Юриспруденция        05.02.2020   

Япония 16 18 века. Разработка урока по истории на тему "«Запретные» страны. Китай и Япония в XVI-XVIII веках". Крупные города Японии

История нового времени. Шпаргалка Алексеев Виктор Сергеевич

49. ЯПОНИЯ В XVI–XVIII ВВ

49. ЯПОНИЯ В XVI–XVIII ВВ

В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые, которые выполняли самую грязную работу, в сословия не входили. В этой сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII–XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10 % населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев – «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному феодалу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти. Но в начале XVIII в. появились первые признаки разложения сословного строя. В частности, появились такие самураи, которые по разным причинам отказывались от своих обязанностей и лишались средств к существованию.

Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко второй ступени сословного строя Японии. От них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, а также хлопок, табак, чай и др. Одевались

крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться. И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или даже бросал ее и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была его землю обрабатывать и платить за него налоги.

Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были и странствующие ремесленники, ходившие по деревням. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Из книги От Кира Великого до Мао Цзэдуна. Юг и Восток в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Япония, о! Вопрос 9.62На скольких островах располагается государство Япония?Вопрос 9.63Как называются четыре самых крупных острова Японии?Вопрос 9.64Японская пословица гласит: «Так же, как меч, – душа самурая, душа женщины – …»Душа женщины – что?Вопрос 9.65Современным

Из книги Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине автора Пыхалов Игорь Васильевич

Япония Листая страницы советских газет 1930-х годов или просматривая рассекреченные документы того времени, то и дело натыкаешься на японских шпионов и диверсантов. Они же являются непременными персонажами антисталинского разоблачительного «фольклора», как наглядный

автора

9. Япония Вторая волна «монгольско»-китайской, то есть скифской колонизации Японии относится к XVI - началу XVII века. В это время «Монгольскую» Империю начали раскалывать на куски. Япония, уже надежно освоенная Ордой ранее, в XIV–XVI веках (первая волна), стала в XVII веке, не по

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

2. Еще и в XVIII веке правление Романовых оставалось во многих отношениях оккупацией России иностранцами Список действительных членов Российской Академии Наук XVIII–XIX веков С приходом династии Романовых, правящий слой России стал состоять в значительной степени из

Из книги 100 великих полководцев Второй мировой автора Лубченков Юрий Николаевич

Япония Нагумо Тюити (1887-06.07.1944) – японский военно-морской деятель, вице-адмиралТюити Нагумо родился в 1887 году в городе Ямагата, расположенном на севере острова Хонсю. В 1908 году он окончил военно-морское училище и стал офицером Императорского флота. Нагумо отличился во

автора Носовский Глеб Владимирович

9. Япония Вторая волна «монгольской – китайской», то есть скифской колонизации Японии относится к XVI – началу XVII века. В это время «Монгольскую» Империю начали раскалывать на куски. Япония, уже надежно освоенная Ордой ранее, в XIV–XVI веках (первая волна), стала в XVII веке, не

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

2. Еще и в XVIII веке правление Романовых оставалось во многих отношениях оккупацией России иностранцами. Список действительных членов Российской Академии Наук XVIII–XIX веков С приходом династии Романовых, правящий слой России стал состоять в значительной степени из

Из книги По следам Ковчега Завета автора Скляров Андрей Юрьевич

Япония Еще одна довольно экзотическая версия связывает нынешнее местонахождение Ковчега Завета с Японией. Эта версия основывается на сходстве целого ряда ритуалов местной синтоистской религии с ритуалами иудаизма и текстами Ветхого Завета. Например, в Первой книге

Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Япония Когда Гитлер 22 июня 1941 г. напал на Советский Союз, он надеялся, что и Япония вскоре также начнет захват Дальнего Востока. Однако, вопреки ожиданиям, этого не произошло. Фельдмаршал Кейтель в своей беседе с командующим группой армий «Митте» фон Боком, состоявшейся 25

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Япония Только 10 % дальневосточных коммунистов жили за пределами китайской территории. Малочисленное довоенное социалистическое профсоюзное движение Японии сменила небольшая коммунистическая партия, большинство руководителей которой были убиты «жандармерией»

Из книги Национал-большевизм автора Устрялов Николай Васильевич

Япония и мы 1.Вопрос о русско-японских отношениях является в настоящее время для России вопросом второстепенным. Целый ряд других проблем, острых, насущных, очередных, стоит перед центральной русской властью, требуя немедленного разрешения. Происходит страшная борьба

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

9. Еще и в XVIII веке правление Романовых оставалось во многих отношениях оккупацией России иностранцами Наш анализ списка действительных членов Российской Академии наук XVIII–XIX

автора Трескин Алексей Валерьевич

Из книги История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты автора Трескин Алексей Валерьевич

Из книги Женщины-воины: от амазонок до куноити автора Ивик Олег

Япония Одной из первых воительниц на территории Японии была, вероятно, полумифическая правительница Химико. Но сведения о ней недостоверны и противоречивы, причем вызывают сомнения и имя воинственной государыни, и время ее правления, и даже сам факт ее воинственности.

Третий сёгунат и политика «изоляции»

После того, как умер Тоётоми Хидэёси, на престол взошел Токугава Иэясу. В 1600 году, при помощи аристократии, он победил в битве при Сэкигахара род Тоётоми и в течение дальнейших 15 лет уничтожил этот род.

В 1603 году император дал Иэясу титул сёгуна и создал новый сёгунат в городе Эдо.

Период существования данного правительства самураев принято называть эпохой Эдо (1603-1867).

Япония 17-19 век

Во время главентсва сёгуната Япония являлась федерацией. Четвертью территории государства владел род сёгунов Токугава, а остальной частью - триста провинциальных владык даймё. Даймё разбивались на классы «родичей», «старинных вассалов» и «новых вассалов», в соответствии со степенью подчиненности сёгуну. Они владели личными независимыми уделами ханы, площадь которых устанавливало столичное руководство. Для предупреждения мятежей правительство урезало политические возможности подданных «Законами военных домов», кроме того уменьшало богатства их владений необходимыми поездками в резиденцию правительства в Эдо. Сёгунат также забрал все земельные наделы дома императора, поручившись содержать их за свои средства.

В первой половине 17 столетия правительство Японии было заинтересовано во взаимодействии с государствами Европы и остановило гонения христиан. Пытаясь развить межгосударственную торговлю и получить от нее большую часть выгоды, сёгунат в 1604 году сделал необходимым лицензирование японских кораблей, отбывавших за рубеж в Юго-Восточную Азию. Вместе с тем, борьба в Японии протестантских Голландии и Англии с одной стороны и католических Португалии и Испании с другой, угрожала втянуть Японию в войну этих стран. Из-за этого Япония начала проводить политику по ограничению связей с Европой и её колониями, позже названную сакоку.

В 1614 году сёгунат наложил запрет на христианство, считая, что это средство зарубежного воздействия. Тысячи японских христиан были подвергнуты гонениям, а отъезд за границу, где была возможность принять крещёние, был невозможным. По этой причине в 1637 году некоторые крестьяне и самураи острова Кюсю, которые исповедовали христианство, устроили мятеж в Симабаре. Сёгунат в течение года усмирил восставших, и в 1639 году, чтобы полностью ликвидировать христианство, издал указ, запрещающий американским и европейским кораблям прибывать в Японию. Поблажки давались Голландии, суда которой, оказавшие помощь в подавлении восстания, получили исключительную возможность торговать на искусственном острове Дэдзима в Нагасаки.

Пытки христиан

С 17 по середину 19 столетия, невзирая на разрыв связи с Европой, Япония сохраняла политические и торговые отношения со своими старыми компаньонами: Кореей, Китаем, Рюкю. Японцы торговали с этими странами на Цусиме, Дэдзиме, Сацуме и южной части Хоккайдо.

Социально-экономическое развитие Японии в 17-19 веках

Японский социум эпохи Эдо был сословным и делился на 4 крупных класса: воинов-самураев, крестьян, торговцев и ремесленников. Государством управляла исключительно самурайская знать. В классовую систему не входили парии, занимавшиеся черным трудом: утилизацией отходов, тюремной службой, уборкой. Главенствующими религиями являлись буддизм и синтоизм. Присутствовал порядок регистрации жителей при буддистских монастырях по району проживания. Христианство не было разрешено, из-за чего его приверженцы пребывали в подполье. Официальной идеологической философией государства являлось неоконфуцианство, которое получило наиболее сильную популярность в период владычества Токугавы Цунаёси и во время деятельности исследователя Араи Хакусэки. Его преподавали в национальной академии, которая была создана Хаяси Радзан. Под воздействием неоконфуцианства был основан кодекс самураев бусидо.

Синтоизм- религия, которая произошла из религиозных верований японцев: поклонения силам природы, вере в сверхъестественные силы духов и во множество богов;

Буддизм - сёгунат использовал для подчинения себе народа, в XVIII в. стали закрываться все буддийские храмы.

Конфуцианская теория - проповедуемая китайским философом Чжу Си, получила широкое распространение в Японии т.к. согласно этой теории прочность всего живого зависит от безоговорочного подчинения своему правителю.

Просмотр содержимого документа
«Япония 17-18 века»

Япония

в 17-18 вв.


План работы

1 Социально – политический строй Японии

4 .Культура Японии эпохи Токугавы




I . Японии в XVII веке.

  • 260 княжеств с населением 18 млн. человек, из которых

80 % занято в с/х.


I . Социально-политическое положение Японии в XVII веке.

  • Микадо – японский император – номинальный

правитель

  • 1603 г. – власть захватил сёгун (военачальник)

Токугава Иэясу

Установлен военный порядок


сёгун (военачальник) Токугава Иэясу


Двоевластие в Японии

Микадо – «живой бог» - царствовал, следил за религиозными обрядами и традициями, но не управлял государством.

Сёгуны реально правили государством.

Столица – г. Киото

Столица – г. Эдо , резиденция сёгунов.

Крупные города Японии

Эдо, Киото, Осака, Нагоя, Нагасаки, Хаката


Феодальная структура сёгуната

1.Кугэ – аристократическое окружение императора

2.Даймё – богатые феодалы


Социальная структура сёгуната: СИ-НО-КО-СЁ

СИ – самураи;

самые богатые слои населения и сёгуны

Социальная структура

КО

ремесленники

НО

крестьяне

СЁ - торговцы


Внешняя политика сёгуната Токугавы

  • Династия Токугава налаживает контакты с иностранцами.
  • 1542 г. португальцы , первые иностранцы, обосновались на о. Кюсю и принялись насаждать католическую религию.

Токугава Иэмицу ввёл политику «закрытых дверей» - запрещение японцам покидать страну

1614 г. – указ, запрещающий принимать

иностранную веру


1637 г. – восстание жителей г. Симабар на о. Кюсю

против порядка Токугавы

1638 г. – Япония объявлена страной, совершенно

закрытой для иностранцев.

порт Нагасаки, 2 раза в год, корейские и китайские корабли

Ввоз научной и религиозной литературы, ценили открытия в области техники, медицины

Принцип: «Восточная мораль – западная техника»


Роль религии в Японии.

В XVIII в. в Японии прочно утвердились синтоизм и конфуцианство.

Синтоизм – религия, которая произошла из религиозных верований японцев: поклонения силам природы, вере в сверхъестественные силы духов и во множество богов;

Буддизм – сёгунат использовал для подчинения себе народа, в XVIII в. стали закрываться все буддийские храмы.

Конфуцианская теория – проповедуемая китайским философом Чжу Си, получила широкое распространение в Японии т.к. согласно этой теории прочность всего живого зависит от безоговорочного подчинения своему правителю.





В Японии можно встретить два типа одежды - традиционную - вафуку и более простую, повседневную, по европейскому образцу. Кимоно - буквально переводится «одежда, наряд» - общий термин для обозначения любой одежды, а в узком - разновидность вафуку.


  • Богатые феодалы:

Д) ронины

Е) микадо


2 «Микадо» в Японии называли:

А) Самураев.

В) Крестьян.

С) Императора.

D) Чиновников.

Е) Городских жителей.


3. Главная резиденция японских сегунов-город:

В) Хиросима.

С) Нагасаки.


4. К началу 17 века в Японии было:

А) 200 княжеств.

В) 260 княжеств.

С) 300 княжеств.

D) 360 княжеств.

Е) 160 княжеств.


5.Подавив в 1637 году восстание на острове Кюсю, сегун объявил Японию:

А) Закрытой для иностранцев.

В) Открытой для иностранцев.

С) Демократической страной.

D) Рабовладельческим государством

Е) Независимым государством


6. «Си-но-ко-сё»-это по Японски:

А) Ремесленный центр.

В) Ювелирная мастерская.

С) Титул императора.

D) Аристократы.

Е) Название сословной системы


7. Основная религия в Японии:

А) Христианство.

С) Синтоизм.

D) Конфуцианство.

Е) Иудаизм.


8. Аристократическое окружение императора называлось:

В) Сегуны.

Е) Самураи


Мансков О.В., к.и.н. РАСПЕЧАТАНО

Курс лекций

Новая история стран Азии и Африки

Лекция 3. Япония в XVI-XVII вв.

Япония в конце XVI века. Ода Нобунага.

В XVI веке центральное правительство в Киото (сегуны из дома Асикага) потеряло реальную власть. По всей стране шли междоусобные войны. Столетний период - с 60 ходов XV века до 60 годов XVI века именуется в японской литературе "периодом воюющих государств".

Владения Японии к концу XVI века состояли из трех больших островов (Хонсю, Кюсю, Сикоку) и прилегавших к ним мелких островов. Остров Хоккайдо (Эдзо, или Иезо, как тогда называли; "эдзо" - одно из японских названий населявших остров народности айнов) был колонизирован японцами только в самой южной его части (полуостров Осима). На японских картах более позднего периода (примерно с XVII века) здесь стали помещать княжество Мацумаэ.

"Великая тройка" - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу - привела в систему общественные отношения и установила единую централизованную власть в стране.

В 1568-1582 годах один из средних феодалов, земли которого были расположены в центральной части острова Хонсю, Ода Нобунага достиг успеха в борьбе со своими противниками. Используя более совершенную организацию своих войск, и активно применяя огнестрельное оружие, он добился в короткий срок значительного увеличения своих владений в районах, близких к Киото, включая и самую столицу государства.

Впервые огнестрельное оружие было применено в боевых условиях в Японии в 1549 г., Симадзу Такахисой. В 70-х гг. Ода Нобунага имел уже 3000 стрелков в составе своей армии. В 1573 г. произошла знаменитая битва при Нагасино. В этой битве Нобунага проявил себя мастером новой тактики. Разбив стрелков на три группы, чтобы каждая имела время перезарядить оружие, он расположил их за частоколом. Первоклассная самурайская конница Такэды Кацуёри, была практически полностью истреблена, не успев приблизится на расстояние рукопашной схватки. Нобунага в 1573 году сверг последнего сегуна из дома Асикага и разгромил несколько буддийских монастырей близ Киото, принимавших деятельное участие в междоусобной войне. К концу своего правления Ода Нобунага добился подчинения себе более половины территории Японии (часть строва Хонсю). Часть новых владений Нобунага передал своим полководцам Хидэёси и Токугава. С помощью последних он заставил других феодалов центральной части острова Хонсю признать его власть.

В своих владениях Нобунага уничтожил заставы и упразднил поборы, взимавшиеся с товаров, поступавших из других владений; он прокладывал дороги, ввел строжайшие наказания за разбой.

Политика Нобунага имела целью укрепление центральной власти, прекращение междоусобиц и расширение торговли. Ода Нобунага добивался подчинения крупных купцов центральной власти. Он боролся против монопольных объединений купечества и покончил с независимостью города Сакаи.

К этому времени закончился длительный "период воюющих государств ". Казалось, что в Японии скоро наступит мир. Однако в 1582 г. против Нобунаги выступил его вассал, поднявший мятеж. Тяжело раненый Нобунага покончил с собой.

Политика Тоётоми Хидэёси.

Политику объединения страны продолжал Тоётоми Хидэёси (годы правления 1582-1598), получивший из-за своей уродливой внешности прозвище Обезьяна. Добившись верховной власти (императорская династия уже в течение многих столетий до этого никакой реальной власти не имела), Хидэёси не получил титула сегун, который носили верховные правители страны из династий Минамото и Асикага. Диктатура носила скорее личный характер, и не было достаточных гарантий, что ему удастся передать власть своему наследнику. Несмотря на объединение страны, на местах дайме продолжали сохранять самостоятельность и политическая раздробленность сохранялась.

В "период воюющих государств" самурайство в значительной мере пополнилось из среды крестьянства. Солдаты-профессионалы из крестьян превращались в этот период в самураев, а некоторые из них и в крупных землевладельцев. Сам Хидэёси и многие его полководцы были выходцами из крестьян. Представители старых аристократических домов, ведших свой род с древних веков, были истреблены в результате войн. На их место стало новое, менее родовитое привилегированное сословие из среды вассалов прежних самураев. Такая передвижка в обществе получила название "низы побеждают верхи".

Хидэёси провел ряд мероприятий по укреплению общественных порядков. В 1588- 1590 годах по всей стране у крестьян было изъято оружие. Это мероприятие получило название "охота за мечами" (катанагари). Один из пунктов указа 1588 года гласил: "Поименованные выше короткие мечи не надо уничтожать. Следует использовать их на болты и заклепки для сооружения великой статуи Будды, чтобы если не в этом, то в будущем мире они пошли крестьянам на пользу". Это было началом запрещения перехода из одного сословия в другое. Положительным моментом указа можно считать то, что он стимулировал развитие японских боевых искусств без оружия, породивших впоследствии каратэ, дзюдо и др. боевые системы, ныне знаменитые на весь мир. Указом 1591 года крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям - крестьянами или горожанами. Была воздвигнута прочная стена между самурайством и крестьянством.

Внешняя политика Хидэёси была агрессивной. Главное проявление этой политики - семилетняя война с Кореей.

Европейцы в Японии.

В XVI в. морские державы Европы, стремясь покончить с монополией купцов, пользовавшихся Великим шелковым путем, посылали экспедиции в поисках морского пути к источникам пряностей и шелка. В 1543 г. один из португальских кораблей, который пытался достичь Пекина, был выброшен жестокой бурей на маленький остров Танэгасима у берегов Кюсю. Первыми из европейцев, высадившихся в Японии, стали португалец Мендес Пинто и сопровождавшие его двое купцов. Японцы были поражены внешним видом европейцев и их странной одеждой, но наибольшее изумление вызвали привезенные португальцами фитильные ружья, или аркебузы.

Кое-какие знания об огнестрельном оружии японцы получили от китайцев. С порохом японцы познакомились еще в XIII в. во время монгольского вторжения в Японию, но до массового его применения дело так и не дошло. Японцы сразу же поняли потенциал нового оружия. За огромные деньги Ториката, дайме Танэгасимы, приобрел два экземпляра нового оружия и отдал их своему кузнецу, чтобы тот их скопировал. Решив не без помощи пришельцев некоторые технологические трудности, за 6 месяцев кузнец изготовил 600 аркебуз, которые были распроданы в разные области Японии. Так европейские военные технологии начали влиять на историю Японии.

В 1549 году в Японию прибыл миссионер-католик Франциск Ксавье, который приступил к распространению католичества. Тем самым был открыт путь для общения Японии с Западом. С этого времени в течение почти ста лет, вплоть до закрытия страны в годы Канъэй (1624-1644), через торговлю и миссионерскую деятельность от "южных варваров" (так тогда в Японии называли португальцев) в Японию проникала западная материальная культура начиная с ружей, а вместе с ней распространялась христианская культура (в тот период католики были известны под именем "кириситан").

Вслед за португальскими в Японию прибыли испанские суда, затем была установлена связь с Голландией и Англией. В этот же период Хидэёси предпринял военную экспедицию в Корею, одновременно вынашивая план захвата острова Лусон, расширялась торговля с помощью госюинсэн - специальных судов, имевших разрешение сегуната на выезд, усиливалось проникновение японцев в эти страны. Установление контактов с Западом наряду с этими мероприятиями явилось причиной того, что в XVI веке в Японии создалась невиданная ранее атмосфера, способствовавшая широким международным связям.

Однако когда период правления Тоеми Хидэёси закончился, был принят курс на запрещение христианства и в конце концов в 1639 году сегун Токугава Иэмицу, запретив португальским судам заходить в японские порты, издал так называемый "указ о закрытии страны".

Европейцы принесли с собой в Японию не только достижения своей цивилизации, но и угрозу духовного, политического и экономическог порабощения страны.

Нелегальный увоз японцев и продажа их в рабство в другие страны Азии, ввоз португальцами в Японию огнестрельного оружия, активная миссионерская пропаганда усиливали волнения и смуту в Японии.

В 80-90 -х годах XVI века в Японии появились испанцы, которые вели примерно ту же политику, что и португальцы. В этот же период японские торговае и пиратские суда стали плавать у берегов Юго-Восточной азии. Японцы знали о судьбе Аомыня, Филлипин, Явы и близлежащих островов, захваченных европейцами. Отсюда - опасения японского правительства перед дальнейшей испанской и португальской экспансией, тем более что иностранцы были связаны главным образом с сепаратистами острова Кюсю, которые оказывали серьезное сопротивление мероприятиям Хидэёси по объединению страны.

Европейцы в Японии пользовались поддержкой и южных сепаратистов, и части представителей торгового капитала. Миссионерская пропаганда европейцев имела известный успех и среди крестьян, которых привлекали идеи равенства, провозглашаемые христианством. Эти обстоятельства вызывали настороженное отношение центральной власти и японской аристократии к европейцам. Заинтересованное в развитии торговли с европейцами, во ввозе огнестрельного оружия, японское правительство тем не менее решалось на известные ограничения деятельности португальцев и испанцев. Первое мероприятие в этом направлении было проведено Хидэёси в 1587 году, когда он подчинил остров Кюсю центральному правительству. В июле того же года Хидэёси издал указ об изгнании из Японии в течение 20 дней всех миссионеров, оговорив, однако, право португальцев беспрепятственно продолжать торговлю и разрешив въезд в Японию купцам, которые не будут наносить ущерба синтоистской и буддийской религиям.

Хотя указ об изгнании миссионеров фактически не был приведен в исполнение и миссионеры скрылись в различных княжествах, преимущественно на Кюсю, Хидэёси в течение десяти лет не предпринимал действенных мер для проведения в жизнь этого указа.

За это время он широко использовал японских и чужеземных христиан в походе против Кореи (1592-1593 года), приобрел у иностранцев суда для похода и т.д. Новые меры против христиан -японцев и европейцев были предприняты позднее, когда миссионеров арестовали и распяли в Нагасаки в связи с тем, что командир испанского корабля, зашедшего из-за тайфуна в порт Урато в провинции Тоса (на острове Сикоку), стремясь предотвратить разграбление корабля местными самураями, пригрозил им вторжением испанских войск. Он заявил, что Испания посылает в страну, которую собирается подчинить, сначала миссионеров, а затем войска.

В 1598 году Японию стали посещать голландские, а затем английские суда.

В 1598 году Хидэёси умер. К моменту его смерти еще не была выполнена ни одна из задач, которые ставили перед собой первые объединители. Феодалы, выступившие против центральной власти, не были еще полностью подчинены, сохранялась опасность возникновения новой междоусобной войны.

Европейцы, опасаясь новых мер против миссионеров, готовы были поддержать любое сепаратистское движение. Страна была вовлечена в тяжелую внешнеполитическую авантюру - второй поход в Корею, неудачный исход которой был предрешен. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что наследнику Хидэёси, его сыну Хидэёри, было всего пять лет. Это облегчило в известной мере захват центральной власти новым претендентом.

Борьба политических группировок.

Хидэёси предвидел возможность возобновления междоусобных войн и посягательств на власть со стороны других претендентов. В 1598 году он создал высший орган управления из пяти тайро (главных министров), которые должны были править до совершеннолетия Хидэёри.

В число этих тайро входили крупнейшие землевладельцы острова Хонсю - Токугава Иэзясу, Маэда Тосинэ, Уэсуги Кагэкацу, Мори Тэрумото и Укита Хидзиэ. Тайро были поставлены над пятью бугё, которых еще в 1585 году Хидэёси назначмл начальниками разных ведомств государственного управления. Для устранения разногласий между пятью тайро и пятью бугё был создан специальный орган (сантюро).

Вся эта сложная система управления могла действовать эффективно, пока был жив ее создатель. Как только он умер, началась борьба за власть между различными группами крупных землевладельцев. Наиболее видными руководителями этих группировок были Токугава Иэясу, Исида Кадзусигэ и Маэда Тосинэ.

Когда Хидэёси захватил в 1582 году власть, Токугава Иэясу (1542-1616) был уже крупным землевладельцем центральной части Хонсю, одним из видных полководцев Ода Нобунага. Отношения между Иэясу и Хидэёси после смерти Нобунага (1582 год) были сначала враждебными, но Хидэёси женил Иэясу на своей сестре, увеличил его владения и добился его поддержки.

В 1590 году, после того как Иэясу, выполняя приказание Хидэёси, подчинил центральной власти Ходзё - одного из крупнейших землевладельцев района Канто, восемь провинций этого района были отданы дому Токугава. Иэясу стал самым крупным землевладельцем в стране.

Другая группировка даймё возглавлялась Маэда Тосинэ, одним из тайро, рупным феодалом провинции Кага, который был одним из ближайших помощников в военных делах Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси.

Маэда умер в 1599 году, как раз в тот момент, когда начала обостряться борьба между Токугава и третьей политической группировкой, возглавлякмой Исида Кадзусигэ. Маэда в 1598-1599 годах выступал в качестве посредника между группировками Токугава и Исида. После смерти Маэда большинство его сторонников першло на сторону Токугава.

Исида Кадзисугэ, возгалавлявший мощную группировку противников Токугава, был не очень крупным землевладельцем Центральной Японии. Так же как Маэда, он был тесно связан с Хидэёси, Исида же значительную часть своих аладений получил от Хидэёси (в частности, замок Саваяма в провинции Оми). Он входил в число пяти бугё, назначенных Хидэёси еще в 1585 году участвовал во многих его походах против других феодалов и, в отличие от Маэда и Токугава, воевал в Корее.

Стремясь получить поддержку матери Хидэёри - Ёдогими, которая приобрела большое влияние, Исида хотел назначить наследником Хидэёри. Хотя в 1598-1600 годах Токугава еще не выступал открыто против Хидэёри, Исида считался главным поборником прав сына Хидэёси на управление страной. По всей вероятности, будучи сравнительно некрупным феодалом, Исида не имел никаких других способов прийти к власти.

В состав группировки Исида вхолили самые крупные феодалы страны (кроме Токугава и Мазда) - Уэсуги, Мори, Симадзи (княжество Сацума) и др. Это были именно те даймё, подчинение которых стоило Хидэёси наибольших трудов и чьи владения он значительно урезал. Они, очевидно, вступили в группировку Исида для того, чтобы объединить свои усилия против нового претендента на власть - Токугава.

Военные силы двух группировок получмли наименования "восточной армии" (группировка Токугава) и "западной армии" (группировка Исида). Однако эти названия не вполне точно отражали географическое расположение владений представителей обеих коалиций.

Некоторые, очень немногие феодалы оставались нейтральными.

Важнейшие политические и экономические центры Японии в это время лежали на западе, а не на востоке. Эдо (старое название Токио), будущая столица сёгуната Токугава, был еще небольшим призамковым городом, и прежняя столица первого сёгуната Минамото (1192-1333 годов), Камакура, уже давно потеряла своё политическое значение.

Большинство феодалов, включая Иэясу, в последние годы правления Хидэёси жили в Фусими (близ Киото), где он построил свой последний замок, и в Осака. Сюда после смерти отца был привезен Хидэёри. Важное значение западных провинций и необходимость их подчинения для того, чтобы править всей страной, понимали и руководители группировки Токугава, которые решили двинуть свои войска на запад.

Победа группировки Токугава.

В решающем сражении при Сэкигахара (1600 год), в провинции Мино, победу одержали войска Иэясу и с этого времени дом Токугава фактически начал управлять всей страной, хотя сопротивление некоторых противников Токугава еще продолжалось, а в ряде мест происходили даже военные столкновения.

Причины победы токугавской группировки требуют специального рассмотрения. Военные силы западной группировки были в значительной степени ослаблены длительными и неудачными корейскими походами, в то время как войска Токугава и Маэда в этих походах не участвовали.

Обе коалиции были весьма непрочными. Примыкая к группе Токугава или Исида, крупные землевладельцы не были склонны поддерживать их сколько-нибудь решительно. Их главной целью было сохранить свои людские ресурсы для дальнейшей борьбы за личную власть.

Особенно непрочной была западная коалиция. Например, один крупный феодал, Мори Тэрумото, фактически не участвовал в битве при Сакигахара, задержав войска к западу от места сражения, другой крупный феодал, Симадзу Ёсихиро, привел с собой ничтожные силы, а третий, Кобаякава Хидэаки, перешел во время сражения на сторону Токугава.

Токугавская коалиция также не была особенно прочной, но более спаянной, ибо большинство ее участников принадлежало к фудай-дайме, связанными с Токугава тесными родственными узами, а главное, получившими свои владения от Иэясу. Поражение Иэясу означало бы для них потерю этих владений.

Разбив коалицию Исида, Иэясу приступил к расправе с ее участниками. Несколько главных руководителей, в том числе Исида Кадзусигэ и Кониси Юкинага, были казнены. Позднее на отдаленный остров Хатидзё был сослан Укита со всеми своими родными и некоторыми вассалами.

То обстоятельство, что Иэясу решительно расправился лишь с некоторыми своими главными противниками, объяснялось не его мягкостью, а опасением прибегать к более строгим мерам, так как это могло привести к новым открытым выступлениям против его власти.

Несмотря на то, что с 1600 года началось фактически правление феодального дома Токугава, угроза новой междоусобной войны еще полностью не была устранена. Наряду с Токугава на управление страной продолжало претендовать окружение малолетнего Хидэёри, который после Сэкигахара остался в Осака. В этот город стали стекаться все недовольные правительством Токугава.

Сегунат Токугава.

Сёгунат - правительство сёгунов. Сёгун - титул военного правителя Японии в 1192-1867 гг. , при которых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии сегунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335-1573), Токугава (1603-1867).

Титул сёгуна был присвоен Токугава Иэясу только спустя два с лишним года после битвы при Сэкигахара, в марте 1603 года. Однако эти два года Иэясу распоряжался в стране как верховный правитель и устранил все препятствия к установлению сёгуната дома Токугава.

С эьой целью им были произведены крупные перестановки среди высшей феодальной знати (дайме), которая могла помешать Иэясу стать верховным правителем.

Мероприятия Иэясу, осущствленные в 1600-1602 годах, сводились к конфискации земельных владений у значительной части даймё, которые выступали против Токугава в битве при ясэкигахара и впоследствии получили наименование тодзама-даймё.Конфискованные владения Токугава либо забирал себе, либо назначал в них новых даймё из числа своих вассалов - фудай-даймё или хатамото - самураев, находившихся в непосредственном подчинении у сёгуна, часть котоых также превратилась в даймё.

Конфискация и перераспределение земель происходило преимущественно при первых трех сёгунах Токугава. В последующе время, такие меры стали применяться значительно реже (затем они вовсе прекратились). В широких масштабах перераспределение по большей части производилось в течение года или двух после каких-либо решающих событий в межфеодальной борьбе (сражение при Сэкигахара, Осакские кампании 1614-1615 годов).

За короткий период в два года (с конца 1600 по 1602 года) больше половины княжеств Японии переменили своих владельцев.

В условиях традиций, сложившихся в Японии, перераспределение земельных владений означало не только замену одного даймё дрегим. Согласно этим традициям, вассалы любого князя при конфискации его имущества превращались в ронинов (бродячих самураев), т.е. лишались земельных владений или жалования рисом, которое стала получать часть этих вассалов в XV-XVI веках взамен отчужденных земель.

Перевод даймё из одного владения в дрегое сопровождался обычно переводом и его вассалов.

Часть самурайства, лишенная материального обеспечения, неизбежно превращалась в оппозиционную правительству группировку дворян. Другая часть самураев, переброшенная вместе с сюзереном на новое место, часто сталкивалась там с сопротивлениеем крестьян новому даймё , а иногда даже вступала в конфликт с вассалами (самураями) прежнего даймё, не желавшими по тем или иным причинам бросать свои владения.

В хрониках упоминается несколько случаев вооруженных столкновений, связанных со сменой даймё .

Например, в октябре 1603 года в провинции Дэва (уезд Сэмбоку) прежние вассалы даймё Рокуго, переведенного в другую провинцию с увеличением владений, подняли восстание против нового даймё Сатакэ, назначенного в этот район.

Восставшие напали на замок, перешедший к Сатакэ, к ним примкнули крестьяне (около тысячи). Это восстание именуется в хрониках хякусе икки (крестьянское восстание).

Такого же порядка конфликт в ноябре 1602 года произошел в другом районе, на юге Японии, в провинции Тоса, где были конфискованы владения тодзама-даймё Тесокабэ, противника Токугава в битве при Сэкигахара. В эту провинцию был переведен Яманоути, тоже тодзама-даймё . Прежний вассал Тесокабэ - Такаиси Саманоскэ, исполнявший обязанности сёя (сельский староста), отказался выплачивать новому даймё налоги (очевидно, с крестьян). Было посажено в тюрьму 33 крестьянина. Такаиси с другими крестьянами поднял восстание на горе Такияма. Восстание было подавлено,крестьяне, посаженные втюрьму, там и погибли. Такаиси и некоторые другие вассалы, возглавившие восстание, бежали в соседнюю провинцию Сануки и превратились в ронинов.

Таким образом, перераспределение земель порождало конфликты, которые представляли тем большую опасность для сегуната, что Токугава не решились сразу после битвы при Сэкигахара ликвидировать дом Тоётоми, малолетний глава которого Хидэёри, живший по-прежнему в Осака, получил от Иэясу крупные земельные владения в провинциях Оми, Сэтцу и Кавати. Недовольные властью Токугава, самурайство, естественно, стекалось в этот центральный район страны.

Эдо - столица сёгуната Токугава.

Помимо перераспределения земельных владений, в результате которого дом Токугава стал господствовать в центральной части Хонсю (кроме района, прилегающего к Осака), сёгунат предпринял и ряд других мер для укрепления своей власти.

Среди этих мер известна прежде всего получившая впоследствии широкую известность система санкикотай (заложничество). Японские историки считают ее главным средством контроля центральной власти над даймё . Эта система наряду с прочими мерами правительства сыграла значительную роль в установлении контроля над даймё и прекращении войн.

Истоки системы санкикотай можно отнести еще к годам правления Хидэёси, который обязал семьи всех даймё жить не у себя в княжестве, а в Осака или Фусими. Иэясу после захвата власти стремился заставить крупных тодзама-даймё приезжать в его резиденцию и тем самым как бы свидетельствовать перед страной, что они признают его верховным правителем. Когда Иэясу жил в Фусими, каждый праздник там собирались кугэ, монах и даймё, прибывший его поздравить.

Первым тодзама-даймё , приехавшим в 1602 году (еще до установления сёгуната) в резиденцию Иэясу, был крупнейший феодал Японии - Маэда Тосинага.

Постепенно и юго-западные князья стали также приезжать в Эдо, где их с почетом встречал наследник Иэясу - Хидэтада.

Однако дело не ограничилось регулярными приездами даймё в Эдо. Иэясу, так же как и Хидэёси, пожелал иметь заложников от каждого даймё и прежде всего от тодзама-даймё, ибо в повиновении фудай-даймё он не сомневался. Тот же Маэда первым из тодзама-даймё оставил в Эдо в качестве заложницы свою мать. В 1605 году Симадзу Тадацунэ согласился оставить заложницей свою младшую сестру.

Это были лишь первые шаги к установлению системы санкикотай, по которой каждый даймё обязан был год жить в Эдо, а год - в своем владении, оставляя в Эдо в качестве заложников кого-либо из членов семьи. Система эта была окончательно оформлена законом лишь в 30-х годах XVII века. Ее осуществление задерживалось вследствие недостаточного влияния и авторитета центральной власти, а также потому что столица сёгуна, Эдо, не могла вместить такое большое количество представителей знати.

Немедленно по получению титула сёгуна Иэясу начал в Эдо широкие строительные работы, желая превратить свою столицу в самый крупный и блестящий город страны.

Он одновременно преследовал две цели: с одной стороны, занять здесь на строительных работах как можно больше людей из всех княжеств (от даймё как организаторов и надзирателей работ до крестьян как рабочей силы) и возложить на княжества крупные расходы. Это облегчило бы правительству контроль над даймё и лишало последних значительной части средств, которые они могли бы использовать на вооружение своих войск.Указ о строительстве Эдо предусматривал участие в этих работах всех провинций в порядке принудительной повинности.

Работы начались с центра города, Нихонбаси. На строительство потребовалось огромное количество камня и леса. Для облицовки рвов и крепостных валов из провинции Идзу доставлялись колоссальных размеров камни. Каждый такой камень поднимали 100 человек, на их перевозку потребовалось 3 тыс. судов, так как больше двух камней грузить на судно было нельзя. Множество людей, перевозивших камень и лес морем из Идзу и других провинций, гибло во время бурь и иных стихийных бедствий.

Был перестроен замок сёгуна, воздвигнуты его дворцы, храмы, дворцы многих князей, которым сёгунат предоставлял землю. Некоторые улицы Токио (наименование Эдо с 1869 года) до наших дней сохранили название провинций или княжеств Японии, откуда прибыли строители. Таковы, например, Идзуми-тё, Овари-тё, Кага-тё и др.

Эти работы привели к значительному увеличению населения Эдо за счет даймё , самураев и их челяди, которые все в большем количестве стали подолгу жить в столице, за счет людей, приходивших в Эдо в поисках работы, за счет купцов из Осака и т.д. Выросли цены на землю и на дома.

Строительство с небольшими перерывами продолжалось до 1614 года, когда сёгун, щедро одарив даймё, разрешил им вернуться в свои поместья, главным образом затем, чтобы собрать военные силы для похода на Осака против главного соперника Токугава - дома Тоётоми.