Литература         20.07.2020   

Знаменитые псковичи. Познай свой край родной. Что привезти из Псковской области


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

«Псковщина... Единственное место на свете, где я всем своим существом ощущаю дыхание Русской Вечности, а себя - её частицей.

Это край, где История страны оставила свой самый трагедийный и самый волшебный след. Это город и земля, над которыми, пробиваясь сквозь нынешнюю мглу, уже восходит солнце грядущего нашей России...»

(Станислав Золотцев)

Хочется продолжить мысль этого замечательного человека и талантливого поэта: Псковщина - одна из древнейших сокровищниц культурного наследия нашей страны, хранительница православной мудрости и источник вдохновения для талантов и гениев. На протяжении многих лет псковичи посвящали свое творчество родному краю, псковским городам и весям. Сегодня культура Псковского региона продолжает развиваться, возрождая из пепла незаслуженно забытые и даруя нам новые яркие, интересные имена.

Проект Псковской областной универсальной научной библиотеки «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области» - яркое тому подтверждение. Это уникальный информационный ресурс, всецело отражающий многогранность культуры нашего края.

Здесь каждый пользователь найдет информацию по душе: любители живописи смогут познакомиться с талантливыми художниками, меломаны — открыть для себя новые имена в музыкальном мире, а ценители художественного слова и поэзии — насладиться прекрасными строчками поэзии и прозы, принадлежащими псковским авторам.

В последнее время сайт пополнился новыми именами. Мы приглашаем вас познакомиться с ними и надеемся, что эти публикации помогут Вам взглянуть на Псковский край по-новому, открыть доселе неизвестные грани в его культурно-исторической жизни!

Далее мы хотим представить плеяду талантливых художников XX века, которых объединил «небольшой пятачок русской земли» - Холомки и Бельское Устье в Порховском районе Псковской губернии. Здесь, в живописной долине реки Шелонь в 1920-21 гг. расположилась колония петроградского Дома искусств, куда, спасаясь от голода, приехали петроградские писатели, поэты и художники. Приехали и посвятили себя творчеству. Мстислав Валерианович Добужинский, Владимир Алексеевич Милашевский, Николай Эрнестович Радлов — эти художники нашли здесь вдохновение, о чем впоследствии не раз вспоминали.

Порховские Холомки стали значительным источником разнообразного творчества и для художника Мстислава Валериановича Добужинского. Появились работы, которые принесли художнику известность: «Зимний пейзаж в Холомках », «Холомки осенью », «Чайная », «Домик », «Ряды » и многое другое, в том числе портреты и зарисовки, на которых можно увидеть известных обитателей Холомков. Например, знаменитая картина, «В иконописной мастерской. Холомки », где изображены график В.А. Милашевский, С.А. Гагарина, дочь княгини М.Д. Гагариной и художник Б.П. Попов.

Яркое, в чем-то даже незабываемое лето провел в Холомках и знаменитый мастер карикатуры, дружеского шаржа и книжной графики Николай Эрнестович Радлов. К сожалению, он не оставил воспоминаний, освещающих этот короткий период его жизни в Порховском уезде Псковской губернии. Однако пребывание художника в Холомках и Бельском устье принесло свои творческие плоды. В очерке «Холомки » Николай Корнеевич Чуковский вспоминал: «Н.Э. Радлов решил преобразить внутренность новосильцевского дома и принялся расписывать его голые стены огромными фресками. Мы с жадным вниманием следили за его работой, быстро продвигавшейся вперед — каждый день появлялась новая фреска. На этих уморительно смешных фресках изображены были мы сами — и Нельдихен в крылатке, и изысканный Лозинский, и Добужинский, и мой отец, и стремительный Лева Лунц, и Гагарин, и Замятин, и маленький Ходасевич с челкой на лбу, в пенсне, с брезгливой улыбкой на крохотном личике».

Несомненно, Порхову повезло: такое известное имя и такая интересная история... Кто знает, быть может, именно заповедный Порховский край и оставил в сердце художника след необычайной красоты и вдохновения, которые были с ним на протяжении всей оставшейся жизни... А какая она была, жизнь этого удивительного человека? Чем была наполнена? Читайте также на сайте «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области ».

Следующей страницей нашего обзора станут имена художников, объединенных гением А. С. Пушкина: Валентин Михайлович Васильев, художник-график, член Союза художников СССР, организатор и первый директор Псковской детской художественной школы и Игорь Дмитриевич Шаймарданов, театральный художник, член Союза художников России и Союза театральных деятелей России, главный художник Пушкинских праздников поэзии, художник-постановщик Всероссийской Масленицы в Пскове. Два разных таланта, выражающих свое видение Пушкинского Слова и заповедных Пушкинских гор.

Десятки произведений и целые серии полотен, посвященные А. С. Пушкину, мы находим и в творческой копилке Игоря Дмитриевича Шаймарданова. В Пскове вряд ли найдется человек, которому незнакомо это имя. Удивительный художник. Его «пушкиниана» полна добродушия и света, а сюжеты и персонажи сочетают в себе два начала — философское и, скажем так, комическое, некую притчу, анекдот, юмор, и этим, несомненно, покоряют и профессионалов-эстетов, и простых зрителей. «Ситцевый Пушкин », «Михайловские царапки », «Пушкинский календарь », «Мультпушкин », «Пушкин - друг зайцев » - названия этих серий картин говорят сами за себя: здесь Пушкин необычный, живой, настоящий и в чем-то непредсказуемый Пушкин... Почему же художник обращается к Гению Пушкина? Да еще и представляет его столь необычно? Попробуем разобраться, окунувшись в творческую композицию «Пушкиниана Игоря Шаймарданова» >>>

Продолжение следует...

Антонина Голубева,

специалист пресс-службы

ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека »

На официальном сайте Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» опубликована программа Всероссийской акции «Ночь музеев».
51 пассажир впервые прибыл из Сочи в Псков на самолете авиакомпании «Азимут» 4 мая, сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе администрации Псковской области.
04.05.2019 InformPskov.Ru Роспотребнадзор призвал не приобретать овощи и фрукты в местах несанкционированной торговли.
04.05.2019 InformPskov.Ru

За некоторое время до начала игры классным руководителям и активу классного коллектива сообщаются правила игры, названия станций и примерная тематика материала, с которым учащиеся должны познакомиться (самостоятельно, на классных часах).

В игре 8 станций. На каждой станции присутствуют представители актива комнаты истории школы и учителя. Каждый класс получает маршрутный лист на линейке, посвященной началу игры. На каждой станции детям предлагаются разные задания и вопросы. За ответы на вопросы и выполнение заданий каждый классный коллектив получает баллы (максимальное количество 10). После игры проводится итоговая линейка, где объявляются результаты игры и награждаются победители.

Материал, предлагаемый классным коллективам на станциях, прилагается.

СТАНЦИИ:
1. Знаменитые люди Псковщины.
2. География Псковщины.
3. Искусство на Псковщине.
4. Что я знаю о Печорах?
5. История. Легенды и предания нашего края.
6. Достопримечательности нашего края.
7. История моей школы.
8. Итоговая станция. (На этой станции дети рассказывают о подготовке к игре).

1. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ПСКОВЩИНЫ

В Псковском крае сохранились памятные места, музеи, заповедники, которые рассказывают о жизни известных людей. Некоторые родились в наших краях, некоторые просто здесь бывали – работали, отдыхали, творили свои знаменитые произведения.

Назовите фамилии известных вам людей Псковщины.
(учитель открывает доску и предлагает игру: соединить стрелкой фамилию и место, с которым связан этот известный деятель. Устно беседует с детьми – что знают о каждом. Текст в материалах к публикации.)

2. ГЕОГРАФИЯ ПСКОВЩИНЫ

Карта Псковской области. Вопросы.

1. Учащиеся отвечают на заданные вопросы (на доске 0. Учитель ставит + за правильный ответ напротив записанного вопроса).

2. Показать на карте места нашей области по просьбе учителя.

Вопросы:
1. Назовите столицу Псковской области.
2. Самые крупные города области.
3. Самый крупный железнодорожный центр.
4. Чему равна площадь Псковской области?
5. Назовите все известные вам районные центры Псковской области.(не менее 8)
6. Какие крупные водоемы Псковской области знаете?

Ответы:
1. г. Псков
2. г. Псков, г. Великие Луки
3. г. Дно
4. 55300 км2
5. Псковский, Печорский, Островский, Плюсский, Невельский, Опочецкий, Усвятский, Себежский, Порховский, Бежаницкий, Дновский, Гдовский, Дедовический, Куньинский, Великолукский, Новосокольнический, Пыталовский.
6. Великая, Пскова, Ловать, Шелонь, оз. Псково-Чудское

Задания по карте:
1. Покажите на карте столицу нашей области.
2. Покажите наш город.
3. Покажите крупные города нашей области, крупный ж/д центр.
4. покажите самое большое озеро Псковской обл.

3. ИСКУССТВО НА ПСКОВЩИНЕ

I. Учитель задает вопросы:

Кого из известных вам людей искусства Псковщины можете назвать?(Мусоргский М.П., Римский-Корсаков Н.А., А.С.Пушкин и т.д.)

Когда и где проводится Пушкинский праздник? (Пушкинские горы, первое воскресенье июня)

Каких художников и поэтов Печорского края можете назвать? (Егоров, Стягликов, Весский и т.д.)

Какие произведения Мусоргского занете? (опера "Борис Годунов", пьеса "Жук", "Песнь старца", "Хованщина", цикл песен по теме "Детская")

Какие произведения Римского-Корсакова знаете? (оперы "Снегурочка", "Ночь перед Рождеством", "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок", "Псковитянка"; симфонические произведения "Сказка", "Испанское каприччио", "Шахеразаза", "Воскресная ювертюра")

Какие произведения Пушкин написал в Михайловском? (более 100: поэма "Цыганы", отрывки из романа "Евгений Онегин", "Граф Нулин", десятки стихов)

II. Прочитайте наизусть стихотворение Пушкина или местного печорского поэта.

"Подруга дней моих суровых…"
"Уж небо осенью дышало…"
"Встает заря во мгле холодной…"
"Вот север тучи нагоняя…"

III. Прослушайте отрывок из музыкального произведения, отгадайте автора и название.

4. ЧТО Я ЗНАЮ О ПЕЧОРАХ?

I. Вопросы:
- Назовите главные достопримечательности города.(Псково-Печерский монастырь, краеведческий музей, обелиск в честь воинов, освобождавших город от немецко-фашистских захватчиков, памятник "Скорбящей матери" на братских захоронениях)

Что знаете о Псково-Печерском монастыре?
Почему монастырь назван Печерский? (от слова "пещера")
В каком году возник монастырь? (1473 г.)
Какие храмы знаете? (Успенский, Никольский, Михайловский, Большая Звонница, Покровская, Благовещенская)
В каком году и кем были возведены каменные стены монастыря? (1565 г., Прм. Корнилий)
Какие известные люди были в Печорском монастыре?
(Иван Грозный, Петр I, Борис Годунов, Борис Ельцин, В.В.Путин)
Как называются башни Печерского монастыря? (9: Петровская, Круглая, Тайловская, башня Верхних решеток, Тарарыгина, Изборская, Благовещенская, Никольская, башня Нижних решеток)

Что нового построено в нашем городе за последние годы? (Таможенные пропускные пункты "Шумилкино", "Куничина Гора", Сбербанк, больница (пристройка), школа № 3, здание милиции, несколько магазинов)

Какие улицы нашего города знаете?

II. Определите, что изображено на фотографиях? (на доске фотографии достопримечательных мест и видов города Печоры). Игра "Узнай свой город"

5. ИСТОРИЯ. ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ НАШЕГО КРАЯ

I. Псковская земля – край богатой и славной истории.
Когда образована Псковская область? (23 авг.1944 г.)
Какие награды она имеет? (1967 г.- орден Ленина за успехи в работе партизанского движения в годы Великой Отечественной войны)
Как выглядит герб нашего города? (выбрать нужное изображение из предложенных)
Назовите важные исторические события.

II. Восстановите события истории в правильной последовательности.(уч-ся к событиям, написанным на закрытой доске подставляют карточку с датой, когда событие происходило)

Разгром немецких рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера?

Осада войсками короля Стефана Батория.
- Разгром шведского короля Густава Адольфа.
- Рождение Красной Армии. Гражданская война.
- Великая Отечественная война.

III. Назовите известные вам легенды и предания Псковщины. (учащиеся выбирают один из предложенных листочков, на котором указано название легенды и рассказывают ее).

"Основание Пскова"
"Вороний камень"
"Преподобный Корнилий и Грозный-царь"
"Купец Поганкин"
Легенды Гремячей башни: "Тень князя", "Заколдованная княжна"

7. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВСКОГО КРАЯ

На доске карточки 1, 2, … У детей – названия достопримечательностей. Учитель зачитывает отрывок о достопримечательности, дети определяют о чем идет речь, отгадывают название.

1. Одно из древнейших поселений Псковской земли. Здесь на Здесь, на Жервьей горе, над широким Городищенским озером стоит крепость IIV века, построенная псковичами для защиты своих западных рубежей. (ИЗБОРСКОЕ ДРЕВНЕ-СЛАВЯНСКОЕ ГОРОДИЩЕ)

2. Эти места известны с 15 века. В крутом склоне ручья Коломенец в пещерах возникли первые церкви, в последствии это место превратилось в могучую крепость, которая не была побеждена.(ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ)

3. Гладь озера, зелень деревьев, пение птиц, журчанье ручья – все здесь вызывает особое настроение покоя и умиротворения. В окрестностях этих мест был когда-то монастырь, который разрушили отряды Стефана Батория. Теперь район населяют народности сету. Из земли этой долины бьют "Священные ключи" (МАЛЬСКАЯ ДОЛИНА)

4. Соборя этого монастыря знамениты своей архитектурой и монументальной живописью. Фрески монастыря отличаются суровым колоритом, преобладанием синего фона и неярких цветов. (МИРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ)

5. Заповедное место, которое когда-то досталось в наследство известному русскому поэту. Теперь многие туристы приезжают посмотреть на усадьбу поэта4 рощи, где он гулял, господский дом-музей, домик няни. (ПУШКИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК)

6. Это место Пушкин в 1831 году задумал купить, но его планы так и не осуществились. Небольшая часовенка на холме и гранитная плита, представляющая собой ложе для креста, которому более 450 лет были одним из самых любимых мест Пушкина в Михайловском. (САВКИНА ГОРКА)

7. У стен этого монастыря находится священное торжественное место. На трех гранитных четырехугольных плитах – белый мраморный обелиск с нишей, в которой стоит мраморная урна, покрытая покрывалом. Над нишей – скрещенные факелы, выше которых – лавровый венок. (СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ, МОГИЛА А. С. ПУШКИНА)

8. Место, известное всему миру. В 1242 г. Александр Невский разгромил там немецких рыцарей-крестоносцев.(ПСКОВО-ЧУДСКОЕ ОЗЕРО, ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ)

9. Этот музей-заповедник расположен недалеко от ст. Плюсса. Из Новгородской губернии каждое лето приезжал погостить известный русский композитор. А впоследствии, эти места ему настолько понравились, что он переехал на Псковскую землю и поселился здесь всей семьей. Немало известный всему миру опер и симфонических произведений вышло из-под пера великого композитора в этих краях.(ЛЮБЕНСК. ПЛЮССА. МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК РИМСКОГО-КОРСАКОВА)

10. В этой местности родился и вырос великий русский композитор, который написал немало известных пьес. Сейчас в его доме создан музей. Ежегодно в этих краях проводится праздник русской песни. (НАУМОВО. КУНЬЯ. ДОМ-МУЗЕЙ МУСОРГСКОГО)

11. Село стоит на живописном берегу озера, в километре от шоссе дороги Великие Луки –Невель. Это место – родина выдающейся русской женщины – первой в мире женщины доктора философских наук и видного математика. Она была первой женщиной – академиком. Ныне в ее доме создан музей. (ПОЛИБИНО. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ. СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ)

12. Один из самых широкоизвестных памятников гражданской архитектуры Пскова. Построивший это здание человек был не только очень богат, но расчетлив и тщеславен. Это единственное из богатых жилых зданий 17 в., где найдены следы производственных мастерских. (ПАГАНКИНЫ ПАЛАТЫ, ПСКОВ)

13. На пьедестале возвышается гранитная фигура Героя СССР – руководителя островской подпольной организации. Именем ее в г. Острове названы площадь и школа № 5, где работала и училась до войны островская героиня. (ОСТРОВ. ПАМЯТНИК КЛАВЕ НАЗАРОВОЙ)

14. На гранитном постаменте высится скульптурный памятник, который открыт в 1954 г. Бронзовая статуя высоты более 4 м. На постаменте надпись, что в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками за д. Чернушки пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения. Указом Президиума Верховного Совета гвардии рядовому посмертно присвоено звание Героя Советского союза. В городе есть музей его имени. (ВЕЛИКИЕ ЛУКИ. А. МАТРОСОВ)

15. На 15 км шоссе Порхов – Остров находится деревня, вернее, то место, где она когда-то стояла. На месте деревни стоит гранитный монумент "На пепелище". Он изображает старую русскую женщину, сидящую в глубокой скорби, подперев голову рукой. Монумент стоит на насыпном холме. С его вершины женщина неотрывно смотрит на поле, летом зарастающее ромашкой, а зимой открытое всем ветрам и метелям. (ДЕРЕВНЯ ЧЕРЕМУШКИ. ПОРХОВСКИЙ РАЙОН. "СКОРБЯЩАЯ ПСКОВИТЯНКА")

16. памятник установлен в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков на скрещении главных городских магистралей – символ неудержимого воинского стремления вперед, к победе. (ПСКОВ, ТАНК)

8. ИСТОРИЯ МОЕЙ ШКОЛЫ

I. Вопросы:

Когда была открыта наша школа7 Где она находилась? (22 ноября 1944 года, ул. Кирочная (Гагарина),12; ул. Псковская (эстонская школа); ул. Прудовая)

Кто был первым директором? (Питкина Софья Наумовна)

Кто из ныне работающих учителей школы имеет звание Заслуженного учителя РФ"? (Тумановская О.М., Баранова Н.Н., Кустова Т.С.)

Кто из выпускников школы были участниками военных действий в "горячих точках"?(Кузнецов Владимир, Иванов Александр, Морозов Игорь, Костомаров Александр, Трезвов Николай, Яконен Андрей и др.)

Фестивали каких союзных республик проводились в течение многих лет? Назовите города. (РФ, Латвия, Литва, Эстония)

II. Посмотрите фотографии. Какие события школьной жизни на них изображены?

III. Исторические даты и события школьной жизни.

1989 г. - открытие комнаты Боевой и трудовой Славы в школе.
1962 г. – построено современное здание школы.
1946 г. – состоялся первый выпуск учеников.

9. ИТОГОВАЯ

1. Расскажите о том, как готовились к этой игре. (на каких экскурсиях побывали, с какими интересными людьми встречались)

2. Члены команды предоставляют альбомы (альбомные листы), оформленные заранее – на них отражена подготовка команды к игре.

Представитель на этой станции подсчитывает все набранные баллы участников во время игры.


© Все права защищены