А. Гладкий        06.07.2020   

Тест по теме бессоюзное сложное предложение. Тест "бессоюзное сложное предложение". Бессоюзное сложное предложение

I вариант.

а) Я не видел вас целую неделю я не слышал вас долго.

б) Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.

в) Обнялись облака и уснули без грусти.

г) Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.

д) Буря прекратилась отряд двинулся дальше.

2.Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзных сложных предложениях? (Знаки препинания не расставлены)

1) Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела.

2) Под окнами и в саду зашумели птицы туман ушёл из сада всё кругом озарилось весенним светом точно улыбкой.

а) значение пояснений; б) значение последовательности.

а) Ветра нет нет ни солнца ни света ни тени ни движения ни шума в мягком воздухе разлит осенний запах подобный запаху вина тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полянами.

б) Вокруг обычным спокойным порядком шла работа глубоко внизу сигналили машины гремела арматура раздавалась барабанная дробь пневматических ломов.

в) Она небрежно опустила руку на моё плечо наклонила слегка головку набок и мы пустились в путь.

г) Следы усталости виднелись на его измятом лице в глазах горело тайное беспокойство.

д) Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать.

1) Заходишь в лесхоз и сразу чувствуешь попал в особый мир со своими особыми интересами.

2) Облако пройдёт озеро заблестит нивы обольются точно золотом.

: [ причина ]

а) Я не ошибся старик не отказался от предложенного стакана.

б) Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.

в) На небе ни облачка хороший знак.

г) Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок скромно синеют колокольчики белеет целыми зарослями пахучая ромашка дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

д) Он поднял глаза над садом торжественно и радостно сияло небо.

Любите книгу: она поможет вам разобраться в жизни.

- [ вывод ]

а) Успокойтесь рана не опасна. б) Кругом светит солнце поохотиться можно.

в) Дунул ветер всё дрогнуло ожило и засмеялось. г) Молвит слово соловей поёт.

д) Вокруг стало светло зажглись фонари.

: [ пояснение ]

а) Наступит весна прилетят грачи. б) Стояла она долго устали ноги и глаза.

в) В осеннюю пору хорошо в лесу воздух особенно свеж повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли.

г) Блеснули лиловые глаза выскочил кот. д) Друг за друга стой выиграешь бой.

- [ сравнение ]

а) Зазвенел колокольчик проезжей тройки запел жаворонок русской зимы.

б) Назвался груздем полезай в кузов.

в) На судах зажигались огни они двигались и сверкали красными белыми зелёными точками.

г) Позволит наутро погода за нами придёт катер.

д) Я был угрюм другие дети веселы и болтливы.

а) Роняет лес багряный свой убор сребрит мороз увянувшее поле…

б) Одного только не понимаю как она могла тебя укусить?

в) Щепотки волосков лиса не пожалеет остался б хвост у ней.

г) Пришла беда отворяй ворота.

д) Только что поднялось усталое сентябрьское солнце его белые лучи то гаснут в облаках то серебряным веером падают в овраг ко мне.

11. Укажите бессоюзное сложное предложение, одно из простых предложений которого осложнено обособленным определением.

Над речкой стояло безветрие, даже листья не шевелились и не показывали серебряную изнанку, как это бывает при малейшем ветерке.

а) Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью;

б) состоит из трёх простых предложений;

в) 1-е предложение двусоставное, грамматическая основа - безветрие стояло;

г) последнее предложение односоставное, безличное, грамматическая основа - бывает.

Тестирование по теме «Бессоюзные сложные предложения»

II вариант.

1. Найдите бессоюзные сложные предложения. (Знаки препинания не расставлены):

а) Крив сложен извилистый путь к намеченной вершине.

б) Он приезжал домой пообедать да переночевать.

в) Море вдали покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.

г) У ног моих тянулась узкая долина прямо напротив крутой стеной возвышался частый осинник.

д) В настежь открытые окна спальни глядел ясный летний день в саду за окнами не умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки.

2. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзных сложных предложениях? (Знаки препинания не расставлены)

1) Делу время потехе час.

2) Давно наступили сумерки она всё ещё сидела в гостиной.

а) значение противопоставления; б) значение условия.

3. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которого можно поставить точку с запятой.

а) Большинство сходилось в одном старые законы не годятся.

б) Тополь гол берёза пожелтела на неё порывами горя и держа в осаде то и дело налетают ветры сентября.

в) Облако пройдёт озеро заблестит нивы обольются точно золотом.

г) На улице сильный ветер мы решили остаться дома.

д) Казалось отроду не бывал я в таких местах нигде не мерцал огонёк не слышалось никакого звука.

4. Какие знаки препинания следует поставить в бессоюзных сложных предложениях?

1) Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

2) В лесу то там то здесь глухо куковала кукушка оттеняя глубину и звучность его после дождя высоко в небе плыли и таяли тёплые дымчатые облака с золотисто-алыми краями.

а) точка с запятой; б) запятая; в) двоеточие; г) тире.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

- (противопоставление)

а) Прошла неделя месяц он к себе домой не возвращался.

б) Ветер цветущих черешен смотрит мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

в) В комнатах было холодно печи не топились и вторые рамы не были вставлены.

г) Погода стояла совсем неблагоприятная по временам шёл дождь и постоянно дул страшный ветер.

д) Ударил сильнейший гром задрожали все окна.

6. Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного предложения.

Я подошёл к окну и вижу: наступила настоящая весна.

а) вторая часть дополняет содержание первой; б) вторая часть поясняет первую;

в) вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

- [ вывод ]

а) Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

б) Он ожидал расспросов она молчала и смотрела в окно.

в) Утки шумно поднимались выстрелы дружно раздавались вслед за ними.

г) Сыр выпал с ним была плутовка такова.

д) Старик открыл свой железный сундучок там лежал вчерашний хлеб лук и кусок сахару.

8. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

: [ пояснение ]

а) Он на пороге остановился ему хотелось пожать мне руку.

б) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

в) Семён Семёнович оглянулся спрятаться было негде.

г) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

д) Мне попалась какая-то неторная заросшая дорожка я отправился по ней внимательно поглядывая вперёд.

9. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

- [ быстрая смена событий]

а) За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.

б) На кордоне горел свет нас ждали.

в) Река разлилась возникла угроза наводнения. г) Я понимаю успеть к теплоходу нельзя.

д) Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.

10. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

: [ причина ]

а) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

б) Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

в) Я за свечку свечка в печку… г) Взошла луна в лесу стало светло.

д) Только снизу было хорошо видно колонна автомашин уже спускается с перевала.

11. Укажите бессоюзное сложное предложение, одно из простых предложений которого осложнено обособленным обстоятельством.

а) Когда на лес в ресницах снега, пробив громаду серых туч, вдруг брызнет яростно, с разбега голубоватый солнца луч,- всё заискрится, засверкает и в брызгах света оживёт.

б) А лес вокруг, теплом облитый, сверкает, птицами поёт.

в) Обед кончился: большие пошли в кабинет пить кофе, мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать.

г) Тогда Кузьма Кузьмич, достав из кармана свежий огарок, зажёг его: Даша села рядом.

12. Укажите ошибку в анализе предложения:

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

а) Предложение сложное с бессоюзной связью; б) состоит из 4-х простых предложений;

в) 1-е предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми;

г) по цели высказывания это предложение повествовательное, по эмоциональной

окраске - невосклицательное.


Тест по русскому языку в 9 классе по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

Тест 1. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзном сложном предложении?

  1. Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе (А. Фет).

  1. Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты (А. К. Толстой).

А. Перечислительные отношения.

Б. Сопоставительные отношения.

Тест 2. Какие знаки препинания следует поставить в сложном предложении с бессоюзной связью?

  1. В мраморном очаге пылал благовонный можжевельник в лампадах горело масло с примесью фиалковых духов Чезаре любил ароматы (Д. Мережковский).
  2. Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку (П. Суздалев).

А. Двоеточие и запятая.

Б. Двоеточие и точка с запятой.

В. запятая и двоеточие.

Г. Точка с запятой и двоеточие.

Тест 3. Объясните постановку тире в бессоюзном сложном предложении.

  1. Хочешь перебраться на другой берег – нанимай летом лодку

(О. Орлов).

  1. Всё моё счастье было в этой женщине – вы отняли её (А. Аверченко).

Б. Вторая часть заключает в себе вывод, следствие.

Г. Части рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действий.

Д. Первая часть указывает на время или условие того, о чём говорится во второй.

Тест 4. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил её края (Ф. Тютчев).

  1. Тире.
  2. Запятая.
  3. Точка с запятой.

Тест 5. Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного предложения.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано (К. Паустовский).

  1. Вторая часть дополняет содержание первой.
  2. Вторая часть поясняет первую.
  3. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

Тест 6. Какими языковыми средствами выражается одновременность перечисляемых событий в структуре БСС?

Распластались во мраке платаны,

Ночь брильянтовой чашей горит,

Дремлют горы, темны и туманны,

Кипарис, как живой, говорит (Н. Заболоцкий).

  1. С помощью перечислительной интонации.
  2. С помощью перечислительной интонации и соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых.
  3. С помощью соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Тест 7. Охарактеризуйте сложное многочленное предложение с бессоюзной связью; укажите число частей, определите виды отношений между ними.

На дороге порой замечалось некоторое оживление: стремительно шёл навстречу караван верблюдов, спешил путник с посохом в руке, гремела тележка озабоченного торговца (А. Ладинский).

  1. Предложение содержит 4 части с отношениями уточнительного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления одновременных событий между второй и третьей, третьей и четвёртой частями.
  2. Предложение содержит 4 части с отношениями причинного пояснения между 1-ой и 2-ой частями и с отношениями перечисления следующих друг за другом событий между 2-ой и 3-ей, 3-ей и 4-ой частями

Тест 8. Рассмотрите сложное предложение с комбинацией сочинительной и бессоюзной связи. Определите, какая связь является основной. Укажите число частей, установите виды отношений между ними.

Все окна завалило снегом, и церковка дрожала, - такая разыгралась пурга (А.Н. Толстой).

  1. В предложении три части, между 1-ой и 2-ой частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком разновременности, а между 2-ой и 3-ей частями – причинные отношения; ведущая связь – бессоюзная.
  2. В предложении три части, между 1-ой и 2-ой частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком частичной одновременности событий, а между 2-ой и 3-ей частями – отношения вывода, следствия; ведущая связь – бессоюзная.

Тест 9. Рассмотрите сложное многочленное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Какая связь является основной? Укажите число частей, определите виды отношений между ними.

Смысл и ценность «Письма к учёному соседу» раскрывается в поной мере лишь в сопоставлении с «письмами» рядовых юмористов малой прессы; без этого фона оно воспринимается как обычная удачная юмореска, каких у молодого Чехова было сотни (М. Горький).

  1. В предложении три части, между 1 и 2 устанавливаются перечислительные отношения с оттенком полной одновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких; ведущая связь – бессоюзная.
  2. В предложении три части, между 1 и 2 устанавливаются перечислительные отношения с оттенком разновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких; ведущая связь – бессоюзная.

Тест 10. Определите структуру сложного предложения.

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке,

Когда, сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой, -

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встаёт предо мной (Н. Заболоцкий).

  1. Сложное многочленное предложение.
  2. Период.

Ответы

1 – 1А, 2Б

2 – 1Г, 2А

3 – 1Д, 2В

4- 1

5 – 3

6 – 2

7 – 1

8 – 2

9 – 1

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

Вариант с расставленными знаками.

    Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

    Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

    Как ни старался я укрыться плотнее, ничего не помогало: холодный воздух находил свою лазейку и сквозил то в плечо, то в ноги.

    В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

    Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе, горшок герани торчал перед окошком, на станах чернели замасленные картинки.

    В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.

    Миновало лето, начались дожди.

    Посмотри на юг: тихо движутся зрелые нивы.

    Дорога стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

    Гремят отдвинутые стулья; толпа в гостиную валит.

Вариант для работы обучающихся.

    Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

    Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.

    Как ни старался я укрыться плотнее ничего не помогало холодный воздух находил свою лазейку и сквозил то в плечо то в ноги.

    В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

    Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе горшок герани торчал перед окошком на станах чернели замасленные картинки.

    В осеннюю пору хорошо в лесу воздух особенно свеж повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.

    Миновало лето начались дожди.

    Посмотри на юг тихо движутся зрелые нивы.

    Дорога стала похожа на лунную поверхность каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

    Гремят отдвинутые стулья толпа в гостиную валит.

Тест для 9 класса по теме " Бессоюзные сложные предложения ".
Работа включает в себя 13 тестовых заданий с одним правильным ответом.
Русский язык 9 класс |

1. Найдите бессоюзное сложное предложение.
1) Любите книгу: она откроет вам много интересного 2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил 3) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём 4) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом
2. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности действий.
1) Злой плачет от зависти – добрый от радости
2) Закуковала кукушка – сей ячмень 3) Ум хорошо, а два лучше 4) Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми 3. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением сопоставления.
1) Много снега – много хлеба 2) Красные дни – сей пшеницу3) Труд человека кормит – лень портит 4) Ученый без трудов – дерево без плодов4. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Мир строит – война разрушает.
1) Первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором. 2) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом. 3) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. 4) Содержание первого сравнивается с содержанием второго. 5. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой (знаки препинания не расставлены).
1) Вдалеке всё было в легком светлом тумане и мостовая в конце улицы блестела под солнцем как золотая и по ней прогуливались влюбленные пары 2) Ещё на вершинах гор догорал день но в ущелье отовсюду темно смотрела ночь3) Он встретил её взгляд спокойно но затем веки его дрогнули 4) Капитан иногда просыпался швырял через окно в шакалов принесенными днем камнями и странные мысли приходили ему в голову
6. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Алешка поднялся заря еще не занималась
2) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно 3) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня
4) Зима недаром злится прошла ее пора
7. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно 2) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня 3) Алешка поднялся заря еще не занималась 4) Зима недаром злится прошла ее пора 8. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Князь Лыков не противоречил это было бы напрасно2) Красоту только тронешь небрежной рукой она исчезнет3) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза4) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя 9. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Искусство перевоплощения необходимо не владея им актер может остаться в спектакле всего лишь самим собой 2) Он чувствует чьи-то руки прикоснулись к его плечу 3) Ученые без трудов дерево без плодов 4) Желтые листья роняет осень красные летят по лесам
10. Укажите БСП со значением причины (знаки препинания не расставлены).1) Не легко вырастить плодовое дерево много оно требует труда и заботы 2) Молвит слово соловей поет 3) Выглянуло солнце и сразу потеплело4) На улице холодно и надо одеться потеплее 11. Укажите БСП со значением условия.
1) Зашло солнышко, все вокруг ожило 2) Сделал дело - гуляй смело 3) Лес молчит, в полях идет снег 4) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше

12. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Есть желание учиться будет желание и время созидать 2) Светлеет воздух видней дорога яснеет небо 3) Не сули журавля в небе дай синицу в руки 4) Наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания

13. Укажите неверное утверждение.
1) Между предложениями, входящими в состав БСП, могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие
2) Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие
3) Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты
4) Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов, то между частями БСП ставится тире

Ответы к тесту.
1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 3; 5 - 1; 6 - 4; 7 - 4; 8 - 2; 9 - 3; 10 - 1; 11 - 2; 12 - 4; 13 -4

Бессоюзное сложное предложение

Задание 1. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзном предложении?

    Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

    Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

А. Перечислительные отношения

Б. Сопоставительные отношения

Задание 2. Какие знаки препинания следует поставить в сложном предложении с бессоюзной связью?

    В мраморном очаге пылал благовонный можжевельник в лампадах горело масло с примесью фиалковых духов Чезаре любил ароматы

    Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку.

А. Двоеточие и запятая

Б. Двоеточие и точка с запятой

В. Запятая и двоеточие

Г. Точка с запятой и двоеточие

Задание 3. Объясните постановку тире в бессоюзном сложном предложении.

    Хочешь перебраться на другой берег – нанимай летом лодку.

    Все мое счастье было в этой женщине – вы отняли ее.

Б. Вторая часть заключает в себе вывод, следствие

Г. Части рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия

Д. Первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй

Задание 4. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

  1. Точка с запятой

Задание 5. Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного предложения.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано.

1. Вторая часть дополняет содержание первой

2. Вторая часть поясняет первую

3. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой.

Задание 6. Какими языковыми средствами выражается одновременность перечисляемых событий в структуре бессоюзного сложного предложения?

Распластались во мраке платаны,

Ночь брильянтовой чашей горит,

Дремлют горы, темны и туманны,

Кипарис, как живой, говорит.

    С помощью перечислительной интонации

    С помощью перечислительной интонации и соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых

    С помощью соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых

Задание 7. Охарактеризуйте сложное многочленное предложение с бессоюзной связью; укажите число частей, определите виды отношений между ними.

На дороге порой замечалось некоторое оживление: стремительно шел навстречу караван верблюдов, спешил путник с посохом в руке, гремела тележка озабоченного торговца.

    Предложение содержит четыре части с отношениями уточнительного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления одновременных событий между второй и третьей, третьей и четвертой частями

    Предложение содержит четыре части с отношениями причинного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления следующих друг за другом событий между второй и третьей, третьей и четвертой частями

Задание 8. Рассмотрите сложное предложение с комбинацией сочинительной и бессоюзной связи. Определите, какая связь является основной. Укажите число частей, установите виды отношений между ними.

Все окна завалило снегом, и церковка дрожала, – такая разыгралась пурга.

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком разновременности, а между второй и третьей частями – причинные отношения; ведущая связь – бессоюзная

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком частичной одновременности событий, а между второй и третьей частями – отношения вывода, следствия; ведущая связь – бессоюзная

Задание 9. Рассмотрите сложное многочленное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Какая связь является основной? Укажите число частей, определите виды отношений между ними.

Смысл и ценность «Письма к ученому соседу» раскрывается в полной мере лишь в сопоставлении с «письмами» рядовых юмористов малой прессы; без этого фона оно воспринимается как обычная удачная юмореска, каких у молодого Чехова было сотни.

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком полной одновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких ; ведущая связь – бессоюзная

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком полной разновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких ; ведущая связь – бессоюзная

Задание 10. Определите структуру сложного предложения.

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке,

Когда, сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой, –

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

    Сложное многочленное предложение