Литература        20.01.2020   

Что такое картинный план к рассказу. Пересказы с помощью картинно-графической схемы. Составление плана на конкретном примере

В данной статье рассказывается о пользе применения мнемотехники (картинно-графического плана) в работе с детьми, имеющими речевую патологию. Представлен пример составления мнемотаблицы на основе составления пересказа текста.

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию.

Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация.

Сама мнемотехника – это особая система приемов и методов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, способствует продуктивному развитию высших психических процессов, а именно развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Она увеличивает объем памяти ребенка, благодаря дополнительным ассоциациям, в частности ребенка, имеющего недостаточно развитый активный и пассивный словарь, навыки словообразования и словоизменения, нарушения фонематического слуха.

Пересказ с помощью картинно-графической схемы, с опорой на пиктограмму (мнемотаблицу) активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Мнемосхемы могут применяться в целях увеличения словарного запаса, при обучении ребенка правильно и грамотно составлять рассказ или пересказ художественного текста, при заучивании стихотворений.

Как должен быть составлен картинно-графический план?

  1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.
  2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.
  3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как работать с текстом по мнемотехнике?

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

Гололобова Мария Александровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №26, г. Санкт-Петербург

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают порядок в сказке В. Осеевой "Добрая хозяюшка". Им пришлось указывать цифрами номер каждого персонажа в том порядке, в каком эти герои встречаются в сказке. В стихотворении Э. Мошковской дети помогают животным, разбежавшимся из этого стихотворения, найти своё место. Для этого им пришлось поставить цифру соответствующего отрывка. Аналогичная работа выполнялась в русской народной сказке "Мена". А в сказке Б. Житкова "Храбрый утёнок" дети подбирают отрывок из текста, описывающие события на иллюстрации к сказке. Подобное задание было выполнено к картинке в рассказе В. Сухомлинского "Вьюга", поэтому в рассказе Н.Носова "На горке" дети легко выполнили знакомое задание: деление текста на части, редактирование деформированного картинного плпна, пересказ по плану, придумывание своей концовки и сопоставление содержание каждой части с соответствующей пословицей. На последующих уроках работа по составлению плана и пересказа по нему будет закреплена.

Тип урока:комбинированный. Проводится в третьей четверти второго класса в разделе "Учммся работать с текстом: план и пересказ.

Урок разработан с учётом технологии типа правильной читательской деятельности в основе которой лежат такие приёмы работы с текстом, как беседа, редактирование деформированного картинного плана, составление фрагмента текста с соотвтствующей по содержанию пословицы. Формы работы: фронтальная и групповая. Средства обучения: учебник, презентация, технические средства обучения (компьютер, проектор). Межпредметные связи с русским языком.

Отличие урока от стандартного в использовании технических средств обучения

Этот урок показал, что, дети умеют осознанно, правильно и выразительно читать; самостоятельно прогнозировать содержание текста по иллюстрации, формулировать главную мысль прочитанного; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному; отвечать на вопросы учителя; сопоставлять фрагменты текста с опорой на фольклёрный жанр, производить словесное рисование в соответствии с содержанием данного произведения.

Использование ИКТ технологий позволтло повысить мотивацию детей, облегчить учителю подготовку к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Программа «Гармония», 2 класс, 2008 – 2009 учебный год

Учитель: Скрылькова Вера Леонидовна

Тема: Н.Носов «На горке». Составление картинного плана.

Цель: закрепление и развитие знаний, умений и навыков при работе с текстом

Задачи:

1.Учить детей составлять картинный план

2.Развить навык беглого и правильного чтения

3.Воспитывать желание трудиться

Оборудование: портрет Н. Носова, иллюстрации для картинного плана, выставка книг.

Ход урока:

Организационный моме нт

Речевая разминка:

Саня и сани

Маленькому Сане подарили сани.

Посмотрите сами: вот какие сани!

Вёз на гору Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане – сани.

С.Коган

Постановка цели и задач урока

Сегодня мы продолжаем работу над рассказом Н.Носова «На горке». Нашей основной задачей будет составление картинного плана для последующего пересказа.

Проверка домашнего задания

  1. Деление текста на части

На сколько частей вы разделили текст?

Посмотрите, на доске написан план:

1.Ребята строят снежную горку

2.Котька приходит на горку

3.Горка вновь построена!

2) Перечитывание текста по частям

Изучение нового материал а

1.Работа по иллюстрациям учебника.

Какие иллюстрации относятся к первой части? (Одна, где дети строят горку, а Котька смотрит на них в окно)

Какие картинки относятся ко второй части? (Две картинки, где Котька карабкается на горку и скатывается с горки, посыпанной песком)

К третьей части? (Ребята вместе с Котькой строят новую горку)

Какой картинке не нашлось места? Где она должна быть? (Ребята постыдили Котьку. Ей место между картинками, где Котька посыпал горку песком и где строят новую горку).

2.Коллективный пересказ всего текста. Работа в группах по заданию:

Распределите между собой картинки в порядке следования, расскажите каждый свой эпизод, изображённый на иллюстрации так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.

3.Пересказ текста по картинному плану. Хорошо подготовившиеся группы выступают у доски.

Какой группе картинки не хватает? Что бы вы на ней нарисовали?

Физкультминутка

Закрепление нового мат ериала

На сколько частей вы дома разделили текст? (На три)

Сколько иллюстраций вы смогли нарисовать к тексту? (Шесть)

Эта серия из шести картинок – картинный план текста.

По какому плану легче пересказывать текст? Почему?

(По картинному, так как он более подробный

Подведение итогов урока

На доске записаны пословицы:

® На всякое хотенье есть терпенье

® Ум хорошо, а два лучше

® Поспешишь – людей насмешишь

® Умел ошибиться, умей и поправиться

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль всего рассказа.

(Умей ошибиться, умей и поправиться)

Исправить ошибку Котьке помогли товарищи, которые работали вместе с ним. Что мы делали сегодня вместе? (Составляли картинный план и пересказывали по нему текст

Отмечается деятельность детей на уроке, выставляются оценки.

Домашнее задание

Задание №7 с. №96

Поставить с товарищами сценку, в которой описывается, как отнеслись ребята к поступку Котьки.

Что нужно для выполнения задания? (Распределить роли и выучить слова)

Контроль осуществлялся в течение всего урока в устной форме при проверке домашнего задания. По вопросам учителя дети зачитывали нужный отрывок. Самостоятельная работа в группах имела своего рассказчика. При подведении итога урока, выбрав правильную пословицу, дети своими знаниями показали, что цель и задачи урока выполнены

Настроение у всех хорошее.


Картинный план урока как одна из форм формирования универсальных учебных действий.

Школа должна готовить ребенка к жизни в обществе. Значит, уже на уроке ученики должны учиться организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность, решать сложные проблемы, находить, понимать и принимать решения, сотрудничая для этого.

В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний, выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение планировать свою деятельность, контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать результат, находить ошибки, пути их устранения. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка - рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т. е. различать «это я уже знаю и умею», «а это я еще совсем не знаю, надо узнать» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения к творческому поиску.

Перед школой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

В стандартах второго поколения разработана концепция развития универсальных учебных действий как «психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания».

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

В состав основных видов УУД входит и регулятивный блок УУД.

К регулятивным действиям относятся:

Целеполагание;

Планирование;

Прогнозирование;

Контроль;

Коррекция;

Оценивание;

Саморегуляция;

Это все действия ученика, которые направлены на организацию его деятельности на уроке.

В понятие «организация деятельности» входят следующие умения:

Определять и формулировать цель деятельности;

Составлять план действий по решению проблемы;

Осуществлять действия по реализации плана, если надо - корректировать;

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Если в 1 классе дети определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя, то во 2 классе они делают это уже самостоятельно. А в 3-4 классе ученики, самостоятельно определяя цель деятельности, обнаруживают и формулируют учебную проблему, работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки, вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы.

В формировании регулятивных учебных действий мне помогает картинный план урока, который я разработала.

Картинный план вводится с 1 класса постепенно. В сентябре я каждый день показываю одну картинку плана и спрашиваю: «Что просит сделать вас эта картинка»? После обсуждения мы договариваемся о том, что дети будут делать при виде данной картинки. Она вывешивается на доске как часть плана урока.

К концу 1 четверти в начале каждого урока учащиеся «читают» картинный план, обсуждают, что им предстоит сделать на уроке. По плану дети оценивают свою работу на уроке поэтапно.

Далее от класса к классу работа с планом усложняется, варьируется. К 4 классу план помогает ребятам не только организовать, оценить и проконтролировать свою деятельность, но и столкнуться с проблемой, которая требует решения, поставить цель урока и определить конкретные задачи. Например, план урока начинается не с традиционной проверки домашнего задания, а с задания на дом. Ученики знакомятся с домашним упражнением и сталкиваются с проблемой, я предлагаю выстроить план деятельности, который поможет нам решить учебную проблему.

Главное, чтобы план не превращался в красивые картинки на доске, а работал над формированием регулятивных универсальных учебных действий.

Сначала план был в виде картонных прямоугольников, которые вывешивались на доске. Сейчас у нас в классе есть интерактивная доска. Работать на ней - одно удовольствие.


Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного.

МО учителей начальных классов.

Пономаренко Л.А.

Почему большое внимание в начальной школе уделяется работе по составлению плана.

Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру - это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить - это значит увидеть и выделить главное, т.е., обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию. В своей работе я использую следующие виды плана:

1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.

2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;

3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.

Начиная работу над литературным произведением, «идеальный учитель» должен ставить перед собой задачу создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы. Дети должны сначала понять весь материал, затем запомнить его. То есть работа до начала чтения, работа во время чтения и работа над текстом после чтения должна проводиться обязательно именно на уроке, следовательно, и обучать детей подробному пересказу следует тоже на уроке.

Но в большинстве случаев учителя уделяют внимание такому этапу работы над литературным произведением, как анализ, т.к. считают его наиболее сложным и трудоемким и подготовке работы перед непосредственным прочтением. Так же внимательно следят за совершенствованием навыков чтения. При этом такой этап работы как вторичный синтез отходит на второй план или вовсе не проводится. Учитель практически не учит детей подробному пересказу текста литературного произведения, а просто дает в качестве домашнего задания пересказать рассказ, сказку и т.п.

Дети, в свою очередь, не зная как пересказывать литературное произведение, на что следует обратить внимание, в какой последовательности должна проводиться работа и подготовка, и каковы критерии оценки, стараются, как правило, выучить текст наизусть, слово в слово. А ведь одним из главных критериев оценивания любого пересказа является живая речь ученика.

Поэтому и необходимо сделать так, чтобы ребенок, не затрудняясь, смог самостоятельно подготовиться к изложению содержания произведения своими словами, полно и выразительно. А для этого учителем должны использоваться приемы работы над подробным пересказом.

Одним из таких приемов является составление плана литературного произведения.

Оно приведет к осмысленному пересказу своими словами, так как нельзя составить план текста, не поняв его содержания, а понимание – это, прежде всего, перевод текста на «свой» язык.

Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид – установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов.

Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, – выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части. Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.

В младших классах работа над планом рассказа или сказки проходит на основе эмоционального восприятия содержания и сам план часто имеет образное (картинное) выражение. В качестве начального упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный план .

Затем детей обучают составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом . В 1 классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребенка к поиску ответа.

На начальных этапах обучения составления плана текста, рассказа или сказки учителя используют часто прием – показ на примере, каким должен быть план. Для этого школьникам вначале дают готовый план. Как правило, это бывает план к изложению. Написав несколько изложений по готовому плану, дети должны начать составлять такой план сами.

На примере им показывают и как формулируются заголовки. Они тоже даются в готовом виде. Работая с такими заголовками, дети должны не только видеть в них образец, но и определять, к какой части текста относится каждый из них.

Вместе с этим учащимся выдаются памятки составления плана рассказа.

Составление плана рассказа.

    Прочитай весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?

    Прочитай первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.

    Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай. Убедись, отражает ли он главное, не упущено ли основное.

    Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.

Основной приём обучения - это показ на примере, каким должен быть план. (Готовый план) .

На примере учащимся показывают и как формулируются заголовки. Например, задание, предполагающее данный прием, такое:

Прочитай текст, расположи пункты плана по порядку.

Другим распространенным приёмом обучения является методика восстановления текста. При таком обучении школьникам даётся текст, разрезанный на части (чаще всего это бывают абзацы), из которых они должны составить рассказ.

Задание: «Напечатанные ниже смысловые части текста расположены не по порядку. «Собери их» – в этом тебе поможет план» (Даны части текста и план, нужно расставить части в соответствии с планом)

С первого класса предлагается детям вопросный план , т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.

Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.

Подведем итог:

План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.

Вместе с тем составление плана помогает запомнить материал. Составление плана влияет на полноту, скорость, точность и прочность запоминания материала.

Картинный план.

Виды плана.

СИНТЕЗА

НА ЭТАПЕ ВТОРИЧНОГО


Цели:

Раскрыть значимость и содержание работы на этом этапе;

Познакомить с видами работы на этом этапе;

Показать разнообразие планов и пересказов текста;

Познакомить с методикой деления произведения на части и видами пересказа.

Работы синтетического характера на этапе вторичного синтеза могут иметь разные виды:

· деление произведения на части;

· составление плана к произведению;

· пересказ прочитанного;

· словесное рисование;

· музыкальное иллюстрирование текста и др.

Рассмотрим наиболее сложные из них.

Составление плана произведения.

План произведения отражает последовательность эпизодов или намечает порядок изложения. Он способствует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, помогает учащимся выделить главную мысль, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся; учит делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка или пункта простого плана.

Работа над планом состоит из двух этапов:

1. Деление произведения на части, относительно законченные по содержанию

2. Озаглавливание частей.

Деление на части – достаточно трудный этап для учащихся, т.к. эта работа совмещается с выделением основной мысли отрывка. Часто деление текста на абзацы помогает читателю найти границы частей. Иногда учитель указывает, на сколько частей можно разделить произведения. Иногда учитель показывает центральную часть, а дети определяют, о чем говорится до и после этого эпизода. Можно поступить иначе: сказать главную мысль отрывка и дать задание найти доказательства в тексте.

1. Это может быть иллюстрация в книге. Давая задание найти в тексте ту часть, к которой она относится, учитель может попросить определить часть, предшествующую названной, и последующую. Таким образом, произведение может быть разделено на части.

2. Может быть предложено несколько иллюстраций к произведению, которые даны вразнобой, детям предлагается восстановить последовательность, расположив иллюстрации в нужном порядке.

В младших классах полезны заголовки плана в форме вопросов, так как вопрос побуждает к ответу.

Уже в первом классе возможно составление плана на основе выявления последовательности событий. При этом полезна постановка вопросов к каждой части.

В 1-2 классах при составлении плана большая роль отводится учителю, но работа проводится коллективно.

В 3 классе учащиеся уже способны понять причины поступков героев, хотя и не всегда полностью раскрывают мотивы их поведения. Работа над планом в таких произведениях направлена на выявление причин.


В 4 классе составление плана отличается большей самостоятельностью учащихся, может быть дано задание на дом составить план произведения.

При составлении плана могут быть использованы такие обучающие упражнения:

Объединить несколько пунктов плана под общим названием;

Выделить одну крупную часть произведения и разделить на более мелкие;

Найти предложения в тексте к предложенным иллюстрациям, эти предложения могут быть названиями пунктов плана и т.д.

Составленный план служит учащимся опорой при пересказе произведения. Работа над планом, в зависимости от цели урока, может быть на уроке, а может быть домашним заданием.

Надо помнить: не каждое произведение годится для составления плана:

1) длинные, крупнообъемные произведения;

2) произведения со сложной композицией;

3) эмоциональные рассказы;

4) лирические стихотворения.