Эзотерика        21.10.2020   

Министр образования гульназ шафикова о башкирском языке, школьных поборах и переносе дня знаний. Рустэм хамитов заявил о возможной отмене башкирского языка в школах республики

Рустэм Хамитов сегодня высказался на тему изучения башкирского языка в школах республики. Он прокомментировал недавнее заявление Путина в Йошкар-Оле, когда президент дал понять, что выступает против обязательного изучения детьми языков национальных регионов.

Глава Башкортостана заявил, что поддерживает позицию Путина. Министерство образования в ближайшее время подготовит соответствующие документы.

«Министерство образования Республики Башкортостан еще раз проанализировало ситуацию с изучением родных языков в регионе и увидело, что нужно внести изменения в базисные образовательные планы восьмого и девятого классов, касающиеся обязательности изучения башкирского языка как государственного. Эти изменения будут внесены, в том числе и потому, что идет гармонизация, сопряжение башкирского и российского законодательства в части федеральных государственных образовательных стандартов и подходов к изучению родных языков», - сказал Рустэм Хамитов.

По всей видимости, это означает, что обязательное изучение башкирского и других национальных языков в республике все же будет отменено.

При этом глава республики призвал сделать все для сохранения языка. Он предложил повсеместно расширять добровольное изучение башкирского, в том числе в виде факультативных занятий в школах, вечерних классов, дополнительных курсов в вузах и «университетах третьего возраста».

«Нужно способствовать тому, чтобы в школах появились дополнительные уроки для тех, кто хочет изучать родной язык углубленно. Эти занятия можно и нужно проводить в варианте факультатива. Уверен, что такая форма обучения будет востребована», - сказал Рустэм Хамитов.

Глава республики также считает, что решение изучать или не изучать родной язык должны принимать родители. При этом он выразил надежду, что жители региона будут соглашаться с тем, чтобы их дети изучали башкирский как один из государственных языков Башкортостана.

«Надо понимать, что изучение родного языка – это прежде всего выбор родителей. В данном случае мое личное мнение: хотелось бы, чтобы башкирский язык у нас в республике изучался как государственный, чтобы родители выбирали башкирский язык как государственный и соглашались с тем, чтобы их дети изучали башкирский язык здесь, у нас в республике, как государственный. Надеюсь, что понимание родительского сообщества в этой части, конечно же, будет найдено», - подчеркнул Рустэм Хамитов.

Он также сказал, что при пересмотре учебных планов 8 и 9 классов сокращения часов для учителей башкирского языка допущено не будет. Выпадающие уроки они смогут дополнить факультативными занятиями.

Ранее заявление Владимира Путина об изучении национальных языков вызвало бурное обсуждение в педагогической и этнической общественности.

В школах Башкирии отменят обязательное изучение башкирского языка. Это дал понять глава республики Рустэм Хамитов. На днях он прокомментировал выступление Владимира Путина в Йошкар-Оле 20 июля, в котором президент прямо заявил, что недопустимо заставлять людей учить неродные языки. Позиция главы государства и реакция региональных властей вызвали ликование родителей и ропот националистов. Мнения сторон выяснял корреспондент «ФедералПресс».

Руководство Башкирии долго не комментировало одну из болезненных для национального региона тем. После выступления Путина на Совете по межнациональным отношениям в Марий Эл прошло больше двух недель, когда Рустэм Хамитов, наконец, выступил с пространным комментарием по вопросу изучения башкирского языка в школах.

«Министерство образования Республики Башкортостан еще раз проанализировало ситуацию с изучением родных языков в регионе и увидело, что нужно внести изменения в базисные образовательные планы восьмого и девятого классов, касающиеся обязательности изучения башкирского языка как государственного», – сказал глава Башкирии.

При этом он ссылается на необходимость «сопряжения» башкирского и российского законодательства в части образовательных стандартов.

«Соответствующие приказы будут изданы Министерством образования. Хочу сказать, что это никоим образом не изменит ситуацию в части изучения башкирского, татарского, чувашского, других родных языков», – подчеркивает Рустэм Хамитов.

Далее глава региона говорит о необходимости безусловно сохранять и развивать язык, изучать его в школах и университетах. Призывает родителей поощрять детей учить башкирский.
Однако за всей примирительной риторикой общественность считала четкий сигнал к отмене обязательного изучения башкирского языка как государственного.

Язык мой враг

Еще весной в республике с новой силой разгорелись дискуссии о необходимости обязательного изучения языка титульного народа. Поводом стали решения надзорных органов. В конце мая прокуратура выразила протест по поводу нарушения федеральных образовательных стандартов в школах региона, касающихся преподавания языков. Главе республики сделали представление.

Руководство Башкортостана молчало и тогда. Понимали, насколько деликатна тема и не хотели лишний раз будоражить общественность. В июне исполком Всемирного Курултая башкир провел заседание по проблеме изучения языков. Обсуждение получилось робким, дежурным и вылилось в решение исправлять учебные планы.

Более решительно настроенные представители национальной элиты выразили прямое несогласие с «наездом на башкирский язык».

Видимо, подобные настроения зрели и в других республиках Поволжья и дошли до ушей президента, который высказал свое категоричное «нет» на заседании в Йошкар-Оле.

«Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации», – заявил тогда Владимир Путин.

Главы между двух огней

Не согласиться с решением президента руководители регионов не могли. Как и в Башкирии, в других национальных республиках долго решали, что сказать народу. Сокращать уроки языков в школах чревато как минимум недовольством части избирателей, включая учителей этих языков.

Политолог Аббас Галлямов считает, что Путин поставил Рустэма Хамитова в очень непростую ситуацию, заставив принимать заведомо непопулярное решение.

«Путин сказал однозначную вещь: нельзя заставлять школьников изучать неродные для них языки. Если Хамитов повторит это, родители будут в восторге, а националисты – в ярости. Хамитов, как всегда, попытался уйти от однозначности: выдал набор благообразностей, с каждой из которых в отдельности нельзя не согласиться, а в совокупности – невозможно понять», – говорит политолог.

По словам эксперта, Хамитов хочет продолжать сидеть на двух стульях одновременно, чтобы ни родители школьников на него не обижались, ни националисты.

«В итоге, конечно, он разозлит и тех, и тех. Все ждут от него решения, а он ничего решить не в состоянии, пытается по привычке отделаться разговорами», – говорит Аббас Галлямов.

Башкирский общественный деятель Азамат Галин считает, что выбора у главы Башкирии не было вовсе. Он просто должен выполнять волю федерального центра, не считаясь с мнением общественности. «Я бы не сказал, что (Хамитов) оказался меж двух огней. Общественность не представляет для него никакой угрозы. В нашей стране, как известно, вся вертикаль завязана на одного человека. И если будут в Башкирии протесты, то будут, возможно, какие-то коррективы. Мне сложно что-то прогнозировать. Поживем – увидим», – сказал Галин.

При этом он считает, что для отмены нормы об обязательном изучении башкирского языка как государственного придется менять Конституцию Башкортостана.

«У нас есть Конституция. И эта норма прописана в ней. Значит, надо будет изменить Конституцию. Значит, кто-то должен будет это инициировать», – сказал Азамат Галин.

Справедливости ради надо сказать, что многие родители, действительно, не скрывали радости по поводу решения президента и главы республики. Детям больше не будут забивать головы, и без того замороченные ЕГЭ, трудным и непонятным языком, который неизвестно когда пригодится в жизни, и пригодится ли вообще.

Для интеллигенции этот шаг стал сигналом отступления в борьбе за сохранение башкирского языка, который, по определению ООН, остается в категории уязвимых.

Рустэм Хамитов попытался смягчить удар, сказав, что теперь выпадающие уроки башкирского в школах можно проводить в виде факультатива или вечерних занятий. Ввести дополнительные (добровольные!) курсы в вузах республики. Преподавать башкирский пенсионерам в «университетах третьего возраста».

«Башкирский язык был, есть и будет. Изучение башкирского языка было, есть и будет. Объем изучения во многом зависит от решения родительского сообщества. Но в то же время мы понимаем, что здесь, в Республике Башкортостан, должны язык сохранять и оказывать все меры поддержки», – заключил глава республики.

Казалось бы, вопрос о том, изучать башкирский язык в школах или нет, закрыт. После пикетов, писем и жалоб родителей Министерство образования и науки России разработало методические указания, а Генеральная прокуратура по проверила учебные планы на соответствие законам, но

В итоге на было решено, что башкирский как государственный язык республики в школах может преподаваться максимум два часа в неделю. Причем это касается не только Башкирии, но и всех субъектов страны, где есть второй государственный язык. После этого власти и правоохранительные органы отчитались, что конфликт интересов урегулирован, и все довольны. Но не тут-то было.

8 мая 2018 года в Минобразования РФ поступило от родителей и активистов сразу нескольких регионов, в том числе Башкирии. Они снова просили отменить обязательное изучение национальных языков в школах. В качестве альтернативы авторы предлагали освободить от занятий субботу и в этот день проводить уроки башкирского, татарского, бурятского или другого национального языка, но уже по желанию учеников.

Всё вернулось к тому, с чего начиналось. Родители считают, что их детей заставляют учить башкирский язык, который они изучать не хотят и, вроде как, не обязаны. То есть родителям так никто и не объяснил, кто, что и кому должен. И кстати, в школах тоже не могут дать четкого ответа на, казалось бы, простой вопрос: можно ли сделать так, чтобы один отдельно взятый ребенок не учил башкирский язык? И это неудивительно, школы получают столько указаний, рекомендаций, планов и стандартов, что в этих документах сам чёрт ногу сломит.

Башкирский язык изучается в рамках двух дисциплин: «Башкирский язык как государственный язык РБ» и «Родной язык». Со вторым все более-менее понятно, родителям предлагают на выбор несколько языков, обычно это башкирский, татарский, чувашский или дополнительный русский, и они сами выбирают, что их чадо будет изучать.

А вот с башкирским языком как с государственным начинаются сложности. Начнем с того, что учебный план делится на обязательную базисную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. В теории это работает так: уроки из базисной части все школьники изучают в обязательном порядке, а из формируемой части - по желанию родителей и возможности школы.

На практике все намного сложнее. Во-первых, каждый год разрабатывается два плана - федеральный (от Минобразования России) и региональный (от Минобразования Башкортостана), естественно, они отличаются.

Во-вторых, для разных школ и классов он разный - в среднем звене какие-то уроки могут считаться обязательными, а в старших классах уже нет.

В-третьих, есть еще непонятная формулировка «региональный компонент» - то ли это третья часть в учебном плане, то ли это подпункт части, формируемой участниками образовательного процесса.

Как говорится, дело ясное, что дело темное. Так просто неподготовленному человеку с этой бюрократической системой не разобраться. Для далеких от системы образования людей в Минобре РБ опубликовали рекомендации. В документе написано, что башкирский язык как государственный может изучаться с согласия родителей, так как этот урок входит в число предметов, формируемых участниками образовательного процесса. То есть родитель подписал согласие - ребенок учит башкирский язык, не подписал - не учит. Во втором случае вместо башкирского языка ученикам предлагаются другие предметы краеведческой направленности, обеспечивающие «этнокультурные интересы обучающихся». Никакой конкретики , школы должны сами разобраться с отказниками.

Хорошо, что учебный год с грехом пополам заканчивается, а вот что будет в следующем - остается только гадать. Будем надеяться, что участники образовательного процесса, как их называют власти, сумеют договориться, и учителям дадут спокойно работать, а родителям, наконец, объяснят, обязаны ли их дети изучать башкирский язык или нет.

В базисные образовательные планы будут внесены изменения, касающиеся обязательности изучения башкирского языка как государственного, рассказал глава Башкирии Рустэм Хамитов журналистам по время посещения строящейся школы в Демском районе Уфы. Правда, изменения коснутся только планов восьмого и девятого классов. В какую сторону изменятся планы, Рустэм Хамитов не сообщил, отметив только, что «там будут введены дополнительные факультативы», но, поскольку сейчас ученики со второго по девятый классы изучают башкирский язык 1-2 часа в неделю, можно предположить, что речь идет об отмене обязательности этих уроков в 8-9 классах.

Дискуссия вокруг обязательного изучения национальных языков в школах развернулась с новой силой после того, как в июле месяце на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент России Владимир Путин сказал, что «заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского» и обратил на это особое внимание глав регионов Российской Федерации. При этом Президент подчеркнул, что языки народов России - это неотъемлемая часть самобытной культуры страны, и изучать их - гарантированное Конституцией право, причем, добровольное.

В Башкирии «идёт гармонизация, сопряжение башкирского и российского законодательства в части федеральных государственных образовательных стандартов и подходов к изучению родных языков», рассказал вчера Рустэм Хамитов. При этом он развеял опасения по поводу уменьшения количества часов на изучение родных языков: «это никоим образом не изменит ситуацию в части изучения башкирского, татарского, чувашского, других родных языков. Нужно способствовать тому, чтобы в школах появились дополнительные уроки для тех, кто хочет изучать родной язык углублённо. Эти занятия можно и нужно проводить в варианте факультатива. Уверен, что такая форма обучения будет востребована».

Глава Башкирии выразил и свое личное мнение по данному вопросу, которое заключается в том, чтобы «родители выбирали башкирский язык как государственный и соглашались с тем, чтобы их дети изучали башкирский язык здесь у нас в республике как государственный. Надеюсь, что понимание родительского сообщества в этой части, конечно же, будет найдено». «Нельзя увольнять учителей башкирского языка, надо сохранять коллективы, поскольку количество часов не уменьшается», - добавил Рустэм Хамитов. Также он отметил, что «объем изучения во многом зависит от решения родительского сообщества. Но в то же время мы понимаем, что здесь в республике должны башкирский язык сохранять и оказывать все меры поддержки».

Право родительского сообщества принимать участие в согласовании учебных планов прописано в законе об образовании. Учебный план, по которому учатся дети в российских школах, делится на две части: обязательную (федеральный стандарт) и формируемую участниками образовательных отношений (то есть с участием родителей или законных представителей детей и педагогического коллектива). Часы на углубленное изучение предметов по выбору родителей берутся из второй части учебного плана. Их количество варьируется от одного до трех в неделю.

6 марта 2018, 07:53

Кузнице национальных кадров - Башкирской республиканской гимназии-интернату № 1 им. Рами Гарипова в этом году исполняется 74 года. За годы работы она выпустила более 10 тысяч выпускников, многие из которых занимают высокие руководящие должности в различных областях республики и страны. Фото: brgi1.org

Цель гимназии

Потребность в создании гимназии была продиктована не праздными интересами, а жизненной необходимостью сохранения башкирского народа. Вопрос подготовки национальных кадров стоял остро. Тогда в 1943 году народный комиссар образования Башкирской АСС Сахиб Зайнашев предложил секретарю Башкирского областного комитета ВКП(б) создать областную башкирскую школу с интернатом.Подписанный 25 марта 1944 года документ об учреждении интерната на 200 мест для детей коренной национальности открыл в истории башкирского народа новую страницу жизни.В первую очередь в список учеников вошли сироты, дети фронтовиков и инвалидов Великой Отечественной войны башкирской национальности. Учрежденная в годы войны единственная уфимская башкирская школа стала решением проблемы для многих детей из глубинки. До этого им не то что поступить в институты, но получить нормальное образование было особенно негде. Необходимость подготовки национальных кадров существовала раньше и существует сейчас. Сегодня этот вопрос стоит даже более остро на фоне возросших притязаний к языкам народов России.

Отмена башкирского языка

Однако недавно в гимназии произошли изменения, которые всколыхнули общественность. Причиной тому стало изменение пункта 6.7 устава БРГИ №1, который гласил: «Языком обучения в Учреждении является башкирский и русский языки. Обучение на башкирском языке осуществляется в соответствии с законодательством Республики Башкортостан. Изучение иностранных языков проводится согласно учебному плану». Сегодня руководство изменило его таким образом: «Язык, языки, образования определяются локальными нормативными актами Учреждения по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации».В Министерстве образования документ подписали 31 февраля 2018 года. Датой, которой не существует.

В первую очередь на это отреагировали выпускники гимназии. Они предполагают, что это первый шаг к изменению статуса БРГИ и переводу ее из разряда национальной школы в обычную. Это предполагает отбор в учебное заведение детей, чьи родители выбирать башкирский язык как язык обучения не будут, соответственно национальная гимназия свой сегодняшний статус потеряет. Напомним, в сентябре прошлого года министр образования РБ Гульназ Шафикова уверила, что слухи о снятии статуса башкирской гимназии недостоверные.

Деятельность гимназии, направленная на развитие кадрового потенциала республики, очень ценна. В настоящее время работа гимназии направлена на сохранение и развитие потенциала учеников и учителей,- рассказала в однои из интервью Гульназ Шафикова.

Копия устава о пункте 6.7.

Выпускники уверены, что инициатором реформ является директор гимназии Ляйсан Фазлетдинова. Более того, они обвиняют ее в том, что работая начальником отдела образования Учалинского района республики, она инициировала снятие статуса национальной школы с Учалинский башкирской гимназии.Без приставки «башкирская» в названии учреждение проработало около полугода, но потом под давлением общественников Фазлетдинова была вынуждена вернуть прежнее название школе.

Сейчас, как отмечают в Ассоциации выпускников БРГИ №1 им. Р.Гарипова «Беренсе», она назначена директором в гимназию в качестве ликвидатора.

На протяжении всей истории существования гимназии, несмотря на разные экономические и политические ситуации, ни один министр образования республики, ни один руководитель республики и страны ни допускали мысли, чтобы упразднить эту национальную школу. Любые действия по изменению статуса Башкирской республиканской гимназии №1 им. Р.Гарипова однозначно будут расценены не только как шаг противодействия башкирскому народу, ущемление его достоинства, но и диверсия, нацеленная на межнациональное противостояние в республике,- считает Председатель Ассоциации выпускников БРГИ №1 им. Р.Гарипова «Беренсе» Борис Гузаиров.

Нарушение кворума

Изменения в устав были внесены в конце января 2018 года. Борис Гузаиров считает, что директор, пользуясь покровительством Гульназ Шафиковой, нарушила правила кворума и буквально протолкнула свою идею.

Для изменения пункта устава количество проголосовавших было недостаточно. Для этого как минимум 2/3 всего коллектива должны были присутствовать.Примерно из 140 педагогов были около 30 человек. При решении вопроса директора не было,- сообщила одна из учителей гимназии. - Теперь родной язык только с разрешения родителей. Главное наше опасение то, что если они откажутся, мы ничего не сможем сделать, потеряем статус.

Если правила голосования были нарушены, почему директор позволила себе подписать документ? Сама Ляйсан Фазлетдинова рассказала, что на педсовете председателем была не она, а член профсоюзного комитета и за изменение устава проголосовали более 70% присутствующих. А касаемо локальных актов уточнила, что это формальность, которую требует Обрнадзор. Они лишь привели в порядок устав в соответствии с федеральным законом, и это никак не отразится на образовательной системе БРГИ №1, в частности в изучении башкирского языка. Ляйсан Фазлетдинова призналась, что из-за пристального внимания со стороны общественности, родителей и контролирующих органов, у нее не остается времени на работу с учениками и коллективом.

Сегодня все предметы в гимназии преподаются только на русском языке. А изучение башкирского языка возможно на основании заявления родителей и при создании необходимого числа соответствующих классов. Более того, в уставе прописано, что его преподавание не должно осуществляться в ущерб изучению русского языка. При этом БРГИ №3 (в городе Кумертау – прим.ред.) , Башкирской гимназии-интернате №2 им А.-З.Валиди Ишимбайского района и Уфимской городской башкирской гимназии №20 им. Ф.Х.Мустафиной реформы не коснулись. Обучение там до сих пор осуществляется на русском и башкирском языках. Что в принципе естественно, учитывая статью 1 Конституции Республики Башкортостан (Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки – прим.ред).

Мы этот пункт взяли один в один как написано в статье 283 федерального закона об образовании РФ. Сейчас выбор языка регулируется нормативными актами организации, то есть нами. Есть форма, есть содержание: содержание осталось, а форма поменялась с требованием законодательства. Мы не из чего секретов не делаем. У нас все прозрачно,- прокомментировала ситуацию директор гимназии Ляйсан Фазлетдинова. - Это не означает, что упраздняется изучение родных языков. Объем часов башкирского языка не потерян. Башкирский язык наш бренд. И основная цель нашей гимназии сохранить язык в его колорите, многообразии и не расплескать то, что было до нас в плане сохранения башкирского языка.

Причина в директоре?

Однако общественность не верит в искренность директора. Ее действия расценивают, как попытку срезать национальное образование на самом корню. Мы направили сразу несколько запросов в Минобразования РБ, чтобы прояснить ситуацию. Но там соблюдать требования закона о СМИ, видимо, не хотят - ответов на запросы не последовало до сих пор.

Сейчас Ассоциация выпускников БРГИ №1 им. Р. Гарипова «Беренсе» готовит обращение в вышестоящие органы республики с просьбой не допустить изменения статуса гимназии. Они просят всех выпускников, а также других неравнодушных к судьбе башкирского народа людей подписать петицию.

Дело ведет к уничтожению гимназии, башкирского языка. Такую команду дал Раиль Асадуллин (ректор БГПУ им. М. Акмуллы, состоит в Совете Меджлиса татарских мурз РБ, которая известна своими националистическими взглядами – прим.ред.). Ни заместитель премьер-министра Правительства РБ Салават Сагитов, ни министр образования Гульназ Шафикова никаких действий не принимают,- считает экс-заместитель министра образования РБ Ильдар Иткулов.- Директору гимназии выгодно сохранить теплое место, нежели биться за язык.Сегодня потерпевшей стороной являются башкиры, которые бьются за то, чтобы их дети знали свой язык на литературном уровне, а не на бытовом. Но люди, которые нам противостоят, очень сильны. Если сломают самого сильного – БРГИ №1 – то дальше пойдет по накатанной.

В условиях отмены обязательного изучения башкирского языка со стороны вышестоящих органов было бы мудрым решением не заниматься реорганизацией башкирских школ, а наоборот, сохранять и усиливать их.

Мнения выпускников

Мы расспросили у известных выпускников БРГИ №1, что они думают по этому поводу. В первую очередь связались с заместителем министра образования РБ Гуллярией Ялчикаевой. Ее почему-то оскорбил наш звонок. Она отреагировала крайне негативно и разговаривала на повышенных тонах. Сначала кричала в трубку, что мы не имеем права ей звонить, как заместителю министра образования.

Хотя изначально мы предупредили, что хотим узнать ее точку зрения как выпускницы БРГИ №1. Потом пошли невнятные объяснения, что ей башкирский язык в жизни понадобился, но за нынешних учеников отвечать не будет. После она выдала, что устав гимназии не читала, а позвонивший журналист ей не отец и не подруга, чтобы задавать личные вопросы.

Салават Кильдин, экс-председатель Совета директоров ОАО «БСТ»:

Я не могу понять, кому в такое демократическое время мешает слово «башкирский»? Ни русскому, ни татарину эта гимназия не мешает. Зачем искусственно разрушать межнациональные отношения? Этим нужно дорожить. На нем базируется республика. На ровном месте создают напряжение. В районах закрываются школы, дети остаются без нормального образования.Сейчас, больше чем в военное время, нужны гимназии-интернаты такого уровня.Возможно, нужно создавать башкирские интернаты во всех районах. И не только башкирские. Я думаю, у всех есть право обучаться на своем родном языке. Если это не волнует ни директора школы, ни министра образования, то они не соответствуют занимаемой должности.

Фанис Исхаков, экс-руководитель ПО «Баштрансгаз»:

Сначала закрыли Серменевский башкирский детский дом, а сейчас добрались до БРГИ №1. А я еще слышал, что хотят увеличить оплату в гимназии. Тогда дети из бедных семей не смогут поступать туда. Это все ведет к ликвидации гимназии.Я не думаю, что это задумка местных властей, все идет из Москвы.Это касается не только башкир, но и всех коренных народов страны, чтобы всех унифицировать в единый русский народ. Это совершенно неприемлемая политика. Пусть народам дадут возможность сохранить родной язык и культуру. Нужна активность всех выпускников, общественников и СМИ. Мы должны взяться за проблему и не допустить этого.

Рамиль Рахматов, журналист, обозреватель газеты Bonus:

К идее удаления слова «башкирский» из формулировок устава БРГИ №1 отношусь отрицательно сразу по нескольким причинам. Первое, чтобы бы ни говорили чиновники и руководство гимназии, мы прекрасно понимаем, что за любым формальным шагом пойдет конкретное действие. Сегодня нам говорят, что это казуистика, и меняют какую-то букву в нормативных документах, но это откроет дорогу для притязания, чтобы БРГИ №1 утратила свой статус как башкирская. Этого делать нельзя, хотя бы по той причине, по которой гимназия была создана.Это одно из немногих учебных заведений, которое дает шанс одаренным детям из башкирской глубинки получить достойное образование и путевку в жизнь.А утрата его статуса приведет к тому, что для сельской молодежи социальные лифты будут утрачены. Вторую причину можно объяснить на примере Башкирской гимназии №158 им. М. Карима, где в уставе башкирский язык прописан изначально. Так получилось, что из-за системы районирования в гимназию идут дети из близлежащих районов города, которые не владеют башкирским языком. Изначально их родители подписывают согласие на изучение башкирского языка. Таких семей мало, но через некоторое время это агрессивное меньшинство сумело завязать конфликт. Они пытаются надиктовать свои правила с помощью провокаций и привлечением правоохранительных органов. Но только благодаря уставу язык и статус башкирской гимназии сохранается до сих пор. В БРГИ №1 может ситуация повториться. Утеря статуса будет обозначать больше утерю некого внутреннего символа башкир. Сейчас итак распространяется мнение, что у башкир не осталось ничего своего.