Здоровье        03.06.2020   

Сочинение на тему «Лермонтов и его поколение. В чём трагедия «лермонтовского» поколения? (По лирике М. Ю. Лермонтова.) (ЕГЭ по русскому) Лермонтовское поколение

1. Разочарование в своем поколении в стихотворении «Дума».
2. «Герой нашего времени»: Печорин как типичный представитель поколения.
3. Драма «Маскарад»: образ князя Звездича.

В любом наряде буду я по праву
Тоску существованья сознавать.
Я слишком стар, чтоб знать одни забавы,
И слишком юн, чтоб вовсе не желать.
И. В. Гете

Мотив разочарования в своем поколении так или иначе проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова. В стихотворении «Дума» поэт обобщил основные идеи, возникшие у него в результате наблюдения за представителями своего поколения. Уже в первой строке звучит безотрадное:

Печально я гляжу на наше поколенье...

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы...

Ни искусство, ни любовь, ни вражда не в состоянии преодолеть холодность и отчуждение, которое многие представители поколения Лермонтова испытывают к жизни: И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в крови какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Поэт невольно сравнивает свое поколение с людьми прошлых эпох:

И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат...

Нет, нынешнее поколение ничему не в состоянии отдать себя целиком, от души — ни наслажденьям, ни великим свершениям.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Образы типичных представителей поколения мы находим и в прозе Лермонтова. Роман, ставший одним из его самых известных прозаических произведений, не случайно назван «Герой нашего времени». Этим названием автор хотел подчеркнуть, что характер Печорина в основных чертах является типичным для всего поколения вообще. В главе «Бэла» Печорин рассказывает о себе Максиму Максимычу, и это описание очень похоже на тот портрет поколения, который Лермонтов вывел в «Думе». В юности Печорин наслаждался «бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги», но они быстро ему надоели, что и неудивительно: обычно люди не ценят то, что достается им легко. Любовь не затрагивала глубинных струн сердца молодого человека. Печорин сам объясняет, почему он охладел к наукам: «...Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно...».

Однако если «Дума» проникнута духом обвинения и обличения, то в «Герое нашего времени» автор скорее сочувствует своему герою, чем обвиняет его, хотя и не скрывает его слабостей и пороков. Можно предположить, что причинами безразличия ко всему и мучительной скуки, владеющих Печориным, являются пресыщение удовольствиями и отсутствие четкой цели, к достижению которой он мог бы стремиться. Накануне дуэли с Грушницким Печорин так размышляет о цели своего существования: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...». Эти страсти и погасили все благородные стремления в душе Печорина. Он стал циником, то есть человеком, который, по меткому определению О. Уайльда, всему знает цену, но ничего не в состоянии оценить по достоинству.

В романе «Герой нашего времени» повествование в основном ведется от лица самого Печорина, который излагает в дневнике свои мысли и наблюдения. Конечно, при такой композиции романа авторская позиция остается «за кадром». В главе «Максим Максимыч» и в особенности в предисловии без названия (ко всему роману), которые написаны от лица автора, а не его героя, мы находим некоторые указания на то, как автор относится к своему герою. Он дает описание внешности героя, добавляя и собственные соображения. Лермонтов указывает на то, что глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся», и делает вывод, что «это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». В целом же портрет «героя нашего времени» дается без выраженной симпатии или неприязни, скорее с интересом стороннего наблюдателя. Та же позиция наблюдателя заявлена автором еще в предисловии, где Лермонтов пишет, что «Герой Нашего Времени... портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Писатель отмечает, что ему было «весело рисовать современного человека, каким он его понимает», однако цели сделать какие-либо нравоучительные выводы, а тем более указать пути к исправлению поколения, он перед собой не ставил.

Портрет еще одного типичного представителя поколения мы находим в драме «Маскарад». Князь Звездич, как может, убивает время и деньги. Он мало задумывается о том, к чему могут привести его поступки, князь просто-напросто ищет развлечений, острых ощущений. Но, как метко говорит ему баронесса, скрыв лицо под маской: «Искать ты не умеешь». Болезнь князя Звездича та же самая, что и у Печорина, и других подобных индивидуумов. Это безразличие, скука, отсутствие увлеченности хоть чем-то.

Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.

Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь, — говорит Звездичу баронесса. В ее словах, обращенных к князю, звучит обвинение и ему, и его поколению, несмотря на любовь баронессы к Звездичу:

Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный.

Эти слова во многом перекликаются с лермонтовской «Думой». А каково же авторское отношение к князю Звездичу? Об этом мы можем догадаться по тем ситуациям, в которые Лермонтов помещает своего героя: князь дочиста проигрывается в карты, и лишь вмешательство Арбенина помогает ему с честью выйти из крайне щекотливого положения; позабыв о помощи, оказанной ему Арбениным, князь пытается любезничать с его женой; князю не удается достойным образом отплатить за пощечину, полученную от Арбенина, так как тот отказывается с ним драться на дуэли. Возможно, автор и сочувствует своему герою, но сочувствие это не лишено презрительного оттенка.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина.
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Этими словами завершается лермонтовская «Дума»; ими же можно подытожить разговор об отношении Лермонтова к своему поколению.

Сочетание имен Пушкин и Лермонтов очень привычно для всех читателей, которые любят и знают русскую литературу. Между тем это довольно разные поэты. Темы и мотивы лирики Лермонтова своеобразны и неповторимы, чтобы говорить о схожести этих творцов. Каждый поэт остается в своем творчестве индивидуальной личностью.

Одно из самых известных произведений

Поэтическая биография Михаила Юрьевича началась в тот момент, когда Александра Сергеевича не стало. Буквально через несколько дней после смерти гения, в трагическом январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года, по рукам стали ходить листочки со стихотворением Лермонтова, которое называлось "На смерть поэта". Эта дата стала стартовой в поэтической биографии Михаила Юрьевича.

В сорок первом году он сам гибнет на дуэли. Таким образом, трагически мал оказался его литературный путь. Это всего чуть больше четырех лет. И насколько несоразмерен этот срок со значением этого творца в российской литературе.

Лермонтов написал много стихотворений, однако очень небольшая их часть при его жизни стала известна читателю. Для этого были свои причины. Дело в том, что Михаил Юрьевич не принадлежал к литературному кругу. Этот поэт всю жизнь держался особняком.

Безумная жажда к творчеству, но не к славе

Он учился в Московском университетском благородном пансионе, затем некоторое время в университете и, переехав в Петербург, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Все эти заведения были центром литературного общения.

Но Лермонтов какое-то время даже не помышлял о том, чтобы сделать карьеру в этой области, несмотря на то, что в этот период пишет он увлеченно и страстно. Были созданы сотни стихов, поэмы и драмы, которые Михаил Юрьевич даже не пытался опубликовать.

Многогранный и талантливый поэт и прозаик

Михаил Юрьевич был очень одаренным человеком. Сохранилось много его картин и замечательных рисунков. Он был одарен и музыкально. Блестяще играл на фортепьяно, скрипке, флейте, пел восхитительные романсы и даже сам сочинял музыку. И многие мотивы лирики Лермонтова зачастую отражают его таланты художника и музыканта.

Рассматривая причудливую сеть набросков, сделанную пером поэта на страницах рукописи, можно увидеть преследующие его образы. Эти рисунки, как и все темы и мотивы лирики Лермонтова, показывают, как сталкивается земное и небесное, ангельское и демоническое, священное и порочное. В этом мире потрясенная душа творца ищет гармонию счастья, но не находит ее. И по-человечески Михаил Юрьевич был глубоко несчастен.

Смена эпох и основные мотивы лирики Лермонтова

Времена тысяча восемьсот тридцатого года были связаны с отходом от романтизма. Такая поэзия уходит в прошлое, и Михаил Юрьевич, как творец, появился в неподходящую эпоху. Романтические направления лирики Лермонтова воспринимались как нечто отжившее. На смену одной эпохе шла другая.

В это сложное время и узнали читатели о творчестве этого поэта. Его стихи были восприняты по-разному. Для этого были свои причины. Михаил Юрьевич не только в жизни, но в произведениях человек, который придерживается крайних, радикальных убеждений. Взять, например, "Смерть поэта". Образ мученика, нарисованный в нем, принадлежит герою, у которого нет шансов выжить на этой земле. Поэт, который призван к бескомпромиссной борьбе с целым миром.

Но это не так. К середине своего творчества Александр Сергеевич пытается уделить внимание не крайностям, а найти золотую середину. Темы лирики Лермонтова выражают недовольство собой и миром, безысходную скорбь, бегство, борьбу и невозможность гармонии. А основная тональность произведений Пушкина - "светлая печаль".

Терзания творческой личности

Основная характеристика лирики Лермонтова - это элемент отрицания, который присутствует практически во всех произведениях Михаила Юрьевича. Перед читателем постоянно возникает образ человека, который не согласен ни на какую гармонию или половинчатые решения, подвергает сомнению абсолютно все основания бытия.

Судьба поколения в лирике Лермонтова занимает значительное место. Произведения с таким мотивом наполнены особыми терзаниями. Тревога главного героя вечна. И поэт все эти свои ощущения гонимого одинокого человека, для которого нет и не может быть в жизни никакой позитивной цели, переносит на все современное потомство.

Здесь необходимо вспомнить стих "Дума", где описывается поколение, так и не сумевшее приобщить себя к реальному делу. Произведение "И скучно и грустно". В центре находится человек, который и рад бы подать своему ближнему руку, но он одинок, и причины этого одиночества лежат в состоянии мира, каким он является с точки зрения героя. Именно так выражена судьба поколения в лирике Лермонтова. Жизнь полна смятения, одиночества и изгнания.

Отличие двух поколений творцов

Дух лермонтовского поколения резко отличался от пушкинского. Между ними пролегло декабристское восстание, которое произошло в тысяча восемьсот двадцать пятом году. После его разгрома воцарилась совершенно другая атмосфера. Исчезли люди, принадлежавшие к предыдущей оппозиции, появилась новая, постулаты которой и отразились в творчестве Михаила Юрьевича.

Это тоже была молодежь, в основном гвардейская, которая была очень вольнолюбивой, но не надеющаяся на какие-то немедленные благие преобразования. Это оппозиционеры другого типа - рефлексирующие герои. И судьба поколения в лирике Лермонтова раскрывается именно при помощи таких образов. Например, всем известный Печорин. Это герой, который все время защищает себя, он не видит гармонии в мире, но ищет ее и страстно тоскует по ней.

Борьба с фальшивыми чувствами и ненавистное отношение ко лжи

Но, кроме эпохального и национального, судьба поколения в лирике Лермонтова имеет значение вечное и вселенское. И в одном из стихов Михаила Юрьевича встречаются такие слова: "Есть чувство правды в сердце человека, святое вечности зерно…". Если думать о том, чем дорог для русской литературы этот великий поэт и прозаик, то, конечно, это то, что он смог передать новому поколению чувство правды.

Страстная жажда правды, ненависть ко всякой фальши, мучительное ощущение одиночества, разъедающий душу скептицизм и в тоже время безумное желание жизни, гармонии, неповторимым образом отразились в характерах и судьбах героев поэта и прозаика. Любые темы лирики Лермонтова полны образов, которые стремятся еще при жизни вместить в свое сознание весь мир, переступить грань между жизнью и смертью.

Образы в известных произведениях

Герой драмы "Маскарад" жаждет духовной свободы и человеческого участия. Но безграничное неверие в жизнь и людей превращает его в убийцу. Губит его самого. Гибнет и главный образ поэмы "Мцыри", готовый рай и вечность променять на свободу.

А "Герой нашего времени" - первый социально-психологический роман в русской прозе? Рассуждая о свободе как о главной ценности, Печорин спрашивает себя: "От чего я так дорожу ею?" Он ищет ответы, вторгаясь в жизнь других людей, сеет вокруг себя гибель и страдания. Обрекает себя на трагическое одиночество и холодное ожесточение.

Фаталист намеренно испытывает судьбу и остается жив. Но это лишь временная отсрочка. А "Песня про купца Калашникова"? Герой этой поэмы своей смертью утверждает человека. Обращаясь к народным истокам поэзии, Лермонтов страстно искал ответы на кардинальные вопросы жизни и смерти.

Все, связанное с памятью Михаила Юрьевича Лермонтова - бесценное достояние не только русской, но и всей мировой культуры. Память о гении никогда не умрет в душах потомков. Она служит неиссякаемым источником вдохновения, веры в жизнь и любви к родной земле.

Примерный текст сочинения

Поэзия М. Ю. Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в ней мы находим "союз волшебных звуков, чувств и дум". Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится, заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении, какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как "Дума" и "Монолог".

Эти стихотворения, объединенные общей темой, по-разному раскрывают ее. В "Монологе" выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана "Дума", духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Ее однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает "ни любви, ни дружбы сладкой". Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и "глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы". Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. "Мы их употребить не можем", - говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: "Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете". Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения "мы". В "Монологе" звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.

Иными настроениями проникнута "Дума". В ней Лермонтов беспощадно судит свое поколение за равнодушие, с которым оно относится к будущему Отчизны и даже к своей собственной судьбе. Такое поколение ничего не заслуживает, кроме презрения потомков. Эти мысли и вызывают у автора чувство грусти, с которым он смотрит на свое поколение:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В этих лермонтовских словах не только выражено отношение поэта к своему поколению, но и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые, однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим - жизнью и свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих взглядов, обогатив следующее поколение лишь "ошибками отцов и поздним их умом". Отсюда и особенность нового поколения - все подвергать сомнению, неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А это неизбежно ведет к бездействию - самому характерному признаку духовного облика молодых дворян эпохи реакции.

Итак, главное, в чем обвиняет Лермонтов свое поколение - это отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию "иссушило ум наукою бесплодной", желание любви и страстей привело к пресыщению - "из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли". Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства -

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

Но более всего равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Такая суровая оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это обанкротившееся поколение пройдет над миром "толпой угрюмою и скоро позабытой", ничего не оставив людям, "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда". Поэтому оно обречено на забвение потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века "насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом".

Думается, великий поэт был слишком суров к своему поколению, которое все-таки оставило свой заметный след в истории. Свидетельство тому - удивительная лермонтовская поэзия, проникнутая духом мятежности, неуспокоенности, стремлением к высокому идеалу. Горячим желанием пробудить молодые умы и сердца для борьбы и настоящей, полнокровной, яркой жизни и были продиктованы горькие и суровые строки "Думы".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дворянский интеллигент, по мысли Лермонтова, не ощущает единства ни с «предками», ни с «отцами», ни с «потомками». Поколение отвергло грубую эгоистическую цельность «предков» («И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат…»). «Отцы» лишь умножили их историческую вину. Люди 30-х годов были слишком «богаты» этим «поздним умом», т. е. общественной трусостью, отсутствием твердых убеждений, цельностью характера. Волею исторических обстоятельств они оказались вычеркнутыми из естественного и закономерного мирового пути. Их не могли удовлетворить ни «предки», ни «отцы». Но у поколения не было живительных связей и с будущим («Его грядущее иль пусто, иль темно»).

Жизнь поколения проходит мимо истории мира, не вписывается в единый поток жизни человечества («Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда»).

Раздумья о месте «нашего поколения» в истории перекрещиваются с размышлениями о внутренней его сущности. «Тайный недуг» сковал поколение, и все этапы его жизни — рождение, юность, зрелость и старость — отмечены печатью смерти. Реализующаяся в стихотворении метафора «путь жизни» («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…») вмещает два плана: смену поколений в истории и смену разьых этапов отдельной человеческой жизни. Рождение и смерть — крайние точки человеческой жизни — связываются с прошлым («Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом…», «И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад…»). От грядущих поколений люди 30-х годов вправе ожидать лишь оскорбления и презрения («И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом…»). Поколение не нашло ни с «отцами», ни с «потомками» животворного единства. Оно внутренне и исторически замкнуто, обречено «с колыбели», и эта обреченность окрашивает весь его жизненный путь.

С этими двумя планами связан и третий, объясняющий внутреннюю несостоятельность, духовную бесплодность поколения. Оно лишено внутренних сил, подорвано изнутри. Жизнь становится тягостной, бесполезной и ненужной («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом…»). Внутренняя опустошенность, бездуховность людей («Так тощий плод, до времени созрелый…», «Мы иссушили ум наукою бесплодной…», «Не бросивши векам ни мысли плодовитой…») связываются в «Думе» со смертью и преждевременной «старостью».

Если для Пушкина этапы отдельной человеческой жизни (рождение, зрелость, смерть) естественны и закономерны, как естественна и закономерна смена поколений и времен, то для Лермонтова все предстает в ином качестве. Пушкин — светлый в печали — приветствует и утверждает естественный ход жизни. Для него это исторически неизбежный всечеловеческий закон («Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…»). Пушкин чувствует свое кровное родство и с прошлым, и с настоящим, и с будущим. Каждый этап жизни у него наполнен особыми, неповторимыми эмоциями. Мудрая печаль Пушкина проистекает из веры в закономерность бытия, в конечную его прогрессивность, в красоту. Пушкин принимает эстафету из рук ушедшего поколения и передает ее будущему:

Увы! на жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут… Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время, И наши внуки в добрый час Из мира вытеснят и нас!

Совсем иное у Лермонтова, который осмысливает поколение как обреченное, впитавшее мертвый, а не живой осклоксок прошлого, бесплодное, ничего не оставляющее потомкам. И это поколение ждет справедливое историческое возмездие:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Но в «Думе» нет неподвижности. Трудная, но неумолимая поступь истории слышна в ней. Насмешка и обвинение становятся познавательными выводами, ибо в них заключены порывы к чему-то высокому, но еще неизвестному. Лермонтовский «потомок» начинает с «насмешки», обвиняя поколение «с строгостью судьи и гражданина».

Социальная и историческая замкнутость — бедствие дворянских интеллигентов 30-х годов. В своем внутреннем мире личность нашла источник движения к новой нравственности, сделала самого себя мерой всего сущего. Личность уже не подчинялась нормам официальной нравственности — они были насквозь чужды ей. Напротив, мир оценивался с точки зрения личной нравственности. Человек освободился от уродующих его и враждебных ему оков официальной идеологии, морали, политики. Он не хотел иметь ничего общего с безнравственным миром. Тем самым в индивидуализме утверждалось достоинство, ценность человеческой личности.

Однако кажущаяся беспредельность внутреннего мира в действительности имела предел. Сделав себя мерой всего сущего, критерием оценки внешнего мира, человек распространил эти критерии и на себя. Мера оценки стала призрачной. Критерии лежали в самой личности, а не в жизни. Но где мера истинности самих оценок?

В «Думе» Лермонтов выразил трагедию поколения

Другие сочинения по теме:

  1. В «Думе» оценки исходят из внутреннего мира личности. Лермонтов судит поколение и себя самого с точки зрения тех идеалов, которые...
  2. Тема будущего Испании наиболее ярко обнаруживает расхождения во взглядах различных писателей «Поколения» эти расхождения и привели в конечном счете к...
  3. Социально-политическое мироустройство Европы и Америки после окончания первой мировой войны. Последствия великого противостояния: Духовное смятение в общественных умах, гибель целой...
  4. В одном из лирических отступлений «Евгения Онегина» Пушкин обращался к будущим своим читателям, к потомкам: …Отдаленные надежды Тревожат сердце иногда...
  5. Сочинения по литературе: Печорин — портрет своего поколения В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы,...
  6. С 1838 по 1840 год Лермонтов под впечатлением кавказской жизни написал 5 повестей, абсолютно разных за сюжетом и связанных между...
  7. Лермонтов обратился к прозе, уже достигнув полной зрелости как романтический лирик, овладев мастерством романтической поэмы, уверенно ступив па путь драматургии....
  8. Четырехтомный роман-эпопея «Война и мир» был создан Толстым менее чем за шесть лет. Несмотря на то что такой грандиозный материал...
  9. Ремарк был солдатом и свои фронтовые переживания перенес в литературное творчество. 1929 года роман «На Западном фронте без перемен» принес...
  10. Для Белинского Лермонтов как автор книги стихотворений, вышедшей в 1840 году и содержавшей плоды его зрелого творчества, был «поэтом мысли»....
  11. Пушкин и Лермонтов — люди разных поколений, хотя и современники. И тем резче выступает несходство. Белинский, который в цитированном письме...
  12. На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты — тени этих...
  13. История Вавилена Татарского, яркого представителя поколения «П», который покорил сталинский небоскреб Вавилонской башни, стал участником всемирного заговора и земным мужем...
  14. В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та...
  15. Герой романа — молодой человек Джордж Уинтербуорн, в 16 лет прочитавший всех поэтов, начиная с Чосера, индивидуалист и эстет, который...
  16. Вот ее первое появление в новом для читателя облике знатной дамы на петербургском балу: через тесный ряд аристократов «к хозяйке...
  17. Цель: · выявить художественную идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных...

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»). Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение. Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Так говорит поэт в стихотворении «Дума», так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова. Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет «толпой угрюмой», «без шума и следа», а саму эту память «потомок оскорбит презрительным стихом».

Насмешка сына «над промотавшимся отцом» – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.
Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830х формировалось в «эпоху безвременья и застоя». Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться. Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

«Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»

Чем же интересуются сверстники поэта? Балами, дуэлями, шумными и веселыми развлечениями. И в прямом смысле зачастую богатые «едва из колыбели», они не желают тратить свои силы на что-либо серьезное, вся жизнь их – погоня за сиюминутным наслаждением, которое, в свою очередь, тоже их не радует…

«И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат…»
«Дума».

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

«На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной»
«Не верь себе».

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»).
Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать?..»

1812-1830: сравнение поколений

Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит «забыться…памятью к недавней старине». Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:

«Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава»
«Поле Бородина».

Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя. Отсюда и появляется повторяющийся в «Бородино» рефрен «Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы». Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что «жизнь скучна, коль в ней боренья нет», нет ничего более страшного.
Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов» «в преданьях славы» («Бородино») его поколение и вправду не встречается. Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

Данный обзор судьбы поколений в жизни и творчества поэта поможет учащимся 9 классов при подготовке сочинения на тему «Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова».

Самые популярные материалы марта для 9 класса.