Личностный рост        22.02.2024   

 обличительный пафос в оде г. р. державина «вельможа. Анализ стихотворения Державина «Вельможа Лингвистический анализ державин вельможа

Анализ оды "Вельможа" Г.Р. Державина по плану.

История создания.
Ода «Вельможа» была написана в 1794 году. Ее написанию предшествовали важные в жизни Державина события. В декабре 1791 года его поощрила по службе русская императрица Екатерина II и назначила своим кабинет-секретарем. Приближая к себе известного поэта, Екатерина II надеялась, что в благодарность за милость он станет прославлять ее своими стихами. Державин же рассматривал это назначение совершенно иначе. Он был не только поэтом, но всю жизнь служил, занимая разные должности в государственном аппарате. У него сложилось свое понимание общественных обязанностей человека.
Державин не был радикальным мыслителем, не был просветителем - он считал законным крепостное право и был сторонником монархии в России.
В тоже самое время Державин был потрясен бедствиями народа. Он видел, как чиновники и помещики грабили подданных и «питателей отечества». Грабительством занимались чиновники - и мелкие, и крупные, в судах и в Сенате, безродные дворяне и родовитые князья, вельможи, приближенные к трону. Злоупотребления властей и беззаконие, царившее во всей империи, вызывало возмущение Державина.
Вот почему, назначение кабинет-секретарем Державин и воспринял как сознательное приглашение его на пост помощника императрицы, который бы своими советами помогал искоренять преступления в государственных учреждениях России.
Но Екатерине II надоел и наскучил дерзкий кабинет-секретарь, постоянно пристававший к ней со своими советами, поучениями, требованиями. Осенью 1793 года Екатерина II освободила Державина от обязанностей кабинет-секретаря. Но ссориться с видным поэтом она не хотела, потому он был награжден высоким чином тайного советника, орденом Владимира второй степени и назначен сенатором. Мечта Державина о Екатерине II -просвещенной монархине рухнула. Исполнять свой долг перед отечеством на государственном поприще, использовать власть императрицы для борьбы с беззакониями и преступлениями крупных чиновников оказалось невозможным. И вот тогда-то Державин решил обратиться к поэзии. Создание сатирической оды «Вельможа» и было таким исполнением гражданского долга поэта.
Основные темы и идеи.
В оде есть попытки изобразить портрет социальный - российского вельможу. Мысли о назначении, правах и обязанностях вельмож, сановников империи, людей, исполняющих в стране распорядительную власть давно зрели в Державине. В основу стихотворения положена одна из читалагайских од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять. Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, т.е. именно Гаврилы Романовича Державина, разъясняющий как должно поступать первым лицам в государстве и обличающий их пороки. Эти стихи рассчитаны на ораторскую речь. Потом, кто кроме Державина, мог ввести в патетическую, исполненную гражданского негодования оду такое замечательное сравнение:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
Важной особенностью оды, характеризующей высокий уровень литературного мастерства Державина, явилось то обстоятельство, что в этом произведении он представил собирательный портрет вельможи, обобщил его отличительные черты. Это не Потемкин или Зубов, но и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие, многие другие родовитые и «случайные», т.е. находившееся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал, как подчиненный и как писатель, а потом и зарисовал в своей прекрасной оде. Державин нападает на фаворитов царицы, которые не владея никакими достоинствами, как Зубов, приобретали вдруг нежданно негадано большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» в целом. Поэт, не скупясь на краски, описывает роскошный образ жизни вельмож, пресыщенный удовольствиями, живущего без малейших заботы о чем бы то ни было:
На прихотливый твой обед
Вкуснейших яств приносит дани,
Токай - густое льет вино,
Левант - с звездами кофе жирный,
Чтоб не хотел за труд всемирный
Мгновенье бросить ты одно?
Затем наступает мгновенный контраст, вельможа в полдень наслаждается сном в объятьях своей Цирцеи, «А там?» - сурово спрашивает и тут же отвечает поэт:
А там израненный герой,
Как лунь во бранях поседевший…
…А там - вдова стоит в сенях
И горьки слезы проливает…
…А там - на лестничный восход
Прибрел на костылях согбенный,
Бесстрашный, старый воин тот,
Тремя медальми украшенный,
Которого в бою рука
Избавила тебя от смери,
Он хочет руку ту простерти
Для хлеба от тебя куска…
«Проснися, сибарит!» - негодует Державин, а в заключении указывает истинные обязанности государственных сановников:
…Как блюсть народ, царя любить,
О благе общем их стараться,
Змеей пред троном не сгибаться,
Стоять - и правду говорить.
Положительные герои для Державина - полководцы Румянцев и Суворов. Самое видное место в галерее портретов Державина занимает Суворов. Державин кратко и выразительно воссоздает личный облик Суворова, его индивидуальный портрет. Это именно Суворов, со всеми присущими ему и только ему привычками и особенностями поведения.

Тема. Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа».

Цель :

  • выявить авторскую позицию, традиции и новаторство в оде Г.Р. Державина «Вельможа»;
  • формировать навыки составления диалога по материалам статьи учебника, работы с иллюстрациями учебника, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • воспитывать интерес к русской истории и литературе.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

1.Обращение к домашнему заданию. Построение диалога по материалам статьи учебника «Из литературы XVIII века», с.64, ч.1.

Почему XVIII век является переломным для отечественной литературы и для культуры в целом?

В каких условиях развивалась русская литература XVIII столетия?

Какое новое литературное направление явилось предвестником решительного взлета всего русского искусства?

Назовите имена русских писателей этого периода, творчество которых явилось первым шагом на пути к золотому веку отечественной культуры.

2.Актуализация ранее полученных знаний.

Какое произведение Г. Р. Державина вы изучали в 7 классе? Какова его художественная идея? (Ода «Властителям и судиям»).

Какие факты биографии Г. Р. Державина вам известны?

3. Сообщение учащегося о Г. Р. Державине (по материалам урока 16 и рабочим тетрадям 7 класса, статьи учебника для 8 класса «Г.Р. Державин», с.65-70, ч.1).

4. Обращение к домашнему заданию. Ответы на вопросы учебника 1-4.

5. Обращение к иллюстрации учебника. Сообщение о портрете А. А. Васильевского (1815).

Последний, самый поздний живописный портрет Державина был написан А.А.Васильевским в 1815 году, за год до смерти поэта. Державина художник изобразил в его любимом наряде – в колпаке и халате, отороченном мехом. Художник не льстил людям: на нас смотрит усталый старик. Таким Державина видел Пушкин на лицейском экзамене в 1815 году: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».

Сейчас портрет поэта в колпаке и халате хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге, вариант этого портрета – в Государственном Литературном музее в Москве.

С оригинала портрета Васильевского литограф Фаслер напечатал портрет Державина, подписав под ним первые четыре строки из стихотворения «Река времен…».

Река времен в своем стремлении

Уносит все дела людей,

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Это был первый посмертный портрет великого поэта.

III. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока. Анализ оды «Вельможа».

2.1. Представление книги А. В. Западова «Поэты XVIII века».

Широкой известностью пользуются труды А. В. Западова, посвящённые творчеству М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова и других русских писателей XVIII века.

2.2. Обращение к учебнику. Чтение определения оды, с.81, ч.1.

2.3. Выразительное чтение оды «Вельможа».

2.4. Выявление первоначальных впечатлений.

2.5. Сообщение о портрете князя А. Куракина работы В. Л. Боровиковского (1799)

“Портрет князя А. Куракина” - одна из вершин в развитии русского парадного портрета.

Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат...»

И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт».

«Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность - напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.

Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь... размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.

Что объединяет образ вельможи, воссозданный в оде Г. Р. Державина и на портрете В. Л. Боровиковского?

2.7. Слово учителя.

Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки. В основу положена одна из од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять.

Важная особенность оды, характеризующая высокий уровень литературного мастерства Державина, - собирательный портрет вельможи, обобщение его отличительных черт. Это и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие-многие другие родовитые и «случайные», то есть находившиеся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал как подчиненный и как писатель.

Державин нападает на фаворитов царицы, которые, не имея никаких достоинств, как Зубов, приобретали вдруг нежданно-негаданно большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» целом.

Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ.

2.8. Исследовательская работа с текстом. (Задание 3 рабочей тетради, с.25. ч.1)

Выписать из текста слова и словосочетания.

1 вариант

«Слова и сочетания слов, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля».

2 вариант

«Слова и сочетания слов, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ».

Честный и неподкупный

государственный деятель

Царский любимец,

Грабящий страну и народ

«Которые собою сами // Умели титла заслужить // Похвальными себе делами; // Кого ни знатный род, ни сан, // Ни счастие не украшали; // Но кои доблестью снискали... // Себе почтенье от граждан». «Ум здравый, сердце просвещенно; орудье власти есть; подпора царственного зданья»

«Се образ ложныя молвы, // Се глыба грязи позлащенной!

О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина, // Или в шутиху дурака».

«А ты, вторый Сарданапал!..

На толь, чтобы на все взирал // Ты оком мрачным, равнодушным… Средь радостей казался скучным… Проснися, // сибарит! - Ты спишь // Иль только в сладкой неге дремлешь, // Несчастных голосу не внемлешь //И в развращенном сердце мнишь... // Стыд, совесть - слабых душ тревога! // Нет добродетели! нет Бога» - // Злодей...»

Итоги работы

Каков недостойный вельможа в изображении Г. Р. Державина?

Тема вельможи начинается с краткой и едкой, афористически звучащей характеристики: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».

Эта характеристика влечет за собой горестное размышление автора о недопустимости положения, когда случай возносит на недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством: «О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина // Или шутиху в дурака».

Державин создает собирательный образ екатерининского временщика, роводящего дни в обжорстве, «средь игр, средь праздности и неги». Пресытившийся наслаждениями вельможа - «глыба грязи позлащенной» - покойно почивает до полудня, в то время как его передняя, сени, лестница, двор забиты несчастными, тщетно ожидающими помощи.

2.9. Выразительное чтение оды от слов «А ты, вторый Сарданапал!..» до слов «И в пресыщении зевал».

Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи?

Выпишите слова, позволяющие представить картину в полном объеме (краски, звуки, запахи).

Державин вводит в своего «Вельможу» такие слова, как «грязь», «осел», «хлопать ушами», «дурак», «передняя», «сени». К какому лексическому пласту относятся эти слова?

2.10. Слово учителя.

Почти в каждом своем произведении в большей или меньшей степени Державин нарушает нормы классицизма. Он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров. В его оде содержатся и хвалебные и обличительные начала.

В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом: «Для возлюбивших правду глаз // Лишь добродетели прекрасны, // Они суть смертных похвала...» - и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами...» («Вельможа»).

2.11.Выпишите из оды все примеры крылатых выражений и афоризмов. Объясните их значение.

2.12.Лексическаяработа: рубище, осел.

Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».

О недалеких («умственно ограниченных, глуповатых») людях.

«Сияют добрые дела. Почтен и в рубище герой».

Достойны уважения лишь ум, законность, справедливость, великодушие, а не богатство и знатность.

В каком произведении, изученном в 7 классе, пресыщенный вельможа противопоставлен скромным просителям, нуждающимся в его помощи?

Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда» содержит реалистическое изображение действительности и также построено на контрасте образа жизни «владельца роскошных палат» и бедствующего народа.

Прочитайте выразительно фрагмент оды Г. Р. Державина, в котором изображена похожая картина.

2.13. Выразительное чтение от слов «A там израненный герой...» до слов «И грянул гром».

Что объединяет эти произведения? I

В стихотворении Некрасова и оде Державина реалистически изображена действительность.

2.14. Слово учителя.

Не надо думать, что грянувший гром поразил надменного себялюбца. Державин отлично знал, что в жизни так не бывает, и последнюю фразу следует понимать иначе. Когда-то древние греки считали, что гром, грянувший во время чьей-нибудь речи, - высшее подтверждение справедливости сказанных слов.

Так и в «Вельможе» гром гремит в подтверждение гордо-самодовольного восклицания временщика: «Нет добродетели! нет Бога!», совпадающего с размышлениями самого поэта о том, что при дворе Екатерины добродетель, правду, честность, совесть, стыд нечего и искать.

Резко сатирическое изображение вельмож Екатерининского века в этой оде сочетается с программным изложением тех требований, которые поэт предъявлял к сановнику, первому помощнику государя, и к самому монарху, который не должен поступать по своей прихоти в делах государственного управления.

Каким, по мысли Г. Р. Державина, должен быть государственный деятель? Обращение к материалам таблицы.

2.15. Выразительное чтение оды от слов «Блажен народ, который полн…» до «Повелевает же сама».

Каким должно быть справедливое государственное устройство?

Концепция Державина сводится к иерархически выстроенному патриархальному обществу. Общество представляет единое тело, роль «главы» которого, то есть решающей инстанции, отдана монарху, царю. Народ с детской верой полагается на «главу», соблюдая полное единодушие. Не имея своей воли в политическом целом, народ может, однако, испытывать восхищение от переживания общего согласованного действия.

2.16. Выразительное чтение оды от слов «Сим твердым узлом естества…» до конца оды.

Какую роль должны играть вельможи в обществе?

Вельможи - «здравы члены тела», передаточные и посредующие звенья между народом и монархом, формирующим иерархическую структуру. Четкое исполнение порученных им функций государственного механизма, ревностность и правдивость в осуществлении роли проводников «информации» от «тела» к «главе» и от «главы» к «телу» составляют, по Державину, основу благополучия государства.

С кем сравнивает Г. Р. Державин достойного вельможу? Каков смысл этого равнения?

Борись вновь с бурями, мужайся,

Как юный возносись орел.

2.17. Сообщение о символическом значении образа орла, держащего в клюве весы.

Орёл - самый распространенный символ, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью, особенно имперской. Изображение орла использовалось в геральдике многих стран. Он является геральдическим символом власти, господства, великодушия и прозорливости. Подобно льву, орел воспринимается как царственная птица.

Орёл держит в клюве весы - символ справедливости, атрибут аллегорий закона, правосудия. Сравнение вельможи с царственной птицей свидетельствует о позиции автора, желающего видеть в вельможе идеал храбрости, великодушия, справедливости, законности.

2.18. Слово учителя.

Ода «Вельможа» затрагивает одну из важнейших, если не центральную, тем политических размышлений Державина.

Новаторство поэта в жанре оды связано с тем, что он устранил антитезу «земное - божественное», определявшую в стихах Ломоносова отношение подданных и монарха. Монарх переведен в земной план и уравнен с простым человеком. Иногда царь или даже могущественный вельможа у Державина может быть назван «земным богом», но «земной бог» живет и владычествует, сознавая это или нет, перед очами «Всевышнего Бога», который некогда «восстанет» и будет «судить» его по делам его. Права царя даны монарху высшей властью Бога, или высшим Законом.

Назовите признаки классицизма в оде «Вельможа». Каковы отступления от классицизма?

Заполнение второй части таблицы

Черты классицизма и новаторство в поэзии Державина

Традиции классицизма

Новаторство

Использование традиционных жанров (ода). Принцип рационализма, культ разума, стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления, утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, идеализация героев, деление героев на положительных и отрицательных, обращение к общественной

Проблематике.

Нарушение иерархии жанров, введение просторечных слов в высокий стиль (в оду), элементы реализма в изображении современной ему русской жизни, словесная живопись.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник», с.78, ч.1.

2.Индивидуальное задание:

Подготовить выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»


На необычайную высоту, сделавшись сам вельможей, но сохраняя везде и всегда независимость, правдивость и горячность своего характера, поэт Гавриил Романович Державин не мог простить другим, недостойным вельможам их эгоизма, роскоши и тщеславия.

Портрет Гавриила Романовича Державина. Художник В. Боровиковский, 1811

В большой оде «Вельможа» он обличает эти недостатки некоторых высокопоставленных лиц. В оде «Фелица », сатира Державина шутливая, насмешливая; «Вельможа» служит примером сатиры негодующей, обличительной. Поэт говорит, что вельможами должны быть те:

«... которые собою сами
Сумели титлы заслужить
Похвальными себе делами;
Кого ни знатный род, ни сан,
Ни счастие не украшали;
Но кои доблестно снискали
Себе почтенье от граждáн».

Не таковы современные вельможи: гоняясь за славой, честью и богатством, они не думают о пользе отечества, о благополучии подвластных им людей. Негодующий поэт сравнивает таких вельмож с «глыбой грязи позлащенной». Добиваясь высокого положения, сановники эти иногда и не способны справиться с возложенной на них ответственной работой:

«Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О, тщетно счастия рука
Против естественного чина
Безумца рядит в господина,
Или в шумиху дурака».

Державин. Вельможа. Стихотворение, вполне современное и для нашей эпохи

В этой характеристике узнаёшь и многих «вельмож» нашего последнего – ельцинского и путинского – времени. Не род, не знатное происхождение, или богатство должны, по мнению Державина, отличать царедворца от других людей, а его душевные качества.

«Я князь, – коль мой сияет дух,
Владелец, – коль страстьми владею,
Болярин, – коль за всех болею,
Царю, закону, Церкви друг!»

Ода «Фелица» (от латинского слова «счастливый») впервые была напечатана в журнале «Собеседник любителей русского слова», ею открывался первый номер журнала. Смотрите как она называлась: « Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по своим делам в Петербурге. Переведена с арабского языка в 1782 году». Образ Фелицы заимствован из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной для своего внука Александра. В образе мурзы выступает сам поэт, то как индивидуальное «я» автора, то как обобщенный, собирательный образ екатерининских вельмож, наделенных сатирическими чертами.

Державин разрушает жанр оды, предусмотренный классицизмом: сочетает одические элементы с сатирическими, высокий слог с просторечным. Изображая Екатерину, Державин искренне наделяет ее идеальными чертами просвещенной монахини: она умна, деятельна, любезна в обращении, скромна. Идеал. Поэт свободно ведет разговор о достоинствах императрицы, прежде всего достоинствах ее как человека, поведение Екатерины противопоставляется праздному времяпрепровождению ее вельмож, наделяя каждого из них теми конкретно-бытовыми чертами, которые дали возможность современникам без труда узнать в этих портретах Потемкина, Орлова, Вяземского, Нарышкина. Они далеки от представления поэта о вельможах, долг которых – служить отечеству, «общему добру». Здесь ироничная оценка Потемкина: то он собирается покорить вселенную, то вдруг страстно желает новый кафтан. Здесь же содержится и не возможное для высокой одической поэзии конкретное изображение вкусной еды (окорок, плов, пироги). Так что стол с едой Державин сделал достоянием поэзии. А вот еще бытовых подробностей из жизни одного из вельмож: «играет в дураки с женой, на голубятню лазит и в жмурки резвится, за Библией, зевая спит». Конкретность бытовой картины, низкие прозаические речения – все это было ново и вело к сближению поэзии с жизнью – преодолению классицизма. Тут одно из самых больших открытий Державина – для его поэзии нет в природе низких, недостойных изображения предметов (реалистическая тенденция). Итак, прославляя императрицу, ее заботы о просвещении и здравии народа, поэт по отношению к ней позволяет себе говорить шутливым тоном («подобно в карты не играешь, как я, от утра до утра» - и где ж здесь ирония?) . В оде Державина много намеков, касающихся того, как надо истинному монарху управлять государством. Он хвалит Екатерину за то, что она не истребляла людей, не была страшной и нелюдимой. За то, что можно «казни не боясь, за здравие царей не пить». Похвалы Екатерине, звучащие иногда в шутливо-ироническом тоне, сатира на ее приближенных вельмож заставили Державина и Капниста опасаться публикации оды. Но Екатерине угодно было благосклонно отнестись к поэту, талант которого мог сослужить ей великую службу.

В стихотворении «Властителям и судьям» (1780) Державин вслед за Ломоносовым с помощью библейских мотивов смело выразил свое отношение к «земным богам», нарушающим законы и забывающим о пользе поданных и государства. «В. и С.» - поэтическое переложение 81 псалма библейского царя Давида, который страстно и гневно обличал своих врагов. Это стихотворение было вырезано с первой страницы журнала («якобинский стих»). События Французской буржуазной революции придавали резкое, обличительное звучание. В духе «просвещенного абсолютизма» Державин, видя вокруг себя зло, беззаконие, смело обличает и поучает «властителей и судий». Он требует соблюдений законов, гуманности, но «сильные мира» не внемлют на то, что «злодейства землю потрясают». И угрозой звучат исполненные гражданского пафоса слова: «Воскресни, Боже!.. Приди суди карай лукавых // И будь един царем земли»

Пафосом общественного долга, служения отечеству и вместе с тем страстным обличением вельмож, не соответ. образу идеального полит. деятеля – человека неподкупной честности, просвещенного и бескорыстного слуги общества, пронизана ода Державина «Вельможа» (1794). Державин пользуется приемом контрастного сопоставления. В оде большое место занимает прямая авторская речь, страстный монолог поэта, который прерывается картинами реальной жизни. В Оде много намеков на современников Державина, хотя сатирический образ вельможи является обобщающим образом. Перед нами особый жанр: ода-сатира, которой автор предстает гражданином, требовательным судьей. Державин убежден, что «Вельможу должны составлять Ум здравый, сердце просвещено», истинный вельможа – служитель «общего добра». Но они не такие, а себялюбивые, праздные, равнодушные. Только Державин мог ввести в оду грубые, просторечные слова, характеризующие бездарного вельможу, мог сравнить его с ослом («Осел останется ослом..»). Нарисовав сатирическую картину праздной жизни вельможи, Державин рисует другую картину, звучащую резким диссонансом. Пока вельможа сибаритствует, «вдова стоит с грудным младенцем и плачет и желает покрова». Вот так в торжественный строй оды врываются конкретно-бытовые реалии жизни.

Правду говорить всегда трудно: «Будучи поэт по вдохновению, я должен говорить правду. Политик по служению моему, я принужден был закрыть истину иносказаниями и намеками».

5. Г.Р. Державин в литературном процессе 18 –нач 19 в.

Державин (1743- 1816)- русский поэт эпохи Просвещения, представитель классицизма, значительно преобразивший его. Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II. Державина назначают губернатором Олонецкой губернии, а с 1785 - Тамбовской. В обоих случаях попытки Державина навести порядок, борьба с коррупцией приводят к конфликтам с местной элитой, и в 1789 году он возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.

Идейно-художественное содержание од. Для од Державина характерно тематическое и стилистическое разнообразие. Среди его произведений выделяют хвалебные, победные, сатирическое и фсф оды. Державин отходит от традиций Ломоносова, создавая новый тип оды, промежуточный на пути к сюжетному стихотворению . Если одам Ломоносова свойственна условность, и они направлены на то, чтобы пробудить интерес читателя к определенной идее, то в произведениях Державина сильнее выражено лирическое начало, расширен тематический диапазон. Сам Державин считал свою поэзию «говорящей живописью»: в его одах часто встречаются пейзажные и портретные зарисовки, описания исторических событий. Державин перестает описывать отдельные св-ва чел. натуры, его поэзия скорее тяготеет к портретному изображению.

Для него предназначение поэта - прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Державин развивает идею, предложенную самое Екатериной 2 в ее «сказке о царевиче Хлоре» (для будущего наследника). Умная справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам, и она выведена как частное лицо, это женщина, любящая пешие прогулки, нетребовательная к еде, увлекающаяся литературным тв-вом.

Главным объектом поэтики Державина является человек, как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий.

Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти (Бог ).

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ , от которой до нас дошло только начало.

Среди героических од Державина следует отметить «на взятие Измаила» , «на взятие варшавы», «на переход альпийских гор» . Любимые герои Державина – Суворов и румянцев. Победные оды Державина были близки Ломоносовским. На неожиданную смерть Потемкина Державин пишет оду «Водопад».

Неодическая поэзия Державина также насыщена пейзажными зарисовками, портретными описаниями исторических лиц. Именно в творчестве Державина лирика обрела свободу от посторонних социально-нравственных заданий и стала самоцельной. В поэзии 1779 намечаются основные эстетические принципы индивидуальной поэтической манеры Державина: тяготение к синтетическим жанровым структурам, контрастность и конкретность поэтического образного мышления, сближение категорий исторического события и обстоятельств частной жизни в тесной связи биографии поэта и его текстами.

В «Памятнике» - мысль о праве их авторов на бессмертие. Он напоминает, что первый отказался от торжественного высокопарного стиля од. Этим он прояснил очень важную для дальнейшего развития русской литературы идею личной ответственно, тогда как предшественники (Кантемир, Ломоносов, Сумороков) считали, что для читателя важно не мнение поэта, а общечеловеческая доказательность его произведений.

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений , в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. Поэт дает исторические портреты выдающихся полководцев без тени абстрактности, что было св-но Ломоносову. На смерть Суворова Державин пишет ст-е (не оду!) «Снегирь» (1800), где оплакивает кончину Суворова

Для его тв-ва характерна особая автобиографичность (чего также не было у Ломоносова), синтез стилей (в одном ст-ии соседствуют высокий стиль и разговорная лексика), разнообразие метрики стиха.

Перейдем непосредственно к одам!

Торжественные и сатирические оды Державина.

В оде «Фелица» Державин строжайше соблюдает канон Ломоносовской торжественной оды: четырехстопный ямб, десятистишная строфа. На фоне этой строгой формы отчетливее проступает новизна содержательного и стилевого планов. Благодаря сочетанию оды с сатирой: образу просвещенного монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы; полушутя, полусерьезно говорится о заслугах Фелицы; весело смеется автор над самим собой. Слог стихотворения представляет соединение слов самых высоких с самыми низкими. В оде поэт соединяет похвалу императрице с сатирой на ее приближенных, резко нарушая чистоту жанра. Сатира и ода сливаются в один жанр, который уже нельзя назвать ни сатирой, ни одой. И то, что ода «Фелица» Державина продолжает традиционно называться одой, следует отнести за счет одических ассоциаций темы. Вообще же это – лирическое стихотворение, окончательно расставшееся с ораторской природой высокой торжественной оды и лишь частично пользующееся некоторыми способами сатирического миромоделировнаия.

Гражданские стихотворения Державина адресованы лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный, вследствие чего некоторые из них Белинский, а именно «Вельможу», называет сатирическими. К ним относится знаменитое стихотворение «Властителям и судиям» (1787) , оно отличается предельно ясной композицией. Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части, В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа. Поэт лишь напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом. Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, и в последнем четверостишии он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти. В Библии этот мотив сурового наказания царей отсутствует. Завершающие стихи библейского псалма призывают бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд, у Державина же последняя строфа содержит в себе призыв к беспощадной каре земных властителей.

Гражданская поэзия, облеченная в библейскую форму, перейдет из XVIII в XIX век. Вслед за стихотворением «Властителям и судиям» появятся пушкинский и лермонтовский «Пророк», произведение Грибоедова «Давид», а также переложения псалмов поэтами-декабристами.

В стихотворении «Вельможа» (1774-1794) представлены оба начала, выведенные в оде «Фелица», - хвалебное и сатирическое. Но если в «Фелице» торжествовало положительное начало, а насмешки над вельможами отличались шутливым характером, то в оде «Вельможа» соотношение добра и зла совершенно иное. Хвалебная часть занимает очень скромное место. Центр тяжести перенесен Державиным на сатирическую часть оды, причем зло, проистекающее от равнодушия вельмож к своему долгу, представлено с таким негодованием, до которого возвышались немногие произведения XVIII в. Писатель возмущен положением народа, подданных, страдающих от преступного равнодушия царедворцев: военачальник, часами ожидающий в передней выхода вельможи, вдова с грудным младенцем на руках, израненный солдат. Этот мотив повторится в XIX в. в «Повести о капитане Копейкине» Гоголя и в «Размышлениях у парадного подъезда» Некрасова.

Державинская сатира исполнена гневного чувства. Будучи введена в оду, она приняла одическую художественную форму. Сатира облеклась здесь в четырехстопные ямбы, которыми раньше писались оды. Она заимствует у оды и такую черту, как повторы, усиливающие ее гневную патетику.

Патриотические оды . Относятся к крупным историческим событиям: эпоха Екатерины, насыщенная военными победами и территориальными завоеваниями. Имена великих полководцев- Потемкин, Румянцев, Суворов. Взятие Измаила, осада Очакова, присоединение Крыма, переход русских через Альпы. Батальная лирика по-другому. «Осень во время осады Очакова»(1788), «На взятие Измаила»(1790), «На победы в Италии» (1799), «На переход Альпийских гор» (1799), «Фельдмаршалу Суворову» (1795), «Снигирь» (1800).

Многие оды перекликаются с ломоносовскими.

Эпиграф к оде "На взятие Измаила" прямо взят из Ломоносова (и перекликается в отдельных местах с "Одой на взятие Хотина"), а сама ода преисполнена образов бури, извержения вулкана и вообще конца света.

Остальные оды в целом похожи. Длинный ряд державинских стихотворений о Суворове складывается в одну большую поэму о полководце. Особенно примечателен "Снигирь", написанный на смерть поководца, в коем Суворов сравнивается с простым народом: он "ездит на кляче, ест сухари, спит на соломе" и прочим образом приближается к солдатам. В общем, глубоко народный образ. Суворов беспощаден к врагам, но по-русски великодушен. В одах Державин воспевает не только полководцев, но и простых воинов. Одно из самых часто употребляемых слов - "Росс", "Россы" - это собирательный образ сына отчества, патриота. Радом с ним образ конкретного бытового человека.

Оду «во время осады Очакова» написал для племянницы князя Потемкина - Голициной, за место гимна русскому оружию чередование картинок войны и мирной жизни. Начинается великолепным пейзажем, где наблюдается контраст между мирной тишиной природы и грохотом военной бури- психологический и эмоциональный. Сопряжение личности и истории. Два типа личности в патриотических одах- обобщенный собирательный образ Росса- сына отечества, патриота, аллегория национальной идеи, образ конкретного бытового человека.

Религиозно-философские оды Державина.

В философских одах Державина человек оказывается перед лицом вечности. В позд­ней философской лирике понятие вечности может конкретизироваться через идею бо­жества и картину мироздания, космоса в целом (ода «Бог», 1780-1784), через поня­тия времени и исторической памяти (ода «Водопад», 1791-1794), наконец, через идею творчества и посмертной вечной жизни человече­ского духа в творении (ода «Памятник», 1795, стихотворение «Евге­нию. Жизнь Званская», 1807). И каждый раз в этих антитезах человека и вечности человек оказывается причастен бессмертию.

Своеобразие философских од состоит в том, что человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а в глубинных связях с вечными законами природы. Один из самых могущественных среди них, по мысли поэта, - закон уничтожения - смерть. Так рождается ода «На смерть князя Мещерского» (1779). Непосредственным поводом к ее написанию послужила кончина приятеля Державина, эпикурейца князя А. И. Мещерского, глубоко поразившая поэта своей неожиданностью. На биографической основе вырастает философская проблематика оды, вобравшая в себя просветительские идеи XVIII в.

Тема смерти раскрывается Державиным в порядке постепенного нагнетания явлений, подвластных закону уничтожения: смертен сам поэт, смертны все люди, «глотает царства алчна смерть». Перед лицом смерти происходит как бы переоценка общественных ценностей. Но признавая всемогущество смерти, Державин не приходит к пессимистическому выводу о бессмысленности человеческого существования. Напротив, быстротечность жизни придает ей особенную значимость, заставляет выше ценить неповторимые радости бытия.

Большой популярностью в XVIII и даже XIX в. пользовалась ода «Бог» (1784). В ней говорится о начале, противостоящем смерти. Бог для Державина - «источник жизни», первопричина всего сущего на земле и в космосе, в том числе и самого человека. На представление Державина о божестве оказала влияние философская мысль XVIII в. На это указывал сам поэт в своих «Объяснениях» к этой оде. Державинский бог не бесплотный дух, существующий обособленно от природы, а творческое начало, воплотившееся, растворившееся в созданном им материальном мире («живый в движеньи вещества»).

Следующую стадию ее развития, более конкретную, можно наблюдать в большой философско-аллегорической оде «Водопад» . Как всегда, Державин идет в ней от зрительного впечатления, и в первых строфах оды в великолепной словесной живописи изображен водопад Кивач.

Однако эта пейзажная зарисовка сразу приобретает смысл символа человеческой жизни - открытой и доступной взору в своей земной фазе и теряющейся во мраке вечности после смерти человека. Основная часть оды персонифицирует эту аллегорию в сравнении прижизненных и посмертных судеб двух великих современников Держа­вина, фаворита Екатерины II князя Потемкина-Таврического и опаль­ного полководца Румянцева.

В эволюции жанра философской оды Державина заметна тенден ция к конкретизации ее объекта: от общефилософской проблем («смерть в оде «На смерть князя Мещерского») к общечеловеческим аспектам личностного бытия (ода «Бог).В творчестве Державина второй половины 1790-х - начала 1800-х гг. наступает момент, когда объект философской лирики - человек вообще, сливается с ее субъектом - автором философской оды и она преобразуется в эстетический манифест: размышление поэта своей личности и творчестве, о своем месте в своей исторической временности и о посмертной жизни поэтического духа, воплощенного в стихотворных текстах («Мой истукан», 1794; «Памятник», 1795; Лебедь», 1804; «Признание», 1807; «Евгению. Жизнь Званская». 1807)

Пора подведения итогов поэтической жизни ознаменована переводом оды Горация «Exegi monumentum...», который Державин издал в 1795 г. под заглавием «Памятник». Это произведение не является переводом в точном смысле слова, это вольное подражание, использование общего поэтического мотива с наполнением его конкретными peaлиями собственной поэтической жизни, и наряду со стихами, близко передающими мысль Горация. Этот же мотив -- поэтического бессмертия в духе и творчестве - развивается в еще одном вольном переводе из Горация, стихотворении «Лебедь».

Но Державин не был бы Державиным, если бы остановился на уровне общей абстракт­ной идеи и символически-аллегорической образности.

Один из позд­них шедевров поэта - послание «Евгению. Жизнь Званская», которое возникло в результате знакомства Державина с Евгением Болховитиновым, автором «Словаря русских светских писателей». В послании «Евгению. Жизнь Званская» оживает мотив распорядка дня, интерпретированный более широко - как воспроизведение обра­за жизни, который через совокупность бытовых привычек и ежеднев­ных занятий может сформировать представление об образе человека. В эту общую композиционную раму органично вмещаются все характер­ные особенности поэтического стиля Державина: конкретная пластич­ность мирообраза, реализованная в пейзажных зарисовках и вещных натюрмортах; эмпирический бытовой образ обыкновенного земного жителя, не чуждого простых радостей жизни и контрастирующий с ним своей духовностью возвышенный облик умудренного жизнью фи­лософа, поэта - собеседника богов на пиршестве духа, летописца славных исторических свершений своей эпохи.

Лирика Г.Р. Державина. Анакреонтические стихи. Лирический герой.

Еще Белинский заметил, что «главное, отличительное свойство стихов Державина это народность, народность, состоящая не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи». На эмпирическом уровне мирообраза он связан с вещными приметами национального быта: не случайно характерные державинские натюрморты, изображающие накрытый стол, неукоснительно вызывают эпитет «русский», в равной мере относящийся и к обеду, и к образу поэта; как в стихотворении «Приглашение к обеду» (1795).

Вероятно, глубоко не случаен тот факт, что национальное самосознание, органично свойственное эмпирическому мировосприятию Державина изначально, приобретает смысл эстетической категории в переводно-подражательной поэзии позднего периода творчества, когда он пишет стихотворения, объединенные в поэтический сборник 1804 г. «Анакреонтические песни». В этот сборник Державин включил не только свои вольные переводы стихотворений Анакреона и классической древней анакреонтической лирики, но и свои оригинальные тексты, написанные в духе легкой лирики, воспевающей простые радости земной человеческой жизни. Пластицизм древнего мировосприятия был глубоко родствен пластическому мировидению Державина - это и обусловило его интерес к жанру анакреонтической оды.

Общая эстетическая тенденция переводов анакреонтики - это очевидная русификация античных текстов. Переводя стихотворения Анакреона, Державин насыщает свои переводы многочисленными реалиями и историческими приметами русской жизни.

Так возникает один из лирических шедевров Державина, стихотворение «Русские девушки », в самом своем ритме передающее мелодику и ритмику народного танца, а через обращение к народному искусству выражающее идею национального характера.

Как отмечал Гуковский Г.А.: «Лирический герой у Державина неотделим от представления о реальном авторе… До Державина поэта как образного единства не знали… Державин создавал единый образ живого, реального человека, окруженного бытом, имеющего и биографию, и индивидуальный психологический склад, характер… Значение этого открытия Державина, открытия для русской поэзии живого индивидуального человека было огромно и в художественном, и в непосредственно идейном отношении».

Переводя Анакреона, Державин русифицировал античные текст, вводил приметы, реалии рууской жизни, даже исторические факты. Перевод стиха Анакреонта «К лире» (Петь Румянцева собрался//Петь Суворова хотел//Гром от лиры раздавался//И со струн огонь летел). Поэтому на фоне «чужого» чувствуется присутствие своего родного национального.

Анакреонтические оды Державина. Анакреонтическая поэзия в России появилась в 1794, когда Львов опубликовал сборник переводов Анакреонта. Белинский отмечал народность стихов Державина, русский взгляд поэта на вещи. «Приглашение к обеду» (1795) . Державинские натюрморты накрытого стола вызывают ощущение именно русскости. Национальная кухня и хлебосольство хозяина характерно для Державина, сводят в одной лирической эмоции бытописательный мотив с душевным свойством. Даже в переводах Горация Д. обращался к русским обычаям и нравам, русифицировал перевод. Русификация имеет двойной, фольклорно-литературный характер (описывая обед крестьянина, дает бытовую зарисовку русской пословицы «щей горшок да сам большой», тем самым отсылает к 5 сатире Кантемира, который использовал ту же пословицу).