Сказки        08.10.2023   

Характеристика остапа по 1 и 2 главе. Характеристика Остапа (Н. Гоголь, "Тарас Бульба"). Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Встреча семейства Бульбы

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - произведение неоднозначное. С одной стороны, она вроде бы воспевает немыслимую силу русского духа, с другой - пугает современного читателя описаниями старинных зверств. Остается только благодарить судьбу за то, что нам не пришлось жить в то суровое время.

Все ценности казаков, их средства достижения цели и образ жизни выглядят сегодня дикостью несусветной.

Встреча семейства Бульбы

Сюжет, наверное, помнят все еще со школьной скамьи: старый полковник Тарас Бульба, дождавшись из Киевской академии двух своих сыновей, - старшего Остапа и младшего Андрия, отправляется вместе с ними в Запорожскую Сечь, ибо отношение его ко всем этим «букварям и философиям» скептическое. Истинною наукой считает старый казак жаркий бой да мужское товарищество.

Сыновья его - оба здоровые, красивые юноши возрастом «лет за двадцать». Нрава они разного: характеристика Остапа начинает проясняться с первой же страницы. Едва вернувшись домой, он вступает в драку с родным отцом, не позволив тому над собой потешаться (старому Бульбе показались смешными сыновние «свитки»). Надо отдать должное, что полковник на старшего сына не рассердился, а совсем наоборот: пришел в восторг и пожелал драться с младшим. Но этот слеплен из другого теста, и отец сразу же припечатывает: «Э, да ты мазунчик, как я вижу!».

Личность юного Остапа

Личности своих героев Гоголь обрисовывает немногими, но выразительными фразами, причем характеристика Остапа несколько скупее других. Человек это прямодушный, верный товарищ, никогда не выдающий своих подельников по бурсацким затеям.

К ученью старший сын Тараса равнодушен - только угроза на двадцать лет оказаться в монастырских служках, озвученная отцом, принуждает его взяться за науку. И тут обнаруживается, что способности у него не хуже, чем у других, но все равно Остап почти никогда ни о чем не думает, кроме «войны и разгульной пирушки».

Вместе с тем, и доброта не чужда его сердцу (правда, с оговорками на «суровый и сильный» нрав и такую же эпоху). Слез несчастной матери старшему сыну жаль, и он уезжает из дома, невесело опустив голову.

Cherchez la femme

Второй сын Бульбы отличается от первенца: Остапа и Андрия тотчас предлагается вниманию читателя. Младший брат не столь угрюмого нрава - он больше расположен и к науке, и к разного рода чувствам. Мечтая о ратных подвигах, он, тем не менее, помышляет и о многом другом. Интересно, что в Академии проявил Андрий, часто бывая заводилой разнообразных проказ, причем изворотливость и живость ума порой спасали его от наказания. В этом смысле характеристика Остапа противоположна: к предводительству не стремился, оправдываться не считал нужным. Принимал заслуженное наказание молча и безропотно, что говорит и об отсутствии хитрости, и о наличии гордости.

Главное же отличие, о котором говорит внимательному читателю характеристика Андрия и Остапа, - место женщины в душе каждого из них. Если старший брат об этом и не мыслит, то младший рано узнал потребность в любви, едва ему минуло восемнадцать.

Отношение Тараса Бульбы к слабой половине человечества более чем презрительное. «Казак не на то, чтобы возиться с бабами», - такова безапелляционная характеристика Тараса. Остапа, видимо, отцу удалось воспитать в «правильном» духе. С младшим не вышло: еще во время учебы он встречает в Киеве «прекрасную полячку», дочку приезжего воеводы, и влюбляется в нее смертельно. и приведет его к гибели.

Ученье в бою

Прибыв в Сечь, старший Бульба тут же принимается подбивать кошевого атамана совершить боевой поход (чтобы сыновья нюхнули пороху). Получив отказ, старый полковник разражается гневной тирадой, смысл которой в том, что жизнь без войны - бессмысленна.

В конце концов Тарасу, наконец, «везет». В Кош является козак с недоброй вестью о том, что по всей Украине поляки притесняют православный люд, и даже церкви теперь принадлежат евреям - чтобы отслужить службу, надо платить «жидам». Поубивав немного сынов Израилевых в окрестностях Сечи, казаки выступают в доблестный поход и приходят к укрепленному городу Дубно, жители которого готовы сражаться до последнего, но не сдаться на милость запорожскому войску. Нельзя сказать, что такая позиция неверна: описание ратных подвигов казачества вовсе не наводит на мысли о проявленном милосердии, где там: всюду, где проходили бравые воины, они жгли, убивали, грабили и мучили - таковы, повторяет Гоголь, были обычаи того жестокого времени.

Разум и страсть

Итак, Дубно не сдается, но его обитатели в тяжелом положении: продовольствия в городе нет, окрестные деревни разграблены, а казаки расположились перед стенами, намереваясь держать осаду, пока голод не сделает того, чего не смогло оружие.

В ходе боев становится окончательно ясно, каков старший сын Тараса - Остап Бульба: характеристика, данная ему отцом, самая лестная: «Будет со временем добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!». Старший из братьев, несмотря на довольно юный возраст (ему двадцать два), проявляет себя как человек, созданный «вершить ратные дела». Он храбр, хладнокровен, расчетлив в бою, способен здраво оценить свое положение и силы противника. Мысль его занята победой - и он находит способ достичь желаемого, даже временно отступив.

Тут же окончательно определяется разница между братьями: характеристика Андрия и Остапа не противоречит тому, что о них уже известно, наоборот - дополняется новыми фактами.

Младший сын Тараса видит в битве «бешеную негу и упоенье». Он не склонен к предварительным оценкам или раздумьям: это натура, скорее, страстная и чувственная, нежели спокойная и рассудительная. Порой одним натиском отчаянной храбрости ему удается совершить невозможное, и тогда отец одобряет сына, все же отдавая предпочтение старшему: «И это добрый… вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка!».

Предательство Андрия

Под осажденным городом казаки маются от скуки, пьют, куролесят. Описанная Гоголем запорожская дисциплина ужаснула бы военного специалиста: весь лагерь спит, и только Андрий бродит по степи со стесненным сердцем - не иначе, предчувствует свою участь. И действительно: вот крадется чья-то призрачная фигура. Изумленный, он узнает служанку своей киевской знакомой: татарка, выбравшись подземным ходом из осажденного города, пришла просить у Андрия хлеба для своей панночки.

Поведение героев в ходе последующих событий согласовывается с личностью каждого из них. Можно сказать, что Остапа, Андрия завершена - остается лишь понять, как душевные качества способны определить судьбу.

Младший представитель семейства, чувственный и стремящийся к наслаждениям, теряет голову. Отправившись к прекрасной полячке с хлебом, Андрий забывает свой долг и свою Родину. «Отчизна моя - ты!», - говорит он возлюбленной, и остается в осажденном городе, перейдя на сторону врага.

Весть о предательстве сына, принесенная евреем Янкелем, больно ранит Тараса. Напрасны попытки утешить его: вспомнил старый полковник, что «велика власть слабой женщины… что податлива с этой стороны природа Андрия».

Смерть сыновей

Тем не менее, осознание сыновней слабости не побуждает Бульбу к прощению - он упрям, жесток и безжалостен в своих принципах: заманив младшего отпрыска в лес во время битвы, отец убивает сына со словами, давно ставшими крылатыми: «Я тебя породил, я тебя и убью!».

Потеряв одного сына, отец всю свою любовь и гордость отдает другому. Жестоко изрубленный в бою, выживший чудом, он отправляется в саму Варшаву, чтобы попытаться вызволить Остапа из плена - но этого, к сожалению, сделать не удается. Не довелось отцу и повидаться с сыном (не в последнюю очередь из-за вспыльчивости самого Тараса, не сумевшего вытерпеть оскорблений стражника, которого пытался подкупить льстивыми речами и знакомый нам Янкель).

Оставив надежду, старый Бульба присутствует на площади, где казнят пленных, и характеристика Остапа, данная ранее, снова подтверждается. Под пытками не издает он ни звука, чтобы не доставить «еретикам»-полякам удовольствия слышать козачьи стоны. Душа его дрогнула лишь однажды, при самой жестокой муке, и тогда, поддавшись слабости (наверное, единственный раз в своей недолгой жизни) Остап крикнул в душевной муке: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?!» И стоящий среди зевак Бульба ответил любимому своему сыну: «Слышу!».

  • Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь, трудное знанье вершить ратные дела
  • Гоголь характеризует героя, подскажет народно-поэтические истоки образности (сравнения, эпитеты), лексический состав отрывков («Рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качества льва»; «Как плавающий ястреб…»; «батька за пояс заткнет»; «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно…»; «хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине»; Авторский комментарий, подбор изобразительно-выразительных средств, ведущая роль героя в кульминационных моментах повествования), раскроет обобщенный характер образа, его типичные черты.
    Тарас - это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий - воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап - воплощение молодой запорожской силы, зреющей в народе. Тарас убивает Андрия как предателя своей родины, несмотря на то, что он его сын. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса

    Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. В свои двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. В Остапе заметны черты будущего вожака. Автор сравнивает Остапа с великаном, потому что великаны, богатыри всегда были защитниками родной земли. Величие души Остапа - в верности запорожским идеалам: погибнуть за родную отчизну. Андрий по своему душевному складу индивидуалист и эгоист. Он отличался изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.

    Трагический пафос последних глав повести «Тарас Бульба» требует определенных пауз: необходимо дать возможность внутренне перечувствовать, пережить самые скорбные страницы гоголевского повествования. И первые вопросы к ним – это вопросы о прочувствованном, о том впечатлении, которое оставляет в душе финал повести, трагическая судьба героев. Герои не погибают – они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Смерть, изображенная в повести Гоголя, «…освящена ореолом доблести, она духовна, хотя Гоголь не скупится на описание рек крови и вида отрубленных голов». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа – подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

    по повести,Тарас Бульба”

    Тарас Бульба – был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тарасу было не по сердцу то, что из Польши начали перенимать традиции, обычаи и появилась роскошь: слуги, соколы, обеды и дворы. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов. Он считал себя законным защитником православия.

    Бульба имел двух сыновей и жену. Младшего сына он считал мазунчиком. К женщинам относился плохо. Думал, что они всегда мешают настоящим казакам. Он думал, если он до конца жизни просидит дома то он станет гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами и свиньями, да бабиться с женой.

    Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжёл и толст.”
    Тарас рано ложился спать и рано просыпался. Всегда любил потеплее укрываться.
    Жена Бульбы видела мужа 2-3 раза в год, а потом несколько лет, от него не было ни слуху ни вести. Она терпела оскорбления и иногда даже побои.

    Тарас Бульба очень горячился и сердился, тщательно собирался, был ответственный. Хорошо говорил речи, подбадривая тем самым нуждающихся в этом людей. Он был горд за сына когда узнал что его выбрали атаманом. Он не любил предателей. И даже когда таким предателем оказался его сын он убил его со словами: ,Я тебя породил, я тебя и убью!”



    После казни Остапа, Тарас ходил по Польше и грабил со своим войском в честь сына. Потом за это, Бульбу все начали искать. Когда они нашли Тараса, приказали сжечь его на костре перед всеми. Горя на столбе Тарас увидел своих, и он предупредил их, чтобы они убежали, тем самым спас их. Его смерть не была напрасной он умер как герой того времени.

    Остап - старший сын Тараса Бульбы. Ему было 22 года. Гордый, очень хладнокровен, не терпел обид и мог ударить за это даже своего собственного отца. Учился в Киевской бурсе. Через год приезжал с братом к отцу. Остап заботился о брате, любил мать, хотел быть таким как отец, уважал и боялся его; он был для него главный судья.

    Когда Андрия убили, ему было его жалко и он хотел придать его тело честной земле, чтобы не поругались над ним враги и не склевали хищные птицы.

    Остапу, казалось, что у него был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерить всю опасность и всё положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от неё, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крупное слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва”.

    Казаки говорили про Остапа: ,Вот и новый атаман, а ведёт войско так, как бы и старый.”

    Когда его казнили, он молчал, молчал истекая кровью. А потом начал звать своего батьку.

    Андрий – младший сын Тараса Бульбы. Двадцать с лишком лет, и ровно в сажень ростом. Учился с братом в Киевской Бурсе. Любил больше мать, чем отца.

    Андрий говорил: ,Пускай только теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!”

    Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве. <…> И не раз дивился старый Тарас, видя, как Андрий, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях”

    Андрию очень не нравилось то, что они держали город в голоде. У него с отцом была разная натура, и другими очами они глядят на одно и то же дело. Он по-другому относился к женщинам. Он продал отчизну товарищей и отца с братом за полячку. Его приводило в недоумение то, что люди из-за них от голода ели землю и домашний скот.

    Когда его заманили злого и яростного в лес к отцу, у него пропала всякая ярость, он почувствовал свою вину за это. И поэтому подчинялся отцу как ребёнок; слез с коня, зная, что сейчас отец убьёт его. Он умер как предатель.

    Он был мёртвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарованья, всё ещё всё ещё выражало чудную красоту…”.

    Старший сын Тараса Остап во многих чертах напоминает своего отца; его без малейшей погрешности можно считать плотью от плоти и костью от кости старого Тараса. Остап такой же продукт своей эпохи и ее духа, как и Тарас. Разница между ними состоит только в возрасте. Что у Тараса уже вполне определилось и составляет сущность его натуры, то у его сына уже заложено, но еще не определилось вполне, а развивается и выясняется с ходом и развитием повести, и видно как быстро происходит в молодом бурсаке процесс формирования удалого «рыцаря» и казака.

    Приехав в родной дом из бурсы после продолжительной разлуки, Остап смущенно смотрел в землю и выказывал сильную застенчивость; она, однако, моментально исчезла, когда отец вздумал было над ним смеяться; Остап сейчас же обнаружил свои истинные свойства: высокое понятие о своей чести, способность отстаивать ее пред кем бы то ни было, даже пред отцом, и большую физическую силу. Обнаружив эти свойства, он сейчас же заслужил одобрение отца и предсказание, что из него «добрый будет казак».

    Действительно, в Остапе было заложено все, что составляет неотъемлемые свойства «доброго казака», но на момент приезда он им еще не был, и старый Тарас своим словом «будет» именно и выразил ту мысль, что Остап представляет пока лишь хороший материал для будущего казака, а станет им тогда, когда попадет в Сечь, да понюхает пороху, да покажет себя в деле, т. е. в битве, так как только Сечь — настоящая школа для казака, а настоящее дело — битва. Все то, чем Остап занимался раньше — так себе, вздор, ничего не стоит, а вот Сечь и битва — другое дело, это то, чем именно и должен заниматься казак.

    Собственно говоря, Остап так и смотрел на науку и бурсу, а с другой стороны на Сечь и на достоинства и обязанности казака. Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, он проявил все признаки такого мировоззрения. Он не хотел учиться и, отданный в Киев, в бурсу, в тот же год убежал, но его выдрали немилосердно и возвратили; четыре раза он закапывал в землю свой букварь не желая сидеть за скучной книгой, и четыре раза сажали его за новую книгу, но и это все не помогло бы, но Тарас догадался пригрозить Остапу, что продержит его двадцать лет в монастырских службах и не позволит никогда увидеть Запорожья, если он не окончит курса в бурсе.

    Только это средство оказалось действительным, и спустя восемь лет Остап и его младший брат Андрий окончили полный курс наук в тогдашней бурсе, хоть это делалось для того, чтобы после всю науку забыть совершенно, а выучиться другой, более необходимой в тогдашней жизни, т. е. военному делу. Сам автор говорит, что эта тогдашняя наука, способы преподавания и подбор преподавателей могли только ожесточить характер учащихся, сообщить им твердость, всегда отличавшую казаков, выработать в них чувство солидарности, которая впоследствии превращалась в «товарищество», род военной организации, известной под именем Сечи или Запорожья.

    Таким именно и был Остап еще на школьной скамье; он всегда считался одним из лучших товарищей, но не проявлял активности в школьных шалостях, так как редко брал на себя роль предводителя в опасных и дерзких предприятиях — обобрать чужой огород или сад, но зато всегда был одним из первых, являвшихся под знамена предприимчивого бурсака, причем никогда не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной жизни, по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он был добр настолько, насколько это было возможным при таком характере и в тогдашнее время. Естественно, что имея такие задатки и воззрения еще в школе, Остап очень скоро превратился в то, что по тогдашнему времени определялось выражением «добрый казак».

    Очутившись вместе с отцом и братом в Сечи, Остап со всею своею пылкостью бросился в это разгульное море и забыл вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предался новой жизни, став скоро на хорошем счету у старых казаков. Он быстро освоился с жизнью «вольных казаков» и даже во многих отношениях поднялся выше общего уровня своею ловкостью и силой. Недоставало только крещения огнем и мечом, но и это вскоре совершилось, и Остап вышел из него с честью. В битвах с поляками он проявил столько мужества и ловкости, что заслужил одобрение всех опытных казаков, а Уманский курень выбрал его даже в куренные атаманы вместо убитого Бородатого. Казаки руководствовались при выборе следующим соображением «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека», а кошевой высказал такое мнение о новом атамане: «Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы и старый». Одним словом, в первый же поход он превратился в «доброго казака» и вполне заслужил эту репутацию.

    Он совершенно стал походить на своего отца, обнаружил ту же воинственность, отвагу, презрение к мирной жизни; суровость в обращении, энергию, предприимчивость и стойкость. Если бы Остапу суждено было прожить на свете, сколько прожил Тарас, то из него выработался бы совершенно такой же тип, как и его отец. Достойна замечания смерть Остапа; она столь же героична, как и смерть его отца. Умирая на эшафоте от руки палача, он все же торжествовал над врагами своей родины и думал о ней.

    Его предсмертный возглас: «Батько! где ты? слышишь ли ты все это? .. » надо понимать в том смысле, что Остап, смотря на отца своего, как на воплощение всего казачества, всех заветных традиций родины, вспомнил о нем и завещал ему святую месть и даже не ему лично, а в лице его всей родине, всему казачеству, так как на терзания своего тела, на свои страшные мучения он смотрел, как на терзания всей родины; эти мучения были олицетворением страданий всей Малороссии от рук врагов. Своим молчаливым презрением Остап торжествовал как бы подтверждая восклицание Гоголя: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

    Характеристика Остапа из «Тараса Бульбы»


    В повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» есть несколько смысловых центров. Историческое прошлое, фрагмент из жизни Запорожской Сечи и судьбы трёх главных героев – Тараса, Андрия и Остапа. Более подробно хотелось бы остановиться на последнем персонаже. В Тарасе Бульбе воплощён образ национального героя, борца за веру, Родину и независимость. Андрий представляется эдаким бунтарём и предателем. Что же скрыто в образе Остапа, сына Тараса Бульбы? Характеристика Остапа из «Тараса Бульбы» позволит более полно ответить на этот вопрос.

    Внешний вид
    В первую очередь нужно обратить внимание на внешность героя. В этой повести Гоголя главные персонажи имеют фактурный внешний вид, благодаря которому также можно проследить некоторые черты характера. По сравнению с характеристикой Андрия, упоминания о внешности Остапа из «Тараса Бульбы» достаточно скудны, в тексте повести они встречаются нечасто. Итак, в «Тарасе Бульбе» описание Остапа представлено следующим образом: «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».

    Уже с первых строк произведения становится понятно, что у Остапа есть характер. На подшучивание Бульбы старший сын отвечает кулачным боем. Остап готов защищать свои интересы и достоинство, несмотря на то, что его оппонентом выступает отец. Драка заканчивается дружескими объятиями и похвалой: Тарас доволен, что сын проявил свои волевые качества, а потому не хотел, чтобы сыновья оставались с матерью долгое время, думал, будто это их разнежит.

    Учёба в семинарии
    Известно, что Тарас отправил сыновей получать образование в Киев, чтобы там опытные преподаватели смогли дать знания о науках и дисциплине. Поначалу с послушанием у Остапа были проблемы. Он много раз сбегал, срывал занятия, закапывал книги. Возможно, это продолжалось бы и дальше, но Бульба взял ситуацию в свои руки, пригрозив отправить сына в монастырь. После этого Остап серьёзно занялся учёбой. Не сказать, что у него был талант, зато Остап обладал удивительным упорством. Спустя месяцы чтения и осваивания логических, риторических и грамматических тонкостей, Остап стал в один ряд с лучшими учениками. Надо сказать, что учёба в то время очень мало походила на обучение в современном понимании. Семинаристы нигде не могли применить полученные навыки и познания, «все были далеки от опыта».

    Отношение к любви
    Остап из повести «Тарас Бульба» мечтал отправиться в Запорожскую Сечь и стать козаком. Семья была совершенно не для него. Остап не задумывался о том, что однажды потеряет голову из-за чувств к прекрасной девушке. Такой исход событий просто не укладывался в его мировоззрение. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал». В эпизоде казни ещё раз говорится о том, что жена и семья не важны для него. В последние минуты не хотел Остап ни видеть мать, ни слышать плач своей безутешной жены.

    Поведение на Сечи

    Обоим сыновьям Тараса Бульбы быстро пришлась по вкусу разгульная жизнь. Остап уважал законы на Сечи, однако, всё же не был так поражён жестоким наказанием одного запорожца за убийство. Остап был хладнокровен.

    Опасаясь, что молодцы пропадут в гулянии и пьянках, Тарас просит кошевого нарушить мирные договорённости с Польшей, чтобы его сыновья могли закалиться в сражениях. Но события разворачиваются несколько иначе, но в пользу Бульбы-старшего.

    Остап показал себя с лучшей стороны: неустрашимый, удалой, мужественный воин. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Он мог с точностью определить опасность, зная при этом как её миновать. Его рассудительность и трезвый расчёт делали Остапа отличным стратегом. Двадцатидвухлетний юноша сражался наравне с опытными козаками. Ему были присущи две важнейшие для воина вещи: хладнокровность и аналитический ум. В нём видны были задатки будущего вождя, неслучайно Остапа выбирают куренным атаманом.

    Характер
    В характеристике Остапа из повести «Тарас Бульба» особое место уделено темпераменту. Старший сын Бульбы высоко ценил дружбу, считался одним из лучших товарищей. В семинарии, будучи пойманным за какую-то выходку, он никогда не выдавал своих «сообщников». Он «был прямодушен с равными». Козаки высоко оценили это качество, ведь одним из главных законов на Сечи был закон товарищества. В произведении не сказано ни о каких-либо ссорах или стычках между Остапом и козаками, так как их в силу указанных выше личных качеств юноши и быть не могло.

    О волевом характере свидетельствуют не только батальные эпизоды, но и отношение к учёбе: невзирая на скучные и неинтересные учебники, Остап всё же стал отличником.

    Остап был добрым. Смерть Андрия и слёзы матери больно ранили его, но юноша старался этого не показывать. Он был ближе к отцу, чем к матери. С Тарасом его роднило желание отдать жизнь ради служения родному краю и украинскому народу. Его всегда привлекали истории о подвигах, он мечтал показать себя в сражениях, размахивать саблей, защищая свои интересы. Его не влекла «музыка пуль», Остап более реально смотрел на вещи, нежели его младший брат. Самому Тарасу Бульбе характер Остапа импонировал больше.

    Смерть
    Не суждено было Остапу прожить долгую жизнь, но вот достойную – да. Его казнят в Варшаве под любопытными взглядами изголодавшейся по зрелищам толпы. Пленников вывели на эшафот, Остап идёт первым. Он горделиво смотрит на поляков, не здоровается с ними. Козак обращается только лишь к запорожцам, чтобы те не посрамили козацкую славу, не вымолвили ни слова, пока палачи будут их пытать. Старшего сына Бульбы казнят первым. Он поступил именно так, как наказал другим пленникам: стойко выдержал мучения. Молчал Остап и тогда, когда ляхи ломали кости в ногах и руках.

    Остап навсегда остался верен своей Отчизне, козакам и христианской вере. Образ Остапа из «Тараса Бульбы» литературоведы считают собирательным. В нём расшифровывается не столько человеческая личность, сколько сама идея свободы и борьбы за независимость. Поэтому и казнь оказывается непросто смертью Остапа, а гибелью провозглашаемых в повести ценностей: веры и Родины.

    Подробная описание Остапа будет полезно учащимся 6-7 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Характеристика Остапа из повести «Тарас Бульба».


    Поделиться в социальных сетях!