Экономика        28.11.2020   

Параграф 18 аквариум маленькая искусственная экосистема. " Аквариум- маленькая искуственная экосистема.". Обыкновенная золотая рыбка

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Вид урока: комбинированный урок

Цели урока:

  • познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;
  • проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
  • развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
  • научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • схема экосистемы поля, аквариума;
  • иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);
  • учебник – тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
  • медиапроектор;
  • карточки с тестом.

Базовые понятия урока:

  • экосистема,
  • цепь питания,
  • три "профессии",
  • аквариум,
  • растения аквариума,
  • животные аквариума,
  • значение аквариумов.

Определение понятий урока:

Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Цепь питания – последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.

Три профессии:

  • Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
  • Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.
  • Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.

Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями.

План урока:

Этапы урока

Виды и формы работы

1. Орг. момент Приветствие
2. Проверка знаний учащихся Блиц-опрос

Тест “Экосистема поля”

Развитие навыков самоконтроля

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (выход на тему урока) Блиц-опрос

Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей

4. Совместное открытие знаний Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей.

Объяснение нового материала.

Работа с учебником.

Сообщения детей.

5. Физкультминутка Комплекс упражнений
6. Этап закрепления изученного Обучение способам самостоятельного применения знаний

Работа с учебником

7. Подведение итогов Рефлексия.

Составление модели “Экосистема аквариума”

8. Домашнее задание Дифференциация
9. Релаксация Просмотр видеофильма

ХОД УРОКА

Слайд 1

  1. Орг. Момент
  2. Проверка знаний учащихся

1. Блиц-опрос

2. Тест “Экосистема поля”

Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с тестами на партах )

  1. Поле – это…
  1. природная экосистема;
  2. искусственная экосистема.
  1. Культурные растения – это…
  1. одуванчик, вьюнок, осот;
  2. подсолнечник, лён, рис.
  1. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…
  1. сорняки;
  2. яркие цветы.
  1. Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…
  1. ядохимикатов;
  2. живых помощников.

Проверьте свою работу.

Подведём итог:

Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема искусственная )

Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители -собирает урожай )

Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили хорошо.

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

1. Блиц-опрос

Учитель Дети
- Вспомним ещё раз основные понятия темы На доске выстраивают схему (по мере получения ответов на вопросы )

ЭКОСИСТЕМА

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

ЦЕПИ ПИТАНИЯ

НЕЖИВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

ПОТРЕБИТЕЛИ

РАЗРУШИТЕЛИ

ПРИРОДНАЯ

ИСКУССТВЕННАЯ

- Что такое экосистема? ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
- Назовите составные части экосистемы?
- Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? Нужны “производители” (“кормильцы”), потребители (“едоки”), разрушители (“мусорщики”)
- Что такое искусственная экосистема? Экосистема, созданная человеком.
- Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

2. Постановка проблемы

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку.

Этот дом не деревянный, щелчок
Не из камня этот дом. щелчок
Он прозрачный, щелчок
Он стеклянный, щелчок
Нет и номера на нём … щелчок
И жильцы в нём не простые, щелчок
Не простые, золотые. щелчок
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы.

  1. Совместное открытие знаний

1. Эвристическая беседа

- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли проблемы. Помогите ей разрешить эти проблемы. Рассматривают рисунок.
- Какую экосистему создала Лена? Лена создала экосистему – аквариум.
- Какая она – природная или искусственная? Почему? Аквариум - это искусственная экосистема, потому что её создаёт человек.
- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? - У Лены в аквариуме нет растений -производителей. Они насыщают воду кислородом.
- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме? Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители).

2. Объяснение нового материала.

Слайд 9 (Просмотр презентации)

В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

Слайд 10 - С чего же начать? (С подготовки грунта.)

Слайд 11 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

Слайд 12 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.

Слайд 13 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия.

Слайд 14 Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия.

Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания.

Слайд 15 Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип ), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип ). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

Слайд 16 В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, Слайд 17 меченосцев, Слайд 18 сомиков, пецилий, лимий, Слайд 19гирардинусов.

Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.

Слайд 20 В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.

Слайд 21 А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, Слайд 22 львиноголовок.

Слайд 23 В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.

У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?

Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.

3. Работа с учебником

Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72.

Найдите составные части экосистемы: неживые части экосистемы аквариума и “профессии” живых организмов. (Рассматривают рисунок: 1 – грунт;2 – вода;3 – водоросли-производители;4 – рачки-потребители;5 – рыбы – потребители;6 – улитки- разрушители;7 – микробы-разрушители )

4. Сообщения учащихся

Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.

  1. Физкультминутка.
  2. Первичное закрепление изученного материала.

1. Беседа

Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком )

Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)

2. Выполнение задания 4 на стр.76.

Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок. )

Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений. )

Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум )

Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см) )

3. Выполнение задания 5 на стр.76.

Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб.

Слайд 24, щелчок

Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).

Слайд 25, щелчок

Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала).

Слайд 26, щелчок

Родина гуппи Южная Америка (Гайана, Венесуэла).

Слайд 27, щелчок

Родина скалярии – Южная Америка.

Слайд 28, щелчок

Барбус родился в Южной Азии (Индия).

Слайд 29, щелчок

Родиной львиноголовки является Китай.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ. )

Моделирование на доске (2 аквариума: тепловодный, холодноводный)

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось?

О чём хотели бы ещё поговорить на уроках окружающего мира?

  1. Домашнее задание.

2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике на стр.77

3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию )

  1. Релаксация

Видеофрагмент “Коралловый рай”

Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.

Спасибо за работу!

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.

Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.

Сахнова Надежда Васильевна, учитель начальных классов.

Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;

Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;

Сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа;

Способствовать формированию инновационно - активного сознания;

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,аквариум, иллюстрации аквариумных рыбок и растений, индивидуальные карточки с заданиями, тест, книги об обитателях аквариума.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуй те, ребята! Я рада видеть вас всех. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, улыбнитесь им, поздоровайтесь. Улыбнитесь мне, а я вам. Садитесь. Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2.Знакомство с темой и целями урока.

Ребята, а о чём же мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира?

Просмотрите эти слайды и попробуйте сами сформулировать тему и цель урока.

(презентация: 9 слайдов об аквариуме музыка)

Итак, тема нашего урока (ответы детей) щелчок. щелчок слайд «Аквариум - маленькая искусственная эко система».

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.

3.Актуализация знаний.

Тест.

Что такое экосистема? Давайте проверим свои знания, выполним тест.

Возьмите карточки. Прочитайте ответы. Найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.

Работаем в парах. Поменяйтесь работами, помогите друг другу. Читает ответ_____

(слайд – проверка выполнения теста по ключу. Поднимите руку, кто тест выполнил правильно).

2.Блиц-опрос.

С какими экосистемами мы познакомились?

(болото, озеро, луг, лес, поле).

Из каких частей состоит экосистема?

Какие « профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?

Почему с течением времени одна экосистема может постепенно перейти в другую экосистему?

Что такое искусственная экосистема? Приведите пример.

3. Постановка проблемного вопроса.

Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

4.Работа с учебником стр.72.Чтение диалога.

Наши постоянные герои Лена и Миша попробовали создать искусственную экосистему, но у них возникли проблемы. Помогите им разрешить эти проблемы. Прочитайте, что у них не получилось?

5. Чтение диалога. Миша _______, Лена______________

Вопросы после чтения:

Какую экосистему создали Миша и Лена?

Аквариум.

Какая она - природная или искусственная? Почему?

Искусственная, потому что её создал человек.

Почему в аквариуме Лены и Миши рыбам трудно дышать?

Нет производителей-водорослей. Они насыщают воду кислородом.

4 .Совместное открытие новых знаний. Объяснение нового материала .

1.Выполнение задания №2.

Рассмотрите рисунок в учебнике и на экране и назовите составные части экосистемы: подпиши неживые части экосистемы аквариума и «профессии» живых организмов.

2.Выполнение задания №3.

Почему в аквариуме должны быть организмы разных профессий?

Заполним таблицу.

Что производители дают другим организмам, а что получают?

Что дают потребители, а что получают?

Что дают разрушители, а что получают?

Сделаем вывод.

5. Физкульт минутка.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Тонут в воде корабли.

Русалки по волнам плывут,

Танцуют, кружат и поют.

И машут чайки крылами над синими теми волнами.

6.Защита проекта «Аквариум-маленькая искусственная экосистема».

Всю неделю дети были исследователями живых организмов аквариума. Для этого они разбились на 4 группы.1 группа изучала растения,2 группа - животных аквариума,3 группа - мусорщиков,4 группа - объекты неживой природы. Мы их назвали историками – аквариумистами. Дети посетили зоомагазин, библиотеку, взяли интервью у опытного аквариумиста, читали энциклопедию, Интернет. Вот что у них получилось.

1.В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум - это искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных растений и животных.

Первый аквариум появился в Китае во второй половине четырнадцатого века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные виды золотых рыб. В России аквариумистика стала развиваться с конца девятнадцатого века.

Аквариум начинают с подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

2. Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями. На самом деле в аквариуме помещают цветковые растения с красивыми листьями.

(слайд щелчок кубышка жёлтая, щелчок риччия (водяной мох), щелчок

роголистник, щелчок людвигия).

3.Самые обычные обитатели аквариума - рыбы. Рыбы бывают тепловодными и холодноводными. В тепловодном аквариуме содержат американских рыб: гуппи, барбусов, меченосцев. Посмотрите на них.

(слайд щелчок барбусы, щелчок гуппи, щелчок скалярия, щелчок пиранья, щелчок попугайчики, щелчок сомики).

4.Сомики-настоящие « мусорщики». Они плавают на дне и очищают аквариум от остатков пищи. Оказывается, сомики как и мы с тобой. дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды.

5.Черепаха. Черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум.

(Показ детям живых черепашек).

6.Чем же кормят рыб?

(Циклопы, дафнии, показ корма)

Назовите разумные правила кормления рыб.

(Дети с рисунками выходят и говорят правила).

Не перекармливать рыб. Кормить понемногу, но часто.

Менять воду 1-2 раза в неделю.

Тепловодных рыб держать отдельно от холодноводных, хищных от нехищных.

Аквариум-дом для рыб.

7.Итоговая рефлексия.

Беседа.

У кого появилось желание иметь аквариум дома?

У кого есть аквариум с его обитателями?

Какие советы вы могли дать другим ребятам, которые хотят иметь аквариум?

У нас в классе есть теперь свой аквариум. Давайте проверим, а наш аквариум-экосистема? Докажите.

А какая экосистема? Круговорот веществ в нашем аквариуме замкнутый или нет? Почему? Значит, жизнь рыбки зависит от кого?

(слайд щелчок «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери)

Как вы понимаете эти слова?

Если создать маленькую искусственную экосистему трудно, а поддерживать ещё труднее, зачем человеку аквариум?

Что дают человеку знания аквариума?

(Дают заряд энергии и бодрости. Избавляет от стресса, снижает кровяное давление, усталость).

Поднимите руку, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания?

8.Реалаксация.
- Мир аквариума богат и разнообразен. Полюбуйтесь ещё им.

(презентация под музыку показ слайдов об обитателях аквариума).

Всё ли мы узнали об аквариуме?

Где добываем знания?

(Выставка книг.)

9.Домашнее задание .


1. Напиши, какие неживые части экосистемы и "профессии" живых организмов мы находим в аквариуме.

1 - грунт - гонрые породы, 2 - вода, 3 - растения - производители, 4 - рачки - потребители, 5 - рыбки - потребители, 6 - улитки - разрушители, 7 - микробы - разрушители.

2. Заполни таблицу.

3. Составь план текста из учебника.

Аквариумные растения. Рыбы. Моллюски. Раки и черепахи.

4. Рассмотри рисунки. Подумай, почему так нельзя содержать рыбок. Исправь условия их жизни с помощью цветных карандашей. Назови правила аквариумиста.

1) Должна быть вода в аквариуме. Надо дорисовать растения. Рыбок слишком много в аквариуме.

2) Аквариум должен быть недоступен для других домашних животных.

5. Определи, в каких частях света находится родина аквариумных рыб. Подпиши названия рыб.

Проверяем умение понимать текст

Прочитай текст "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" на стр. 75-77 учебника. Выполни задания.

А. Учимся понимать текст и находить факты.

1. Чему главным образом посвящен текст? Выбери только один ответ и отметь его.

Обитателям аквариума.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается, какую роль играют сомики в аквариуме. Отметь его.

Сомики - настоящие "мусорщики": они плавают около дна и очищают аквариум от остатков пищи.

3. Какие аквариумные рыбы дышат атмосферным воздухом? Выбери только один ответ и отметь его.

4. Напиши, каких животных содержат в аквариумах.

Рыбок, раков, черепах, улиток.

5. Напиши, в какой стране из карася вывели золотую рыбку.

6. О каких из изображенных ни рисунке раб говорится в тексте? Обведи их.

Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.

7. Почему золотых рыбок содержат в более холодной воде? Выбери только один ответ и отметь его.

Потому что они родом из умеренного климата.

8. Почему в аквариуме поселяют улиток-катушек? Выбери только один ответ и отметь его.

Они счищают водоросли со стекла.

9. Почему в этом тексте из всех обитателей экосистемы аквариума описываются в основном рыбы?

Человек приобретает аквариум, чтобы разводить рыбок, поэтому он должен иметь о них информацию.

10. Напиши, почему золотых рыбок не содержат вместе с гуппи и меченосцами. Выбери только один ответ и отметь его.

Они предпочитают более холодную воду.

11. Напиши, почему раков и черепах не содержат вместе с рыбами.

Раки и черепахи едят рыбок, подгрызают растения.

12. Напиши, почему не все растения в аквариумах правильно называть водорослями.

Т.к. в аквариумах могут расти и цветковые растения.

Учимся понимать главную мысль текста.

Чтобы завести аквариум, нужно знать о его обитателях.

14. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?

О питании рыбок или о приборах, которые нужны для ухода за обитателями аквариума.

15. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.

Кто населяет аквариум?

16. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.

Если ты всерьез захочешь сделать свою маленькую искусственную экосистему, то найди книгу об аквариумах и внимательно прочитай ее.

В любой экосистеме есть компоненты, из которых она состоит. Сейчас нам предстоит с вами работа по выявлению этих компонентов.

- Каждая группа будет исследовать компонент, внимательно читайте инструкцию.

Группа №1.

ВОДА

Инструкция:

Узнайте, какая вода нужна для аквариума. Для этого:

1. Рассмотрите образцы воды.я

2.Заполните таблицу.

Свойства

Вода из водопровода

Вода из аквариума

Цвет (бесцветная/другого цвета)

Прозрачность (прозрачная/мутная)

Запах (есть, нет)

3.Прочитайте:
На многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Опасен хлор и для рыб. Поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток.

4.Сделайте вывод. 5.Дайте ответ по плану.

5.Дайте ответ по плану.

План ответа

Мы сравнили образцы воды из водопровода и из аквариума и определили, что (прочитай из таблицы)

Из дополнительной статьи мы узнали ________________

и сделали вывод: для поддержания экосистемы аквариума нужна (подготовленная/ неподготовленная) вода. (Слайд 9)

Группа №2.

(коричневый конверт)

ПОЧВА (грунт)

Инструкция:

1.Прочитайте статью о грунте.

ГРУНТ.
Грунт – почва, образующая дно водоёма.
Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения.
Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.
Грунт – это крупный песок или камешки. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.

2.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.

3.Сделайте вывод и дайте ответ по плану.

План ответа:

Мы узнали, что почва в аквариуме называется ____________. Для дна используют ______________

Перед помещением в аквариум, грунт нужно_______

и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров. (Слайд 10, 11)

Группа №3.

Свет.

1.Прочтите текст.

В аквариуме, который сильно освещён и содержит мало растений, он быстро
зарастает водорослями и требует постоянной очистки.
Если же аквариум поместить в тёмное место, то растения погибнут и рыбы погибнут. Что же надо делать, что бы

аквариум не зарастал водорослями?

План ответа:

Мы пришли к выводу, что аквариум нужно искусственно _________________, например _______________ дневного света. (Слайд 11)

Группа №4.

Кислород.

1.Прочтите текст.

Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Как можно сделать так что бы кислорода в аквариуме было достаточно?

2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.

План ответа:

Мы пришли к выводу, что: нужен дополнительный источник ___________________. Например, компрессор. (Слайд 11)

В процессе исследования заполняется таблица.

Компоненты экосистемы

Аквариум – ЭКОСИСТЕМА?

Участие человека

Выводы
Памятка начинающего аквариумиста

1.Воду отстоять.

2.Промыть средних размеров грунт.

3.Использовать лампу и компрессор.

+
компрессор