Сказки        03.06.2020   

За что наказали римского. Роман «мастер и маргарита»: что зашифровал булгаков. Михаил Александрович Берлиоз

Роман «Мастер и Маргарита» подразделяется на три разных, но переплетающихся между собой истории: события, происходящие в Москве, включая похождения порождений сатаны; события, каса-ющиеся распятия Иешуа Га-Норци или Иисуса Христа в I веке в Ершалаиме, и история любви Мастера и Маргариты. Все три исто-рии рассказаны со среды до ночи с субботы на воскресенье страс-тной недели.

Часть первая

Среда

Михаил Александрович Берлиоз, важный литературный деятель, пре-дседатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой Массолит, и Иван Николаевич Понырев, поэт, пишущий под псевдонимом Бездомный, встречаются на Патриарших прудах для обсуждения поэмы, которую Иван должен был написать для Берлиоза. Берлиоз хотел, чтобы Иван переписал поэму, т.к. он думал, что Иисус был представлен в поэме слишком реалис-тичным. Берлиоз объяснил, почему он верит, что Иисус никогда не существовал, преподнося Ивану урок религиозной истории. Спустя некоторое время Берлиоз был прерван мистическим человеком, профессором Воландом, который уверял его, что Иисус действительно существовал. Когда Берлиоз стал протестовать, Воланд начал расс-казывать историю о Понтии Пилате, не забыв сказать Берлиозу, что его голова будет отрезана комсомолкой вечером того же дня.

Рассказ перемещается в Ершалаим (Иерусалим), где Пилат рассма-тривает дело Иешуа Га-Норци (Иисуса из Назарета). Иешуа обвиняет-ся в подстрекании людей к сожжению Иерусалимского храма и сопро-тивлению императору Тиберию. Пилат должен его судить, и Иешуа приговаривается к смерти.

Действие снова возвращается в Москву. Берлиоза обезглавливают, в момент, когда он уходил с Патриарших прудов. Он поскользнулся на разлитом подсолнечном масле и был выброшен на трамвайные рельсы. Иван помнил предсказание странного профессора и старался следовать Воланду и его фатальным спутникам – регенту Коровьеву и огромному черному коту Бегемоту - по улицам Москвы, но безре-зультатно. В течение этой охоты через Спиридоновку, Никитские ворота, Кропоткинскую улицу и Остоженку он устроил ад в квартире и закончил охоту «на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки». Но эта тройка исчезла. Он разделся, чтобы продолжить поиски в воде. Когда он прекратил свои попытки, то обнаружил, что его одежду украли. Остались только полосатые кальсоны и рваная толстовка.

По какой-то необъяснимой причине Иван думал, что профессор должен быть в Доме Грибоедова, который принадлежал Массолиту. Направляясь туда, и учитывая, что бежал он в кальсонах, он старался углубляться в таинственную сеть переулков. Иван старался дать логическое объяснение писателям его странной одежде, рассказывая историю дня, но его связали и доставили в психиатрическую больницу доктора Стравинского.

Четверг

Степа Лиходеев, живший в одной с Берлиозом квартире - квартире № 50 на Садовой улице - и бывший директором театра Варьете, пришел к заключению, что уж утро и увидел ожидавшего его Воланда. Квартира № 50 называлась «квартира дьявола», потому что предыдущие хозяева загадочно исчезали.

Воланд напомнил Лиходееву, что тот обещал организовать в его театре 7 представлений черной магии. Лиходеев не помнил такого соглашения. Но Воланд показал ему контракт с его подписью. Кажется, что Воланд манипулирует ситуацией, но Лиходеев связан договором. Когда Лиходеев понял, что он должен разрешить преставление Воланда в его театре, Воланд представил его своей свите - Бегемоту, Коровьеву, и маленькому огненно-рыжеволосому Азазелло - и сказал, что им нужна будет квартира № 50. Воланд и его компаньоны не любили таких людей, как Степа Лиходеев. Такие как он люди, зани-мающие высокие посты, являются для них мерзавцами. «Машину зря гоняет казенную!» ябедничал кот, жуя грибы. «И свита эта требует места, - продолжал Воланд, - так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний – именно вы!»

Через секунду Степа очутился далеко от этого места, в Ялте. Финан-совый директор Варьете Григорий Данилович Римский и админис-тратор Иван Савельевич Варенуха обнаружили, что их директор исчез, в то время как команда сатаны устроила полную неразбериху в здании на Садовой улице. Алчный председатель жилищного товарищества здания, Никанор Иванович Босой, оказался любителем иностранной валюты и был за это арестован милицией. Иван Савельевич Варенуха после длительной телеграфной корреспонденции из Ялты определил местонахождение Степы Лиходеева. В то же время он старался с помощью других определить личность таинственного профессора Воланда. Для того чтобы обойти затруднительные вопросы Варенухи, Воланд послал новое демоническое создание - Геллу, «совершенно нагую девицу – рыжую, с горящими фосфорическими глазами». «Дай-ка я тебя поцелую», - нежно сказала девица. Тогда Варенуха лишился чувств и поцелуя не ощутил».

В театре Варьете Воланд с его помощниками устроили представление черной магии, на котором был обезглавлен конферансье Георгий Бенгальский. Позже дамы в театре получили возможность в полной мере удовлетворить свои идущие из глубины их сердец желания в бесплатном получении роскошной одежды и драгоценностей, что привело к хаотичному и шумному зрелищу, в котором червонцы – «Ей-богу, настоящие! Червонцы!» - вихрем падали на зрителей, и в котором почетный гость Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель Акустической комиссии московский театров, в присутствии его жены был выставлен на публике как неверный супруг. Вкратце: «в Варьете после всего этого началось что-то вроде столпотворения вавилонс-кого».

Тем временем, возвращаясь в больницу, Иван встречает пациента, который лежит в соседней палате. Мы представлены герою романа – Мастеру. Иван рассказывает ему, что случилось в последние дни, и Мастер думает, что это о похождениях дьявола. Потом Мастер расс-казывает свою историю Ивану. Мастер был историком (та же профес-сия, которую Иван выберет в конце рассказа), но после выигрыша ста тысяч рублей по облигации государственного внутреннего займа, бросил работу, чтобы писать книгу. Однажды он встретил Маргариту и безрассудно влюбился в нее. Когда он представил книгу издателю, его спросили, кто вдохновил его написать о таком странном предмете. Книгу не приняли к печати. Не смотря на то, что она никогда не была опубликована, критики в газетах стали выступать с нападками на книгу и автора. Особенно беспощадным был критик Латунский. В припадке умопомешательства Мастер представлял, что спрут влезает в его комнату, ему «вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и он захлебнется в ней, как в чернилах». И Мастер сжег свою книгу. Маргарита сохраняла спокойствие и приняла это, но Мастер, убежденный, что он неизлечимо болен, лег в больницу. Он находился здесь уже 4 месяца и больше не виделся с Маргаритой.

70 лет назад, 13 февраля 1940 года, Михаил Булгаков закончил роман "Мастер и Маргарита". "РИА Новости" предлагает краткое содержание романа .

В произведении — две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. нашего века, действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад — в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причем эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, выдающий себя за специалиста по черной магии, а на самом деле являющийся сатаной. Его сопровождает странная свита: хорошенькая ведьма Гелла, развязный тип Коровьев или Фагот, мрачный и зловещий Азазелло и веселый толстяк Бегемот, который по большей части предстает перед читателем в обличье черного кота невероятных размеров.

Первыми встречаются с Воландом на Патриарших прудах редактор толстого художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности. В качестве доказательства того, что есть нечто, неподвластное человеку, Воланд предсказывает Берлиозу страшную смерть под колесами трамвая. На глазах потрясенного Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, Иван безуспешно пытается преследовать Воланда, а затем, явившись в Массолит (Московская Литературная Ассоциация), так запутанно излагает последовательность событий, что его отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа — мастера.

Воланд, явившись в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым, и найдя последнего в состоянии тяжкого похмелья, предъявляет ему подписанный им же, Лиходеевым, контракт на выступление Воланда в театре, а затем выпроваживает его прочь из квартиры, и Степа непонятным образом оказывается в Ялте.

К Никанору Ивановичу Босому, председателю жилищного товарищества дома № 302-бис, является Коровьев и просит сдать Воланду квартиру № 50, так как Берлиоз погиб, а Лиходеев в Ялте. Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева сверх платы, обусловленной договором, 400 рублей, которые прячет в вентиляции. В тот же день к Никанору Ивановичу приходят с ордером на арест за хранение валюты, так как эти рубли превратились в доллары. Ошеломленный Никанор Иванович попадает в ту же клинику профессора Стравинского.

В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха безуспешно пытаются разыскать по телефону исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него одну за другой телеграммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизером Воландом. Решив, что это — дурацкая шутка Лиходеева, Римский, собрав телеграммы, посылает Варенуху отнести их «куда надо», однако Варенухе сделать этого не удается: Азазелло и Коровьев, подхватив его под руки, доставляют Варенуху в квартиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варенуха лишается чувств.

Вечером на сцене театра Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты, Фагот выстрелом из пистолета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы. Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы. Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления червонцы превращаются в бумажки, а все, приобретенное в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье.

После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему является превращенный поцелуем Геллы в вампира Варенуха. Увидев, что тот не отбрасывает тень, смертельно напуганный, мгновенно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и курьерским поездом уезжает в Ленинград.

Тем временем Иван Бездомный, познакомившись с мастером, рассказывает ему о том, как он встретился со странным иностранцем, погубившем Мишу Берлиоза; мастер объясняет Ивану, что встретился он на Патриарших с сатаной, и рассказывает Ивану о себе. Мастером его называла его возлюбленная Маргарита. Будучи историком по образованию, он работал в одном из музеев, как вдруг неожиданно выиграл огромную сумму — сто тысяч рублей. Он оставил работу в музее, снял две комнаты в маленьком домике в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате. Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту, и любовь поразила их обоих мгновенно. Маргарита была замужем за достойным человеком, жила с ним в особняке на Арбате, но не любила его. Каждый день она приходила к мастеру, роман близился к концу, и они были счастливы. Наконец роман был дописан, и мастер отнес его в журнал, но напечатать его там отказались, однако в газетах появилось несколько разгромных статей о романе, подписанных критиками Ариманом, Латунским и Лавровичем. И тут мастер почувствовал, что заболевает. Однажды ночью он бросил роман в печь, но прибежавшая встревоженная Маргарита выхватила из огня последнюю пачку листов. Она ушла, унося рукопись с собой, чтобы достойно проститься с мужем и утром вернуться к возлюбленному навсегда, однако через четверть часа после её ухода к нему в окно постучали — рассказывая Ивану свою историю, в этом месте он понижает голос до шепота, — и вот через несколько месяцев, зимней ночью, придя к себе домой, он обнаружил свои комнаты занятыми и отправился в новую загородную клинику, где и живет уже четвертый месяц, без имени и фамилии, просто — больной из комнаты № 118.

В это утро Маргарита просыпается с ощущением, что-то должно произойти. Утирая слезы, она перебирает листы обгоревшей рукописи, разглядывает фотографию мастера, а после отправляется на прогулку в Александровский сад. Здесь к ней подсаживается Азазелло и передает ей приглашение Воланда — ей отводится роль королевы на ежегодном балу у сатаны. Вечером того же дня Маргарита, раздевшись донага, натирает тело кремом, который дал ей Азазелло, становится невидимой и вылетает в окно. Пролетая мимо писательского дома, Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского, по её мнению погубившего мастера. Затем Маргариту встречает Азазелло и приводит её в квартиру № 50, где она знакомится с Воландом и остальными членами его свиты.

В полночь начинается весенний бал полнолуния — великий бал у сатаны, на который приглашены доносчики, палачи, растлители, убийцы — преступники всех времен и народов; мужчины являются во фраках, женщины — обнаженными. В течение нескольких часов нагая Маргарита приветствует гостей, подставляя колено для поцелуя. Наконец бал закончен, и Воланд спрашивает у Маргариты, что она хочет в награду за то, что была у него хозяйкой бала. И Маргарита просит немедленно вернуть ей мастера. Тут же появляется мастер в больничном одеянии, и Маргарита, посовещавшись с ним, просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были счастливы.

Тем временем одно московское учреждение начинает интересоваться странными событиями, происходящими в городе, и все они выстраиваются в логически ясное целое: и таинственный иностранец Ивана Бездомного, и сеанс черной магии в Варьете, и доллары Никанора Ивановича, и исчезновение Римского и Лиходеева. Становится ясно, что все это работа одной и той же шайки, возглавляемой таинственным магом, и все следы этой шайки ведут в квартиру № 50.

Обратимся теперь ко второй сюжетной линии романа. Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешуа Га-Ноцри, которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен на утверждение к Пилату. Допрашивая арестованного, Пилат понимает, что перед ним не разбойник, подстрекавший народ к неповиновению, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости. Однако римский прокуратор не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря, и утверждает смертный приговор. Затем он обращается к первосвященнику иудейскому Каифе, который в честь наступающего праздника Пасхи может отпустить на свободу одного из четырех осужденных на казнь преступников; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри. Однако Каифа ему отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана. На вершине Лысой горы стоят три креста, на которых распяты осужденные. После того, как толпа зевак, сопровождавшая процессию к месту казни, вернулась в город, на Лысой горе остается только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей. Палач закалывает измученных осужденных, и на гору обрушивается внезапный ливень.

Прокуратор вызывает Афрания, начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своем доме арестовать Иешуа Га-Ноцри. Вскоре молодая женщина по имени Низа якобы случайно встречает в городе Иуду и назначает ему свидание за городом в Гефсиманском саду, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами. Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами — тридцать тетрадрахм — подброшен в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает прокуратору пергамент с записанными им проповедями Га-Ноцри. «Самый тяжкий порок — трусость», — читает прокуратор.

Но вернемся в Москву. На закате солнца на террасе одного из московских зданий прощаются с городом Воланд и его свита. Внезапно появляется Левий Матвей, который предлагает Воланду взять мастера к себе и наградить его покоем. «А что же вы не берете его к себе, в свет?» — спрашивает Воланд. «Он не заслужил света, он заслужил покой», — отвечает Левий Матвей. Через некоторое время, в домик к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина — подарок Воланда. Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств; в то же мгновение начинается суматоха, в доме скорби: скончался пациент из комнаты № 118; и в ту же минуту в особняке на Арбате молодая женщина внезапно бледнеет, схватившись за сердце, и падает на пол.

Волшебные черные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и мастера. «Ваш роман прочитали, — говорит Воланд мастеру, — и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой». «Свободен! Он ждет тебя!» — кричит мастер, и над черной бездной загорается необъятный город с садом, к которому протянулась лунная дорога, и по дороге этой стремительно бежит прокуратор.

«Прощайте!» — кричит Воланд; Маргарита и мастер идут по мосту через ручей, и Маргарита говорит: «Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продолжается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, результатов не дают. Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизерами. Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, появляется на Патриарших прудах и садится на ту же скамейку, где впервые встретился с Воландом, а затем, пройдя по Арбату, возвращается домой и видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Маргарита, и мастер, и Иешуа Га-Ноцри, и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Н.В. Соболева

«Мастер и Маргарита» - один из самых загадочных романов в истории, над его толкованием до сих пор бьются исследователи. Мы дадим семь ключей к этому произведению.

Литературная мистификация

Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем, на самом деле, эта книга? Известно, что идея создания родилась у автора после увлечения мистицизмом XIX века. Легенды о дьяволе, иудейская и христианская демонологии, трактаты о Боге – все это присутствует в произведении. Наиболее важными источниками, которыми консультировался автор, стали работы «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и книга Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков». Как известно, у «Мастера и Маргариты» было несколько редакций.

Говорят, первая, над которой автор трудился в 1928-1929 годах, не имела никакого отношения ни к Мастеру, ни к Маргарите, и называлась «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом». То есть центральной фигурой и сутью романа был именно Дьявол - эдакий русский вариант произведения «Фауст». Первую рукопись Булгаков самолично сжег после запрета его пьесы «Кабала Святош». Об этом писатель сообщил правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе»! Вторая редакция, также была посвящена падшему ангелу и называлась «Сатана» или «Великий канцлер». Здесь уже появились Маргарита с Мастером, а Воланд обзавелся своей свитой. Но, нынешнее название получила лишь третья рукопись, которую, на самом деле, автор так и не закончил.

Многоликий Воланд

Князь тьмы является, пожалуй, самым популярным персонажем «Мастера и Маргариты». При поверхностном прочтении у читателя создается впечатление, что Воланд – это «сама справедливость», судья, который борется с человеческими пороками и покровительствует любви и творчеству. Кто-то вообще считает, что в этом образе Булгаков изобразил Сталина! Воланд многолик и сложен, как и полагается Искусителю. Его рассматривают как классического Сатану, что и замышлял автор в ранних версиях книги, как нового Мессию, переосмысленного Христа, чье пришествие и описывается в романе.

На самом деле, Воланд – не просто дьявол – у него множество прототипов. Это и верховный языческий бог – Вотан у древних германцев (Один - у скандинавов), великий «маг» и масон граф Калиостро, который помнил события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее, и имел с Воландом портретное сходство. А еще это «темная лошадка» Воланд из «Фауста» Гете, который упоминается в произведении лишь однажды, в эпизоде, который упустили в русском переводе. Между прочим, в Германии черта называли именно «Фаланд». Помните эпизод из романа, когда служащие не могут вспомнить имя мага: «Может быть, Фаланд?».

Свита Сатаны

Как человек не может существовать без тени, так и Воланд – не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот – это инструменты дьявольского правосудия, самые яркие герои романа, за спиной у которых отнюдь не однозначное прошлое.

Возьмем, например, Азазелло – «демона безводной пустыни, демона-убийцу». Этот образ Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря ему, женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому, именно Азазелло дает крем Маргарите, толкает ее на «темную дорожку». В романе это правая рука Воланда, исполняющая «черную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных. Его суть – бестелесное, абсолютное зло в чистом виде.

Коровьев-Фагот – единственный человек в свите Воланда. До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным. Это – бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте – дух ада и первый помощник сатаны. Его имя, неосторожно произнесенное председателем «МАССОЛИТа» – сигнал для появления Воланда.

Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, чей образ происходит из легенд о демоне обжорства и мифологическом звере ветхого завета. В исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Сведения о Бегемоте автор также почерпнул из истории о некой Анне Дезанж, жившей в XVII века и одержимой семью дьяволами, среди которых упоминается Бегемот, демон из чина Престолов. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом и клыками. Руки у него были человеческие, а громадный живот, короткий хвост и толстые задние лапы - как у бегемота, что напоминало о его имени.

Черная королева Марго

Маргариту часто считают образцом женственности, эдакой пушкинской «Татьяной XX века». Но прототипом «королевы Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки. Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Первая - та самая «Королева Марго», жена Генриха IV, свадьба которой обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие упоминается по дороге на Великий бал Сатаны. Толстяк, узнавший Маргариту, называет ее «светлая королева Марго» и лопочет «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар - парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. В образе героини видят и другую королеву - Маргариту Наваррскую, которая была одной из первых французских женщин-писательниц, автор знаменитого «Гептамерона». Обе дамы покровительствовали писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя – Мастера.

Москва – Ершалаим

Одна из самых интересных загадок «Мастера и Маргариты» – это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929 года. Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29 или 30 года в течение недели, которая впоследствии стала Страстной. «Над Москвой 1929 года и Ершалаимом 29-го стоит одна и та же апокалипсическая погода, одна и та же тьма надвигается на город греха грозовой стеной, одна и та же луна пасхального полнолуния заливает переулки ветхозаветного Ершалаима и новозаветной Москвы». В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, все более и более переплетаясь, в конце концов они сливаются воедино, обретая целостность и переходя из нашего мира в потусторонний.

Влияние Густава Майринка

Огромное значение на Булгакова оказали идеи Густава Майринка, произведения которого появились в России в начале XX века. В романе австрийского экспрессиониста «Голем» главный герой мастер Анастасиус Пернат в финале воссоединяется со своей возлюбленной Мириам «у стены последнего фонаря», на границе реального и потустороннего миров. Связь с «Мастером и Маргаритой» налицо. Вспомним знаменитый афоризм булгаковского романа: «Рукописи не горят». Скорее всего, она восходит к «Белому доминиканцу», где говорится:«Да, конечно, истина не горит и ее невозможно растоптать». Там же рассказывается о надписи над алтарем, из-за которой падает икона Божьей матери. Равно как и сожженная рукопись мастера, возрождающая Воланда из небытия, который восстанавливает истинную историю Иешуа, надпись символизирует связь истины не только с Богом, но и с дьяволом.

В «Мастере и Маргарите», как и в «Белом доминиканце» Майринка, для героев главным является не цель, а сам процесс пути – развитие. Только вот смысл этого пути у писателей разное. Густав, как и его герои, искал его в творческом начале, Булгаков стремился к достижению некоего «эзотерического» абсолюта, сути мироздания.

Последняя рукопись

Последняя редакция романа, которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти. Почему он не смог закончить работу над книгой, которую писал дюжину лет? Может, он полагал, что недостаточно осведомлен в вопросе, за который взялся, и его понимание иудейской демонологии и ранних христианских текстов было дилетантским? Как бы то ни было, роман практически «высосал» жизнь автора. Последним исправлением, которое он внес 13 февраля 1940 года, стала фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Через месяц он умер. Последними словами Булгакова, адресованные роману были: «Чтобы знали, чтобы знали…».

В московских главах романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» финдиректор московского Варьете Римский Григорий Данилович представлен в ряду второстепенных персонажей, которые были наказаны Воландом и его свитой за мелкий и крупные грехи. Те события, которые произошли с ним за несколько дней, не только изменили до неузнаваемости его внешность, но и в целом всю его жизнь.

Именно Римского в его же собственном кабинете едва насмерть не уходил театральный администратор Варенуха, превращенный в вампира. А перед этим Римский пережил стресс, связанный с внезапным мистическим перемещением в Ялту Степы Лиходеева и скандальным сеансом Воланда и его свиты на площадке театра.

Седым как снег, но живым, благодаря петуху, который троекратным криком провозгласил рассвет и спас его от нечистой силы, выбежал Римский из Варьете с тем, чтобы больше никогда в него не возвращаться.

Пережитое превратило Римского в дряхлого старика с трясущейся головой. Не помогло ему даже лечение в клинике, а потом в Кисловодске: Римский так и не рискнул продолжить работу на старом месте в прежней должности там, где произошли роковые события. Даже заявление об увольнении Римский отправил отвозить супругу, чтобы самому больше не посещать Варьете.

Правда, порвать окончательно с театральной сферой Римский не смог: новым местом его службы стал театр детских кукол в Замоскворечье.

При том, что Римский был свидетелем и участником удивительных и фантастических событий, даже в стрессовой ситуации он пытался сохранять самообладание и логическое мышление. Хотя он и оказался в итоге в состоянии полной невменяемости, но у него все-таки хватило сил бежать из Москвы в Ленинград и спрятаться там в платяном шкафу номера гостиницы «Астория».

В отличие от других героев, Римскому хватило здравого смысла, когда милиция его вернула под охраной в Москву ленинградским поездом, не признаваться в том, что стал жертвой нападения нечистой силы. Ни про Геллу в окне, ни про вампира-наводчика Варенуху, который чуть не стал причиной его гибели, Римский не стал рассказывать правду. Хотя он и выглядел как психически расстроенный старик, просил заключить его в бронированную камеру, но в версии, что уехал в Ленинград просто потому, что ему сделалось дурно, был упорен. Видимо, опыт подсказал Римскому, что в его рассказ не поверят и окончательно сочтут его сумасшедшим.

До появления Воланда и его свиты Римский проявлял себя как человек, имеющий деловую хватку, чувствительность как у сейсмографа, поступал и говорил умно, что признавали окружающие. Но свои аналитические способности и свои таланты он использовал только для получения собственной выгоды: именно за это он и был наказан.

Образ Григорьева Римского

Римский представляет собой образ обывателя, через него Булгаков описывает как простой человек сталкивается с неизведанным и страшным. Характерным является описанием автором всего цикла такого «воздействия», то есть Булгаков представляет перед нами стадии до - в период - после.

До встречи с Воландом Римский представляет собой простого финдиректора Варьете, который грезит простыми метами, наподобие увольнения Лиходеева и повышения по службе. Он семейный человек, имеет неприятный голос и взгляд. Таких много, он типичен и типично неприятен.

В период встречи с Воландом он легко поддается его воздействию и выписывает крупную сумму за оплату выступлений, но при этом практически сразу понимает неладное. Воланд действует на него подавляюще, а после выступления он сразу Римский сразу начинает меняться во внешности в отрицательную сторону. Апофеозом этого взаимодействия с темными силами становится визит Геллы и обращенного Варенухи, только чудом Римскому удается избежать неладного и в этом, возможно, автор дает какое-то божественное вмешательство, которое оберегает даже простого человека.

После Римский оказывается полностью седым и доходит до психических комплексов. Он видит нечто невероятное, но обращается в милицию и просит бронированную камеру – ирония автора, который рисует персонажа, который хочет защититься от дьявола стенами.

В итоге Римский полечился на курорте и забыл случившееся как страшный сон. Довольно забавно он боится не дьявола, а Варьете, то есть опирается просто на свой опыт и в итоге ничего толком не понял.

Он продолжает работать по специальности, но теперь просто на другой работе в театре кукол, где продолжит свое обывательское и невзрачное существование.

Этим персонажем Булгаков, вероятно, также отличает простого обывателя от верующего или просто думающего и ищущего человека. Верующий осознает добро и зло этого мира, извлекает уроки, для обывателя даже дьявол воплоти не приносит ничего особенного, кроме страха и волнения.

3 образец

Римский относится к списку второстепенных личностей в этом произведении Булгакова. За провинности его наказал Воланд вместе со своей свитой. Всего за небольшой промежуток он изменился до неузнаваемости. Причём не только внешне, но также изменился его принцип существования.

Он работал финдиректором в Москве, в Варьете. Римский чуть было не попрощался с жизнью, когда к нему в кабинет пробрался администратор Варенуха. Дело в том, что Варенуха был превращён в вампира и напал на Римского. Но до этого инцидента герой пережил событие, от которого он чуть не сошёл с ума. А всё потому, что Стёпа Лиходеев загадочным образом вдруг оказался в Ялте.

Из театра Римский выбежал вместе с Варенухой, благодаря троекратному крику петуха. Григорий Данилович так испугался от всего пережитого, что даже поседел. С того момента он сказал себе, что больше никогда не вернётся в это, теперь проклятое место. После этого Римский стал походить на старого человека, с трясущимися конечностями. Никакое лечение в больнице ему не помогло. Даже отдых в Кисловодске не помог изгладить из памяти Григория те ужасные события, которые случились в Варьете. Когда он собирался увольняться со своего рабочего места, он послал жену отвезти увольнительную. Сам же он ни за что бы там не хотел побывать ещё раз.

Далее он стал работать в Замоскворечье, снова в театре. Так что завязать полностью со своей профессий у Римского не вышло. Однако даже учитывая тот факт, что Григорий пережил ужасные события, он всё равно старался изо всех сил сохранять спокойствие в любой ситуации. В конечном счёте, он стал полностью ненормальным человеком, но однако смог уехать из Москвы в Ленинград. Там он надёжно, как ему казалось, спрятался в гостинице под названием "Астория", забравшись в шкаф, находящийся в номере.

Полиция всё же отыскала его и отправила обратно в Москву. Его отличало от остальных персонажей то, что у него доставало ума не выболтать полиции, что на него напала нечистая сила. Он не собирался рассказывать ни про Геллу, которую видел в окне, ни про случай с Варенухой. Когда его спрашивал, почему он уехал, он ответил, что ему сделалось плохо. Он знал, что если он расскажет о случившемся, его точно примут за психа.

Он был наказан за то, что использовал свои способности исключительно ради собственной выгоды.

Как я завидовала своей подружке, что у нее есть сестренка! Мы иногда гуляли с ней, забирали из садика. Я очень хотела, чтобы у меня тоже появилась младшая сестра.

  • Сочинение Как Васютка выжил в тайге по рассказу Васюткино озеро 5 класс

    В рассказе В. П. Астафьева речь идет о мальчике Васютке. Он был из семьи рыболовов. Стоял август, рыбаки расположились на берегу Енисея. Васютка скучал и ждал начало учебного года.

  • Жизнь Евгения Онегина в Деревне

    Жизнь главного героя в деревне, это вторая глава великого произведения автора. Здесь, очень глубоко, раскрываются душа и нрав героя. После получения огромного наследства, Евгений Онегин, возвысился духом, и чувствовал себя очень энергично

  • «… В то время, как случилось несчастье с Никанором Ивановичем, недалеко от дома N 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового директора Варьете Римского находились двое: сам Римский и администратор Варьете Варенуха.

    Лишь только начинал звенеть телефон, Варенуха брал трубку и лгал в нее:
    – Кого? Варенуху? Его нету. Вышел из театра …»

    Варенуха Иван Савельевич - администратор Варьете . Вместе с Римским В. дожидается появления исчезнувшего директора Варьете Лиходеева ; они получают от него телеграммы из Ялты и пытаются придумать правдоподобные объяснения происходящему. В. звонит на квартиру к Лиходееву, разговаривает с Коровьевым , после чего отправляется в ГПУ, чтобы заявить о таинственном исчезновении Лиходеева. В летней уборной около Варьете Варенуха подвергается нападению Бегемота и Азазелло, которые доставляют его в "нехорошую квартиру " № 50 дома № 302-бис, где Варенуху целует девушка-вампир Гелла . После сеанса черной магии в Варьете В. является в кабинет к Римскому, причем тот замечает, что В. не тот - не отбрасывает тени. Выступая в роли «вампира-наводчика», В. дожидается Геллу, пытающуюся открыть снаружи окно кабинета; однако крик петуха заставляет их отступить, и Варенуха вылетает в окно. В сцене после бала В. возникает перед Воландом и просит отпустить его, т. к. «не может быть вампиром», поскольку «не кровожадный». Его просьбу удовлетворяют, но Азазелло наказывает Варенуху впредь не хамить и не лгать по телефону. Впоследствии В. вновь пребывает в должности администратора Варьете, причем «приобретает всеобщую популярность и любовь за свою невероятную <...> отзывчивость и вежливость».

    Интересный факт: наказание Варенухи было «частной инициативой» Азазелло и Бегемота .

    Эпизоды, в которых фигурирует простодушный администратор Варенуха, обращённый Геллой в «вампира-наводчика», построены как фарс; особенно это проявляется в сцене, когда с третьим криком петуха герой, «напоминающий летящего купидона», удаляется в окно.

    Образ и характеристика Варенухи в романе "Мастер и Маргарита"

    Полное имя героя - Иван Савельевич Варенуха:
    "...добавил, указывая на портфель Варенухи: – Поезжай, Иван Савельевич, не медли..."
    "...Иван Васильевич? – радостно вскричала трубка..."
    (в тексте также встречается вариант "Иван Васильевич". Дело в том, что Булгаков не окончил роман, поэтому в романе есть подобные неточности)

    Варенуха - администратор театра Варьете в Москве:
    "...сам Римский и администратор Варьете Варенуха..."

    Варенуха - известный театральный администратор:

    "...Известный всей решительно Москве знаменитый театральный администратор канул как в воду..."

    Варенуха уже 20 лет работает в театрах:
    "...За двадцать лет своей деятельности в театрах Варенуха видал всякие виды..."

    Варенуха - экспансивный человек. Он бурно проявляет свои чувства:
    "...Это вздор! Его собственные шуточки, – перебил экспансивный администратор и спросил..."

    Варенуха пользуется служебным положением и держит лучшие билеты (вероятно, чтобы заработать на них или продать знакомым):
    "...велел кассирше загнуть и не продавать тридцать лучших мест в ложах и партере, выскочив из кассы, тут же на ходу отбился от назойливых контрамарочников..."

    Внешность Варенухи:
    "...нырнул в свой кабинетик, чтобы захватить кепку..."

    "...ударил Варенуху по уху так, что кепка слетела с головы администратора..."
    "...Варенуха, не снимая кепки, прошел к креслу и сел по другую сторону стола..."
    "...сквозь холодную, пропитанную водой ткань толстовки он почувствовал, что ладони эти еще холоднее..."
    "...Третий, без бородки, с круглым бритым лицом, в толстовке, выбежал сверху через короткое время и точно так же упорхнул в окно..."

    Варенуха все время лжет и хамит по телефону:
    "...Лишь только начинал звенеть телефон, Варенуха брал трубку и лгал в нее:
    – Кого? Варенуху? Его нету. Вышел из театра..."

    Воланд и его свита наказывают Варенуху за его хамство и ложь. Они похищают его и держат на квартире №50, а затем его отпускают:
    "...отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься?.."
    "...он просуществовал около двух дней в квартире N 50 в качестве вампира‑наводчика, едва не ставшего причиною гибели финдиректора Римского..."

    После похищения Варенуха просит милицию защитить его от шайки Воланда: "...Варенуха разрыдался и зашептал дрожащим голосом и озираясь, что он врет исключительно из страха, опасаясь мести Воландовской шайки, в руках которой он уже побывал, и что он просит, молит, жаждет быть запертым в бронированную камеру..."

    Внешность Варенухи после похищения сильно меняется:
    "...Кроме того, полнокровный обычно администратор был теперь бледен меловой нездоровою бледностью, а на шее у него в душную ночь зачем‑то было наверчено старенькое полосатое кашне. Если же к этому прибавить появившуюся у администратора за время его отсутствия отвратительную манеру присасывать и причмокивать, резкое изменение голоса, ставшего глухим и грубым, вороватость и трусливость в глазах, – можно было смело сказать, что Иван Савельевич Варенуха стал неузнаваем..."

    После случившегося Варенуха становится отзывчивым и вежливым человеком:
    "...не встречался с Варенухой, приобревшим всеобщую популярность и любовь за свою невероятную, даже среди театральных администраторов, отзывчивость и вежливость. Контрамарочники, например, его иначе не называли, как отец‑благодетель. В какое бы время кто бы ни позвонил в Варьете, всегда слышался в трубке мягкий, но грустный голос: «Я вас слушаю», – а на просьбу позвать к телефону Варенуху, тот же голос поспешно отвечал: «Я к вашим услугам». Но зато и страдал же Иван Савельевич от своей вежливости!.."