Экономика        15.10.2020   

Шукшин микроскоп смысл названия. Изображение национального характера в рассказах В. Шукшина (по рассказам «Мастер», «Микроскоп», «Дядя Ермолай»). Борьба с вредными бактериями

Рассказ «Микроскоп» - это изложенная в одном эпизоде, занимающем всего две недели, судьба человека. По классификации Шукшина , это «рассказ-судьба».

Проблематика

В рассказе поднимается философская проблема цели и смысла жизни. Основная мысль рассказа в том, что жизнь без цели пуста, это вообще не жизнь. Другие проблемы – взаимопонимание между людьми и отношения в семье, нравственная проблема человеческого достоинства и самоуважения.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Андрей Ерин , работавший столяром в маленькой мастерской в девяти километрах от села. Это любимый тип героев Шукшина, так называемый чудик, то есть нелепый и неудобный человек, у которого есть идея, ставшая жизненной целью.

Шукшин выделяет только две портретных черты героя: жёлтое лицо и краснеющий от волнения нос. Нос – характерная особенность героя. Он ломаный, кривой, с горбинкой. За это жена называет героя кривоносиком. Можно было бы подумать, что это ласковое прозвище, но, несмотря на уменьшительный суффикс, кривоносик – это ругательство. Другие ругательства жены тоже обидные и меткие. Она называет мужа дятлом (из-за внешности) и скважиной (в которую утекают её деньги, счастье и жизнь). Жена презирает мужа, считает его ничтожеством и уверена, что он не умеет шутить.

Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерётся, а защищается подушкой и пытается её уговорить. Он согласен на все условия жены, потому что чувствует себя виноватым: готов пешком ходить на работу, работать месяц в две смены, не пить «читушечку» после бани.

Андрей Ерин преображается, после того как приносит домой тайно купленный микроскоп, сказав, что получил его за ударную работу. Андрей был так счастлив, что «стоял и тихо светился». А жена сравнивает его с голым задом, который светится при луне. В момент исполнения мечты Андрей получает от автора имя и фамилию. Его характер меняется. Он суетится не виновато, как обычно, а снисходительно. Оказывается, он умеет шутить и смеяться. Став хозяин микроскопа, он чувствует себя удивительно смелым. Теперь Андрей грубит жене: «Оглазела!.. Сама ты жиринка. Ветчина целая». Он критикует её за то, что она найдёт в кармане любую копейку, а микробов не видит. Ерин стал «крикливым хозяином в доме». У него наладились отношения с женой, которая его зауважала, появилось общее дело с сыном-пятиклассником. Андрей перестал пить сам и даже брезговал пьяными.

За ту неделю, пока у Андрея в доме был микроскоп, он стал главным человеком в доме. Он рассуждал о микробах, о науке, строил планы борьбы человечества с микробами. Андрей пережил потрясение, увидев в микроскоп, что микробы есть и в крови. Он пытался убивать их с помощью тонкой иглы, придумал, как уничтожать их током. Все его идеи были далеки от науки, но Андрей стал знаменитым в селе, так что односельчане говорили о его микроскопе и учёности.

Когда работающий с Андреем Сергей Куликов проговорился жене Андрея Зое о том, что никакой премии им не давали, Андрей, лишённый своей мечты, превратился в прежнего пьющего, робкого, во всём зависящего от жены человека. Он снова стал несчастным.

Жена Андрея Зоя видит смысл жизни в благополучии семьи. Она держит и мужа, и детей в ежовых рукавицах. Жена не только обзывает мужа, но и бьёт его сковородником, чтобы «душеньку отвести». Зоя получила в рассказе имя (как бы вскользь, в скобках) только тогда, когда заинтересовалась микроскопом.

Зоя – голос многих русских женщин, вынужденных тянуть на своих плечах чудиков, похожих на Ерина. Об этом её плач, причет, рассказывающий о тяжёлой судьбе Зои, о том, что она отказывала себе и детям, копила деньги, чтобы... купить им шубки. В конце рассказа, отнеся микроскоп в комиссионный, она действительно идёт за шубками.

Погрузившись в бытовые заботы, Зоя пропустила своё счастье: её увлечённый «делом» муж снова потерял цель жизни и превратился в ничтожество. Зоя выбрала материальное – шубки для детей и пылесос.

Сюжет и композиция

Рассказ «Микроскоп» не имеет композиционного начала и конца. В первом абзаце речь идёт о том, что «он» (имени или даже прозвища героя нет) на что-то решился. Из следующего абзаца становится понятно, что герой потерял 120 рублей денег и решился сказать об этом жене. Но вскоре читатель догадывается, что Андрей Ерин решился на авантюру: обманул жену, что потерял деньги, а сам купил мечту всей жизни – микроскоп. Понимание приходит к читателю после фразы: «Андрей ждал. Наконец он решил, что – можно».

Жизнь Андрея делится на жизнь без микроскопа и с микроскопом.

Микроскоп – смысл существования героя, он становится заголовком рассказа. Жизнь Ерина преображается благодаря микроскопу. Но читатель понимает, что микроскоп в руках героя – просто игрушка. Ерин видит в микроскоп не больше, чем его сын-пятиклассник. Весь рассказ – это потерявшая образность метафора: Андрей буквально забивает гвозди микроскопом, просто играет с ним. Для него микроскоп – источник бурных эмоций и глубоких мыслей. Стоят ли самые важные моменты в жизни 120 рублей?

В конце рассказа Андрей вынужден снова стать «нормальным», осознаёт, что нельзя тратить деньги, предназначенные на семейные нужды, потому что шубки, конечно, надо купить.

Стилистические особенности

Перемену в отношениях супругов Шукшин передаёт изменением их речи. Самоутвердившись, Андрей начинает разговаривать сложными предложениями, пытается сделать доступные ему умозаключения. Но он остаётся всё тем же простым мужиком, называет микробов собаками, утверждает, что они разгуливают, шныряют, колошматят организм. Лишившись микроскопа, Андрей снова говорит короткими неполными предложениями.

События рассказа изображены с точки зрения героя. Например, его волнение в вечер появления микроскопа передаётся с помощью незаконченных предложений с многоточиями и повтором главного слова «микроскоп».

На уроке мы познакомимся с рассказом Василия Макаровича Шукшина «Микроскоп» (рис. 1).

Рис. 1. В.М. Шукшин

Рассказы В.М. Шукшина написаны народным языком. За основу языка автор берет устное народное творчество (рис. 2).

Рис. 2. Слова В.М. Шукшина о народном творчестве

В произведении мы познакомимся с характерным героем рассказов Шукшина - «чудиком».

«Чудик» - человек с виду странный, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству, и поэтому чуждый и непонятный обывателю. В.М. Шукшин в интервью газетам «Труд» и «Советская культура» говорил (рис. 3):

Рис. 3. Слова из интервью В. Шукшина

В рассказе перед нами предстает обычная семья. Глава семьи, столяр Андрей Ерин, -скорее ремесленник, чем мастер. Его работа не вызывает у него интереса, он работает так, чтобы получить зарплату. Имеет трех детей, жена не работает. Денег маловато, но на водку Ерин средств не жалеет. В его жизни нет увлечений.

Старший сын, пятиклассник, часто вслух учил уроки. Однажды, услышав от него про микробов, Ерин заинтересовался и очень захотел купить себе микроскоп (рис. 4):

Рис. 4. Отрывок из рассказа

Сто двадцать рублей в те времена были серьезной суммой, реакция жены была соответствующей (рис. 5):

Рис. 5. Отрывок из рассказа

Читатель не подозревает, что деньги потрачены на идею, которая в голове Андрея Ерина зрела давно. У каждого из героев свое мнение, своя правда. Мнение жены (рис. 6):

Рис. 6. Правда жены

Понять жену можно, но жизнь Ерина меняется с появлением микроскопа. Его образование закончилось в седьмом классе школы, в жизни он ни на что не мог рассчитывать, кроме неинтересной работы. В нем просыпается интерес исследователя (рис. 7):

Рис. 7. Отрывок из рассказа

Этот свет от появления радости в его жизни (рис. 8):

Рис. 8. Отрывок из рассказа

Читатель наблюдает за диалогом (рис. 9):

Рис. 9. Отрывок из рассказа

Жизнь Андрея Ерина изменилась: вернулся интерес. После того как в доме появился микроскоп, возникла увлеченность, то, что потерял герой рассказа в своей работе (рис. 10):

Рис. 10. Отрывок из рассказа

В его жизни появляются эмоции, появляется уважение окружающих. Деревенский народ воспринимает его как ученого (рис. 11):

Рис. 11. Отрывок из рассказа

Все рушится, когда жена узнает, что микроскоп - это не премия, а деньги, снятые со сберегательной книжки.

Для героя рассказ заканчивается почти трагично (рис. 12):

Рис. 12. Отрывок из рассказа

На страницах рассказов В.М. Шукшина продолжает жить его любимый герой - чудик. Человек с необычными мыслями, увлечениями, своим восприятием мира, странный и непонятный окружающим.

Список литературы

1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 9-е изд. - М.: 2013., Ч. 1 - 384 с., Ч. 2 - 384 с.

2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 - 11-е изд. 2010, 224 с.

3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399 с.; Ч. 2 - 399 с.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.

2. Интернет портал «ИнфоУрок» ()

3. Интернет портал «Русская историческая библиотека» ()

Домашнее задание

1. Какой язык характерен для рассказов В.М. Шукшина?

2. Какова тема рассказа «Микроскоп»?

3. Что вы можете сказать о характере главного героя?

Данные об авторе

Меркурьева Светлана Викторовна

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

Ι. Проверка дом. задания. ΙΙ. Слово учителя о В.Шукшине. Работа с портретом. ΙΙΙ. Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал». IV. Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукши¬на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав¬торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»

Василий Макарович Шукшин(1929 - 1974 г.г.)

Особенности героев Шукшина

Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукши-на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав-торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина. Слайды (Презентация биографии)

Ход урока.

Ι. Проверка дом. задания.

(Биографияписателя, подготовленная учениками).

ΙΙ. Слово учителя о В.Шукшине. Работа с портретом.

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис-сер. Сегодня вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мас-тером короткого рассказа.

- Рассмотрите фотографию Шукшина. Ответьте на вопросы.

- Как вам кажется, откуда родом этот человек?

- Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятст-вий пришлось преодолеть?

- Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешно-стью?

- Каких рассказов вы ждёте от него?

В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немногочудаковатых.

Словарная работа: «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна-ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

Мне бы только правду рассказать о жизни...

Не было бы добрых людей.

Жизнь давно бы остановилась...

В. Шукшин.

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорил он. С этим жил, в это верил В.М. Шукшин.

ΙΙΙ. Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал».

Какое событие встревожило жителей новой деревни?

Почему Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?

На что надеялись мужики, направляясь вместе с Глебом к дому старухи Агафьи Журавлевой?

Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?

С чего начал Глеб «атаку» на кандидата?

Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы? (Философия, физика, филология, астрономия.)

Глеб Капустин проявил некоторые познания в области философии, когда ставил вопрос о том, что первично -дух или материя; не дождавшись ответа, он тут же перешел к другому вопросу:что такое невесомость; затем попросил кандидата филологических наук определить свое отношение к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера и в заключение выразил предположение, что Луна - дело рук разумной цивилизации.

Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович? Почему он не торопился с ответом? (Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену.)

Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Преимущество явно было на его стороне. Это и называлось у мужиков «срезать», т.е. показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента.

Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в деревню из города, достигшим определенного отношения? (Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают,и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли».)

Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук? На чьей стороне были мужики? Кем восхищались? Кого жалели?

Действительно, в поведении Глеба много нарочитой грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще».

Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»?(СамГлеб многого не смог добиться в жизни - он работал на пилораме.)

Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем, что «поучал» других людей, искал возможности их унизить.

IV . Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ — исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

- Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро-скоп»?

- Каков сюжет рассказа?

(Для Шукшина сюжет - это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа - один про одно, другой совсем-совсем про другое», - говорил он).

- Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

- Кто прав, по-вашему, в конфликте героя с женой? А на чьей сто-роне ваши симпатии? Почему?

(Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо-ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз-ни. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи-мого из-за причуд отца.)

- Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На-до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.) Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог.

Задание:. Прочитать диалог Андрея с Сергеем Куликовым, который «под хмельком» забрёл и к Сергею от нечего делать, заодно «микробов по-смотреть».

- Как в диалоге проявляются особенности характеров героев?

(Здесь автор показывает и невежество, и самоунижение, и душевную пустоту, и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение. )

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже-ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Задание: найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите примеры.

- Что скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю-бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде-ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства .)

V . Итог урока.

- Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди-кам»?

Герои Шукшина - люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства.В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

1.1.1. Какие черты характера Андрея Ерина проявились в приведенном фрагменте рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.2.1. Какие жанровые признаки басни присутствуют в произведении И. А. Крылова «Свинья под дубом»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.

Дело в том, - рассказывал он, - что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят - и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.

Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра... Когда шел дождик, рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды из лужицы... И там этих беленьких кишмя кишело.

Твою мать-то, што делают!.. Ну вот как с имя бороться? - У Андрея опускались руки. - Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел и ребенок босыми ногами и, пожалуйста, подцепил. А какой там организм у ребенка!

Поэтому всегда надо вытирать ноги, - заметил сын. - А ты не вытираешь.

Не в этом дело. Их надо научиться прямо в луже уничтожать. А то - я вытру, знаю теперь, а Сенька вон Маров... докажи ему: как шлепал, дурак, так и впредь будет.

Рассматривали также капельку пота, для чего сынишка до изнеможения бегал по улице, потом отец ложечкой соскреб у него со лба влагу - получили капель¬ку, склонились к микроскопу...

Есть! - Андрей с досадой ударил себя кулаком по колену. - Иди проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.

Давай опробуем кровь? - предложил сын.

Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.

Кто? - не понял сын.

Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и приду¬мали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, нач¬нется.

Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.

От какой мелкой твари гибнут люди! - Вид у Андрея был убитый.

Сын смотрел в микроскоп.

Друг за дружкой гоняются! Эти маленько другие... Кругленькие.

Все они - кругленькие, длинненькие - все на одну масть. Матери не говори пока, што мы у меня их в крове видели.

Давай у меня посмотрим?

Отец внимательно поглядел на сына... И любопытство, и страх отразились в глазах Ерина-старшего. Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем... чуть дрожали на коленях.

Не надо. Может, хоть у маленьких-то... Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить, а тут каких-то... меньше же гниды самой маленькой - и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!

Вшу видно, а этих... Как ты их?

Отец долго думал.

Скипидаром?.. Не возьмет. Водка-то небось покрепче... я ж пью, а вон видел, што делается в крове-то!

Водка в кровь, что ли, поступает?

А куда же? С чего же дуреет человек?

Как-то Андрей принес с работы длинную тонкую иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.

Давай попробуем... Наточил проволочку - может, сумеем наколоть парочку.

Кончик проволочки был тонкий-тонкий - прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.

Разбегаются, заразы... Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя - не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током... Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут...

И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в «Заготзерне». По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так.

В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.

Садись с нами, - без всякого желания пригласил Андрей.

Зачем? Мы вот тут... Нам што? Нам - в уголку!..

«Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?»

Как хочешь.

Дай микробов посмотреть?

Андрей встревожился.

Каких микробов? Иди проспись, Серега... Никаких у меня микробов нету.Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело- Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить. Андрей!.. - Сергей стукнул себя в грудь кулаком, устремил свирепый взгляд на «ученого». - Золотой памятник отольем!.. На весь мир прославим! А я с тобой рядом работал!.. Андрюха!

Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было, что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:

Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то - микроскоп. Свихнется теперь мужик - ночи не спит. Што бы - пылесос какой-нибудь присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.

Кого присудить? - не понял Сергей.

Андрей Ерин похолодел.

Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...

Андрей хотел было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею, что... но куда там! Тот уставился на Зою как баран.

Какую премию?

Ну премию-то вам давали!

Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...

Вам премию выдавали?

Жди, выдадут они премию! Догонют да ишо раз выдадут. Премию...

А Андрею вон микроскоп выдали... за ударную работу... - Голос супруги Ериной упал до жути - она все поняла.

Они выдадут! - разорялся в углу пьяный Сергей. - Я в прошлом месяце на сто тридцать процентов нарядов назакрывал... так? Вон Андрей не даст соврать...

Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.

Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:

У тебя три рубля есть? До получки...

Есть... Ты за што меня ударил?

Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам?.. Эх-х... Чурка ты с глазами.

В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.

Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.

Где она? - спросил сынишку.

В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.

Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.

Ругалась?

Нет, Так, маленько. Сколько пропил?

Двенадцать рублей. Ах, Петька... сынок... - Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. - Разве же в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...

Понимаю: она продаст его.

Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо: зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?

Нету, - сказал Петька. Может, соврал.

Ну и ладно, - согласился Андрей. - Учись знай. И не пей никогда... Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.

Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.

В. М. Шукшин «Микроскоп»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

И. Л. Крылов

1.1.2. В чем суть конфликта, лежащего в основе рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.2.2. Какие пороки, помимо невежества, обличаются в басне «Свинья под Дубом»?

Пояснение.

1.1.2. Андрей Ерин потратил деньги на покупку совершенно бесполезного для него микроскопа. Конечно, он может показаться чудаком. Но если вдуматься, что значил микроскоп для столяра? Вроде, это просто неразумная трата денег. Но на самом деле микроскоп свидетельствует о том, что в голове Андрея Ерина созревает какая-то идея. По-видимому, Андрею тесно жить в рамках серой и унылой повседневности. Такая маленькая радость, как микроскоп, на самом деле была необходима человеку, уставшему от привычной и изрядно надоевшей суеты. В этом и заключается конфликт, лежащий в основе рассказа.

1.2.2. Свинья не способна видеть ничего дальше своего носа. Это образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней - они не способны поднимать голову вверх. Именно это качество позволяет высмеять человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

Пояснение.

1.1.1. Герой рассказа Андрей Ерин продолжает галерею шукшинских «чудиков». «Чудики» В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни. Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой рассказа «Микроскоп» - это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, по-особому чувствует, поэтому совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас.

1.2.1. Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, высмеиваются пороки людей. В басне Крылова «Свинья под дубом» героями становятся Свинья, Ворон, Дуб. Это, конечно, аллегория - иносказание - одна из характерных особенностей басни. В образе Свиньи высмеиваются человеческие пороки: невежество, жадность, неспособность видеть дальше своего носа. Ворон - персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит. Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

в чем художественное своеобразие рассказа Шукшина "Микроскоп" ? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Рассказ"Микроскоп"- это изложенная в одном эпизоде,
занимающем всего две недели, судьба человека.
По классификации Шукшина, это "рассказ-судьба".
В рассказе поднимается философская проблема
цели и смысла жизни.
Основная мысль рассказа в том, что жизнь без цели
пуста, это вообще не жизнь.
Другие проблемы – взаимопонимание между людьми
и отношения в семье, нравственная проблема
человеческого достоинства и самоуважения.
Рассказ пронизан юмором, но в нем заложена
мысль о разрушающей душу меркантильности,
о "вещной болезни"
Сюжет и композиция
Рассказ » не имеет композиционного начала и конца.
В первом абзаце речь идёт о том, что «он»
(имени или даже прозвища героя нет)
на что-то решился.
Из следующего абзаца становится понятно, что герой
потерял 120 рублей денег и решился сказать
об этом жене.
Но вскоре читатель догадывается, что Андрей Ерин
решился на авантюру: обманул жену, что потерял
деньги, а сам купил мечту всей жизни – микроскоп.
Жизнь Андрея делится на жизнь без микроскопа и
с микроскопом.
Микроскоп – смысл существования героя, он
становится заголовком рассказа.
Жизнь Ерина преображается благодаря микроскопу.
Но читатель понимает, что микроскоп в руках героя –
просто игрушка. Ерин видит в микроскоп не больше,
чем его сын-пятиклассник.
Весь рассказ – это потерявшая образность метафора:
Андрей буквально забивает гвозди микроскопом,
просто играет с ним.
Для него микроскоп – источник бурных эмоций и глубоких
мыслей.
Стоят ли самые важные моменты в жизни 120 рублей?
Стилистические особенности
Перемену в отношениях супругов Шукшин передаёт
изменением их речи.
Самоутвердившись, Андрей начинает разговаривать
сложными предложениями, пытается сделать
доступные ему умозаключения.
Но он остаётся всё тем же простым мужиком,
называет микробов собаками, утверждает,
что они разгуливают, шныряют, колошматят организм.
Лишившись микроскопа, Андрей снова говорит
короткими неполными предложениями.
События рассказа изображены с точки зрения героя.
Например, его волнение в вечер появления
микроскопа передаётся с помощью незаконченных
предложений с многоточиями и повтором главного
слова "микроскоп".
Автор легко воссоздает речь героев, которая
является очень живой и образной.
У Шукшина, вообще очень много прямого слова персонажа.
Авторское присутствие тоже есть, но все равно возникает
ощущение, что рассказ состоит из диалогов (как в кино).
Диалоги занимают большое место.
Есть и внутреннее слово героя: диалог героя с самим
собой, и диалог автора с читателем.
Диалогичность не только на уровне повествовательной
структуры организации. Диалогичность как внутренняя
черта поэтики, на уровень семантики, содержания.
Герои вступают в диалог друг с другом, с самим собой.
Путь шукшинского героя – это путь к познанию самого
себя (путь даже и интуитивного).
Сами поступки героя полемичны и диалогичны и по
отношению к миру, и к самому себе.
Шукшинская проза – это в полной мере стихия диалога
с точки зрения и семантики, и художественного поиска.