "Муса Джалиль" и Р. Ишмората "(Бессмертная песня)".

Заключение.

Несмотря на то, что исследованием жизни и судьбы Мусы Джалиля занимались и занимаются исследователи, до сих пор в этой драматической истории остаются белые пятна. Очень многие свидетели путали даты (по мнению того же Р. Мустафина), имена. Некоторые просто могли сочинять истории и являться лжесвидетелями истории.
Все же судьба Мусы Джалиля в целом разгадана. В том, что он не мог сотрудничать с немцами, доказано бесспорно. Но в остальных местах даже в документальных повествованиях присутствуют элементы художественного творчества.
Например, в практически документальной книге Р. Мустафина о военном периоде жизни Мусы Джалиля описывается судьба того самого Ямалутдинова, который и явился предателем подпольщиков: "Там его встретил улыбающийся Гаяз Исхаки. Он о чем-то поговорил с эсэсовцем. Тот достал из-под сиденья легионерскую книжку и ремень Ямалутдинова и вернул их ему.
Затем Ямалутдинов поехал с Исхаки в Берлин. Жил сначала в городской квартире, потом на загородной даче Исхаки, отдыхал, ходил в кино и рестораны" .
Это еще доказывает, что после присуждения Джалилю всех наград и после получения невероятного признания имя поэта стало символом и идеологическим оружием. В приведенном отрывке, который является полной выдумкой хотя бы потому, что Исхаки не сотрудничал с режимом Гитлера, подстрочно ведется пропаганда против государства "Идель-Урал". Автором этого проекта задолго до прихода к власти Гитлера явился Гаяз Исхаки. Книга была издана во Франции в 1934 году.
Трагическая судьба Мусы Джалиля от подобного рода его использования не становится менее героическим. И как его творчество навсегда прописалось в истории татарской поэзии, так его имя вписано в героическую историю борьбы человечества с гитлеровским режимом.

Литература.


1. Кашшаф Г.С. По завещанию Мусы Джалиля. Перевод с татарского Р. Хакимова. - Казань: Татарское книжное издательство, 1984. - 224 с.
2. Мустафин Р. Муса Джалиль. Жизнь и творчество (довоенный период). - Казань: Татарское книжное издательство, 1986. - 383 с.
3. Мустафин Р. По следам героя-поэта: Книга-поиск. - Казань: Татарское книжное издательство, 1973. - 368 с.

Биография и эпизоды жизни Мусы Джалиля. Когда родился и умер Муса Джалиль, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, журналиста, публициста, фото и видео.

Годы жизни Мусы Джалиля:

родился 2 февраля 1906, умер 25 августа 1944

Эпитафия

«Вечная память поэту-борцу!
Помним его и поныне.
Смертью своей доказал он Творцу:
Слово — не призрак в пустыне».
Из стихотворения Игоря Сульги памяти Мусы Джалиля

Биография

Биография Мусы Джалиля - история удивительного человека. Его замечательные стихи стали настоящим свидетельством борьбы и мужества, правда о которых раскрылась лишь спустя годы. Выходец из бедной крестьянской семьи, выпускник филфака МГУ, талантливый поэт и журналист, во время Великой Отечественной войны он пошел на смелый подвиг, рискуя своей собственной жизнью - и лишившись ее.

Когда началась война, у Мусы Джалиля уже была успешная карьера - он редактировал детскую и молодежную литературу, работал ответственным секретарем Союза писателей Татарстана, выпускал сборники стихотворений, писал либретто для опер. Ему было 35 лет, когда он ушел на войну, и уже через год тяжело раненный Муса Джалиль попал в плен. Тогда он пошел на невероятный шаг - вступил в немецкий легион «Идель-Урал», но вовсе не для того, чтобы воевать на стороне Германии, а чтобы создать подпольную группу. Под видом культурно-просветительской деятельности Джалиль ездил по лагерям для пленных, вербовал новых членов организации и организовывал побеги. Подпольная деятельность Мусы Джалиля продолжалась чуть больше года, пока он не был арестован — всего за несколько дней до подготовленного им восстания. Через год после ареста Джалиль был казнен на гильотине.

Возможно, подвиг Джалиля так и остался бы неизвестным. Долгие годы после войны поэта считали врагом народа, предателем, перешедшим на сторону врага. Но вскоре стали открываться правдивые факты. Бывшие военнопленные, сокамерники поэта, смогли передать советским властям стихи Мусы Джалиля, которые он написал в тюрьме и которые ясно свидетельствовали о том, что он организовывал подпольное движение. Но даже это не сразу помогло реабилитировать поэта, пока тетрадь со стихами Джалиля не попала в руки Константина Симонова. Он не только перевел стихи на русский язык, но и снял с него обвинения в предательстве, доказав подвиг Джалиля. После этого Муса Джалиль был посмертно реабилитирован и по всей стране распространилась слава о великом человеке и патриоте. Спустя 12 лет после смерти Мусы Джалиля ему было присвоено звание Героя Советского Союза. И хотя не было похорон Мусы Джалиля и не существует могилы Джалиля, сегодня по всей стране стоят памятники поэту, а в его родном селе Мустафино действует музей Мусы Джалиля.

Линия жизни

2 февраля 1906 г. Дата рождения Мусы Джалиля (полное имя Муса Мустафович Залилов (Джалилов).
1919 г. Учеба в Татарском институте народного образования в Оренбурге.
1925 г. Выход сборника стихотворений и поэм «Мы идем».
1927 г. Поступление на литературное отделение МГУ.
1931-1932 гг. Редактор татарских детских журналов.
1933 г. Заведующий отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист» в Москве.
1934 г. Выход сборников стихотворений Мусы Джалиля «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы».
1939-1941 гг. Ответственный секретарь Союза писателей Татарской АССР.
1941 г. Уход на фронт.
1942 г. Плен, вступление в немецкий легион «Идель-Урал» с целью продолжения борьбы с врагом.
21 февраля 1943 г. Восстание 825-го батальона легиона «Идель-Урал», присоединение к белорусским партизанам.
август 1943 г. Арест Мусы Джалиля.
25 августа 1944 г. Дата смерти Мусы Джалиля (казнь).

Памятные места

1. Село Мустафино в Оренбургской области, где родился Муса Джалиль.
2. Музей-квартира Мусы Джалиля в Казани в доме Джалиля, где он жил в 1940-1941 гг.
3. Памятник Мусе Джалилю в Санкт-Петербурге.
4. Памятник Мусе Джалилю в Нижневартовске.
5. Памятник Мусе Джалилю в Тосно.

7. Моабитская тюрьма в Берлине, где находился в плену Муса Джалиль.
8. Тюрьма Плётцензее в Берлине, в которой был казнен Муса Джалиль.

Эпизоды жизни

Жена поэта, Амина Джалиль, рассказывала, что ее муж был настоящим трудоголиком. Нередко он приходил с работы в 4-5 утра, а как только просыпался - сразу же шел к письменному столу. За любую работу он брался с охотой и отдавался ей полностью. Печататься поэт начал еще в 13-15 лет - все были убеждены, что его ждет великое литературное будущее.

Первые доказательства подвига Джалиля появились еще в 1945 году, когда советские войска оказались на территории фашистской тюрьмы Моабит, в которой уже никого не было. Один из бойцов нашел листок бумаги с русским текстом - его автором был Муса Джалиль. Он писал о том, что попал в плен к немцам, что его деятельность была раскрыта и что скоро он будет расстрелян. В письме он прощался с семьей и друзьями, но оно, как и следующие рукописи Джалиля, пропали в недрах КГБ, долго не доходя до общественности. Некоторые сборники стихов, которые передавались позже советским властям, так и не были найдены.

В 1947 году в Союз пришла тетрадь со стихами Джалиля - их вынес из тюрьмы его сокамерник, бельгиец Андре Тиммерманс. По рассказам Тиммерманса, Муса Джалиль создал подпольную группировку после того, как муфтий обратился к нему с просьбой убедить военнопленных татар вступить в армию генерала Власова, советского военачальника, перешедшего на сторону Германии. Джалиль согласился этим заняться, но в подпольных листовках призывал совершенно к обратному. В группировке Джалиля было сначала 12 человек, а потом они привлекли тринадцатого, который их и выдал. Тиммерманс также рассказывал, что его удивляло и восхищало спокойствие Джалиля, которое он сохранял даже тогда, когда его деятельность была раскрыта и он понял, что будет казнен.

Завет

«Жить так, чтобы и после смерти не умирать».


Фрагменты из фильма «Моабитская тетрадь» о Мусе Джалиле

Соболезнования

«В нем сочетались будничность, деловитость со способностью думать о большом, с мыслями о смерти и бессмертии. Это рождало спокойную, вселяющую в людей веру, простоту и мужественность характера Джалиля».
Амина Джалиль, жена Мусы Джалиля

«Он был очень спокойный и очень мужественный человек, я всегда уважал его».
Андре Тиммерманс, сокамерник Мусы Джалиля