Классика        20.07.2020   

Псков в годы великой отечественной войны. Любимых страной храбрецов

В канун 69-й годовщины освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков прошу «Псковские Новости» вернуться к святой теме подвига, потому что надеюсь на помощь газеты в восстановлении исторической справедливости.

В 1941-м, после оставления Прибалтики, удар немецко-фашистских войск приняли на себя Остров и Псков. В небе над нашим городом героически сражались лётчики 158-го истребительного авиаполка, который был сформирован перед войной и располагался в Крестах. Авиапарк состоял из 63-х самолетов. Командиром полка был Аркадий Петрович Афрамеев.

В те дни в псковском небе лётчики совершили первые воздушные тараны. Уже 28 июня тараны фашистских самолётов совершили младшие лейтенанты П.Т. Харитонов и С.И. Здоровцев, 29 июня - младший лейтенант М.П. Жуков.

8 июля 1941 года был подписан первый в годы войны Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении трём лётчикам звания Героя Советского Союза.

22 июля 2005 года героям был открыт памятник - перед военным аэродромом. Подвиг лётчиков Харитонова, Здоровцева и Жукова был увековечен. Но всё ли мы сделали, что были должны? Ведь вскоре воздушный таран в небе под Псковом совершил ещё один пилот - старшина Н.Я. Тотмин.

4 июля 1941 года в 16.00 восемь «Ю-88» под прикрытием двух «мессеров» произвели налёт на аэродром «Рожнополье», который находился возле Пскова. Наши лётчики только что вернулись с боевого задания, и заправленным был только самолёт Николая Тотмина. Старшина Тотмин вылетел один навстречу противнику.

Позже в донесении отмечалось: «Смелыми атаками он расстроил боевые порядки бомбардировщиков, заставил их беспорядочно сбросить бомбы. Истребители противника пошли в атаку на самолёт Тотмина, который мгновенно развернулся и лобовым тараном отрубил плоскость самолёта противника. Самолёт также был повреждён, лётчик на парашюте приземлился на аэродроме».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года Николаю Яковлевичу Тотмину, совершившему таран вражеского самолёта, было присвоено звание «Герой Советского Союза». Этот подвиг был совершён 72 года назад.

Николай Тотмин родился 19 декабря 1919 года в селе Усть-Яруль ныне Ирбейского района Красноярского края в крестьянской семье. Окончил 2 курса Канского сельскохозяйственного техникума, аэроклуб. В Красной армии служил с 1939 года. В 1940 году окончил Батайское военное авиационное училище. С июня 1941-го - на фронте.

Лётчики полка, в котором служили первые Герои Советского Союза в период Великой Отечественной, произвели 798 боевых вылетов и провели 244 воздушных боя, в которых уничтожили 38 самолётов противника. Николай Яковлевич Тотмин сбил 3 самолёта противника, совершил 63 боевых вылета. В воздушном бою под Ленинградом 23 октября 1942 года Тотмин погиб.

В селе Усть-Яруль именем героя названа улица, а в Пскове, который лётчик защищал, его имя до сих пор не увековечено.

Через год наш город будет отмечать 70-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Долг псковичей - увековечить имя Героя Советского Союза Николая Яковлевича Тотмина.

Антонина Соколова



24.12.1916 - 09.07.1941
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 08.07.1941

Памятники
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге


З доровцев Степан Иванович - командир авиационного звена 158-го авиационного истребительного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт), младший лейтенант.

Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка Семикаракорского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил тракторно-механическую школу. После переезда семьи в город Астрахань устроился в судоремонтные мастерские. Вскоре Здоровцев сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД – Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях.

Вскоре Здоровцева выдвинули на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года его послали учиться в Астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза.

В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года. Вместе со своим одногруппником М.П. Жуковым Здоровцева направили служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа, базировавшийся на аэродроме Кресты в городе Пскове. Там он особенно тщательно принялся за отработку приёмов ведения воздушной стрельбы. Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде.

Ранним утром 22 июня 1941 года 158-й истребительный авиационный полк был поднят по тревоге. В беспрестанных полётах дежурных звеньев прошло несколько дней. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Истребители прикрывали от ударов фашистской авиации города Псков, Остров и коммуникации подхода наших войск к линии фронта. Здоровцев в первых боях зарекомендовал себя мужественным и талантливым лётчиком-истребителем.

27 июня 1941 года младший лейтенант Здоровцев вылетел на перехват летящего в направлении нашего аэродрома вражеского самолёта. Обнаружив фашистский бомбардировщик, Здоровцев атаковал его, подошёл вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолёт камнем полетел к земле. Это была первая победа Здоровцева.

28 июня 1941 года группа наших истребителей патрулировала над городом Остров. Вскоре в небе появились 10 немецких бомбардировщиков "Ю-88" в сопровождении истребителей "МЕ-109". Наши истребители вступили в бой и не допустили фашистских бомбардировщиков к городу. В этом воздушном бою Здоровцев полностью израсходовал боеприпасы. На обратном пути к своему аэродрому он встретил вражеского бомбардировщика. Не желая безнаказанно пропускать фашистский самолёт, лётчик решился таранить его. Форсируя двигатель, Здоровцев подошёл снизу под хвост бомбардировщика и срубил винтом хвостовое оперенье «Юнкерса». Ему удалось удержать в полёте свой повреждённый И-16, в то время как, переваливаясь с крыла на крыло, падал «Юнкерс». Выбросившихся с парашютом фашистских лётчиков взяла в плен наша пехота. Здоровцев благополучно приземлился и через 2 часа на этом же самолёте вылетел на новое задание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года за совершённый воздушный таран младшему лейтенанту Степану Ивановичу Здоровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Он с лётчиками П.Т.Харитоновым , совершившим таран 27 июня и М.П.Жуковым , совершившим таран 29 июня 1941 года, стал первым Героем Советского Союза в Великой Отечественной войне.

9 июля 1941 года однополчане поздравили Героя с этим высоким званием. После торжественного построения младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными, и в этом бою Здоровцев погиб.

На Волге именем Героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани, и Волгограде - улицы. В 1975 году именем Героя названа улица в городе Ленинград (ныне Санкт-Петербург). В городе Астрахань установлен памятник Герою. Также его носят школы во многих населённых пунктах страны.

Приказом Министра Обороны СССР С.И.Здоровцев навечно зачислен в списки воинской части.

Награждён орденом Ленина.

г. Псков, Ленинградское шоссе

Памятный Знак летчикам - первым Героям Советского Союза в годы Великой Отечественной войны – Здоровцеву С.И., Харитонову П.Т., Жукову М.П. был открыт 22 июля 2005 года в год 60-летия Победы. Обороняя Псков пошли они на таран, жертвуя жизнью для Родины. Вряд ли рассчитывали они уцелеть в бою, но сумели победить смерть, посадив свои самолеты.

Воинский монумент

Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1941 года им было присвоено звание Героя Советского Союза. В годы войны это был первый Указ о присвоении высокого звания.


Герои Советского Союза. Памятный Знак летчикам на современной карте

Средства на возведение памятного знака были собраны учащимися общеобразовательных учреждений Западного административного округа Москвы и жителями Пскова и области. Памятник установлен на международной трассе Санкт-Петербург-Киев (район Кресты).


Левая памятная доска. Правая памятная доска


Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка, ныне Семикаракорского района Ростовской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ, кандидат в члены ВКП(б).

В 1929 году его семья переезжает в станицу Константиновскую Ростовской области, где Степан продолжает учиться. В 1933 году окончил 9 классов и в этом же году поступил и окончил тракторно-механическую школу (ныне ПУ-91 носит его имя, на здании - мемориальная доска, во дворе училища установлен бюст героя).

После переезда семьи в город Астрахань устроился в судоремонтные мастерские. Вскоре Здоровцев сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД. Работал инструктором Нижневолжского комитета профсоюза речников и одновременно учился в Астраханском аэроклубе.

В РККА с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года и был направлен служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Командир звена 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) - Здоровцев С.И. отличился, прикрывая в составе полка воздушные подходы к Ленинграду в районе Пскова.

28 июня 1941 года в воздушном бою с тремя вражескими бомбардировщиками, израсходовав боезапас, таранным ударом сбил немецкий самолёт «Юнкерс-88», сохранив при этом свой.

За этот подвиг 8 июля 1941 года получил звание Героя Советского Союза. 9 июля 1941 года однополчане поздравили Героя с этим высоким званием. После торжественного построения младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными, в этом бою Здоровцев погиб.

Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево, ныне Моршанского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Русский. Образование среднее. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе № 12 города Улан-Удэ.

Учился в Улан-Удэнском аэроклубе, открытом 4 февраля 1934 года. В Красной Армии с 1938 г. Окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков в 1940 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) кандидат в члены КПСС младший лейтенант Харитонов 28 июня 1941 в воздушном бою над Ленинградом, израсходовав все боеприпасы, впервые за время обороны Ленинграда применил воздушный таран, срезав пропеллером руль высоты самолёта противника. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года Харитонов - полковник в запасе. Жил в Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Умер 1 февраля 1987 года, похоронен в Донецке.

Герой Советского Союза родился 10 октября 1917 года в деревне Ружбово Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье крестьянина.

В 1933 году закончил сельскую школу и Шухободскую профессионально-техническую школу. Затем завербовался в Ленинград, обучался в школе строительного ученичества по кровельно-жестяному делу.

В сентябре 1934 года по приглашению старшего брата приехал в Ярославль, окончил ФЗУ при Ярославском резино-асбестовом комбинате и стал работать электромонтёром на шинном заводе. Был активным комсомольцем: пионервожатым в начальной школе, членом «Лёгкой кавалерии», агитатором по первым выборам депутатов в Верховный Совет СССР.

После окончания Ярославского аэроклуба Михаил Жуков был отобран комиссией и направлен райвоенкоматом в 7-ю военную школу лётчиков имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата. В мае 1941 года младшего лейтенанта Жукова назначили пилотом 158-го истребительно-авиационного полка 39-й истребительной авиадивизии.

Союза Михаил Петрович Жуков

Первый боевой вылет Михаил Жуков совершил на второй день войны. В воздухе встретил немецкий бомбардировщик «Ю-88». Воздушный бой немецкий лётчик не принял, развернулся и улетел из зоны барражирования Михаилом.

24 июня 1941 года М. Жуков преградил полёт фашистскому разведчику, который, не выполнив задание по аэрофотосъёмке района, развернулся и ушёл в облака. Боевой счёт открыл на четвёртом вылете, сбив «Юнкерс».

29 июня 1941 года в воздушном бою над Псковским озером Михаил Петрович израсходовал весь боезапас и, не желая упустить врага, пикированием вогнал немецкий бомбардировщик в озеро. Сам невредимым вернулся на свой аэродром базирования.

8 июля 1941 года по радио и в газетах был опубликован первый в Великой Отечественной войне Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза лётчикам 158-го истребительного авиаполка С.И. Здоровцеву, П.Т. Харитонову и М.П. Жукову.

39-я истребительная авиадивизия, в которой служил Михаил Жуков, охраняла подступы к Ленинграду, «Дорогу жизни» через Шлиссельбургскую губу Ладожского озера, Волховскую ГЭС - единственную электростанцию, снабжавшую Ленинград электроэнергией. Особенно тщательно лётчики охраняли «Дорогу жизни», по которой шло снабжение города продовольствием, боеприпасами и военной техникой, передислокация войск и эвакуация измождённых от голода ленинградцев.

В книге ярославских писателей «Сталинское племя» написано: «Жизнь Михаила Жукова - обычная жизнь молодого человека сталинской эпохи. Семья Жуковых - прекрасная семья советских патриотов. Семеро братьев и одна сестра из семьи череповецкого крестьянина Петра Ермолаевича Жукова находятся на фронте, бьются с жестоким коварным врагом. Подлинная семья русских „богатырей“».

В боевой характеристике на Михаила Жукова от 31 декабря 1943 года командир 2-й авиаэскадрильи капитан Древятников написал:

«За время войны произвёл 259 боевых вылетов, из которых 50 на сопровождение бомбардировщиков, 5 штурмовок, 167 на прикрытие своих войск, аэродромов и объектов. Участвовал в 47 воздушных боях, в которых сбил 3 бомбардировщика лично и в группе истребитель „Ме-109“ и бомбардировщик. В воздушных боях показал себя смелым, решительным, с высоким чувством взаимовыручки».

12 января 1943 года соединения 67-й армии Ленинградского фронта, 2-й ударной армии Волховского фронта начали операцию «Искра» по прорыву блокады Ленинграда с целью восстановления сухопутного сообщения, связывающего город со страной.

При поддержке авиации ВВС, артиллерии и авиации Балтийского флота, 67-я и 2-я армии нанесли встречные удары по войскам противника на узком выступе между Шлиссельбургом и Синявино. 18 января войска фронтов встретились в районе рабочих поселков № 1 и № 5. Январская «Искра» прожгла брешь во вражеской осаде шириной 8-11 километров и разорвала кольцо блокады.

В день начала операции Михаил вылетел на свой последний 263-й боевой вылет. Четвёрка истребителей, руководимая старшим лейтенантом Жуковым, прикрывала наши наземные войска в районе Невской Дубровки. В бой вступили с девятью вражескими истребителями. Самолет Михаила Жукова был сбит и упал на территорию врага.

Мне этот бой не забыть нипочем –

Смертью пропитан воздух,

А с небосклона бесшумным дождем

Падают звезды…

В.Высоцкий

70 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. В нашей стране нет ни одной семьи, в которой не хранили бы память о ней. И все те, кто сражался с оружием в руках, кто, стоял у станков, сеял хлеб, растил детей и ждал вестей от самых близких и дорогих людей, уже давно для последующих поколений стали героями самой страшной войны в истории человечества. Их были миллионы, тех, кто на фронте и в тылу приближал День Победы.

И все же главным героем этой войны по праву является советский солдат. В годы Великой Отечественной войны более 11 тысяч солдат, офицеров и генералов Советской Армии и партизан были удостоены самой высшей и почетной награды страны – звания Героя Советского Союза. Шестеро из них совершили свой подвиг в боях за Остров. Еще двое сражались на островской земле. В этой статье речь пойдет о них. И о их Подвиге.

Если обстоятельства этого требуют

Это было 28 июня 1941 года на подступах к Ленинграду. В 13 часов на перехват немецких бомбардировщиков вылетело 6 самолетов И-16 158-го истребительного авиаполка. В районе города Острова советские истребители атаковали врага. Они рассеяли группу «юнкерсов» и начали их преследовать.

П.Т.Харитонов

Младший лейтенант Петр Тимофеевич Харитонов волновался – это был его первый воздушный бой. Кроме того, во время боя машина Харитонова получила повреждения, отказали пулемёты. Самолёт противника со снижением уходил всё дальше и дальше… Харитонов прибавил обороты мотора и решил уничтожить врага любой ценой. Он направил свою машину на самолёт врага — вперёд и вниз. С каждой секундой расстояние между ними сокращалось, до земли оставалось 50 метров. Петр Харитонов вплотную подошёл к бомбардировщику и винтом ударил по его хвостовому оперению. Лишившись управления, фашистский бомбардировщик врезался в землю. Трое из экипажа неприятеля сгорели, четвертый выбросился с парашютом, и его взяли в плен. Позже он показал, что экипаж самолета состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все они имели Железные кресты.

Самолёт Петра Харитонова из-за повреждённого винта сильно трясло. Тем не менее, он отыскал площадку для посадки и благополучно приземлился.

Не зная о подвиге П.Т. Харитонова, его однополчанин младший лейтенант Степан Иванович Здоровцев в 14 часов 10 минут того же дня вылетел для отражения налета фашистских бомбардировщиков. В районе Острова советские истребители стремительными атаками расстроили боевой порядок вражеской группы. Немецкие пилоты, беспорядочно сбросив бомбы, стали уходить с резким набором высоты. Степан Здоровцев догнал «юнкерс», когда стрелка высотомера показывала уже 7000 метров.

С.И.Здоровцев

Фашисты яростно отстреливались. Несколькими очередями советский истребитель заставил навечно замолчать обоих стрелков. И вот уже в прицеле голова фашистского пилота, но… патроны кончились. Здоровцев не колебался ни секунды. На максимальной скорости он стал сближаться с врагом и обрубил ему руль высоты. Бомбардировщик, потеряв управление, стал беспорядочно падать. Летчик и штурман выпрыгнули с парашютами, но на земле были взяты в плен.

На своей израненной машине, с отбитыми частично лопастями винта, Здоровцев с трудом дотянул до своего аэродрома.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года летчикам Петру Тимофеевичу Харитонову и Степану Ивановичу Здоровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Вместе с ними этого высокого звания был удостоен Михаил Жуков, также сбивший тараном вражеский самолет в небе над Псковским озером. Это были первые Герои Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

Весть о первых таранах в небе Псковщины облетела все авиационные части. Скоро их подвиг повторили многие советские летчики. Если этого требовали обстоятельства, если в воздушном бою отказывали пушки, пулеметы, заканчивались снаряды, они готовы были уничтожать фашистские самолеты собственной машиной и шли на таран.

4 июля 1941 года пилот 158-го истребительного авиаполка старшина Николай Яковлевич Тотмин осматривал свой самолет на аэродроме Рожкополье под Островом, когда до его слуха донесся завывающий, характерный для «юнкерсов» гул моторов. Летчик быстро занял место в кабине И-16 и один пошел на взлет.

Шесть Ю-88 под прикрытием «мессершмиттов» уже подходили к аэродрому. Фашистские пилоты приготовились уже сбросить бомбы, как вдруг к ним протянулись огненные трассы от советского истребителя. Замыкающий группу «юнкерс» загорелся. Атака была настолько неожиданной, что враг растерялся. Строй бомбардировщиков рассыпался, они начали поспешно освобождаться от груза, сбрасывая бомбы, куда попало.

Николай Тотмин продолжал обстреливать врага. Но тут на советского летчика навалились «мессершмитты». Тотмин оказался между двумя вражескими истребителями. Он развернул свой И-16 на одного фашиста, готовясь расстрелять его или таранить, но тот отвернул, не приняв бой. В это время второй Ме-109 открыл огонь по нашему самолету. Однако летчику удалось выйти из-под атаки и самому зайти в хвост фашистскому самолету. Но над Тотминым нависли уже два других «мессершмитта». Немецкий истребитель, тот, что оказался впереди советского самолета, полез круто вверх и, развернувшись, стал пикировать на Тотмина. Николай Яковлевич сманеврировал и пошел снизу вверх в лобовую атаку. Расстояние между истребителями стремительно сокращалось. В последнее мгновение нервы фашиста не выдержали, и он отвернул. Тотмин, резко накренив самолет, крылом срезал плоскость «мессершмитта», который закувыркался вниз.

Советский самолет, получивший во время тарана большое повреждение, вошел в штопор. Старшина прилагал все усилия, чтобы спасти машину, но все было напрасно. Недалеко от земли он покинул самолет, воспользовавшись парашютом.

22 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Яковлевичу Тотмину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Но война только начиналась. И фронтовые судьбы наших Героев сложились по-разному. 25 августа 1941 года таранным ударом Пётр Тимофеевич Харитонов уничтожил ещё один самолёт противника. За этот подвиг он был награждён вторым орденом Ленина. А в сентябре 1941 года Петр Харитонов был тяжело ранен в воздушном бою. Вернуться в строй он смог только в 1944 году и продолжил свой боевой путь. Всего за время войны он лично сбил 14 самолётов противника.

Младший лейтенант Степан Иванович Здоровцев 9 июля 1941 года вылетел на разведку недавно оставленного аэродрома. В его задание входила только разведка, но, оказавшись над знакомым аэродромом, лётчик не смог сдержаться и нанёс по стоявшим на стоянках фашистским самолётам штурмовой удар. Взлетевшие истребители противника догнали его и навязали бой. Силы оказались слишком неравными. Вылетевшие на розыски Здоровцева товарищи заметили дым пожаров на вражеском аэродроме, но самого лётчика им найти так и не удалось…

Николай Яковлевич Тотмин совершил 93 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил 7 самолётов противника. Он погиб в воздушном бою 23 октября 1942 года под Ленинградом в окрестностях г. Тосно.

Повторили подвиг Гастелло

В конце июня – начале июля 1941 года боевая обстановка для войск Северо-Западного фронта складывалась крайне неблагоприятная. Удержать рубеж на реке Западная Двина не удалось. Танковые и моторизованные соединения 4-й танковой группы Вермахта, форсировав реку, двигались к Острову и Пскову. Удары по танковым и моторизованным колоннам противника наносила советская бомбардировочная авиация.

4 июля на бомбардировку такой колонны вылетела эскадрилья 10-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 41-й смешанной авиационной дивизии во главе с Леонидом Васильевичем Михайловым .

Капитан Михайлов был опытным летчиком. За мужество и мастерство, проявленные в боях с белофиннами зимой 1939-1940 гг., он был награжден орденом Красного Знамени. Боевым опытом обладал и штурман ведущего самолета капитан Гавриил Васильевич Левенец, грудь которого украшало 2 таких ордена. Орденоносцем был и стрелок-радист старший сержант Иван Дмитриевич Шереметьев.

Девятка бомбардировщиков СБ уже прошла Псков, внизу показались фашистские танки. И тут на эскадрилью напали истребители Ме-109. Капитан Михайлов приказал экипажам держать плотнее строй и развернуться на боевой курс. А небо вспороли взрывы зенитных снарядов и пулеметные очереди «мессершмиттов». Наши экипажи с трудом отбивали их атаки.

Сбросив первые серии бомб, эскадрилья пошла на новый заход. В этот момент зенитный снаряд угодил в самолет Михайлова. Несмотря на усиливающийся пожар, капитан еще раз завел эскадрилью на цель. Еще можно было выброситься на парашютах, посадить горящий самолет на лес, но Л.В. Михайлов, Г.В. Левенец и И.Д. Шереметьев приняли другое решение. Капитан Михайлов передал командование группой своему заместителю, старшему лейтенанту М.А. Живолупу, а сам направил горящий самолет в скопление вражеских танков… Так в небе Острова в районе д. Рубеняты Л.В. Михайлов и его товарищи повторили подвиг Николая Гастелло.

22 июля 1941 года капитану Леониду Васильевичу Михайлову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

С боем через линию фронта

22 июня 1941 года застало летчика бомбардировочной авиации Павла Андреевича Маркуцу в Москве, куда он прибыл сдавать экзамены в Военно-Воздушную Академию. С первых дней Великой Отечественной войны он сражался с фашистами в воздухе, бомбил вражеские позиции.

П.А.Маркуца

2 июля 1941 года командир звена 44-го скоростного бомбардировочного авиаполка старший лейтенант Павел Маркуца производил разведку войск противника в районе реки Западная Двина и бомбил переправу. В это время его самолет был атакован 8 истребителями противника. Силы явно были неравными. Командир экипажа старший лейтенант Маркуца, не раздумывая, стремительно пошел на сближение с головной машиной врага. Фашисты не ожидали дерзкой атаки советского летчика. Короткая пулеметная очередь – и один вражеский самолет рухнул на землю. Фашисты, очнувшись от неожиданности, вновь атаковали бомбардировщик. Штурман и стрелок-радист погибли в воздушном бою, Павел Маркуца тоже был ранен. И вот одна из пулеметных очередей настигла его машину. Вспыхнуло пламя, самолет начал падать. Машина, ломая верхушки деревьев, врезалась в лес и взорвалась.

П.А. Маркуца успел выбраться из кабины и отползти в сторону, прежде чем раздался взрыв самолета. Он отстегнул лямки парашюта, взвел курок пистолета и укрылся в лесу. С наступлением темноты Павел Андреевич стал выходить глухими тропами на восток, к линии фронта. На третий день своего пути он встретил группу бойцов 749-го стрелкового полка, попавших в окружение. Красноармейцы были вооружены. Часть из них была на лошадях и повозках вместе с ранеными бойцами. Командиров среди них не было, и старший лейтенант Маркуца, парторг эскадрильи, возглавил пехотинцев. По пути к ним примкнуло еще немало советских воинов, выходивших к своим через линию фронта. Павел Андреевич создал из разрозненных групп боеспособный отряд. Двигаясь вдоль дорог, бойцы сводного отряда громили по пути разъезды и посты врага, рвали линии связи, уничтожали мелкие гарнизоны, взрывали мосты, сеяли панику в тылах немецких частей. На седьмые сутки трудного и опасного пути отряд под командованием старшего лейтенанта П.А. Маркуцы с боем прорвался через линию фронта. В расположение советских войск в районе города Острова вышли 312 красноармейцев и членов семей офицеров Красной Армии, 122 лошади, обоз из 60 подвод с ранеными бойцами и штабными документами. Павел Андреевич лично вынес из окружения 2 полковых знамени.

Командование высоко оценило действия отважного летчика в боевых вылетах и действиях в тылу врага. На гимнастерке Павла Андреевича рядом с орденом Красного Знамени, которым были отмечены его воинская доблесть и отвага до начала Великой Отечественной войны, засияли орден Ленина и медаль Золотая Звезда. 27 июля 1941 года М.И. Калинин лично вручил Герою высокую награду.

В октябре 1941 года 44-й скоростной бомбардировочный авиаполк прибыл на Ленинградский фронт. Не один боевой вылет сделал П.А. Маркуца, защищая Ленинградское небо от фашистских стервятников. 22 ноября 1941 года старший лейтенант Маркуца погиб в воздушном бою под Ленинградом. Маршал авиации А.А. Новиков в книге «Крылатые богатыри» писал: «Это был отличный летчик и прекрасной души человек. Вся жизнь Павла Андреевича Маркуцы была отдана служению Родине».

Они сражались в небе Острова

В 1941 году летчик штурмовой авиации Андрей Никифорович Витрук уже обладал немалым боевым опытом. Ведь он участвовал в боях на Халхин-Голе, в так называемом «освободительном походе» Красной Армии в Западную Белоруссию, в войне с Финляндией…

С первых же дней Великой Отечественной войны А.Н. Витрук в действующей армии. Он сражается в небе Псковщины, принимает участие в штурмовках немецких наступающих частей в окрестностях г. Острова. В конце июля 1941 г. майор Витрук возглавил 65-й штурмовой авиаполк. С 8 октября вместе с 41-м, 120-м и 172-м истребительными авиаполками, а также эскадрильей У-2 полк вошел в состав наспех сформированной резервной авиагруппы полковника Н.А. Сбытова.

Эту авиагруппу бросили на Можайскую линию обороны Западного фронта, в помощь 77-й САД ВВС Московского военного округа. До 19 октября самолеты авиагруппы выполнили 508 вылетов. Они вывели из строя несколько танков, сотни автомашин, взорвали три склада боеприпасов, разрушили пять мостов и переправ, рассеяли и уничтожили до двух батальонов пехоты. При этом летчики выполняли полеты в сложных метеоусловиях, нередко на высоте всего 100–150 м и при горизонтальной видимости 600–800 м.

Эффективность действий 65-го ШАП была высоко оценена командованием. Через несколько дней генерал-майор Сбытов, командующий ВВС Московского военного округа, подписал представление о присвоении командиру 65-го ШАП майору Витруку звания Героя Советского Союза. В нем указывалось, что летчик проявил исключительное мужество при выполнении боевых заданий и выполнил к этому моменту 21 боевой вылет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года за умелое командование полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм подполковнику Витруку Андрею Никифоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как и все мальчишки предвоенного времени, Иван Тимофеевич Журба восхищался мастерством и отвагой советских летчиков. И потому к началу войны Иван успел закончить 8 классов средней школы и Артёмовский аэроклуб. В июне 1941 года он добился направления в Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

И.Т.Журба

С сентября 1943 года старший лейтенант И.Т. Журба участвовал в боях. Лётчик-штурмовик громил врага в небе над Павлоградом, Запорожьем, Днепропетровском. 12 марта 1944 года под Николаевом, пробившись сквозь сильный зенитный огонь противника, он спикировал на автоколонну и прямым попаданием уничтожил 4 машины, бензозаправщик и три военные повозки. В составе 3-го, затем — 2-го Прибалтийских фронтов, командуя звеном 305-й штурмовой авиационной дивизии, старший лейтенант к сентябрю 1944 года совершил 108 боевых вылетов на разведку и штурмовку, уничтожил 7 танков, 6 дзотов, 5 складов с боеприпасами и горючим, 2 самолета на аэродроме. Иван Журба участвовал в прорыве оборонительного рубежа на реке Великой, под Псковом, в боях за Остров, Тарту. В сентябре 1944 года в районе города Тарту группа Илов, ведомая лейтенантом Иваном Журбой, атаковала и разгромила вражеский аэродром.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Ивану Тимофеевичу Журбе было присвоено звание Героя Советского Союза.

Атака противника была отбита

Никита Васильевич Никитченко был призван в ряды Красной Армии в марте 1942 года. Сначала служил в Приморье, а с мая 1944 года – в действующей армии в 42-м отдельном штурмовом инженерно-сапёрном батальоне (9-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада, 3-й Прибалтийский фронт).

Свой бессмертный подвиг Н.В. Никитченко совершил в боях за освобождение Псковской земли. 26 июня 1944 года в районе деревни Погостище Псковского (в настоящее время Островского) района Псковской области Никита Никитченко находился на выполнении задания по минированию танкоопасных направлений перед передним краем наших частей. Немцы на данном участке предприняли контратаку, пустили 6 танков и 2 самоходные пушки «фердинанд». При нападении танков Никитченко, сопровождавший в это время контуженного старшего лейтенанта Денисова на медпункт, заметил, что танки прорываются в расположение пехотных частей, а один «тигр» направляется на огневую позицию артиллерии. Красноармеец бросился, не раздумывая, с двумя противотанковыми минами под его гусеницы и погиб. Его подвиг воодушевил солдат, и атака противника была отбита. Н.В. Никитченко был похоронен в деревне Мурашино Псковского района Псковской области.

За героический подвиг и самопожертвование 24 марта 1945 года Никите Васильевичу Никитченко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Давно закончилась война…. Затекли и сравнялись с землей окопы, заросли травой фронтовые дороги. Все меньше и меньше остается тех, кто пережил эти страшные годы. Более 70 лет нас отделяет от событий, о которых говорится в этой статье. Ушли в вечность и ее Герои. Но забывать о них мы имеем права. Помнить о тех, кто ценой своей жизни, завоевал Победу, — наш долг, дань вечного уважения и вечной благодарности.

Ирина Никифорова, старший научный сотрудник ГБУК ПО «Военно-исторический музей-заповедник»

Любимых страной храбрецов,

Вглядеться мне хочется близко

В героя простое лицо.

Семен Кирсанов.

Введение

История Военно-воздушных сил (ВВС) богата множеством славных и героических страниц. За 100 лет авиация России стала поистине легендарной. Уже в годы Первой мировой войны, во время испытаний Великой Отечественной войны русские летчики в полной мере проявили свое мастерство и отвагу в воздушных боях и с честью выполнили возложенные на них задачи. Крылатые защитники Отечества, конструкторы и инженеры, техники и рабочие авиационной промышленности всегда были воплощением мужества и мастерства, таланта и трудолюбия. Имена лучших из них стали национальным и мировым достоянием. И мы по праву можем гордиться тем, что Вологодчина внесла немалый вклад в создание отечественной авиационно-космической империи.

Тамара Спивак в историко-литературном повествовании об участии вологжан в становлении и развитии отечественной авиации, о героизме летчиков-вологжан пишет:

«Что ни говори, а слово «первый» несет в себе особую магическую энергию. Произносишь его, и что-то обязательно всколыхнется в душе, точно прикоснулся к чему-то таинственному, неведомому. А если это слово еще и соотносится с твоим отчим краем!?

кто первый в годы Великой Отечественной войны удостоился звания Героя Советского Союза? Припоминаете?.. С трудом?.. Да, конечно, это были летчики 158-го истребительного авиаполка младшие лейтенанты Петр Харитонов, Степан Здоровцев и наш земляк, уроженец Череповецкого района Михаил Жуков».

Знать имена прославленных земляков необходимо. Мы стремимся к этому. Совсем недавно нашей школе присвоено имя прославленного летчика, Дважды Героя Советского Союза Александра Федоровича Клубова, открыт музей, где собрано множество экспонатов, связанных с авиацией. Хотелось бы внести свой вклад и представить материал еще об одном нашем земляке, летчике-истребителе М. П. Жукове.

Цель данной работы – исследование жизненного и боевого пути М.П. Жукова.

Задачи исследования:

    Рассмотреть становление личности М. П. Жукова в предвоенные годы.

    Проследить формирование мировоззрения советского патриота.

    Изучить отзывы о летчике в печати (в публицистике, мемуарах, стихах).

    Систематизировать информацию о герое, полученную в музее МОУ «Шухободская основная общеобразовательная школа».

Основная часть

Становление личности героя

И гложет, снедает тревога: неужели так и уйдут в небытие не- узнанные?

Т. Спивак

В первые дни начала Великой Отечественной войны вся страна узнала о героическом подвиге трёх летчиков: Степана Здоровцева, Петра Харитонова и Михаила Жукова, которые впервые в истории воздушного боя таранили вражеские самолеты и первыми в Великой Отечественной войне были удостоены звания Героя Советского Союза.

10 июля 1941 года газета «Правда» писала: «Это первые орденоносцы священной Отечественной войны советских народов против кровавых псов фашизма. Как только телеграф и радио разнесли по стране Указ о первых героях Отечественной войны, популярны и любимы стали имена Героев Советского Союза Степана Здоровцева, Михаила Жукова, Петра Харитонова…. Так воюют и побеждают простые советские люди, не знающие страха в борьбе, гордые сыны нашего крылатого народа. Они множат мастерство и отвагу и бьют врага, беспощадно обрушивая на него тонны стали, уничтожая его в воздухе».

Уроженцу Череповецкого района летчику-истребителю М.П. Жукову за таран фашистского бомбардировщика, совершенного в ленинградском небе, 8 июля 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился Михаил 10.11.17 г. в деревне Ружбово Вологодской области в многодетной крестьянской семье. Русский.



В музейных фондах Череповца хранится несколько фотографий, на которых запечатлена семья Героя Советского Союза Михаила Жукова. Вот его мама – Анна Матвеевна вместе с ещё совсем юным Мишей и его старшим братом Семёном. Снимок сделан в Ярославле, где Михаил Жуков некоторое время работал на местном шинном заводе.

В 1930 г. окончил начальную сельскую школу в с. Покров.


Затем учился в неполной средней школе в с. Абаканово.

В 1931 г. поступил в Шухободскую профтехшколу, которую окончил с отличием в 1933 г. В качестве премии ему подарили весь изготовленный им во время практики инструмент.

В январе 1934 г. был направлен в Ленинградскую школу строителей нового ученичества.

С сентября того же года работал слесарем на Ярославском шинном заводе. Одновременно учился в ФЗУ при резино-астбестовом комбинате. По окончании ФЗУ получил 4 разряд (высший для учеников) и поступил на работу в электроцех шинного завода.

Воскресник на строительстве резинокомбината. 1929 год.

Осенью 1936 года по комсомольской путёвке направлен в аэроклуб.

Установлена на здании, где размещался ярославский аэроклуб

Михаил с юных лет вынашивал в сердце мечту стать летчиком. То было героическое время. Советские люди ставили невиданные трудовые рекорды, строили заводы, электростанции и железные дороги, осваивали морские просторы и воздушный океан...

Жуков пришел в Ярославский аэроклуб. Учился он прилежно, внимательно ко всему приглядывался. Когда совершил первый самостоятельный полет, мечта стала приобретать реальность, и Михаил поступил в Сталинградское авиационное училище. Ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

В октябре 1940 г. окончил Сталинградское военное авиационное училище. В училище освоил самолёты Р-5, УТИ-4, И-16.


Истребитель И-16 в полете

В РККА (рабоче-крестьянская красная армия) с ноября 1938 г.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Служил летчиком в 3-й эскадрилье 158-го истребительного авиаполка ПВО. Участвовал в обороне Ленинграда.

«Дорога жизни» в апреле 1942 года. Авиация прикрывает машины, идущие на Ленинград (рис. из историко-литературного повествования об участии вологжан в становлении и развитии отечественной авиации, о героизме летчиков-вологжан… Т. Спивак)

23.06.41 г. в 11.00 он совершил первый боевой вылет.

Первая встреча с врагом состоялась 23 июня, на второй день войны. Жуков патрулировал над аэродромом. Внизу блестела река, по мосту двигалась длинная войсковая колонна, направлявшаяся к фронту.

А враг уже подкрадывался, прячась в облаках. Высоко в небе был Михаил Жуков, но все же успел разглядеть черную тень, мелькнувшую под ним,- фашист летел к мосту с грузом бомб.

Жуков бросил свою машину на врага. Все ближе и ближе вражеский самолет. Вот уже видна свастика, похожая на паука. И рука Михаила легла на гашетку пулемета. «Юнкерс» (немецкий бомбардировщик «Ю–88») встретил Жукова ливнем трассирующих пуль, завязалась дуэль. «Только бы не промазать!» - думал Жуков. Ведь он впервые видел так близко врага. На металлической обшивке забелели полосы от пуль. Враг не выдержал, дрогнул, резко перешел в пике, стараясь уйти от преследования. Так начались для молодого летчика напряженные боевые будни.

Обычно говорят: мастерство приходит с годами. Не было большого срока на овладение наукой побеждать у Михаила Жукова и его боевых товарищей. Нужно было бить врага сейчас, сегодня. И, встречаясь в воздухе с «юнкерсами», «хейнкелями», Жуков присматривался к повадкам фашистских асов, изучал их тактику, выискивал уязвимые места. Уже в первые дни войны знал, что лучше всего бить «юнкерса» снизу, чего бронированный фашист смертельно боится...

27.06.41 г. фашистский бомбардировщик таранил сослуживец Жукова младший лейтенант Харитонов.


28.06.41 г. совершил таран еще один летчик 158-го истребительно-авиационного полка младший лейтенант Здоровцев.


29 июня 1941 года Михаил Жуков дежурил на аэродроме. В 5часов 40 минут над аэродромом показалось двенадцать вражеских бомбардировщиков “ Ju -88”. В составе восьмерки истребителей И-16 под командованием лейтенанта В. Иозицы Жуков вылетел на перехват. «Юнкерсы» шли без прикрытия: в это время они были слишком уверены в своем превосходстве, в своей неуязвимости в воздухе. Им ведь долго и настойчиво вдалбливали: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне – это оружие могущественных людей, германская форма боя» [Т. Спивак]

Решительной атакой наши истребители нарушили строй вражеских самолетов. Те начали беспорядочно сбрасывать бомбы и разворачиваться на свою территорию. Но один бомбардировщик решил незаметно прорваться к аэродрому и сбросить на него бомбы…

Михаил Жуков посылал свою машину в одну атаку за другой. Но вот израсходован весь боекомплект. И тогда отважный летчик пошел на таран. Он буквально насел на вражеский бомбардировщик, но тот увертывался от него, и Жукову никак не удавалось настичь фашистского стервятника, хотя истребитель Михаила все время висел над хвостовым оперением вражеского самолета. Только Жуков собирался ударить винтом или плоскостью по бомбардировщику, как тот снижался. Волной близкого взрыва машину Жукова подкинуло кверху, но он продолжал преследовать врага. Чуть впереди летел командир звена Горбачевский, слева - лейтенант Федоренко. Уверенно чувствовал себя Михаил рядом с такими друзьями.

А.И.Горбачевский В.И. Федоренко

Впереди засверкало Псковское озеро. Немецкий летчик снизился почти к самой воде. Жуков «насел» на него еще плотнее. Уходя от возможного тарана, фашист совсем прижал машину к водной глади и его самолет зарылся носом в озеро. Жуков выровнял свой «И-16» и вернулся на свой аэродром. Это был его третий боевой вылет.

На аэродроме Михаил Петрович сказал своим боевым друзьям:

- Насчет тарана я так думаю, удивляться не следует. Техника техникой, а на войне и врукопашную надо уметь сражаться. Таран - это вроде рукопашной в воздухе.

Воспоминания о М. Жукове

Вспоминает генерал-майор авиации Покрышев: « Хорошо помню те дни… Наш полк тогда базировался недалеко от Пскова. Трудное было время. Едва улетала одна группа фашистских самолетов, как появлялась другая. Можете себе представить напряженность обстановки, если, например, двадцать восьмого июня летчики нашего полка участвовали в двадцати групповых воздушных боях. Так что в эти дни можно было увидеть всякие приемы. И не предусмотренные уставами - тоже. Как таран, например…

Михаил Жуков действовал с такой же смелостью и решительностью, как и его товарищи Степан Здоровцев и Петр Харитонов. Так же, как и они, когда вышли боеприпасы, бросился на врага, чтобы таранить его самолет, и поэтому его действия заслужили столь высокую оценку. Это равноценно броску на амбразуру дота. Бывало, что герои оставались живы, но от этого их подвиг не становился менее значительным ».

Главный маршал авиации Новиков вспоминает: « Михаил Жуков преследовал своего врага… и настиг его только над Псковским озером... Бомбардировщик врезался в воду .

Подвиги ленинградских летчиков показали, что даже наша фактически еще необстрелянная молодежь не только не дрогнула перед опытным противником, но в первые же дни войны начала бить его. Это означало, что моральный фактор был и остался нашим верным союзником.

Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал командующему войсками Северного фронта М.М. Попову и А.А. Жданову (член Военного совета фронта) о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза.

В тот же день, только несколько позже, Жданов при мне позвонил в Москву и доложил И.В. Сталину о героях-ленинградцах. Сталин поддержал наше представление о награждении отличившихся летчиков. Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было. Разговор Жданова со Сталиным да телеграмма в Ставку заменили обычные наградные листы ».

В документальном очерке Валентина Викулова под названием «Один из первых», опубликованном в газете «Коммунист» в 1975 году приводится выдержка из письма начальника архивохранилища Министерства обороны СССР Кореняка: « 29 июня 1941 года летчики полка отражали многочисленные попытки вражеских самолетов атаковать станцию Ретуппе и город Псков. В этот день особо отличился в воздушных боях младший лейтенант Жуков. Не имея боеприпасов, он преследовал бомбардировщик противника, имитировал атаки и наседал до тех пор, пока не вогнал его в Псковское озеро » .

8.07.41 г. младшему лейтенанту Жукову Михаилу Петровичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 542 .

Однополчане поздравляют М.П. Жукова с присвоением ему звания Героя Советского Союза. Июль 1941 года.

В то июльское утро бой был жаркий. Уставший и возбужденный, Михаил Жуков плавно приземлил свой самолет, подрулил почти к самому лесу, где укрывали боевые машины. «Пойду сразу к озеру. Надо искупаться, снять с себя усталость»,- подумал летчик и быстро выбрался из кабины. Но к нему бежали по полю боевые товарищи, и младший лейтенант задержался у самолета. А друзья, что-то радостно крича, подбежали к Жукову и стали его качать. Когда, наконец, он ступил на землю, друзья поздравили Михаила:

- С присвоением звания Героя...

- По радио Указ передали...

- Поздравляем! Гордимся...

Товарищи искренне, от души жали руку летчику. На горизонте показались машины Здоровцева и Харитонова.

- Всем вам троим звание Героя Советского Союза, присвоено,- сказал командир звена Горбачевский и вслед за другими побежал к самолетам, заруливавшим на стоянку.

Жуков видел, как летчики схватили в свои объятия Здоровцева и Харитонова и начали тоже качать...

Михаилу хотелось побыть одному. К озеру он не пошел, а сел на бровку летного поля, задумался. Думал о том, как хотел иметь крылья, чтобы парить над землей, и, гордый и счастливый, получил эти крылья. И вспомнилась ему вся его короткая, двадцатичетырехлетняя жизнь...

Здоровцев, Харитонов, Жуков!

Вас обнимает вся страна!

И все от дедов и до внуков,

Твердят родные имена.

Пусть множатся ряды героев,

Пусть в наши грозовые дни

Дерутся все, как эти трое,

И побеждают, как они!

Подвигу Жукова свои стихи посвятил и поэт Александр Прокофьев, автор слов известной песни «Товарищ»:

Где б враг ни встретился в пути

И что б ни делал он,

Не дать уйти, не дать уйти -

Вот воинский закон.

Второй закон дала страна,

Как первый, он хорош:

Воздай за все врагу сполна,

Разбей и уничтожь!

И Жуков в воинском пути

Законы эти знал,

Настиг врага, не дал уйти -

И в озеро вогнал!

Ленинградский военный журналист А. В. Буров взял интервью у героя. Он застал лётчика у его "ястребка", только что вернувшегося с боевого задания. Карие глаза, чёрные волосы, смуглое мужественное лицо. Широкоплечий, статный. Пилот рассказал:

Наша старушка - мать сейчас одна. Братья Александр и Павел - в Действующей армии. Афанасий и Иван имеют опыт гражданской войны и тоже бьются с врагом. Младшие братья, Семён с Тимофеем, конечно, не сидят дома - оба призывного возраста. Выходит, шестеро, я седьмой. А восьмая, Евдокия, - медицинская сестра.

Узнав о присвоении сыну высокого звания Героя Советского Союза, 64-летняя мать лётчика, колхозница из далёкой череповецкой деревни Ружбово Анна Матвеевна Жукова писала на страницах "Красной Звезды":

"...Дорогой и любимый Миша! Даю тебе наказ: продолжай так же бесстрашно и мужественно громить фашистских псов... И другим сыновьям говорю: мои дорогие, любимые, отстаивайте каждую пядь советской земли, деритесь с проклятым врагом до последней капли крови!.."

О нем, а точнее – о них, потому что с этого времени их имена стали неразделимы, не только писали, не только передавали по радио. О них говорили в полках, в эскадрильях. Обсуждали, спорили, примеривали их подвиг на себя…

Не обошли молчанием тараны и фашисты. Они объявили этот прием уничтожения противника «варварским» методом ведения войны, приемом «обреченных». Видимо, эти утверждения требовались им для того, чтобы оправдать собственный страх перед тараном. История Великой Отечественной войны не знает ни одного случая, когда бы немецкий летчик сознательно, целенаправленно осуществил таранный удар. Более того, столкнувшись с таким непостижимым для них явлением, как таран, немецкие летчики в дальнейшем старались избегать сближения с нашими истребителями на расстояние меньше ста метров. О причинах такого поведения противника в воздушном бою размышлял уже годы спустя после войны Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А. Новиков. « Думаю, - писал он, - что причина здесь не в отсутствии боевых качеств у противника. Дело гораздо тоньше. Гитлеровские летчики, особенно их старые вышколенные кадры, были не из робкого десятка. А на важные объекты, такие как Ленинград или Москва, немецко-фашистское командование бросало не желторотых птенцов, а матерых и опытных пилотов, уверенных в себе и в своей технике. Но отвага отваге рознь… »

Что и говорить, отвага фашистов – это была отвага профессиональных убийц. Они уничтожали своего противника ради обретения господства, а потому главным для них было сохранение собственной жизни. Советские воины защищали в той войне свою землю, своих отцов и детей. Ради уничтожения завоевателей они готовы были пожертвовать своей жизнью.

Таран в небе как разновидность проявления героизма и самоотверженности – явление сугубо российское [Т. Спивак].

Заслуженная награда

39–я истребительная авиадивизия, в которой служил Михаил Жуков, охраняла подступы к Ленинграду, «Дорогу жизни» через Шлиссельбургскую губу Ладожского озера, Волховскую ГЭС – единственную электростанцию, снабжавшую Ленинград электроэнергией. Сопровождали транспортные самолеты, доставлявшие в город боеприпасы, медикаменты, продовольствие, а обратно вывозившие раненых, детей, стариков. Эскортировали штурмовиков, прикрывали порты, другие важные объекты, вели ожесточенные бои с вражескими самолетами.

03.09.1941 г. Жуков одержал очередную победу – сбил в паре многоцелевой двухмоторный самолёт Ме-110.

22.10.41 г. около тридцати вражеских судов с пехотным десантом вышли на Ладогу, чтобы внезапным ударом захватить о. Сухо, расположенный в юго-восточной части озера и удерживаемый небольшим гарнизоном советских воинов. Захватом острова противник намеревался перерезать ладожскую коммуникацию и тем самым нарушить связь Ленинграда с восточными районами страны.

Получив по радио сообщение о вражеском десанте, командование Ленинградского фронта подняло в воздух несколько эскадрилий штурмовиков. Действия штурмовиков прикрывали истребители.

В течение получаса штурмовики утюжили фашистскую пехоту, бомбили вражеские суда. Семнадцать самоходных судов и барж были охвачены огнем. В воздушном бою было сбито более двадцати самолетов противника.

В этом бою лейтенант Жуков сбил один вражеский истребитель лично, а второй в группе. А, кроме того, сделал четыре захода на штурмовку вражеских судов и пехоты.

3.12.41 г. возле мыса Осиновец сбил два вражеских самолёта. А всего в этот день над «Дорогой жизни» летчики 158-го истребительно-авиационного полка сбили 8 самолетов противника.

За отличные действия при разгроме финского десанта на Ладожском озере лейтенант Жуков был награждён орденом Красного Знамени .

В начале Мая 1942 года Михаилу Жукову довелось побывать в Ярославле. Он встретился с друзьями, выступил на областном собрании бойцов всевобуча. Герой призывал молодых патриотов усилить помощь фронту, овладевать военными знаниями, отдавать все силы делу победы.

Вернувшись в полк, продолжал свою боевую работу.

На фотографии 1942-ого года Жуков со Звездой Героя на кителе в окружении вологодских партийных и комсомольских работников. Это один из последних снимков. В начале 43-ого в Вологодскую область придёт скорбная весть.

26.06.42 г. Жуков участвовал в отражении массированного налета на Волховскую ГЭС.

56 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 9 истребителей Ме-109 и 3 Ме-110 предприняли массированный налёт на Волховстрой, пытаясь разрушить главную энергетическую базу Ленинграда. Навстречу фашистской армаде вылетели Сергей Литаврин, Михаил Жуков, Илья Шишкань, Григорий Медведев, Юрий Головач, Пётр Шестаков, Пантелей Высоцкий, Иван Плеханов, Александр Канин, Григорий Богомазов. Они рассекли все девятки врагов, сбили 13 фашистских самолётов, сами не потеряли ни одной машины, ни одного лётчика! Бой продолжался 1 час 10 минут!

Лётчики уже шли на посадку, когда получили новый приказ командира авиадивизии:

К Волховстрою идут 18 "Юнкерсов-88". Атакуйте их!

Боеприпасов почти не было, но лётчики выполнили и этот приказ - фашисты не прошли к ГЭС. Наши пилоты имитировали атаки, пугали врагов призраком тарана, и разогнали их!..

В книге ярославских писателей «Сталинское племя» написано: «Жизнь Михаила Жукова – обычная жизнь молодого человека сталинской эпохи. Семья Жуковых – прекрасная семья советских патриотов. Семеро братьев и одна сестра из семьи Череповецкого крестьянина Петра Ермолаевича Жукова находятся на фронте, бьются с жестоким коварным врагом. Подлинная семья русских «богатырей».

В боевой характеристике от 31 декабря 1943 года командир 2 авиаэскадрильи капитан Древятников на Михаила Жукова написал: «За время войны произвел 259 боевых вылетов, из которых 50 на сопровождение бомбардировщиков, 5 штурмовок, 167 на прикрытие своих войск, аэродромов и объектов. Участвовал в 47 воздушных боях, в которых сбил 3 бомбардировщика лично и в группе истребитель «Ме –109» и бомбардировщик. В воздушных боях показал себя смелым, решительным, с высоким чувством взаимовыручки».

12.01.43 г. Утром, в самом начале прорыва блокады Ленинграда, командир звена того же полка (13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) Старший лейтенант М. П. Жуков, в составе 4 истребителей прикрывал наступавшие наземные войска в районе Мга - Верхняя Дубровка. Над посёлком Московская Дубровка группа вступила в бой с 9 немецкими истребителями. В разгар боя в бензобак его "Киттихаука" попал вражеский снаряд. Почти сгоревший истребитель врезался в снежное поле...

Всего старший лейтенант Жуков совершил 263 боевых вылета, провел 66 воздушных боев, сбил 9 самолётов лично и 5 в группе.

20.01.43 г. За мужество и героизм он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно .

Памятные места

В памяти ярославцев никогда не изгладится мужественный образ Михаила Жукова. Его именем в 1948 году названа улица в Ярославле. Герой навечно занесён в список тружеников орденов Ленина и Октябрьской Революции Ярославского шинного завода и книгу Почёта завода. На здании ГПТУ-7, где учился М. П. Жуков, установлена мемориальная доcка, а в 1974 году в сквере училища поставлен бронзовый бюст героя. Бюст Героя установлен также и у школы № 3, комсомольская организация которой долгие годы носила его имя.

Память о М. П. Жукове увековечена и на его родине: в селе Абаканово, селе Шухободь, в школе № 14 города Череповца, пионерская дружина которой была удостоена его имени.

Нам удалось связаться с Шухободской основной общеобра-зовательной школой, обучающиеся которой многие годы собирают материалы о своем легендарном земляке. В школе создан музей, в котором хранятся уникальнейшие документы, в том числе переписка учащихся школы с сестрой М. Жукова, воспоминания о нем его друзей, одноклассников, справка Минобороны о наградах и присвоенных званиях, извещение о смерти. Это ценнейший материал, который может послужить основой нашей следующей исследовательской работы. Значимость такой работы неоспорима, ведь имя героя должно быть известно подрастающему поколению, его жизнь, подвиг – пример беззаветного служения своему народу. Необходимо учесть еще и тот факт, что последние публикации в районной прессе, посвященные Михаилу Жукову, датируются февралем 1974 года (статья «Отважный сокол) и 1975 годом (переписка 1941 года).

Музей боевой славы. Шухободская школа

Заключение

Великая Отечественная война уходит от нас все дальше, но не уменьшается в памяти, напротив, растёт величие этой горестной эпохи. Наша память о Великой Отечественной войне с годами становится все более значимой: время позволяет глубже и шире видеть результаты подвига советских людей в битве с фашизмом. Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для нашей страны. Испытанием всего: человека, техники, экономики, науки, Вооруженных Сил, на которое история отвела 1418 дней и ночей. И не было среди них ни одного «легкого» дня. Поэтому никогда подвиги советских воинов, совершенные ими в годы Великой Отечественной войны, не будут забыты.

Сын Родины своей!

Герой и патриот!

Как в мужестве твоем,

Характере и силе

Естественно и просто предстает

Национальное достоинство России!

Владимир Соловьев

Список использованных источников

    Спивак Т.О. Крылатое мужество. Издательство «Грифон», Вологда, 2007, - стр. 224, илл.

    Архив музея боевой славы МОУ «Шухободская основная образовательная школа»

    При подготовке исследовательской работы использованы материалы из фондов: Патриотический интернет-проект «Герои Страны», .

Приложение

Переписка с сестрой героя