Личностный рост        15.01.2020   

Ненависть к себе причины. Психология ненависти: как избавиться от этого чувства? Как избавиться от ненависти

/ /

Как избавиться от ненависти... к себе?

Наверняка многие из вас, дорогие женщины, испытывали желание разбить зеркало, весы или даже покалечить свое тело, которое, по их мнению, не соответствует тому представлению о красоте, которое есть в сознании женщины. Откуда же берется это желание и как бороться с ним?

ТЯНЕТСЯ ТРОПИНКА ИЗ ДЕТСТВА...

Психологические истоки ненависти по отношению к себе имеют «детские корни». Это, как правило, «недолюбленность» в детстве либо слишком высокие требования, предъявляемые родителями к ребенку, неучитывание интересов ребенка, установление гиперконтроля над ним. Ребенок уже в детстве решает, что с ним что-то не так, что он недостоин любви, будучи таким, каков он есть, и для того, чтобы быть любимым, нужно стремиться стать «хорошим», но для ребенка строгих родителей, не склонных к похвале и нежности, эта задача практически невыполнимая. Ребенок, как бы ни старался, получает больше критики, чем похвалы и поощрений, и тогда возникает безысходность: «любовь не заслужить, я недостоин любви, а достоин наказания». Вырастая, девочка проецирует отношение родителей на окружающий мир и притягивает привычные ситуации, людей, окружение, которые поддерживают в ней ее картинку мира: «я недостойна ничего хорошего, что бы я ни делала — я хуже других». А потом начинает себя за это наказывать — перееданием и лишним весом. Возникает внутренний конфликт: с одной стороны, огромное желание тепла, близости, принятия, любви, а с другой — страх это получить, ведь она недостойна этого.

Женщины с низким чувством собственного достоинства особенно склонны к отрицательному представлению о своем теле и уязвимы перед нарушениями питания.

ПРИЧИНЫ НЕНАВИСТИ.

Назовем еще раз истоки нарушения питания и ненависти к себе.

  • Чувство отторжения или несоответствия окружению, «недолюбленность» в детстве, пережитая травма потери близкого или иное трагическое событие. «Мне плохо (грустно, пусто, одиноко...) — я хочу облегчить свои страдания, хотя бы на время — мне нужны положительные эмоции/ощущения — еда доставляет удовольствие — следовательно, я ем... и т. д.»
  • Негативные жизненные установки, отсутствие веры в себя, низкая самооценка. За неимением других способов увеличить свой вес в обществе или повысить свой авторитет, подсознание решает эту проблему наиболее простым и доступным способом — стремлением повысить физический вес тела. Отсюда обжорство. На сознательном же уровне женщина не хочет поправляться — и еще больше страдает.
  • Недостаток юмора и легкого восприятия жизни. И в том, и в другом случае женщина пытается восполнить недостаток положительных эмоций через получение удовольствия от еды, не отваживаясь, увы, на более «взрослые» способы разрешения ситуации.
  • Боязнь близости, жизнь без любви и тепла.
  • Отсутствие контакта с собственным телом, неумение услышать его истинные потребности, а также нежелание (или неспособность) их адекватно удовлетворить.
  • Потеря смысла жизни, «эмоциональный вакуум». Обжорство при этом — «верный помощник».
  • Неспособность принимать вызовы судьбы, понимать суть проблем. Стремление отрицать трудности, избегать принятия решений. Отказ брать на себя ответственность за собственную жизнь.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как же быть, если вы обнаружили у себя признаки ненависти к себе и непринятия своего тела?

Во-первых , назовите своими именами агрессию, ярость, гнев. А найдя их, следует подумать, как превратить их в творческий импульс, а не обращать против себя. Подумайте, в какой сфере вы можете реализовывать себя? Благодаря творческим достижениям вы сможете поднять самооценку.

Во-вторых , хорошее настроение напрямую зависит от питания. Когда чувствуете грусть, тоску, подавленность, злость, съешьте горсть изюма или банан – они быстро утолят печали. А чтобы нервная система постоянно отличалась крепостью, нужно в ежедневный рацион включать крупы (гречка особенно!), хлеб из муки грубого помола, орехи, фасоль, морепродукты.

В-третьих , возьмите себе за привычку постоянно себя за все хвалить. Что бы вы не сделали, хвалите себя! Через месяц-два вы почувствуете, что относитесь к себе с нежностью и любовью, а ненависть к себе отойдет в сторону. И лишний вес тоже это почувствует и начнет сдавать позиции. (Психолог Анна Второва.)

Поделитесь с подругами!

Как избавиться от ненависти... к себе? was last modified: Май 21st, 2015 by Анна Савченкова

Причины ненависти к себе

Первые автобиографии в западной литературе, от святого Августина из IV века до Жана-Жака Руссо из XVII века, имеют примечательное сходство. Оба автора, один – святой, другой – гений, оглядываются на прожитые годы и говорят о проступках, совершенных в раннем возрасте, которые их все еще беспокоят. Августин украл несколько груш у соседа, просто чтобы «насладиться грехом». Руссо украл тесьму и свалил вину на кухарку. Сорок лет спустя он написал: «Тяжесть эта, ничем не облегченная, осталась на моей совести до сего дня, и я могу сказать, что желание как-нибудь освободиться от нее много содействовало принятому мной решению написать свою исповедь»{105}. Нам всем знакомо детское побуждение сделать что-то глупое, дурное, и у всех есть в памяти эпизоды, которые все еще тяготят нас. Подростковый возраст – тоже рассадник позора и унижения. Поразительно, какими ясными могут быть такие далекие воспоминания. Я думаю, что они живы и в каком-то смысле отражают все извращенные поступки, которые мы совершаем или хотим совершать в течение жизни. Непосредственный опыт – глубокое чувство вины, но это не та вина, которую можно искупить или простить, потому что ее причина далеко в прошлом. Когда это чувство играет главную роль в обыденном мышлении, это ненависть к себе.

Ненависть к себе – очень распространенная проблема для людей, которые в детстве ощущали себя нелюбимыми или брошенными, и особенно тех, кто подвергался эмоциональному, физическому или сексуальному насилию. Дети, прошедшие через это, часто винят себя за прошлое («Если бы я был лучше, мама не так сильно злилась бы»), а это может пугать сильнее, чем само насилие. Детям важно верить, что взрослые любят их и действуют в их лучших интересах, и если это не так, ребенок остается один на один с пугающим, опасным миром без всякой защиты. Если же с ними плохо обращаются, они часто верят, что заслужили такое отношение. Подобные проблемы не обязательно должны быть настолько драматичными, чтобы оставить шрамы в сознании ребенка. Может быть, просто мать или отец на самом деле были перегружены, сильно заняты, пытаясь заработать на жизнь или разбираясь с проблемами здоровья, депрессией; возможно, они были слишком молодыми и неопытными или, наоборот, слишком старыми и усталыми. Если родители не могут дать ребенку защиту, сочувствие, поддержку и указать правильный путь, он с большой вероятностью вырастет, отягощенный чувством собственной неполноценности: «Я слишком уродливый, слишком требовательный, неспособный – слишком что-то еще, чтобы быть родным и любимым сам по себе».

Получая от родителей сигнал, что мы надоедливы или не особенно важны для них, мы начинаем в это верить. В некотором смысле парадигма становится реальностью, мы приносим это убеждение с собой в школу и ведем себя так, будто с нами что-то не так. Другие дети легко прочитывают этот бессознательный сигнал и со свойственной детям непроизвольной жестокостью всячески начинают подкреплять его – травить и задирать нас. У нас на спине словно нарисован знак жертвы. Мы растем с главной парадигмой своей фундаментальной «неправильности», виним себя за каждый мельчайший пустяк, и это означает, что мы на пути ненависти к себе.

Есть и другое осложнение: если с нами плохо обращались в детстве, мы накапливаем злость, обиду и боль (часто бессознательные). Детьми мы часто начинаем фантазировать о чем-то ужасном, что может случиться с нашими родителями: фатальная авария, сердечный приступ, а иногда и о том, как мы мстим за свои страдания. Эти чувства неприемлемы для ребенка: даже жертвы насилия любят своих родителей, – поэтому такие чувства подавляются. Но они вернутся в форме бессознательной вины и стыда, настигнув выросшего ребенка. Некоторые люди с раннего возраста понимают, что поведение, кажущееся самодеструктивным – как, например, не выкладываться в полную силу, не настаивать на своем, не выражать чувств, – действует как защита, потому что это способ привлекать родительскую любовь и заботу. Собака будет пассивно принимать удар током, если знает, что за ним последует еда. У меня был пациент, постоянно саботировавший собственный успех, потому что независимость и успешность он воспринимал как предательство депрессивной мамаши. Он был обязан сидеть дома и смотреть с ней телевизор, и если чувствовал, что пренебрегает своим долгом, то испытывал за это вину. Поведение, кажущееся настойчивым или независимым, пугает некоторых родителей, они могут наказать ребенка, лишить его своего внимания и одобрения. Ребенок не примет эту судьбу, он скорее научится подавлять определенные чувства и действия, чтобы порадовать родителей и сохранить с ними связь, но при этом львиная доля его ярости вытеснится из сознания. Всем сложно балансировать между помощью себе и другим. Когда забота об окружающих подразумевает наказание самого себя – это ситуация, в которой нет победителей. Мой пациент, ощущавший вину за собственную независимость, продолжал разрушать свою работу.

Сигналы, которые дают понять, что окружающие недовольны нашей уверенностью в себе, едва уловимы, а наше самопожертвование привычно для нас, поскольку живет в «непроизвольном Я». В результате все начинают игнорировать нас или пользоваться нашей слабостью. Мы становимся «славным парнем» (см. главу 4). Это самосбывающееся пророчество в действии, еще один порочный круг. Мы будем и дальше саботировать собственные попытки добиться независимости, потому что они заставляют нас испытывать тревогу и вину. Это саморазрушение, которое используется как защита от неприемлемых чувств.

Ненависть к себе также может быть результатом травматического опыта во взрослой жизни, особенно такого, как изнасилование или домашнее насилие, война, трагедия 11 сентября или самоубийство любимого, – что угодно, что приводит к «комплексу выжившего», когда вы взваливаете вину на свои плечи. Как может Софи жить с ее выбором?

Если самоуничижение не становится частью стимула к саморазрушающему поведению, то мы подружимся с плохими привычками, но в конце концов в любом случае возненавидим себя: «Ты так слаб! Ты вообще не знаешь, что такое дисциплина? Сила воли? Ты никогда ничего не добьешься, если будешь продолжать вести себя так же тупо!» Но чаще всего самоуничижение уходит корнями в прошлое, в опыт взросления или травматический опыт во взрослом возрасте, после которого вы так и не смогли прийти в себя.

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Жизнь без ненависти (психологический практикум)Как вы решите вот такие, не очень веселые задачки? - Вот первая.Обычно мне везет на людей, но один раз я «налетел» очень крупно, в результате чего моему Клубу пришлось распрощаться с замечательным помещением. Поставьте себя

Из книги Как стать любимой и желанной автора Дуплякина Оксана Викторовна

Глава 9 О ненависти к работе, женихам и к самой себе в придачу …Да, я люблю себя. Есть за что – и во внешности, и в характере. Я умею себя критиковать, признавать свои ошибки, и самое главное – извлекать пользу из ситуаций, делать выводы и не переживать по пустякам. Я люблю…

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Из книги Эта покорная тварь – женщина автора Гитин Валерий Григорьевич

III ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕНАВИСТИ «О мысль моя, отныне ты должна Кровавой быть, иль прах тебе цена!» УИЛЬЯМ ШЕКСПИР. Гамлет Что делает кровавой мысль женщины?Зависть, ревность, мстительность, корысть - этот стандартный набор побудительных мотивов (кроме тех, которые характерны

Из книги 15 мифов о любовных и семейных ссорах: посмотрите на себя со стороны! автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 2. Как мы представляем себе причины возникновения любовных и семейных ссор Благодаря предшествующей главе мы с вами уже знаем: Любовные ссоры – это постоянный процесс взаимной проверки и подгонки друг под друга тех, кому суждено стать матерью и отцом совместных

автора

Лебединая песня о ненависти – Я с уважением отношусь к богатым людям, считаю достаток их заслугой. Но у меня есть знакомые, которые убеждены в том, что ВСЕ богатые – воры и неправедно нажили свои капиталы.

Из книги Начало мужское и женское автора Виилма Лууле

О ненависти и не только о ней Я вынуждена отклониться от основной темы нашего семинара и сделать одно замечание.Милые люди, если вы говорите что-то, ну пожалуйста, задумайтесь над тем, что стоит за вашими словами. Слухов обо мне за короткое время много придумано, но все это

Из книги Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов автора Лабас Юлий Александрович

9.3. Нагнетание ненависти Я не рожден, чтоб три раза Смотреть по-разному в глаза Еще двусмысленней, чем песнь, Тупое слово «враг». (Б. Пастернак, «Высокая болезнь») В наши дни животные - единственное связующее звено между людьми… (Ю. Даниель, «Говорит Москва») Гудели станки

Из книги 5 судьбоносных вопросов. Мифы большого города автора Курпатов Андрей Владимирович

Лебединая песня о ненависти – Я с уважением отношусь к богатым людям, считаю достаток их заслугой. Но у меня есть знакомые, которые убеждены в том, что ВСЕ богатые – воры и неправедно нажили свои капиталы. Справедливости ради стоит отметить, что таких знакомых у меня до

Из книги Искусство жить [Реальные истории расставания с прошлым и счастливых перемен] автора Гросс Стивен

О ненависти В понедельник утром Джессика Б. начала наш очередной сеанс рассказом о том, как у нее прошли выходные. Они с мужем Полом оставили свою четырехлетнюю дочь у родителей Джессики и отправились в Кембридж подавать заявку на финансирование архитектурного проекта.

Из книги Психология вредных привычек автора О’Коннор Ричард

Симптомы ненависти к себе Если у нас проблема с ненавистью к собственной персоне, собственное саморазрушающее поведение может быть незаметным или, наоборот, бросаться в глаза. Незаметные проявления включают возведение для себя препятствий. Мы можем постоянно

Из книги Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт автора Перель Эстер

Упражнение 7. Определение и прекращение ненависти к себе Упражняйтесь в наблюдении за появлением любых обвинительных мыслей в свой адрес и внезапного чувства отвращения к себе: как только внутренний критик начинает нападать на вас; когда замечаете, что

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

Нет любви без ненависти Защитники современного понимания близости, а также консультанты по вопросам брака и авторы книг по психологии в стиле «помоги себе сам» то и дело пытаются снять острый вопрос о распределении сил в рамках долгосрочных отношений. Они считают,

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

9.2.1. Психология ненависти Психология ненависти рассматривается учеными как основа террора и терроризма. Современным американским психологом-когнитивистом Р. Стернбергом (2003) разработана трехкомпонентная модель психологии ненависти, которая включает в

Из книги Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей автора Карнеги Дейл

Правда ненависти Мир полон конфликтов из-за нашей невежественности. Везде вокруг себя мы видим противостояние добра и зла. Многие убеждают нас в том, что зло – такая же реальность, как добро. Они говорят, что есть две противоборствующие силы – Бог и дьявол. Такие люди

Из книги автора

Глава 23. Как критиковать, не вызывая при этом ненависти к себе Проходя как-то в полдень по одному из цехов своего сталелитейного завода, прямо под табличкой с надписью «Не курить» Чарльз Шваб увидел группу рабочих с сигаретами в руках. Мог ли он указать им на табличку и

КОРНИ НЕНАВИСТИ К СЕБЕ
Ненависть к себе уходит корнями в доминаторную культуру. Первая и наиболее важная причина ненависти к себе связана с тем, что родители не поддерживали независимое мышление и действие ребенка. Вторая причина- “синдром родительского отчуждения” - механизм, которым пользуются родители и учителя в доминаторной культуре для наказания детей за поведение, которое они не одобряют. Доминаторная культура использует неприятие и неодобрение для контроля нежелательного поведения. Это развивает негативное представление о самом себе, низкую самооценку, повышенную самокритичность и ненависть к себе. В результате действия этой репрессивной системы человек начинает неодобрительно относиться к другим людям и к самому себе. Скорее всего, он развивает в себе такую же необъективность, предрассудки, убеждения и ценности, которые были свойственны его родителям. В процессе внутреннего диалога он может даже повторять те же самые слова, фразы и брань, которыми они осыпали его.

Черно-белое мышление
В главе 5 речь шла о четвертом этапе процесса отделения - постоянстве объекта. Постоянство объекта - это способность ребенка видеть собственные и родительские хорошие и плохие качества отдельно от себя самого или родителя. Это происходит тогда, когда ребенок уже обладает достаточным знанием “хорошего родителя” и важно, чтобы он уже прошел через период отделения. Отсутствие значимого постоянства объекта задерживает процесс отделения, или психологическое рождение. В результате ребенок “застревает” на этом этапе и разделяет мир, события и окружающих людей на абсолютно хороших или абсолютно плохих. Представление о промежуточных состояниях у него очень ограничены или совершенно отсутствуют.
Доминаторная культура поддерживает эту дисфункциональную форму мышления, используя сравни-тельную “систему отсчета”. Если у ребенка плохо развито постоянство объекта, а родитель по какой-либо причине недоступен, то и он сам, и родитель представляются ему “плохими”. Неспособность ребенка воспринимать себя отдельно от родителя приводит к тому, что ребенок смешивает чувства по отношению к родителю и по отношению к себе. Модель “плохой родитель - плохой ребенок” формирует мышление по принципу “все или ничего”, “черное или белое” и такое же поведение. В результате у ребенка возникает модель “я плохой”, которая рождает ненависть к самому себе. Когда вы совершаете ошибку или вам не удается сделать что-либо хорошо, подобное мышление “включает” все ваши отрицательные мысли и ненависть к себе. Поскольку быть совершенным во всех отношениях и оправдывать ожидания всех людей очень трудно, то большую часть жизни можно прожить “плохим” и ненавидящим себя. До тех пор, пока такое отношение к себе не изменится, невозможно обрести любовь к себе без того, чтобы стать совершенным. А поскольку стать совершенным почти невозможно, люди часто действуют двумя способами: либо делают вид, что они совершенны, либо стараются доказать, что они “правы” во всем. Упор на победу и доказа-тельство своего “превосходства”, благодаря которым очень немногие добиваются успеха в доминаторной культуре, ведет к ощущению поражения и неудачи у большинства людей.

Любовь к самому себе
Любовь к себе начинается с обретения постоянства объекта и способности понять, что у вас есть как положительные, так и отрицательные стороны, хотя в целом вы привлекательны. Любовь к себе является почти запретной в нашей доминаторной культуре, она ассоциируется с такими характеристиками, как эгоизм и мастурбация.
Любовь к себе или самовоспитание, характерное для обществ, основанных на сотрудничестве, выражается в ежедневной заботе о себе: хорошем уходе за своим телом, выполнении соответствующих упражнений и полноценном отдыхе, потреблении калорийных продуктов и заботе о своей внешности. Кроме того, она выражается в отведении ничем не нарушаемого часа для медитации, молитвы и раздумий, поддерживающих любовь к духовной части своей личности. Посещая сеансы психотерапии, обретая общество в группах психологической поддержки, хорошо проводя время со своим партнером, вы устанавливаете гармоничные социальные взаимоотношения. Любовь к себе выражается в ваших взаимоотношениях с другими людьми и свидетельствует о способности устанавливать соответствующие психологические границы. Вы можете сказать “нет” плохому обращению с вами, вторжению в ваше личное пространство, эксплуатации, наркотикам, управлению и манипулированию вами, развитию у вас чувства вины, отрицательному влиянию на вас. “Я заслуживаю этого” - такова важная позиция для любви к себе, она требует от вас готовности соотносить свои потребности с условиями и нуждами других людей. Для того чтобы начать любить себя, вам потребуется устранить отрицательные “послания” из вашего детства, чтобы вы смогли воссоздать жизненные ситуации, в которых сможете принимать себя и испытывать одобрение, обрести высокую самооценку и позитивное представление о себе, а также вести позитивный разговор с собой.

Разговор с собой
Желание и страх - два великих побуждающих начала доминаторной культуры. Их можно использовать для того, чтобы стимулировать или побуждать вас к действию. Они внедряются в рекламу, влияющую на ваши мысли, слова и действия. Вас научили мыслить словами и фразами, которые, по вашему убеждению, будут оказывать на вашу жизнь либо положительное, либо отрицательное воздействие - в зависимости от того, являются ли ваши доминирующие мысли или разговор с собой положительными и основанными на желаниях, или же отрицательными и основанными на страхе.
В любом случае вы будете чувствовать принуждение к действию в соответствии с установленными стандартами и свою неспособность думать самостоятельно.
Негативный разговор с собой сковывает ваши умственные способности, мнения и действия. Отрицательные мысли формируют “умственные цепочки”, действующие в вашем мозгу подобно магнитофонной кассете с непрерывным циклом работы. Они оказывают разрушительное воздействие на вашу жизнь, создавая повторяющиеся циклы отрицательных переживаний.
Позитивный разговор с собой, если он основан не только на желании, раскрепощает ваши умственные способности, представления и действия. Он оказывает освобождающий, расширяющий эффект на вашу жизнь, помогая создавать циклически повторяющиеся положительные переживания. Разговор с собой питает цикл представлений, на которых базируются ваши действия. Он формирует мнения, которые, в свою очередь, порождают поступки. Поступки ведут к позитивному разговору с собой.
При этом важно не забывать, что вы должны в чем-то продвигаться вперед . Позитивный внутренний диалог должен быть сосредоточен на состоянии, которого вы стремитесь достичь, а не на том, от чего вы хотите уйти или чего вы боитесь либо не хотите. Например, думая про себя: “Я отказываюсь быть созависимым”, вы по-прежнему сосредоточиваете внимание на своем состоянии созависимости. Думая: “Я взаимозависим”, вы сосредоточиваете внимание на идее взаимозависимости, являющейся вашей реальной целью.
Так как в доминаторной культуре нормой чаще считается негативный разговор с собой, чем позитивный, потребуются большие усилия для того, чтобы избавиться от привычки вести негативный разговор с собой. Если кто-то высказывает вам свои отрицательные мысли, не следует поспешно соглашаться с ними мысленно, лучше составить позитивное суждение, чтобы нейтрализовать их отрицательное влияние. Например, когда ваш партнер говорит: “Эти взаимоотношения приносят одни неприятности”, вы можете ответить: “Проблемы создают возможности для большего сближения”. Позитивный разговор с собой поддерживает положительную самооценку.

Самооценка
Самооценка представляет собой глубокое, ощущаемое всем организмом чувство вашей самоценности. Положительная самооценка означает полное и безусловное принятие себя при объективном осознании того, что у вас есть и сильные, и слабые стороны, и положительные, и отрицательные качества. Вы привлекательны, но при этом не испытываете необходимости быть совершенным. Для формирования положительной самооценки вам необходимо сосредоточить внимание на собственных положительных свойствах, хороших качествах и успехах.
Самооценка начинает закладываться в раннем детстве. Подсчитано, что благодаря влиянию доминаторного общества в возрасте от одного года до пяти лет дети обычно слышат от 15 до 20 тысяч раз слова “нет”, “не делай”, “нельзя”, “лучше не надо”, “не следует”. Послания такого рода, исходящие от авторитетного лица, создают базу для отрицательного разговора с собой, который, в свою очередь, порождает ограничивающие убеждения и ограниченные действия. Для нейтрализации этого негативного программирования потребовалось бы от 15 тысяч до 25 тысяч “да”, “ты можешь”, “почему бы нет”, “мог бы”. Для создания базы положительного разговора с собой необходимы еще от 15 до 25 тысяч позитивных посланий!
Двумя мощнейшими средствами для создания позитивной самооценки являются:
_ умение просить о том, чего вы хотите,
_ и готовность получать то, чего вы хотите.
Если у вас существуют преграды в каждой из этих областей, то вам придется преодолевать их, выдавая себе “разрешение” на позитивные переживания.
Самооценка оказывает влияние на способ общения людей с миром. Согласно Клемесу и Бину (1981), люди с высокой самооценкой:
_ испытывают гордость за свои достижения;
_ решительно действуют в своих интересах;
_ берут на себя ответственность за свою часть дела;
_ терпеливо переносят неудачи, если что-то получается не так, как они хотели бы;
_ встречают новые испытания с рвением и энтузиазмом;
_ чувствуют в себе способность оказывать влияние на свое окружение;
_ демонстрируют широкое разнообразие чувств.
Люди с низкой самооценкой:
_ избегают трудных ситуаций;
_ ими легко руководить и вводить в заблуждение;
_ занимают оборонительную позицию и легко разочаровываются;
_ не знают, как они себя чувствуют;
_ обвиняют других за свои собственные переживания.
Куперсмит (1967) обнаружил четыре компонента, необходимые для формирования положительной самооценки у детей:
_ Принятие ребенка взрослыми, родителями, учителями и другими авторитетными лицами . Это помогает укреплять связи и создает ощущение того, что тебя ценят.
_ Четко определенные и регламентированные ограничения . Их должно быть как можно меньше, это помогает установить равновесие между экспериментированием и стремлением к безопасности, расследованием и посягательством на права ребенка, ассертивным и пассивным или агрессивным поведением ребенка.
_ Уважение со стороны взрослых к ребенку как личности . Важно, чтобы потребности и желания ребенка воспринимались серьезно. Это позволяет ребенку иметь психологическое пространство для взросления, самостоятельности и автономности (отделения).
_ Родители и другие взрослые с высокой самооценкой в качестве образца для подражания . Детям необходимы образцы, по которым они учатся жить. Кроме того, взрослые с высокой самооценкой в большей степени способны принять ребенка, определять и соблюдать ограничения и уважать в ребенке личность.
Даже став взрослым, вы можете по-прежнему нуждаться в работе над этими четырьмя компонентами для поддержания высокой самооценки. Вам по-прежнему может быть необходимо принятие, ограничения, уважение и компаньоны с высокой самооценкой. Самооценка является также стадией развития, поэтому вам нужно определить, на какой стадии развития самооценки возникли нарушения, и вернуться к ней, чтобы исправить положение.

Утверждения
Утверждения представляют собой уверенные позитивные суждения, которые вы высказываете о себе (“Я привлекательный и одаренный человек”). Их можно записывать или произносить, они не должны содержать таких ограничений, как “иногда” или “при определенных условиях” и т.п. Утверждения нужно формулировать в настоящем времени так, как будто они уже произошли (“Теперь у меня идеальный вес - 54 килограмма”).
Утверждения - это разновидность разговора с собой, который можно использовать для смены “магнитных лент”, прокручивающихся в вашем мозгу. Когда возникает ситуация, содержащая чувства или переживания, которые напоминают о ваших незавершенных делах, эмоционально вы можете тотчас их вернуть и сопоставить со старыми чувствами. Феномен “старых магнитных лент” поможет вам в этом. Например, если пожилая начальница на работе начнет критиковать вас, вы можете мысленно обратиться к временам детства, когда ваша мать разговаривала с вами в таком же тоне и у нее было такое же выражение лица. Тогда вы, наверное, чувствовали себя беспомощным, не могли себя защитить и не знали, почему.
Утверждения могут использоваться для изменения любых моделей негативных суждений. Распознав модель негативного суждения, вы можете преобразовать его в нечто позитивное. Затем вы можете “склеить” эту новую “магнитную ленту” в своем “внутреннем магнитофоне” и заменить модель негативного суждения позитивной моделью. Проявляя настойчивость, вы сможете “отредактировать” и удалить негативные послания и заполнить ленту исключительно позитивными утверждениями.
Луиза Хей (1984) использует утверждения, работу с зеркалом и группы поддержки в работе с клиентами, страдающими от рака и СПИДа. Она получила удивительные результаты при лечении обеих групп клиентов. После такой работы многие люди чувствуют ослабление болей. Ее работа также сосредоточена на любви к себе, выработке веры и взаимосвязи между любовью к себе, верой и течением болезни.

КАК НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ СЕБЯ

Средства для самостоятельной работы
_ Возьмите на себя заботу о повышении своей самооценки. Найдите пути для улучшения своего внешнего вида, возможно, с помощью диеты, упражнений, изменения прически или новой одежды.
_ Прислушивайтесь к подсознательным “магнитным лентам”, предназначенным для изменения ваших ограничивающих суждений о себе и о том, чего вы можете достичь.
_ Напишите личные утверждения, используя следующие руководящие принципы для их применения:
- Определите свою личность: скажите “Я”.
- Используйте настоящее время: “Я есть”.
- Определите свои изменения в качестве цели: “Я худой и здоровый”.
- Определите свою цель более ясно: “Я худой и здоровый, мой вес равен 54 килограммам и через день я пробегаю расстояние в две мили”.
- Произносите свои утверждения КАЖДЫЙ ДЕНЬ, когда встаете утром и непосредственно перед тем, как собираетесь уснуть!
- Визуализируйте конечный результат достижения своей цели как уже достигнутый, когда произносите свое утверждение.
- Напишите утверждение № 1 на карточке и носите ее с собой, чтобы пользоваться ею в свободное время в течение дня.

Средства для психотерапии
_ Попросите своего психотерапевта выполнить вместе с вами первое упражнение, приведенное ниже, в разделе “Средства для работы с партнером”.
_ Разыграйте по ролям процесс замены негативных формулировок диалога с собой на позитивные. Работайте с негативными комментариями по поводу работы, погоды или человека, с которым вы ежедневно имеете дело.
_ Для того чтобы повысить свою самооценку, обсудите с терапевтом свои ограничения - как они устанавливались и укреплялись в вашем детстве.
Поищите пробелы и слабые места в формировании вашей самооценки. Разработайте методы завершения этого процесса.

Средства для работы в группе поддержки
_ Групповой разговор между участниками. Если ваша группа существует достаточно давно и вы знаете друг друга довольно близко, на одной из ваших встреч выделите время для того, чтобы дать возможность каждому для позитивного диалога с собой. Пусть один человек находится на “месте любви”, а все остальные в течение двух или трех минут ведут с ним доверительную беседу для поддержки его ответной реакции. Дайте этому участнику время для того, чтобы он по-настоящему воспринял все сказанное.
_ Ищите новые варианты работы. Длинные истории, состоящие из ответных действий на негативные “мозговые цепочки” и негативный разговор с собой может привести к ограниченному выбору вариантов. Попросите членов группы рассказать о ситуациях, в которых они выдавали стандартные ответные действия и чувствовали себя беспомощными что-либо изменить. В составе группы проведите “мозговой штурм”, постарайтесь обсудить как можно больше вариантов для ситуаций каждого члена группы.

Средства для работы с партнером
_ Вместе с вашим партнером составьте индивидуальные списки того, что вам представляется наиболее неприемлемым в самом себе. Затем обменяйтесь списками и обсудите возникшие в связи с этим чувства. Затем по очереди замените формулировки, связанные с затруднениями, на формулировки принятия (“Я приемлю мое усиливающееся облысение/увеличивающиеся морщины как часть самого себя”). Затем прочитайте формулировку принятия вашему партнеру, и пусть он подтвердит ее: “Я также приемлю твое усиливающееся облысение/увеличивающиеся морщины как часть тебя самого”.
_ Договоритесь друг с другом о том, чтобы поразмышлять о тех случаях, когда вы слышали, как ваш партнер использует негативный разговор с собой и черно-белые суждения и формулировки. Вслушайтесь в такие слова, как “всегда” и “никогда”, и формулировки, указывающие на “пораженческое мышление” (“Ну, я думаю, все кончено. Мы, безусловно, должны расстаться”).
_ Обсудите со своим партнером, с которым у вас очень близкие отношения, чувствительные проблемы любви к себе, такие как эгоизм и мастурбация. Обменяйтесь мнениями и чувствами о личных интересах, времени, когда вы не вместе, и о том, как доставить друг другу сексуальное наслаждение.
В данных вопросах созависимость может оказаться наиболее сильной.

Пример из практики
Кейт пришла ко мне (Дженей) на сеанс психотерапии, когда поняла, что не способна принять решение об уходе с работы секретаря. Это место работы обеспечивало ей определенную защищенность, адекватный заработок, но требовало большого напряжения и давало мало возможностей для личностного роста и продвижения по службе. Новое место работы давало примерно такой же заработок, но предоставляло меньшую защищенность. Кроме того, новая работа была гораздо менее напряженной и предоставляла большие возможности для личностного и карьерного роста.
Исследуя биографию Кейт, мы выявили конфликт между успехом и образом жизни в традиционной женской роли. Она росла в сельской местности, где большинство женщин жили в условиях большой созависимости. У нее полностью отсутствовали образцы женских ролей, направленных на достижение успеха, несмотря на то, что Кейт очень хорошо училась в средней школе. Ее стимул к успеху частично основывался на глубокой потребности в одобрении и любви родителей. Будучи старшим ребенком в семье, она чувствовала себя заброшенной, когда появились младшие дети. Она с детства ощутила, что достижение успехов и независимое поведение нанесли ей несколько ударов и не принесли признания. Отец и мать Кейт дали ей два противоречивых наставления, которые сыграли свою роль в ее дилемме, связанной с местом работы. Первое наставление было таким: “Стремись к достижению успеха и будь независимой, если хочешь заслужить нашу любовь и одобрение”. Второе звучало так: “Хорошие женщины должны проявлять заботу об окружающих людях. Они не должны быть слишком умными или эгоистичными”. Какая-то часть сознания Кейт подсказывала, что ей следует оставаться на старой работе и заботиться о людях с нарушенными функциями, с которыми она работала.
Она чувствовала ответственность за них и за свои служебные обязанности. Она боялась оставить свое надежное место и все же стремилась к возможности роста на новом месте. Во время психотерапевтических сеансов она увидела, каким образом отказывается от своих жизненно важных ролей, для того чтобы заслужить любовь родителей. Оказалось, что ей трудно любить саму себя и придавать значение своим собственным потребностям, мечтам и идеям. Это всегда создавало конфликт с родительским наставлением о том, что она должна служить другим людям. По мере того, как мы вместе работали над этой дилеммой, я делала все необходимое для правдивого отображения и поддержки ее роли человека, стремящегося к успеху, помогая Кейт понять, что она сама может сделать приемлемый для себя выбор, который не противоречит любви к себе самой. Я поделилась с ней и моей собственной историей об аналогичных проблемах и о том, как я их преодолела, чтобы дать ей ролевой образец.
Кейт прилежно работала над собой, стараясь понять свои семейные модели и выразить чувства гнева и обиды по поводу растерянности, вызванной противоречивыми влияниями и наставлениями, которые ей давали родители. Она все-таки перешла на новое место работы и в течение нескольких недель резко повысила свою самооценку, а также положительно отзывалась о предоставленных ей на новом месте возможностях для личного роста. Теперь Кейт могла поддерживать свою потребность в любви к самой себе и в самоопределении, пересмотрев свою историю с частой сменой мест работы из-за “отсутствия успеха”, “непостоянства” и “стремления к мастерству на каждом новом месте работы”. Она уже видела себя участвующей в глобальных проектах и была способна смотреть на каждый шаг как на подготовку к этой глобальной работе. Она вернулась в колледж и начала строить более широкие жизненные планы, продолжая создавать свойственную женщине систему поддержки для себя и своих новых устремлений.

Ненависть в психологии определяется как сильная степень неприязни к человеку. Если слово «не-на-вижу» поделить на слоги, то получится фраза со смыслом: «Я тебя не вижу». То есть, когда мы не хотим лицезреть человека рядом с собой, мы его ненавидим. Это разновидность ненависти.

Существует еще одна разновидность ненависти — равнодушие, то есть когда человек испытывает к объекту ненависти безразличие, точнее, ничего не испытывает.

Безразличие-равнодушие, как правило, формируются вследствие того, что когда-то в прошлом вы ненавидели человека, не прожили это чувство, не осознали, для чего привлекли его в свою жизнь, а просто подавили — то есть «загнали» глубоко в подсознание. И эта самая ненависть постоянно «тянет из вас соки», энергетически опустошает вас, вы теряете энергию.

С энергетической точки зрения ненависть — это не просто пожелание человеку смерти, это убийство. А согласно духовным законам, никто не вправе посягать на жизнь другого человека, так как ее не давал ему.

Ненависть: психология

Если вы испытываете ненависть к человеку, значит, он вас очень сильно обидел, унизил, оскорбил. И за это вы хотите его убить и убиваете — своими мыслями.

Унижение, оскорбления — это проявления агрессии извне. А как известно, агрессия рождает ответную агрессию в форме ненависти.

Но давайте рассуждать здраво, с позиции того, что Мир гармоничен и справедлив. Это значит, что человек сам создает свою жизнь и все неприятные ситуации в ней. То есть оскорбления, унижения он привлек в свою жизнь сам, своими мыслями, чувствами, поступками.

Типичный пример. Жена не уважает своего мужа, и программа неуважения к мужчинам идет у нее по Роду. Она считает, что он неудачник, ленив, ни на что не способен, может только лежать на диване, выпивать и т.д. Своими «плохими»мыслями, недовольством, претензиями, пусть даже неозвученными ему, она запускает механизм агрессии в его сторону. Мужчина на уровне подсознания считывает, что его «обвиняют во всех грехах», он ощущает напряжение, раздражение, агрессию в адрес женщины. Он начинает оскорблять, унижать, обижать ее, если не поколачивать. А женщина отвечает ненавистью — убивает своими мыслями.

Ненависть к людям: психология

Почему же мы ненавидим? Для чего?

Мы хотим, чтобы нас оценили по достоинству, хотим, чтобы к нам относились порядочно, честно, по справедливости.

Мы хотим изменить того человека, которого ненавидим.

Хотим жить в гармоничном и честном мире.

И давайте четко понимать, что ненависть — это производная от гордыни, чувства собственной важности, значимости.

Тот, кто ненавидит, — человек гордый. Он считает себя выше других людей, что его мнение самое верное, самое правильное, что его порядочность и справедливость превыше всего. На самом же деле — это только одна точка зрения из многих других людских. И разве можно восстанавливать справедливость в мире, мысленно желая убить и убивая человека?

Бог создал удивительно справедливый Мир. Только мы не хотим этого понимать. Еще раз повторюсь, все, что с нами происходит — создаем мы сами.

Если нас оскорбляют, унижают, значит, мы сами привлекли данную ситуацию в свою жизнь своими мыслями. И если ли смысл ненавидеть этого человека, порождая замкнутый круг агрессии?

Как избавиться от ненависти к человеку: психология

Во-первых, необходимо взять ответственность за все, что происходит в нашей жизни на себя. Это значит, что надо осознать, что мы сами создаем свою жизнь. И изменить ее можно, изменяя себя, свои мысли, а не изменяя других людей. Новые мысли привлекут новые события.

Во-вторых, принимайте, прежде всего, себя, других людей, такими какие они есть с благодарностью.

В-третьих, учитесь уважать других. И начните с уважения к самому себе. А что же такое уважение? Почтительное отношение, основанное на признании высоких качеств, заслуг и достоинств.

В-четвертых, стремитесь видеть в окружающих только хорошее, позитивное и полезное. Нет плохих и хороших людей. Мы сами их делаем такими — своими мыслями. В каждом человеке есть весь спектр качеств и плохих, и хороших. И если наши мысли чисты, то и проявляться вовне будут хорошие качества человека.

Просто осознайте тот факт, что по закону подобия @Подобное притягивает подобное@ , ненавидя, мы привлекает в свою жизнь агрессию.

И куда проще и результативнее занять позицию «Хозяина жизни»: «Окружающий меня мир — это мой мир. Я сам его преобразую своими мыслями. Изменяясь сам, меняя свои мысли, я изменяю окружающих, я преобразую свой Мир».

Только тогда придет понимание, что все зависит от вас, и не будет ни претензий, ни критики, ни осуждения, ни ненависти!

Ненависть к себе, к матери, к отцу, к мужчинам, к женщинам, к родителям — природа ненависти одинакова: желание изменить близкого человека, стремление, чтобы тебя ценили, чтобы к тебе относились уважительно, по достоинству и справедливости.

Под редакцией Марины Белой.