Сказки        22.04.2020   

Скачать презентацию на тему что такое басня. Презентация - Что такое басня? сатира и ирония –

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РУССКАЯ БАСНЯ РУССКАЯ БАСНЯ у каждой басни своя история

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме - Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен « Панчатантра » относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век).

В баснях мы часто встречаем олицетворение (животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют), аллегорию (изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за ягненком - беззащитный человек, за волком - злой, бессердечный человек).

Крылов Иван Андреевич Крылов явился выдающимся русским баснописцем. Р усский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико- просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова и другие.

Рассказ и цель - вот в чем сущность басни; сатира и ирония – вот ее главные качества (В.Г.Белинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная викторина по страницам русской басни.

Тема: « Русская басня» Обобщающий урок с использованием ИКТ Эпиграф«Мир, который находим в баснях, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий» В.А. Жуковский Цель урока:...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Слайд 1

Презентация Гореловой В.М.

Слайд 2

Слайд 3

Историческая справка

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов.

Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

Слайд 4

Слайд 5

Историческая справка Во всемирной литературе басенная традиция богато представлена двумя ветвями:

восточной - в индийской («Панчатантра» 3 в. до н.э.), сирийский, арабской («Калила и Димна» 8 в.), византийской литературе

западной – в литературе римской империи (Федр, Бабрий), в средневековой литературе (латинская басня «Ромул», французская «Изопет»), во французской и немецкой литературе нового времени Ж.Лафонтен, К.Ф.Геллерт, Т. Де Ириарте, Л.Хольберг, И.Красицкий.

Бабрий «Калила и Димна» Ж.Лафонтен К.Ф.Геллерт

Слайд 6

В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукаво-умудренная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.

А.Д.Кантемир А.П.Сумароков И.И.Хемницер А.Е.Измайлов И.И.Дмитриев

Слайд 7

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Басни И.А.Крылова – ярчайшее явление русской литературы.

Слайд 8

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Семья жила очень бедно, и дать систематического образования ребенку не могла. Очень рано, еще подростком И.А.Крылов пошел работать. Однако он упорно и много занимался самообразованием, изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. В 14 лет он впервые попробовал свои силы на литературном поприще. Однако его ранние комедии не имели успеха. В 1809 г. вышла первая книга басен И.А.Крылова и с этого момента к нему приходит настоящая слава.

Слайд 9

Слайд 10

Особенности басни как литературного жанра особенно четко приступают при сопоставлении со стихотворением на сходную тему.

Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, доотвала; Наевшись,выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит, - Ей с Дубу Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». - «Пусть сохнет, - говорит Свинья, - Ничуть меня то не тревожит: В нём проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». «Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут. - Когда бы вверх могла поднять ты рыло. Тебе бы видно было. Что эти жёлуди на мне растут». _______________________ Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Какой чудесный поросёнок! Как будто смотрит на меня! Но нет, он, чистенький и розовый, Приветствует начало дня. Глазами смотрит он на мир, Не зная горестей в начале. Малыш беспечный приоткрыл Мне тайну детства без печали.

Слайд 11

Характерные особенности басни.

1. Басня – это аллегорический, иносказательный рассказ о явлениях жизни, человеческих характерах и отношениях между людьми, переведенные в картины жизни животных, птиц, вещей. В основе аллегоризма лежит олицетворение - наделение зверей, насекомых, растений признаками людей.

Слайд 12

Басня состоит из двух частей – картины и морали, т.е. рассказа и назидания.

3. В басне серьезное смешано с забавным, поэтому она смешит и одновременно учит. 4. В басне обязательно присутствует диалог. 5. Басне присуща афористичность, краткость.

Слайд 13

6. Басенный стих особый – он имеет строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.

7. Среди всех персонажей басни особое место занимает автор. Он выступает как мудрый, лукавый и наблюдательный рассказчик. Именно в его уста И.А.Крылов вкладывает мораль басни.

Слайд 14

Идейный смысл басни И.А.Крылова «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ»

Что смешного в басне? Каков смысл аллегории? Кто из героев басни выражает серьезный подход к жизни? Каков смысл морали данной басни?

Слайд 15

Современное звучание басни.

И.А.Крылов провозглашает необходимость нравственного отношения к науке и учению. Нельзя отрицать пользы науки, но нельзя и злоупотреблять ею во вред человеку, – так считал И.А.Крылов.

Слайд 16

Отличительные особенности басен И.А.Крылова

– близость к русской народной сказке – живой и непринужденный язык

У авторов - предшественников И.А,Крылова в басне главенствовал дидактический момент – мораль. И.А.Крылов создал басню-сатиру, басню – комедийную сценку. В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи басен Крылова несут в себе реальные черты людей; они включены писателем в широкую панораму русского общества, представляя его различные социальные слои - от царя до пастуха.

Памятник И.А.Крылову на Патриарших прудах в Москве. Скульпторы А.А.Древин и Д.Ю.Митлянс кий.

Слайд 17

Всего И.А.Крыловым было написано более 200 басен и выпущено 9 книг. Он умер, будучи признанным корифеем литературы.

Памятник И.А.Крылову в Летнем саду, г. Санкт-Петербург. Скульптор Клодт П.К.

Могила И.А.Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре, Санкт-Петербург

1 слайд

Анна Гладырь 4 «А» класс Учитель: Андреева Ирина Анатольевна Дубровицы - 2008 МОУ «Дубровицкая средняя общеобразовательная школа имени Героя России А. Монетова

2 слайд

3 слайд

ПЕРВЫЕ БАСНОПИСЦЫ Первые басни были известны еще в глубокой древности. Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (конец 9-8 вв. до н.э) и Стесихор (6 в. до н.э.)

4 слайд

ЭЗОП жил в середине 6 в. до н.э. Эзоп - наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Эзоп полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов. Считают, что он жил на острове Самосе и был рабом некоего Иадмона; было это в первой трети VI в., примерно до 560 г. до н.э.; и он по навету был убит в Дельфах.

5 слайд

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К БАСНЯМ ЭЗОПА. Манускрипт 15 в., Франция ЛИСИЦА И ВИНОГРАД Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: "Он еще не дозрел". Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. Эзоп написал свыше 400 коротких прозаических басен

6 слайд

Во 2 веке нашей эры древнегреческий поэт Бабрий впервые переложил басни Эзопа стихами. С этого времени басни существуют в основном в поэтической форме.

7 слайд

ЖАН де ЛАФОНТЕН (1621-1695) Знаменитый французский баснописец. Выпустил 12 книг басен. Мораль Лафонтена - проповедь житейской мудрости. Ему свойственна высокая художественность в изобра-жении мира животных, поэтичность.

8 слайд

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ Россия 13.02.1769 - 21.11.1844 ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ БАСНОПИСЕЦ Родился в Москве в купеческой семье. Рано потерял отца, полученным воспитанием и образованием обязан матери. В начале XIX столетия Крылов стал переводить басни Жана де Лафонтена - результатом оказались великолепные переложения лафонтеновских басен, значительно отличающиеся от оригиналов своей сатирической направленностью. В своих баснях Крылов дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее. Каждая басня содержит в себе мораль.

9 слайд

Басенное наследие И. А. Крылова насчитывает около 200 басен. «Поэтические уроки мудрости», - так говорил о них Василий Андреевич Жуковский

10 слайд

Николай Васильевич Гоголь: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Александр Сергеевич Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». О ТВОРЧЕСТВЕ КРЫЛОВА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя школа № 1 г. Перевоза»

Русская басня

Выполнил: ученик 5 б класса

Бычков Всеволод

Учитель: Краева Н.А.

г. Перевоз


Цели:

1.Определить понятие «басня»;

2. Определить актуальность басни, как литературного жанра;

3. Выявить составные части басни;

4. Выделить особенности жанра басни;

5. Познакомиться с великими баснописцами.


«Рассказ и цель –

вот в чём сущность басни;

сатира и ирония –

вот её главные качества».

(В.Г.Белинский)


Назначение басен

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?

и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом.

На второй вопрос – басней.»

(М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)


Басня – один из малых эпических жанров.

Всегда рассказ, повествование

Небольшой рассказ, почти анекдот


Басня

рассказ

моральный вывод


БАСНЯ КАК ЖАНР

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

Басня состоит из вступления, описания событий и морали.

С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания:

Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.

Эзопов язык –

речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.

Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.


  • Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
  • В басне высмеиваются людские пороки;
  • Басня имеет поучение, мораль.

Великие баснописцы

Часто родители и взрослые, окружающие нас, читают нам нравоучения. Нравится ли это нам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения?

Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме.

По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном

басне.

И.А. Крылов


«Зеркало и Обезьяна»

Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают: Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра.


«Петух и Кукушка»

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.


«Ворона и Лисица»

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


«Мартышка и очки»

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.


«Слон и Моська»

Пускай же говорят собаки: "Ай моська! знать она сильна, Что лает на слона!"


Вывод:

Цель басни – высмеивание человеческих пороков, недостатков общественной жизни.

В басне в начале или конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни – мораль.

Басни нам нужны, благодаря им, мы учимся различать добро и зло на простых и доступных примерах.


Проверь себя!

ТЕСТ

  • Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

2. Вывод в басне называется:

А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.

3. Определите название приёма, характерного для басни:

А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.

4. Кто известен как первый баснописец?

А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.


Слайд 1

Что такое басня?
Басня – это небольшой поучительный рассказ чаще всего стихотворный. Автор высмеивает человеческие пороки с помощью животных (аллегория) Главная мысль басни всегда серьезна. Автор высказывает ее в форме нравоучительного вывода, который дается обычно в начале или в конце басни и называется мораль

Слайд 2

БАСНЯ
Небольшой рассказ, часто стихотворный Делится на две части: Основное повествование и мораль (нравоучительный вывод) Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается человек) Персонажи (герои) - животные

Слайд 3

Басня - небольшое произведение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т.д. В баснях обычно действуют животные, в которых можно легко узнать людей.

Слайд 4

Из истории басен
Первый баснописец – ЭЗОП, он начал писать басни еще в VIвеке до н.э
Жанр басни полюбили и русские поэты – Василий Кириллович Тредиаковский
Развитие жанра в России связано с именем Ивана Ивановича Дмитриева

Слайд 5

А каких баснописцев вы помните?
Крылов Иван Андреевич , русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин).

Слайд 6

Вспомните из каких басен эти строки?
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Слайд 7

Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет;
Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую связаны с наукой. Люди-Мартышки, ничего не понимающие в науке, своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

Слайд 8

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут".
Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей

Слайд 9

Иван Иванович Дмитриев - баснописец

Слайд 10

Биография Дмитриев Иван Иванович (1760 - 1837) Родился 10 сентября (21 н. с) в родовом поместье, в селе Богородское Казанской губернии, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских. В возрасте восьми лет был отдан в пансион Манженя в Казани, где обучался французскому языку, арифметике, рисованию. Затем учился в пансионе Кабрита, где кроме французского учил немецкий, историю и географию, русское правописание и математику. Отец забрал его из пансиона на одиннадцатом году жизни, взяв образование сына под свой контроль дома. Но единственное, что будущий поэт всегда делал с удовольствием, - чтение романов, французских и русских. Знал произведения Сумарокова, Ломоносова, Державина, Хемницера.

Слайд 11

В 1774 отец отвез сына в Петербург. Дмитриев был записан солдатом в Семеновский полк. В Петербурге он стал учиться в полковой школе. Екатерина II, отправившись в Москву, взяла с собой по одному батальону из каждого полка, и Дмитриев попал в сопровождающие царицу. После завершения подобной миссии взял годовой отпуск и уехал на родину. Вернувшись в Петербург, несколько лет провел в "скучной унтер-офицерской службе".

Слайд 12

С 1777 Дмитриев стал заниматься литературной деятельностью, писал стихи. В 1787 был произведен в прапорщики, в 1788 участвовал в войне со Швецией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи. 1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи: "Искатели фортуны", "К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас патриота".

Слайд 13

Важным событием в его жизни стало знакомство в 1783 году с Н. М. Карамзиным. Дмитриев пишет сказки, басни, сатиру. Басня под его пером утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, свойственные ей ранее. У Дмитриева на первый план выходит рассказчик - умный, ироничный, судящий обо всем как частный человек. Его талантом была сатира. Сатирическое направление видно во многих его произведениях, но особенно в "Чужом толке". Сатира была вызвана идеей других писать оды. Осмеивая одописцев, Дмитриев имел в виду многих подражателей, из которых многие не обладали поэтическим талантом, и не понимали, в чем заключается главная мысль поэтических произведений. Историческое значение сатиры Дмитриева громадно. Она уничтожила страсть писать оды.

В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение). Она говорит, что в жизни нам часто приходится слышать о том, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, приписывает себя (присваивает) к чужим трудовым победам и заявляет: «Мы решили», «Мы сбили».