Эзотерика        30.08.2020   

Жанр прощаемся мы с матерями. Стихотворение "памяти матери" твардовский александр трифонович. Любимая песня матери

Мотивы памяти и вины в позднем творчестве А. Твардовского звучат постоянно. Ho вызывают их на склоне лет отнюдь не исключительно воспоминания о войне. Существенно усиливается теперь и переживание-постижение драматических коллизий собственной молодости, что особенно заметно в цикле «Памяти матери» и поэме «По праву памяти».

Непосредственным поводом для появления первого стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Однако можно сказать и так, что к созданию четырех стихотворений («Прощаемся мы с матерями...», «В краю, куда их вывезли гуртом...», «Как не спеша садовники орудуют...», «Ты откуда эту песню...»), составивших цикл, готовила автора вся его творческая и человеческая судьба. Как мы знаем, Твардовский рано расстался с «малой» родиной, со своей семьей и сделал это во многом принципиально. Ho, отрываясь от корней и отдавая душу новой, социалистической, религии, молодой человек не мог тогда даже предположить, что духовное раскрепощение окажется мнимым, что «самая передовая» идеология закабалит, свяжет его покрепче дедовского Домостроя.

Решительно оставив отчий дом, он нисколько не разрешил внутренних противоречий. В 1929 году, повинуясь еще не партийной дисциплине, раздражаясь исключительно на свою, как ему казалось в ту пору, крестьянскую косность, юный стихотворец записывал в дневнике страшные самозаклинания-самоотречения: «Я должен поехать на родину, в Загорье, чтобы рассчитаться с ним навсегда. Я борюсь с природой, делая это сознательно, как необходимое дело в плане моего самоусовершенствования. Я должен увидеть Загорье, чтобы охладеть к нему, а не то долго мне будут мерещиться и заполнять меня всяческие впечатления детства: березки, желтый песочек, мама и т. д.».

Мама в этом перечне - преграда из самых высоких, труднопреодолимых. В раннем творчестве это едва ли не главный источник и объект чрезвычайно редкой тогда лирики. Достаточно отметить, что в 1927-1928 годах Твардовский опубликовал в смоленских газетах три стихотворения с одинаковым посвящением - «Матери». И как ни старался он чуть позже избавиться от первоначальных воспоминаний, они все настойчивей тревожили его, несмотря на то (или как раз наоборот - потому), что к тому времени сниться стало «больше нечему»: Загорье опустело, никогда не знавшую хотя бы относительного достатка многодетную семью Твардовских раскулачили и вместе с тысячами обездоленных и униженных вывезли в холодный и голодный таежный край.

На протяжении 1930-х годов поэт постоянно испытывал болезненную раздвоенность сознания и пытался от нее избавиться, делая наброски то «Автобиографии», то стихотворного цикла «Семья». Однако, по лермонтовскому выражению, «отделаться стихами» от внутренних столкновений ничего не получалось. Автор «Сельской хроники» заглушал их мажорными картинами коллективизации, загонял глубоко внутрь, но оттуда сдавленный лирический мотив нет-нет и вырывался пронзительной концовкой «Братьев»:

Лет семнадцать тому назад
Мы друг друга любили и знали.
Что ж ты, брат?
Как ты, брат?
Где ж ты, брат?
На каком Беломорском канале?..

новым стихотворением о матери:

И первый шум листвы еще неполной,
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо
Мне всякий раз тебя напоминает -

или каким-нибудь другим нечаянным образом.

Такова предыстория цикла «Памяти матери». Поэтому можно заключить, что изначально заявленный в нем мотив общечеловеческой вины, связанный с почти неизбежным в новых социальных условиях разлучением самых близких людей («Прощаемся мы с матерями // Задолго до крайнего срока - // Еще в нашей юности ранней, // Еще у родного порога...»), умножается и углубляется у Твардовского виной личной, обостряемой памятью о страданиях его родной семьи.

Надо отметить, что в собственную частную жизнь писатель всегда пускал читателей крайне неохотно, представляя ее с неизменной щепетильностью, суровым отбором. И в этом - не только особенность Твардовского как человека, но и проявление его коренных художественных принципов, складывавшихся в том числе под влиянием Бунина-поэта, который, по свидетельству Г. Кузнецовой, говорил, «что никогда не мог писать о любви - по сдержанности и стыдливости натуры и по сознанию несоответствия своего и чужого чувства». То же целомудрие свойственно и автору цикла «Памяти матери». Драматизм материнской судьбы и горечь личной утраты не обнажены в нем прямым эмоциональным словом - напряжение и боль проявляются скорее в деталях, а также - в интонации.

Во всех четырех стихотворениях, а значит и в целом, она тягостная, одновременно и резкая и протяженная, что достигается довольно неожиданными переходами от стихов многосложных к укороченным, от окончаний дактилических к мужским и женским - и наоборот.

Приглушенная исповедальность, которая преобладает в цикле, оборачивается несомненными художественными обретениями и преимуществами. При неиссякаемой жажде цельности Твардовский, имевший репутацию писателя чуть ли не по-детски ясного, был почти всегда «полон сдавленной тревоги». А. Ахматова якобы когда-то сказала: «Твардовский - хороший поэт, но без тайны». Однако тайна - вина перед родными, павшими, своим народом - как раз существовала, именно ею тайно болел, ее носил он в душе всю жизнь. И даже заклиная: «Все есть слова - для каждой сути...», - нечто оставлял в своем творчестве недосказанным.

Подспудным драматизмом, поскольку даны не взаимодополняемо, а конфликтно, обладают в цикле «Памяти матери» и кардинальные для творческого сознания А. Твардовского образы-символы - дома и дороги.

Важны, помимо прочего, и связи между частями - они не буквальны, возникают в области подтекстов, и тем не менее достаточно прочны, многозначны.

В поздней поэзии А. Твардовского специально выделяемые и спонтанно возникающие циклы складываются в более крупное целое - стихотворную книгу под скромным заголовком «Из лирики этих лет». Его центр, его контрапункт - четыре стихотворения «памяти матери». Здесь сходятся все основные социальные и «вечные» мотивы книги.

Подводя в своей лирической книге жизненные итоги, поэт в меньшей мере, нежели бывало раньше (например, в первых главах «За далью - даль»), спорит с самим собой. He склонен он здесь и сводить счеты с кем бы то ни было. Прямые виновники материнской ли, собственной ли драмы не названы - вину в значительной степени автор принимает на себя. И хотя Твардовский избегает покаяния открытого, а его личная судьба по обыкновению таинственно мерцает за строкой, такая всегдашняя сдержанность сообщает поэтическому высказыванию в лучших творениях книги «Из лирики этих лет» дополнительную эстетическую энергию.


Краткие сведения об А. Т. Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни»

Цели : рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта.

Развитие навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления объединяющего начала стихотворений А. Т. Твардовского.

Изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Формы работы:

    групповая

    индивидуальная

На доске эпигра ф:

Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

К. Кулиев

Ход урока

1. Слово учителя.

Здравствуйте ребята, Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы свами на уроке познакомимся с творчеством человека, который внес огромный вклад в развитие нашей литературы. Обратите внимание на экран, прочитайте слова К. Кулиева. Эти строки достаточно глубоко, полно говорят нам о человеке, с творчеством которого мы начинаем наше знакомство сегодня на уроке. Обратите внимание на то, что перед каждым из вас на столах лежат круги, разбитые на сегменты. Обратите внимание на сектор «А. Т. Твардовский». Я попрошу вас закрасить цветными карандашами этот сектор настолько, насколько вы владеете информацией об этой личности. Если вы уже что-то слышали об этом поэте или же что-то о нем читали, а может вы смотрели фильмы, снятые по его произведениям или же читали его стихи, и у вас достаточно много знаний об Александре Трифоновиче Твардовском, то возможно вы закрасите больше половины сегмента. Может быть, что вы просто слышали о нем, но больше ничего не знаете, то вы закрасите только начало сегмента.

Круги развития

Определение целей вместе с учащимися

Учитель: Ребята, что бы вы хотели узнать на данном уроке?

Ответы ребят

Учитель: А какие цели вы преследуете? Как ты узнаешь, что достиг цели?

Ответы ребят

Учитель: Насколько от тебя зависит достижение цели?

Ответы ребят

Учитель: Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

Ответы ребят

Учитель: Ребята , перед вами также на столах лежит шкала развития. Определите теперь, пожалуйста, на этой шкале, где находитесь вы сейчас и где хотели бы находиться к концу урока?

Ребята работают со шкалой развития и отмечают свои знания по этой теме.

шкала развития


Учитель: Нельзя понять и оценить поэзию А. Т. Твардовского, не узнав о том. Какая у него была судьба, какие испытания ему преодолеть на своём жизненном пути. Для того чтобы заполнить эти пробелы, мы свами на уроке выслушаем сообщения ребят, подготовленные о разных сторонах жизни поэта А. Т. Твардовского.

Для начала нам нужно узнать о том, в какой семье он родился, как прошло его детство, отрочество.

Об этом нам расскажет Шкредова Ирина, вы ее внимательно слушаете и записываете на своих рабочих листах опорные слова.

Шкредова Ирина: поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Отец поэта целиком посвятил себя ведению хуторского хозяйства и обеспечению достатка семьи. Однако жизни на хуторе Загорье была нелегкой, семья еле сводила концы с концами. Однако в доме на угловой полочке в красном углу, под образами были тома сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя и особенно любимая всеми книга Некрасова, несколько томов Данилевского, томик стихотворений Фета, книги Кольцова, Никитина, Дрожжина, Тютчева, Жюля Верна.

Заметный след в художественном сознании Твардовского оставила мать – Мария Митрофановна. Ей много пришлось трудиться, чтобы поставить на ноги многодетную семью. Дети боготворили ее. Когда семья Твардовских была выслана на север на плечи матери легла вся тяжесть забот о детях, поскольку отец постоянно где-нибудь зарабатывал нелегким трудом кузнеца, чтобы не дать семейству погибнуть, пропасть в суровом таежном краю.

Первое стихотворение о матери Твардовский напечатал в газете «Юный товарищ» (1927). Образ матери с ее повседневными заботами о детях, бесконечными волнениями и недолгими радостями – отразился в других произведениях Твардовского.

После смерти матери Твардовский опубликовал в 1965 г. цикл стихотворений «Памяти матери». Эти стихи вошли в золотой фонд не только русской, но и мировой литературы.

Учитель: Ребята, вы прослушали сообщение Ирины, может быть, у вас есть вопросы к ней или вам есть, что дополнить по данному блоку?

Спасибо большое Ира за такое хорошее сообщению. Обратите внимание на круги развития и отметьте, что вы узнали о детстве и отрочестве А. Т. Твардовского.

А теперь мы с вами плавно перейдем к исследованию стихотворения «Прощаемся мы с матерями». Прочитайте его , пожалуйста, самостоятельно .

Ответьте мне на вопрос «Почему в стихотворении употреблены местоимения «мы» и «им»?

Ответы детей: Это стихотворение размышление о прощании всех сыновей и всех матерей, и обобщенный лирический рассказ истории жизни матери и сыновей.

- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово разлука? Назовите строки, где звучит это слово.

Ответы учеников: Слово разлука повторяется в стихотворении 3 раза, в строчках 8, 9 и 19

Давайте мы с вами выразительно почитаем 1 и 2 строфы, а затем 3-5.

Сыновья становятся взрослыми самостоятельными людьми, у них появляются свои семьи и заботы. Горькое чувство позднего раскаяния, понимание несправедливости неравноценной любви матерей и сыновей.

А теперь Саша, Леша и Максим выразительно прочитают стихотворение.

Физминутка. Я вижу, что вы немного устали, поэтому давайте мы с вами проведем небольшую физминутку.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь, покружитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

Теперь давайте прослушаем сообщение Синельниковой Ксении об основных темах и идеях в творчестве. Но для начала давайте обратимся к кругам развития и отметим цветными карандашами на них ваше знание этого раздела на данный момент.

Прослушав сообщение Ксении, запишите в виде плана основные вехи и темы лирики поэта.

Синельникова Ксения: Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

В военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны.

Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине.

Учитель: Ребята, вы прослушали сообщение Ксении, составили план, который отразил основные вехи и темы творчества поэта, может быть, у вас есть к ней вопросы?

А теперь давайте вернемся к вашим кругам развития и отметьте теперь ваши знания по данному сектору.

Учитель: В лирике А. Т. Твардовского 1960-х годов преобладает прием прямого высказывания типа дневниковых записей и разговора с самим собой и другими. Во всех жанрах этого периода прослеживается и ряд сквозных тем-мотивов предыдущих периодов творческого пути писателя. Главное теперь – труд памяти и раздумья, стремление к психологическому углублению, переосмыслению.

Эта суровость «спроса», напряженное раздумье о себе и времени, открытость новым вопросам, отказ от поспешных ответов и чувство приближающегося конца жизни выявляются в позднем творчестве Твардовского. А теперь прослушайте стихотворение Твардовского «На дне моей жизни..» в исполнении С. Сазонтьева

- Устно нарисуйте картину, воссозданную в стихотворении.

- Какое время года, созвучное настроению лирического героя, ощущается в стихотворении? Назовите слова, передающие это впечатление.

Ответы ребят: Осень

-Как соотнесено время года, суток и состояние лирического героя?

Ответы ребят: Осень и вечер в стихотворении приобретают метафорическое значение. Это вечер и осень жизни - время подведения итогов.

Найдите в тексте стихотворения слова и сочетания слов, употребляющиеся в разговорной речи.

Ответы ребят: Пенушке, морока, немалая, твой век целиком, да об этом нечего, я думу свою без помехи подслушаю, по случаю я здесь побывал и отметился галочкой.

Почему в стихотворении размышлении так много просторечных слов?

Ответы ребят: Эти слова свидетельствуют о том, что размышления лирического героя не минутны, а будничны. То есть постоянно. Эти размышления стали внутренней потребностей.

Какие строчки вы считаете самыми важными?

Какая мысль заключена в подтексте этих строк?

Ответы ребят: Лирической герой ощущает себя «малой частью» бесконечной жизни, он примиряется с мыслью о конечности своего личного существования.

Что объединяет стихотворения «Прощаемся с матерями…» и «На дне моей жизни…»?

Ответы учеников (В стихах А. Т. Твардовского ощущается стремление лирического героя к осмыслению прожитого).

Ушаков Юрий: Военный путь Твардовского начался в 1939 году, когда в качестве военного корреспондента он участвует в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем – в финской кампании (1939–1940 гг.). В редакции газеты «На страже Родины» – несколько самых лучших поэтов того времени. Финская кампания оказывается очень тяжелой, и чтобы подбодрить бойцов, у военных корреспондентов появляется замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата-богатыря. Сейчас такие рисунки мы называем американским словом «комиксы». В России же эту традицию еще в годы революции начали агитки Демьяна Бедного и Владимира Маяковского. Так появилось замечательное произведение «Василий Теркин».

После того, как началась Отечественная война Твардовский в качестве корреспондента он прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты «Красная Армия», и стал писать очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки – все, что требовалось для газеты. В особую толстую тетрадь Твардовский наклеивал и подкалывал свою ежедневную «продукцию». Позже он признавался, как много сделал он своей газетной работой для будущего «Теркина».

В газетах продолжали выпускать фельетоны с героями типа финского Васи Теркина (в «Красной Армии» был отдел под названием «Прямой наводкой»), но они уже не имели того успеха, что в финской войне. Во-первых, это было не в новинку, во-вторых, война не была позиционной, и вся атмосфера на фронте определялась не просто трудностями солдатской жизни, но и «всей огромностью грозных и печальных событий войны: отступление, оставление многими воинами родных и близких в тылу врага, присущая всем суровая и сосредоточенная дума о судьбах родины, переживавшей величайшие испытания».

IV. Итог урока

Учитель: Лирика А. Т. Твардовского, охватывающая последнее десятилетие его жизни, - это разговор с собой и временем. Отсюда свободная разговорно-дневниковая интонация, передающая процесс естественного движения мысли-чувства. И в этой подвижности лирического высказывания особая, щемящее-грустная, хотя и просветленная мудрым раздумьем, преодолением личной боли, но подчас трагически напряженная личная тема – тема предчувствия близости конца жизни и стремление встретить его с подобающим мужеством и достоинством. В стихах этого периода звучит пафос последнего пересмотра своего пути, со всей строгостью к самому себе, со всей ответственностью народного поэта. Трагизм неизбежного конца всякой жизни просветляется именно сознанием ненапрасности пройденного пути, каковы бы ни были ошибки и заблуждения.

Рефлексия. Ребята, наш урок подошел к концу обратите внимание на шкалу развития. Вы достигли тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? Отметьте свою работу на шкале.

Домашнее задание.

1. Прочитать главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

2. Индивидуальное задание для тех, кто хочет получить дополнительную «5»

Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:

а). Что бы вы изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?

б). Какие произведения включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?

в). Напишите вступительное слово к этому сборнику.

Работа может быть выполнена в группе, в результате может получиться миниатюрная книга стихов. Тогда в ходе защиты проекта на следующем уроке слово предоставляется художнику, составителю сборника, редактору.

Александр Трифонович Твардовский

***

Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога,

Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.

Разлука ещё безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.

А там — за невестками — внуки…
И вдруг назовёт телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.

***

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдёт про всё про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца —
Что видит глаз — глухие, нелюдимые.
А на погосте том — ни деревца,
Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под берёзами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таёжное…

Теперь над ней берёзы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не всё ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берёз кудрявых — их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.

***

Как не спеша садовники орудуют
Над ямой, заготовленной для дерева:
На корни грунт не сваливают грудою,
По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук,
Крошат его для яблони.
И обойдут приствольный круг
Вслед за лопатой граблями…

Но как могильщики — рывком —
Давай, давай без передышки, —
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.

Они минутой дорожат,
У них иной, пожарный навык:
Как будто откопать спешат,
А не закапывают навек.

Спешат, — меж двух затяжек срок, —
Песок, гнилушки, битый камень
Кой-как содвинуть в бугорок,
Чтоб завалить его венками…

Но ту сноровку не порочь, —
Оправдан этот спех рабочий:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только всё — ещё короче.

***

— Ты откуда эту песню,
Мать, на старость запасла?
— Не откуда — всё оттуда,
Где у матери росла.

Всё из той своей родимой
Приднепровской стороны,
Из далёкой-предалёкой
Деревенской старины.

Там считалось, что прощалась
Навек с матерью родной,
Если замуж выходила
Девка на берег другой.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,

Сторону — домой…

Давней молодости слёзы,
Не до тех девичьих слёз,
Как иные перевозы
В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края
Вдаль спровадила пора.
Там текла река другая —
Шире нашего Днепра.

В том краю леса темнее,
Зимы дольше и лютей,
Даже снег визжал больнее
Под полозьями саней.

Но была, пускай не пета,
Песня в памяти жива.
Были эти на край света
Завезённые слова.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой…

Отжитое — пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалёку
И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону
Сторону — домой…

Мария Митрофановна Твардовская

Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме по вечерам постоянно устраивались чтения произведений русских классиков.

Отец поэта Трифон Гордеевич

Мать поэта также принимала в них участие, однако своих детей она учила любить не столько литературу, сколько народное творчество, хорошо знакомое ей с детства.

Мать поэта Мария Митрофановна

После ее смерти Александр Твардовский написал стихотворение «Памяти матери», в котором попытался переосмыслить свои взаимоотношения с самым близким и дорогим человеком, поняв, что очень часто был к ней несправедлив. Это произведение состоит из четырех различных частей, каждая из которых рассказывает об определенном периоде жизни поэта . В первой из них Твардовский вспоминает, как впервые покинул отчий дом, чтобы, как принято тогда было говорить, «выбиться в люди». Он настолько стремился к свободе, что даже не замечал, насколько опечалена и огорчена его мать предстоящей разлукой. Тогда он еще не осознавал, что мать прощается с ним навсегда, мысленно отпуская его и благословляя. Ведь в суете и суматохе взрослой жизни сыну будет уже не до нее. И лишь скупые телеграммы да письма с фотографиями той, которая впоследствии станет его спутницей жизни, будут для нее утешением. «От щедрой души позволяем заочно любить их невесток», — с горечью написал Твардовский, отметив, что только сообщение о смерти матери заставляет многих людей изменить к ней свое отношение.

Во второй части стихотворения поэт рассказал о сибирской ссылке своих родителей, которые были раскулачены и более 10 лет прожили на чужбине. Автор вспоминает, что не это беспокоило его маму, а тот факт, что ей, возможно, придется найти свой последний приют в этом неприветливом и суровом крае, где нет кудрявых берез, а «могилки сразу за бараком». Но эта участь миновала родителей поэта, они смогли вернуться домой, в разоренную и сожженную усадьбу.

С отцом Трифоном Гордеевичем на родном хуторе Загорье под Смоленском, 1943 год. Это всё что осталось от родного хутора

И были похоронены на Смоленщине, хотя их смерть стала для Твардовского настоящим потрясением. В третьей части стихотворения он описывает похороны матери, отмечая, что в тот момент он мечтал о том, чтобы поскорее все закончилось.

В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Но даже после смерти матери автору нелегко смириться с этой мыслью, и он сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, которая подарила ему жизнь.

В 1965 году А. Т. Твардовским был написан цикл замечательных стихотворений. Этот цикл имеет название «Памяти матери». Причиной появления таких стихов послужило трагическое событие в жизни поэта. У него умерла мать, которую он очень любил и восхищался ею всю свою жизнь. Всего в цикле содержится четыре стихотворения, объединенные одной общей темой. В основе лежит история жизни его матери. Первые три стихотворения достаточно небольшие по своем размеру, последнее можно считать сравнительно длинным. Рассмотрим анализ стихотворения «Памяти матери».

Хотя в данном случае рассматривать придется не одно стихотворение, а целых четыре. Тема этого цикла становится родной для многих. Она посвящена разлуке с матерями. Волей неволей нам приходится расставаться со своими родителями. Причиной этому трагическому событию может быть не только смерть наших родственников. Порой мы сами осознано уезжаем в далекие края. И общаемся с нашими матерями только посредством переписки или по телефону. Самое первое стихотворение задает тон всему циклу. Оно посвящено именно этому самому удаленному общению со своими родителями. Они не знают, что происходит с их детьми и должны довольствоваться только тем, что им напишут.

Довольно печальная тема, которая проходит через все стихотворения. Анализ стихотворения «Памяти матери» дает нам понять, как не должны поступать любящие дети. Эти стихотворения заставляют читателя прислушаться и даже переосмыслить всю свою жизнь. Рассмотрим второе стихотворение из цикла. Основой ему послужили реальные события, которые произошли в семье поэта. Но так или иначе основной темой также является тема разлуки. Тут также описывается человеческая трагедия, в которой человеку пришлось уехать в чужие, неуютные края и навсегда расстаться с любимыми родными местами. Тема разлуки звучит и в третьем стихотворении.

Герою также приходится прощаться. Причем ему настолько неприятен этот факт, что он сам хочет ускорить этот процесс. Чтобы уменьшить свои страдания. Многим это желание может даже показаться постыдным. В последнем стихотворении отражена тема замужества. Дочь выходит замуж, переезжает жить к мужу и также вынуждена проститься со своей матерью. Цикл стихотворений получился достаточно печальным, но и очень интересным. Он заставляет задуматься все человечество над вечной проблемой, вечной жизненной ценностью - любви к самому родному и близкому человеку.

.

«Памяти матери» - лирический цикл А. Т. Твардовского

Лирика Александра Трифоновича Твардовского трогает душу своей задушевностью, пронзительной грустью и болью.

Стихи, посвященные матери, написаны уже зрелым человеком и признанным мастером. В юности трудно предугадать потери и невзгоды, только прожитое время, приобретенная мудрость и неотвратимость потерь заставляют осознать кровную связь с родным существом - матерью с ее самоотверженностью и особой безграничной любовью.

Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока - Еще в нашей юности ранней, Еще у родного порога…

Разлука еще безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней Спешим известить их по почте.

Со страниц этого цикла веет подлинной Россией, той малой Родиной, которая взрастила поэта, о которой он никогда не забывал, подчеркивая свое неразрывное родство со Смоленщиной. Мать и Родина - это два самых дорогих образа в поэзии Александра Трифоновича. Для него Родина-мать - не просто красивая метафора - это та основа, на которой держится жизнь. Поэт понял ее хрупкость в далекой юности, когда семью сослали в Сибирь, осудив за мнимое кулачество. Эта боль осталась в Твардовском на всю жизнь, никогда не забываемый упрек, не высказанный ему матерью, и оттого еще больнее и безысходнее чувствовал свою беспомощность за них.

В краю, куда их вывезли гуртом, Где ни села вблизи, не то что города. На севере, тайгою запертом, Всего там было - холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,

Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,

Как не хотелось там ей помирать,-

Уж очень было кладбище немилое.

Все стихи, посвященные матери Александра Трифоновича, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой…

Отжитое - пережито,

с кого какой же спрос? Да уже неподалеку И последний перевоз.

Этот цикл напоен истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он.

И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук валька на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо - Мне всякий раз тебя напоминают…