Литература        01.06.2020   

3 октября день рождения есенина. Последние годы жизни

Сергей Александрович Есенин родился (21 сентября) 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.


Вечер черные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была...
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Поэзия

Весь жар души, её молодость, всю любовь к жизни и земле своей ненаглядной Сергей Александрович Есенин отдал поэзии, пожертвовав многими радостями, устойчивым положением в обществе и в самой судьбе своей.

Поэт Сергей Городецкий, хорошо знавший поэта, утверждал: «Есенин был единственный из современных поэтов, который подчинил всю свою жизнь писанию стихов. Для него не было никаких ценностей в жизни, кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого... В этом смысле он ничуть не был похож на того пастушка с деревенской дудочкой, которого нам поспешили представить поминальщики. Отлично помню его бешенство, с которым он говорил мне в 1921 году о подобной трактовке его». И о нём же: «...Стихи он принёс завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию».

Любопытен отзыв о поэзии Есенина поэта совсем другой творческой направленности и уже другого времени — Бориса Пастернака:

«Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин, подарив его времени с бесподобною свободой и не отяжелив подарка стопудовой народнической старательностью. Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею».

И, кстати, об артистичности. Есенин мастерски читал свои стихи, однако от искусных декламаторов он отличался тем, что вкладывал и в это всю свою душу, оставляя ярчайшее впечатление в сердцах слушателей, чему немало документальных подтверждений. Вот что рассказывает Борис Соловьёв о вечере в зале Городской думы на Невском, который вёл Есенин, выпуская одного за другим своих друзей-имажинистов, получавших отпор публики в виде острых замечаний и язвительных реплик.

«Есенина это явно раздражало и сердило, он начал пререкаться с аудиторией... и мне казалось одно время, что вечер вот-вот может сорваться.

— А теперь я прочитаю вам свои стихи... — ...и аудитория, только что недовольно шумевшая... сразу стихла; все присутствующие затаили дыхание, словно в ожидании чего-то необыкновенного и чудесного, и это ожидание оказалось не тщетным. —

Разбуди меня завтра рано,
О, моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
(„Разбуди меня завтра рано…”)

Есенин читал это стихотворение так, словно исповедовался перед нами в своих самых сокровенных раздумьях и переживаниях, делился опытом всей своей жизни, раскрывал свою судьбу...
Мне не пришлось больше услышать ничего похожего и подобного — по глубине самого чистого и совершенного лиризма, чуждого каким бы то ни было посторонним признакам и приметам, по степени полного растворения самого художника в сиянии и потоке этого лиризма, словно бы несущего его к каким-то чудесным и ещё самому ему неведомым берегам.

Я не знаю, так ли это было воспринято (и другими ), но каждый из присутствующих ответил на них (стихи ) бурными аплодисментами и восторженным ликованием, и буря оваций ещё долго и долго гремела вслед за ними».

Известен и тот факт из воспоминаний Горького, что, когда по его просьбе Есенин прочитал ему «Песнь о собаке» и произнёс последние строчки:

Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

— на глазах Алексея Максимовича сверкнули слёзы.

И как актуально и сегодня звучат такие слова Михаила Осоргина:

«Вероятно, на поэте лежит много обязанностей: воспитывать нашу душу, отражать эпоху, улучшать и возвышать родной язык; может быть, ещё что-нибудь. Но несомненно одно: не поэт тот, чья поэзия не волнует. Поэзия Есенина могла раздражать, бесить, восторгать — в зависимости от вкуса. Но равнодушным она могла оставить только безнадёжно равнодушного и невосприимчивого человека».

И раньше было, и сейчас в ходу такое мнение: Сергей Есенин настолько был одарён от природы, что одного этого хватило на всю его творческую жизнь, не зря же Горький назвал его органом, созданным исключительно для поэзии.

Однако это очень распространённое заблуждение, и не только в отношении Есенина. Вот всего лишь один пример из воспоминаний Ильи Эренбурга:

«Выпили мы немного — графинчик был крохотным; но уходить из уютной тёплой комнаты не хотелось. Есенин меня удивил: заговорил о живописи; недавно он смотрел коллекцию Щукина, его заинтересовал Пикассо. Оказалось, что он читал в переводе Верлена, даже Рембо. Потом он начал декламировать Пушкина...

На улице, когда мы прощались, Есенин сказал: „Поэзия не пирожные, рублями за неё не расплатишься...” Эти слова я запомнил — они меня поразили...»

А вот ценное наблюдение писателя Ивана Рахилло: «Поражали его удивительная память и знание славянского языка. Не раскрывая книги, он произносил из „Слова (о полку Игореве )” целые главы наизусть». Он знал и ценил не только русскую поэзию. На Кавказе он с удовольствием и большим знанием дела читал армянских поэтов и очень хотел встретиться с Чаренцем, но не получилось.

И снова — из воспоминаний Ивана Рахилло:

«Москва торжественно отмечает 125-летие со дня рождения Пушкина.

У дома Герцена собираются писатели. Много знакомых: Казин, Орешин, Кириллов, Городецкий. Есенин в сером костюме, в руках — огромный венок из живых цветов. Вот кто-то тронул его за плечо, и он быстро, с юношеской готовностью обернулся к приятелю, и на лице его сразу зажглась добрая, широкая улыбка. Казалось, он улыбался всему миру: деревьям, дню, облакам, людям, цветам, — улыбка у него была чистосердечна и жизнерадостна, он будто звал улыбаться с собой всех окружающих.

(У памятника Пушкину Есенин читает стихи ) так, будто даёт клятву тому, чей могучий дар стал русской судьбой, кто, преодолев все жестокие превратности, остался „в бронзе выкованной славы”.

Есенин читает, вытянув вперёд свои руки и будто дирижируя ими над головами собравшихся:

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обречённый на гоненье,
Ещё я долго буду петь...
Чтоб и моё степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
(„Пушкину”)

Пушкин — вот чьё сердце согревало мечту Есенина, чей немеркнущий образ постоянно сиял в его собственном сердце!». И это он как-то заметил: «Чтобы до конца понять Пушкина, надо быть гением». Надо думать, как горячо любил он сам образ Александра Сергеевича, как глубоко понимал каждую его строку!

После поездок за границу, встретившись с Ильёй Сельвинским, Есенин говорил: «Мне нравится цивилизация. Однако я очень не люблю Америку. Америка — это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества». В то время, когда многие люди искусства восторгались небоскрёбами Нью-Йорка, техническим прогрессом за океаном и так далее, он напечатал в газете очерк, где окрестил Америку удивительно точно — Железным Миргородом. Широкой, любящей, глубокой и тонкой душе поэта там действительно нечего было делать.

Не хотел Есенин размениваться на что бы то ни было и в России:

Приемлю всё.
Как есть всё принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
(«Русь советская»)

«Милую лиру» свою Есенин не хотел «подравнивать» под те или иные политические или общественные взгляды, так же как, имея возможность остаться за границей, не сделал этого. «Я пел, когда был край мой болен», — этой строкой он словно отвечал уничижительному отзыву в свой адрес Ивана Бунина оттуда, из-за границы. Он понимал, что, оставив любимую Русь, предаст талант свой — естественный и органичный, как родное поле под Рязанью… Духовный этот подвиг был оценён Россией разве что в конце XX века.

Есенин всей душой стремился понять новое время, стать одним из тех, кто верил в будущее новой России.

Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
(«Письмо к женщине»)

Он понимал, что страна должна двигаться вперёд, что это неизбежное условие выживания, хотя и грустил по этому поводу искренно, сравнивая жеребёнка с «чугунным поездом»:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
(«Сорокоуст»)

Любовь

Из всего, что мы знаем о Есенине (хотя до конца знать Судьбу поэта никому не дано), всё-таки напрашивается вывод: больше всего в жизни он любил поэзию, и личную жизнь так или иначе корректировал под неё.

Стремясь завоевать обе столицы — и главную, и северную, — и нигде не имея своего дома и надёжного тыла, Есенин был зависим от обстоятельств своей бурной и порой непредсказуемой личной жизни. Такова встреча с Айседорой Дункан, которая пленила поэта не только как красивая женщина, но и как европейская знаменитость. К радуге славы он тянулся постоянно, что вполне естественно для таланта из провинции, и ему казалось, что ореол известности той же Айседоры или громкое имя дочери Шаляпина, на которой он не прочь был ранее жениться, поможет и его имени взойти на звёздный небосклон. Это мы сейчас знаем, что с таким талантом, как у Есенина, невозможно было не занять достойное место на российском Парнасе. А тогда, при далеко не ровном отношении к его стихам разнородных литературных течений в лице их самолюбивых представителей, всё было совсем не просто, тем более для вчерашнего деревенского паренька, не искушённого ни в столичной литературной, ни в светской жизни. К тому же история России изобилует десятками примеров, когда очень талантливые поэты, волею судеб обделённые широкой известностью, так и остались не узнанными и не оценёнными по-настоящему отечеством. И в этом смысле нетрудно понять Есенина.

Но вернёмся к Айседоре Дункан.

— Не рассказывал ли вам Сергей Александрович о своей жизни с Айседорой Дункан? — спросил при личной встрече Шаганэ Нерсесовну Тальян, лирическую героиню «Персидских мотивов», литературовед В. Г. Белоусов.

— Рассказывал, конечно. Помню такую деталь. Когда он впервые пришёл к Дункан, она лежала на софе; предложила ему сесть у её ног, стала гладить по голове, сказала, что он очень похож на её сына. (Её сын и дочь погибли до этого в автомобильной катастрофе. ) И помню ещё, что Есенин говорил о частых ссорах с ней — всегда с горечью, неприязненно, указывая, что она толкала его к пьянству. «Если бы она, — жаловался Сергей Александрович, — любила меня, как человека, как друга, то не позволяла бы мне это делать, оберегала бы от пьянки. А она сама не умела и не хотела обходиться без вина. Я не могу без содрогания вспоминать это время», — часто повторял он.

А вот что писал о них Илья Эренбург: «В Берлине несколько раз я встречал его с Айседорой Дункан. Она понимала, что ему тяжело, хотела помочь и не могла. Она обладала не только большим талантом, но и человечностью, нежностью, тактом; но он был бродячим цыганом; пуще всего его пугала сердечная осёдлость».

А Галина Серебрякова отмечает, что на прощании с Есениным в гробу поэта лежала телеграмма от Айседоры Дункан с искренними словами утраты...

И потому нет в этой теме окончательных выводов и никогда не будет. В том числе и в утверждениях, что честолюбие играло главную роль в отношении Есенина к женщинам.

«Когда Есенин встречал меня в обществе других мужчин, например, моих коллег-преподавателей, то подходил сам, знакомился с ними, но уходил обязательно со мной.

Всегда приходил с цветами, иногда с розами, но чаще с фиалками. Цветы сам очень любил.

Как-то я заболела, а сестра уходила на службу. Все три дня, пока я болела, Сергей Александрович с утра являлся ко мне, готовил чай, беседовал со мной, читал стихи из „Антологии армянской поэзии”. Содержание этих разговоров мне не запомнилось, но можно отметить, что они были простыми, спокойными.

Есенин взял себе на память мою фотографию, причём он сам её выбрал из числа других», — вспоминала Шаганэ Тальян.

Улеглась моя былая рана —
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
(«Улеглась моя былая рана…»)

Так начинается одно из первых стихотворений, составивших знаменитые «Персидские мотивы». И строки эти — вовсе не фантазия творческого человека, это отзвук длительных и морально тяжёлых для поэта поездок с Айседорой Дункан по Европе и Америке, а между ними — беспорядочной столичной жизни, с лихвой отразившейся в «Москве кабацкой». Только зная об этом, можно представить и понять всё значение свидания Сергея Есенина с Кавказом осенью 1924 года, его выздоровление, в первую очередь духовное, и щедрый свет встречи с прообразом его пленительных стихов, посвящённых Шаганэ.
И в Тифлисе, и в Батуме (так его называли тогда), и в Баку Есенина встречали и принимали как известного русского поэта, много печатали.

Или снова, сколько ни проси я,
Для тебя навеки дела нет,
Что в далёком имени — Россия —
Я известный, признанный поэт.

У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далёкий синий край?

Я сюда приехал не от скуки —
Ты меня, незримая, звала.
И меня твои лебяжьи руки
Обвивали, словно два крыла.
(«Никогда я не был на Босфоре»)

«Как-то в декабре 1924 года я вышла из школы и направилась домой. На углу я заметила молодого человека выше среднего роста, стройного, русоволосого, в мягкой шляпе и в заграничном макинтоше поверх серого костюма. Бросилась в глаза его необычная внешность, и я подумала, что он приезжий из столицы», — вспоминала Шаганэ.

В Батуме она снимала комнату с сестрой Катей, тоже учительницей. В тот вечер к ним вбежала соседка и сообщила, что известный русский поэт хочет познакомиться с Шаганэ. По-видимому, не только молодая учительница обратила на него внимание, выходя из школы, но и он на неё. «Мы пошли, — рассказывала Тальян. — От нас и гостей в крохотной комнатке Иоффе (соседки ) стало невозможно тесно. После того как мы познакомились, я предложила всем идти гулять в парк».

Вполне возможно, что Шаганэ могла стать очередным увлечением поэта. И от неё зависело, какими будут эти взаимоотношения. И, несмотря на то, что к этому времени она была свободна (замуж вышла рано, но вскоре муж умер, оставив её с сыном), Шаганэ по чистоте своей души подняла их знакомство на иной уровень, более высокий и в то же время более душевный. И Есенин словно обрёл былую веру в красоту женщины (не только внешнюю!), в её ум и сердечную преданность.

«На следующий день, уходя из школы, я опять увидела его на том же углу. Было пасмурно, на море начинался шторм. Мы поздоровались, и Есенин предложил пройтись по бульвару, заявив, что не любит такой погоды и лучше почитает мне стихи. Он прочитал „Шаганэ ты моя, Шаганэ...” и тут же подарил мне два листка клетчатой тетрадочной бумаги, на которых стихотворение было записано. Под ним подпись: С. Есенин».

В другие встречи, которые теперь происходили почти ежедневно, он читал новые стихи из этого цикла.

Руки милой — пара лебедей —
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.

Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?
(«Руки милой — пара лебедей…»)

А 4 января уже нового, 1925 года поэт принёс сборник своих стихов «Москва кабацкая» с автографом, написанным карандашом: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне. С. Есенин». И, хотя книгу эту он дарил, очевидно, с удовольствием, но в творчестве его уже был сделан весомый шаг к свету и добру, к новым надеждам.

«В другой раз он сказал мне, что напечатает „Персидские мотивы” и поместит мою фотографию. Я попросила этого не делать, указав, что его стихи и так прекрасны и моя карточка к ним ничего не прибавит.

С. А. Есенин есть и до конца дней будет светлым воспоминанием моей жизни» (Шаганэ Тальян, 1959 год ).

А нам остаётся быть вечно благодарными этой молодой женщине, чей образ надолго остался не только в сердце Сергея Есенина, но и в сокровищнице мировой литературы:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
(«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»)

Судьба

Несмотря на внешнюю «акклиматизацию» Есенина в столичной жизни, душа его — чистая, любящая, поначалу наивная — стала полем сражения между тем, с чем он шёл к людям, и тем, что встречал на своём пути. Люди ценили его лучшие качества, отражённые в поэзии, а в жизни он вынужден был отвечать так или иначе на зависть, пошлость, а порой и откровенную травлю. Этот снежный ком разочарований, обид, отчаянных попыток выплыть к свету и солнцу с каждым годом становился всё тяжелей, грозя подмять под себя и самого поэта.

Слово Сергею Городецкому: «Обострилось противоречие между заколдованным миром его творчества и повседневностью. Слишком цельной он был натурой, чтоб, надломившись, не сломаться до конца», «Вся его работа была только блистательным началом. Если б долю того, что теперь говорится и пишется о нём, он услышал бы при жизни, может быть, это начало имело бы такое же продолжение. Но бурное его творчество не нашло своего Белинского».

С Сергеем Есениным связано множество легенд, разные люди по-разному оценивали его поступки. Но те, кто знали его близко, отмечали в нём не только широту, но и доброту души, такую же естественную, как строки его стихов. Кто хотел, тот видел это. К примеру, Андрей Белый вспоминал: «Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной. Ещё до революции, в 1916 году, меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это — необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность... Он всегда осведомлялся, есть ли у человека то-то и то-то, как он живёт — это меня всегда трогало. Помню наши встречи и в период, когда я лежал на Садово-Кудринской. Пришёл Есенин, сел на постель и стал оказывать ряд мелких услуг. И произошёл очень сердечный разговор.

И понятно психологически, когда человека с такой сердечностью жестоко обидели, то его реакция бурная, его реакция — вызов.

Я думаю, что в Есенине была оскорблена какая-то в высшей степени человеческая человечность...

Есенин является перед нами, действительно, необычайно нежной организацией, и с ним нужно было только уметь обойтись».

А поэт Пётр Чихачёв рассказывал, как, проводив Есенина после встречи с молодыми литераторами в общежитии, он с друзьями под газетной скатертью, возле стула, на котором сидел Есенин, обнаружил целых тридцать рублей — по тем временам очень большую сумму. Поэт понял, что студенты изрядно потратились и таким образом хотел помочь им. И, как они после не уговаривали его взять деньги обратно, Есенин не признал банкноты своими и пригрозил рассердиться как следует, если не закроют эту тему.

И снова Пётр Чихачёв: «Увидев мою (больную ) мать впервые, он расцеловал её. Когда мы пошли гулять в городской сад, он сказал:

— Почему ты не отправишь маму в больницу? Пусть посмотрят специалисты. Она ещё не старый человек. Её могут вылечить. Не можешь устроить? Хорошо, я тебе помогу».

И вскоре Пётр Чихачёв получил записку. В ней было всего несколько слов: «Договорился с профессором Кожевниковым, который лечил В. И. Ленина. Вези маму в больницу имени Семашко (Щипок, 8 ). Сергей».

Такая помощь матери едва знакомого, «зелёного» ещё поэта, говорит о многом. На это способен только очень добрый и, как бы сказали сейчас, порядочный человек.

Несмотря на множество знакомых и друзей по литературному цеху, Есенин, по большому счёту, был одинок. Виктор Шкловский писал по этому поводу: «Дома в городе Есенин не завёл. Были только поклонники и приятели, которые иронически грелись в лучах его славы». Иронически! И не случайно возмущался Александр Серафимович: «Умер Есенин, и пошла писать губерния! Столько наворотили ахинеи (с восторгом и со слезами), столько лицемерия, столько лжи общественной — уши вянут. Зачем, кому это нужно? Кроме зла, кроме извращённых представлений — ничего». И это надо было тоже пережить Есенину — уже там, на небесах, чтобы явить родине свой ясный и любящий лик.

Но наиболее зрячие люди, не разлюбившие родину и в те смутные времена, уже ясно понимали, какую потерю понесла Россия.

Алексей Толстой: «Погиб величайший поэт... Он ушёл от деревни, но не пришёл к городу. Последние годы его жизни были расточением его гения.

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».

И вновь Александр Серафимович: «Поэту трудно, у него устают ноги, его утомляет путь; его спутники часто случайны. Он проходит прославленным и не увиденным, и когда его вспоминаешь, вспоминаешь стихи».

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
(«Мы теперь уходим понемногу…»)

Остаётся добавить, что осуществилась мечта Есенина — его «степное пенье» прозвенело-таки бронзой, встало в один ряд с творчеством Пушкина... И не случайно в Москве на похоронах гроб с его телом был трижды обнесён вокруг памятника Александру Сергеевичу, что было в высшей мере человечно и справедливо, открывало двери к самой главной встрече двух русских гениев.

А нам остаётся благодарить судьбу за роскошный для каждого живого сердца подарок — поэзию Сергея Александровича Есенина, который в своё время искренно воскликнул:

Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси!
(«Спит ковыль. Равнина дорогая…»)

Сергей Есенин

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Если Маяковский был громовой трубой, то Есенин - ее золотою флейтой.
Оба эти голоса всегда будут звучать для читателей будущего...

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, Рязанской губернии,
в крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда по матери,
человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг.
Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу
в Спас-Клепиках. В 1912 году поэт переехал в Москву.
Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова,
посещал лекции в народном университете Шанявского.

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.
В 1915 году он едет в Петроград знакомится там с А. Блоком, С. Городецким,
Н. Клюевым и другими поэтами. Восторженно принятый литературной средой
тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин
быстро приобрел громкую славу.
В 1916 году вышел первый сборник его стихов - «Радуница». Это была пора
стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта.

Короткое время Есенин служил в царской армии.
Сотрудничал в эсеровских изданиях, напечатав в них поэмы «Преображение»,
«Октоих», «Инония».
В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где выступал как один из
основателей группы имажинистов.

В 1919-1921 гг. много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым).
Работая над драматической поэмой «Пугачев»,
весной 1921 года едет в Оренбургские степи, добирается до Ташкента.
В 1922-1923 гг. вместе с жившей в Москве американской танцовщицей А. Дункан,
которая стала женой Есенина, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии,
Канаде, США.
Часто наведывался в родное Константиново, никогда не порывая с ним связи.
В 1924-1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работая там с огромным
подъемом и создав «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину», «Персидские мотивы».

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины -
основное в моем творчестве», - говорил Есенин.
Поэзия Есенина наобыкновенна по своей предельной искренности.
Как писал Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган,
созданный природой исключительно для поэзии».

Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека.
Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным
краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха.
Его емкие и ошеломляюще свежие образы - почти всегда настоящее художественное открытие.

Пушкинская простота и прозрачность - вот идеал, который руководил Есениным в последние годы его работы.

Евгений Глебов-Крылов.

Спасибо за краткий, но ёмкий рассказ о жизни и творчестве. Много доброго и мудрого, много и печального в его поэзии. Самородок-самоучка он вошёл в историю как народный поэт первой половины ХХ века. Моего отца и дядю осудили в институте за "есенинщину". Дядю Женю исключили из комсомола, а отца оставили... И, видно, отец передал мне любовь к есенинской музе...

Читая биографию Есенина, видишь его мелочность, характерную для Дев. Эта мелочность, расчётливость особенно проявилась в жизни с Дункан. С другой стороны в его творчестве видны метания характерные для Весов, андрогинность опять же характерная для весов. Миф о его хулиганистости он распускал сам. Сам он был крестьянской смекалки шоумен завоевавший публику Петербурга в короткое время. Короткая судьба, яркая, как жизнь сверхновой звезды...

Прочитав его биографию, книгу Маслова "Петля и пуля", сочинение Хлысталова, положенное Виталием Безруковым в основу сценария сериала Есенин 2005-го года, прочитав, наконец, последние стихи - приходишь к выводу, что Сергей попал в капкан: алкоголизм болезнь богемного существования. Личная жизнь рассыпалась впрах, власть в литературе взяли такие крестьянско-мещанского происхождения люди, как Демьян Бедный, оттёрли его от благ. Мыкался он, как Бобик по квартирам и он почувствовал, что... СПИСАЛСЯ, теряет свой дар - таково мнение биографа, которого я читал.

Так бывает у писателей. Кто опытней, знает, что пройдёт время и лаборатория заработает. А Сергею было всего 30 лет и все лета он готовился к уходу. Этим всё творчество пронизано ("на рукаве своём повешусь"), эти демонтративные попытки на публике покончить жизнь самоубийством, чтоб обняли, утешали, пожалели...

Многие поэты убили себя, писатели крепче, но и Фадеев, например, не выдержал и Горький в молодости пытался покончить с собой... Написанное кровью предсмертное стихотворение Есенина изучено графологами и говорит о том, что написано оно не в состоянии алгогольного опьянения обычным его почерком. Есенин не писал стихи в состоянии опьянения. И всё же многим из нас очень хочется быть уверенным, что в смерти Есенина виноваты чекисты и непременно троцкисткого толка.

Рецензии

Оля, спасибо за интересную публикацию о Сергее Есенине к его дню рождения.
Вот, кто умел так по-русски показать родную природу и отразить жизнь в её позитиве и негативе.

Есенину. Чуткие струны

Пенье Есенинской русской тальянки
Разный имеет настрой,
То разудалая, то, как подранки,
Плачет с глубокой тоской.

Красною нитью с есенинской грустью
Связан народный язык:
Ввысь устремлённый над светлою Русью,
Льется он, словно родник.

Соприкоснулись с душою России
Замыслы вещей строки
И под напевы, по-русски простые,
Каждому сердцу близки.

Брызжет поэзия соком вишнёвым,
Садом весенним цветёт,
Чуткой струной и отточенным словом
О русской доле поёт.

Из-под пера возникают пейзажи:
Гроздья рябины в огне;
Месяц ягнёнком на озере пляшет,
Рожки подняв в глубине;
Или, на крыльях весны принесённый,
Ветер порхает звеня;
В дальней деревне, в снега погружённой,
Мать пьёт печаль у плетня;
А над окраиной купол небесный,
Травы в алмазах росы;
Выткал подснежник на пожнях окрестных
Кружево редкой красы.

Всё это Русь!По весне – синеока,
Летом в цветущих коврах,
Осенью с далью прозрачно-глубокой,
Снежной зимой – в долгих снах.
* * *
Сердце поэта освечено Русью:
Богом отмеченный взгляд
Ей от истоков до самого устья
Вышил роскошный наряд.

Освечено – выражение С.Есенина

Поэт, воспевавший в своих стихах красоту земли русской, родился в красивейшем месте – в старинном селе Константиново Рязанской области, живописно расположенном среди лесов и полей: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа… Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Сергей Есенин

Отец Сергея Есенина, Александр Никитич, происходил из крестьянской семьи, но к работе на земле тяги не испытывал. Вскоре после женитьбы на Татьяне Титовой, он уехал в Москву работать приказчиком в мясной лавке, а жену оставил на попечении своих родителей. Когда их сыну, будущему поэту, исполнилось 2 года, Татьяна поссорилась с мужем и его родственниками и уехала работать в Рязань. Сергей остался с бабушкой и дедушкой по материнской линии, которые воспитывали его около пяти лет. Мама ежемесячно присылала весточку и 3 рубля на его содержание. От отца вообще ничего слышно не было. Дед в 5 лет научил Сергея читать, а бабушка рассказывала множество волшебных сказок. В 1904 году родители помирились, снова сошлись, и дальше он рос в полной семье.

Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. С первой, Зинаидой Райх, он обвенчался в 1917 году. У пары родилась дочь, но когда супруга забеременела во второй раз, в семье назрел кризис и супруги расстались до рождения ребёнка. Второй женой поэта стала американская танцовщица Айседора Дункан – женщина совершенно иного образа мыслей, которая была на 18 лет его старше. Дункан приехала в Москву по приглашению новой советской власти, чтобы открыть танцевальную школу, станцевала на глазах Есенина под «Интернационал» революционный танец в красном хитоне. Он не говорил по-английски, она знала всего несколько русских слов и поэтому они почти не могли общаться, но оба были безмерно талантливы и влюбились друг в друга с первого взгляда. В 1922 году Есенин женился на Айседоре. Он отправился с ней на гастроли, но сильно страдал от статуса мужа великой женщины. Супруги много скандалили. Уже через 2 года они развелись.

Последней женой Есенина стала внучка Льва Толстого Софья. Секретарь Есенина Галина Бениславская возражала против этого брака, и споры Есенина с ней закончились разрывом. Есенин вместе с Толстой отправился в Азербайджан, где они провели чуть больше месяца на бывшей ханской даче в пригороде Баку. Там Есенин намеревался завершить так называемый «Персидский цикл». В этот период были созданы стихи: «Быть поэтом - это значит то же…», «Глупое сердце, не бейся…»,«Руки милой - пара лебедей…»,«Отчего луна так светит тускло…», «Море голосов воробьиных…».. В 1925 году поэт создал произведение «Ну, целуй меня, целуй…», посвященное Софье: Ну, целуй меня, целуй, Хоть до крови, хоть до боли. Не в ладу с холодной волей Кипяток сердечных струй. Опрокинутая кружка Средь веселых не для нас. Понимай, моя подружка, На земле живут лишь раз! Оглядись спокойным взором, Посмотри: во мгле сырой Месяц, словно желтый ворон, Кружит, вьется над землей. Ну, целуй же! Так хочу я. Песню тлен пропел и мне. Видно, смерть мою почуял Тот, кто вьется в вышине. Увядающая сила! Умирать так умирать! До кончины губы милой Я хотел бы целовать. Чтоб все время в синих дремах, Не стыдясь и не тая, В нежном шелесте черемух Раздавалось: «Я твоя». И чтоб свет над полной кружкой Легкой пеной не погас - Пей и пой, моя подружка: На земле живут лишь раз!

Сергей Есенин и Софья Толстая. Но и этот брак продержался недолго. Софья, воспитанная в интеллигентной семье, отличалась сдержанным нравом и целомудрием. Эти качества безумно раздражали Есенина, которому всегда импонировали страстные и темпераментные женщины. В стихотворении, посвященном ей, он отмечает: «Не в ладу с холодной волей кипяток сердечных струй». Свободолюбивого поэта сильно напрягали её повышенные требования к нормам приличий и этикету. Есенин всегда легко относился к случайным любовным связям и заявлял, что в его жизни было больше 3 000 женщин. Правда, когда его спрашивали, не врёт ли, говорил: «Ну, триста. Ну, тридцать». Со всеми возлюбленными поэт был невыносимо ревнив, а с некоторыми даже распускал руки. Потом падал на колени и умолял простить, обещая, что такого больше не повторится. Слово держал…до следующей большой попойки. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. На фоне беспорядочных любовных связей возникла первая фобия. Однажды в нетрезвом виде поэту показалось, что у него сильно кровоточат дёсны, и он жутко испугался, что это может быть первым признаком неизлечимой болезни. С тех пор этот страх его не оставлял. Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои вполукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг. Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума. Пой, мой друг. Навевай мне снова Нашу прежнюю буйную рань. Пусть целует она другова, Молодая, красивая дрянь. Ах, постой. Я ее не ругаю. Ах, постой. Я ее не кляну. Дай тебе про себя я сыграю Под басовую эту струну. Льется дней моих розовый купол. В сердце снов золотых сума. Много девушек я перещупал, Много женщин в углу прижимал... Стихотворение «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» (1922) входит в цикл «Москва кабацкая». В целом произведение оставляет тягостное впечатление. Мир, который в нем изображен, - это пространство с искаженным представлением о любви, дарующей не праздник сердца, а губящей человека, словно чума. Начало двадцатых годов ознаменовалось для Есенина серьезным душевным кризисом, в значительной степени обусловленным разочарованием в Великой Октябрьской революции и власти большевиков. В цикле «Москва кабацкая», включенном в одноименный сборник, нашло отражение трагическое мироощущение поэта. Лирический герой стихотворной серии сознательно обращается к вину, пытаясь забыться в алкогольном угаре, отвлечься от реальной жизни и свойственных ей проблем. Спасения от душевных мук он ищет в мире питейных заведений. Он пытается забыться в кабацком чаду, укрыться от действительности, напившись до беспамятства. Вошедшие в «Москву кабацкую» тексты сильно отличаются от большинства предшествующих им стихотворений Есенина. В них на смену радуге красок и воспеванию природы пришли мрачные ночные урбанистические пейзажи, поданные с точки зрения человека падшего. Место сердечной искренности и глубокой эмоциональности заняли обнаженная чувствительность, надрывные интонации, жалобная напевность, присущая цыганским романсам. Пил Есенин много и запойно. Говорят, что пить он начинал ради пиара, пытаясь создать себе образ беззаботного дебошира, подходящий его популярным стихотворениям. В столицу он приехал почти непьющим, часто притворялся в компаниях и во время своих выступлений хорошо поддатым, но потом эта игра стала явью – Есенин начал пить уже по-настоящему. Поэт изменился и внешне: из простого крестьянского поэта он превратился в пижона в лаковых штиблетах. Мне осталась одна забава: Пальцы в рот - и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист. Ах! какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь. Золотые далекие дали! Все сжигает житейская мреть. И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть. Дар поэта - ласкать и карябать, Роковая на нем печать. Розу белую с черною жабой Я хотел на земле повенчать. Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились - Значит, ангелы жили в ней. Вот за это веселие мути, Отправляясь с ней в край иной, Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной, - Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать. С алкогольными возлияниями связана масса неприятных историй. В пьяном виде он как-то послал матом находящихся поблизости чекистов и нарвался на неприятности. Во время гастролей Дункан по Америке, где в то время царил «сухой закон», Есенин докатился до употребления всякой непотребной полуядовитой химии. В Берлине он, по воспоминаниям друзей, держал под кроватью ведро с пивом, из которого пытался угощать всех гостей. В 1924 году московские газеты начали печатать разоблачительные статьи о его пьянстве, а милиция получила приказ чуть что отправлять его в участок, пока не протрезвеет. Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом? Не злодей я и не грабил лесом, Не расстреливал несчастных по темницам. Я всего лишь уличный повеса, Улыбающийся встречным лицам. Я московский озорной гуляка. По всему тверскому околотку В переулках каждая собака Знает мою легкую походку. Каждая задрипанная лошадь Головой кивает мне навстречу. Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит. Я хожу в цилиндре не для женщин - В глупой страсти сердце жить не в силе,- В нем удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле. Средь людей я дружбы не имею, Я иному покорился царству. Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук. И теперь уж я болеть не стану. Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. У поэта появилась еще одна фобия. Он начал опасаться стражей порядка: после инцидента на юге России, когда после словесной перепалки его чуть не застрелил сотрудник ГПУ Блюмкин. С тех пор Есенин повсюду носил с собой револьвер, но, по воспоминаниям друзей, всё равно мог впасть в панику при виде человека в форме. Что касается драк во время гулянок, то в последние годы жизни Есенин стал фигурантом четырёх уголовных дел о хулиганстве. И это при том, что на многое власти предпочитали закрывать глаза, просто забирая разбушевавшегося поэта в отдел милиции до вытрезвления. Маяковский обзывал Есенина «декоративным мужиком» и «звонким забулдыгой», а его стихи – «ожившим лампадным маслом». «Персидские мотивы» Маяковский оценил как экзотические «восточные сладости» и «синь тюркскую», противопоставляя их тематику задачам социалистического строительства. О том, как спорили два великих поэта во время публичных выступлений, ходят легенды. Но оба отлично понимали, насколько талантлив оппонент, и признавали это. В последние несколько месяцев перед самоубийством, случившимся в конце декабря 1925 года, Есенин активно писал. Ряд стихотворений исследователи творчества поэта объединили в так называемый «зимний» цикл. Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. В первый раз я в себе заметил - Так я еще никогда не думал. Пусть на окошках гнилая сырость, Я не жалею, и я не печален. Мне все равно эта жизнь полюбилась, Так полюбилась, как будто вначале. Взглянет ли женщина с тихой улыбкой - Я уж взволнован. Какие плечи! Тройка ль проскачет дорогой зыбкой - Я уже в ней и скачу далече. О, мое счастье и все удачи! Счастье людское землей любимо. Тот, кто хоть раз на земле заплачет,- Значит, удача промчалась мимо. Жить нужно легче, жить нужно проще, Все принимая, что есть на свете. Вот почему, обалдев, над рощей Свищет ветер, серебряный ветер. В 1925 году жена и друзья уговорили Есенина лечь в частную психоневрологическую клинику, чтобы попытаться побороть страсть к спиртному. Поэт вышел оттуда через месяц, снял все деньги со своих счетов и внезапно отправился в Ленинград, где снял номер в гостинице «Англетер». Именно там 28 декабря его и нашли повешенным на трубе отопления. Незадолго до этого он написал своё последнее стихотворение – «Прощай мой друг, прощай...». Когда друзья удивились, зачем надо было писать его кровью, Есенин пожаловался, что не сумел найти чернил. Общепринятая версия гласит, что поэт решил уйти из жизни под влиянием сильнейшей депрессии, развившейся на почве алкоголизма. Современные врачи отмечают, что его вечные вспыльчивость и импульсивность могли этому поспособствовать. Кроме того, известно, что незадолго до смерти Есенин пытался лечь под поезд, а также выпрыгивал из окна. Однако не все верят в эту версию. Его друзья считали, что он был слишком весел накануне, с нетерпением ждал выхода нового сборника стихов, а для пессимистичных мыслей у него просто не было причин. В номере у него был беспорядок (возможно следы драки и сопротивления), тело застыло в необычном для повешения состоянии, а на лице были заметны следы избиения. Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. Детей Сергея Есенина от Зинаиды Райх усыновил и воспитал её новый муж, известный режиссёр Всеволод Мейерхольд. В 1940 году его расстреляли. Первого внебрачного сына Есенина, Юрия, расстреляли по обвинению в контрреволюционном преступлении в 1937 году. Юрий был не прочь погулять и выпить с друзьями, а потом становился невоздержанным на язык. Ещё один внебрачный сын поэта, Александр Есенин-Вольпин, тоже имел проблемы со спецслужбами. За антисоветские выступления его несколько раз отправляли на принудительное лечение в психиатрическую клинику и таскали на допросы на Лубянку. В 1972 году он эмигрировал в Америку и несколько десятилетий преподавал там в университетах математику. Александр Есенин-Вольпин дожил до 91 года - он умер в США в 2016 году. Галина Бениславская - литературный секретарь и близкий друг поэта (некоторое время, в промежутке между первой и второй жёнами, поэт жил у неё и она пыталась стать для него кем-то большим), любящая и преданная женщина, 3 декабря 1926 года застрелилась на его могиле на Ваганьковском кладбище, оставив предсмертную записку. Согласно завещанию, её похоронили в двух шагах от поэта. Айседора Дункан трагически погибла в Ницце в сентябре 1927 года, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Жизнь - обман с чарующей тоскою, Оттого так и сильна она, Что своею грубою рукою Роковые пишет письмена. Я всегда, когда глаза закрою, Говорю: "Лишь сердце потревожь, Жизнь - обман, но и она порою Украшает радостями ложь. Обратись лицом к седому небу, По луне гадая о судьбе, Успокойся, смертный, и не требуй Правды той, что не нужна тебе". Хорошо в черёмуховой вьюге Думать так, что эта жизнь - стезя Пусть обманут лёгкие подруги, Пусть изменят лёгкие друзья. Пусть меня ласкают нежным словом, Пусть острее бритвы злой язык, Я живу давно на всё готовом, Ко всему безжалостно привык. Холодят мне душу эти выси, Нет тепла от звёздного огня. Те, кого любил я, отреклися, Кем я жил - забыли про меня. Но и всё ж, теснимый и гонимый, Я, смотря с улыбкой на зарю, На земле, мне близкой и любимой, Эту жизнь за всё благодарю. Сергей Есенин

Имя великого русского поэта – знатока народной души, певца крестьянской Руси, знакомо каждому человеку, стихотворения давно стали русской классикой, а в день рождения Сергея Есенина собираются почитатели его творчества.

Эх вы, сани!

Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец - крестьянин,

Ну, а я - крестьянский сын.

Сергей Есенин: биография русского поэта :

Рязанская область. Село Константиново. В 1895 году родился поэт, произведениями которого и сегодня восхищаются поклонники его творчества. С детства мальчик находился на воспитании зажиточного и предприимчивого деда по материнской линии, большого знатока церковной литературы.

Поэтому среди первых впечатлений ребенка духовные стихи, распевавшиеся бродячими слепцами, и сказки любимой бабушки, натолкнувшие будущего поэта на собственное творчество, взявшее старт в 9-летнем возрасте. 11 признаков, что вас посетил ангел-хранитель 15 шокирующих пластических операций, закончившихся плачевно 35 мудрейших еврейских поговорок Сергей окончил 4 класса местного земского училища, хотя проучился 5 лет: по причине неудовлетворительного поведения был оставлен на 2-й год. Продолжил получение знаний в Спас-Клепиковской церковно-приходской школе, подготавливавшей сельских учителей.

Столица городов русских: начало новой жизни:

В 17-летнем возрасте уехал в Москву, устроился на работу в мясную лавку, где его отец служил приказчиком. После конфликта с родителем сменил работу: перешел в книгоиздательство, а затем в типографию корректором. Там он познакомился с Изрядновой Анной, родившей ему, 19-летнему, в декабре 1914 года сына Юрия, расстрелянного в 1937 году по ложному приговору о покушении на жизнь Сталина. В период нахождения в столице поэт принимал участие в литературно-музыкальном кружке им. Сурикова, присоединился к мятежно-настроенным рабочим, за что удостоился внимания полиции.

В 1912 году стал в качестве вольнослушателя посещать занятия Народного университета А. Шанявского в Москве. Там Есенин получил основы гуманитарного образования, слушая лекции по западноевропейской и русской литературе.

Его произведения переведены на многие языки, входят в обязательную школьную программу. По сегодняшнее время многих интересуют, какие отношения поэт выстраивал с прекрасным полом, любили ли женщины Сергея Есенина, отвечал ли он взаимностью? Что (или кто) вдохновляло его творить; творить так, что спустя столетие его стихотворения актуальны, интересны, любимы.

Жизнь и творчество Сергея Есенина:

Первая публикация произведений Есенина состоялась в 1914 году в столичных журналах, а началом успешного дебюта стало стихотворение «Береза». Буквально через столетие день рождения Сергея Есенина будет известен практически каждому школьнику, а пока поэт ступал на свою тернистую дорогу, ведущую к славе и признанию.

В Петрограде, куда Сергей переехал весной 1915 года, считая, что вся литературная жизнь сконцентрирована именно в этом городе, читал свои произведения Блоку, к которому самолично пришел знакомиться. Радушный прием окружением знаменитого поэта и одобрение ними стихов окрылили посланца русской деревни и бескрайних полей на дальнейшее творчество.

Признан, публикуем, читаем:

Талант Сергея Есенина признали Клюев Н.А., Городецкий С.М., Ремизов А.М., Гумилев Н.С., знакомством с которыми молодой человек был обязан Блоку. Почти все привезенные стихи были опубликованы, и Сергей Есенин, биография которого по сегодняшний день вызывает интерес у поклонников творчество поэта, стал широко известен.

В совместных поэтических выступлениях с Клюевым перед публикой, стилизованных под народную, крестьянскую манеру, молодой златокудрый поэт представал в сафьяновых сапожках и расшитой рубашке. Сблизился с обществом «новокрестьянских поэтов» и сам увлекался данным направлением. Ключевой темой поэзии Есенина являлась Русь крестьянская, любовь к которой пронизывает все его произведения. В 1916 году был призван в армию, но благодаря беспокойству и хлопотам своих друзей получил назначение санитаром в военно-санитарный поезд императрицы Александры Федоровны, что позволило поэту без помех посещать литературные салоны, выступать на концертах, присутствовать на приемах у меценатов.

Русь крестьянская в творчестве поэта:

Октябрьскую революцию принял по-своему радостно и с воодушевлением написал ряд небольших поэм «Небесный барабанщик», «Инония», «Иорданская голубица», проникнутых предчувствием грядущих изменений; жизнь и творчество Сергея Есенина находились в начале нового, еще неизведанного пути – пути славы и признания.

В 1916 году увидела свет дебютная книга Есенина «Радуница», с восторгом встреченная критиками, обнаружившими в ней свежее направление, природный вкус автора и его юную непосредственность. Далее, с 1914 по 1917 год, вышли в печать «Голубень», «Русь», «Марфа-Посадница», «Микола», отмеченные каким-то особым, есенинским стилем с очеловечиванием животных, растений, явлений природы, образующими вместе с человеком, связанным корнями с природой, целостный, гармоничный и прекрасный мир. Картины есенинской Руси – благоговейной, вызывающей почти религиозное чувство у поэта, окрашены тонким пониманием природы с топящейся печью, собачьим закутом, некошеным сенокосом, болотными топями, храпом табуна и гомоном косарей.

Второй брак Сергея Есенина:

В 1917 году поэт женился на Райх Зинаиде Николаевне, от брака с которой на свет появились дети Сергея Есенина: сын Константин и дочка Татьяна.

В это время к Есенину приходит настоящая популярность, поэт становится востребован, его приглашают на различные поэтические вечера. В 1918 – 1921 годах очень много путешествовал по стране: Крым, Кавказ, Архангельск, Мурманск, Туркестан, Бессарабия. Работал над драматической поэмой «Пугачев», весной ездил в Оренбургские степи.

В 1918-1920 годах поэт сблизился с Мариенгофом А.Б., Шершеневичем В.Г., Ивневым Р. и увлекся имажинизмом – постреволюционным литературно-художественным течением, в основе которого лежал футуризм, претендовавший на построение «искусства будущего», совершенно нового, отрицающего весь предшествующий художественный опыт. Есенин стал частым посетителем литературного кафе «Стойло Пегаса», что в Москве у Никитских ворот. Поэт, стремившийся познать «коммуной вздыбленную Русь», лишь частично разделял стремление новосозданного направления, целью которого было очищение формы от «пыли содержания». Он все также продолжал воспринимать себя поэтом «Руси уходящей». В его стихах появились мотивы быта, «развороченного бурей», пьяной удали, на смену которой приходит надрывная тоска.

Поэт предстает скандалистом, хулиганом, пропойцей с окровавленной душой, бредущим из притона в притон, где его обступает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана» и «Стихи скандалиста»).

В 1920 году распался трехлетний брак с З. Рейх. Дети Сергея Есенина пошли каждый по собственному пути: Константин стал знаменитым футбольным статистиком, а Татьяна – директором музея своего отца и Членом Союза писателей.

Айседора Дункан и Сергей Есенин:

В 1921 году Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан. Она не говорила по-русски, поэт, много читавший и высокообразованный, не знал иностранных языков, но с первой встречи, при взгляде на танец этой женщины Сергея Есенина необратимо потянулся к ней. Пару, в которой Айседора была старше на 18 лет, не останавливала разница в возрасте. Своего любимого чаще всего называла «ангелом», а он ее звал «Изидора».

Непосредственность Айседоры, ее зажигательные танцы сводили Есенина с ума. Она же воспринимала его как слабого и незащищенного ребенка, относилась к Сергею с трепетной нежностью и даже со временем выучила десяток русских слов. В России карьера Айседоры не задалась, потому что советские власти не предоставили поле деятельности, на которые она рассчитывала. Супруги зарегистрировали брак и взяли общую фамилию Дункан-Есенины.

После свадьбы Есенин с женой много путешествовал по Европе, посетил Францию, Германию, Канаду, Италию, Бельгию, США. Дункан всячески старалась создать пиар мужу: организовывала переводы его стихов и их публикацию, устраивала поэтические вечера, но за границей его признавали исключительно как приложение к известной танцовщице.

Поэт тосковал, чувствовал себя невостребованным, никому не нужным, у него началась депрессия. Есенин стал выпивать, между супругами происходили частые душераздирающие ссоры с уходами и последующими примирениями. Со временем отношение Есенина к жене, в которой он уже видел не идеал, а обыкновенную стареющую женщину, изменилось. Он все также напивался, изредка поколачивал Айседору, жаловался друзьям, что она к нему прилипла и не отлипает. Пара распалась в 1923 году, Есенин возвратился в Москву.

Последние годы творчества Есенина

В дальнейшем творчестве поэт очень критично обличает советскую власть («Страна негодяев», 1925 год). После этого начинается травля поэта, обвинение его в драках и пьянстве. Последние два года жизни прошли в регулярных разъездах; Сергей Есенин – русский поэт, скрывался от судебных гонений, три раза совершал путешествие на Кавказ, ездил в Ленинград и постоянно посещал Константиново, никогда не прерывая с ним связи.

Жизнь и творчество Сергея Есенина

В этот период выходят произведения «Поэма о 26», «Персидские мотивы», «Анна Снегина», «Отговорила роща золотая». В стихах главное место по-прежнему занимает тема родины, приобретающая теперь оттенки драматизма. Этот период лирики все больше отмечается осенними пейзажами, мотивами подведения выводов и прощания. До свиданья, мой друг, до свиданья… Осенью 1925 года поэт, пытаясь заново начать семейную жизнь, сочетался с браком с Софьей Андреевной – внучкой Льва Толстого. Но этот союз не был счастливым.

Жизнь Сергея Есенина катилась под откос: алкогольная зависимость, депрессия, давление руководящих кругов послужило причиной того, что жена поместила поэта в психоневрологическую больницу. Об этом знал только узкий круг людей, но нашлись доброжелатели, поспособствовавшие установлению круглосуточного наблюдения за клиникой. Чекисты стали требовать у П.Б.Ганнушкина – профессора данной клиники – выдачи Есенина. Последний отказался, а Есенин, выждав удобный момент, прервал курс лечения и в толпе посетителей покинул психоневрологическое заведение и уехал в Ленинград.

14 декабря закончил работу над поэмой «Черный человек», на которую потратил 2 года. Опубликовано произведение было уже после смерти поэта. 27 декабря из-под пера Сергея Есенина вышло его финальное произведение «До свиданья, друг мой, до свиданья». Жизнь и творчество Сергея Есенина подходили к концу, страшному и непонятному. Не стало русского поэта, тело которого нашли повешенным в гостинице «Англетер» в ночь на 28 декабря 1925 года.

В день рождения Сергея Есенина почтить его память собираются во всех уголках России, но наиболее масштабно мероприятия проходят в родном Константинове, куда съезжаются со всех уголков планеты тысячи почитателей творчества поэта. - Читайте подробнее на