Эзотерика        17.04.2020   

Причины обращения некрасова к изображению жизни народа. Изображение народа в поэме н.а. некрасова «кому на руси жить хорошо. Сочинение-рассуждение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Перед вами отличное сочинение для 10 класса по поэме великого русского поэта, писателя и публициста Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Эта эпическая поэма-симфония стала главной работой в последние годы Некрасова. В основу поэмы легла мысль, преследовавшая поэта в годы после реформы 1861 года:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?

Поэма стала итогом долгих размышлений Некрасова о положении и судьбах крестьянства и вобрала в себя весь духовный и поэтический опыт автора как тонкого знатока народной жизни и народной речи.

Сочинение-рассуждение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» — народная поэма-эпопея. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку ». Необычайно широкий охват жизни народа, изображение всех социальных слоев — от крестьянина до царя – поставило поэму в ряд эпохальных произведший. К сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: «Кому на Руси жить хорошо» - проблема всеобщего счастья .

Поэма начинается с вопроса: «В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай ». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов — имея в виду реформы 1861 года, «освободившую » крестьян, но не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу.

Лейтмотив произведения – мысль о невозможности так жить, о тяжести крестьянской доли, о разорении крестьянства. Мотив голодной жизни, «тоска-беда измучила » звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная ». Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

У Некрасова названия местности также красноречивы, как фамилии персонажей у Гоголя, положение народа с предельной отчетливостью характеризуется названием мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. «Мужицкое счастье , - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!» Крестьяне - люди «досыта не спавшие, несолоно хлебавшие », изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

Сочувствие автора к крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием, явно читается в каждой строке поэмы. В отличие от моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельство того, что Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому-крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Яким Нагой — представляет своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Он отличается непокорным нравом. Яким – честный человек, с чувством собственного достоинства, он умен и прекрасно понимает, почему крестьянин так убого так плохо живет.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин — грамотный мужик, служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Он стал примерным старостой, когда народ выбрал его на эту должность. Однако он ни идеал праведника — пожалев своего младшего брата, он назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не к кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается тюрьмой, куда он посажен за свое выступление во время бунта, что свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

В главе «Савелий - богатырь святорусский» крестьянский протест перерастает в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Расправа над немцем-управляющим несет характер стихийности, в как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имении.

Поэту близки непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский », Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью, он сумел заметить «искру сокрытую » могучих внутренних сил, заложенных в народе, смотрел вперед с надеждой и верой:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Крестьянская тема неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую » крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею », и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного », который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш », которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.

Своеобразие изображения жизни народа в поэме Н. А. Некрасова. «Я лиру посвятил народу своему», - эти слова из некрасовской «Элегии» давно стали хрестоматийными. Вершиной и итогом ос­мысления жизни народа в некрасовском творчестве, безусловно, является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В истории жизни отдельных героев - Матрены Тимофеевны, Ермила Гирина, бога­тыря Савелия - представлена история страны. Панорама народ­ных бедствий потрясает воображение. Даже топографические наи­менования говорят сами за себя. Мужики-правдоискатели собра­лись из таких деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожай ка тож.

Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы ра­зорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку Похож он…

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается…

Некрасов не идеализирует крестьянскую Русь. Многие годы «крепи», «холопства» сделали Русь «убогой» и «бессильной». Порочные стороны - пьянство, невежество, дикий быт - не затушеваны поэтом-гражданином. Особенно ущербными показа­ны бывшие дворовые, развращенные и отравленные рабством. Въевшееся в кровь, изменившее психологию холопство вызывает гнев и стыд:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда!

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Н. А. Некрасов не только говорит об образе жизни народа. Он рисует народ изнутри, показывая его душу, нравственность. Огром­ный потенциал русской нации основан на веками устоявшихся нрав­ственных законах. Таково народное представление о счастье: «по­кой, богатство, честь». «Покой» - внутреннюю гармонию - дает чистая совесть (примеры тому - покаяние Ермила Гирина, песни и легенды о «грехе»). « Богатство» - достаток - дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим. «Честь» - уважение, любовь, сострадание - проявляются в самых различных ситуациях в поэме.

Поэма сохраняет фольклорные традиции, народный язык. В народном творчестве, как в зеркале, отражается духовная жизнь нации, ее мысли, надежды. Связь поэмы с фольклором прояви­лась в сюжете, похожем вначале на сказку. Сказочна чудесная птичка, говорящая по-человечески, скатерть-самобранка, сделав­шая возможными поиски счастливого. Некрасов использует раз­личные приемы устного народного творчества: постоянные эпи­теты («сыра земля», «ветры буйные»), отрицательные сравнения («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачины, повторы, гиперболы.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» представ­ляет собой широкое полотно народной жизни, выявленной в це­лом ряде ярких, запоминающихся, достоверных сцен. В этих сце­нах - гнев и радость, печаль и жалость, они окрашены в тона беспо­щадно бичующей сатиры или легкого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
Н. А. Некрасов
Н. А. Некрасов начал писать поэму “Кому на Руси жить хорошо” на сорок втором году жизни, в пору полного расцвета своего дарования. Героем этой поэмы он избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, все многомиллионное “мужицкое царство”, “сермяжную Русь”. Такой всенародной поэмы еще не бывало в России.
С первого взгляда народная жизнь, изображенная в этой поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень

– Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка говорят о безрадостном существовании их жителей. Хотя одна из глав поэмы носит название “Счастливые”, но на самом-то деле, как выясняется из ее содержания, эти “счастливые” глубоко несчастны – это замученные нуждой, больные, голодные люди. И сколько человеческих страданий в той части поэмы, где изображается жизнь крестьянки Матрены.
Нет косточки не ломаной,
Нет жилочки не тянутой…
Так ведает эта крестьянка о своей жизни. Вообще, когда читаешь первые главы поэмы, кажется, что на вопрос, поставленный в ее заголовке: кому на Руси жить хорошо? – можно дать единственный ответ: каждому живется очень плохо, особенно “освобожденным” крестьянам, о счастье которых Некрасов в этой же поэме писал:
Эй, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина…леса дремучие
Прошли по ней – сломалися…
………………………………
И гнется да не ломится,
Не ломится, не валится…
Ужли не богатырь?
Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян: Якима Нагого – вдохновенного защитника чести трудового народа; Ермила Гирина – деревенского праведника и Матрены Корчагиной, сумевшей отстоять свое человеческое достоинство в условиях разнузданного произвола и рабства; Гриши Добросклонова – народного заступника, отдавшего свою жизнь служению народу и Родине. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали, какая несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Можно было не сомневаться, что у такого народа есть все возможности завоевать себе счастье.
В поэме очень ярко отражена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. “Мужицкое счастье, – с горечью восклицает поэт, – дырявое с заплатами, горбатое с мозолями! Крестьяне – люди досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”.
С сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным существованием. Лучшие из них сохранили человечность и способность к самопожертвованию. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина “искать правду”. Правдоискателям видится для русского народа такое счастье:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен характер крестьянского “праведника”. Он живет такой же нищенской жизнью, как и все крестьянство.
Ермил Гирин – грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и преданностью народу. Образ Ермила свидетельствует о тайных огромных силах крестьянства.
Женская тема в поэме представлена образом жизни Матрены Тимофеевны – простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе. Ее жизнь – жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее – горькая участь невестки, “рабыни мужниной семьи”. Некрасов показывает отношение родных мужа к молодой жене:
А роденька-то Как набросится!
Деверек ее –
Расточихою,
А золовушка –
Щеголихою, Свекр-батюшка –
Тот медведицей, а свекровушка –
Людоедицей
Кто неряхою,
Кто непряхою…
Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: “семья была большущая”, в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости управляющего:
Что год, то дети: некогда
Ни думать, ни печалиться.
Дай Бог с работой справиться
Да лоб перекрестить.
Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все горести и лишения, растила детей. Любовь к детям стала для крестьянки самым главным в жизни. “За них горой стояла я…”
И вспоминает:
Я вырвала Федотушку,
Да с ног Силантья-старосту И сбила невзначай.
И все потому, что народ не желает восстать, не желает сопротивляться угнетению со стороны помещиков. В народе есть скрытые силы могучие, но мужик предпочитает топить свое горе в вине. Счастья в крестьянской жизни нет. Но таков ее уклад.
Некрасов начал поэму тотчас же после освобождения крестьян. Он очень хорошо понимал, что крестьяне по-прежнему остались под ярмом у помещиков и что, кроме того,
…на место сетей крепостных
Люди придумали много иных.
В центре своей эпопеи Некрасов недаром поставил “Савелия, богатыря святорусского”, человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Изображение народа в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”

Другие сочинения:

  1. “Кому на Руси жить хорошо” является поэмой-эпопеей. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно Широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные Read More ......
  2. “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные Read More ......
  3. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов Read More ......
  4. Вершиной творчества Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэма, вобрав весь предшествующий творческий опыт поэта, явилась в то же время новаторским произведением, подобного которому русская литература не знала. Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, заспоривших Read More ......
  5. Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает Read More ......
  6. Все творчество поэт Н. А. Некрасов посвятил народу, поэтому его заключительное произведение – поэму “Кому на Руси жить хорошо”, можно назвать “эпопеей народной жизни”. Сюда вошел весь творческий опыт автора, отразились основные мотивы его лирики: мотив города и деревни, тема Read More ......
  7. нием поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности: Мы мужики степенные, Из Read More ......
  8. Свое итоговое произведение, поэму “Кому на Руси жить хорошо”, Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, Read More ......
Изображение народа в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма-эпопея. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но к сожалению, поэма так и не была закончена: помешала смерть поэта. Главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии «Кому на Руси жить хорошо» - это проблема счастья.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается так: «В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай...». Но нетрудно понять; о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила», звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью отражают названия тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели; уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Как и прежде, крестьяне - люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что «теперь их вместо барина драть будет волостной».

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным, бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственною достоинства. Он умен и прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь oттудовa,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Бласьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Этот образ свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Но лишь в главе «Савелий, богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими имений.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие, как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о назревающем протесте его против угнетения.

Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы подчинена раскрытию темы крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например «холопа примерного - Якова

верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие действующие лица поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.