Литература        21.09.2020   

Зачем люди осваивают космос? Перспективы освоения космоса. Зачем люди летают в космос? Как люди летают в космос

Многие ученые не считают освоение космоса первоочередной задачей, поскольку проблем, требующих решения, достаточно и на Земле. Тем не менее, в последнее время таких проектов у NASA и других космических ведомств появляется всё больше.

Юбер Кюрьен, один из основоположников космических программ Европы, думает, что совершать полеты в космос можно лишь по причине спортивного интереса, иного и не нужно.

Так получается, что никакой особо важной миссии человек, пребывающий в космосе, не выполняет? Человек впервые шагнул на лунную поверхность в рамках миссии «Аполлон 17» сорок пять лет назад. Следующий полет вряд ли совершится раньше, чем через десятилетие. Скорее всего, следующим лунным путешественником станет китаец. Основная инвестиционная масса уходит на финансирование МКС, средства будут вкладываться в станцию до 2024 года. Большинство членов экипажа за время работы на МКС едва ли расширило наши горизонты.

Так нужно ли нам продолжать исследовать Луну, или же стоит сконцентрировать свое внимание на Марсе? Программы освоения Красной планеты уже действуют и не за горами тот момент, когда человек окажется и там. Впрочем, возвратимся в недалекое прошлое. Первым космонавтом, как известно, стал наш соотечественник Юрий Гагарин. Кеннеди, основавший лунную гонку, должен был предпринять ответный шаг, который помог бы вырваться его стране вперед. И сделать он решил это при помощи немецких специалистов, завербованных для создания ядерного потенциала. Можно сказать, что запуск космонавта в космические просторы стал побочным продуктом широкомасштабной военной программы.

Может, здесь всё же первостепенную роль играла наука? Американская программа «Аполлон» изначально была более объемной, но три ее миссии лишились финансирования. С помощью нее на Землю были доставлены сотни килограммов лунной поверхности, но не в этом заключалась ее главная цель. Многие ученые открыто заявляют, что обитаемые полеты лишены всяческого смысла, поскольку гораздо большее количество информации можно заполучить при помощи зондов и космических обсерваторий. Космонавты же поставляют планете лишь крупицы информации.

Создание Международной космической станции стало плодом распада СССР. Но и здесь они не могут обойтись без России, поскольку именно она поставляет на МКС свои бессмертные «Союзы».

Блеф

Впрочем, американцы не собираются унижаться вечно. Сейчас идет подготовка нового носителя и обитаемой капсулы Orion в рамках NASA. Но другие компании стремятся наступить на пятки американскому космическому ведомству. К примеру, создатель Amazon Джефф Безос занимается ракетами, способными транспортировать грузы для лунных колонистов. Основатель SpaceX Илон Маск, чьи ракеты можно использовать многократно, говорит о планах по покорению Марса в 2024 г., в то время как NASA заявляет более поздние сроки.

Один из исследователей Национального научного центра, Франси Рокар, считает, что Илон Маск просто блефует, потому как американцы все еще не умеют отправлять людей на Красную полету. Именно поэтому нет никой информации о создании инфраструктуры, которой необходимо оснастить корабль, чтобы человек мог там остаться.

Французский специалист считает, что корень планов на обитаемые полеты кроется в докладе под названием «Пути исследования», созданном Национальным советом научных исследований США в 2014 г. Документ содержит материалы о создании всего необходимого для марсианских экспедиций. Также там приведены причины полетов экономического, научного статусного характера. Выходит так, что продолжать обитаемые космические полеты не выгодно, потому что ни одна причина не оправдывает такие полеты. Даже если принять во внимание все причины в совокупности, требуется огромная политическая воля, чтобы заявить о достаточности аргументов в пользу обитаемых полетов. Об этом было заявлено в вышеупомянутом докладе.

Апрельский аудиторский отчет NASA содержит сведения о расходах, которые будут понесены для отправки экспедиции на Марс. Оказалось, что это потребует 210 млрд. долл. К слову, за 30 лет функционирования МКС в нее было вложено в два раза меньше средств. Эта программа предусматривает участие европейских стран на второстепенных планах.

Одновременно с этим в гонку врывается Китай с программой по отправке человека на Луну. Если через какое-то время страна решит побороться и за Марс, на космическом полигоне снова разгорятся нешуточные страсти. И всё – из-за стремления достичь превосходства.

К моменту высадки на Луну в 1969 году многие люди думали, что к началу 21 века космические путешествия станут обычным делом, мы сможем посещать другие планеты в нашей Солнечной системе и, возможно, даже рискнем отправиться в межзвездное пространство. К сожалению, такое будущее еще не наступило. Более того, люди вообще стали задаваться вопросом, нужны ли нам космические путешествия. Может быть, стоит оставить освоение космоса частным компаниям?

Но те, кто долгое время мечтал о том, что люди станут космической цивилизацией, утверждают, что освоение космоса предоставит хорошие преимущества и здесь, на Земле, в областях вроде здравоохранения, и безопасности. Вдохновение тоже будет. Вот несколько наиболее убедительных аргументов для продолжения освоения космоса.


Если мы не хотим однажды встретить судьбу динозавров, нам нужно защитить себя от угрозы попадания большого астероида. По данным NASA, примерно раз в 10 000 лет каменный или железный астероид размером с футбольное поле может врезаться в поверхность нашей планеты и вызвать цунами, возможно, достаточно большие, чтобы затопить прибрежные районы.

Но на деле бояться нужно настоящих монстров - астероидов в 100 метров в поперечнике или больше. Столкновение с таким гигантом вызовет огненный шторм из нагретых осколков и заполнит атмосферу пылью, блокирующей свет солнца, что уничтожит наши леса и поля. Если кто и выживет, он будет серьезно голодать. Мудро финансируемая космическая программа позволила бы нам обнаружить опасный объект задолго до того, как он поразит Землю, и отправить космический аппарат, который смог бы с помощью направленного взрыва направить астероид на другой курс.

Оно приведет к великим изобретениям


Очень много устройств, материалов и процессов, изначально разработанных для космической программы, нашли применение на Земле - их было так много, что у NASA появился офис, который ищет способы перепрофилирования космических технологий в продукты. К примеру, все мы знакомы с сухой заморозкой еды, но есть и другие варианты. В 1960-х ученые NASA разработали пластик, покрытый металлическим отражающим материалом. При использовании в одеяле он отражает 80% тепла тела его хозяину - это помогает жертвам катастрофы и пост-марафонцам оставаться в тепле.

Еще более интересной и ценной новинкой стал нитинол - гибкий, но упругий сплав, разработанный для того, чтобы спутники могли расправляться после того, как их упаковали в ракету. Сегодня ортодонты оснащают пациентов скобами, сделанными из этого материала.

Оно будет полезно для здоровья


породила множество медицинских инноваций, которые нашли применение на Земле, например, способ доставки противораковых лекарств непосредственно к опухоли; устройство, которое позволяет медсестре проводить УЗИ и передавать результаты врачу за тысячи километров; роботизированный манипулятор, который может выполнять сложную операцию внутри аппарата МРТ.

Ученые NASA, стремясь защитить астронавтов в условиях микрогравитации космоса, также помогли фармацевтической компании испытать Prolia, препарат, который сегодня может спасти пожилых людей от остеопороза. Легче было испытать лекарство на астронавтах, которые теряют 1,5% костной массы каждый месяц, нежели на пожилой женщине на Земле, которая теряет 1,5% ежегодно из-за остеопороза.

Исследование космоса - источник вдохновения


Если мы хотим, чтобы наши дети в этом мире стремились стать великими учеными и инженерами, а не рэперами, ведущими реалити-шоу или финансовыми магнатами, очень важно вдохновить их на правильную деятельность.

«Я могу стоять перед восьмиклассниками и говорить: кто хочет стать аэрокосмическим инженером, который построит самолет на 20% более энергоэффективный, чем тот, на котором летали ваши родители? Но это не работает. Однако если я спрошу: кто хочет быть аэрокосмический инженером, который спроектирует самолет, который будет ориентироваться в разреженной атмосфере Марса? Я получу лучших учеников в классе».

Это важно для государственной безопасности


Ведущие мировые страны должны обнаруживать и предотвращать враждебные намерения или террористические группы, которые могут развернуть оружие в космосе или атаковать навигационные, коммуникационные спутники и спутники наблюдения. И хотя США, Россия и Китай в 1967 году заключили договор о неприкосновенности территории в космосе, на нее могут позариться другие страны. И не факт, что договоры прошлого можно пересмотреть.

Даже если эти ведущие страны в большей части освоят ближайший космос, им нужно будет быть уверенными в том, что компании могут добывать полезные ископаемые на Луне или астероидах, не переживая, что их будут терроризировать или узурпировать. Очень важно настроить дипломатические каналы в космосе, с возможным военным использованием.

Нам нужно космическое сырье


В космосе есть золото, серебро, платина и другие ценные вещества. Много внимания привлекли мероприятия частных компаний, которые предусматривают добычу полезных ископаемых на астероидах, но космическим шахтерам не придется далеко ходить, чтобы найти богатые ресурсы.

Луна, к примеру, является потенциально прибыльным источником гелия-3 (используется для МРТ и в качестве потенциального топлива для атомных электростанций). На Земле гелий-3 настолько редкий, что его цена достигает 5000 долларов за литр. Также Луна может быть потенциально богатой редкоземельными элементами вроде европия и тантала, которые пользуются большим спросом для использования в электронике, солнечных панелях и других продвинутых устройствах.

Государства могут мирно работать вместе


Ранее мы уже упомянули о зловещей угрозе международного конфликта в космосе. Но все может быть и мирно, если вспомнить о сотрудничестве разных стран на Международной космической станции. Космическая программа США, например, позволяет другим странам, большим и не очень, объединять свои усилия в исследовании космоса.

Международное сотрудничество на поле космоса будет исключительно взаимовыгодным. С одной стороны, большие расходы были бы распределены на всех. С другой - это помогло бы установить тесные дипломатические отношения между странами и создать новые рабочие места для обеих сторон.

Оно помогло бы ответить на большой вопрос


Почти половина людей на Земле считает, что где-то в космосе есть жизнь. Четверть из них думает, что инопланетяне уже посещали нашу планету.

Однако все попытки найти в небе признаки других существ оказывались бесплодными. Возможно, потому что земная атмосфера мешает сообщениям доходить до нас. Вот почему те, кто занимается поиском внеземных цивилизаций, готовы разворачивать еще больше орбитальных обсерваторий вроде . Этот спутник будет запущен в 2018 году и сможет искать химические признаки жизни в атмосферах далеких планет за пределами нашей Солнечной системы. Это только начало. Возможно, дополнительные космические усилия помогут нам, наконец, ответить на вопрос, одиноки ли мы.

Людям нужно утолять жажду исследований


Наши первобытные предки распространились из Восточной Африки по всей планете, и с тех пор мы не останавливаем движением. Мы ищем свежие территории за пределами Земли, поэтому единственный способ утолить это первобытное желание - отправиться в межзвездное путешествие на несколько поколений.

В 2007 году бывший администратор NASA Майкл Гриффин (на фото выше) провел различие между «приемлемыми причинами» и «реальными причинами» освоения космоса. Приемлемые причины могли бы включать экономические и национальные преимущества. Но реальные причины будут включать такие понятия, как любопытство, соревнование и создание наследия.

«Кто из нас не знаком с этим чудесным волшебным трепетом, когда мы видим что-нибудь новое, даже по телевизору, что никогда не видели раньше? - говорил Гриффин. - Когда мы делаем что-то ради реальных причин, не довольствуясь приемлемыми, мы производим наши лучшие достижения».

Нам нужно колонизировать космос, чтобы выжить


Наша способность выводить спутники в космос помогает нам наблюдать и бороться с насущными проблемами на Земле, от лесных пожаров и разливов нефти до истощения водоносных горизонтов, которые нужны людям для снабжения питьевой водой.

Но наш рост населения, жадность и легкомыслие приводят к серьезным экологическим последствиям и повреждениям нашей планеты. Оценки 2012 года говорили о том, что Земля сможет выдержать от 8 до 16 миллиардов человек - а ее население уже перешагнуло отметку в 7 миллиардов. Возможно, нам нужно быть готовыми к колонизации другой планеты, и чем быстрее, тем лучше.

Обычно в рубрике «Как всё устроено» представители разных профессий анонимно рассказывают о тонкостях своей работы. Космонавт - слишком почётная профессия, чтобы оставаться анонимом. О своей работе нам рассказал лётчик-космонавт Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, полковник ВВС Валерий Токарев.

О страхе


Я не сказал бы, что там страшно. Ты профессионал и адаптируешься к работе, поэтому тебе некогда думать о страхе. Я не боялся ни на старте, ни на спуске - у нас же постоянно фиксируются и пульс, и давление. На станции вообще через какое-то время чувствуешь себя как дома. Но есть щекотливый момент, когда надо выходить в открытый космос. Прямо-таки не хочется туда выходить.

Это как первый прыжок с парашютом. Вот перед тобой открытая дверь и высота 800 метров. Пока сидишь в самолёте и под тобой вроде какая-то твердь - не страшно. А потом надо шагнуть в пустоту. Победить в себе естество человеческое, инстинкт самосохранения. Такое же чувство, только гораздо более сильное, когда ты выходишь в открытый космос.

Перед выходом ты надеваешь скафандр, в шлюзовой камере сбрасываешь давление, но находишься ещё внутри станции, которая летит со скоростью 28 тысяч километров в час по орбите, но это твой дом. И вот ты открываешь люк - открываешь вручную, - а там темнота, бездна.

Когда ты на теневой стороне, ты не видишь ничего под собой. И понимаешь, что внизу сотни километров бездны, мрака, темноты и тебе из освещённой обжитой станции надо идти туда, где ничего нет.

При этом ты в скафандре, а это не деловой костюм, в нём неудобно. Он жёсткий, и эту жёсткость надо преодолевать физически. Двигаешься только на руках, ноги висят балластом. К тому же ухудшается обзор. А тебе надо перемещаться вдоль станции. И ты понимаешь, что если отцепился, то смерть неминуема. Достаточно на два сантиметра промахнуться, тебе может одного миллиметра не хватить - и будешь вечно дрейфовать рядом со станцией, а оттолкнуться-то не от чего, и тебе уже никто не поможет.

Но даже к этому привыкаешь. Когда выплываешь на солнечную сторону, становится видно планеты, родную голубую Землю, становится спокойнее, пусть она от тебя в тысячах километров.

О том, каких берут в космонавты

Космонавтом может стать любой гражданин России, подходящий под определённые требования. Это только первый, гагаринский, набор был из военных лётчиков, потом стали брать ещё и инженеров, и представителей других специальностей. Сейчас заявку в космонавты можно подать, имея любое высшее образование, хоть филологическое. А потом уже людей отбирают по стандарту: проверяют здоровье, проводят психологические тесты... В последнем наборе, например, только один лётчик.

Но в космос в итоге летят далеко не все, по статистике около 40−50 % из тех, кто прошёл обучение. Кандидат постоянно готовится, но не факт, что в конце концов полёт состоится.

Минимальное время подготовки - пять лет: полтора года общая космическая подготовка, потом полтора года подготовка в группе - это ещё не экипаж, ещё полтора года подготовка в экипаже, с которым предстоит лететь. Но в среднем до первого полёта проходит гораздо больше времени - у кого-то десять лет, а у кого-то и дольше. Поэтому юных и неженатых космонавтов практически не бывает. В центр подготовки люди приходят обычно уже в возрасте около 30, как правило, женатые.

Космонавт должен изучить Международную космическую станцию, корабль, динамику полёта, теорию полёта, баллистику... В наши задачи на орбите также входит вести съёмки, монтировать и отправлять на Землю сюжеты с борта станции. Поэтому космонавты осваивают и операторскую работу. И, безусловно, требования к поддержанию физической формы постоянные, как у спортсменов.

О здоровье

У нас шутят: космонавтов отбирают по здоровью, а спрашивают потом как с умных. Проблема здоровья даже не в том, чтобы пережить перегрузки, это не так сложно, как принято считать, сейчас даже неподготовленные люди летают в космос как туристы.

Но туристы всё-таки летают на неделю, а профессиональный космонавт проводит на орбите много месяцев. И мы там работаем. Это туриста на взлёте к креслу пристегнул - и всё, его задача - выжить. А космонавт должен работать, невзирая на перегрузки: и связь поддерживать с Землёй, и быть готовым взять на себя управление в случае отказов, - в общем, должен контролировать всё.

Медицинский отбор в космонавты сейчас, как и раньше, очень сложный. Мы проходили его в Седьмом научном испытательном госпитале ВВС в Сокольниках и называли это место «гестапо». Потому что там тебя насквозь сканируют, что-то заставят пить, что-то уколют, что-то вырвут.

Тогда модно было удалять гланды, скажем. Они у меня и не болели совсем, но мне сказали, что надо вырезать. И когда ты проходишь отбор, противоречить врачам себе дороже.

Хотя у некоторых было гораздо хуже. Многие лётчики просто боялись идти в космонавты, потому что многих из них после медосмотра списывали с лётной работы. То есть ты и в космос не летишь, и на самолёте тебе летать запрещают.

О первом полёте

Ты к нему долго готовишься, ты профессионал, всё умеешь, но ты же никогда по-настоящему не испытывал ощущение невесомости.

Всё происходит очень быстро: предполётное волнение, потом сильная вибрация, ускорение, перегрузки и тут - раз! Ты в космосе. Двигатели выключаются - и полная тишина. И одновременно весь экипаж всплывает, то есть вы пристёгнуты ремнями, но тело уже обезвешено. Вот тогда наступает чувство эйфории. За окном - ярчайшие краски. В космосе нет полутонов, там всё насыщенное, очень контрастное.

Сразу хочется всё ощутить, покрутиться в воздухе, поддаться чувству радости, но когда ты член экипажа, в первую очередь надо работать. Очень много всего происходит одновременно: надо следить за тем, как раскрываются антенны, проверять герметичность и так далее. И только после того, как ты убедился, что всё в порядке, можно снять скафандр и по-настоящему насладиться невесомостью - покувыркаться.

Опять же, кувыркаться опасно. Помню, опытные космонавты начинали двигаться очень плавно, а мы, новички, крутились-вертелись. А потом вестибулярный аппарат сходит с ума. И ты понимаешь, что с ним надо аккуратнее, потому что могут начаться приступы тошноты.

О запахах

Это ты на Земле добежал до туалета, а даже если не добежал - ничего страшного. А там, если промахнулся, всё это будет летать внутри в атмосфере. И надо будет собирать специальным пылесосом. Но запахи пылесосом не соберёшь. А атмосфера одна, и она портится.

Запахи на станции постоянно накапливаются, так что, когда первый раз туда прибываешь, чувствуешь себя не очень комфортно. Мы же там и спортом занимаемся, а форточку не откроешь, не проветришь.

Но человек к запахам привыкает очень быстро. Так что нельзя сказать, что всё время на орбите ты чувствуешь дискомфорт. Только первое время, когда открываешь люк корабля и вплываешь на станцию. Хотя ещё несколько месяцев назад время со старта до стыковки составляло 34 часа, так что атмосфера и на самом корабле успевала наполняться разными запахами и особой разницы не чувствовалось. Это сейчас летишь всего шесть часов, так что в корабле остаётся более-менее свежий воздух.

О невесомости

Первые дни сложно спать: голова не чувствует никакой опоры, это очень непривычно. Некоторые привязывают голову к спальнику. Никакие вещи нельзя оставить незакреплёнными: улетят. Но уже через неделю ты полностью привыкаешь к невесомости и живёшь в штатном режиме, вырабатывается распорядок дня: сколько спать, когда есть.

Ногами в невесомости ты не пользуешься вообще, некоторые мышцы атрофируются, несмотря на то, что каждый день ты тренируешься на специальных тренажерах. Поэтому и возвращаться на Землю гораздо труднее, чем улетать, перегрузка переносится сложнее.

А потом первое время на Земле ты всё не можешь привыкнуть, что надо нести вес своего тела. Там же пальчиком оттолкнулся - полетел. Передавать предметы товарищу не надо, кинул предмет - он полетел. Чем грешили некоторые после того, как полгода провели в космосе? Застолье, кто-то просит передать что-нибудь, рюмку, например. Ну космонавт и кидает рюмку через стол.

О международной космической станции

Станция, как и космический корабль, состоит из модулей. Это отсеки метра четыре в диаметре и не больше 15 метров в длину. У каждого космонавта есть свой уголок: ночью приходишь, привязываешь спальник, сам туда заплываешь. Рядом обычно плавает ноутбук, радио, чтобы можно было тебя, если что, быстро поднять.


Это похоже на общежитие. Ничего нет изолированного, даже каюты без ширмы, только в туалете можно немного уединиться. Хотя в американских кораблях полностью изолированные каюты.

Нахождение на станции не похоже ни на тюрьму, ни на больницу. Это просто твоя работа с конкретными задачами. Надо проводить эксперименты, уводить станцию от столкновения с мусором, поддерживать её работу, менять какое-то оборудование, если понадобится.

Считается, что космонавтов в экипажи тщательно подбирают по психологическим характеристикам, но это не совсем так. Если экипаж многонациональный, то каждая страна просто предоставляет своего человека. Во время подготовки врачи, конечно, наблюдают, как вы друг другу подходите.

Но мне с экипажами всегда везло. Некоторые космонавты после совместного полёта на Земле друг с другом не общаются, а я вот со всеми своими коллегами поддерживаю отношения.

Хотя в космосе эмоции, как и цвета, очень насыщенные. Они протекают сильнее, достаточно малейшего толчка - и сразу скандал. То есть главное искусство - искусство управлять собой. Как и на земле, в общем-то.

О смысле

Мой путь в космонавты был довольно последовательным. Я отучился в лётном училище, лётная работа мне нравилась, но хотелось постоянно испытывать новую технику. Тогда я отучился на лётчика-испытателя, испытывал новейшие самолёты палубного базирования - это когда тебе надо посадить свою машину на палубу корабля. При таких упражнениях пульс у лётчиков зашкаливает сильнее, чем когда влетаешь в зону боевых действий. Потом, когда я стал лётчиком-испытателем первого класса, я понял, что всё, выше в атмосфере не прыгнешь. И очень логично было пойти и полетать на космической птичке. То есть для меня это был последовательный путь. Это свойственно мужчине и космонавту. Хотя космонавты тоже бывают разные.


Ну а бога в космосе не увидать, это мы ещё от Гагарина знаем. Но могу вам сказать, что космос - живой. Когда ты там, через тебя проходит какая-то информация, надо только к ней прислушаться. Инопланетян мы не видели, но, когда побываешь там, есть твёрдое убеждение, что мы во Вселенной не одни, есть те, кто умнее и сильнее нас.

Иллюстрации: Саша Похвалин

Сейчас, когда мир отмечает 50 лет со дня первого космического полёта человека, настало время подумать: а зачем вообще мы летаем в космос и что ждёт нас там дальше? Сейчас ответ на этот вопрос совсем не так очевиден, как во времена Гагарина - но и тогда было множество ответов...

Ракеты появились гораздо раньше самой идеи космонавтики - в XIII веке в Китае. Их использовали как оружие - ни один псих не мог бы предположить, что на ракетах когда-нибудь будут летать люди. Первый проект многоступенчатой ракеты был создан в XVI веке и принадлежит белорусскому инженеру Казимиру Семеновичу . Правда, все эти ракеты были не на жидком топливе, а пороховыми и потому не очень эффективными.

Эпоха оптимизма

Сама идея космонавтики, полёта человека в космос, родилась в книгах писателей-фантастов конца XIX - начала XX века - эпохи индустриального оптимизма и веры во всемогущество науки. В этих книгах были странные марсиане с щупальцами или без них, жители Венеры, а может быть, и Луны, и Юпитера... Писавших о космосе было много - все знают Жюля Верна, Герберта Уэллса и Эдгара Аллана По, но был ещё и, например, Александр Богданов - писатель, философ и член РСДРП, друживший с Лениным. Позже они поссорятся на почве философии, а тогда, в начале XX века, Богданов написал роман "Красная звезда" о полёте на Марс и о коммунизме на Марсе - возможно, и эта книга повлияла на символику большевиков.

Относительно Луны сведующие люди уже тогда понимали, что она лишена атмосферы и, скорее всего, безжизненна. А вот про другие планеты Солнечной системы в то время казалось, что все они - подобия Земли с не слишком сильно отличающимися природными условиями. Конечно, на Венере жарко, на Марсе холодно, но не слишком, а путешествие на Венеру и Марс скоро станет не намного сложнее путешествия в Австралию. Так родилась первая концепция развития космонавтики, которая гласила примерно следующее: Космос - продолжение Земли, а полёты к другим планетам подобны плаванию к другим материкам . Тогда же родилось сравнение Марса с Новым Светом, которое дожило до наших дней. В Новом Свете есть пространство для жизни, есть ресурсы, а также могут быть аборигены - добрые или злые.

Но в этот же период началось и более глубокое осмысление космоса и места человека в нём. В России зародилась философия русского космизма, основоположником которой был Николай Фёдоров, а его продолжателями - Циолковский, Вернадский и многие другие. Космисты говорили: Вселенная устроена разумно и целесообразно. Она наполнена жизнью и управляется множеством космических цивилизаций разного уровня развития. Человечество тоже со временем вырастет, станет космической цивилизацией и начнёт осваивать предназначенные ему планеты. Возможно, на Марсе уже есть более высокоразвитая жизнь - тогда Солнечная система принадлежит им, а нам надлежит стать учениками марсианской цивилизации. Может быть, марсиане отстают от нас в развитии - тогда мы будем опекать своих младших товарищей. Если же на Марсе нет аборигенов, значит, он предназначен для людей, для того, чтобы мы его освоили и распространили на него цивилизацию. Концепция космистов звучит примерно так: Человечество должно перейти на новый уровень развития и стать космической цивилизацией. Тогда люди колонизируют предназначенную им область космоса.

Основоположниками практической космонавтики были Фридрих Артурович Цандер в Советском Союзе, Герман Оберт в Германии и Роберт Годдард в США. Все трое увлеклись космонавтикой, прочитав в молодости книги о полётах к другим планетам. Цандер прочитал книгу Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», после чего мечтой всей его жизни стал полёт на Марс. Оберт, прочитав роман Жюля Верна "Из пушки на Луну", стал активно изучать медицину и физику - сын врача сразу понял, что пассажиры пушечного ядра не выдержали бы огромного ускорения, поэтому для полёта на Луну нужна ракета . Оберт посвятил себя созданию такой ракеты и в 1917 году создал проект ракеты на жидком топливе - спирте и кислороде. В 1928 году он приглашён работать над фильмом "Женщина на Луне" и неожиданно получает кучу денег и возможность построить ракету. Ракету он построить до окончания фильма не успел, зато собрал группу единомышленников и жидкостный ракетный двигатель.

Ну, а Роберт Годдард, прочитав в 16 лет "Войну миров" Уэллса, стал мечтать о полёте на Марс. В 1926 году он испытал первую ракету на жидком топливе - вот только испытание он провёл в одиночку, результаты держал в секрете, а потому серьёзного влияния на развитие космонавтики его ракета не оказала. Это было время больших коллективов. В 1924 году Цандер, Циолковский и Кондратюк организовали "Общество изучения межпланетных сообщений". Аналогичное "Общество межпланетных сообщений" было создано в 1927 году в Германии - его создателями стали Герман Оберт, Вили Лей и Иоганнес Винклер. В те годы энтузиасты покорения космоса из разных стран активно переписывались друг с другом и обменивались идеями - война ещё не развела их по разные стороны баррикад...

В 1931 году Цандер, Тихонравов, победоносцев и Королёв создали группу изучения реактивного движения - ГИРД. Говорят, каждое заседание группы Цандер начинал со слов: "Вперёд, на Марс!". В 1933 году полетела первая жидкостная ракета ГИРДа - мы стали вторыми "ракетчиками" после американцев. Цандер не успел увидеть её испытания - он умер в том же году от тифа, а начальником ГИРДа стал Сергей Павлович Королёв. Цели группы оставались теми же - полёты к другим планетам. Но обстановка в мире становилась всё более тревожной - пора было готовиься к войне, и государство уже посматривало на ракеты как на перспективное оружие...

Гонка вооружений и идеологическая гонка

В том же 1933 ГИРД и Газодинамическая лаборатория объединены в Реактивный институт. Главной целью института было создание ракетной техники, но, видимо, со временем углублялись расхождения между ракетчиками и их начальством в понимании целей создания ракет... В 1938 году руководство института, в том числе и Королёв, было арестовано и обвинено во вредительстве. Конечно, обвинение было несправедливым, но не кроется ли за ним всё то же явно не декларировавшееся различие взглядов на необходимые характеристики реактивной техники? В 1942 году Королёв переведён в шарашку, где до самого окончания войны он делает боевые ракеты.

Судьба Оберта была более гладкой - из-за денежных проблем он переехал в Румынию, где писал книги о теории ракетостроения (Оберт прожил больше 90 лет и умер в 80-х). А вот его талантливый ученик Вернер фон Браун тоже был вынужден заняться боевой техникой. В 1934 году полетела первая жидкостная ракета немецкой группы инженеров, после чего фон Брауна привлекли к созданию ракеты "Фау-2", первая версия которой была построена в 1942 году. Но, несмотря на ракеты, Германия проиграла войну, фон Браун бежал в США, а чертежи ракеты достались частично Советскому Союзу, частично - американцам. Так началась первая "ракетная гонка" между Королёвым и фон Брауном - за создание межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

Правители великих держав не верили писателям-фантастам и философам-космистам. У них была своя концепция освоения космоса, простая как мычание и позаимствованная из Китая тысячелетней давности: Ракеты - это в первую очередь оружие, а в космосе нам делать нечего.

Говорят, Королёв схитрил: он сделал межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, которая успешно была запущена 21 августа 1957 года. Но между делом конструктор заложил в неё и возможность вывода грузов на орбиту - до сих пор все пилотируемые полёты в России выполняются на ракетах этого семейства. Каким-то образом он смог убедить Хрущёва запустить на этой ракете первый искусственный спутник Земли. Хрущёв верил в оружие, в "кузькину мать", а космос всерьёз не воспринимал - но согласие дал. И только когда 4 октября 1957 года газеты всего мира вышли в огромными заголовками, содержащими слово "sputnik", наши партийные бонзы спохватились: а ведь космонавтика - это мощное идеологическое оружие! И тогда власть бросилась из одной крайности в другую, создав новую концепцию, такую же примитивную и недальновидную, как предыдущая, но оказавшую огромное влияние на развитие космонавтики: Каждый полёт в космос важен, ибо имеет идеологический смысл, показывая степень развития страны .

Пилотируемые полёты были в идеологическом плане более важны: когда зритель видит красивую картинку с человеком в космосе, он думает: "А ведь когда-нибудь и я смогу туда полететь!" Поэтому пилотируемая космонавтика начала бурно развиваться: полетела на орбиту несчастная Лайка, затем Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка... Наконец, 12 апреля 1961 года свой первый космический полёт совершил советский человек - Юрий Гагарин. Человечество сделало свой первый шаг к космической цивилизации. США получили мощный щелчок по носу, на который нужно было дать асимметричный ответ. И тогда Кеннеди объявил: к концу десятилетия американцы полетят на Луну.

Королёв не собирался участвовать в "лунной гонке", у него была своя цель - Марс. Если американцы сосредоточились на Луне как главной цели, то русские продолжали строить масштабные долгосрочные планы освоения космоса по всем направлениям. Королёв принимает решение создать для облёта Луны сверхтяжёлую ракету-носитель "Н-1", в которой ни много ни мало - 5 ступеней! Такая громоздкая конструкция выбрана намеренно - следующей целью после Луны должен стать Марс. В США его соперник фон Браун разрабатывает корабль "Аполлон" и сверхтяжёлую ракету-носитель "Сатурн". А ведь у фон Брауна тоже был свой марсианский проект , разработанный ещё в 1950 году...

3 декабря 1963 года вышло секретное постановление ЦК КПСС об облете Луны и началась роковая для нас "лунная гонка". В отличие от "флаговтыкательской" американской программы, у СССР была подлинная программа колонизации Луны, с постройкой базы и дальнейшей разработкой недр. Но при этом американцы на свою скромную программу выделили 25 млрд. долларов, а мы на свою размашистую программу - всего 6 млрд., отставая в гонке на 2 года! Неудивительно, что мы проиграли гонку - 21 июля 1969 года Нейл Армстронг и Дж. Олдрин ступают на поверхность Луны. С этого момента советское руководство стало более прохладно относиться к идее пилотируемой лунной экспедиции. Было решено сосредоточился на её исследовании беспилотными аппаратами, где мы добились впечатляющих успехов, осуществив первую автоматическую доставку грунта на Землю и запустив первый луноход. Так и родилась официальная отмазка советской пропаганды: мы, мол, и не собирались посылать на Луну людей, рискуя их жизнями, а планировали полёты автоматов. А Сергей Павлович Королёв умер в 1965 году и уже некому было отстоять идею межпланетных полётов... В 1974 году советская пилотируемая лунная программа официально закрылась.

Неокосмисты против "автоматчиков"

Между тем, съёмка Марса американским "Маринером-4" в 1965 году и результаты "Венеры-4" в 1967 году принесли Глобальное Космическое Разочарование: оказалось, что условия на Марсе и Венере крайне отличаются от земных: на одном атмосфера слишком разреженная и холодно, на второй - атмосфера слишком плотная и жарко. И там, и там условия крайне враждебны для жизни и для человека. Идилия писателей-фантастов с их "Новым Светом" рушилась на глазах, идеологическое противостояние переместилось в другую плоскость, и в итоге - отказ СССР и США от марсианской программы.

А дальше наступил пятый технологический уклад и бурное развитие вычислительной техники. Современный компьютер, вшитый в мягкую игрушку, сложнее, чем компьютер на борту "Аполлона-1", управляющий полётом к Луне! При этом серьёзные пилотируемые программы в СССР и США были свёрнуты, развивались только орбитальные станции. Неудивительно, что в исследовании других планет автоматы добились неплохих успехов: "Викинги" передали фотографии с поверхности Марса, "Венеры" - с поверхности Венеры, "Мессенжер" кружит вокруг Меркурия, "Кассини" - вокруг Сатурна, "Галилео" облетел Юпитер, "Гюйгенс" сел на спутник Сатурна Титан, "Вояджер" пролетел мимо Урана и Нептуна, а "Новые горизонты" спешат к Плутону... Люди же последние 40 лет прозябают на орбите, строя всё новые орбитальные станции.

В итоге рождается новое отношение к космонавтике: мол, люди не очень-то и нужны, за них всё сделают автоматы. Люди ведь были только на Луне и исследовали её весьма поверхностно - "флаговтык" он и есть "флаговтык". Автоматы же летали ко всем планетам и исследовали их, конечно же, тоже весьма поверхностно - ведь возможности автоматов крайне ограничены, они лишь придатки людей! Но "автоматчиков" это не смущает. Возникла целая россыпь концепций отрицания человека в космосе - различной степени жёсткости:
- "радикальный автоматизм": люди в космосе не нужны, все реальные результаты - заслуга автоматов
- "автоматизм": люди в космосе нужны только там, где без них не обойтись (например, при ремонте). На практике сводится к радикальному автоматизму с формулировкой: "когда-нибудь мы построим автомат, который заменит здесь человека, а пока не будем посылать никого..."
- "умеренный автоматизм": люди в космосе нужны только там, где их участие - дешевле и эффективнее . В условиях экономии на космических программах эквивалентна автоматизму.

Главная ошибка концепции даже умеренного автоматизма - в том, что при определённом уровне сложности решаемых задач на планетах и в космосе люди становятся эффективнее автоматов. Нам до этого уровня сложности ещё очень далеко, но к нему нужно готовиться уже сейчас. Ведь пока что люди освоили только "ближний космос" - орбиту Земли, построив орбитальные станции и сделав второй после Гагарина шаг к космической цивилизации. Освоение "среднего космоса" - Луны - это уже очень сложная задача, не говоря уже о "дальнем космосе" - других планетах. Необходимо осознать эту сложность, подвластную не автоматам, а только человеческому разуму.

И сегодня на основе космизма постепенно зарождается философия неокосмизма . Мы повторяем концепцию космизма, но на более высоком уровне понимания, какие именно шаги нужно сделать человеческой цивилизации, чтобы стать космической цивилизацией. Прежде всего, нам нужно научиться создавать искусственные биоценозы, стать творцами "искусственной биосферы", коль скоро на Марсе и Венере нет своей, естественной. Нужно развить более мощные и дешёвые транспортные средства на ядерной или термоядерной энергии. Но прежде всего - нужно изменить сознание человека, сделать его космическим сознанием.

Сознание людей постепенно меняется... В 2005 году президент Буш, выступив перед народом, провозгласил космическую программу "Constellation", цели которой - "возвращение на Луну" и полёт на Марс. Конечно, программа наивная - планируется осваивать средний и дальний космос на химических ракетах - то есть технологиях 50-летней давности, пригодных лишь для ближнего космоса. Это была новая идеологическая война, на сей раз с Китаем. Китай отказался от идеологической войны, и "Созвездие" постиг закономерный провал. Но при этом была высказана очень важная мысль: одной из целей программы провозглашалось достижение "новых свобод". Так была сформулирована новая концепция пилотируемой космонавтики: полёты в космос дают новые степени свободы человеку и всему человечеству. Космическое человечество - прежде всего, более свободное, человечество творцов, преобразующих Солнечную систему. Какие экономические, социальные, культурные выгоды нам это даст - мы пока даже не можем представить...

Между тем власти в России и в США дали отмашку на разработку новых технологий для освоения Луны и Марса. Может быть, они наконец что-то поняли?

С древнейших времен человечество стремилось расширить сферу своего обитания. Вначале первобытные племена осваивали близлежащие районы, перемещаясь вслед за животными или спасаясь от суровых климатических условий. Цивилизация развивалась, поэтому людям требовались новые пространства для разведения скота и добычи полезных . Постепенно люди заселили все пригодные для обитания области суши.

Освоением поверхности земли люди не ограничились. По прошествии многих веков появилась техническая возможность приступить к исследованию океанских глубин и покорить самые высокие слои атмосферы. Недоступным оставался только космос, с которым люди связывали самые радужные надежды.

Человек издавна заглядывался на полное мерцающих звезд небо, ломая голову над устройством Вселенной и мечтая отправиться на поиски новых . Но только появление ракетной техники позволило преодолеть силу земного притяжения и отправить на околоземную орбиту вначале искусственные спутники, а затем и человеческие экипажи. В истории наступил совершенно новый период, благоприятный для дальнейшего развития цивилизации.

Космос и наука

На первом этапе освоения космического пространства человек стремился лишь расширить свои представления об устройстве мира. Главным достижением новой космической техники стало непосредственное наблюдение физических явлений, которому раньше мешала атмосфера. К примеру, космические аппараты позволили увидеть более спектр излучений – от гамма-лучей до длинных радиоволн. Так было положено начало внеатмосферной астрономии.

Вывод на околоземную орбиту оптических телескопов дал возможность качественно усилить их разрешающую способность. В результате границы непосредственно наблюдаемой Вселенной расширились, а на снимках из космоса ученые сумели рассмотреть объекты, ранее недоступные для изучения.

За последние десятилетия астрономические исследования, ведущиеся с околоземной орбиты, позволили обнаружить у других звезд планетные системы.

Выход в ближайшее космическое пространство дал толчок развитию многих прикладных наук, включая географию, геодезию, картографию, метеорологию. Данные, получаемые с космических аппаратов, позволяют точнее прогнозировать изменения климата и погодных условий в конкретных регионах, предсказывать наступление стихийных бедствий. Космические технологии стали незаменимым средством для организации всей хозяйственной жизни современной цивилизации.

Космос и будущее человечества

Ресурсы Земли огромны, но все же ограничены. В будущем неизбежно настанет момент, когда человечеству придется изыскивать новые источники топлива и сырья для промышленного производства. Поэтому исследование планет, входящих в Солнечную систему, учитывает потенциальную возможность их хозяйственного освоения и заселения.

Получив доступ к ресурсам других космических объектов, человек сможет расширить свои технологические возможности.

Самые большие надежды ученые и футурологи связывают с исследованиями Луны, Венеры и Марса. Конечно, может пройти несколько столетий, прежде чем люди смогут не просто посетить ближайшие к Земле планеты, но и качественно освоить их, подчинив своим интересам. На данном этапе речь может идти пока лишь к Венере и Марсу пилотируемых аппаратов, экипажи которых будут способны на месте оценить пригодность этих планет для обитания и освоения.

Писатели-фантасты шагнули еще дальше в будущее. В произведениях, относящихся к космической тематике, уже несколько десятилетий обсуждаются проекты масштабной астроинженерной деятельности земной цивилизации. Как правило, сбываются именно самые смелые предсказания фантастов. Не исключено, что в отдаленном будущем человечество действительно найдет способы по-своему устроить Вселенную, распространив свое влияние на самые дальние уголки космического пространства.