Экономика        15.01.2020   

Утаивание правды есть ложь кто сказал. Ложь, обман и утаивание. Умолчание и политика

Облечь . Это требует от Учителя особого повода, когда его сострадание делает это законным. И таким "особым поводом" для Будды явились чистые сердца человеческие. Есть отличное предание о том, как и ради кого Гоатама Будда, вместивший Тишину, согласился нарушить великий Покой, снизошедший на него во время просветления. Вот эта история.

Когда Гаутама Будда стал просветленным, была ночь полнолуния. Исчезли все его беспокойства, тревоги, как - будто их никогда не существовало прежде, как - будто он спал и теперь пробудился. Все вопросы, беспокоящие его прежде, отпали сами собой, он ощущал полноту Бытия и Единство.
Первый вопрос, который возник в его уме был: "Как же мне высказать это? Я должен объяснить это людям - показать им Реальность. Но как это сделать?" Этот вопрос мучил всех познавших Истину.

К Будде потянулись люди со всех концов Земли. Ибо все живое тянется к Свету.
Первая мысль, которую он изрек, звучала так: "Всякая высказанная мысль есть ложь". Сказав это, он замолчал. Это продолжалось семь дней. Когда ему задавали вопросы, он только поднимал руку и многозначительно показывал указательным пальцем вверх.

Предание гласит: "Боги на небесах забеспокоились. Наконец-то на Земле появился просветленный человек. Это такой редкий феномен! Ибо появилась возможность объединить мир людей с Высшим Миром, и вот, человек, который мог бы быть мостом между Небом и землей - молчит".
Семь дней ожидали они и решили, что Гаутама Будда не собирается говорить...
Поэтому боги спустились к нему со своим царем Индрой.

Прикоснувшись к его стопам, они просипи его не оставаться безмолвным.
Гаутама-Будда сказал им:
- Я обдумываю уже семь дней все за и против и пока не вижу смысла в разговоре.
Во-первых, нет слов, с помощью которых можно передать содержание моего опыта.
Во-вторых, чтобы я не сказал, это будет неправильно понято.
В-третьих, из ста человек девяносто девяти это не принесет никакой пользы. А тот, кто способен понять, может сам открыть Истину. Так зачем лишать его такой возможности? Возможно, поиск Истины займет у него немного больше времени. Что из того? Впереди - вечность!

Боги посовещались и сказали ему:
- Наверное, рушится мир. Наверное, погибнет мир, если сердце Совершенного склоняется к тому, чтобы пребывать в покое. Пусть Великий Будда проповедует учение. Есть существа чистые от земного тлена, но, если проповедь учения не коснется слуха их, они погибнут; в них и найдет Великий своих последователей. Им нужен один толчок, одно верное слово. Ты мог бы помочь
им сделать единственный верный шаг в Неведомое.

Миг тишины... Будда закрыл глаза и произнес: - Ради тех немногих я буду говорить! О них я не подумал. Я не в сипах высказать всей Истины, но я могу указать им Заветную Звезду моим пальцем!


"Мысль изреченная есть ложь"
Фёдор Тютчев

Чего в мире больше: правды или лжи? Существует ли истина?
Попробуем обосновать утверждение: что бы человек не сказал, что бы не сделал, что бы не подумал - во всём есть "ложь". Ну, скажет читатель, это смотря что называть "ложью". И будет прав. А что называть "правдой"?
Даже без точного определения (экспликации) этих понятий, очевидно что, так называемой, "чистой", абсолютной правды в природе не бывает. Неполная "правда" о чём-то - это уже ложь. А разве мы можем о чём-то знать всё? Значит во всём есть ложь.
Или наличие двух "правд" об одном и том же - это разве уже не свидетельство присутствия "лжи".
Самая малая доля лжи в том, что мы говорим, делаем, объясняем, думаем превращает этот процесс в "неправду". Не так ли?
А вот "правда", в каком бы количестве она не присутствовала в наших неправедных делах, никогда не превратит эти дела в нечто правдивое.
Почему никто не стал бросать камень в грешницу, когда Христос предложил это сделать тем, кто посчитает себя безгрешным. Да потому, что без "грехов" когда-то совершённых преднамеренно или случайно, в принципе, нет людей. Так задумано Всевышним с библейских времён. Все люди совершали, совершают и будут совершать в своей жизни ошибки, обманы, нарушения слов...
Просматривается явная асимметрия ценности и значимости понятий "ложь" и "правда". Получается что ложь всегда "сильнее" правды? Как чёрный цвет сильнее пачкает белое, чем белое осветляет чёрное. Ложка дёгтя портит вкус мёда в большой бочке. Паршивая овца - стадо портит... А вот наоборот не получится - ложка мёда в бочке дёгтя к особым изменениям качеств дёгтя не приведёт, а самая замечательная овца не улучшит стадо...
Попробую доказать тезис: в мире нет ни "правды" ни "лжи" как таковых, самих по себе,- есть только события, процессы, слова и отношение человека к ним. Отношения человека к чему-либо и его субъективная оценка этого создают понятия "правда" и "ложь".
Отношение человека к чему-то с верой в истинность этого - люди назвали "правдой".
Отношение человека к чему-то с неверием в истинность этого - люди назвали "ложью".
В природе имеются объекты, происходят процессы, совершаются события. Самопроизвольным образом, пока не вмешивается человек. Относительно таких естественных событий ни у кого не возникают сомнения - "правдивы" ли они или "лживы".
В человеческом обществе происходят события, которые обуславливаются не только естественными причинами, но и специфическими желаниями людей, их волей, их целями. Человек воспринимает и понимает то, что на него воздействует в меру своих способностей восприятия и понимания. Понятия "правда" и ложь" появляются только в человеческом обществе в результате общения между людьми. Для описания общения человека с природой и природы с человеком понятия "правда" и "ложь" не нужны.
Под "правдой" обычно подразумевается степень точного и полного отображения, изложения информации о произошедшем событии или об объекте (или субъекте).
Точное, адекватное словесное (звуковое, письменное) или изобразительное (визуальное) описание процесса, события, объекта характеризуют словом "правда". Иногда для характеристики такого отражения действительности используется понятие "объективность". Хотя все знают, что и объективность бывает лживой.
Словами "правда" и "ложь" мы описываем, характеризуем не только совокупность сведений о чём-либо, но и их источник и способ преподнесения этих сведений.
Называя что-то "правдой" или "ложью" мы всего лишь даём характеристику, оценку нашего отношения к сведениям, получаемым от человека или иного источника информации. Эту оценку мы делаем на основе сопоставления, сравнения получаемых данных с теми, которые у нас есть и которые мы приняли в своё время (поверили) за эталонные, истинные, "правдивые". На основе кажущейся нам степени соответствия этих сведений нашим эталонным представлениям (вполне возможно ошибочным, предрассудкам), мы делаем вывод о "ложности" или "правдивости" этих сведений.
Очевидно, что любая "правда" в этом контексте может оказаться лживой, а "ложь" правдивой. В зависимости от отношения человека к действительности. Человек произносит слова и делает оценки, а не изрекает и создаёт "правду" или "ложь".
Понятием "истинность" или "на самом деле" мы характеризуем всё то, что, по нашему мнению, есть в действительности или во что мы искренне верим, в чём уверены.
А что такое "на самом деле"? Есть ли оно в действительности? Об этом мы особо не задумываемся. Эти слова всего лишь названия наших представление о том, что есть истинно и реально существует. У одного одни представления. У другого - другие. А третий утверждает, что эти двое заблуждаются... Или лгут.
А может никакого "самого дела" и "истинности" в действительности как таковой нет? Поди проверь, если эта "действительность" труднодоступна или была в прошлом. У нас в наличии есть только наши умозрения и верования, которые существуют лишь в сознании, в головах людей в данный период времени. И у каждого человека свои представления о реальности или нереальности...
Любой источник информации может сообщать нам (нашему мозгу) неверные, неточные, искаженные сведения не только потому, что он желает это сделать, но и потому, что он именно "так" видит, "так" воспринимает, "так" понимает, потому, что он именно такой, потому что между ним и нашим мозгом находится множество промежуточных звеньев, передатчиков, кодировщиков и декодеровщиков(). Ему, источнику информации, если это одушевлённый субъект, может просто так "видится и "кажется" по личным обстоятельствам. Источник, в этом случае, не обязательно преднамеренно "врёт". Он нам сообщает что-то о чём-то то, что способен, может сообщить в данных конкретных условиях. Так что же он нам сообщает: "правду" или "ложь"?
Хочу ещё раз подчеркнуть, что в природе нет ни "правды" ни "лжи" самих по себе. Их нет, как чего-то существующего независимо от человека и вне человека, как неких самостоятельных сущностей. Для Природы всё едино, как писал поэт: что ананасы что навоз...
Произнесённые слова или другие средства передачи информации (сигналы, знаки, рисунки и т.д) становятся "правдой" или "ложью" только в зависимости от конкретных обстоятельств, конкретной ситуации, конкретных особенностей и целей восприятия. Слова "правда" и "ложь" - это всего лишь названия степени качества оценки человеком воспринимаемой информации.
Этими понятиями мы характеризуем также функции, которые выполняют или могут выполнить слова, утверждения, изображения, действия. Любые слова и действия могут выполнять много различных функций, в том числе и функцию правды, и функцию лжи. Любое утверждение следует рассматривать и как отражение сути объекта, процесса, события, так и как функцию, которую оно выполняет в конкретной обстановке. А функцию эту словам навязывает человек...
Люди эмоционально оценивают и формируют своё отношение к тому, что воспринимают в в зависимости от обстоятельств, своих интересов, целей, сложившейся морали и нравственности. Человек не говорит "правду" или "ложь" как таковые,- человек произносит слова и совершает действия. Станут ли эти слова и действия "правдой" или "ложью" зависит от многих факторов: преследуемых говорящим и слушающим тех или иных целей, намерений, мотивов, результатов и последствий использованной информации.
Истинной "ложью", обычно, считают предоставление заведомо, преднамеренно неверных или искажённых сведений о чём-либо. Средства "лжи" могут быть очень разными, в том числе и "правдивыми". В этом смысле "правда" может быть лживой, а "ложь" правдивой, при соответствующем способе изложения и отношения излагающего и воспринимающего информацию к предмету рассмотрения: умолчание, недосказанность, выдумка, недомыслие, промах, глупость и т.д.
Есть обстоятельства, в которых заведомая ложь теряет свой негативный заряд. Ложь становится вынужденным средством достижения каких-то благих целей. Ложь может выполнять функции "правды", а правда играть роль "лжи". Неверная информация, используемая для спасения жизни, не может характеризоваться как зло, и становится просто необходимым средством спасения самого ценного, что есть для человека - жизни. "Лжи" во спасение нет. Во спасение жизни человека всё становится "правдой".
Можно различить несколько "видов" лжи. Простейший подход - выделить два вида лжи.
Первый вид - активная ложь, то есть лживые слова, которые произносят при попытке защитить собственные интересы или себя самого.
Во втором случае люди тоже лгут, чтобы сохранить свои интересы или самого себя, но при этом хранят молчание, то есть правда умалчивается.
Когда человек сознательно лжёт, то постепенно теряет способность различать, что является правдой, а что неправдой. И того, кто лжет, также обманывают. Таким образом, человек не понимаете, что есть правда и что есть ложь.
"Правда" и "ложь" - это не противоположности по своей сути. Борются не "правда" с "ложью" - борются люди. Правда и ложь - это противоположные оценки, характеристики степени соответствия или различия по отношения чего-то к чему-то эталонному. Для оценки чего бы то ни было всегда должен иметься "эталон".
"Правда" и "ложь" - это оценки утверждений на предмет их соответствия определённым эталонам, представлениям, оценка их морально-нравственной роли в конкретном событии и его результатах.
Как не бывает просто большого или маленького, сильного или слабого,горячего или холодного, так не бывает просто правды или лжи. Такие характеристики всегда даются относительно чего-то. В качестве таковых эталонов выбираются общепризнанные нормы, заповеди, обычаи, привычки, нравы... Люди договариваются между собой, что считать правильным, истинным. Потому и говорится: со своим уставом в чужой монастырь не суйся. У каждого своя "правда". А ложь для всех одинаковая?
"Чистой" правды не бывает, как и совершенно чистой воды. Получать и хранить воду высокой степени очистки - это большая техническая проблема.
"Полная" ложь обязательно содержит в себе элементы истины. Ложь даже может состоять из "правды", если посмотреть внимательно да под определённым углом, да с определёнными целями...
"Ложь" всегда сделана из кусочков правды. А в "правде" всегда можно разглядеть лживые вкрапления. Из фрагментов правды можно сделать любую ложь. Чем и пользуются "инженеры" масс человеческих...
В любой "правде" всегда найдётся место "лжи". В любой "лжи" можно обнаружить "правду".
"Ложь" многообразна. "Правда" единична.
Говорить: "намеренная ложь" - это то же самое, что и "масляное масло".
Преднамеренные неточности - это всегда ложь. Ненамеренные ошибки - это заблуждения или отсутствие знаний, умений. Или глупость.
Правда не обязательно справедлива, а справедливость всегда правдива. Они лежат в разных плоскостях.
Люди верят в правду либо потому, что очень хотят,либо потому, что боятся.
"Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему." (Гаутама Будда)
" Некий чудак и поныне за правду воюет,
Правда в речах его правды на ломаный грош,
Чистая правда со временем восторжествует,
Если проделает то же,что явная ложь. "
В.Высоцкий

В настоящее время известны такие основные формы лжи, как искажение и умолчание.

Рассмотрим их более детально в статье.

Зеркала любят лгать, даже если ты просишь их сказать правду. На приказ показать истину они всегда отвечают смехом и искажением реальности. Юлят, ловчат, изворачиваются и лгут, лгут, лгут.
Алексей Пехов. Искатели ветра

Умолчание

Для начала отметим, что умолчание является главным видом лжи, в ходе которой обманываемого сознательно вводят в заблуждение посредством утаивания и сокрытия необходимых сведений.

Приведём пример:
Каждый раз принятие нами какого-либо решения напрямую зависит от действий окружающих людей, при этом мы ежедневно сталкиваемся лицом к лицу с таким видом лжи как умолчание.

Вследствие того, что принятое нами решение может не совпадать с интересами других людей, окружающим будет только на руку утаить информацию, в которой мы можем нуждаться. Таким образом, вы будете введены в заблуждение, которое станет причиной ложного решения.

Далеко не всегда умолчание можно отнести к разряду лжи , ведь большинство людей считают ложью исключительно искажение реальных фактов. Каждый раз, когда супруг изменяет своей жене, он не сообщает ей никакой информации, но если складываются некоторые обстоятельства, грозящие бракоразводным процессом, то супруг может вводить свою жену в заблуждение касательно своих чувств к ней.

Искажение

Предыдущая разновидность лжи является относительно безопасной. Но что делать, когда вас «поймали на горячем»?

В таких случаях обычно практикуется подтасовка и искажение фактов, которые выдаются как истина. Используя искажение как один из видов лжи, человек сообщает неправду.

Прибегали ли вы когда-либо к такому действию как подтасовка фактов? Вспомните, во время того, как вы пытались заполучить ту или иную работу, говорили ли вы неправду потенциальному работодателю?

Если лжеца уличают во лжи, то он, как правило, использует такой прием как искажение фактов. В частности, когда есть необходимость утаить свои эмоциональные переживания. Отметим, что чем больше эмоций в человеке, тем сложней их скрыть от окружающих. Чувство страха может выдать лжеца.

Как правило, если обманывающие стоят перед выбором – какую форму лжи выбрать, они выбирают умалчивание , поскольку это намного выгодней. Также смолчать обычно намного проще, чем откровенно сказать неправду, ведь для этого не нужно ничего делать.

Вместе с тем, во время искажения без отлично спланированного рассказа есть вероятность того, что вас могут уличить в неправде. Так, если доктор обманывает больного для того, чтобы сокрыть смертельный исход болезни пациента, ему следует хорошо запомнить все, что он говорил последнему, чтобы не противоречить самому себе спустя несколько дней.

Умолчать лучше, чем исказить?

Умолчание является предпочтительней потому, что оно является не таким предосудительным действием как, скажем, искажение. Оно является исключительно пассивным действием. Кроме того, ощущение вины, которую испытывает лжец, может навредить жертве, намного меньше.

Более того, умалчивание правды можно оправдать намного легче, если правда раскроется. Тот, кто пытается утаить соответствующие сведения может сказать, что всего-навсего забыл рассказать правду или намеревался ее открыть, но позже.

Наибольшие триумфы пропаганды достигнуты не путем внедрения, а путем умолчания.
Велика сила правды, но еще могущественнее – с практической точки зрения – умолчание правды.
Олдос Хаксли. О дивный новый мир


Так, когда человек, к примеру, дает присягу и начинает свою речь с таких слов: «Насколько я помню…», то он автоматически находит своего рода лазейку для оправдания на случай, если он что-то упустил. В таких случаях необязательно хранить в памяти все события с точностью.

Однако, если жертва обмана задает прямой вопрос, лжецу уже придется воспользоваться не только умалчиванием. К примеру, придя с работы домой, жена спрашивает своего супруга о том, где он был во время обеда, поскольку сама она не могла его найти. И супруг, чтобы сохранить в тайне свое пристрастие к другой представительнице женского пола, должен сказать неправду.


УТАИВАНИЕ ПРАВДЫ

Ложь можно разделить на два вида: белая ложь и черная ложь.* Черная ложь – это утверждение, которое мы произносим, зная, что оно ложно. Белая ложь – это утверждение, которое само по себе не является ложным, но оставляет вне поля зрения значительную часть правды. Белизна лжи нисколько не уменьшает и не извиняет ее. Белая ложь может быть точно такой же разрушительной, как и черная. Правительство, которое утаивает от своего народа существенную информацию с помощью цензуры, столь же недемократично, как и лживое правительство. Пациентка, которая "забыла" упомянуть о том, как она перебрала деньги с семейного банковского счета, задерживает свое лечение точно так же, как если бы она прямо лгала. И поскольку утаивание существенной информации выглядит менее предосудительным, то оно и получило наибольшее распространение как форма лжи; а так как обнаружить и искоренить его обычно труднее, то оно практически оказывается еще более пагубным, чем черная ложь.

* ЦРУ особо компетентно в этом вопросе и, естественно, использует более утонченную систему классификации: речь у них идет о белой, серой и черной пропаганде, причем серая пропаганда – это просто черная ложь, а черная пропаганда – черная ложь, заведомо неправильно приписываемая другому источнику.

Во многих случаях белую ложь принято считать общественно приемлемой, поскольку "мы не хотим ранить чувства людей". И при этом мы еще горюем, что наши взаимоотношения в обществе столь поверхностны. Пичкать своих детей кашицей из белой лжи любящие родители считают не только приемлемым, но и благотворным. Даже те мужья и жены, у которых нашлось достаточно смелости, чтобы быть открытыми друг с другом, испытывают затруднения, когда откровенная правда нужна их детям. Они не говорят детям, что сами курят марихуану, что накануне ночью дрались, выясняя свои отношения, что терпеть не могут своих родителей за их бесхарактерность, что врач обнаружил у одного из них (или у обоих) психосоматическое расстройство, что они совершают рискованные финансовые операции и какая сумма денег находится на их счетах в банке. Обычно такое утаивание и неоткровенность оправдываются заботой, защитой любимых детей от ненужных травм.

Но чаще всего такая "защита" бесполезна. Дети все равно знают, что папа с мамой покуривают травку, что ночью они дрались, что дедушку и бабушку они не любят, что у мамы нервы и что папа пускает деньги на ветер. В результате получается не защита, а лишение. Дети лишены знаний, которые им следовало бы иметь о деньгах, о болезнях, наркотиках, половой жизни, о браке, о родителях, дедушках и бабушках, и вообще о людях. Они также лишены уверенности, которую могли бы обрести, если бы эти вопросы обсуждались более откровенно. Наконец, они лишены образцов откровенности и честности, а взамен получают образцы частичной откровенности, неполной честности и ограниченной смелости. У некоторых родителей желание "защитить" детей мотивируется настоящей, хотя и неправильно ориентированной любовью. У других, однако, горячее желание уберечь детей служит скорее прикрытием и оправданием желания избежать критики со стороны детей и сохранить свою власть над ними. На самом деле такие родители говорят: "Вот что, дети, занимайтесь своими детскими делами и оставьте взрослые дела нам, родителям. Вы должны видеть в нас сильных и любящих хранителей очага. Такое представление будет благотворно и для вас, и для нас, и не смейте его оспаривать. Тогда мы будем чувствовать себя сильными, а вы себя – защищенными, и для всех нас лучше не влезать в эти проблемы слишком глубоко".

Но в тех случаях, когда стремление к абсолютной честности сталкивается с реальной необходимостью некоторой защиты человека, могут возникать серьезные затруднения. Например, даже крепкая супружеская пара может в какой-то ситуации обсуждать развод как один из возможных вариантов будущего, но сообщать об этом детям в той стадии, когда до этого еще далеко, означало бы взваливать на детские плечи ненужную тяжесть. Мысль о разводе чрезвычайно опасна для чувства безопасности у ребенка; она настолько пугает его, что он неспособен видеть угрозу "издали"" даже издали она невыносимо страшна. Если совместная жизнь родителей определенно разваливается, то так или иначе дети оказываются лицом к лицу с угрозой развода, независимо от того, говорят ли с ними об этом родители. Но если брак достаточно крепок, то родители могут сослужить очень дурную службу детям, если скажут им с полной откровенностью: "Мы с папой вчера вечером обсуждали возможность нашего развода; но в настоящее время это пока исключено".

Другой пример подобной ситуации часто возникает, когда психиатр должен скрывать свои мысли, мнения и догадки от пациента на ранней стадии лечения, потому что пациент еще не готов к работе с ними. На первом году моей психиатрической подготовки один из моих пациентов во время четвертого нашего сеанса рассказал мне свой сон, который явно выражал какие-то гомосексуальные склонности. Желая выглядеть блестящим врачом и поскорее добиться успеха, я сказал ему: "Ваш сон означает, что вы беспокоитесь по поводу того, что вы, возможно, гомосексуалист". Он сильно расстроился, а затем пропустил три приема подряд. И лишь благодаря большим усилиям и еще большему везению, мне удалось убедить его возобновить лечение. Мы провели еще двадцать сеансов, а затем он вынужден был переехать в другой город по служебному назначению. Эти сеансы значительно улучшили его состояние, несмотря на то что мы больше ни разу не касались проблемы гомосексуальности. Тот факт, что эта проблема сидела в его подсознании, вовсе не означал, что он готов обсуждать ее на сознательном уровне; поэтому, не скрыв от него моей догадки, я нанес ему сильную травму и едва не потерял его, не только как моего пациента, но и как пациента вообще.

Скрывать свое мнение необходимо также в определенных ситуациях в сферах бизнеса или политики – это открывает двери в коридорах власти. Человек, постоянно высказывающий свое мнение по любому поводу, воспринимается обычным начальством как неуправляемый, как угроза порядку в организации. Он приобретает репутацию человека неудобного; считается, что ему нельзя доверять во всех тех ситуациях, где приходится говорить от имени организации. Невозможно обойти факт: если человек хочет быть полезным для организации, он должен стать ее частичным "олицетворением", быть осторожным и сдержанным в выражении собственного мнения, стереть четкую границу между собой и организацией. С другой стороны, если работник рассматривает собственную эффективность в организации как единственный ориентир для поведения и позволяет себе высказывать только те соображения, которые не вызывают волн, значит, цель для него оправдывает средства, он теряет свою человеческую целостность и определенность, становясь полным олицетворением организации. Тропа, по которой необходимо идти крупному руководителю, балансируя между сохранением и потерей своей целостности, чрезвычайно узка, и лишь очень немногие проходят по ней успешно. Это очень трудное испытание.

Итак, в этих и многих других обстоятельствах дел человеческих необходимо время от времени воздерживаться от выражения своих чувств, мнений, идей и даже знаний.

Каких же тогда правил придерживаться человеку, если он желает хранить верность правде?

Прежде всего, никогда не говорить неправду.

Во-вторых, иметь в виду, что утаивание правды всегда является потенциальной ложью и что каждый раз, когда утаивается правда, необходимо принимать серьезное моральное решение.

В-третьих, решение утаить правду никогда не должно основываться на личных интересах, таких, как жажда власти, желание нравиться или стремление защитить свою карту от критики.

В-четвертых, наоборот, решение утаить правду всегда должно быть основано исключительно на интересах человека или людей, от которых правда утаивается.

В-пятых, определение интересов других людей является задачей настолько ответственной и сложной, что разумное ее решение возможно только при условии истинной любви к этим людям.

В-шестых, первым шагом при определении интересов человека должно быть определение способности этого человека использовать данную правду для своего духовного развития.

И наконец, при определении способности человека использовать правду для своего духовного развития необходимо иметь в виду, что обычно мы эту способность недооцениваем и редко – переоцениваем.

Все это может показаться труднейшей, никогда до конца не решаемой задачей, хронической обузой. И действительно, эта тяжелая ноша самодисциплины никогда не снимается. Потому-то большинство людей и выбирают жизнь с относительной честностью, частичной открытостью и определенной замкнутостью; они оберегают себя и свои карты от мира. Так легче. И все же выигрыш от трудной жизни, посвященной правде и честности, несоизмеримо больше. Сознавая, что их карты все время находятся под критическим прицелом, открытые люди непрерывно развиваются. Благодаря своей открытости они завязывают и поддерживают отношения намного легче и эффективнее, чем люди замкнутые. Поскольку они никогда не говорят неправду, у них спокойно и радостно на душе, они горды тем, что не прибавляют путаницы в мире, а служат источником света, прояснения. В конечном итоге они и есть свободные люди. Они не отягощены ничем таким, что нужно прятать. Им незачем крыться по темным углам. Им незачем выстраивать новую ложь, чтобы прикрыть старую. Они не тратят усилий на заметание следов и сооружение маскировок. Они знают, что на самодисциплину честной жизни требуется гораздо меньше энергии, чем на скрытность. Чем более честен человек, тем легче ему продолжать быть честным; чем больше человек солгал, тем больше лгать придется ему снова и снова. Люди, преданные правде, живут открыто; опыт же открытой жизни делает их свободными от страха.

Просмотров: 1530
Категория: »

Утаивание правды

Ложь можно разделить на два вида: белая ложь и черная ложь. Черная ложь - это утверждение, которое мы произносим, зная, что оно ложно. Белая ложь - это утверждение, которое само по себе не является ложным, но оставляет вне поля зрения значительную часть правды. Белизна лжи нисколько не уменьшает и не извиняет ее. Белая ложь может быть точно такой же разрушительной, как и черная. Правительство, которое утаивает от своего народа существенную информацию с помощью цензуры, столь же недемократично, как и лживое правительство. Пациентка, которая «забыла» упомянуть о том, как она перебрала деньги с семейного банковского счета, задерживает свое лечение точно так же, как если бы она прямо лгала. И поскольку утаивание существенной информации выглядит менее предосудительным, то оно и получило наибольшее распространение как форма лжи; а так как обнаружить и искоренить его обычно труднее, то оно практически оказывается еще более пагубным, чем черная ложь.

Во многих случаях белую ложь принято считать общественно приемлемой, поскольку «мы не хотим ранить чувства людей». И при этом мы еще горюем, что наши взаимоотношения в обществе столь поверхностны. Пичкать своих детей кашицей из белой лжи любящие родители считают не только приемлемым, но и благотворным. Даже те мужья и жены, у которых нашлось достаточно смелости, чтобы быть открытыми друг с другом, испытывают затруднения, когда откровенная правда нужна их детям. Они не говорят детям, что сами курят марихуану, что накануне ночью дрались, выясняя свои отношения, что терпеть не могут своих родителей за их бесхарактерность, что врач обнаружил у одного из них (или у обоих) психосоматическое расстройство, что они совершают рискованные финансовые операции и какая сумма денег находится на их счетах в банке. Обычно такое утаивание и неоткровенность оправдываются заботой, защитой любимых детей от ненужных травм.

Но чаще всего такая «защита» бесполезна. Дети все равно знают, что папа с мамой покуривают травку, что ночью они дрались, что дедушку и бабушку они не любят, что у мамы нервы и что папа пускает деньги на ветер. В результате получается не защита, а лишение. Дети лишены знаний, которые им следовало бы иметь о деньгах, о болезнях, наркотиках, половой жизни, о браке, о родителях, дедушках и бабушках, и вообще о людях. Они также лишены уверенности, которую могли бы обрести, если бы эти вопросы обсуждались более откровенно. Наконец, они лишены образцов откровенности и честности, а взамен получают образцы частичной откровенности, неполной честности и ограниченной смелости. У некоторых родителей желание «защитить» детей мотивируется настоящей, хотя и неправильно ориентированной любовью. У других, однако, горячее желание уберечь детей служит скорее прикрытием и оправданием желания избежать критики со стороны детей и сохранить свою власть над ними. На самом деле такие родители говорят: «Вот что, дети, занимайтесь своими детскими делами и оставьте взрослые дела нам, родителям. Вы должны видеть в нас сильных и любящих хранителей очага. Такое представление будет благотворно и для вас, и для нас, и не смейте его оспаривать. Тогда мы будем чувствовать себя сильными, а вы себя - защищенными, и для всех нас лучше не влезать в эти проблемы слишком глубоко».

Но в тех случаях, когда стремление к абсолютной честности сталкивается с реальной необходимостью некоторой защиты человека, могут возникать серьезные затруднения. Например, даже крепкая супружеская пара может в какой-то ситуации обсуждать развод как один из возможных вариантов будущего, но сообщать об этом детям в той стадии, когда до этого еще далеко, означало бы взваливать на детские плечи ненужную тяжесть. Мысль о разводе чрезвычайно опасна для чувства безопасности у ребенка; она настолько пугает его, что он неспособен видеть угрозу «издали» даже издали она невыносимо страшна. Если совместная жизнь родителей определенно разваливается, то так или иначе дети оказываются лицом к лицу с угрозой развода, независимо от того, говорят ли с ними об этом родители. Но если брак достаточно крепок, то родители могут сослужить очень дурную службу детям, если скажут им с полной откровенностью: «Мы с папой вчера вечером обсуждали возможность нашего развода; но в настоящее время это пока исключено».

Другой пример подобной ситуации часто возникает, когда психиатр должен скрывать свои мысли, мнения и догадки от пациента на ранней стадии лечения, потому что пациент еще не готов к работе с ними. На первом году моей психиатрической подготовки один из моих пациентов во время четвертого нашего сеанса рассказал мне свой сон, который явно выражал какие-то гомосексуальные склонности. Желая выглядеть блестящим врачом и поскорее добиться успеха, я сказал ему: «Ваш сон означает, что вы беспокоитесь по поводу того, что вы, возможно, гомосексуалист». Он сильно расстроился, а затем пропустил три приема подряд. И лишь благодаря большим усилиям и еще большему везению, мне удалось убедить его возобновить лечение. Мы провели еще двадцать сеансов, а затем он вынужден был переехать в другой город по служебному назначению. Эти сеансы значительно улучшили его состояние, несмотря на то что мы больше ни разу не касались проблемы гомосексуальности. Тот факт, что эта проблема сидела в его подсознании, вовсе не означал, что он готов обсуждать ее на сознательном уровне; поэтому, не скрыв от него моей догадки, я нанес ему сильную травму и едва не потерял его, не только как моего пациента, но и как пациента вообще.

Скрывать свое мнение необходимо также в определенных ситуациях в сферах бизнеса или политики - это открывает двери в коридорах власти. Человек, постоянно высказывающий свое мнение по любому поводу, воспринимается обычным начальством как неуправляемый, как угроза порядку в организации. Он приобретает репутацию человека неудобного; считается, что ему нельзя доверять во всех тех ситуациях, где приходится говорить от имени организации. Невозможно обойти факт: если человек хочет быть полезным для организации, он должен стать ее частичным «олицетворением», быть осторожным и сдержанным в выражении собственного мнения, стереть четкую границу между собой и организацией. С другой стороны, если работник рассматривает собственную эффективность в организации как единственный ориентир для поведения и позволяет себе высказывать только те соображения, которые не вызывают волн, значит, цель для него оправдывает средства, он теряет свою человеческую целостность и определенность, становясь полным олицетворением организации. Тропа, по которой необходимо идти крупному руководителю, балансируя между сохранением и потерей своей целостности, чрезвычайно узка, и лишь очень немногие проходят по ней успешно. Это очень трудное испытание.

Итак, в этих и многих других обстоятельствах дел человеческих необходимо время от времени воздерживаться от выражения своих чувств, мнений, идей и даже знаний.

Каких же тогда правил придерживаться человеку, если он желает хранить верность правде?

Прежде всего, никогда не говорить неправду.

Во-вторых, иметь в виду, что утаивание правды всегда является потенциальной ложью и что каждый раз, когда утаивается правда, необходимо принимать серьезное моральное решение.

В-третьих, решение утаить правду никогда не должно основываться на личных интересах, таких, как жажда власти, желание нравиться или стремление защитить свою карту от критики.

В-четвертых, наоборот, решение утаить правду всегда должно быть основано исключительно на интересах человека или людей, от которых правда утаивается.

В-пятых, определение интересов других людей является задачей настолько ответственной и сложной, что разумное ее решение возможно только при условии истинной любви к этим людям.

В-шестых, первым шагом при определении интересов человека должно быть определение способности этого человека использовать данную правду для своего духовного развития.

И наконец, при определении способности человека использовать правду для своего духовного развития необходимо иметь в виду, что обычно мы эту способность недооцениваем и редко - переоцениваем.

Все это может показаться труднейшей, никогда до конца не решаемой задачей, хронической обузой. И действительно, эта тяжелая ноша самодисциплины никогда не снимается. Потому-то большинство людей и выбирают жизнь с относительной честностью, частичной открытостью и определенной замкнутостью; они оберегают себя и свои карты от мира. Так легче. И все же выигрыш от трудной жизни, посвященной правде и честности, несоизмеримо больше. Сознавая, что их карты все время находятся под критическим прицелом, открытые люди непрерывно развиваются. Благодаря своей открытости они завязывают и поддерживают отношения намного легче и эффективнее, чем люди замкнутые. Поскольку они никогда не говорят неправду, у них спокойно и радостно на душе, они горды тем, что не прибавляют путаницы в мире, а служат источником света, прояснения. В конечном итоге они и есть свободные люди. Они не отягощены ничем таким, что нужно прятать. Им незачем крыться по темным углам. Им незачем выстраивать новую ложь, чтобы прикрыть старую. Они не тратят усилий на заметание следов и сооружение маскировок. Они знают, что на самодисциплину честной жизни требуется гораздо меньше энергии, чем на скрытность. Чем более честен человек, тем легче ему продолжать быть честным; чем больше человек солгал, тем больше лгать придется ему снова и снова. Люди, преданные правде, живут открыто; опыт же открытой жизни делает их свободными от страха.

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

4. О "сыворотке правды". Во все времена применялись различные лекарства с целью расслабить эмоциональную блокаду и дать человеку возможность свободнее чувствовать и говорить. Теперь, в результате военного опыта, психиатры начали применять в некоторых случаях два новых

Из книги Психология зла автора Герасимов Сергей

5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ Этот трюк широко практикуется всяческими земными божками, воспитывающими фанатичных приверженцев.Например, относительно известный индивидуум, называющий себя богом (божественной милостью), имени которого я называть не буду из

Из книги Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я автора Миллер Алис

Все, что угодно, кроме правды Мы знаем на собственном опыте, что для излечения душевных заболеваний есть очень действенное и весьма эффективное средство: правдиво рассказать себе историю своего единственного и неповторимого детства и эмоционально вновь пережить ее.

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Сон правды Полюбила Принцесса Принца.И Принц тоже полюбил Принцессу.Поженились они, и родились у них дети: сын, а потом и дочь. Стали воспитывать их в любви и благоразумии.Но вот пришла в жизнь Принцессы беда: увидела она Другого Принца с Другой Принцессой, прогуливавшихся

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

3. О «сыворотке правды» В прежние времена применялись различные средства, призванные сломать эмоциональные барьеры человека и помочь ему свободнее мыслить, чувствовать и говорить. В наши дни, основываясь на опыте войны, наиболее популярны два препарата: в Америке обычно

Из книги ЦРУ и контроль над разумом автора Маркс Джон Д.

Глава 12 Поиск правды Готлиб был одним из многих руководителей ЦРУ, пытавшихся найти способ убить Фиделя Кастро. Кастро, разумеется, не погиб, а его победа над ЦРУ в Заливе Свиней впервые представила ЦРУ в неблагоприятном свете в общественном мнении. Одним из последствий

Из книги Я и мой друг ОКР автора Крютнер Джей

4. Применение Универсальной Правды Мы установили, что такое универсальная правда ОКР и ее суть, сейчас мы можем поговорить про то, как ее принять и использовать. Как научиться принимать свои спайки, прекратить сопротивляться тому, что они существуют, в целях забрать у них

Из книги Я хочу рассказать вам о... автора Букай Хорхе

Магазинчик правды - Скажи мне, Хорхе, почти все понимают, что нужно посещать психотерапевта. Я знаю, что ты так не думаешь, и полагаю, что ты даже не считаешь нужной поголовную психотерапию. Но теперь я задаю себе вопрос, может ли каждый получить пользу от курса

Из книги Лада, не грусти, не надо! Пособие для начинающей эгоистки – 2 автора Лузина Лада

Цена правды Однажды я пришла на вечеринку к подруге с замысловатой прической-башней. «Боже, как она тебе не идет!» - воскликнула подружка с порога. И тем самым испортила мне настроение на весь вечер. А в ответ на упрек только пожала плечами: «Ты что, хочешь, чтоб я тебе

Из книги Каждый может стать богатым! Предприниматель жизни, или Как богатому попасть в рай автора Некрасов Анатолий Александрович

Качества правды Предпринимательство и правдивость испокон веков друг с другом не дружат. Так было всегда, не только сейчас, когда в бизнесе много грязи. «Не обманешь – не продашь» – издавна говорят торговцы разных народов. И поэтому люди, в большинстве своём,

Из книги Шесть фигур мышления автора Боно Эдвард де

«Паста правды» Что такое зубная паста и для чего она нужна? Всем известно: это особый состав различных веществ, используемый для того, чтобы зубы сохранялись белыми и блестящими, а также для ухода за деснами.А что мы можем сказать про «пасту правды»?Не так уж много людей

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Лучшее время для правды – всегда Как показал опыт с лос-анджелесским окружным Федеральным управлением просвещения, не скажи мы правды, не видать бы нам контракта как своих ушей. Мы, возможно, ставили под угрозу свое благосостояние, но все-таки решили, что чем скорее мы

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

В РОГАХ ПРАВДЫ НЕТ Муж вернулся раньше обычного. - Откуда эта сигара? - грозно спрашивает он жену, показывая на пепельницу. Та сжимается, бледнеет и молчит. - Если ты сейчас же не скажешь, откуда эта паршивая сигара появилась в моем доме, я тебя убью! Тут из-за дверцы

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Из книги автора

Раздел 5 Сыворотка правды Слово «ложь» несет сильный негативный заряд. Мы знаем, что врать другим нехорошо, но не задумываемся над тем, что очень часто обманываем себя. Все наши представления о себе, о теперешней жизни и планах на будущее – все это может оказаться чередой