Литература         23.01.2020   

Как называлась двойная корона. Двойная корона древнего египта. Нижний Египет и Красная корона

В египтологии традиционно считается, что короны дешрет и хеджет символизируют, соответственно, Нижний Египет и Верхний. Также предполагается, что в Додинастическую эпоху в долине Нила упомянутые царства существовали отдельно друг от друга, но первые фараоны объединили их в одно, положив начало истории Древнего Египта:

Карта деления Древнего Египта на Верхний и Нижний.

Соединили и короны, получив одну на оба царства:


Птолемей VIII в короне пшент (объединённого царства).

Казалось бы, всё просто и понятно, но известные факты рушат эту красивую легенду. Так, хорошо известны статуи основателя Среднего царства Ментухотепа II, на которых он изображён только в одной короне Нижнего царства - дешрет:

Сразу возникает вопрос: означает ли это, что Ментухотеп II правил только Нижним Египтом, а страна вновь разделилась на два царства? Ведь не может быть так, что фараон забыл про свои владения, не отразив их на своей короне? Обычно правители поступали ровно наоборот - приписывали себе лишнее.

На следующем изображении ситуация меняется на противоположную:


Рельеф из заупокойного храма Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри. Ритуальная казнь пленника фараоном.

На голове Ментухотепа II теперь корона Верхнего Египта - хеджет, - а про корону Нижнего он, выходит, "забыл". Странная забывчивость Ментухотепа II объясняется, скорей всего, тем, что символизм корон дешрет и хеджет иной, нежели принято в академической среде.

Приведу ещё характерные примеры из разных эпох Древнего Египта:


Фараон Рамзес III в одной короне Нижнего Египта дешрет.



Фараон Снофру.

Следует отметить, что чаще всего фараоны в короне хеджет встречаются в период Древнего царства.


Скульптуры фараона Хуфу в двух разных коронах: дешрет (слева) и хеджет (справа).


Фараон Пиопи I.


Фараон Менкаура.

В III династии даже был фараон с именем Кахеджет - "образ [короны] хеджет":


Фараон Кахеджет (слева).

Это далеко не все примеры, когда фараон объединённого царства носит корону одного из них, "забывая" про другое. Попробуем разобраться, в чём тут дело. Начнём с наиболее простой и понятной красной короны дешрет:


Красная корона дешрет, украшенная завитком.

Первое, что она напоминает - кресло или трон. У людей Древности абстрактное мышление было развито плохо, следовательно они ничего не выдумывали, а изображали то, что есть. Если предмет похож на трон со спинкой, то это и есть оный трон. Корона, изображающая престол, позволяет однозначно идентифицировать его обладателя, т.е. верховного правителя.

Трон правителя и сегодня остаётся непременным атрибутом любого вождя африканского племени:


Конго. Ньими Кок Мабинтш III, король Куба.

Корона в виде трона - простейшее решение для идентификации: если встречается человек с троном - под ним или на голове, - то это несомненно вождь.

Красный цвет короны обусловлен тем обстоятельством, что в Африке почва нередко имеет яркий кирпично-красный оттенок:


Уганда.


Кения.

Трон обладает тем же цветом, что и земля, которым владело племя во главе с вождём. Но как быть с тем, что в Египте грунт - это жёлтый песок, а не красная почва? Дело в том, что в доисторические времена долину Нила заселили выходцы из его верховьев, а точнее с берегов озера Виктория - они спустились по течению, принеся с собой символику и родоплеменные культы.

Таким образом, красная корона дешрет - это символ власти правителя, распространяющейся на определённую территорию безотносительно к месту её нахождения: в верхнем течении реки или в нижнем. Отсюда следует, что белая корона хеджет символизирует не Верхний Египет, а нечто другое, тем более, как мы уже понимаем, обе короны происходят из одного места - верховьев Нила.

Белая корона хеджет не менее древняя, нежели дешрет, и её происхождение также теряется в глубинах тысячелетий:


Белая корона хеджет.

Её форма сначала может привести в замешательство, т.к. она не напоминает ничего такого, что окружает человека в быту. Но не будем, однако, забывать, что корона появилась в Африке, следовательно она должна отражать быт африканцев, а не европейцев. Это соображение практически сразу приводит к ответу: корона хеджет изготовлена из плода тыквы рода Лагенария:


Плод тыквы лагенарии.

Лагенария наиболее распространена в тропических зонах, в том числе, в Африке. Её также называют посудной или бутылочной, что обусловлено её замечательными свойствами: из лагенарии и сейчас делают удобную посуду, различные сосуды - так называемые калебасы, - сувениры и даже музыкальные инструменты.


Современные сувенирные калебасы из лагенарии.

Изготовить из тыквы лагенарии корону хеджет не составляет никакого труда, тем более жителям тропической Африки, тысячелетиями использующими их для хозяйственных нужд. Таким образом, как и в случае с красной короной дешрет, древние предки египтян ничего не выдумывали, а воспользовались хорошо знакомым для них предметом.

Но с какой целью африканские правители стали носить на голове "бутылки"? Для ответа на этот вопрос следует указать на важное обстоятельство: корона хеджет - обязательный головной убор бога Осириса.


Сцена из погребальной камеры Аменхотепа II.

На приведённой фреске Осирис даёт вдохнуть жизнь покойному фараону, причём сюжет читается буквально. Осирис - бог возрождения, дающий вечную жизнь усопшим и продлевающий её живым . Связь между Осирисом и короной хеджет в том, что Осирис - это мумия, представляющая собой кокон с телом мертвеца внутри. В этом и заключается смысл древнеегипетского "возрождения", подсмотренного в природе, когда из кокона с замурованной "куколкой-мертвецом" рождается имаго:

Именно наблюдения фауны надоумили древних египтян и их предков заниматься мумификацией умерших, изготавливая для них своеобразные коконы.

По сути, корона Осириса хеджет служит продолжением его "кокона" - это его верхняя часть, - поэтому символизм хеджет читается следующим образом: это то, из чего появляется жизнь. Однако форма и цвет короны позволяет увидеть в ней и другую коннотацию: хеджет напоминает яйцо, отношение египтян к которому нашло отражение в мифологии. Так, согласно гермопольской космогонии, цитата: "Боги Великой Восьмерки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa" (И.В.Рак, "Египетская мифология").

На самом деле, с феноменологической точки зрения, разницы между яйцом и коконом нет - отличие только в свойствах: кокон соткан из нитей, а яйцо имеет цельную прочную оболочку. Поэтому не случайно, что в "Книге мёртвых" усопший именовался "космическим яйцом", яйцом назывался и гроб мумии, "в котором ждут входа в потусторонний мир" (Манфред Луркер, "Египетский символизм").

Из вышесказанного следует вывод, что архаичная символика короны хеджет указывала на того, кто давал жизнь . Им, безусловно, был вождь племени - он считался отцом всех своих соплеменников. Не в биологическом смысле, а скорее в религиозном, поскольку вряд ли люди глубокой древности понимали связь между соитием и рождением ребёнка.

В историческую эпоху Древнего Египта символизм короны хеджет приобрёл также эсхатологическую коннотацию: фараон давал своим подданным не только мирскую жизнь, но и вечную посмертную в царстве богов, демонстрируя таким образом сотерическую ипостась.

Корона хеджет имела более роскошный вариант - с двумя страусовыми перьями - и называлась атеф:


Бог Осирис в короне атеф.

Её символическое значение было аналогично короне хеджет.

Выводы

1. Красная древнеегипетская корона дешрет указывает на правителя территориями, которыми он обладает. В общем случае это правитель всего древнеегипетского царства.
2. Белая корона хеджет - это символ повелителя жизни. Он дарит её своим подданным и отнимает у врагов (см. выше рельеф из храма Ментухотепа II).
3. Двойная корона пшент объединяет как сами короны, так и их символизм.

Искусство и мода Древнего Египта лично меня всегда трогали, тем, как они невероятно изящно и утонченно переносили из глубин тысячелетий, из века в век, из эпохи в эпоху, от каменного века к веку железа свои традиции, аккуратно вплетая первобытные верования и обычаи в новые реалии жизни.

Одним из таких интересных явлений, которые прошагали через всю историю Древнего Египта, являются головные уборы и короны цариц и царевен. Впрочем, царские инсигнии являются наиболее консервативной частью того, что выше я назвала искусством и модой, и тем интереснее проследить именно их историю.

Всем известную двойную красно-белую корону Пшент - «Две сильных», которая символизировала власть над объединенным Египтом и была символом власти Царей-Богов, египетские царицы, судя по изображениям, не носили. Были, конечно, исключения, вроде царицы Хатшепсут, но она взошла на трон страны, как фараон-мужчина.

Я же хочу проследить историю именно царских головных уборов, которые носили женщины, занимающие место царицы, то есть матери царя или его супруги (и не много про дочек).

И самый главный вопрос, который меня озадачил, когда я разбирала эту тему, а были ли они?



Одним из самых характерных ранних головных уборов, который венчал головы царственных женщин и богинь был Нерет - чепец в виде самки грифа. И именно этот головной убор лег в основу царственной короны в более поздние время, модификации, которой носила и Клеопатра, та самая последняя царица Египта, которая была возлюбленной Цезаря и Марка Антония.

Сам чепец плотно прилегал к голове, а шея и голова Грифа выступали надо лбом царицы, в когтях птица сжимала знак вечности Шен.

Почему именно грифа возложили на прекрасные головки египетских цариц? Или точнее, его вид Сип Белоголовый - Gyps fulvus.

Тем, кто хоть не много знаком с египетской мифологией известно, что существовала такая богиня Нехбет, которая покровительствовала Верхнему Египту и почиталась в городе Нехебе. И изображалась она в виде самки Грифа, а позднее в виде женщины, на голове которой был чепец-Нерет.


Украшение Золото, сердолик, бирюза, стекло Национальный музей Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса

«Белый сип (стервятник) был самой большой летающей птицей, которая обитала в Египте… К стервятникам египтяне относились с уважением: эти огромные птицы легко воспаряли высоко в небо, и были близки к богу Ра, про которого говорили, что он живет выше небес. А размах крыльев стервятника обеспечивал надежную защиту птенцам, так что для роли защитника всего Египта сложно было найти кого-то более подходящего. В то же время жителям Древнего Египта было прекрасно известно, что питаются стервятники трупами погибших в пустыне, отнюдь не брезгуя человеческим мясом . Таким образом, птицы внушали одновременно страх и надежду на защиту. Аналогично относились и к богине Нехбет: ее гнева боялись, но ее защиты искали». (В.А.Большаков «Головной убор египетских богинь и царственных женщин в виде грифа: история происхождения и символика») .
Вместе с другой богиней - Уаджит, которая покровительствовала Нижнему Египту, и изображалась в виде кобры, Нехбет составляла двуединый образ, который назывался «Обе владычицы». Это был важный символ царской власти. К примеру, одна из частей титулатуры фараона было его «имя по Небти», которое отождествляло его с «Обеими владычицами».

(Так оно изображалось в иероглифах.) Таким образом, подчеркивалось, что фараон отождествляет собой всю мощь и полноту власти в объединенном Египте.

(Примерно, 3100 году до н.э. произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта, парное изображение Уаджит и Нехбет символизировало власть над обеими частями страны).


Изображение Нехбет в виде коршуна с белой короной Верхнего Египта и Уаджит в красной короне Нижнего Египта

Изображение богини Уаджит в своей змеиной форме, прикрепленное ко лбу головного убора фараона, называлось Урей. И нередко рядом с Уаджит была Нехбет.


Уаджит, в виде урея, вместе с Нехбет на лбу маски Тутанхамона. Полосатый платок фараона назывался Немес.

Уаджит в женской форме сама носила на своей божественной голове чепец Нерет.


Фараон Птолемей I X в короне пшент между богинями Уаджит и Нехбет. Храм Гора в Эдфу. На обеих богиня Нерет с головой Грифа

Уаджит в красной короне дешрет Нижнего Египта и Нехбет в короне Верхнего Египта хеджет, с посохами, увитыми змеями в соответствующих коронах. В центре Исида с младенцем Гором среди тросника. Храм в Дендере

К правлению фараона Ниусерра (V династия) относится одно из ранних изображений модификации Нерет, имеющего во фронтальной части не голову грифа, а урей, что объясняется тем, что в конкретном случае в антропоморфном облике изображена не Нехбет, а богиня-змея Уаджит.

Рельефы из припирамидного комплекса царя Пепи II (VI династия) также показывают богинь Уаджит и Нехбет в антропоморфном облике и в головном уборе Нерет, надетом поверх классического трехчастного парика. Основным визуальным отличием обеих богинь друг от друга (кроме имен, начертанных над ними) служит единственный элемент их головного убора: у Нехбет на лбу помещена голова грифа, а у Уаджит - змея-урей.

Изображения чепца Нерет на головках богинь, который они носят поверх трехчастного парика, появляются довольно рано, уже во времена

IV династии. Это

2639—2506 гг. до н. э. (К слову, та самая династия, к которой относились знаменитые фараоны пирамидостроители Хуфу, Хафра и Менкаура). И привилегия ношения его принадлежала, в основном, богиням. Царственные женщины эпохи Древнего царства на изображениях отличаются от других аристократок лишь титулатурой. Уже в это время Нерет не является атрибутом лишь богиней Нехбет. Его примеряют на себя Уаджет, Мерет и другие богини.

Нехбет кормит фараона Сахура из V династии. Каир, Египетский музей. Из поминального храма Сахура в Абидосе. Одно из ранних изображение богини в чепце Нерет.

По свидетельству Гораполлона (4 век до н.э.), « род грифов… является только женского пола. Поэтому египтяне помещают грифа в качестве короны на все женские изображения, и, следовательно, египтяне употребляют этот знак для всех богинь ».
Одним из аспектов, который выражала богиня-гриф Нехбет, был материнство. Грифы очень заботливые родители. В иероглифической письменности Египта знак-определитель «Нерет» - «Гриф», так же был идеограммой для слова «Мут» - «Мать». И им же писали имя Мут - великой богини-матери, супруги верховного бога-творца в фиванской космогонии - Амона, покровительница материнства (соответственно, имя Мут переводится, как «Мать»).
Мут не изображали в виде грифа, её основным обликом был человеческий, и иногда с львиной головой.

Но на своей голове она, не редко, носила убор в виде самки грифа - Нерет, поверх, которого помещалась корона Пшент.


Мут, кормящая царя Сети I. Рельеф из заупокойного храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. фото - Виктор Солкин.

Кроме того, что Нехбет была богиней-матерью, она так же устрашала врагов фараона. Слово «Нерет» - «Гриф», считают производным от глагола «Нери» - «устрашать». Голова грифа (или просто гриф) использовалась как знак определитель для существительного «Неру» - «устрашение», «ужас».

Нерет не только устрашала врагов фараона, но и защищала его.

В Текстах Пирамид Нехбет призывают для защиты фараона: « Да живет царь N этот благодаря отцу своему Атуму! Да защитишь ты его, Нехбет! Ибо защитила уже ты его, Нехбет, царя N, пребывающая в Доме Знатного, находящегося в Иуну ».

То, что Нехбет изображалась в виде грифа или женщины с головным убором Нерет, поверх которого была надета белая корона Верхнего Египта - Хенжент, может служить в пользу того, что эта богиня являлась своеобразной женской параллелью богу-соколу Гору, земным воплощением которого считался сам фараон. В её священном городе Нехене супругом Нехбет считался Гор Нехенский. По легенде, она была воплощением его невидимого глаза. И по аналогии с тем, как Гор обхватывал голову фараона, Нехбет поместили на голову царицы


Статуя фараона Хефрена ок. 2500 с Гором

Исходя из всего сказанного, основными функциями Нехбет были защита своего сына-фараона, взращивать его, а так же быть грозной устрашительницей его врагов.

Самые древние свидетельства того, что головной убор Нерет носили и царицы можно отыскать на фрагменте скульптурного портрета матери (возможно) царя Хафра и рельеф с изображением царской супруги Хамерернебти II (IV династия). Однако на рельефах в гробнице Мересанх III, супруги Хафра, этот головной убор в ее иконографии не встречается. Не встречается Нерет и на других изображениях царственных женщин этой эпохи.

Еще более показательный пример известен по рельефам погребального комплекса «матери царя» Хенткаус II в Абусире (V династия). В конце надписи с титулатурой и именем Хенткаус помещен знак-определитель в виде фигуры царицы, сидящей на кубообразном троне богов и царей.

На одном рельефе царица показана в длинном парике и чепце Нерет,

На другом - в простом парике, но с уреем на лбу.

Урей на головном уборе Хенткаус II является первым, достоверно установленным свидетельством, использования этого важного атрибута в иконографии царственных женщин. По мнению С. Рот, уникальные изображения Хенткаус II - единственное свидетельство эпохи Древнего царства столь полного уподобления женщины царского рода ее божественным прообразам (то есть богиням-покровительницам Нехбет и Уаджит).

Начиная с V династии, убор в виде грифа может рассматриваться, как характерная принадлежность матери правящего царя, или матери наследника престола. Лучше всего данное наблюдение иллюстрирует миниатюрная алебастровая статуэтка царицы-матери Анхесенмерира (Анхесенпепи) II в чепце Нерет, держащей на коленях царя-ребенка Пепи II ок. 2288-2224 или 2194 до н.э. VI династия


Царица Анхнесмерира II и ее сын, фараон Пиопи II

На ней полосатой парик и головной убор в форме царского грифа с распростёртыми крыльями; голова птицы, ныне утерянная, была сделана отдельно из металла (возможно, золота) или камня и вставлялась в отверстие на лобной части статуи. В царствование Пепи II ношение головного убора в виде грифа, вероятно, сначала являвшегося исключительной привилегией царицы-матери, распространилось и на царских жен в целом.

Ясное доказательство того, что головной убор в виде грифа стал атрибутом как правящей, так и будущей царской матери не позднее эпохи Древнего царства, предоставляет стела царя Себекхотепа III (XIII династия). На стеле мать царя Иуахетибу и его супруга Сенебхенас показаны в головных уборах в виде грифа, в то время как изображенные в нижнем регистре царевны носят урей.

С начала эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) головной убор в виде самки грифа становится основным типом головного убора матерей и супруг царя.

Ну, а уже с середины XVIII династии (XIV в. до н.э.), идущее из Древнего царства, сочетание трехчастного парика и чепца Нерет заметно усложняется. Отныне трехчастный парик синего цвета, покрывает чеканный Нерет, голову грифа на чепце либо заменяет урей, либо обрамляют два урея, а сам чепец дополняется короной с солнечным диском и двумя стилизованными перьями сокола или страуса - так называемая корона Шути. Изготовлялись они, скорее всего из металла (меди или золота).

В Древнем Египте на протяжении нескольких тысячелетий правили фараоны. Они считались воплощением верховного бога на земле. Египтяне были убеждены, что фараон рождался от высшего божества, который имел воплощение в правящем монархе и царице-матери. Фараон регулировал жизнь египетского общества и участвовал в религиозных обрядах. С его смертью рушился весь жизненный уклад общества, нарушался порядок и покой граждан, потому как без него нет Египта.

Какую жизнь вели фараоны? Каковы были атрибуты власти? Что символизировала двойная корона египетских фараонов? Ответы на эти вопросы содержатся в статье.

Две части Египта

Что символизировала двойная корона египетских фараонов? Единство. Первые династии правителей восходят еще к эпохе Раннего царства. История рассказывает, что этот период характеризуется двуединством Египта, который состоял из Верхнего и Нижнего царств. Непрочным было это единство. При восшествии на трон нового правителя земли Египта соединялись, но такое объединение носило насильственный характер. Борьба территориальных частей проходит красной нитью через весь период истории, однако главой государства был царь. Столетиями династии сменяли друг друга, менялось государство, но власть фараона оставалась неприкосновенной.

Фараон есть Бог

Фараонами мы называем владык древнего Египта. Возникновение слова связано с эпохой Нового царства и не служило официальным названием. Просто данное слово было короче и позволяло избежать упоминания длинного царского имени и всех его титулов. Этот термин позаимствовали греки из Библии. Переводя его с египетского, получаем "великий дом". Скорей всего, название произошло от дворца, где жил египетский король.

Ближайшее окружение фараона не могло называть повелителя по имени. Его называли "Он", "Гор", "Его величество", Бог". Часто правителя величали "обеими владычицами", ведь в его лице соединялись богини обеих половин царства. Обычным обозначением фараона, объединяющего обе части Египта, стало выражение " принадлежащий к Тростинке и Пчеле". Тростинка обозначала Верхний Египет, пчела - Нижний.

Вся царская власть обожествлялась, существовал культ фараона. Если он считался воплощением бога в облике человека, то, значит, имел двойную природу. Фараон появлялся на свет в результате брака бога в обличие правящего фараона и матери будущего правителя. Первоначально богом-отцом считался Ра, позднее - Амон-Ра. Фараон был воплощением на земле при жизни, а после смерти - воплощением Осириса.

Двойная корона

В чем ее история? Что символизировала двойная корона египетских фараонов? Как она выглядела?

Одним из главных атрибутов власти был головной убор под названием "пшент", имевший значение короны. Он состоял из двух корон, которые были разных цветов. Красная принадлежала Нижнему Египту, белая - Верхнему. Их слияние означало приобретение власти над обеими землями. Эти короны надевались вместе.

Еще что символизировала двойная корона египетских фараонов? Кому она принадлежала?

У обеих частей египетской земли были свои покровительницы - богини. Нижнеегипетская богиня Уаджет почиталась в образе кобры, верхнеегипетская, Нехбет, изображалась стервятником. Их изображения прикалывались к передней части короны. Таким образом, двойная корона египетских фараонов символизировала власть над объединенными землями Египта.

Платок

Для будничного ношения был приспособлен платок. Его носили повсеместно. У фараона он состоял из большого куска ткани в полоску, ленты и диадемы со змеем. Такой платок носил название "клафт". Как он надевался? На лоб накладывался в горизонтальном положении, затем повязывалась лента, сверху она закреплялась диадемой. Сзади материю собирали и закрепляли концами ленты. Иногда на клафт надевалась корона.

Другие атрибуты

Древнейшим атрибутом власти является посох, он был памятью о временах скотоводства, ведь тогда оно играло значительную роль в жизни людей. На протяжении нескольких тысячелетий посох сохранялся в числе символов власти фараонов, но на фресках фараон часто изображался без него.

Еще одним символом власти являлась хека. Она представляла собой короткий жезл, верхний конец которого был закруглен. Этот символ не был индивидуальным, таким жезлом пользовались как боги, так и чиновники высшего круга. Также был еще один жезл, только в виде длинной трости с раздвоенным концом снизу. Сверху он украшался головой шакала. Эти атрибуты изображались с плетью. В качестве атрибута царского достоинства цари носили накладную бороду из золота.

Деятельность фараона

В Египте было 30 правящих династий. Несмотря на божественное происхождение, фараоны вели трудную и даже изнурительную жизнь. Они принимали в жизни страны самое активное участие. Ни один хозяйственный отчет не обходился без тщательного изучения, фараонам приходилось вникать во все сферы жизни государства и принимать решения относительно войны и мира.

Фараон для египтян - это гарант стабильности, справедливости и порядка. Любой мог обратиться за милостью к повелителю. Поэтому его смерть была трагедией, а восшествие на престол - праздником.

Как называлась двойная корона на фараоне? и получил лучший ответ

Ответ от Alrami[гуру]
Атев - двойная корона, украшенная символами Египта - коршуном и змеей (уреем) . Как знак власти фараона, существовала уже в 30 в до н. э.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называлась двойная корона на фараоне?

Ответ от Капля Дождя [гуру]
пшент


Ответ от Withstand [гуру]
пшент
Костюм Древнего Египта
Головные уборы
Ввиду того, что большинство египтян носило парики, их головные уборы были довольно простыми. Рабы и крестьяне, работая в поле, покрывали головы косынками или маленькими полотняными шапочками. Знатные люди носили такие шапочки, вышитые бисером, под париками.
Были известны следующие виды корон: 1) белая корона Верхнего Египта (хеджет) , напоминающая по форме кеглю или бутылку; 2) красная корона Нижнего Египта (дешрет) , которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью; 3) двойная корона (пшент) , сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны; 4) синяя с красными лентами «боевая корона» ; 5) «корона Амона» из двух перьев с золотым диском между ними; 6) корона атеф; 7) «тростниковая корона» (хемхемет) - сложное сооружение из золотых перьев, бараньих рогов, змеек и солнечных дисков; и др.
Судя по сохранившимся скульптурам и рельефам, существовало до 20 разновидностей корон (к сожалению, ни одна подлинная древнеегипетская корона до нашего времени не дошла). Обязательной принадлежностью любого царского головного убора был урей - золотое изображение кобры, которая являлась символом богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Его помещали надо лбом и иногда дополняли золотой головой коршуна - знаком Нехебт, богини Верхнего Египта.
Жрецы в храмах во время совершения обрядов надевали гипсовые раскрашенные маски, изображавшие богов. Так, жрецы бога Тота носили маски в виде головы священной птицы ибиса, жрецы Анубиса - в виде головы шакала, и т. п.


Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.


Портрет Шарлеманя кисти Альбрехта Дюрера

в Древнем Египте двойная корона фараона, украшенная символами Верхнего и Нижнего Египта - коршуном и змеей-уреем.


А после того как в 3200 г. до н.э. объединились Нижний и Верхний Египет, у фараонов появилась бело-красная сдвоенная корона. Еще один головной убор фараона назывался “клаф-ушебти”, его составляющими были ленты, большой кусок полосатой ткани и обруч с уреем (змеей).






Фараон в белой короне Юга

Короны могут иметь различную форму: шапки, венцы, обручи венчающиеся листьями, зубцами или пластинками.


Friedrich_III король Австрии.


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.



Jean_Paul_Laurens_Le_Pape_Formose_et_Etienne_VII_1870


Richard_II_of_England

В зависимости от титула их владельца короны делятся на:

императорские,
королевские,

КНЯЖЕСКАЯ КОРОНА
(нем. Fürstenkrone), открытая корона, изображавшаяся на монетах нем. феодальных княжеств (см. Князь) и состоявшая из золотого, украшенного драгоценными камнями обруча с 5 видимыми зубцами (3 листа, 2 шарика) и 3 видимыми украшенными жемчугом дужками, соединенными наверху державой и охватывающими пурпурную шапку.
герцогские,
графские и т. д.

1) Мономаховская,
2) Царства казанскаго,
3) Михаила Федоровича,
4) Петра I Алексеевича,
5) Ивана V Алексеевича,
6) Елизаветы Петровны,
7) Екатерины I,
8) Анны Ивановны,
9) Большая императорская корона,
10) Корона императрицы.
Есть также папская корона — тиара.


Tiara

Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах — Большая императорская корона.

Шапка Мономаха. Рисунок начала 1830-х годов, Ф. Г. Солнцев


Рисунок Большой императорской короны


Корона́ция, коронова́ние — формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (трона, короны, скипетра и т. п.). Не совпадает с моментом начала царствования (смерти или отречения предшественника, избрания). В европейской христианской культуре коронация — религиозная церемония, сопровождаемая обрядом помазания на царство (ветхозаветного происхождения).

Жан Фуке. «Коронация Карла VI Безумного в Реймском соборе (4 ноября 1380 года)»


В Средние века монархи некоторых стран короновались практически немедленно, в пределах дней, или редко недель, после начала царствования. Причиной этому было то, что некоронованный монарх считался во многих средневековых странах незаконным, безблагодатным; истинный король Франции должен был быть коронован в Реймском соборе и помазан из специального сосуда (ampoule).


Людовик IX - король Франции


Феодосий Великий

В Византии коронация императоров-соправителей приурочивалась к Пасхе. В Новое время после смерти предшественника стал объявляться многомесячный или годовой траур, препятствовавший немедленной коронации. Из соображений благоприятных предзнаменований коронацию с этого времени приурочивали к весне или лету.


Франц II - последний император Священной Римской империи

В христианских странах, начиная с V века (Византия, а затем западные королевства) возложение короны на голову монарха обычно производил высший церковный иерарх, но многие монархи (почти все российские, Наполеон I, некоторые британские) только брали у иерарха корону и возлагали её на себя сами.

Наполеон в полном императорском облачении


Регалии российских императоров


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.


Карл Рейхель-портрет ИмператрицыАлександрыФёдоровны

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху.


Портрет Людвига I, короля Баварии

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т.н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом.


Портрет императрицы Екатерины II

Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных Типов в соответствии с дворянскими титулами.


Портрет Императора Николая Второго

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же года.


Портрет императрицы Марии Фёдоровны.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.


Портреты Императора Николая Александровича

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.


Портреты императрицы Евгении

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны).


МАРИЯ ФЁДОРОВНА

Российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.


Мария -королева румынская

После убийства её мужа Александра в 1934 году Мария стала регентшей при своём несовершеннолетнем сыне короле Югославии Петре II.


Мария -королева румынская

В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической Республикой и изгнания короля, монархическое семейство отправилось в Лондон. Там Мария и умерла 22 июня 1961 года.


Элеонора

Алиенора (Алиенор, Альенора) Аквитанская

В 15 лет — после смерти своего отца и брата, — Элеонора оказалась владетельницей герцогства Аквитания, занимавшего обширные территории на юго-западе Франции.


Элеонора Аквитанская

После расторжения брака с Людовиком Элеонора 18 мая 1152 года вышла замуж за графа Генриха Анжуйского, который 25 октября 1154 года стал королём Англии — Генрихом II Плантагенетом. Обширные аквитанские земли — её приданое, — раза в четыре превышавшие владения Капетингов, стали английскими. По мнению ряда учёных, именно в истории супружества Элеоноры Аквитанской следует искать истоки войны, получившей в XIX в. название Столетней. От первого брака у Элеоноры Аквитанской было две дочери, от второго — пять сыновей, среди которых — король-рыцарь Ричард Львиное Сердце.


MARIA THERESIA

Мари́я Тере́зия (нем. Maria Theresia, 13 мая 1717 — 29 ноября 1780) — эрцгерцогиня Австрии, король Венгрии (именно так, потому что Венгрией в принципе не может править женщина) с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству) и императрица Священной Римской империи (как супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745). Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов.


Коронационный портрет Елизаветы I

Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), королева Бесс — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров. Она унаследовала престол после смерти сестры, королевы Марии I.

Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.), так и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой Армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).


Анна Ярославна 6-я королева-консорт Франции

старшая из трех дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.


Император Китая. Гуансю


Пу И,


Эдуарда III, правившего в Англии в XIV веке


Портрет испанского короля


Портрет короля (Волхв)


Король Англии Ричад I Плантагенет


Ян Матейко запечатлел Мешко


Бонапарт Жозеф

Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях.