Личностный рост        15.07.2020   

Утром метель улеглась,было тихо,только изредка набегал прохладный ветер(1)приподнимая(2)покрытые инеем(3)гривы лошадей(4)да шевелил ветви деревьев. Преодоление (СИ) Утром метель улеглась было

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер , (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей , (4) да шевелил ветви деревьев.

Зпт 1 и 4 Выделяется деепричастный оборот. Причастный оборот не выделяется.

Ответ: 14|41.

Ответ: 14|41

Источник: Досрочный экзамен ЕГЭ-2017.

Актуальность: Текущий учебный год

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения - это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС) . Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения- при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2 . Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры . От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения - определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И .

Пример 4 : В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном . За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5 : Человек , |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6 : Были слыш­ны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7 .|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего . Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8 . Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9 : |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным . (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь , об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом , |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо , уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами .

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства - это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие - осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова - деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку .

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И , от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

Вариант 11

Прочитайте текст и выполните задания 1- 3

(1)Идея биогенеза исходит из древних индусских и персидских религиозных представлений об отсутствии начала и конца у природных явлений и представляет собой одну из гипотез происхождения жизни на Земле. (2) этой версии жизнь существует во Вселенной вечно. (3)Простейшие

организмы или их споры («семена жизни») могли быть из космоса занесены на Землю, где нашли благоприятные условия, размножились и дали начало эволюции от простых форм к более сложным.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Идея биогенеза, основанная на древних восточных религиях, представляет собой гипотезу космического происхождения жизни на Земле, согласно которой жизнь существует во Вселенной вечно.

2) О космическом происхождении жизни на Земле, как гласит идея биогенеза, свидетельствуют наскальные изображения «семян жизни» –предметов, похожих на летательные аппараты.

3) Согласно персидским религиозным представлениям появившиеся на Земле «семена жизни» размножились и дали начало эволюции во Вселенной.

4) В соответствии с идеей биогенеза, основанной на древних восточных религиях, жизнь во Вселенной существует вечно, а на Земле она появилась благодаря занесённым из космоса простейшим организмам или их спорам.

5) Гипотеза биогенеза гласит, что жизнь на Землю из космоса могла быть занесена с помощью космических кораблей, присланных внеземными цивилизациями.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Благодаря

Согласно

Вне зависимости от

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ , -я, ср.

1) Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете.

2) Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).

3) Предъявление, сообщение чего-н. кому-н. П. документов суду.

4) Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) аэропортЫ

2) отозвалА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово в той форме, что требуется в предложении.

1) М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

2) В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

3) В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.

4) ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

5) В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ШЕСТИСТА лет

ПОЕЗЖАЙТЕ

навстречу ЕЙ

нет ТУФЕЛЬ

ВЗГЛЯНИ на картину

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.

2) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.

3) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.

4) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.

5) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.

6) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.

7) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.

8) МГУ отпраздновало свой юбилей.

9) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заж..гает

заг..реться

аккл..матизация

прил..жение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..града, пр..ютить

бе..помощный, ..горел

об..грел, поз..бросил

поз..вчера, нед..бор

под..йти, р..зобрать

10.

застенч..вый

присва..вать

предвид..мый

догматич..ский

перенос..ца

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вывал..шь

знач..мый

брош..нный

исправ..ться

неслыш..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.

Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.

В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало.

(В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия.

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

(В)ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ)ВЗИРАЯ на ветер и стужу.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На столе лежали как журналы и газеты так и книги.

2) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.

3) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.

4) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.

5) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!

16. Расставьте все знаки препинания:

Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всё (1) казалось (2) замерло перед надвигающейся бурей.

На улицах (3) к счастью (4) не было ни людей, ни машин.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших

наслаждений…

(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!

(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки.

(9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

– (15)Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх.

– (16)Я не хочу спать, maman, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.

(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.

(18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать».

(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.

– (22)Вставай же, мой ангел.

(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди. (26)Она ещё нежнее целует меня. (27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Люблю папеньку и маменьку».

(28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они?

(29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь её в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо,

тепло и уютно ей там лежать. (31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно.

(32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?

(по Л. Н. Толстому*)

*Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель, мыслитель, просветитель, почётный академик Петербургской академии наук.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Выпив чашку молока с сахаром, Николенька укладывался на кресло, под звуки голоса своей мамы погружался в сон, сквозь который чувствовал, как она нежной рукой проводит по его волосам.

2) Мама рассказчика всегда стеснялась взглядов посторонних людей и избегала ласкать своего сына прилюдно.

3) Воспоминания рассказчика о детстве связаны с образом любящей его матери и являются для него источником наслаждений.

4) В детстве рассказчик чувствовал себя беззаботным, весёлым, испытывал сильную потребность любви.

5) Мама Николеньки никогда не разрешала сыну задерживаться по вечерам в гостиной и относила его в кроватку.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.

2) Предложение 8 содержит элементы описания.

3) В предложениях 12–14 представлено повествование.

4) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.

5) В предложениях 32, 33 представлено повествование. .

23. Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару).

24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Рассказывая о детстве героя, автор нередко использует приём – (А)_______ («счастливая» в предложении 1). С этой порой у героя связаны тёплые воспоминания, что выражает троп – (Б)________ («сладкие грёзы » в предложении 16, «нежная рука » в предложении 17, «чистой любовью и надеждами на светлое счастие» в предложении 29). Синтаксическое средство – (В)________ («Николенька» в предложении 15, «моя душечка» в предложении 19, «мой ангел» в предложении 22) – помогает создать образ мамы героя. Использованное в конце текста синтаксическое средство – (Г)________ (предложения 32 и 33) – позволяет автору обратиться напрямую к читателям».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) обращение

3) фразеологизм

4) олицетворение

5) вопросительные предложения

6) восклицательные предложения

7) противопоставление

9) лексический повтор

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

1. Ответ: 14|41

2. Ответ: согласно

3. Ответ: 1

4. Ответ: аэропорты

5. Ответ: гарантийном

6. Ответ: шестисот

7. Ответ: 87692

8. Ответ: акклиматизация

9. Ответ: беспомощныйсгорел

10. Ответ: догматический

11. Ответ: брошенный

12. Ответ: невысокое

13. Ответ: впрочемневзирая|невзираявпрочем

14. Ответ: 123

15. Ответ: 13|31

16. Ответ: 14|41

17. Ответ: 1234

18. Ответ: 1

19. Ответ: 1234

20. Ответ: богатая

21. Ответ: 134

22. Ответ: 45

23. Ответ: тихоспокойно|спокойнотихо

24. Ответ: 2

25. Ответ: 9825

Пояснение.

Примерный круг проблем

1. Проблема восприятия окружающего мира ребёнком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)

1. Мир воспринимается через призму любви, ребёнок желает видеть всех людей счастливыми.

2. Проблема восприятия детства как счастливой поры. (Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?)

2. Автор называет детство счастливой порой и считает, что не может быть лучше того времени, «когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни»

3. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве?)

3. «Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…»

4. Проблема взаимоотношений матери и маленького ребёнка. (Какими должны быть отношения между мамой и ребёнком?)

Искренняя, трогательная любовь и забота мамы делает ребёнка счастливым, и он отвечает ей бесконечной любовью

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался летний ветерок, он, влетая в открытую дверь, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то нежное благоухание алых цветов боярышника.
С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был виден только куст ракитника - его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали тяжесть этого сверкающего великолепия; по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо птиц, создавая на миг подобие японских рисунков

Изложите текст

Что и говорить, плавал он здорово. На земле ему было скучно, жарко и как-то обыденно - ходи и ходи, и все на ногах и на ногах. Все по земле ходили одинаково, и никого нельзя было удивить. Иное дело море. В море у него не было соперников.

Он как бы растворялся в воде и чувствовал все ее мельчайшие движения, ход волны, ее плавную силу и соединял свое тело с этой силой. Для того, чтобы преодолеть воду, почувствовать ее сопротивление, он нырял и скользил в глубину. Под водой он всегда раскрывал глаза и научился видеть. Он любил наблюдать, как движется косяк рыбы и при тревоге все тысячи рыбок, как одна, вдруг поворачиваются и бегут. Он бросался на них из-за подводной скалы и крутился в серебряной пене их бушующего, испуганного стада.

В старину люди убегали от врагов в горы или дремучие леса. Он привык скрываться в море. И оно укрывало и прятало его. Может, он и научился от этого так хорошо плавать. Однажды мальчишку избил отец. Мальчишка озлобился и убежал к морю. Он долго ходил по пустынному ночному пляжу, изредка всхлипывая и утирая рукой соленые слезы. Затем разделся и нырнул в воду.

Вода успокоила, остудила его горевшую от ремня спину. Но горечь обиды не проходила. «Все! Уплыву в море, - думал мальчишка, - пусть утром они спохватятся, а меня нет и нет, я уже утонул и умер... Вот поплачут-то, узнают, каково без сына-то!» И он представил, каково им без сына. Получалось, если уж быть до конца честным, не так плохо. С матери сваливалась ежедневная забота поить и кормить его, и шить ему, и штопать его вечно разодранные штаны, и плакать от его двоек в дневнике, и бояться за него, и многое, многое другое. Отцу можно было бы меньше работать и вообще перестать отвечать за него. Отец очень боялся отвечать. «Отвечай теперь за тебя!» - кричал он обычно перед поркой. Словом, выходило, что без него они зажили бы припеваючи. На это мальчишка не мог согласиться.

Я им нужен! - завопил он и рванулся к берегу. И тут случилось такое, чего мальчишка предположить не мог. На берегу погас свет. Редкие-лампочки на набережной мигнули и пропали. Туман еще с вечера заволок небо, и звезд не было. Черное море, берег и ночь слились в один непроницаемый космический мрак. Стоял мертвый штиль. В такую ночь на берегу спали даже сторожевые псы. Впервые он чувствовал себя неуютно. Вода жутковато светилась и фосфоресцировала. Медуза вяло лизнула его в щеку и пропала. Мальчишка вздрогнул от отвращения и сломя голову поплыл к берегу.

Но уже спустя минуту он остановился и с сомнением посмотрел в темноту. «А на берег ли я плыву?» - подумал он и вдруг понял, что потерял ориентировку. Он не знал, куда плыть, берег мог находиться в любой из четырех сторон света.

«Только спокойнее...» - сказал себе мальчишка и лег на спину. Он лежал, широко расставив руки, и отдыхал. Теперь главное было не паниковать и дождаться, пока на берегу не починят проводку. «Хоть бы собака какая залаяла», - тоскливо подумал мальчишка. Но вокруг было тихо.

На берегу в семье мальчика никто не спал. Мать и отец обежали все улочки поселка, будили в темноте людей и спрашивали:

Где мальчик?

Постепенно весь поселок, как растревоженный муравейник, проснулся, зажег фонарики и высыпал к морю. Люди привыкли ждать беды от моря и в случае тревоги всегда прибегали на берег. Отец мальчика метался по песку. На него было жалко смотреть. Наконец нашли одежду мальчика. Люди сразу загалдели, замахали фонариками в сторону моря и стали спускать баркас. Мальчишка, увидев огни на берегу, зачарованно смотрел на них и не верил. «Это пароход плывет в Турцию...» - думал он. Тело его постепенно немело и наливалось холодом...

Мальчика высветили прожектором с баркаса и подняли на палубу. Матросы говорили потом:

Мы думали, это дельфин, он на дельфина был похож. - И, встретив мальчишку на улице, хлопали его по плечу: - Ты, брат, плаваешь лучше, чем рыба!

Мальчишка смеялся, щурил глаза и гордо смотрел в море.

воде.б) Напряженная артиллерийская дуэль.в) Леля, смеясь, взбежала на террасу.г) Какое чудесное утро: и роса выпала, и птицы поют!д) Ему не удалось убить ни лисицу, ни зайца.2. Найдите предложения с вводными словами:а) Мало-помалу мой глухарь, однако, успокоился. б) Ах, наконец, ты вспомнил обо мне. в) Наконец показался поезд. г) По-видимому, своим словам он придавал немалое значение.д) Несомненно, труд облагораживает человека.3. Найти предложения с обособленными определениями:1) Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность.2) Направлявшийся к стадиону трамвай был переполнен.3) За столом рылся в книгах приехавший из станицы счетовод.4) Освещенное луной и перекрытое тенями, лицо было страшно.5) Измученные, грязные, мокрые, мы наконец достигли берега. 4. Указать предложения с необособленными обстоятельствами:1) Несмотря на все мо старания, я никак не мог заснуть.2) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям.3) Сняв уздечку с пегого мерина, Нестер почесал его под шеей. 4) Савка сказал последние слова улыбаясь, а у меня похолодело под сердцем.5) Младые грации Москвы сначала молча озирают Татьяну с ног до головы. 5. Чем осложнено данное предложение?Раненый грач вначале отчаянно защищался клювом, но, очевидно поняв бесполезность борьбы, стих, только испуганно смотрел на людей черными, как спелая черемуха, глазами.1) однородными членами;2) вводными словами;3) сравнительным оборотом;4) обособленным обстоятельством;5) обособленным определением.6. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания (запятой):Солнцем (1) озарив просторы (2) день заиграл (3) разноцветными красками (4) ласкавшими взгляд.1) 1, 2, 4.2) 2, 3.3) 4.4) 2, 4.5) 1, 2, 3, 4.7. В каких случаях конструкцию с как следует обособить?1) Я ощущал это как величайшее счастье.2) Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на велосипеде.3) Лодка грузно качалась на волнах как тюлень.4) Небо как голубой шатер.5) Светло почти как днем.8. Укажите предложения, где перед и следует поставить запятую:1) На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром.2) Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам.3) Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред.4) Правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен.5) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.9. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:1) Его поведение _ кажется _ всем странным.2) Пароход отойдет _ конечно _ не раньше рассвета.3) Ночь была лунная _ мягкая.4) Ой ты Волга _ родимая Волга _ кто не любит твоих берегов!5) Ты _ значит _ ждал меня.10. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях:1) Все забрал бы с собой - и леса твои, и поля твои.2) Ночью все вокруг: река, поля, лес было тихо и прекрасно.3) И по меже, и по рву под межою - всюду пестрые цветы.4) Это был красивый, деревянный дом.5) Убаюканный сладкими, надеждами он крепко спал.

сические средства, как бес­союзие, инверсия, односоставные предложения, сравнение, риторическое восклицание. Каково их художественное назна­чение в данном тексте? Выпишите примеры, иллюстрирующие указанные выразительные средства синтаксиса.Белые ночиСлушай: теперь я расскажу тебе о белых ночах далёкого севера.Всё время они вспоминались мне здесь, на юге, среди этой чрез­мерной, пышной и декоративной природы, вспоминались, как иногда сквозь туман многих годов вспоминается робкий поцелуй холодных девических уст, - такой быстрый, трепещущий, пугли­вый поцелуй в полутьме вечера, у окна, заставленного цветами, за занавеской, которую слабо надувает ветер.Как часто тогда грезились мне петербургские белые ночи... Бе­лые, мистические, бессонные ночи!Нет возможности описать их нежного, тревожного, болезнен­ного очарования. Их странное томление начинается с восьми, де­вяти, одиннадцати часов вечера. Ждёшь ночи, сумерек, но их нет.29Занавески на окнах белые. Тянет на улицу... Полночь. Час ночи. На улице много народа. Но кажется, что все держатся около стен, идут осторожными, уклончивыми шагами, говорят вполголоса. Точно вот-вот в этом фальшивом полусвете, в этом полусне откро­ется над городом какая-то старинная тайна, и все предчувствуют её и боятся её. Небо распростёрлось над землёй - однотонное, мокрое, молочно-белое. Ясно издалека видны фигуры людей, даже их лица, видны вывески магазинов, видны кроткие ресницы у спя­щих извозчичьих лошадей.Широкая река, такая спокойная в своей тёмной гранитной ра­ме. Вся она как жидкое белое молоко. Только редкие ленивые мор­щинки на ней отливают в изломах синим цветом. Всё - и небо и во­да - похоже на игру перламутра, с его неуловимыми розовыми и голубыми оттенками.И вот я вхожу в широкую уединённую улицу. Насколько хвата­ет глаз, на ней нет ни одного человека. Шаги мои будят звонкие от­звуки. Налево, направо - огромные здания, в четыре-пять этажей. Но ни в одном окне нет огня, только бледный свет неба плоско блес­тит в чёрных стёклах, которые похожи теперь на ослепшие глаза.Громадный дом протянулся от переулка. Слепые окна в пять ря­дов. Сколько людей живёт здесь? Триста, четыреста человек? Мне кажется, я вижу, как они лежат сверху донизу и вдоль, один над дру­гим, лежат на спине, на боку, с раскрытыми ртами, терзаемые нездо­ровыми сновидениями, лежат так близко и так далеко друг от дру­га! Кто знает, какие злые шутки есть в распоряжении у судьбы? Вот, может быть, два человека, которые всю жизнь ищут, алчут друг дру­га, лежат теперь рядом, голова к голове, ноги к ногам, разделённые только четвертью аршина стены? И может быть, никогда в жизни им не суждено встретиться, узнать друг друга, напоить взаимную3031. Используя данные в упражнении материалы, составьте высказы­вание на лингвистическую тему об односоставных предложениях. Из упражнения 30 выпишите примеры сказуемых разных видов.Односоставные предложения с одним главным членом пред­ложения - сказуемым.1. Определённо-личные: действующее лицо не названо, но под­разумевается как определённое лицо: действуют я, ты, мы, вы.2. Неопределённо-личные: действующее лицо не названо и под­разумевается как неопределённое лицо: действует кто-то, они.3. Безличные: действующее лицо не названо и не подразумева­ется: нет ответа на вопрос кто действует?Односоставные предложения с одним главным членом пред­ложения - подлежащим - назывные.32. 1 Спишите сложные предложения, вставляя пропущенные бук­вы и недостающие знаки препинания. Повторно запишите каждое предложение, преобразовав бессоюзные предложения в союзные сложносочинённые (ССП) или сложноподчинённые (СПП) предложения. В скобках укажите вид сложного союз­ного предложения.1. Днём в саду было тихо беспокойные птицы улетели на юг (К. Паустовский). 2. Дверь была зап..рта занятия в лаборатории уже закончились (Ю. Сотник). 3. До сих пор я осени почти не заме­чал в саду ещё не было запаха прелой листвы (К. Паустовский).4. Мне стало стыдно за себя н.. разу в жизни я не проявил настоя­щего интереса к тому, что он делал (Ф. Искандер). 5. Солнце село31жажду светом и счастьем. Триста человек спят и грезят в этом ка­менном чемодане, друг над другом. О, какой ужас скрывается в этой мысли! Мокрые белесоватые здания. Ни души на улице.Наступает утро. В небе и в широкой реке зажигаются глубокие, но не яркие цвета, точно в драгоценном опале - нежные, перелива­ющиеся цвета: розовый, голубой, лиловый.

(помогите пожалуйста сделать задание по русскому) 1.Из-за поднявшейся метели я не мог выехать раньше, как предполагал. 2.Было совсем поздно, когда мне

подали повозку, запряженную парой лошадей. 3.Кучер вскочил на козлы, и мы покатили. 4.Какое наслаждение мчаться на бойких лошадях по укатанной снежной дороге! 5.Удивительное спокойствие овладевает тобой, и приятные воспоминания роем теснятся в голове. 6.Недоверие, сомнение - все осталось позади.7. Равнина, расстилающаяся перед глазами, блестит алмазами, на горизонте догорает бледная заря.8. Скоро поднимется луна, озарит таинственным светом всю окрестность.9. Опираясь на спинку саней, плотно запахнувшись шубой, гляжу на бесконечную темную ленту дороги.10. Вот в отдалении показались две точки, они то исчезают в ухабах, то, обгоняя друг друга, двигаются нам навстречу.11. Точки приближаются и превращаются в два воза, на которых сидят закутанные фигуры.12. Мой кучер здоровается, о чем-то расспрашивает их и, повернувшись ко мне, говорит: «Не опоздаем, поспеем к поезду».13. Снова впереди пусто и тихо, только слышится непрерывный скрип саней да храп лошадей.14. Утомленный разнообразием местности, я погружаюсь в какой-то сладкий сон. 15.Мне кажется, что сон мой продолжался несколько мгновений, но, проснувшись, убеждаюсь, что мы уже добрались до цели нашего путешествия.16. В долине виднеется городок, освещенный рядами фонарей, а на западе догорают звезды.

№1.Укажите номер(а) сложноподчиненного(ых) предложения(й)

№2.укажите номер(а) предложения(ий) с разными видами связи

№3.укажите номера бессоюзных сложных предложений

№4.объясните постановку тире в 6 пр.

№5.определите типы односоставных предложений в составе сложного (предлож.2)

№6. объясните постановку запятой в 14 пр.

№ 7. выпишите номера предложений с обособленным определением

№8. из 14-15пр выпишите все местоимения, определите их разряд

№9. определите тип придаточного в 11 пр

№10. из 11 пр. выпишите словосочетание(я) с типом связи согласование

№11. из 10 пр. выпишите словосочетание(я) с типом связи примыкание.

№12. из 14-16 предл выпишите сложные слова.

№13. в 14 пр. определите средство речевой выразительности

№14. в 7 пр. определите средство речевой выразительности (" равнина блестит алмазами, догорает заря")

№15. в 16 предложении определите средство речевой выразительности

Наталья была занята своими переживаниями. Она регулярно переписывалась с Андреем, и только это помогало ей смириться со своим положением. В начале февраля Алексей отправил ее в сопровождении горничной в Петербург, чтобы немного развеяться. И встретиться со своим настоящим мужем, конечно.

К середине февраля погода совершенно испортилась. Сильные морозы уступили место снежным буранам, дороги замело, выйти из дому было невозможно.

В одну из этих снежных ночей Петр Алексеевич почувствовал себя хуже. Вызвали лекаря, однако тот только руками развел, дескать, ничего поделать не могу, батюшка ваш совсем плох. Алексей и Василий сидели у постели больного до самого утра, но тот так и не пришел в себя, скончался на рассвете. Утром метель улеглась.

Срочно нужно было распорядиться о похоронах. Василия Алексей отправил в Благое, за Николаем. Одно письмо отправилось и в Петербург, к Наталье, с требованием приехать как можно скорее.

Петра Алексеевича похоронили на местном погосте, рядом с женой. Народу было немного, только самые близкие. Николай приехал один, Ольга по состоянию здоровья не могла его сопровождать. Были Долгорукие и другие соседи, среди прочих лиц Алексей узнал и Степана Владимировича Тропинина, с которым они обменялись лишь парой слов. Пришли и крепостные, но стояли поодаль от господ.

Алексей, занимавшийся похоронами последние дни, испытывал какое-то странное оцепенение. Он понимал, что должен скорбеть по отцу, но противостояние, установившееся между ними в последние месяцы, давало о себе знать – он скорее испытывал облегчение, чем что-то другое. С возвращением Ивана решил повременить, пока не улягутся последние волнения.

Однако вечером в день похорон он узнал нечто, кардинально изменившее его планы.

Алексей, Николай и Наталья сидели в гостиной, время от времени перебрасываясь парой слов. Подниматься наверх никому не хотелось, было слишком грустно оставаться одним. Вот они и сидели в тишине, попивая напитки, пока Алексей не попросил брата:

Ты не мог бы прислать Ивана ко мне через пару дней?

Николай сначала непонимающе посмотрел на него, отвлекаясь от своих мыслей, помолчал чуть смущенно и ответил:

Ты разве не знаешь?

Алексей вскинул голову, предчувствуя дурные вести. Что еще могло случиться?

Чего не знаю?

За два дня до смерти отца пришло письмо… я сам этим делом не занимался, все было адресовано Савелию. Ивана продали. Думал, ты знаешь.

Алексей вскочил в страшном волнении.

Как – продали? Кому?

Николай, кажется, тоже испугался.

Я не знаю. Говорю же, Савелий это решал.

Алексей заметался по гостиной, схватившись за голову, не в силах остановиться на какой-то одной мысли.

Продали! Отец продал Ваню! Несмотря на все, что сделал его сын, он ему не поверил! Боже, нужно срочно найти Ивана.

Алексей выскочил из гостиной и бросился наверх, решив ехать в Благое прямо сейчас. То, что Ивана продали уже… сколько? Пять дней назад? Это было очень плохо. Очень плохо.

Собрался он в рекордные сроки, взяв только теплой одежды и денег. Внизу Николай пытался расспросить его и остановить, говоря, что неразумно ехать в ночь, но Алексей отмахнулся.

На его счастье, вечер был ясный. Дорога до Благого была хорошей. Однако в имении брата его ждало еще одно разочарование.

Я не могу вам сказать, - твердо отвечал Савелий на требование господина рассказать, кому он продал Ивана.

Алексей не выдержал – схватил того за грудки, намереваясь вытрясти душу из управляющего.

Да как ты смеешь! Я твой хозяин! Говори немедленно, куда Ивана дел!

Не могу! – чуть не плакал мужик. – Я вашему батюшке обещал!

Алексей отступил, тяжело дыша. Нет, он не мог сдаться. Он едва насмерть коня не загнал, пока добирался сюда, должна быть зацепка, хоть какая-то…

Решив до поры оставить Савелия в покое, он опросил других слуг, вдруг кто-то что-то знал. Помог ему только Михей, поделившись подслушанным случайно:

Это был торговец, - говорил он, по обыкновению пришепетывая. – Не для себя брал.

Не для себя? Откуда знаешь?

Слыхал ихнюю беседу… что в город повезет. На рынок.

Значит, перекупщик… и Иван будет выставлен на продажу на рынке.

И Алексей, не теряя времени даром, поменял коня и отправился в Петербург. Если Ивана еще не продали, он его рынке непременно найдет. А если продали… найдет все равно, чего бы это ему не стоило. Он уже не обращал внимания на собственное состояние, подгоняемый желанием скорее найти Ивана.

Два дня Алексей бегал по «невольничьим» рынкам с утра до вечера, пока не расходились последние торговцы. Рынков было несколько, на самый большой из них, Никольский, у него ушло полдня.

Он был измучен. Сказывались бессонные ночи, все время хотелось спать, но спать Алексей не мог. Стоило только прилечь, как ему виделись ужасы, грозящие Ивану, а уж когда он нагляделся на крепостных, выставленных на продажу, и вовсе потерял покой. Ободранные, несчастные, замерзшие, порой вонючие, они, как товар на прилавках, предлагались всем желающим. На их головах висели ярлыки с ценой и именем. При мысли о том, что Иван так же стоит где-то и его кто-то хочет купить, Алексея мутило, хотелось бежать, а куда бежать, он понятия не имел.

Он опрашивал с дотошностью каждого торговца, где не помогали простые слова, сыпал золотом, чтобы развязать языки, но люди об Иване из Благого не знали. Он почти уже отчаялся, когда после очередного неудачного разговора ему посоветовали съездить в Малую Коломну, где, говорили, некий дьячок продает крепостных с аукциона.

Дом дьячка Порохина Алексей нашел быстро, его в Малой Коломне знали все. Сначала, правда, впускать в дом его не хотели – аукционы проводились еженедельно в строго определенное для этого время (по пятницам, с девяти утра до часу дня), но после очередной взятки смилостивились.

Дьячок Порохин, маленький человечек с козлиной бородкой, сначала юлил и отвечать на вопросы не хотел. Затем все же сознался, что, действительно, был у него такой Иван, из имения Благое, принадлежавшее Вяземским. Был, да только сейчас нет его.

Где он? – Алексей готов был самолично задушить мерзкого типа. Куда он дел Ивана?

Понимаете ли, - начал тот, отводя взгляд. – Юноша этот весьма был непокорен… никак его не успокоить было. Пытался бежать, дважды.

«Ах, Ваня, - с тоской думал Алексей, слушая визгливый голос Порохина. – Зачем? Ты же обещал…»

Где он? – терпение Алексея было на исходе. Он итак измучен был бессонными ночами и тревогой за Ваню, сдерживаться сил не осталось.

В больнице, если не помер еще, - выдал дьячок и тут же сжался, увидев полыхнувшую ярость в глазах собеседника. – А что вы хотели?! Он сбежал от хозяина! Да любого за это насмерть забить нужно!

Что вы, я так понимаю, и сделали?

Всего лишь поступил как должно!

Как должно? Должно убить человека за проступок? – Алексей вздохнул, успокаиваясь. Придушив этого идиота, он Ване не поможет. – В какой он больнице?

Порохин хмуро выдал:

За каналом. Больница для бедных.

Это был какой-то непрекращающийся кошмар. Алексей смутно представлял себе, что такое больница для бедных, но понимал, что ничего хорошего ждать не стоит.

Мне нужны документы на Ивана.

Глаза Порохина зажглись жадным огнем.

Вы хотите купить его?

Сторговались сразу. Порохин заломил за Ивана двести рублей, намекая на то, что парень (если выживет) сильный и хороший работник. Алексей, стремясь скорее найти Ивана, с ценой согласился, расплатившись тут же и забрав купчую.

Больница была переполнена. Здесь даже врача найти удалось не сразу, не то что Ивана. Находилась она в полуподвальном помещении, сыром и холодном. Серые стены с трещинами и низкий потолок создавали ощущение скорее тюрьмы, нежели больницы. Здесь, кроме прочего, царил полумрак, потому что окон было мало, и все они под самым потолком. Больные лежали на матрасах прямо на голом дощатом полу, кроватей было всего ничего – пара-тройка штук.

– У тебя особая судьба. И Старейшины не осмелились перечить воле звезд. Ты уйдешь из дома.

– Все-таки изгнание.

– Нет. Хуже. Гораздо хуже.

Стар приподнялся на локте, изумленно глядя на мать.

– Ма, что может быть хуже изгнания?

– Тебе надо будет встать на дорогу кровного долга.

– О! – парень откинулся обратно на пол.

Старый ритуал, который уже давно не проводят. Вампир, ступающий на этот путь, вручал свою судьбу своей богине или тому, кому она посчитает нужным передать права на своего кровника. Нельзя избежать приказа или не выполнить его. Оправдание провалу только одно – смерть.

Стар задумчиво посмотрел вверх. С одной стороны его пугала такая перспектива. А с другой стороны, это будет в любом случае лучше прозябания на этой планете, где из всех развлечений только охота и интриги.

– Когда? – только и спросил молодой вампир.

– Завтра утром. На рассвете.

– Но метель…

– Старейшины призовут демона, чтобы тот изменил ход времени на пару часов. Метель будет остановлена.

– И все ради меня?

– Да. Все-таки ты сын одной из Старейшин. Да и твои учителя в один голос твердили, что такой талант, как ты, нельзя зарывать в снега.

Стар поморщился.

– Значит, еще и учителя заступились.

– Ты не рад?

– Почему же. Я смогу забрать Барса?

– Да. Он станет твоим охранником, ступив вместе с тобой на дорогу долга.

Эстарин кивнул и поднялся.

– Ну что же. Я пойду, соберу вещи.

– На дорогу ты ступишь только со своим питомцем.

Вампир застыл. Потом кивнул и вышел из комнаты. Его мать, одна из семи Старейшин осела на пол у камина и беззвучно заплакала.

На следующее утро метель улеглась рано. Карлум еще не успел спрятаться обратно за пелену туч и его рассеянный зеленый свет ложился на белые снежные заносы, отчего кристаллики снега загорались разноцветными огнями.

Стар зябко ежился, кутаясь в тяжелый меховой плащ. Под ним ничего не было, это тоже было условием ритуала. Вампиру холодно не было – перепад температур для него ничего особенного не значил, зато душевный комфорт оставлял желать лучшего.

Ритуал начался сразу же, как только молодой вампир появился у развалин старого храма.

– Развалины? – мрачно спросил он у Барса, следующего за ним по пятам. – Почему же не в новом?

– В новом храме нет такой двери, – ответил один из Старейшин, услышав вопрос парня.

Стар, как зачарованный, трижды обошел дверь, просто стоящую посреди храма. Не было стены, не было комнат. Просто дверь, без ручек.

– Иди сюда, – окликнула Стара мать. – Пора начинать.

Песнопения старейшин заставили молодого вампира поежиться и пожалеть, что у старых вампиров нет ни слуха, ни голоса. Тихий мелодичный смешок, пролетевший по храму, услышал только он один.

Дверь начала медленно-медленно открываться. Вначале черноту за ней пробил неуверенный лучик света, потом еще один, и дверь замерла, так до конца и не открывшись.

– Теперь, чтобы пройти, тебе нужно коснуться двери своей кровью, – подсказал один из Старейшин.

Взглянув на своего любимца, парень пожал плечами и двинулся вперед. Ритуал его разочаровал.

Материал двери жадно впитал кровь с поднесенной к нему ладони. А потом словно невидимая рука толкнула вампира в спину, в заботливо распахнувшийся проем.

Сверкнуло. Дверь исчезла… в старом храме на белый снег падали хлопья жирного черного пепла.

Старейшины переглянулись.

– И что это может означать? – поинтересовалась мать Стара.

Но ответить на такой простой вопрос ей никто не смог.

Здесь все было по-другому. Молодой вампир зачарованно оглядывался по сторонам. Какие-то высокие палки, все покрытые зелеными тряпочками. Что-то зеленое пружинящее под ногами.

В небе яркий круг, и от него в разные стороны брызжет яркий желтый свет.

Среди зеленого выделялась полоса коричневого цвета, и Стар предположил, что именно по ней надо идти. Воздух свежий, пахнущий чем-то странно дымным, пьянил ему голову. А вскоре впереди раздался чей-то горький плач.

– Человек? – искренне изумился Стар, оглядывая незнакомку. Васильковые глаза, кожа странно золотая, алые губки и волосы – не черные и не серебряные, а золотисто-рыжие.

– Неужели ты не мог придти побыстрее? – капризно спросила девушка, утирая кулачком слезы с глаз.

– Быстрее?

– Я тебя уже устала здесь ждать!

– Глухой? Или слепой? Видишь, я коленку разбила! – и девушка вновь залилась слезами.

Парень изумленно моргнул, а потом вспомнил о том, что ему кого-то не хватает. Рядом не было Барса.

– Не ищи, – буркнула девушка. – Нет его здесь. Ирбис тебя ждет на другой стороне дороги.

– Ты мой проводник что ли?

– Что ли, что ли! – передразнила девушка.

– А почему ты такая… странная!

– Сам ты странный, – обиделась незнакомка. – Я тебя тут жду, чтобы провести. А ты еще и обижаешь!

Стар потряс головой.

– Ближе подойди.

– Иди сюда! – рыкнула девушка. На мгновение ее глаза полыхнули черным, и Стар словно завороженный сделал по направлению к ней три шага и резко остановился. На алых губах появилась томная улыбка. – Иди! – пропела незнакомка.

Вампир отступил в обратную сторону. Девушка рассмеялась.

– Умный. Осторожный. Но недостаточно.

Она провела засветившейся ладонью над своей коленкой. А когда убрала ладошку, на коленке не осталась ни следа от крови или царапин. Проводница легко поднялась на ноги и зевнула. Ее глаза стремительно выцветали, становясь непроглядно черными.