Юриспруденция        27.01.2020   

Река Пур: описание и фото. Ход мостом

Администрация Ямала с помощью силовиков оттеснила от реки Пур инициативного бизнесмена, предлагавшего построить стационарный мост через реку за счет собственных средств.

Глава «Роснефтегаза» Олег Ситников, пережив сотни проверок и покушение на свою жизнь, лишился наплавного моста, приносившего прибыль в 300 млн в год. Право зарабатывать на переезде получила компания-конкурент. Ее руководитель лично знаком с главой региона Дмитрием Кобылкиным, продвигающим идею строительства моста через Пур с вложением бюджетных средств. Почему жалобы на рейдерство не помогли пострадавшим бизнесменам.

Администрация Ямала с помощью силовиков оттеснила от реки Пур инициативного бизнесмена, предлагавшего построить стационарный мост через реку за счет собственных средств. Глава «Роснефтегаза» Олег Ситников, пережив сотни проверок и покушение на свою жизнь, лишился наплавного моста, приносившего прибыль в 300 млн в год. Переправу Ситникова сначала перекрыли, а затем демонтировали. Право зарабатывать на переезде получила компания-конкурент. Ее руководитель лично знаком с главой региона Дмитрием Кобылкиным, продвигающим идею строительства моста через Пур с вложением бюджетных средств. Почему жалобы на рейдерство не помогли пострадавшим бизнесменам?

Всем известно, что есть такой газопровод — Уренгой-Помары-Ужгород. Но немногие бывали в самом Уренгое — десятитысячном поселке, отрезанном от большой земли полноводной рекой Пур. Чтобы месторождения «Газпрома», «Роснефти» и «Новатэка» на другом берегу могли приносить миллиарды, к ним нужно доставить вахтовиков и оборудование, обеспечивающее их бесперебойную работу. В регулярных поставках товаров первой необходимости нуждается и сам поселок. А это означает, что на строительстве переправы или моста через реку Пур можно заработать серьезные деньги.

Первым перспективы стратегически выгодного участка оценил Олег Ситников, владелец нефтедобывающей компании «Роснефтегаз». Еще 15 лет назад, в 2002 году уренгойский бизнесмен выступил с инициативой строительства наплавного моста через Пур. Дмитрий Кобылкин, который сейчас является губернатором ЯНАО, а на тот момент занимал пост главы администрации Пуровского района, подписал разрешение на строительство.

Ситников переправу построил и начал зарабатывать на плате за проезд. Вырученные деньги бизнесмен решил вложить в строительство стационарного моста через реку Пур. В 2011 году Ситников представил свой проект Дмитрию Кобылкину, теперь уже губернатору Ямала.

Губернатор Дмитрий Кобылки н

По всей видимости, именно в этот момент уренгойский бизнесмен сделал стратегическую ошибку. В Салехарде поняли, насколько прибыльна река Пур. Экономику наплывной переправы специалисты оценили в 1,5 млрд рублей за пять лет. Поэтому выгодный проект решили прибрать к рукам, оттеснив бизнесмена, не имевшего связей с административной и силовой верхушкой Ямала.

Задачу убрать Ситникова с реки Пур взялся решить главный прокурор Ямала Александр Герасименко, который дружит с Дмитрием Кобылкиным и вместе с ним летает на охоту и рыбалку. На «Роснефтегаз» обрушился шквал проверок. Как уже писала «Преступная Россия», в отношении Ситникова было проведено более 600 прокурорских проверок, что фактически парализовало работу компании. Никаких серьезных нарушений выявить не удалось. Более того: Ситникову удалось выиграть несколько судов у прокуратуры ЯНАО.

А в 2013 году на Ситникова было совершено вооруженное нападение в собственном доме, он получил 19 ножевых ранений. По словам бизнесмена, нападавший настоятельно рекомендовал ему отказаться от идеи строительства моста через Пур. Правоохранители квалифицировали нападение как разбой (ч. 3 ст. 162 УК РФ), хотя преступник не взял ничего из ценных вещей и отказался от денег, которые предлагал ему Ситников.

Под давлением силовиков и криминала глава «Роснефтегаза» вынужден был отказаться от идеи строительства моста, а наплавной мост через Пур Ситникову пришлось передать ООО «Магистраль». Эту компанию возглавляет Фидан Хайретдинов, также не имеющий прочных связей с руководством Ямала.

В 2016 году новый владелец наплавного моста тоже едва не лишился недавно приобретенной собственности. Поводом стала отмена лицензирования этой сферы деятельности. В законодательство были внесены изменения, и теперь компании должны были выкупать право собственности на перевозки на аукционе. В августе 2016 года Департамент природно-ресурсного регулирования ЯНАО провел тендер, в котором приняли участие шесть компаний, в том числе и ООО «Магистраль». Перед началом тендера выяснилось, что пятеро из шести участников не предоставили карточку предприятия. Примечательно, что этот документ не был даже упомянут в списке необходимой для участия документации. Только одна компания, ООО «Пурдорспецстрой», таинственным образом узнала, что карточка предприятия нужна, и успела ее подготовить.

Формально торги были признаны несостоявшимися. Однако в Департаменте природно-ресурсного регулирования ЯНАО приняли решение все же заключить договор с ООО «Пурдорспецстрой». Был и другой примечательный момент: одна из компаний, подавших заявку на участие в тендере, была готова платить в бюджет за использование переправы 50 млн рублей. А договор, подписанный с ООО «Пурдорспецстрой», принес государству прибыль всего в 961 рубль — в 50 тысяч раз меньше. Почему же чиновники согласились на минимальные платежи в бюджет? И почему их не смутило, что лишь одна компания чудом узнала о ключевом документе во время проведения тендера?

Все дело в том, что ранее ООО «Пурдорспецстрой» возглавлял Иса Магомадов, который в узких кругах любит похвастаться дружбой с губернатором Дмитрием Кобылкиным. Магомадов был назначен для акционирования предприятия: под его руководством МУП «Пурдорспецстрой» было преобразовано в ОАО, а затем и в ООО, где Магомадов числился уже не директором, а учредителем. В 2015 году он возглавил ГУП «Ямалавтодор», после чего ему пришлось выйти из состава учредителей компании. А «Пурдорспецстрой» начал получать из бюджета миллионы. Только за один день, 16 апреля 2016 года эта компания выиграла два тендера, объявленных «Ямалавтодором». Один на 116 млн рублей, другой — на 22 млн рублей. А 21 июля 2016 года компания заключила сразу три контракта — на 5, 48 и 62 млн рублей. Как и в случае с переправой, «Пурдорспецстрой» был единственным участником торгов, а стоимость контрактов не снижалась ни на копейку.

Когда стало известно об итогах тендера на акваторию реки Пур, ямальские СМИ подняли скандал. В ситуацию вмешалось региональное УФАС, добившееся отмены итогов аукциона. Так провалилась вторая попытка передать переправу через Пур в нужные руки.

А в 2017 году рядом с наплавным мостом «Магистрали» вдруг появилась новая понтонная переправа, построенная компанией «Ямбургтранссервис». Департамент природно-ресурсного регулирования Ямала заключил с этим предприятием договор водопользования на 20 лет. После отмены лицензирования иных допусков по закону не требуется, и «Ямбургтранссервис», имея на руках договор, может спокойно работать долгие годы. Кстати, еще это предприятие выиграло контракты «Газпрома» на оказание услуг по проезду через переправу. Сумма контрактов — более 80 млн рублей.

Чтобы зарабатывать как минимум по 300 млн в год, получая плату от остальных нефтяных и газовых компаний, ООО «Ямбургтранссервис» нужно было лишь избавиться от более удобного наплавного моста по соседству. И 10 июля сотрудники дорожно-патрульной службы ОВД Пуровского района ЯНАО закрыли автомобилям доступ к переправе «Магистрали», установив сначала запрещающие знаки, а затем и перекрывающие дорогу бетонные блоки. Переправу объявили незаконной. Весь поток транспорта, который ранее ею пользовался, вынужден был перейти к конкуренту, ООО «Ямбургтранссервис».

Наплавной мост «Магистрали» был двусторонним, автомобили могли на нем разминуться, пробок не возникало. А из-за одностороннего движения на понтонной переправе ООО «Ямбургтранссервис» и ее низкой грузоподъемности сразу же возникли огромные пробки. Работа нефтяных и газовых предприятий на другом берегу Пура оказалась парализована. Выросли цены на бензин и продукты в самом Уренгое. Разразился громкий скандал, дошедший до федеральных СМИ. Журналисты начали задавать сотрудникам ГИБДД вопросы, почему они перекрыли движение по переправе «Магистрали». Те сослались на судебное решение, принятое Арбитражным судом в отношении «Роснефтегаза» еще в 2011 году и обязавшее компанию демонтировать понтонно-мостовую переправу. Однако переправа уже сменила собственника и данное судебное решение к ней уже не относится. Журналисты отыскали и нестыковки в документах (в частности, неверно указано местоположение переправы), ставящие решение о демонтаже под сомнение.

24 июля Фидан Хайретдинов обратился к министру МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой помочь остановить, по его словам, рейдерский захват. 11 ямальских компаний, лишившихся возможности нормально работать из-за перекрытия переправы «Магистрали», отправилижалобы руководителю управления службы федеральных приставов по ЯНАО, главному судебному приставу ЯНАО — Евгению Смирнову. Ранее Ситников написал письмо о рейдерском захвате переправы премьеру Дмитрию Медведеву. После этого сотрудники миграционной службы при поддержке полиции провели рейды по объектам «Роснефтегаза» и в ходе них массово задерживали якобы для проверки работников компании. Затем к сотрудникам ГИБДД, перекрывшим переправу «Магистрали», присоединились сотрудники ОМВД Пуровского района ЯНАО и частного охранного предприятия, нанятого ООО «Ямбургтранссервис». А в лояльных по отношению к администрации региона СМИ появились публикации, оправдывающие действия сотрудников ГИБДД и полиции.

Однако скандал не утих, и тогда под давлением СМИ сотрудники ГИБДД изменили тактику. Они вынуждены были открыть проезд по переправе «Магистрали», но начали проверять абсолютно все автомобили, решившие ею воспользоваться. И поскольку при нужной мотивации всегда можно найти нарушения, желающих рисковать было немного. Неугодная переправа пустовала.

А 21 августа в скандальной истории была поставлена точка. Ссылаясь на все то же решениеАрбитражного суда от 2011 года в отношение «Роснефтегаза», судебные приставы совместно с администрацией Пуровского района начали демонтировать переправу «Магистрали».

Почему силовики дружно встали на сторону компании-конкурента? Чтобы понять это, нужно разобраться, кому эта компания принадлежит. ООО «Ямбургтранссервис» было учреждено ООО «Бирбол Групп» и неким Сергеем Полевиковым, директором предприятия стал Александр Соловьев. Затем единственным учредителем и генеральным директором стал сын Соловьева Максим. Однако изменения в собственности, по данным источников «Преступной России» среди бизнесменов Ямала, лишь формальные. Фактически ООО «Ямбургтранссервис» по-прежнему владеют Соловьев и Полевиков.

Полевиков близко знаком с губернатором Ямала Дмитрием Кобылкиным. Это доказывает хотя бы тот факт, что с 2010 по 2012 год Полевиков вместе с губернатором входил в совет директоров ОАО «АТК «Ямал». А значит, бизнесмену несложно было набрать нужный номер на телефоне и попросить силовую поддержку своему проекту на реке Пур.

Дмитрий Кобылкин заинтересован в том, чтобы переправа через Пур контролировалась нужными людьми. Ведь сейчас губернатор занимается реализацией идеи главы «Роснефтегаза» Олега Ситникова, выдвинутой неугодным бизнесменом еще шесть лет назад. Мост через Пур все же будет построен, но уже «своими» бизнесменами и с бюджетными вливаниями, в рамках концессионного соглашения. Предполагается, что строительством займется компания «Мостострой 11», которую возглавляет депутат думы Тюмени Николай Руссу.

У «Мостостроя-11» давно налажены прочные связи с администрацией и силовиками Ямала. Именно эта компания строила шикарную виллу в поселке Черная речка для главного прокурора ЯНАО Александра Герасименко. Того самого, что «закошмарил» Ситникова, решившего построить мост через Пур за счет собственных средств, без привлечения бюджетных денег.

По предложению Дмитрия Кобылкина мост через Пур включен в перечень объектов социальной инфраструктуры нефтепровода «Заполярье — Пурпе». В сентябре прошлого года инвестиции для проектирования и строительства моста оценивались примерно в объеме 6 млрд рублей. Серьезные деньги. Такой объем действительно нужно осваивать только с проверенными людьми. Чужим у кормушки подобного размера не место, что и доказала история со сносом понтонного моста через Пур.

Рабочее совещание по вопросам строительства объектов социальной инфраструктуры магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе состоялось в Коротчаево муниципального образования Новый Уренгой (ЯНАО). Строительство объектов ведется в рамках дополнительного соглашения № 4, подписанного в г. Сургуте в апреле 2015 года между полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе, губернаторами Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, ПАО "Транснефть" и АО "Корпорация Развития".

В совещании приняли участие заместитель генерального директора АО "Транснефть - Сибирь" Сергей Сметанюк , генеральный директор АО "Корпорация Развития" Сергей Черняев , начальник Уренгойского управления магистральных нефтепроводов АО "Транснефть - Сибирь" Дмитрий Дементьев , генеральный директор ЗАО "Спинокс" Андрей Горемыкин и генеральный директор ООО "Уралстройинвест" Игорь Леонов .

Участники совещания обсудили ход проведения строительных работ. До конца текущего года жители Коротчаево получат два новых объекта. Один из них - спортивно-оздоровительных комплекс с лыжной базой, спортивными залами, теннисным кортом, шахматным клубом и другими административно-бытовыми помещениями. Сейчас в здание будущего спорткомплекса заведено тепло. В помещениях ведутся отделочные работы, обустраиваются инженерные коммуникации. Подрядной организацией ООО "Уралстройинвест" заказано все необходимое для бытовых нужд и занятий спортом оборудование. Готовность объекта составляет 67%.

Второй важнейший для развития поселка объект - канализационно-очистные сооружения производительностью 2,5 тыс. м³ в сутки. Очистка стоков будет производиться последовательно в трех цехах - биологической очистки, механической очистки и механического обезвоживания осадка. К настоящему времени ЗАО "Спинокс" завершает обустройство технологических площадок всех цехов, ведется монтаж инженерных сетей и установка оборудования. Завершены работы по прокладке напорного канализационного коллектора протяженностью 3 км, соединяющего городскую канализационно-напорную станцию и очистные сооружения. Готовность объекта на сегодняшний день составляет 72%.

В скором времени в поселке Уренгой Пуровского района ЯНАО начнутся строительные работы по возведению еще одного объекта инфраструктуры - автомобильного моста через реку Пур. Санкт-Петербургским институтом "Ленпромтранспроект" по заказу АО "Корпорация Развития" полностью подготовлена проектная документация, получены все необходимые разрешительные документы на строительство. Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предложило всем заинтересованным предприятиям, прежде всего топливно-энергетического комплекса, принять участие в реализации проекта на условиях концессионного соглашения. Постановлением правительства ЯНАО № 526 от 17 мая 2018 года определены условия и сроки приема заявок. В соответствии с дорожной картой соглашение будет подписано в августе текущего года, а строительные работы начнутся этой осенью. К настоящему времени в уполномоченный орган - департамент экономики ЯНАО - уже поступила первая заявка на участие в концессии от акционерного общества "Мостострой-11".

Мост свяжет заполярные территории, где сейчас идет интенсивное обустройство крупных нефтегазовых месторождений, с автомобильным и железнодорожным транспортным узлом пос. Коротчаево, обеспечит надежное сообщение с большой землей для жителей Пуровского, Тазовского и Красноселькупского районов.

От рейдерского захвата до попытки убийства. Что происходит на переправе через реку Пур, и почему предприниматели пишут обращения премьер-министру Медведеву и собирают подписи.

Ямальский предприниматель Фидан Хайретдинов, директор компании «Магистраль», владеющей понтонной переправой на реке Пур, обратился к главе МВД РФ Владимиру Колокольцеву с просьбой о защите от рейдеров. Олег Ситников, владелец ямальской нефтедобывающей компании «Роснефтегаз» написал обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву и собирает подписи за сохранение переправы. Что на самом деле происходит, и почему самый богатый регион страны гудит из-за скандала вокруг скромной переправы через реку Пур.

Дмитрий Кобылкин сам согласовал строительство

История переправы началась в 2002 году, когда бывший губернатор ЯНАО Юрий Неелов подписал распоряжении о предоставлении «Роснефтегазу» бизнесмена Олега Ситникова участка для строительства понтонной переправы. Спустя полгода выбор точного места строительства согласовал Дмитрий Кобылкин , сейчас губернатора региона, а тогда еще первый заместитель главы администрации Пуровского района. Как указано в документе с его подписью: «Учитывая государственную важность развития нефтегазового комплекса РФ и отсутствие других приемлемых вариантов <…> согласовать акт выбора.»

Видимо, спустя девять лет, понтонная переправа и развитие нефтегазового комплекса стали не так важны для нового губернатора.

А возможно, дело в том, что «Роснефтегаз» с 2011 года находится под пристальным «вниманием» ямальских рейдеров. Компанию, за все время существования, проверяли более тысячи раз налоговые органы и полиция, а сам Ситников пережил покушение .

Предприниматель связывает его как раз с переправой, а точнее с планами построить стационарный мост через реку Пур. Новый проект был представлен губернатору Кобылкину, который одобрил его, но планам не суждено было сбыться. После презентации проекта губернатору, сам предприниматель едва не стал жертвой киллера.

«Нанося удары (ножом — прим.ред), убийца приговаривал: «Не строй мост»»,- в своем интервью ПАСМИ.

Столкнувшись с таким мощным давлением, предприниматель был вынужден отказаться от идеи строительства моста и, через некоторое время переуступить свою переправу компании «Магистраль» .

Спустя несколько лет последовала еще одна попытка захвата, теперь уже у «Магистрали». В 2016 году лицензирование этой сферы деятельности было отменено, и теперь компании должны были выкупать право перевозки на аукционе. В августе 2016 года Департамент природно-ресурсного регулирования ЯНАО провел тендер в котором приняли участие шесть компаний, в том числе и «Магистраль».

Согласно итогам аукциона, государство должно было получить от «Пурдорспецстрой» всего 961 рубль, хотя одна из компаний-участниц готова была предложить 50 млн рублей

Но после начала аукциона, выяснилось, что пять из шести компаний, не предоставили карточку предприятия, хотя в требованиях такого документа не было. Формально, торги были признаны несостоявшимися, но департамент все-равно решил подписать договор с «Пурдорспецстроем» , единственной компанией, которая каким-то чудом узнала о ключевом документе, которого даже не было в списке необходимой документации.

Согласно итогам аукциона, государство должно было получить от «Пурдорспецстрой» всего 961 рубль , хотя одна из компаний-участниц готова была предложить 50 млн рублей .

Разница в 50 тысяч раз , между стоимостью аукциона и возможной прибылью государства, видимо, ничуть не смутила ведомство, и только вмешательство Федеральной антимонопольной службы ЯНАО и , которое писало об этом аукционе, помогло отменить результаты сделки.

Но несколько недель назад на Ямале разразился новый скандал вокруг злополучной переправы через реку Пур. Все началось с того, что сотрудники компании «ЯмбургТрансСервис» , которая владеет переправой в сотне метров от наплавного моста «Магистрали» , под охраной полиции установили запрещающие проезд знаки на съездах к переправе, а позже вообще перекрыли дорогу бетонными блоками. По этому факту были поданы заявления в полицию. Скандал вышел на федеральный уровень, когда телеканал РЕН опубликовал репортаж с места событий .

Местные СМИ ответили серией публикаций о незаконности установки понтонов, опасности для водителей, комментариями чиновников, обвиняющих компанию-владельца переправы во всех смертных грехах.

Штрафуют водителей и перекрывают дорогу

Репортажи СМИ, действия сотрудников органов и ситуация с переправой вызывает много вопросов о том, в чьих интересах действует власть.


Почему в своем представлении врио заместителя начальника ОГИБДД Пуровского района майор Кабаев ссылается на постановление суда о сносе наплавного моста «Роснефтегаза» , хотя на данный момент мостом владеет «Магистраль» ? Почему в том же постановлении указано, что переправа располагается на 254 километре реки Пур, тогда как переправа «Магистрали» находится на 252,3 километре ? Кстати, представители компании «Магистраль» задавали эти вопросы сотрудникам полиции, но полицейские коротко ответили: «С этими вопросами обращайтесь в Салехард, а не к нам». И почему сотрудники полиции блокируют съезды, если исполнительное производство о демонтаже было приостановлено решением судебных приставов с 17 июля?

Или почему в местной прессе и социальных сетях именно сейчас стали появляться материалы, в которых говорится об абсолютной незаконности этой переправы, а ГУ МВД по ЯНАО заявляет о самовольном строительстве. Ведь, если она абсолютно незаконна и сооружена самовольно, то появляется вопрос, куда смотрели власти все эти 15 лет ?

По последним данным, метод работы сотрудников ГИБДД изменился. Они впускают машины на переправу, а на другой ее стороне останавливают водителей и штрафуют под любым предлогом

И действительно ли она «абсолютно» незаконна, если до начала всех попыток захвата переправы, компания «Роснефтегаз» владела лицензией на водопользование. При получении которой, было согласовано размещение наплавного моста, получено заключение рыбохозяйственной экспертизы и еще с десяток согласований контролирующих органов на десятках листов.

При этом, вторая переправа, которая принадлежит компании «ЯмбургТранссервис» , находящаяся в сотне метров от наплавного моста, продолжает действовать. Но полноценно заменить переправу «Магистрали» она не может, — ее грузоподъемность значительно ниже, кроме того, она реверсивная , в то время, как переправа «Магистрали» с двухсторонним движением . Уже 11 компаний обратились к властям с просьбой поспособствовать скорейшему разрешению ситуации, ссылаясь на невозможность проезда тяжелой техники массой более 60 тонн и срыв сроков работ (письма имеются в распоряжении редакции).

По последним данным, метод работы сотрудников ГИБДД изменился. Они впускают машины на переправу, а на другой ее стороне останавливают водителей и штрафуют под любым предлогом. А повод для штрафа у среднестатистического ямальского водителя грузовика найдется всегда. Да, полицейские действуют абсолютно законно, но почему-то ловят водителей только на переправе «Магистрали», возле соседней, принадлежащей «ЯмбургТранссервис» автоинспекторов нет, там, видимо, водители их не интересуют вовсе..

Покушение на убийство и рейдерский захват как меры повышения инвестиционной привлекательности

«Все созидательные проекты, рожденные на ямальской земле, поддерживаются понятными и долгосрочными правилами для бизнеса», — с такими словами обращается губернатор Дмитрий Кобылкин к предпринимателям на официальном портале, посвященном инвестициям в Ямало-Ненецкий округ .

Поддержка предпринимательства и инвестиционная привлекательность региона - одна из любимых тем для чиновников Ямала. Власти создают фонды, раздают интервью местным СМИ, публикуют красивую статистику, технично замалчивая о неудобных для себя цифрах и показателях, чтобы .

Несмотря на то, что о поддержке бизнеса и привлечении инвестиций говорят на самом высоком уровне, в регионе предпринимателю или инвестору, если он не связан с кем-то во власти, приходится сталкиваться с такими проблемами как коррупция, рейдерские захваты, откровенный криминал.

Один предприниматель, который хотел не только добывать нефть, но и вкладывать средства в регион, был едва не убит, дело о покушении так и не было доведено до конца, а нужный для развития инфраструктуры региона мост не был построен. Второй предприниматель, оказался под жесточайшим прессингом рейдеров, которые действую через органы прокуратуры и МВД и средства массовой информации.

Но власти регионак, которые должны быть заинтересованы в благоприятном инвестиционном климате, не могут или не спешат помочь предпринимателям в законном решении проблем.

Может быть, для этого надо быть приближенным к губернатору Кобылкину , как в случае с , монополистами энергетической сферы, которые получили в собственность Салехардский рыбкомбинат . Или хотя бы дружить с заместителем начальника УМВД по ЯНАО Нурланом Кобдрашевым , который, как полагают предприниматели, связан с рейдерами, пытающимися захватить Пуровскую переправу.

Мост через Пур. Итоги

Сейчас власти Ямала ищут инвестора для строительства моста через реку Пур. Губернатор Дмитрий Кобылкин провел ряд встреч с потенциальными инвесторами и предложил подписать концессионное соглашение на 6 млрд рублей для строительства на принципах государственно-частного партнёрства. Вероятным подрядчиком может стать компания «Мостострой-11» , крупная строительная компания, которая давно и плодотворно работает с администрацией ЯНАО. По некоторым данным, эта компания тесно сотрудничала и с прокурором округа Александром Герасименко , которому «Мостострой-11» строил усадьбу в элитном поселке на Черной речке под Тюменью.

То есть, развитие инвестиционной привлекательности и эффективное управление регионом, по версии губернатора Дмитрия Кобылкина, выглядит так: сделать все возможное, чтобы местный предприниматель не построил за свои деньги мост, который позволит значительно улучшить инфраструктуру, потом выдавить другого бизнесмена, заодно парализовав движение транспорта, а затем найти аффилированную компанию, которой еще и выделить бюджетные деньги на строительство нового моста. С таким подходом Ямало-Ненецкий автономный округ скоро из самого богатого превратится в середняка.

13:45 — REGNUM На Ямале к строительству долгожданного моста, соединяющего посёлки Уренгой и Коротчаево, приступят уже осенью 2018 года. В правительстве ЯНАО собираются возвести его без региональных бюджетных вливаний, сообщает корреспондент ИА REGNUM .

Напомним, в настоящее время преодолеть реку Пур помогает понтонно-мостовая переправа в летний сезон и ледовая переправа в зимнее время. По этим времянкам проходят не только грузы для населения посëлка Уренгой, но и техника, которая следует к месторождениям «Роснефти», «НОВАТЭКа», «Газпрома», и далее — к Ванкорскому месторождению в Красноярском крае. Ежедневно реку Пур пересекает около 700 единиц автомобильного транспорта, 75% которого имеет грузоподъëмность более 10 тонн. Мост обеспечит бесперебойное сообщение с большой землей для жителей Пуровского, Тазовского и Красноселькупского районов.

Мостовой переход через Пур составит 3,4 километра, автодорожные подходы запланированы протяженностью 2700 метров. Предусмотрены на всем пути следования транспорта современное освещение, системы видеонаблюдения и охранная сигнализация.

Первый заместитель губернатора Алексей Ситников сообщил 28 мая в интервью ОГТРК «Ямал-Регион», что мост через Пур построят в рамках концессионного соглашения, без бюджетных затрат. Само соглашение, согласно «дорожной карте», будет подписано в августе 2018 года

«Организационно-правовая модель и финансовая сформированы. Эта схема складывается так, что регион, я думаю, деньги тратить не будет. Для этого необходимо внесение изменений в действующее законодательство в части безальтернативности проезда. Думаю, что это будет внесено в ближайшее время на рассмотрение в Государственную думу РФ», — пояснил Алексей Ситников.

Кстати, в департамент экономики ЯНАО поступила первая заявка на участие в концессии по строительству моста через реку Пур. По сообщению ИА «Север-Пресс», заявку подало дочернее предприятие РЖД — «Мостострой-11».

Больше всего мост ждут уренгойцы, сообщает пресс-служба администрации Пуровского района. Мостовой переход для них — надежда на лучшее будущее. Это бесперебойное снабжение продовольствием, возможность свободного сообщения с большой землёй в периоды ледохода и ледостава, качество медицинского обслуживания, активизация жилищного строительства, создание новых рабочих мест, развитие предпринимательства и многое другое.

«А главное — посёлок Уренгой станет полноценным звеном инфраструктуры арктического региона, что само по себе станет незыблемой гарантией дальнейшего социально-экономического развития легендарного геологического поселка, залогом его стабильного будущего»,прокомментировал события глава Пуровского района Андрей Нестерук .

Правобережье ямальской реки Пур уже второй месяц отрезано от «большой земли». На левом берегу реки скопились тысячи тонн грузов, необходимых для обеспечения работы по добыче газа и нефти, ведения геолого-разведывательных работ «Газпромом», «Роснефтью», «Новатэком». Товары первой необходимости для жителей поселка Уренгой и нескольких районов Ямала, расположенных на правом берегу Пура, доставляют паромами. Люди с берега на берег добираются катерами на воздушной подушке, выкладывая 500 рублей за переправу в одну строну с каждого пассажира. В прежние годы переправа закрывалась не больше чем на пару недель, во время ледохода. Уже в конце мая движение восстанавливалось. Но тогда у поселка Уренгой работали две переправы. ООО «Ямбургтранссервис» перекидывало через реку понтонный мост с реверсным движением. «Корпорация Роснефтегаз» - мост с двухсторонним движением, сооруженный из восьми барж. Но 21 августа 2017 года мост из барж ликвидировали.

Блокада Уренгоя

Глава администрации поселка Уренгой Олег Якимов принял меня в своем просторном кабинете и долго, вдохновенно рассказывал, как жизнь в поселке становится лучше день ото дня. Отметил, что нет проблем со снабжением, прилавки магазинов ломятся от товаров. И это правда. Я проверил. В магазинах поселка Уренгой действительно изобилие. Правда, цены оказались намного выше, на некоторые товары более чем на 100%, чем на левом берегу реки Пур. К примеру, в Новом Уренгое пакет молока стоит 50 рублей, а на правобережье — уже 90. Килограмм яблок в поселке можно купить за 180 рублей, в городе — за 120, килограмм огурцов — на правом берегу Пура стоит 170 рублей, на левом — 80, килограмм лимонов — 270 в Уренгое и 120 рублей — в Новом Уренгое…

Продавцы в поселке объяснили, что дороговизна возникает из-за «паромной» наценки. Перевозка с одного берега реки на другой, к примеру, 15-тонного грузовика стоит 23 тысячи рублей. Два конца обходятся в 46 тысяч. Надо ли говорить, что эту сумму оплачивают покупатели.

Олег Якимов то ли не знает этого, то ли талантливо имитирует неведение. На мой вопрос, как отразилась на поселке «блокада», бодро ответил:

— Уренгой ничего не потерял…

По поводу перспектив налаживания переправы через Пур глава администрации прибрежного поселка дал оптимистический прогноз. Мол, уже 140 понтонов спущены на воду, и, чтобы собрать переправу и запустить по ней машины, потребуется всего несколько дней.

Не знаю, на чем основан оптимизм Якимова. Я прогулялся воль берега и пересчитал все понтоны. Непосредственно у правого берега их порядка двадцати. Еще около шестидесяти, уже собранных в звенья, я обнаружил в затоне недалеко от места, где и должна начать работать переправа. На левом берегу собраны еще сорок понтонов. Итого порядка 120 штук. То есть все понтоны, которые есть в распоряжении ООО «Ямбургтранссервис», уже собраны и спущены на воду. Но для организации переправы необходимо не менее 140 понтонов.

Когда в августе прошлого года ликвидировали мост из барж, о таком сценарии развития событий, видимо, не подумали. Ну а чего думать-то? Понтонная переправа осталась монополистом, весь автомобильный поток, а это порядка трех тысяч автомобилей ежедневно, безальтернативно достался ей. Нагрузка на понтонную переправу увеличилась даже не в два раза. По тоннажу нагрузка увеличилась в разы. Потому как многотонные автомобили раньше предпочитали мост из барж.

Многократное увеличение нагрузки на понтоны ускорило и их износ. В результате многие из них пришли в негодность, лишив ООО «Ямбургтранссервис» маневрового резерва.

Ликвидаторы

Еще осенью прошлого года я рассказывал, как в «операцию» по ликвидации моста из барж были вовлечены сотни человек — силовики и чиновники, казаки и политтехнологи… Как рано утром 21 августа к сооружению прибыли сотрудники ООО «Ямбургтранссервис», компании, владеющей понтонной переправой, и под прикрытием двух десятков омоновцев разобрали мост. Стоявшие под всеми парами буксиры тут же угнали баржи. Ликвидация моста прошла без эксцессов, бригадам МЧС и скрой помощи, также направленным к сооружению, работы не нашлось.

Угон барж назвали арестом по предписанию службы судебных приставов. Но уже в октябре было установлено, что исполняющий обязанности начальника отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП по ЯНАО Александр Бурулов превысил свои полномочия, подписав постановление об аресте барж. Это прямо следует из решения Арбитражного суда ЯНАО по делу № А81-6551/2017, вынесенного 23 октября 2017 года. Суд признал постановление об аресте барж недействительным. Получив на руки это судебное решение, Ситников обратился в СКР с требованием возбудить уголовное дело по статье 169 УК РФ (воспрепятствование предпринимательской деятельности).

Очевидно, что Бурулов в этой истории всего лишь технический исполнитель. Операция по ликвидации моста из барж через реку Пур, думаю, была интересна куда более серьезным людям, обладающим административным ресурсом, который позволяет скоординировать действия судебных приставов и полиции, чиновников и предпринимателей, рассчитывающих получить собственную выгоду. Достаточно вспомнить, что за четыре дня до ликвидации моста из барж департамент природно-ресурсного регулирования администрации ЯНАО объявил аукцион на право «заключения договора водопользования… для размещения наплавного моста» как раз на том участке реки Пур, где еще находился мост из барж, принадлежащий «Корпорации Роснефтегаз».

Можно предположить, что ликвидация баржевого моста была банальной рейдерской атакой с целью захвата привлекательного бизнес-актива. Но история получила огласку далеко за пределами Ямала. Пришлось срочно скорректировать планы. Администрация поселка Уренгой экстренно приняла постановление о создании «условий для массового отдыха», решив на обоих берегах реки Пур организовать по пляжу. Да, вы правильно поняли, два пляжа в Сибири на широте Анадыря. Видимо, по случайному совпадению места для купания и принятия солнечных ванн запланировали насыпать не вдоль берега, а перпендикулярно ему, как раз в тех местах, где были подъездные пути к мосту из барж, сооруженные из железобетонных плит. Администрация вообще не имела права принимать решение об изменении назначении участка, не освободив землю от прежних конструкций. Документ о зонах отдыха датирован 23 августа 2017 года. Именно на него сослался департамент природно-ресурсного регулирования администрации ЯНАО, отменив аукцион на право заключения договора водопользования.

Интересная деталь. «Корпорация Роснефтегаз» ни водной глади, ни берегов не захватывала. Еще 5 ноября 2002 года губернатор ЯНАО подписал документ № 1107-р «О выборе земельного участка», на основании которого администрация Пуровского района ЯНАО вынесла два распоряжения. 31 января 2003 года увидело свет распоряжение № 53 «О предоставлении земельного участка». А 3 апреля того же года было подписано распоряжение № 327-р «О согласовании акта выбора земельного участка». Этими документами «Корпорации Роснефтегаз» были переданы земельные участки площадью 1,76 га на берегах Пура — именно для организации работы понтонной переправы.

А уже на основании распоряжений администрации был заключен договор аренды земельных участков и начала работать понтонная переправа, которая позже была заменена на мост, сооруженный из барж.

Администрация Пуровского района даже не пыталась расторгнуть договор аренды земельных участков. А юристы «Корпорации Роснефтегаз» посчитали, что договор автоматически пролонгирован на неопределенное время, как это регламентировано статьей 621 Гражданского кодекса России, определяющей, что «при надлежащем исполнении условий договора аренды земельного участка в случае, если стороны не высказывали желания расторгнуть договор, такой договор считается возобновленным на неопределенный срок».

Но когда началась подготовка к операции по ликвидации моста из барж, эти юридические нюансы предпочли не вспоминать. А подготовка, надо сказать, вылилась в массированную агитационно-информационную атаку на «Корпорацию Роснефтегаз» и ее основателя Олега Ситникова. С рассылкой анонимок с объявлениями, что Ситников приглашает на митинги и пикеты с требованием ликвидировать поселок Уренгой… И это притом что незадолго до этих событий именно на средства, выделенные «Корпорацией Роснефтегаз», в Уренгое началось строительство церкви… Даже получил огласку некий проект «технического задания», цель которого — «привлечь внимание общероссийского общественного мнения и мнения руководства федеральных правоохранительных органов к факту наличия криминальной группы «Роснефтегаз» (так почему-то названа корпорация предприятий Ситникова. И. М. )… Организовать в том или ином виде начало процедуры ликвидации всей группы компаний…». Политтехнологи даже в «Новую газету» обращались с предложением опубликовать серию статей об Олеге Ситникове и его «противоправной деятельности».

Мы, понятное дело, отказались. Но судя по тому, что на десятках региональных сайтов появились однотипные публикации, соответствующие «техническому заданию», нашлись и исполнители проекта.

«Новая газета» еще осенью прошлого года предполагала, что монополизация переправы через реку Пур ни к чему хорошему не приведет. К сожалению, наш прогноз оказался даже оптимистичнее реальности. Мы-то думали, что ООО «Ямбургтранссервис», де-факто ставший монополистом, взвинтит цены. Но никак не могли предположить, что переправа вообще не будет работать даже к концу июня.


Администрация Уренгоя решила организовать два пляжа поперек берега реки Пур

Месть прокурора?

Основатель «Корпорации Роснефтегаз» Олег Ситников предполагает, что вдохновитель атак на его бизнес, включая ликвидацию моста из барж через реку Пур, — прокурор ЯНАО Александр Герасименко. Предположение не лишено основания, если вспомнить, что Ситников даже судился с силовиком, когда какой-то неизвестный сотрудник прокуратуры переслал предпринимателю копию приказа, подписанного Герасименко, которым тот фактически потребовал от своих подчиненных усилить административное давление на предприятия, входящие в «Корпорацию Роснефтегаз»…

Главным сюжетом противостояния прокурора и предпринимателя стала волокита расследования покушения на Ситникова. Еще в июле 2015 года в публикации «Тиски «ликвидаторов» я рассказал о покушении на бизнесмена. Как он чудом выжил, получив девятнадцать ножевых ранений, потеряв почти три литра крови и проведя трое суток в реанимации.

Ситников убежден, что это покушение было связано с его планами построить переправу. Преступление было совершено как раз после того, как «Корпорация Роснефтегаз» приобрела баржи и начала готовиться запустить мост в эксплуатацию.

Преступление до сих пор не раскрыто, расследование тормозится. С куда большим усердием правоохранительные органы начали «трясти» самого Ситникова, на его предприятия обрушился шквал проверок, которые пошли одна за другой…

— Герасименко уже одиннадцатый год занимает должность прокурора округа. Но сколько бы я ни обращался к нему с жалобами и заявлениями, всегда получаю отписки, подписанные кем угодно, только не прокурором округа, — рассказывает Олег Ситников. — Генеральный прокурор России куда более открыт для граждан, нежели прокурор округа. С Юрием Чайкой я уже трижды встречался. И передавал ему жалобы на действия окружного прокурора. Но, к сожалению, эти жалобы снова спускались в Салехард. А все опять же потому, что Герасименко ни разу не ответил мне лично.

Но, так или иначе, после одной из встреч Ситникова с Юрием Чайкой в ЯНАО была направлена комиссия Генпрокуратуры, по итогам работы которой прокурору округа был объявлен строгий выговор.

«Прокурором Ямало-Ненецкого автономного округа Герасименко А.В. на протяжении нескольких лет инициировались проверки группы компаний Ситникова при отсутствии законных оснований», — написал Чайка в мотивировочной части приказа и подчеркнул, что по результатам этих незаконных проверок «возбуждено более пятидесяти дел об административных правонарушениях» по вопросам, находящимся за пределами полномочий прокурора округа.

Несмотря на строгий выговор Генпрокурора России, объявленный Александру Герасименко, административное давление со стороны прокуратуры ЯНАО на Ситникова и его предприятия не ослабло, а даже усилилось.

А вскоре грянул новый скандал. В редакцию «Новой» прислали фотографии и видеозаписи о том, как человека, похожего на прокурора ЯНАО, занесло в заповедник «Таймырский» в Красноярском крае, внесенный в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Где человек, похожий на прокурора ЯНАО, полетал на вертолете, распугивая заповедных животных (хотя это запрещено), а потом еще и порыбачил, хотя ловля гольцов, занесенных в Красную книгу, тоже под запретом.

К этой публикации новоуренгойский бизнесмен Олег Ситников не был причастен, повторюсь, фото-и видеодоказательства в редакцию «Новой» прислал совершенно другой источник. Но прокурор Герасименко, по всей видимости, посчитал иначе. Прессинг на предприятия Ситникова резко увеличился и в конечном итоге вылился в ликвидацию моста из барж через реку Пур. Получается, что из-за подозрительности и амбиций одного чиновника страдает население целого поселка, вынужденное втридорога платить за продукты с левого берега реки.

P.S.

На момент подписания номера понтонная переправа через реку Пур близ поселка Уренгой, возобновление работы которой было обещано на 20 июня, так и не заработала.