Сказки        16.12.2023   

Островский лес проблематика. Сочинение на тему проблематика пьес островского "гроза" и "лес". Актеры в поместье

(сочинение разбито на страницы)

Комедия А. Н. Островского «Лес», написанная в 1870 году, в пореформенное для России время, отразила все процессы, происходящие в обществе, однако, затрагивая их,

Островский сосредоточил своё внимание более всего на нравственном аспекте перемен в общественной жизни. Драматург показал, что старая мораль отмирает, и личность, освобождающаяся от оков общества, не знает, как себя вести. Открывая десятилетие семейных романов, пьеса рассматривает проблемы выбора нравственного жизненного поведения героями - членами одной семьи.

В центре пьесы - помещица усадьбы «Пеньки» Раиса Павловна Гурмыжская, на всю округу славящаяся «строгостью своей жизни». Подобно Кабанихе из пьесы «Гроза» для Гурмыжской важнее всего соблюдение внешних форм приличия, потому окружающим она кажется «женщиной набожной», скромной, благородной.

Владелица усадьбы «Пеньки», по её словам, готовая всё помочь, «только конторщица своих денег», принадлежащих бедным, бездумно распродаёт лес, огромные поместья Гурмыжской тают, их скупает «вчерашний мужик», купец Восьмибратов. При этом купец бессовестно обманывает помещицу, получая от неё расписку о получении денег прежде, чем он их ей отдаёт. Если бы не племянник Гурмыжской Несчатливцев, который со всем пылом юности обрушился на купца, посмевшего её обмануть, расчётливому Восмибратову удалось бы «обвести вокруг пальца» бесхозяйственную помещицу. Не случайно то, что помещица сама распродаёт лес: Островский показывает, что дворянский уклад жизни разрушается изнутри.

Жадная до крайности, Гурмыжская скупится на помощь своим «бедным родственникам». Она жалеет денег на приданое своей племяннице Аксюше, ей жалко денег и на образование своего племянника. При этом Раиса Павловна уверяет окружающих, что намеренно не помогает Гурмыжскому, ибо «в излишестве образования» - «развращение нравов».

Однако из разговора Карпа с Улитой становится ясно, к кому «летят» деньги Гурмыжской «тысячами»: Карп рассказывает о том, что барыня проматывает свои деньги с любовниками. Первоначально, поселяя недоучившегося гимназиста, сына подруги, Буланова у себя дома, она стремится совершить «доброе дело» и женить его на своей племяннице, однако затем она решает сама выйти замуж за «бедного мальчика», оставив девушку без всякой помощи. Пытаясь скрыть свою связь с Булановым, она уверяет окружающих, что он жених её племянницы, а потому даже отказывает сватающемуся Петру Восмибратову.

Драматург показывает, что такое порочное поведение настолько тлетворно, что способно «заразить» и окружающих людей. Так, Гурмыжская имеет зловещее отражение в своей служанке Улите, и отношения Гурмыжской с Булановым как бы проецируются на отношения Улиты с Счастливцевым, которому та втайне приносит бутылочку «молока от бешеной коровы» и с которым делится своими несчастьями. «Ползаешь, ползаешь перед барыней-то, то есть хуже, кажется, всякой твари последней... - говорит она товарищу Несчастливцева.- Уж и как эта крепость людей уродует».

Создаётся порочный безнравственный круг, причём его влиянию подвержены не только слуги Гурмыжской, но и соседи, также заражённые этим «уродством».

Бодаев и Милонов - провинциальные помещики, идеал которых находится в крепостническом прошлом. Будучи отставным кавалеристом, Уар Кирилыч Бодаев несколько напоминает Скалозуба Грибоедова: он такой же грубый, прямолинейный человек, и потому в своих замечаниях Гурмыжской и Буланову («врёт, врёт, всё промотает», «...пусть служит, мы неразборчивы») он более откровенен, нежели Милонов.

Прекраснодушный Евгений Аполлонович Милонов, который «одет изыскано, в родовом галстуке», произносит сладкие речи о добродетели, тоскует об ушедших временах крепостничества. Ему присуще редкостное словоблудие, о браке Гурмыжской и Буланова он отзывается как о «союзе» «непоколебимой добродетели, житейской мудрости, укреплённой опытом...», с «нежной молодой страстью благородного питомника».

Островский известен в литературе как "первооткрыватель" такого сословия, как купечество. Именно он первым обозначил этот тип в качестве серьезного литературного объекта, доказал, что данный герой также интересен и заслуживает не меньшего внимания, чем его предшественники, в первую очередь дворяне. В этом плане Островский принадлежит к писателям так называемой "натуральной школы", в которую во второй половине 1840-х гг. входили такие авторы, как Гоголь (с некоторыми оговорками), ранний Достоевский, Некрасов, Григорович.

Мелкие чиновники, станционные смотрители, шарманщики, обитатели "дна", ставшие героями их произведений, представляют собой замечательное явление в русской литературе. Как и его соратники, Островский изображал подобных людей в обычной для них обстановке, проводя их повседневные разговоры, обращая внимание на всякие мелочи, которые, однако, удачно дополняли общий портрет. Главное достижение автора, вероятно, в том, что он сумел разрушить сложившийся образ купца-пьяницы, которому нет дела ни до чего, и несколько возвысить его в глазах читателя. Например, купцы Кнуров и Вожеватов ("Бесприданница", 1879 г.), думается, имеют приличное образование, а потому, вероятно, и состояние. Кнуров в начале пьесы читает газету, да не какую-нибудь, а французскую. Это даже и не снилось темным торгашам из "Грозы". Вообще образованные купцы у Островского – редкость, а идеальные отсутствуют вовсе. Те же Кнуров и Вожеватов, пользуясь своим богатством и властью, разыгрывают в "орлянку" судьбу Ларисы Огудаловой, решают (без ее ведома), кто из них возьмет ее на ярмарку. В "Грозе" же читатель встречает несколько утрированные портреты купцов, изуродованных наличием власти (Кабанова и Дикой).

Таковы, в основном, у Островского купцы. Главная их проблема – деньги. Если их не хватает (конечно, относительно), то все заботы купеческие заключаются в том, где и как их достать (эти вопросы обычно разрешаются в пользу какого-либо обмана); если же денег много, то, в принципе, цель не меняется, что говорит о жадности, да, к тому же, добавляется еще и забота о том, как уберечь это богатство. Тем и живут купцы: недоплачивают служащим, выдают (продают) дочерей выгодно замуж, обсчитывают покупателей. Объединяет их лишь то, как это ни парадоксально звучит, что каждый выступает за себя, преследует личную выгоду во всем; в этом их своеобразный уклад.

Несмотря на весь этот мрак, практически в каждой пьесе из глубины вырывается "светлый луч" (по выражению Добролюбова), предвещающий скорое окончание царства тьмы, или "злодей" оказывается повержен, порок обличен и справедливость торжествует.

Рассмотрим драму "Гроза" и комедию "Лес". И в том, и в другом произведении на первом плане "дремучая" семья, в доме распоряжается женщина, весьма своевольная (Кабанова – Гурмыжская), чей гнет вынуждена терпеть живущая у нее на попечении девушка (Катерина – Аксюша); в определенный момент на сцене появляется человек, который нарушает хотя и тягостную, но относительно спокойную жизнь. В произведениях развиты разные конфликты, да и ситуации тоже (кроме вышеуказанных сходств), но общая идея, пронизывающая их сюжеты, одинакова. Проанализировав обе пьесы, все это можно заметить.

В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. "Темное царство" дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается "светлый луч". Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В "Лесе", конечно, нет столь трагичной развязки, и уже этим он отличается от "Грозы". Указанная выше схема (о деспотичной хозяйке, бедной родственнице и человеке, чье появление служит толчком для развития сюжета), несомненно, присутствует, Аксюша вынуждена подчиняться Гурмыжской. Но эта линия, как и отношения Аксюши с Петром, – побочная. Главное же – возвращение Несчастливцева, эдакого "блудного сына", в лоно семьи. Это и вызывает к жизни проблему разрушения истинного уклада семьи. Гурмыжская "любит" своего родственника Несчастливцева лишь "по долгу", для видимости. Таким же образом она "заботится" и о благополучии Аксюши. Немало в комедии и просто пошлых типов. К примеру, Милонов с его фразой "все высокое и все прекрасное"; или недоучившийся гимназист Буланов, который, по мнению Гурмыжской, был рожден повелевать, а его "заставляли чему-то учиться в гимназии"; купец-делец Восмибратов, нисколько не смущаясь обманувший Гурмыжскую и с такой же легкостью вернувший украденные деньги; Счастливцев, видящий цель жизни любого человека в богатстве. Сама Гурмыжская также достойна порицания: она пытается убедить всех в своей благопристойности и отсутствующей добродетели (при всем том с радостью прикарманив деньги, предназначавшиеся Несчастливцеву, которые тот "благородно" отверг).

Таким образом, несмотря на внешнюю разность "Грозы" и "Леса", идея, заключенная в обоих произведениях, одна. Она сопутствовала Островскому на протяжении всего его творчества, менялся лишь способ ее выражения: то автор облачал ее в сатирический смех, то выставлял открыто, во всей "красе"… Не менялась лишь суть: темнота, пошлость, развращение нравов старого мира и зарождение чего-то нового, которое неизвестно к чему ведет, но отжившие порядки уничтожит обязательно, – вот что хотел донести Островский до читателя (или зрителя) в своих пьесах.

Проблематика пьес Островского «Гроза» и «Лес». Островский известен в литературе как «первооткрыватель» такого сословия, как купечество. Именно он первым обозначил этот тип в ка­честве серьезного литературного объекта,доказал, что данный герой также интересен и заслуживает не меньшего внимания, чем его предше­ственники, в первую очередь дворяне. В этом плане Островский принад­лежит к писателям так называемой «натуральной школы», в которую во второй половине 1840-х гг. входили такие авторы, как Гоголь (с некото­рыми оговорками), ранний Достоевский, Некрасов, Григорович. Мел­кие чиновники, станционные смотрители, шарманщики, обитатели «дна», ставшие героями их произведений, представляют собой замеча­тельное явление в русской литературе. Как и его соратники, Остро­вский изображал подобных людей в обычной для них обстановке, про­водя их повседневные разговоры, обращая внимание на всякие мело­чи, которые, однако, удачно дополняли общий портрет. Главное достижение автора, вероятно, в том, что он сумел разрушить сложив­шийся образ купца-пьяницы, которому нет дела ни до чего, и несколь­ко возвысить его в глазах читателя. Например, купцы Кнуров и Воже­ватов («Бесприданница», 1879 г.), думается, имеют приличное образо­вание, а потому, вероятно, и состояние. Кнуров в начале пьесы читает газету, да не какую-нибудь, а французскую. Это даже и не снилось тем­ным торгашам из «Грозы». Вообще образованные купцы у Островско­го г- редкость, а идеальные отсутствуют вовсе. Те же Кнуров и Воже­ватов, пользуясь своим богатством и властью, разыгрывают в «орлян­ку» судьбу Ларисы Огудаловой, решают (без ее ведома), кто из них возьмет ее на ярмарку. В «Грозе» же читатель встречает несколько ут­рированные портреты купцов, изуродованных наличием власти (Каба­нова и Дикой).

Таковы, в основном, у Островского купцы. Главная их проблема - деньги. Если их не хватает (конечно, относительно), то все заботы купе­ческие заключаются в том, где и как их достать (эти вопросы обычно разрешаются в пользу какого-либо обмана); если же денег много, то, в принципе, цель не меняется, что говорит о жадности, да, к тому же, до­бавляется еще и забота о том, как уберечь это богатство. Тем и живут купцы: недоплачивают служащим, выдают (продают) дочерей выгодно замуж, обсчитывают покупателей. Объединяет их лишь то, как это ни парадоксально звучит, что каждый выступает за себя, преследует личную выгоду во всем; в этом их своеобразный уклад.

Несмотря на весь этот мрак, практически в каждой пьесе из глуби­ны вырывается «светлый луч» (по выражению Добролюбова), предвеща­ющий скорое окончание царства тьмы, или «злодей» оказывается повер­жен, порок обличен и справедливость торжествует.

Рассмотрим драму «Гроза» и комедию «Лес». И в том, и в другом произведении на первом плане «дремучая» семья, в доме распоряжает­ся женщина, весьма своевольная (Кабанова - Гурмыжская), чей гнет вынуждена терпеть живущая у нее на попечении девушка (Катерина - Аксюша); в определенный момент на сцене появляется человек, кото­рый нарушает хотя и тягостную, но относительно спокойную жизнь. В произведениях развиты разные конфликты, да и ситуации тоже (кроме вышеуказанных сходств), но общая идея, пронизывающая их сюжеты, одинакова. Проанализировав обе пьесы, все это можно заметить.

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему - Катерина, Тихон, Вар­вара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, - залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домо­строевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в дан­ном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не мо- жст; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за ис­ключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со сто­роны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вов­се сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издеватель­ства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обяза­тельно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то мо­мент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещи­ну, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Не­ясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она раз­решила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо угото­ванной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В «Лесе», конечно, нет столь трагичной развязки, и уже этим он отличается от «Грозы». Указанная выше схема (о деспотичной хозяйке, бедной родственнице и человеке, чье появление служит толчком для развития сюжета), несомненно, присутствует, Аксюша вынуждена под­чиняться Гурмыжской. Но эта линия, как и отношения Аксюши с Пет­ром, - побочная. Главное же - возвращение Несчастливцева, эдакого «блудного сына», в лоно семьи. Это и вызывает к жизни проблему раз­рушения истинного уклада семьи. Гурмыжская «любит» своего родствен­ника Несчастливцева лишь «по долгу», для видимости. Таким же обра­зом она «заботится» и о благополучии Аксюши. Немало в комедии и просто пошлых типов. К примеру, Милонов с его фразой «все высокое и все прекрасное»; или недоучившийся гимназист Буланов, который, по мнению Гурмыжской, был рожден повелевать, а его «заставляли чему- то учиться в гимназии»; купец-делец Восмибратов, нисколько не смуща­ясь обманувший Гурмыжскую и с такой же легкостью вернувший укра­денные деньги; Счастливцев, видящий цель жизни любого человека в богатстве. Сама Гурмыжская также достойна порицания: она пытается убедить всех в своей благопристойности и отсутствующей добродетели (при всем том с радостью прикарманив деньги, предназначавшиеся Не- счастливцеву, которые тот «благородно» отверг).

Таким образом, несмотря на внешнюю разность «Грозы» и «Леса», идея, заключенная в обоих произведениях, одна. Она сопутствовала Ост­ровскому на протяжении всего его творчества, менялся лишь способ ее выражения: то автор облачал ее в сатирический смех, то выставлял откры­то, во всей «красе»… Не менялась лишь суть: темнота, пошлость, развра­щение нравов старого мира и зарождение чего-то нового, которое неиз- пестто к чему ведет, но отжившие порядки уничтожит обязательно, - вот что хотел донести Островский до читателя (или зрителя) в своих пьесах.

Пьеса "Лес" Островского, краткое содержание которой поможет быстро вспомнить сюжет, - знаменитая комедия русского драматурга XIX века. Впервые она была представлена публике на вечере в собрании художников в Петербурге. В том же году опубликована в журнале "Отечественные записки".

История создания "Леса" Островского

Пьеса впервые была поставлена на сцене Александринского театра в 1871 году. Правда, премьера в Петербурге, можно сказать, прошла неудачно. Актер Бурдин, игравший Несчастливцева, сообщил Островскому, что в целом комедию восприняли тепло, а вот отсутствие автора явно повредило постановке.

С ноября 1871 года пьесу запустили на сцене Малого театра. Пьеса "Лес" Островского, краткое содержание которой позволит вам лучше понять замысел автора, с этого представления пошла более удачно. За последующие несколько сезонов ее ставили 11 раз. До сих пор ее включают в репертуар столичных и провинциальных российских театров.

Помещица Гурмыжская

Среди героев "Леса" Островского стоит выделить помещицу Раису Павловну Гурмыжскую. Она очень богата. В самом начале пьесы к ее воспитаннице по имени Аксюша начинает приставать молодой и распутный человек Буланов. Про него известно, что он даже не окончил гимназии. Буланов терпит неудачу, а когда Аксюша уходит, опытный лакей Карл советует ему обратить внимание на более перспективную Гурмыжскую.

В следующем же действии пьесы "Лес" Островского, краткое содержание которой - перед вами, на сцене появляется сама Гурмыжская в сопровождении состоятельных соседей-помещиков. Это Милонов и отставной кавалерист Бодаев.

Хозяйка имения признается, что задумала выдать Аксюшу за Буланова, а также позаботиться о племяннике своего бывшего мужа, умершего несколько лет назад. Этот молодой человек не видел ее пятнадцать лет, но по-прежнему продолжает ее посылать подарки со всей России. Правда, где он в эту минуту, неизвестно. Вот только этот племянник - ее единственный родственник, оставшийся на свете, официальный и законный наследник.

Сваты

Вскоре зрители комедии "Лес" Островского (краткое содержание поможет быстро освежить в памяти события произведения) узнают, что за Аксюшу стремится выйти не только Булавин.

Купец Восмибратов приходит к Гурмыжской, чтобы решить сразу два дела. Во-первых, купить лес, а во-вторых, сосватать за нее своего сына Петра. При этом выясняется, что деньги за лес, который он собирался купить, купец забыл дома.

Гурмыжская на это отвечает, что у ее воспитанницы уже есть жених, который живет вместе с ними. Купец разражается гневом на сына за то, что тот поставил его в такое дурацкое положение. Правда, лес он все же выгодно покупает.

Встреча в лесу

На самом деле Аксюша не переносит Буланова, испытывая к нему презрение. В действительности ее сердце отдано Петру. Александр Островский описывает их встречу в лесу. При этом молодые люди понимают, что их отношения, скорее всего, обречены. Отец Петра и слышать не хочет о невесте без приданого.

На том же месте появляются следующие важные персонажи пьесы Островского "Лес". Это Счастливцев и Несчастливцев. На сцену, как правило, они выходят с разных сторон. Оба этих героя - актеры: один - комик, второй - трагик. В этом лесу они повстречались случайно. Друг с другом они делятся своими горестями - нигде нет ни трупп, ни работы. Без денег они продолжают свой путь вместе.

С собой у них нехитрый скарб, каждый мечтает когда-нибудь организовать собственную труппу, чтобы не зависеть от случайных заработков. Для этого им необходима хотя бы одна актриса. На своей дороге они встречают указатель на усадьбу Пеньки госпожи Гурмыжской. Туда и направляются.

Актеры в поместье

Зрители комедии Островского "Лес" становятся свидетелями того, как на следующее утро Гурмыжская кокетничает с Булановым. Он пересказывает ему свой сон про своего загадочного племянника. По ее словам, он застрелил себя из пистолета у нее на глазах, когда приехал к ней в имение.

Тут появляется Карп, который сообщает о визите барина. Удивленные Гурмыжская с Булановым уходят встречать гостя. Оказывается, за барина приняли Несчастливцева, который переоделся в приличный костюм. Счастливцева решено объявить его лакеем, потому что тот остался в прежней одежде. Несчастливцев представляется офицером в отставке.

Эта ситуация внимательному зрителю сразу напомнит пьесу Гоголя "Ревизор". Но это только на первый взгляд. Несчастливцева все принимают за племянника Гурмыжской. Гостей селят в беседке.

Купец-обманщик

В полной красе Несчастливцев проявляет себя в сцене с купцом Восмибратовым. Тот обманывает Гурмыжскую, забрав у нее расписку, в которой обещал рассчитаться за лес. Помещица жалуется Буланову. И тут Несчастливцев, вошедший в образ отставного офицера, приказывает воротить купца.

Он применяет весь имеющийся у него арсенал трагика, пускает в ход самые громкие слова, изображая грозного барина, даже задевает честь купца. После этого он отдает деньги. Несчастливцев благородно возвращает деньги Гурмыжской.

К тому времени Счастливцев доволен своим положением. Он пообедал с барского стола, потому что заявил, что приучен только к такому обращению, да еще и назначил на вечер свидание ключнице Улите, вдобавок наврал с три короба. Его товарищ рассержен этим, он едва скрывается от его праведного гнева трагика.

Вечером на свидании с Улитой он от страха перед Несчастливцевым признается ключнице, что оба они актеры и пьяницы, а не какие не офицер и его слуга.

В следующей сцене зрители наблюдают, как развиваются отношения между Петром и Аксиньей. Молодой человек сумел уломать отца на небольшое приданое - 2000 рублей. Но и эти деньги надо где-то достать. Влюбленные решают просить в долг.

Уходя от Петра, Аксинья встречает Несчастливцева. Она просит у него денег, но тот признается, что на самом деле беднее ее.

Трагика на пике его душевного подъема встречает Аркадий. Тот рассказывает, что женщина от любви на его глазах бросилась в воду. Поразившись ее харизмой, он убеждает Аксинью обязательно идти в актрисы. Причем прямо сейчас, в труппу, которую он создает. Отчаявшаяся и как будто завороженная Аксинья даже соглашается, не до конца понимая, что ей предлагают. Она уверена, что хуже не будет, теперь-то она готова на все.

Несчастливцев обещает в эту же ночь посвятить ее в актрисы, почитать с ней несколько новых ролей, которые есть в его репертуаре. Он радует Аркадия тем, что у них теперь есть актриса, они готовы объехать с триумфом всю страну. Втроем они отправляются в беседку.

Тайное становится явным

В следующей сцене на передний план выходят Раиса Павловна и Улита. Ключница рассказывает барыне, как на самом деле обстоят дела, передав подробно слова Аркадия. Помещицу полностью устраивает такое положение вещей.

Гурмыжская продолжает кокетничать и заигрывать с Булановым. Она требует, чтобы он разгадал, что она в действительности любит. Наконец она признается, что любит его. Обрадованный Буланов тут же лезет к ней целоваться, но женщина отталкивает его, называя неучем, мальчишкой и негодяем. Буланов в панике, он боится, что за такую выходку его выгонят отсюда на следующий же день.

Но все оборачивается совсем по-другому. Буланова оставляют в покое. На следующее же утро он уже куражится над лакеем Карпом. А актера приветствует, называя по его настоящей фамилии - Несчастливцев. Тот поражен, что его раскрыли. Но с другой стороны, предполагает, что тот будет теперь вести себя с ним особенно осторожно и почтительно. Буланов действительно побаивается актера, а тот метко над ним издевается и потешается. Уходя, он обращает внимание на шкатулку с деньгами, небрежно оставленную на столе.

Планы Буланова

Осмелевший Буланов начинает обсуждать планы на будущее с Гурмыжской. Тут появляется Аксинья, о судьбе которой как раз шла речь. Гурмыжская прогоняет Буланова и вызывает девушку на откровенный разговор.

Вдвоем они начинают обсуждать Буланова. Все это заканчивается обменом колкостями, из которого хозяйка выходит проигравшей. В конце концов она вынуждена признать, что ревнует Аксинью к молодому человеку. А когда девушка признается, что окончательно решила уйти из Пеньков, Раиса Павловна умиляется этой новости.

На смену Аксинье приходит Несчастливцев. Он уже переоделся в обычный дорожный костюм. Внезапно он отбирает у барыни колокольчик и выкладывает пистолет возле шкатулки с деньгами. Актер просит помещицу подарить ему эту шкатулку. Гурмыжская начинает его уверять, что в шкатулке ничего, что бы заслуживало его внимания, только документы по имению. Но Несчастливцев уверен, что в ней деньги.

Запугав помещицу, он заставляет ее отдать ему тысячу рублей, которую Гурмыжская и так ему была должна, в чем сама и призналась.

Актер в предвкушении. На эти деньги он уже мечтает организовать труппу, с успехом выступать по разным городам, мечтает о бенефисах, аплодисментах и заманчивых контрактах.

Между тем в доме собираются гости. Аксинья ищет среди них Петра, чтобы увидеться в последний раз и попрощаться. Тот признается, что отец согласился еще больше уменьшить приданое. Просит уже хотя бы тысячу рублей. Аксинья тут же разыскивает трагику, объясняя ему, что теперь для ее счастья достаточно всего тысячи рублей. Несчастливцев напоминает ей, что она собиралась идти в актрисы, но девушка признается, что чувство к Петру сильнее всего. Трагик в раздумьях удаляется в столовую.

На вечер в доме Гурмыжской собираются помещики из окрестных селений. Только за обедом гости узнают об истинной причине торжества. Раиса Павловна официально объявляет, что выходит замуж за Буланова. Появившийся Несчастливцев просит ее по такому случаю устроить счастье и ее племяннице, снабдив небольшой суммой денег в качестве приданого. Но Гурмыжская ему отказывает. Согласен с ней и Буланов.

Тогда Несчастливцев, к ужасу его спутника Аркадия, отдает все деньги, которые они мечтали потратить на актерскую труппу, Аксинье. Та его горячо благодарит. Милонов заявляет, что напечатает об этом поступке в газетах, а Бодаев объявляет, что тот теперь всегда желанный гость в его доме.

Несчастливцев и Аркадий собираются уезжать. Поражаясь друг другу, как оказались в этом месте, где старухи выходят замуж за гимназистов, а молодые девушки с горя готовы топиться. Большое впечатление на зрителей производит финальный монолог Несчастливцева. Он заявляет, что они с Аркадием артисты, а все, кто их окружает, - настоящие комедианты. Тетка провоцирует свою племянницу на то, что девушка готова утопиться, а спасает ее только бедный актер Несчастливцев. В конце он называет всех порождениями крокодилов.

В завершение актер читает монолог Карла Моора из пьесы "Разбойники", который заканчивается словами о том, что герой желает вырваться из окружающих его обитателей кровожадных лесов.

Пьеса Александра Островского заканчивается сворой между Несчастливцевым, Булановым и Милоновым. Те обиделись на его слова, хотят побить или отвести к становому. На что актер заявляет, что текст прошел цензуру, он говорит словами Шиллера, когда все остальные, как подьячие. Он подает руку Счастливцеву и вместе с ним уходит, попросив напоследок Карпа вернуть назад тройку, если она за ними приедет, сказав, что господа решили идти пешком.

Анализ пьесы

Многие литературные критики отмечают, что комедия "Лес" Островского - одно из его самых сложных и совершенных произведений. Это заметно и по конструкции самой пьесы и по сложному сюжетному построению.

Например, лирическая линия отношений между Петром и Аксиньей выстроена в форме народной комедии. Судьба девушки в данном случае становится поводом для другой линии, которая является одной из ключевых. Это борьба между сатирически изображенным миром помещичьей усадьбы и свободным художником. В этом - главная мысль "Леса" Островского. Мир сытой усадьбы олицетворяет Гурмыжская и ее соседи-помещики, а свободного художника - Несчастливцев, которого поначалу все принимают за блудного сына Гурмыжских.

На пьесу "Лес" Островского отзывы от зрителей и критиков поступали преимущественно положительные. При этом многие отмечали, что с образом Несчастливцева связана и героическая линия комедии. Основная проблема пьесы "Лес" Островского заключается в столкновении Несчастливцева с остальными персонажами. Действие развивается на фоне семейного конфликта. Тема произведения "Лес" Островского заключается и в социальной, а местами и политической характеристике общества пореформенной эпохи.

Еще одна особенность этой пьесы в том, что это театр в театре. Большинство персонажей стремятся добиться своего, ставя каждый свой спектакль. Помимо актеров, к которым можно отнести Несчастливцева, Гурмыжскую, Счастливцева и Улиту, драматург вводит и зрителей. В этой пьесе ими можно считать многочисленных соседей Гурмыжской. Они не принимают участия в интригах, но в то же время нужны как персонажи, для которых разыгрывается весь спектакль. Это важное наблюдение для анализа "Леса" Островского.

Персонажи пьесы

Чтобы добиться сатирических целей, комедии необходимы максимально точные характеристики героев "Леса" Островского. Для этого каждый из персонажей как будто самораскрывается в своих действительных желаниях и устремлениях. Все это проявляется в многословных и откровенных рассуждениях.

В качестве выразительного примера можно привести соседей Гурмыжской. Бодаев напоминает фонвизинского Скалозуба, вышедшего в отставку, а Милонов, который произносит слащавые речи о добродетели, словно сошел со страниц сентиментальных произведений Карамзина. При этом в классических щедринских тонах написан Островским монолог Милонова, посвященный нравственной идиллии в классической русской крепостной усадьбе.

Главное, что удалось драматургу в комедии "Лес", - это передать удивительную атмосферу, которая царила в то время в обществе. Оно было возбуждено произошедшими переменами, все сошло со своих мест, многие чувствовали, что прошлого назад уже не воротить.

В качестве доказательства можно привести барские проекты, которыми в последних сценах делится с окружающими Буланов. Он мечтает очистить все пруды в округе и открыть конный завод. Но ему никто не верит, все уверены, что Буланов обязательно все промотает.

Островский нам демонстрирует, что лучше всего перемены в обществе увидеть на примере семьи.