БухУчет        11.06.2020   

Что такое эбс вуза. Электронно-библиотечные системы. Зарубежные базы данных

С появлением более жестких требований к электронным библиотечным ресурсам в ВУЗах, а именно требовании обеcпечить доступ к электронно-библиотечной системе, возник ряд технологических и организационных вопросов, как же этим требованиям можно соответствовать. В прошлый раз на основе доклада с конференции "Менеджмент ВУЗовских библиотек" мы затронули тему внешних электронно-библиотечных систем. Сегодня хотелось бы остановиться уже на создании собственной электронно-библиотечной системы в ВУЗе. Заметим, что это будет внутренняя ЭБС, основанная как правило на электронной библиотеке ВУЗа, на уже накопленных электронных изданиях, но в то же время принадлежащая библиотеке и как внешняя ЭБС соответствующая всем требованиям ФГОС ВПО. Кроме того, данную проблему я собираюсь осветить на ближайшей конференции в Екатеринбурге «Университетская библиотека: отвечая на вызовы времени» . Поэтому данный пост носит некий обобщающий характер, предоставляя общую информацию и основные особенности. В свою очередь от читателей хотелось бы услышать как можно больше вопросов, касающихся данной тематики. Так проработка вопроса будет более глубокой, и у нас получится совместить онлайн с оффлайном, вынося коммуникацию в оба формата общения.

Вся работа по созданию собственной электронно-библиотечной системы сводится к трем взаимодополняемым направлениям: организационное , контентное и технологическое .

Организационная часть включает в себя прежде всего обеспечение регистрационных требований. Сюда относят регистрацию электронного средства массовой информации и регистрацию базы данных материалов . С первым проблем возникает минимум. Регистрация осуществляется в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Готовится пакет документов. Вместе с заявлением набирается порядка 5 документов, которые направляются в РосКомНадзор. В данном случае в качестве СМИ регистрируется сайт. Основные трудности могут возникнуть только при заполнении заявления. Регистрацию БД осуществляет федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Также требуется собрать около 4 различных документов. Однако здесь возникает интересный нюанс, на который уже успел обратить внимание один из читателей нашего сообщества. Подробнее о нем в комментариях к посту. Очевидно, что база данных создается на основе трудов преподавателей: книг, методических пособий и прочей учебно-методической литературы. Это уже контентная сторона вопроса, мы ее коснемся отдельно. Также в регистрационных требованиях нельзя забывать про программное обеспечение , обеспечивающее работу ЭБС. Фактически это софт электронной библиотеки. Если это собственная разработка университета, то такая программа должна быть аналогичным образом как и БД зарегистрирована (в РосПатенте регистрация БД и программ для ЭВМ рассматриваются совместно). Причем стоит обратить внимание, что любые open source программы зарегистрировать нельзя. А сейчас многие электронные библиотеки ВУЗов зачастую используют как раз бесплатное ПО, как например DSpace. Если используется проприетарное ПО, то должна быть соответствующая лицензия на его использование.

Контентная часть - самая важная составляющая, ведь электронно-библиотечной системой мы собираемся поддерживать образовательный процесс, а учебные материалы являются основным его звеном. К сожалению, формальные требования добрались и сюда. В собственной ЭБС в качестве контента в первую очередь выступают труды преподавателей университета. Причем по требованиям они должны охватывать все основные изучаемые дисциплины. Это немаловажный момент, про который не стоит забывать. Любопытно, что в требованиях конкретное количество изданий по каждой дисциплине не указано, главное чтобы хоть что-то было. Однако есть ограничения на "свежесть" литературы - 5 или 10 лет в зависимости от ее профиля. Еще одним важным моментом является правильное оформление прав на учебную литературу. Не во всех ВУЗах этот процесс поставлен. Здесь надо обратить внимание либо на заключение договоров с авторами, либо на выстраивание правильных политик, касающихся служебного произведения. Также в электронно-библиотечной системе можно использовать внешний контент. Однако здесь надо быть внимательным при его покупке. Одно из требований к ЭБС - обеспечение доступа к каждому изданию 25% обучающихся. Соответственно в момент покупки это должно учитываться.

Технологическая часть состоит из обеспечения программно-аппартным комплексом вашей ЭБС. В регистрационной части мы затронули момент, касающийся программного обеспечения для ЭБС. Так вот, данный софт также должен закрывать некоторые требования, а именно, чтобы обращение к вашей ЭБС осуществлялось через Интернет и ЭБС выдерживала нагрузку одновременного индивидуального доступа 25% обучающихся. Это все относится непосредственно к требованиям. С практической точки зрения разрабатываемая система должна быть понятна и доступна пользователям. Все базовые функции - добавление новой книги, редактирование метаданных, поиски и тд - не должны вызывать трудностей. Система обязательно должна взаимодействовать с АБИС, где-то что-то заимствовать/передавать; пользователь, просматривая каталог, должен знать, есть ли данная книга в электронном виде или нет. Конечно же, у выбранного ПО должен быть потенциал для развития, т.е. должно быть выбрано масштабируемое решение, в которое библиотека может вкладываться и которое можно постоянно улучшать. Плюс должны быть некие свободные серверные мощности для развертываемой системы.

Создание собственной ЭБС несомненно имеет ряд объективных преимуществ для библиотеки и конечного пользователя. Создается что-то свое, приводится в порядок вузовский электронный учебно-методический материал, используются уже имеющиеся наработки в области электроннных библиотек. Но все эти достоинства требуют тщательной работы и поставленного процесса, что и необходимо учитывать принимая решение об ЭБС.

К началу нового учебного года вузовская, а вместе с нею и издательская сферы деятельности оказались поставленными перед проблемой, суть которой передает приказ Минобрнауки России (№ 588 от 7 июня 2010 г.). Речь идет об изменениях в форме справки о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, четвертый раздел которой изложен в следующей редакции: «Обеспечение образовательного процесса электронно-библиотечной системой, необходимой для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ»1. Далее изложены конкретные требования к электронно-библиотечным системам (ЭБС). Именно последнее и вызвало волнение в среде вузов и вузовских библиотек, на плечи которых возлагают создание ЭБС, и среди специалистов, занимающихся созданием электронных библиотек (ЭБ), электронных ресурсов (ЭР), а теперь и электронно-библиотечных систем.

Споры спорами, но в письме заместителя министра Минобрнауки России от 16 декабря 2009 года четко определено: «В течение 2010 года вузам необходимо обеспечить выполнение всех установленных ФГОС ВПО требований, включая указанное требование о предоставлении учащимся доступа к ЭБС»2. Оставив в стороне эмоционально-терминологическую сторону возникшей бурной дискуссии, остановимся на реальном положении дел на современном рынке электронных технологий, изданий и ресурсов.

Современный рынок электронных ресурсов предлагает различные варианты решения проблемы обеспечения вузовских библиотек доступом к ЭБС, но, так или иначе, все их можно свести к трем основным:

  1. создание собственной ЭБС;
  2. оформление подписки на готовую ЭБС у сторонних организаций (агрегаторов);
  3. создание межвузовских электронных библиотек.

Попробуем более подробно рассмотреть каждый из предложенных вариантов.

Первый вариант предполагает формирование в вузе своей ЭБС, отвечающей требованиям государственных органов и непосредственным потребностям вуза, размещенной на собственном сервере и используемой по своему усмотрению. На первый взгляд, этот вариант предполагает несомненные преимущества: приведен в порядок, оцифрован весь учебно-методический материал, выставлен в сети, есть доступ. Но это кажущееся преимущество, так как создание и поддержание собственной ЭБС влечет за собой серьезные затраты, порой существенно превышающие, например, затраты на подписку на внешние электронные ресурсы.

Но и это не единственная проблема. Перечислим еще несколько вопросов, с которыми придется столкнуться вузу:

  • согласно требованиям ГК РФ, ч. 4, лицензионные договоры с правообладателями должны заключаться в письменной форме;
  • список научных и учебных материалов, изданных вузом и охраняемых авторским правом, в большинстве случаев весьма объемен;
  • сущность лицензионного договора достаточно сложна, а в ряде случаев не всегда определенна (например, служебные произведения);
  • даже созданные и подписанные лицензионные договоры требуют сопровождения, поддержания полного жизненного цикла (бухгалтерская отчетность, взаиморасчеты с авторами и пр.).

Мы сознательно не касаемся в данном разделе вопроса о самом контенте, поскольку в составе собственной коллекции электронных полнотекстовых документов вуза может попросту не оказаться учебной и методической литературы по некоторым из преподаваемых в вузе дисциплин. А это уже означает, что указанная ЭБС не отвечает требованиям Минобрнауки РФ.

Второй вариант кажется наиболее простым. Сегодня на рынке присутствует множество агрегаторов контента, предлагающих свои услуги в виде подписки на тематические коллекции книг и архивы периодических изданий в электронном виде. Однако на практике оказывается, что не так просто найти предложение, при котором соотношение цена/качество наполнения ресурса было бы оптимальным. В настоящее время стоимость доступа к электронным полнотекстовым базам данных достаточно высока. Она складывается из затрат на сканирование текста, описание и индексирование документов и т.п. Но самыми трудоемкими, а соответственно, и самыми затратными, являются процессы, связанные с легализацией контента (договорная работа с авторами) и технологические (системы сбора, хранения контента и системы организации доступа). Проводя эту работу, затраты, в конечном итоге, агрегатор перекладывает на вуз. Причем, подписка на эти ресурсы оформляется, как правило, на год, и с прекращением ее прекращается и доступ к документам.

Третий вариант предполагает объединение электронных коллекций нескольких вузов в единую ЭБС. Каждый из участников, выкладывая свою коллекцию в корпоративный продукт, получает доступ к коллекциям вузов-партнеров, тем самым закрывая недостающие позиции собственной. При этом затраподдержанием системы, также разделяются между участниками. Но, к сожалению, и этот вариант не снимает всех проблем. В частности, остается открытым вопрос работы с правообладателями, поскольку каждая из коллекций должна быть сформирована на основании прямых договоров с последними.

Также не исключен вопрос паритетности участия вузов в данном проекте: один вуз может дать 10 документов-раритетов, а другой - допустим, 5 тысяч служебных документов. Кроме того, данный вид сотрудничества подразумевает и финансовые отношения между участниками, что может усложнить партнерские отношения.

Конечно, все три модели обладают рядом неоспоримых преимуществ. Но ни одна из них в отдельности не является оптимальной.

До недавнего времени ни один из разработчиков ЭБС не мог ответить на потребности рынка адекватным предложением, способным объединить в себе положительные стороны всех трех моделей. Для решения этой задачи в 2008 году был организован консорциум «Контекстум», учредителями которого являются Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ», агентство «Книга-Сервис» и Агентство по распространению зарубежных изданий (АРЗИ). В рамках консорциума была разработана и внедрена информационная система (ИС) «Контекстум», эксплуатация которой начата в мае 2010 года.

Цель, которую ставили перед собой разработчики, - предоставление вузам технологии, предназначенной для создания электронно-библиотечной системы, удовлетворяющей требованиям ФГОС ВПО и ГК РФ. При этом данная система должна сочетать в себе все положительные свойства трех описанных ранее моделей создания ЭБС и свести к минимуму возникающие при этом негативные факторы. Так что же представляет собой предлагаемая технология?

Технологическое решение доступа к системе организовано через Web-интерфейс. Это означает, что каждый участник системы получает к ней доступ из любого места, где есть Интернет. А значит, одно из требований Минобрнауки к ЭБС соблюдено.

Новая технология позволяет создавать прямые письменные лицензионные договоры с авторами и на их основании формировать легитимную ЭБ вуза, включая загрузку в нее самих электронных документов. Весь информационный массив находится на удаленных серверах, что исключает затраты вуза на техническую поддержку, связанную с хранением контента, обеспечением доступа и защитой контента и коммуникаций.

Как реализована в системе возможность комбинирования трех моделей создания ЭБС? Став партнером ИС «Контекстум», вуз получает возможность создать собственную ЭБ, может разместить в ней произведения, права на которые принадлежат вузу, а также произведения, правообладателями которых являются сотрудники вуза, и произведения «внешних» авторов, если на них имеются соответствующие лицензионные договоры.

В итоге, образуется массив данных, состоящих из ЭБ разных вузов. А это подразумевает как тематическую широту охвата, так и возможность обмена этими материалами. То есть каждый участник имеет бесплатный доступ к своей ЭБ и, при желании, может подписаться на ЭБ других вузов. Удобство состоит в том, что вузовская библиотека получает доступ к собственной ЭБ и к той, на которую подписалась, на одном ресурсе. Кроме вузов, в проекте участвуют и крупные правообладатели (издательства и редакции периодических СМИ), агрегаторы контента (традиционные и электронные библиотеки), а также отдельные авторы. Созданная на подобной основе электронная полнотекстовая база данных позволяет формировать тематические коллекции, поиск в которых можно осуществлять по различным параметрам: тематика, рубрикаторы, издательства, авторы, год создания произведения. Значительная часть контента, входящего в информационный массив ИС «Контекстум», находится в свободном (бесплатном) доступе и предоставляется библиотекам вузов в качестве дополнительного сервиса.

Какие дополнительные преимущества получает вуз, работая в информационной системе «Контекстум»?

  • Для вузов участие в проекте бесплатно.
  • Поступление всех ЭПД в систему происходит только на основании прямых лицензионных договоров с правообладателями.
  • Все формы договоров, заключаемых с правообладателями, соответствуют требованиям законодательства РФ в области охраны авторских и смежных прав.
  • Сформированный легитимный контент может быть использован как в образовательных, так и в коммерческих целях.
  • Система оснащена собственной системой биллинга, обеспечивая все финансовые расчеты с правообладателями и взаиморасчеты между участниками проекта.

Ниже отображена схема взаимодействия структур вуза с информационной системой «Контекстум» при создании ЭБС. Синими стрелками показаны договорные отношения правообладателей всех уровней, красными - финансовые отношения (взаиморасчеты). Таким образом, формируя легитимный контент собственной ЭБ в системе «Констекстум», вуз или его сотрудники сохраняют за собой все авторские права и получают возможность законно распоряжаться данным контентом, в том числе и получать вознаграждение за его коммерческое использование.

Нужно добавить, что ИС «Контекстум» полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по отношению к электронно-библиотечным системам3. Одновременно ИС «Контекстум» отвечает и дополнительным требованиям к ЭБС4, а именно: регистрация электронного СМИ; регистрация программного обеспечения, используемого для создания ЭБС; регистрация используемой базы данных материалов ЭБС.

  1. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm588-1.htm
  2. См. также: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2009/12/24/56840/
  3. См.: Поручение Президента РФ № 2920 от 31 октября 2009 г., Приказ Минобрнауки РФ № 133 от 23 апреля 2008 г., Приказ Рособрнадзора № 885 от 30 сентября 2005 г., Приказ Минобрнауки РФ № 1623 от 11 апреля 2001 года, п. 7.18 Приказа Минобрнауки РФ об утверждении и введении в действие ФГОС ФПО.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2010 г. № 588.

Университетская библиотека онлайн

Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека онлайн".

Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» — современная образовательная платформа со множеством сервисов, расширяющих границы информационного пространства вуза и обеспечивающая доступ высших и средних учебных заведений, публичных библиотек и корпоративных пользователей к наиболее востребованным материалам учебной и научной литературы по всем отраслям знаний от ведущих российских издательств. ЭБС сертифицирована на соответствие стандартам ГОСТ, удовлетворяет всем требованиям ФГОС 3+ (включая размещение ВКР).

Ресурс содержит учебники, учебные пособия, монографии, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии, видео- и аудиоматериалы, иллюстрированные издания по искусству, литературу нон-фикшн, художественную литературу.

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» предоставляет доступ к более 100 000 изданиям по всем отраслям знаний. Более 400 издательств, представленных в ЭБС обеспечат обучающихся изданиями по основным и узкопрофильным предметам.

В базовую часть ЭБС не входит доступ к издательским коллекциям "Дашков и К", "Лаборатория знаний", "Теревинф", "Машиностроение", "Манн, Иванов и Фербер", "Проспект", "Флинта", "Гиорд" и ряду других.

Книги сгруппированы в целостные тематические коллекции, представлены в едином издательском формате, адаптированном для чтения с экрана и приспособленном к целям научного цитирования, текст разбит постранично, без возможности копирования всего произведения. Копирование или распечатка текста - постранично. Для ряда изданий необходимо установить бесплатную программу («plug-in») для чтения формата DJVU.

Доступ к изданиям осуществляется через размещенные на сайте каталоги: «Каталог книг по разделам», «Дисциплины», «Авторы».

«Университетская библиотека онлайн» для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

«Университетская библиотека online» соответствует федеральным государственным стандартам обучения третьего поколения, в том числе в отношении требований, предъявляемых к процессу обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа , например, Jaws , «Balabolka».

Скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, достаточно высокого качества и могут использоваться тифлопрограммами для голосового озвучивания текстов, быть загружены в тифлоплееры (устройств для прослушивания книг), а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения.

В ЭБС представлена медиатека, которая включает в себя около 3000 тематических ауд иокни г различных издательств . Аудиоучебник - один из основных актуальных инструментов образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями. В 2012 году издательство «Директ-Медиа» перевело в аудиоформат учебники ведущих издательств: Флинта, Дашков, Юнити-Дана и других.

В 2017 году контент ЭБС начал пополняться книгами и учебниками в международном стандартизированном формате Daisy для незрячих , основу которого составляют гибкая навигация и защищенность контента.
Количество таких книг и учебников в ЭБС увеличивается ежемесячно.

Запущено мобильное приложение ЭБС «Университетская библиотека онлайн», которое осуществляет доступ ко всему контенту подписки.

Приложение позволяет как полноценно пользоваться ЭБС с мобильных устройств, так и загружать отдельные книги в виде файлов на свое устройство или ПК. Книги можно читать с полным комфортом: загружая с ПК и читая со смартфона

Читайте книги онлайн или загружайте их на свое устройство для чтения без по подключения к интернету!

В приложении сохранены важные функции сайта - личный кабинет, закладки, моя библиотека и т.д. Для вашего удобства работы с контентом предусмотрен функционал закладок и цитат.

Приложение доступно для любого устройства, работающего на Android (от версии 4.1) и для IPad c IOS (от версии 8.0) .

Скачать приложение можно здесь:

Весь контент в приложении защищен от копирования: как загружаемые книги, так и издания для чтения онлайн.

Условия доступа:

Доступ предоставлен по IP-адресам Финуниверситета со всех компьютеров, имеющих выход в Интернет.

Уважаемые пользователи, если вы зайдете в ЭБС "Университетская библиотека онлайн" с территории Финансового университета , у вас появится возможность зарегистрировать свой персональный аккаунт с тем, чтобы пользоваться ЭБС из любой точки, имеющей доступ к сети интернет. Процедуру регистрации нужно пройти ТОЛЬКО ОДИН РАЗ. Доступ будет предоставлен после подтверждения Вашей заявки ответственным представителем от Финансового университета.

Обращаем Ваше внимание, что разглашение данных для персонального доступа недопустимо. Просьба предпринять меры по обеспечению сохранности Ваших данных для авторизации.

Адрес для работы

Вы находитесь за пределами Финуниверситета. К данному ресурсу удаленный доступ возможен после индивидуальной регистрации в медиатеке финансового университета.

В соответствии с требованиями нового федерального Государственного стандарта ВПО образовательный процесс в вузах должен быть обеспечен электронно-библиотечными системами, содержащими издания по основным изучаемым дисцип линам и обеспечивающими возможность одновременной работы 25% обучающихся. Эта норма была закреплена приказом Минобрнауки от 7 июня 2010 г. № 588, который предписывает необходимость наличия ЭБС для лицензирования вузовских образовательных программ. Сегодня мы обсуждаем различные аспекты внедрения ЭБС непосредственно с покупателями - вузами.

Собеседникам «УК» были предложены следующие темы:
. основные критерии выбора поставщика ЭБС, разумная цена на услугу;
. предпочитаемые форматы предоставления контента;
. необходимость дополнительного технического оснащения библиотек;
. основные проблемы, связанные с внедрением ЭБС и приказом Минобрнауки № 588, пред-
ложения и рекомендации участникам рынка.
________________________________________________________________________


Владимир Яковлевич ЭПП, первый проректор по учебной работе Томского государственного педагогического университета

При выборе поставщика ЭБС для нас основными критериями отбора являются, в первую очередь, соответствие требованиям приказа Минобрнауки от 07.06.2010 № 588, затем цена и полнота ассортимента в соответствии с направлениями подготовки студентов вуза.

Вопрос о цене должен быть адресован учредителю, который финансирует работу вуза и, в частности, библиотеки. Разумной была бы цена порядка 50% от средств, выделяемых вузу для комплектования фонда библиотеки. Сегодня соотношение цен на рынке и финансирование библиотек таково, что средний вуз должен выбирать между заключением договора с ЭБС и покупкой учебников на бумажном носителе.

Покупка контента является для библиотеки более предпочтительной при выборе ЭБС. Приобретение доступа требует значительных ежегодных финансовых затрат. При этом ресурс библиотеки не увеличивается. Библиотека теряет автономность и попадает в зависимость от провайдеров ЭБС в условиях неустоявшегося рынка услуг. Приказ Минобрнауки от 07.06.2010 № 588, естественно, стимулирует университет к подключению к одной из существующих ЭБС.

К сожалению, наполняемость ЭБС, представленных на рынке, не соответствует требованиям данного приказа. Существенным недостатком является высокая цена, наполненность устаревшими изданиями, практическое отсутствие литературы с грифами УМО и НМС, слабая представленность классических учебных изданий, используемых в учебном процессе и рекомендуемых УМО для изучения в вузе.

В учебном процессе используются современные учебники разных издательств, которые, как правило, не передают свои права на публикацию различным агрегаторам. Приобретать же контент у издательств полностью - дорого и неоправданно, весь ассортимент не будет пользоваться спросом.

Для нашей библиотеки потребуется дополнительное техническое оснащение для внедрения ЭБС.

Наиболее острыми являются, в первую очередь, проблемы финансирования.

Законодателю необходимо смягчить требования к ЭБС. Требование одновременного доступа к каждому изданию, входящему в электронно-библиотечную систему, не менее чем для 25% обучающихся по каждой из форм получения образования представляется излишним. Агрегаторам и производителям контента требуется создание недорогих универсальных ЭБС и специализированных ЭБС с учётом образовательных программ и направленности подготовки специалистов (классическое университетское, инженерное, медицинское, педагогическое образование и т.д.).

Надо предоставить возможность вузу самому осуществлять формирование контента, чтобы не вынуждать вуз подключаться к дорогой ЭБС с огромным количеством непрофильной литературы, например, по медицине, ветеринарии, книги для подготовки инженеров.
_________________________________________________________________


Екатерина Эдуардовна ЛЮБУШКО, директор Библиотеки Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина

Основные критерии для нас - качество контента и полнота охвата необходимой для нашего вуза предметной области или областей. Нужно, чтобы не менее 70% контента было интересно для наших пользователей. Необходимое условие - пополнение ресурса новым контентом, особенно важно оперативное пополнение полнотекстовыми периодическими изданиями. Также важен сам интерфейс ЭБС (дружественность, простота использования и др.) и, конечно, количество сервисов, предлагаемых пользователям. Желательно, чтобы ценовая политика компаний, представляющих ЭБС на рынке, соответствовала тому контенту, который они предлагают, а не была явно завышена, как это бывает в ряде случаев.

Цена должна определяться качеством самой ЭБС (интерфейс/возможности/контент). И если все эти критерии удовлетворят наших пользователей, что определяется статистикой использования ресурса при тестовом доступе, значит, ресурс будет интересен и важен для нашего вуза. Тогда ректорат примет решение выделить средства на его приобретение.

Предпочтителен онлайновый доступ к ресурсам с последующей передачей архива в постоянное пользование вуза (срок обычно оговаривается в договоре).

Принципиально все основные производители русскоязычных образовательных ресурсов - eLIBRARY.RU, EastView, «Университетская библиотека онлайн», «Библиотех», IQLib - соответствуют основным положениям приказа № 588. Их продукты включают лицензионно чистый контент по основным дисциплинам, они предоставляют доступ всем читателям, без ограничения числа рабочих мест и одновременных подключений к документам. МГЮА им. О.Е. Кутафина уже несколько лет успешно сотрудничает с производителями данных ресурсов. Мы ежегодно приобретаем доступ к нескольким электронным полнотекстовым и библиографическим ресурсам и планируем в дальнейшем развивать это направление работы.

Один из существующих сегодня недостатков - то, что не все ЭБС имеют возможности для предоставления удалённого доступа к полному объёму контента своего ресурса и необходимые регистрационные свидетельства. Но думаю, что эти проблемы решатся компаниями в ближайшее время.

Мы планируем увеличение компьютеризированных мест для наших пользователей в читальных залах, а также использование Wi-Fi технологий для создания Wi-Fi зоны на территории Академии, чтобы наши пользователи не были ограничены территориально только помещениями библиотеки. Основная проблема - не всегда хватает материальных и технических средств для осуществления запланированного.

Думаю, что всем заинтересованным сторонам необходимо вести конструктивный диалог по любому вопросу, связанному с проблемами и предложениями по информационному обеспечению учебной и научно-образовательной деятельности. На сегодняшний день такую задачу можно решить только за счёт совместных усилий и взаимовыгодного сотрудничества. Это даст вузам возможность оценить и увеличить свой научный и образовательный потенциал, занять прочные позиции и стать более конкурентоспособными на внутреннем и международном рынке образовательных услуг.
_____________________________________________________________


Ольга Романовна АРУТЮНОВА, зам. директора Фундаментальной библиотеки Московского городского педагогического университета

При выборе поставщика ЭБС для нас основными критериями являются полнота ассортимента и цена. Для нашего вуза приемлемой ценой мы считаем около 60 тысяч рублей в полугодие на определённую коллекцию. Наиболее предпочтительно для нас предоставление доступа к онлайновому просмотру.

Приказ Минобрнауки РФ от 07.06.2010 № 588 заставит нас приобретать большее количество коллекций, различных ЭБС, а также совершенствовать университетскую электронную библиотеку. Мы работаем с ООО «ИВИС» (Ист вью) и ООО «РУНЭБ». Обновлённый портал eLibrary наиболее удобен для пользователей, «Руководство пользователя» 2010 года Е.М. Полниковой и С.М. Шабановой оказывает хорошую помощь начинающим.

Техническое оснащение не помешает, но и сейчас наши пользователи (25%) могут единовременно пользоваться Виртуальным центром инновационных технологий http//resoursces.mgpu.ru / через сайт нашего университета.

Производителям вузовских ЭБС рекомендую ознакомиться с Виртуальным центром инновационных технологий МГПУ (Городской информационный ресурсный центр, директор - Рукавишников И.В.).
__________________________________________________________


Ирина Геннадьевна ЖОЛОБОВА, зав. отделом комплектования и каталогизации Научной библиотеки Томского государственного университета

Один из основных критериев при выборе поставщика ЭБС - это оптимизация расходов на приобретение учебной и учебно-методической литературы. Самые затратные по книгообеспеченности - общие гуманитарные, социально-экономические, математические и естественнонаучные дисциплины. И, в первую очередь, необходимо выбрать ЭБС, которая по полноте ассортимента соответствовала бы перечню рекомендуемых учебников и учебно-методических пособий по данным дисциплинам в университете. Ещё одно условие, которое должно выполняться по распоряжению Министерства образования и науки РФ - это актуальность учебной литературы. Учебная литература по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам должна быть издана в течение последних 5 лет, по общим математическим и естественно научным дисциплинам - за последние 10 лет. Думаю, этот критерий останется и для электронной учебной литературы.

Цена при выборе поставщика ЭБС остаётся довольно сложной проблемой для библиотеки. Всегда будет существовать переходный этап при внедрении новых технологий по обеспечению студентов электронной учебной литературой. Библиотека научится оптимально перераспределять финансовые средства на приобретение учебников в печатной и электронной формах. Но прежде, чем выработать ценовой критерий при выборе поставщика ЭБС, необходимо будет ответить на следующие вопросы. Какое количество студентов предпочтёт электронный учебник печатному учебнику? Какое количество наименований электронных учебников преподаватель включит в список рекомендованной литературы к дисциплине? Какое количество наименований включает в свой ассортимент та или иная ЭБС? Сколько стоит предоставление доступа к электронному учебнику в год? Сколько лет необходим электронный учебник для использования? Самый предпочтительный формат работы с контентом - это предоставление доступа к онлайновому просмотру с условиями удобства и простоты использования, возможности неограниченного доступа студентов и преподавателей ко всем книгам выбранной ЭБС, в любое время, с любого автоматизированного рабочего места университета и домашних компьютеров посредством сети Интернет.

Можно констатировать, что на российском книжном рынке (в широком понимании) появился новый продукт - электронно-библиотечные системы. Переход в среду ЭБС обусловлен научно-техническим прогрессом и имеет необратимый характер. Это огромный пласт работ, который предстоит сделать библиотекам - разработать критерии отбора поставщиков ЭБС и в течение двух-трёх лет перейти в эту среду с наиболее полным охватом ассортимента ЭБС и рациональным использованием денежных средств. Конечно, будем приобретать. Обдуманность и точный расчёт - главные правила при внедрении чего-то нового.

Выбор предоставления контента через доступ к онлайновому просмотру ресурсов электронно-библиотечной системы не потребует дополнительного технического оснащения Научной библиотеки Томского государственного университета.

ЭБС в Томском государственном университете начала создаваться с 2005 года и имеет в своём составе достаточное количество элект ронных учебных изданий наших авторов. Основные проблемы - это скорость пополнения новыми электронными изданиями и вопросы авторского права.

Если начинать работу по выбору поставщиков ЭБС, то нужно начать, как я считаю, с сотрудничества с самими издательствами, которые производят как печатные, так и электронные версии учебных и учебно-методических изданий для высших учебных заведений, такими как «Академия», «Лань», «Инфра-М», «Альпина Бизнес» и др. Это обеспечит постепенность и обдуманность перехода в среду ЭБС, системный характер работе. Думаю, что издательству, которое издаёт большое количество названий учебной и учебно-методической литературы, необходимо создавать собственную ЭБС. Это перспективный и, самое главное, подконтрольный бизнес. Но процесс создания ЭБС не должен быть дорогостоящим. Для этого законодателям необходимо разработать методические рекомендации по созданию издательской ЭБС или взять за основу уже существующее перспективное програм мное обес печение и распространять среди российских издателей бесплатно. Следует определиться с термином «Электронно-библиотечные системы». Законодателям по рекомендую синхронизировать приказ Мин обрнауки РФ от 07.06.2010 № 588 с выделением достаточного финансирования для вузов на приобретение такого информационного ресурса, как ЭБС.
_____________________________________________________


Марина Эдуардовна КАРПОВА, заместитель директора Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета

При выборе поставщика ЭБС в порядке важности мы выделяем следующие критерии.
1. Количество контента и полноту ассортимента.
2. Разумную цену из расчёта «одна книга на одного пользователя», сравнимую со стоимостью одного учебника (примерно 300 руб.). Стоимость доступа к одному электронному изданию для определённого количества студентов не должна превышать в разы стоимость покупки аналогичного количества бумажных учебников для студентов, изучающих данную дисциплину.
3. Дополнительные сервисы.

Для пользователей СПбГУ удобен доступ к онлайновому просмотру. Основные недостатки существующих ЭБС - количество и качество контента, формат предоставления (pdf-файлы) и формирование цены исходя из количества лицензий на пользование одной копией.

В связи с присвоением Указом Президента РФ особого статуса Санкт-Петербургскому государственному университету приказы Министерства образования и науки носят для СПбГУ рекомендательный характер. Приказ № 588, надеемся, никак не повлияет на решение о приобретении электронных ресурсов.

Исходя из требований приказа каждый вуз должен иметь тысячи компьютеризированных пользовательских мест. Конечно, нам потребуется дополнительное техническое оснащение.

Основная проблема при создании ЭБС в вузе - соблюдение требований 4-й части ГК РФ. Законодателям нужно обеспечить правовую поддержку создания ЭБС, предусматривающую возможность вузам формировать собственные ЭБС в рамках действующего законодательства. Также необходимо сосредоточить работу с биб лиотеками вузов на уровне крупных агрегаторов, берущих на себя юридические формальности и обеспечивающих удобный формат доступа к ресурсам. Производителям контента следует внимательно изучить зарубежный опыт по предоставлению доступа к электронным изданиям для библиотек и уйти от попыток при формировании цены исходить из продажи количества пользовательских лицензий, т.е. продавать «электронный тираж», боясь потерять бумажный.
________________________________________________________


Вера Алексеевна СВЕТЛОВА, директор библиотеки Санкт-Петербургской академии управления и экономики

- Основными критериями при выборе ресурса являются следующие: русский язык, качество контента (соответствие требованиям ФГОС и образовательным программам вуза), возможность частичного копирования, цитирования.

Как показывает практика, представления о «разумности» цены у агрегаторов и пользователей весьма различны. Библиотеки вузов живут в условиях постоянного отсутствия финансирования, и поэтому приобретение доступа к ресурсу сопровождается большим «торгом».

В основном цену удается снизить за счёт ограничения периода (времени) подписки, либо усечения количества доступного контента. Тем не менее даже при этом условии цена доступа весьма высока. Из опыта общения с компанией «КнигаФонд» мне вообще непонятно, откуда берутся такие цены на услуги, кто имеет возможность их приобретать? Утверждение «КнигаФонда», что «он покроет всё комплектование» как-то не убеждает, а цена в 1,5-2,75 млн рублей просто нереальна для вузовской библиотеки при всех прочих вопросах к данной организации.

Можно много говорить об инновационных технологиях в библиотеке, но при этом помнить, что никто не отменял традиционную бумажную книгу. Поэтому, на мой взгляд, очень важно в этом вопросе придерживаться принципов разумности и постепенности в изменении существующего сегодня комплектования библиотечных коллекций. Как показывает опыт, нельзя идти на поводу у регламентирующих документов в ущерб качеству и доступности, так как в основном доступ к ресурсам осуществляется по IP-адресам, т.е. в рамках организации подписчика, но этого явно недостаточно для обеспечения образовательного процесса и особенно для самостоятельной работы студента вне вуза. Предоставляемый сервис, как правило, позволяет работать с ресурсом в течение 1-2 часов, так как чисто физиологически пользователь не может полноценно работать на компьютере дольше, а нам предлагается полностью или частично обеспечить студента электронными текстами. Вопросов очень много: и по интерфейсу представляемого контента, и по возможностям работы с ним. Думаю, эта тема требует отдельного рассмотрения и обсуждения с поставщиками ресурсов.

Дополнительное техническое оснащение нам не потребуется, академия прекрасно оснащена.

При создании ЭБС я не вижу больших проблем, если речь идёт об электронной библиотеке вуза в её прежнем понимании. Но законодателям, агрегаторам и другим участникам рынка нужно слушать народ и не ставить телегу впереди лошади.


«Университетская библиотека онлайн» – это электронно-библиотечная система, содержащая издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированная на основании прямых договоров с правообладателями учебной, учебно-методической и научной литературы.

Подключение к ЭБС «Университетская библиотека oнлайн» позволит вузам выполнить требования Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, а также приказ приказ Минобрнауки № 1953 от 5.09.2011г.

Преимущества ЭБС «Университетская библиотека онлайн»:

  1. Фонд библиотеки насчитывает издания более 160 крупнейших современных издательств, выпускающих учебную, научную и иную литературу (Всего в библиотеке насчитывается более 1100 издательств).
  2. Работа может осуществляться из любого места, в котором имеется доступ к сети Интернет.
  3. При работе с вузами доступ предоставляется не только по индивидуальным абонементам – подключается вся локальная сеть вуза, что расширяет диапазон работы с ресурсом и обеспечивает доступ к нему со всех компьютеров.
  4. Каталог «Университетской библиотеки онлайн» содержит новейшие грифованные учебники и учебные пособия 2007–2013 гг., которые широко используются в учебном процессе многих вузов.
  5. Помимо учебников «Университетская библиотека онлайн» содержит научную, научно-популярную, художественную литературу, обучающие мультимедиа, схемы, тесты, тренажеры, презентации, карты и репродукции.
  6. Каталог содержит эксклюзивные издательские коллекции, включающие востребованную литературу гуманитарной, социальной, юридической, технической и экономической тематик.
  7. Возможность интегрировать собственный контент вуза с ЭБС «Университетская библиотека oнлайн».
  8. Статистика просмотров книг доступна для администратора вуза в режиме онлайн.
  9. При приобретении программы «Менеджер Библиотеки» появляется возможность работы с собственными файлами электронных книг вуза.
  10. Широкий спектр информационных сервисов: полнотекстовый поиск, копирование и печать текста, создание закладок и отзывов, занятия в группах и т. д.
  11. Программа «Детектор плагиата», позволяющая выявлять нарушения авторских прав в Интернете.

Состав ЭБС «Университетская библиотека онлайн»:

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» предлагает подключение по коллекциям:

  1. Базовая коллекция – содержит востребованные материалы-первоисточники, монографии, учебную, научную и художественную литературу ведущих издательств. Базовая коллекция насчитывает более 60 000 произведений.
  2. Уникальные издательские коллекции – содержат современные учебники, вышедшие за последние 3 года. Подключение осуществляется при условии наличия подписки на базовую коллекцию.
  3. Мультимедийная коллекция – содержит аудиокниги, подкасты, конспекты, экспресс-экзамены, онлайн-энциклопедии, тесты, репродукции, карты, презентации. Использование по мере израсходования средств.

Регистрация организаций

После заключения Лицензионного договора на предоставление доступа к ЭБС «Университетская библиотека онлайн» происходит процедура регистрации вуза. ВУЗ должен подать заявку на e-mail: [email protected] на процедуру регистрации с указанием:

  1. Полного названия организации.
  2. IP-адреса (диапазон IP-адресов).
  3. ФИО контактного лица от библиотеки и его e-mail.
  4. Телефона контактного лица.

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» создает учетную запись данного вуза и выдает логин и пароль главному пользователю вуза. С IP-адресов вуза все студенты могут заходить в систему. Пользователи могут сами самостоятельно зарегистрироваться на сайте с компьютера вуза или из другой точки, где есть выход в Интернет (при разрешении регистрации удаленных пользователей). Процедура регистрации является обязательной для всех пользователей, желающих работать с ресурсом с любого компьютера, имеющего доступ в сеть Internet (например – из дома) и пользоваться дополнительными возможностями системы.


Доступ к ЭБС «Университетская библиотека онлайн»:


Доступ к ЭБС «Университетская библиотека онлайн» осуществляется двумя способами:

  • безлимитный доступ;
  • режим лимитированного доступа.

Безлимитный доступ предоставляется научным библиотекам вузов и публичным библиотекам. Библиотека получает неограниченный доступ в течение одного года (12 месяцев) к базовой коллекции

Пользование изданиями ресурса происходит посредством постраничного просмотра онлайн.

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» предоставляет индивидуальный доступ для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, по индивидуальным абонементам, либо индивидуальный доступ организуется самостоятельно через proxi-сервер или специализированную программу (EZProxy).

При пользовании материалами «Университетской библиотеки онлайн» с IP-aдресов Организации разделы, на которые подписана Организация, становятся доступными для пользователей автоматически (без регистрации и авторизации на сайте) и выделены цветом.

Регистрация предоставляет дополнительные возможности по работе на сайте : например, можно составлять списки литературы, оставлять комментарии к книгам.

Режим лимитированного доступа предоставляется небольшим организациям и публичным библиотекам. Для получения информации свяжитесь с отделом продаж.

Как осуществляется удаленный доступ

Кроме подключения к компьютерам локальной сети, доступ членам организации к материалам библиотеки возможен с любой точки, где есть выход в Интернет.

Удаленный доступ организуется следующими способами:

  1. Самостоятельно через proxy-сервер или специализированную программу EzProxy
  2. Удаленный доступ в этом случае организуется вузом самостоятельно.


  3. При регистрации пользователей из стен вуза
  4. При регистрации пользователей из стен вуза полученные логин/пароль они могут использовать для входа в ЭБС извне вуза.


  5. При регистрации из дома
  6. При регистрации из дома представитель Организации, в личный кабинет которого приходит запрос, должен авторизовать их аккаунты.


  7. Путем выдачи карточек логинов/паролей
  8. Для получения карточек необходимо связаться с Отделом продаж [email protected]


  9. Путем передачи пакета вузовских логинов/паролей (например, читательских билетов).
  10. Для передачи существующих логинов и паролей вуза необходимо связаться с Отделом продаж [email protected]/

Ответственность и конфиденциальность

  1. Администрация сайта вправе рассматривать факт запроса и получения доступа Организации к «Университетской библиотеке онлайн» как принятие всех условий, изложенных в данном документе.
  2. Доступ к материалам «Университетской библиотеки онлайн» предоставляется на основе лицензионных соглашений с их владельцами, которые накладывают ограничения на использование авторских материалов.
  3. Использование ресурса не должно противоречить части четвертой ГК РФ.
  4. Представители Организаций должны предупреждать злоупотребления своих пользователей, выражающиеся в превышении разумных объемов использования материалов или использовании программных средств для копирования материалов.
  5. Пользователям «Университетской библиотеки онлайн» доступно копирование фрагментов текста произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях в объеме, оправданном целью цитирования.
  6. Действия пользователей «Университетской библиотеки онлайн» должны производиться из пользовательского интерфейса.
  7. Аутентификация пользователей производится с использованием логина и пароля.
  8. Пользователи должны строго соблюдать действующие требования информационной безопасности по работе с информацией и паролями.
  9. Пользователи несут персональную ответственность за сохранение конфиденциальности и паролей доступа, которыми они пользуются.
  10. Информация о действиях пользователя сохраняется и доступна администратору сайта.

Техническая поддержка

На протяжении срока подписки со стороны администрации сайта будет обеспечена техническая поддержка всех сервисов «Университетской библиотеки онлайн».

Организации, подключаемой к «Университетской библиотеке онлайн», необходимо зарегистрировать аккаунт представителя Организации, отвечающего за использование ресурса. В дальнейшем все вопросы, касающиеся условий работы с ресурсом, в том числе и технического характера, будут решаться с представителем Организации.