Литература         21.02.2024   

Классный час «Жизнь и творчество Н. А. Некрасов Классный час к юбилею н.а.некрасова Классные часы по творчеству некрасова

МБОУ Калининская школа

Первомайского района Республики Крым

Классный час в 3 классе

«Первая встреча с Николаем Некрасовым»

Подготовила:

Подковаленко О.В.,

учитель начальных

2016/2017 учебный год

Цели:

    дать учащимся младших классов первичную информацию о жизни и творчестве Некрасова и обобщить имеющиеся у них сведения о поэте.

    способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся.

    содействовать воспитанию у школьников гражданственности и патриотизма, толерантности.

Оборудование : слайд-шоу, выставка книг с произведениями Н.А. Некрасова, портрет писателя.

Приглашённые: ЗДУВР, педагог-организатор, учащиеся 4 класса, родители.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Сегодня мы поговорим о замечательном поэте, писателе, его произведениях, почитаем стихотворения. О ком пойдет речь, вы узнаете, послушав отрывок из произведения.

Ученик:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,

Чу! ближе подходит, седой.

И вдруг очутился над нею,

Над самой ее головой!

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет.

Ведущие:

Это стихотворение одни из вас учили наизусть на уроке литературного чтения, другие, возможно, слышали от взрослых. Кто его написал? (Н.А. Некрасов)

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в местечке Немиров Подольской губернии (ныне Винницкой области)

Его отец, Алексей Сергеевич Некрасов, армейский офицер - небогатый, малообразованный, увлечённый картами и охотой очень нравился женщинам.

Мама, Елена Андреевна Закревская, дочь богача Херсонской губернии. В отличии от отца была женщиной мягкой, доброй, прекрасно образованной - полной противоположностью грубому и невежественному офицеру-забияке.

Она была знатоком мировой поэзии, музыки и первым учителем Алексея. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты.

Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем, помогала. Но он нередко накидывался на нее с кулаками.

Много стихотворных строк Алексей Некрасов посвятил маме.

Ученик: отрывок из стихотворения «Рыцарь на час»

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла, - грудью своей

Защищая любимых детей.

Ученик: отрывок из поэмы « Мать»

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

"Несчастные! зачем родились вы?

Ведущие:

Отец, Алексей Сергеевич, вышел в отставку, когда сыну исполнилось 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр, в живых осталось лишь трое - два брата и сестра) переселилась в родовое имение, деревню Грешнево, ныне Некрасово.

Отец служил исправником (в те времена – высший полицейский чин)

Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание долгов. Таким образом, залегло в чуткую душу мальчика много печальных картин народного горя.

Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали. Ему не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но Некрасову удавалось убегать к своим друзьям, с которыми ходил в лес, купался в реке. Этому периоду своего детства, он посвятил стихотворение « Крестьянские дети»

… Кто ловит пиявок

На лаве, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску,

А тот, подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

Сплела себе славный венок,

Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый

Да изредка красный цветок.

Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.

Вот девочка ловит лукошком лошадку -

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рожденной

И в фартуке с поля домой принесенной,

Бояться смиренной лошадки своей?..

Вот так были заняты крестьянские дети летом, так они играли, развлекались. Зимой же у них были другие забавы.

Послушайте стихотворение «В зимние сумерки…»

В этом стихотворении перед нами предстаёт мир природы, слитый с детской жизнью, поэзия крестьянского труда, воспринятая глазами ребёнка.

Ученик: отрывок из стихотворения « Крестьянские дети»

Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!-
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:

…Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят – колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребёнок

И в поле охотней бежит за отцом…

Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе со всеми хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год мог заменить отца в случае его отъезда или болезни.

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в 6 лет начинали осваивать прялку, в 10 – работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек учила мать, мальчиков – отец.

Школа была доступна крестьянским детям. Но дети бедняков могли обучиться только начальной грамоте: чтению, письму, счёту. Одна из таких школ была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км. от Грешнева).

Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 г., было построено отдельное здание. Некрасов принял активное участие в сборе средств на строительство здания, привлекая к участию своих знакомых в Петербурге. Затем он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и наем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник».

Ученик 4 класса: «Школьник»

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

издержал последний грош.

…Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!..

Встреча с этим голодным и оборванным школьником на пустынной дороге напомнила Некрасову судьбу Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию, другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.

Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к ее весеннему “Зеленому Шуму” зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в поэзии:

Ученик: стихотворение «Зелёный шум»

…Идёт-гудёт Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые

Стоят сады вишневые

Тихохонько шумят…

Зелёный шум - так народ называл пробуждение природы весной:

Ученик: «Дедушка Мазай и зайцы»

…Как-то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нём,

А разразилась жестоким дождём!

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые

С силой смертельной…

Это летний дождь. А вот картина осенней природы:

Ученик: отрывок из стихотворения «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар, лежит;

…Листья поблёкнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр…

А песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму:

…Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны-

Построю дворцы изо льда.

Задумаю-реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

(«Мороз, Красный нос»)

- Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки.

« На Волге»

О Волга! после многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом всё та же даль и ширь,

Всё тот же виден монастырь

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон колоколов.

Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. Волге он посвятил много своих стихотворений.(слайд 9)

«Размышления у парадного подъезда»

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!..

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовётся -

То бурла́ки идут бечевой!..

Учитель: Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Четыре года обучения мало что дали, Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.

В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать. В университет поступить не удалось - слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах. Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом..

Учитель: Давайте в конце классного часа подведем итоги, что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем классном часе, чтобы вы хотели узнать еще об этом великом поэте?

\

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

«Я лиру посвятил народу своему...»

Я лиру посвятил народу своему.
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Н. Некрасов.


(литературная игра для учащихся 10-х класс )
Цель : формирование представления учащихся о поэзии Н. Некрасова;
Задачи:
проверить знания учащихся о стихах поэта;
развивать творческое мышление учащихся;
Пояснительная записка:
Дети изучают творчество поэтов на уроках литературы по обычному учебнику литературы: биография, произведения, разбор этих произведений. Этот материал предлагает изучить творчество поэта в игре, в которой учащиеся отгадают произведения по отрывкам и повторят биографию поэта с помощью предложенных вопросов. Иллюстрации помогут отгадать произведения поэта.
«Разминка »
(Ведущий называет одну строку, а участники игры должны прочитать наизусть целиком отрывок, который эта строка открывает.)
Однажды, в студеную зимнюю пору…
(Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается в гору
Лошадка, везущая воз.)


Крестьянские дети .
Славная осень! Здоровый, ядреный…
(Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар лежит…)


Железная дорога.
Не ветер бушует над бором…
(Не с гор побежали ручьи-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.)


Мороз, Красный нос
Старый Мазай разболтался в сарае…
(«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили…»)


Дедушка Мазай и зайцы .
(Лес обнажился, поля опустели,
Грустную думу наводит она.)


Несжатая полоса.
В зимние сумерки нянины сказки …
(Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.)


Саша.
О, Волга!… колыбель моя!
(Любил ли кто тебя, как я?
Один по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно - голубым волнам,
Я убегал к родной реке…)


На Волге .
Добрые люди, спокойно вы жили…
(Милую дочь свою нежно любили.
Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в Деревне степной.)


Саша.
Дело под вечер зимой,
И морозец знатный…
(По дороге столбовой
Едет парень молодой,
Мужичок обратный:
Не спешит, трусит слегка;
Лошади не слабы,
Да дорога не гладка-
Рытвины, ухабы.)


Генерал Топтыгин .
Идет-гудет Зеленый Шум…
(Зеленый Шум, весенний Шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако - все зелено:
И воздух и вода!


Зеленый Шум.
1. Сколько псевдонимов было у Некрасова в 1844-1845 гг.? Назовите некоторые из них. (Десять: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко, Стухотнин, Назар, Вымочкин, Ник. Нек. И другие.)
2. Какой известный критик по поводу одного из некрасовских стихотворений высказался так: «А каков Некрасов-то! Сколько скорби и желчи в его стихах!» (В.Г. Белинский – по поводу стихотворение «Родина».)
3 .Как назывался журнал, основанный Пушкиным и взятый Некрасовым в 1946 г. в аренду? («Современник».)
4 .Кто из известных русских писателей был «открыт» Некрасовым – редактором «Современника»?
5 .Как – то раз Авдотья Павловна описала Некрасову сцену, которую ей пришлось наблюдать: « Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде». Какое стихотворение Некрасова «выросло» из этого рассказа? («Размышление у парадного подъезда».)
6. Кто из великих русских литераторов, выступая на похоронах Некрасова, в своей речи осторожно сравнил поэта с Пушкиным и Лермонтовым, и услышал, как в ответ раздались громкие голоса: «Выше! Выше!» (Ф.М. Достоевский.) (На столе разложены карточки с именами героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ведущий зачитывает командам по очереди фрагменты поэмы с описаниями различных героев, команды должны найти карточку с соответствующим именем.)
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю – матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
(Яким Нагой, мужик
Из деревни Босово.)

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно, как из лесу,
Согнувшись выходил.
(Савелий, богатырь святорусский.)
Худой! Как зайцы зимние,
Весь белый, шапка белая
Высокая с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И – разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!
(Князь Утянин(«Последыш»).)
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы – выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
(Ермил Гирин.)


Другой мужик, присадистый,
С широкой бородищею…
(Лука, один из семерых
Крестьян – правдоискателей.)

Осанистая женщина.
Высокая и плотная
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
(Матрена Тимофеевна, крестьянка.)
Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты…
(Гриша Добросклонов.)
Высок и тощ до крайности;
На нем сюртук с медалями
Висел, как на шесте.
(Солдат из главы «Пир на весь мир». )
(Ведущий читает командам по очереди некрасовские строки, команды вспоминают, из каких они произведений)
Я Лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем
я спокоен…
Элегия («Пускай вам говорит изменчивая мода…»
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупречно,
Умрёшь не даром… Дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Поэт и гражданин
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих –
бесплодна и пуста,
Текла среди пиров,
Бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого
тиранства…

(«Родина».)
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
(«Рыцарь на час»)
Знайте и верьте, друзья: благодатна
Всякая буря душе молодой –
Зреет и крепнет душа под грозой.

(«Саша».)
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
(Железная дорога».)
Каждой стране наступает
Рано иль поздно черед,
Где непокорность тупая –
Дружная сила нужна.
Грянет беда роковая –
Скажется мигом страна.
(«Дедушка»)
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
(«Размышления у парадного подъезда)


…Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
(«Кому на Руси жить хорошо»)
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное…
Русский народ…
(«Сеятелям».)
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
(«Тишина»)
Ведущий: Стихотворения Некрасова очень созвучны полотнам художников-передвижников. Перед вами репродукции некоторых картин. Подберите, пожалуйста, к каждой картине по одному стихотворению Н. А. Некрасова и процитируйте самые подходящие фрагменты этих стихотворений.
1.«Бурлаки» И.Е. Репина


Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…
На Волге
2 «Н.А.Некрасов в период ”Последних песен”» И. Н. Крамского.
Я вижу все…А рано смерть идет,
И жизни жаль мучительно.
Я молод,
Теперь поменьше мелочных забот,
И реже в дверь мою стучится голод:
Теперь бы мог я сделать что-нибудь.
Но поздно… Последние песни


3. «Проводы покойника» В. Г. Перова


Савраска увяз в половине сугроба –
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Мороз, Красный нос (часть 1 «Смерть крестьянина»)


4. «Ремонтные работы на железной дороге»
К. А. Савицкого


Мы надрывались под зноем, под
холодом,
С вечно загнутой спиной,
Жили в землянках, боролися
с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Железная дорога
5 «Рожь» И. И. Шишкина


Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо страна родная,
За твой врачующий простор!
Тишина
6. «Зеленый шум» А. А. Рылова.


Идет – гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум!
Зеленый Шум (Командам выдаются карточки; на каждой карточке 4 названия стихотворений. Одно из них – не Некрасовское. Нужно его найти)
1 . «В.Г.Белинский»;
«На смерть Шевченко»;
«Смерть поэта»;
«Памяти Добролюбова»;
«Смерть поэта» - написал М. Ю. Лермонтов.
2. «Не говори: «Забыл он осторожность!...»
« Где вы – певцы любви, свободы, мира…»;
« Поэт и толпа »
« Поэт и гражданин »
«Поэт и толпа» - написал Пушкин А. С.
3 . «Еду ли ночью по улице темной…»
« Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
« В дороге »;
«Тройка »;
« Брожу ли я вдоль улиц шумных…» - написал Пушкин А.С(Даны карточки. В каждой карточке два стихотворных фрагмента, один из которых принадлежит перу Н.А. Некрасова. Нужно определить некрасовские строки и назвать автора второго фрагмента.)
1 .Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.


А. Пушкин. Зимнее утро
И снег, до окошек деревни
Лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящие русское было,
С клеймом нелюдимой,
Мертвящей зимы…


Н. Некрасов. Крестьянские дети
2 .Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Н.Некрасов. Несжатая полоса (Из четырех вариантов ответа нужно выбрать правильный)
1 .В каком из произведений Н. А. Некрасов прославляет «тип величавой славянки» ?
В поэме «Мороз, Красный нос»;
В цикле «Коробейники»;
В поэме «Русские женщины»;
В поэме « Кому на Руси жить хорошо».


2 .Кого из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Н. А. Некрасов считает счастливым?
Царя;
мужиков;
попа;
пьяного
3. Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Представил тип своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Это…
Гриша Добросклонов
Яким Нагой
Ермил Гирин
Матрена Тимофеевна
3 .О ком говорится в следующем фрагменте?
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
О Ермиле Гирине;
О Грише Добросклонове
О Якиме Нагом
О деде Савелии.
4. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась…
социальная сатира
веселый и бодрый юмор
народная трагедия
политический сарказм
5 .В каком из перечисленных отрывков дано определение некрасовской музы?
«…Печалью согрета//Гармония и наших муз и дев…»;
«Муза мести и печали»
«Муза моя просыпается рано…»
«Стала Муза моя // И бледна, и худа…»
6 .Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть,// Но гражданином быть обязан» ?
Н. А. Некрасову.
К. Ф. Рылееву
А.С Пушкину
А. А Блоку.
7 .Кому из критиков революционно-демократического движения посвящены приведенные ниже строки?
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
В.Г Белинскому;
Н. А. Добролюбову.
Н.Г. Чернышевскому;
Д. И. Писареву.
8. В чем заключается новизна художественного метода Н.А. Некрасова?
В изображении реалистических картин жизни;
в использовании стихотворных размеров, характерных для русской народной песни;
в создании типичной обобщающей картины нравов общества из случайных будничных сцен.
в использовании приема контраста при изображении богатых и бедных.
9. В каком городе поставлен памятник Некрасову?
В Москве
В Киеве
В Немирове
В Петербурге. Данные об авторе

Малютина Надежда Николаевна

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная)школа № 1 Павлово-Посадского муниципального района района Московской области.

Московская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Предмет(ы):

Литература

Используемое оборудование:

1. Запись песен

3. Иллюстрации
4. Запись на доске
5. Книжная выставка
6. Портрет Н.А.Некрасова

Краткое описание:

Открытое мероприятие (классный час), посвященное 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова

Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…»
(к 185 - летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

…русский народ
Плакать не любит, а больше поет

Оборудование:
1. Запись песен
2. Рисунки учеников к стихотворениям
3. Иллюстрации
4. Запись на доске
5. Книжная выставка
6. Портрет Н.А.Некрасова
7. Газета к юбилею Н.А.Некрасова

Звучит песня «Коробушка»
- О чем мы узнаем из слов песни? Какая она? Веселая? Грустная?
- Почему так часто эта песня исполняется на посиделках, за свадебным столом?
Учитель.
Поет народ, поэтому многие считают, что и слова когда-то давно сложил народ. Так ли это?
Кто знает, кому принадлежат эти строки, ставшие народной песней чуть ли не в день своего появления?
Учитель.
А рассказал эту историю поистине народный поэт Николай Алексеевич Некрасов, 185 - летнюю годовщину со дня рождения которого мы и отмечаем. «Я лиру посвятил народу своему», - написал в одном из своих стихотворений Некрасов. И это в самом деле так. Как же начинался Некрасов как поэт? Много ему пришлось хлебнуть горя, невзгод, но не сломился 16 - летний юноша, один, без поддержки, оказавшись в Петербурге.
Прошло несколько лет. Уже шел 1845 год. Как-то, сидя вместе с Панаевым у Белинского, Некрасов прочитал своим друзьям только что написанные печальные стихи о том, как «господа» загубили крестьянскую девушку: ее воспитали вместе с барышней в барском доме, сделали из нее «белоручку», и «белоличку», а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня - ямщика.
«В дороге» - так назвал Некрасов это стихотворение. Дорога длинная, скучно и поэт попросил ямщика спеть, но песни не получилось. Послушайте это стихотворение. Ученик читает стихотворение «В дороге»
- Чем же это стихотворение привлекло Белинского?
Критик, услышав последние строки, бросился к Некрасову, обнял его, и чуть ли не со слезами на глазах сказал слова, теперь известные всем: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!»
- Кого обвинил ямщик своем горе?
Уже в одном из первых своих стихотворений Некрасов говорил о горе народном, о тяжелой жизни темной, замученной деревни. Много горя вынесла Груша, воспитанная в господском доме как госпожа, когда она стала там ненужной. Она ведь не была приучена к крестьянской доле. Какой тоской проникнуто все повествование ямщика. Он знает, кто в этом виноват «Погубили ее господа», - говорит он о своей жене.
Учитель.
Многие герои стихотворений и поэм Некрасова поют. Сам поэт так писал о свойстве русской души. (ст. «Знахарка»):
Радостей мало - пророчит все горе,
Вздумал бы плакать - наплакал бы море.
Да - господь милостив! Русский народ
Плакать не любит, а больше поет.
О силе народной песни поведал поэт и в стихотворении «Огородник». И это стихотворение написано в форме бесхитростного рассказа огородника.
- Ученик читает стихотворение «Огородник»
Ученик.
Во многих стихах поэта есть сюжет. Их можно пересказать. Огородник поведал о том, как на его красоту и умение петь обратила внимание господская дочь, жившая в больших хоромах. Но недолго были счастливы любленные. Молодого красавца - садовника отправили на каторгу: «знать любить не рука мужику - вахлаку да дворянскую дочь»
Учитель.
Еще одну попытку создания народного характера в лирике сделала Некрасов в стихотворении «Тройка».
Тройка - это песня - романс. (Обратить внимание учеников на запись на доске)
Романс - небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом.
- Чтение стихотворения «Тройка»
- О чем это стихотворение? Что общего со стихотворением «В дороге»?
Ученик.
В «Тройке» - снова дорога, снова ямщик. Но здесь уже сам поэт размышляет, какое будущее может ожидать сельскую красавицу, ту самую, что, выйдя на дорогу, провожает бешеную тройку, на которой мчится красавец - корнет.
Учитель.
Я уже говорила, что «Тройка» стала одной из самых любимых народных песен. Правдиво и естественно звучит напевная строка, которую теперь уже трудно читать по книге, настолько привычно слилась она с известным романсом.
Прослушивание романса.
Учитель.
Рассмотрим рисунок
- Почему тройка промчалась мимо?
- О чем это говорит?
А теперь еще раз вспомним знаменитую «Коробушку» (звучит очень тихо…). Некрасов посвятил свою поэму «Коробейники» Гавриле Яковлевичу Захарову, крестьянину, который знал лесника Давида Петрова, убившего ради наживы двоих коробейников.
- Почему Некрасов ухватился за этот сюжет?
Ученик.
Некрасов ухватился за эту историю, рассказанную Гаврилой Захаровым, так как этот сюжет позволял побывать вместе с коробейниками в деревнях и селах, всюду, где толпится народ, передать его юмор и песни.
События поэмы показаны глазами героев, простых деревенских людей. Они сами говорят в стихах Некрасова. Мы слышим их голоса, когда они поют свои песни, разговаривают друг с другом, нахваливают свой товар.
- Рассмотрим рисунки. Кого мы здесь видим?
Сценка: гл. II, с.64-65 (коробейники расхваливают товары)
Учитель.
Песню коробейника Ваньки, которую вы слышали, знают многие (звучит громко)
- каким чувством проникнуты эти строки?
- Чувствуется ли в них тревога?
Пока, кажется, ничего не предвещает беды. Но и эта поэма заканчивается смертью коробейников Ваньки и Тихона.
- Много горя было на Руси.
А какой грех считался самым страшным?
- как поступали с покойниками, покончившими жизнь самоубийством?
Вот о таком трагическом происшествии мы узнаем из стихотворения «Похороны». Поскольку случай, приведенный Некрасовым, вероятно, был не единственным, народ превратил и его в песню. Послушайте ее в исполнении Ю.Гуляева.
- Что же привело молодого стрелка к самоубийству?
В песне - только часть стихотворения. Послушайте весь текс (читает ученик)
- Почему так сокрушались крестьяне, когда «беда приключилася страшная»?
Ученик.
Крестьянские ребятишки любили молодого стрелка, потому что он был «доброй души»: ласкал их, «гостинцу им нашивал». А взрослые тоже подняли вой, так как у каждого нашлось, о чем горевать.
Некрасов пишет и о доброй крестьянской душе, которая не забывает чужую доброту. Поэтому, хотя стрелок и обрызгал поля «грешною кровью», они обещают ему разыскать его мать и «зазнобу сердечную», чтобы показать им могилу «под большими плакучими ивами».
И это стихотворение стало народной песней, так как здесь, как и во всяком произведении устного народного творчества, есть «горе - горькое». Заканчивается оно обращением к герою.
Учитель.
Мы поговорили с вами о тех произведениях Некрасова, которые запел народ или в них разговор шел о песне. У поэта есть множество стихотворений, которые он сам назвал песнями. Да и во многих его поэмах герои поют.
Нам бы очень хотелось, чтобы вам запомнился Некрасов не только как хрестоматийный поэт, которого вы обязаны изучать, а и как человек, близкий своему народу, которому он посвятил лиру. А значит и нам с вами.
« Я лиру посвятил народу своему,-
скажет он незадолго до смерти.-
Быть может, я умру, неведомый ему.
Но я ему служил. И сердцем я спокоен»

И спустя 185 лет со дня рождения поэта мы можем сказать: да, творчество Николая Алексеевича Некрасова поистине народно.
Мы сейчас в этом убедились.

Классный час, посвященный 195-летию

со дня рождения Н.А. Некрасова

«Опять я в деревне»

Н.А. Некрасов («Крестьянские дети»)

Цели:

Развивать познавательную активность детей;

Пробуждать интерес к истории своей Родины;

Развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности;

Прививать интерес к книге, к чтению;

Воспитывать культуру общения, эстетические чувства.

Оборудование:

Выставка книг Н.А.Некрасова

Презентация по биографии Н.А. Некрасова;

Диафильм «Дед Мазай и зайцы»;

План

1. Вступление;

2. Презентация «Н.А. Некрасов. Биография»;

3. Поэма «Крестьянские дети» в исполнении учащихся класса;

4. Просмотр диафильма «Дед Мазай и зайцы»;

5. Подведение итогов встречи.

«Отмечаем 195-летие со дня рождения великого русского поэта Н.А.Некрасова. Поэзия Некрасова – часть народной культуры.

Н.А.Некрасов – человек с нелегкой судьбой. С раннего детства его мучил вопрос о несправедливом устройстве жизни».

«С поэзией Некрасова знакомимся с раннего детства, продолжаем знакомиться все школьные годы и всю жизнь с удовольствием перечитываем его произведения».

Поэма «Крестьянские дети» звучит в исполнении учащихся класса.

«Для детей Некрасов писал специально. Для него обращение к детям было важным, без скидок на возраст. Он делился с ними возмущением, которое вызывало у него положение простых людей. Некрасову, как детскому поэту, были свойственны юмор и занимательность. Причудливая фантазия и стремительная легкость его стихов вместе с необычайной лексикой вызывали к жизни неожиданные образы, которые навсегда оседали в памяти.

В поэме оживают страницы его детства.

Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, там в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры поэта, как магнит привлекало к себе будущего поэта. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через неё пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх и прогулках своих друзей. Он купался с ребятами в речке, собирая вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима катался с гор на салазках. Так с самого детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

Охота была давним увлечением Некрасова. Охота в России издавна была популярна. Богатые люди охотились ради забавы, бедные ради добычи.

Когда Некрасов чувствовал себя утомлённым работой над новыми произведениями и бесчисленными хлопотами о создании журнала «Современник», «Отечественные записки», он уезжал в деревню, в родные ярославские края – в Грешнево, а позже в Карабаху или Чудовскую Луку

(под Петербургом).

Некрасов в поэме «Крестьянские дети» ведёт рассказ не только о крестьянских детях, но и о деревенских приятелях. В поэме перед нами предстаёт жизнь природы, слитая с детской жизнью, поэзия крестьянского труда. Крестьянский мальчик 5 – 6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В 7 - 8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: ухаживать за скотом, работать в поле, отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а к 15 –ти годам вполне мог заменить отца.

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в шесть лет девочка осваивала прялку, в 10 лет работала серпом, шила. К 12 – 13 годам девочка в отсутствии родителей полностью вела домашнее хозяйство. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми. Девочек всему тому, что умела делать сама, учила мать, а мальчиков – отец.

Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Одна из таких школ была открыта благодаря хлопотам Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе Абакумцево (в 4- х км от Грешнева). Сначала эта школа располагалась в простой крестьянской избе, позже в

1872 г. было построено отдельное здание. Сам поэт и петербургские друзья его внесли деньги на постройку этого здания. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей.

Пожалуй, никто из русских поэтов так часто не обращался к детской теме, как Некрасов.

Произведение «Дед Мазай и зайцы» всем знакомо с ранних детских лет».

Просмотр диафильма «Дед Мазай и зайцы».

Обсуждение итогов встречи.

В ходе проведения данного мероприятия, поставленные цели и задачи достигнуты.

Мероприятие получилось полезным и интересным