А. Гладкий        21.10.2020   

План здания дворца халифа. Творческий проект дворец халифа

Отделение изучения древностей Майнцского университета Иоганна Гутенберга получит 30 000 евро через программу сохранения культурного наследия Министерства иностранных дел Германии, чтобы отреставрировать дворец халифа Хурбат аль-Минья на берегу Галилейского моря (озера Кинерет). Дворцовый комплекс занимает территорию в пять тысяч квадратных метров и был раскопан в 1932-1939 гг. немецкими археологами из Гёрресовского общества и Музея исламского искусства в Берлине. Земля, на которой расположен дворец, по сей день принадлежит Германской ассоциации Святой земли и находится в ведении израильского Управления природы и парков.

Дворец из белого известняка на основании из чёрного базальта был построен халифом Валидом I (705-715) из омейядской династии, основавшей первый халифат на Святой земле (661-750 гг.). Во дворце находится одна из древнейших мечетей Израиля. Через несколько лет после начала строительства произошло сильное землетрясение, в результате которого образовалась трещина, рассёкшая мечеть и всё восточное крыло дворца. Видимо, из-за этого строительство так и не было окончено. В Средние века на этом месте крестоносцы устроили печь для обработки сахарного тростника. Производство, вероятно, обогатило владельцев, но нанесло огромный урон зданию, поскольку требовало большого количества воды и топлива. Со времён археологических раскопок обнажившиеся руины подвергаются воздействию осадков и растительности.

Реставрационный проект, спонсируемый Министерством иностранных дел Германии, призван подчеркнуть важность отмечаемого в этом году юбилея - 50 лет дипломатическим отношениям Израиля и Германии. Проектом руководит археолог д-р Ханс-Петер Кунен (Hans-Peter Kuhnen) - глава отделения изучения древностей Майнцского университета, занимающийся исследованием памятника Хурбат аль-Минья вместе со студентами университета с 2009 года. "Год за годом мы становились свидетелями постепенного разрушения дворца. Предоставляя финансовую поддержку данному проекту, Германия берёт на себя ответственность за важный археологический памятник, который был раскопан благодаря немецкой инициативе в тридцатых годах. В то же время мы сотрудничаем с израильским Управлением парков, наши студенты получают опыт реставрации археологического памятника, а кроме этого, мы создаём пример диалога археологов с исламом," - подчеркнул Кунен. Он также является одним из авторов путеводителя по комплексу Хурбат аль-Минья 2014 г., вместе с Франциской Блох (Franziska Bloch) из Немецкого археологического института.

Германия оказывает поддержку в сохранении культурного наследия по всему миру в рамках программы, организованной Министерством иностранных дел Германии, начиная с 1981 года.

Фото: Давид Эран, Тель-Авив.

Иерихон, один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии. Иерихон — город в Палестинской автономии, расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в Ханаан, около 1550 г. до н. э. Согласно Библии (Нав.6:1-26), захватив город, евреи уничтожили всех его жителей и их скот, оставив в живых лишь блудницу Раав, которая пустила переночевать еврейских разведчиков. Сам же город был выжжен дотла. С этого времени о нем долго, почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др. При Константине Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок.

По причине идеально мягкого климата и отсутствия суровой зимы, в Иерихоне испокон веков строили свои зимние дворцы многие цари и правители. Дворец Хишам или Хирбет эль-Мафджар - раскопанный шикарный омеядский дворец арабского правителя 8 века н.э. из династии Умая. В своем дворце роскошью и излишествами Хишам превзошел даже Ирода. И хотя уже в раннем исламе по аналогии с иудаизмом существовал запрет на изображения живых существ, Хишам украсил свой дворец богатой мозаикой с изображениями животных. Шикарные мозаичные панно (от них остались только фрагменты), наверное, являются главной жемчужиной современного археологического парка. Комната, где находится мозаика, называется диван, на арабском - зал для важных встреч и обсуждений. Точно неизвестно какие важные вопросы обсуждались в Диване, но хроники донесли до нас любопытные свидетельства о том, что приглашенные гости клялись никогда и никому не рассказывать об увиденном во дворце. И оно не удивительно. Ведь во дворце нарушались всевозможные запреты религиозных догм ислама. Мало того, что картины изображали животных и людей, так еще и вино буквально лилось рекой. В шикарной, огромной бане целые бассейны были заполнены вином, и сидели в них разумеется девушки.

Халиф Хишам ибн-Абд эль-Малик правил между 724-43 гг. н. э. и - так говорят - был праведным и вел аскетический образ жизни. А вот его племянник и наследник халиф Валид ибн-Язид (743-44) был развратником и пьяницей, и скорее всего, именно он и построил этот дворец. Арабский поэт и ученый Абу эль-Фарадж аль-Исфахани рассказывает, что Валид, прослушав понравившийся ему стишок, в экстазе разорвал свои одежды, и голышом нырнул в наполненную вином ванную, выпил столько, что уровень вина в ванной значительно понизился, и был вытащен из неё в бессознательном состоянии ("Книга Песен" 3:303). На скульптуры голых женщин, украшавших интерьер дворца, можно посмотреть в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Высокие колоны не древний нефтеперерабатывающий завод, как можно подумать, а остатки той самой бани во дворце Хишама, где девушки развлекали мужчин. На ваших экранах то, что осталось от некогда прекрасного дворца. Большинство мозаик сейчас засыпаны толстым слоем песка. Дворец отреставрировали на деньги Евросоюза (об этом оповещают таблички:)). Открыли в торжественной обстановке и почти сразу закрыли на реставрацию. Мозаики там, судя по описанию, потрясающие, та, что на снимке - одна из немногих не засыпанных.

Построенный в 8-м веке, дворец был разрушен землетрясением 4 года спустя. Он состоял из двух колоннад над дворцовым двором, двух мечетей и двух бань с великолепным мозаичным полом. Вероятно, только во дворце Хишама можно увидеть наиболее сохранившуюся великолепную мозаику. Остатки резьбы по камню, найденные в этом месте, дают представление о том, насколько впечатляющим был сам дворец.

План замка Хирбет аль-Мафджар (2-я четв. 8 в.): 1 — дворец; 2 — двор; 3 — мечеть; 4 — баня; 5 — большой двор; 6 — павильон с бассейном. Дворец, с типичной для омейядских замков композицией (квадратный двор обнесён галереей и каменными 2-этажными помещениями с кирпичными сводами), к которому с севера примыкал двор с мечетью и баней.

Дворец был открыт в 1935-36 года прошлого столетия. Скульптура, фантастически красивый плафон и фрагменты резьбы, так же, как и многие из находок, выставлены в Иерусалиме, в музее Рокфеллера, в специальном зале. (http://www.ilmuseums.com/museum_rus.asp?i d=13 ) (http://www.imj.org.il/rockefeller/eng/in dex.html ). Естественно, что они были извлечены из завалов дворца отдельными фрагментами, и отреставрированы по той технологии, которая тогда была принята.





Собственно голые девушки из дворца.

Канатка Тот самый монастырь на горе Искушения, где постоянно спит монах.

June 16th, 2015 , 07:45 pm

В заключительной части нашей прогулки по Иерихону мы посетим главную достопримечательность этого прекрасного города - уникальные руины эпохи омейядского халифата, известные под названием Хирбет аль-Мафджар или дворец Хишама.





Руины находятся примерно в пяти километрах к северу от современного Иерихона, дворец, комплекс бань и сельскохозяйственные угодья. Сначала дворец относили к эпохе омейядского халифа Хишама ибн Абдул-Малика (724-743), но теперь есть основания полагать, что дворец построил его племянник и наследник Аль-Валид II ибн Язид (743-744).

Аль-Валид назначил своими наследниками двух сыновей, которых он прижил от рабыни. Это привело к напряженности в семье, и его убили. Поэтому правил халиф всего два года, за которые вроде как и успел построить этот монументальный комплекс - что еще более впечатляет.

Увы, "прожил" дворец Хишама - Аль Валида II всего пять лет - в 749 году в регионе произошло сильное землетрясение, которые практечески полностью уничтожило импозантное сооружение.

Раскопки Хирбет аль-Мафджар начались в 1934 году под руководством археологов Димитрия Барамки и Роберта Гамильтона, и продолжались до 1948 года (большинство находок находятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме - ). Последний опубликовал результаты своих трудов в 1959 году в книге Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley , однако исследования Барамки в ней отсутствуют, и опубликованы не были. Также не были опубликованы результаты раскопок, которые проводили в северной части комплекса в 60-х годах прошлого века.

В 2006 году раскопки возобновились под предводительством д-ра Хамдана Тахи и якобы они проводятся до наших дней при помощи Чикагского университета. Я не совсем понял, что там происходит, но место выглядит абсолютно заброшенным, не считая маленького музея на территории комплекса. Хирбет аль-Мафджар никак не огорожена, и любой может легко попасть к развалинам и совершить над ними акт вандализма. Я удивляюсь, что этого еще никто не сделал.

Вот так это выглядит на подъезде к комплексу. Дворец и прочие сооружия ограждены "стеной" примерно в полметра, перепрыгнуть которую может любой восьмилетный ребенок. Никакой охраны, особенно в ночные часы, я догадываюсь, здесь нет.

Ну а теперь давайте войдем на территорию комплекса

Прогуляемся, потрогаем камни своими мерзкими грязными ручонками посмотрим на все своими глазами, и попытаемся впитать атмосферу этого уникального места. Как мне кажется, ее невозможно передать никакими фотографиями, но все-же я попытаюсь.

В нашей группе была разношерстная публика, как всегда бывает в такого рода поездках. Кто-то интересуется историей и археологией больше, кто-то меньше, но в данном случае реакция была практически одинаковой - при входе на территорию комплекса все на секунду теряли дар речи, а потом признавали, что дворец Хишама - это "машеу мейухад", что-то особенное.

От себя отмечу, что дворец Хишама или Хирбет аль-Мафджар оставила на меня неизгладимое впечатление. Думаю, это одно из самых красивых мест, что я видел в своей жизни.

Это "окно" я мечтал увидеть не меньше, чем уже упомянутый много раз монастырь Каранталь - . И оно не разочаровало)

Еще немного о династии Омейядов - хочу упомянуть несколько любопытных комплексов, связанных с халифатом. Некоторые из них находятся в Израиле, например умопомрачительная и абсолютно заброшенная Хурват Миним - , о которой, похоже, вообще никто не знает. Еще в Израиле находится Аль-Синнабра или Синн эн-Набра, а по нашему Хирбет аль-Карак или Бейт-Яреах - древний город, развалины которого находятся между мошавой Кинерет и кибуцем Дгания - .

Еще три любопытных места находятся уже за пределами нашей исторической: Каср аль-Хайр аль-Шарки, "Восточный замок" в центре Сирийской пустыни и построенный неподалеку двойник Каср аль-Хайр аль-Гхарби в византийском стиле. "Близнецы" находятся в 80 километрах от Пальмиры - , за судьбу которой беспокоится сейчас вся просвещенная часть человечества. Ну и напоследок Каср аль-Халлабат и находящиеся в двух километрах к востоку от него бани комплекс Каср Хаммам ас-Сара - все часть "Замка в пустыне", находящегося неподалеку от Аммана, столицы Иордании. Архитектурно и дворец Хишама принадлежит к категории "Замок в пустыне".

Кроме этого Омейяды основали в Израиле небезизвестный город Рамле - , а халиф Сулейман ибн Абдул-Малик возвел в нем крепостные стены, рынок и большую Белую Мечеть, от которой сохранился только 27-метровый минарет, в наши дни носящий название "Белая башня". Также Омейяды построили любимый всеми нами Купол Скалы в Иерусалиме и не менее знаменитую Мечеть Омейядов или Большую Мечеть в Дамаске - одна из крупнейших и самых старых мечетей в мире. Туда шансы попасть у меня примерно такие же, как в Пальмиру, так что хорошо, что хоть удалось пробраться в Иерихон)

Ну а теперь войдем во дворец

Дворец Хишама - двухэтажное квадратное здание с круглыми башнями по углам. Центральный зал обрамляли четыре арочные галереи, служившие помещениями для гостей и слуг, а также хранилищем. В северной части находилась маленькая мечеть, а лестницы по краям центрального зала вели на второй этаж, где были жилые помещения.

Здесь на переднем плане мы видим развалины мечети, которые почему-то очень по стилю напоминают церкви в набатейском городе Шивта - , еще одном потрясающем месте, которое я всем рекомендую посетить. Ну а мы пока вернемся ко дворцу.

Полюбуемся его колоннами, к сожалению, как я понимаю, в большинстве своем отреставрированными, но вы можете себе представить, как это выглядело.

Орнаментами Стукко (с этим конкретным артефактом связаны какая-то история, но я к тому моменту уже слишком охуел от всего этого прекрасного, и ее не запомнил).

Это еще не учитывая тот факт, что главная достопримечательность дворца, великолепная мозаика на полу, недоступна нашим глазам - ее засыпали песком, очевидно от варваром. Можно обозреть лишь отдельные фрагменты.

Вот так это выглядит во всем своем великолепии

Мозаики есть и в главных банях на территории комплекса, но туда посетителей не пускают. Однако главная мозаика находится в "Диване" - маленькой комнате для особых гостей в северо-западном углу фриджидариума, и ее мы да можем увидеть, хотя бы сверху.

Внутрь Дивана тоже не пускают, но можно подняться наверх и увидеть это, без преувеличения, чудо света. Для вашего удобства я перевернул мозаику и даю ее отдельным кадром.

Мозаика называется "Древо Жизни" и символизирует два главных состояния души - войну и мир. Причем следует смотреть на мозаику именно наоборот, сверху, так чтобы война была слева, а мир - справа. Арабы никогда не протянут для рукопожатия левую руку - это считается неуважением, так как правая рука более чистая.

Главный фрагмент мозаики, лев, раздирающий оленя. Такого уровня мозаику даже в уникальном музее Доброго Самаритянина не найдешь - . На полу более простой узор, а по сторонам - "скамеечки", на которых и сидели почетные гости. Счиатется, что сам халиф любил сидеть в центре, на самом Древе Жизни.

Общий кадр - Диван и дворец Хишама

А теперь прогуляемся немного по "сельскохозяйственной" части комплекса, которая указывает на то, что халиф, будь то Хишам или его наследник, построили дворец не только для развлечений и отдыха - здесь работали, выращивали сельскохозяйственную продукцию и делали вино.

Здесь были обнаружены любопытные фрагменты орнамента

А в доме эпохи Абассидского Халифата кто-то создал дорогу, вымощенную синим кирпичем

Макет центрального зала дворца Хишама. Собор Св. Петра нервно курит в углу.

Ну а теперь переходим к павильону

Павильон располагался в центре сада перед дворцом. В середине павильона был расположен фонтан, а вокруг фонтана - бассейн, окруженный восьмиугольными стенами с высокими арками. Предполагается, что сад и дворец когда-то соединял мост, с которого халиф мог любоваться окрестными пейзажами и наблюдать за лошадиными гонками.

Сохранившийся фрагмент орнамента, не менее знаменитый чем "звездное окно" во дворце.

Мост очевидно был где-то здесь

Полубуемся еще немного как общим так и фрагментарным видом

И, чтобы немного передохнуть от всего этого великолепия, зайдем в музей Хишама.

Животнаэ (устал, уж не обессудьте)

Виноградэ и сосудэ

Есть здесь и про историю Хирбет аль-Мафджар и халифат Омейядофф

Ваза Амфораэ

К сожалению было обнаружено и свастикэ. Очевидно Омейяды были скрытые нацисты.

На самом деле "Э", я взял у Расина, что еще раз указывает на вред высшего образования, а в особенности чтения "Федры" на французском.

Уходим из дворца Хишама

Ну и напоследок - еще один кадр Хишамского Каранталя - окна со звездой. На этом мое путешествие по Иерихону заканчивается, и нет лучшей финальной ноты, чтобы его завершить.

Я уже скучаю. И мечтаю вернуться.

Все завоеванные земли арабы объявили собственностью мусульманской общины. Местное население, жившее на этих землях, должно было платить поземельный налог халифу.

Сначала арабы не принуждали принимать ислам людей другой веры. Немусульмане должны были платить лишь особую подушную подать, приносившую значительный доход казне халифа. Мусульмане оказались милосердными: христианам и иудеям на завоеванных арабами территориях разрешалось жить по законам их веры. Среди христиан было много образованных людей, которых арабские правители привлекали себе на службу. Но через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось и начались их притеснения. Те, кто принимал ислам, освобождались от налогов. Они только вносили милостыню в пользу бедных. Считалось, что мусульмане платят налоги своей кровью, воюя против «неверных».

Первые халифы пытались сохранить равенство между мусульманами, приказывая делить богатства покоренных стран поровну. Когда арабы захватили сокровищницу иранских царей, в их руки попал златотканый ковер необыкновенной красоты, украшенный драгоценными камнями. Чтобы всем воинам досталась равная доля добычи, халиф Омар приказал разрезать ковер на множество частей. Завоевания изменили жизнь и быт арабов. Кочевники-бедуины, принимавшие в них участие, отказались от прежних занятий, заселяя захваченные города и плодородные долины. Знатные арабы — полководцы и правители провинций, стали подражать вельможам захваченных стран. Они строили великолепные дворцы, накапливали огромные богатства, владели плодородными землями. Халифы, подобно другим правителям стран Востока, окружали себя богатством и роскошью. Вот как описывает двор халифа придворный X века: Материал с сайта

Мастерская арабского гончара

«Обычно халиф восседал на троне — на подушке, обитой армянской шелковой тканью... На халифе был кафтан черного цвета из шелка... Голову его венчал высокий черный головной убор, он был опоясан мечом пророка. ...Перед ним лежал Коран Османа, до этого хранившийся в сокровищнице. На плечах халифа — плащ пророка, в руках — посох пророка. Рабы и телохранители стояли позади трона и вокруг него при мечах, с боевыми топориками и палицами в руках. По обе стороны трона стояли слуги-невольники, отгонявшие от него мух опахалами, отливающими золотом и серебром. Когда приближалось время приема, слуги стояли с рогатками в руках, из которых они стреляли по воронам и другим птицам, чтобы они не каркали и не кричали».

В середине VIII века халифы построили на реке Тигр недалеко от древнего Вавилона новую столицуБагдад . Руины Вавилона были разобраны арабами и стали строительным материалом для сооружения зданий. В Багдад стекались со всех концов арабской державы сотни тысяч килограммов серебра и десятки тысяч килограммов золота. Он превратился в богатейший город Востока. Население Багдада составляло более четверти миллиона жителей. Современники называли его «столицей ислама, троном империи, центром красоты, культуры и искусства».

В результате масштабной битвы 637 года Сасанидская империя падает под нашествием арабов-мусульман. В результате этого события Ирак полностью переходит под владение Арабского халифата. Долгое время столицей халифата выступал Дамаск, пока Абу-Джафар Ал-Мансур не перенес ее в Багдад, на то время еще являющейся небольшим селением. Тогда еще можно было догадываться, что город приобретет легендарную мировую славу.

Недалеко от Багдада сейчас находятся развалины старой крепости Ухайдир. Дорога туда проходит через пустыню, и создается впечатление, что очертания огромных стен всплывают будто мираж.

История крепости

В течение длительного времени у исследователей даже не было версий истории этого дворца-крепости. Не было найдено ничего, что могло развеять эту загадку. Приблизительное время постройки дворца - VII -VIII век. Англичанин Крессвел предположил, что владельцем и строителем Ухайдира мог быть Иса ибн Муса, являющийся племянником ас-Саффаха. Последний отдал право быть халифом своему брату ал-Мансуру, при условии, что его наследником выступит Иса ибн Муса. Первые годы для Исы сложились удачно, его назначили губернатором Куфы и построили дворец. Но вскоре ал-Мансуру захотелось передать трон своему сыну, и он начал искать пути устранения Исы.

Иса посылался в самые горячие военные передряги, но выходил оттуда живым. Его пытались отравить, но и тут он отделался выпадением усов и бороды. Последним испытанием для Исы стала попытка на его глазах задушить родного сына, после чего он добровольно отказался от притязаний на трон. Но за ним осталось право перехватить власть, если ему удастся пережить сына халифа.

Новая волна репрессий Исы начинается после смерти халифа в 775 году. Новый халиф желает поставить в наследники опять же своего сына ал-Хади, поэтому необходимо устранить притязателя. Иса лишается губернаторства, и в 778 году уходит в изоляцию, вероятно, как раз во дворец Ухайдир. К этому времени Ухайдир, скорее всего, уже выступал как загородная резиденция губернатора Куфы.

Описание дворца

В этом дворце Иса и проводил почти безвыездно все свои дни. Дворец имеет размеры 175 на 169 метров. Внешне он окружен стеной высотой 17 метров. Стена отлично укреплена для возможного штурма - здесь есть и угловые круглые башни, и полубашни с бойницами, а в прошлом была крытая галерея. Интересно и наличие навесных бойниц для обстрела противника, подошедшего прямо к стене. Европа начала возводить подобное сооружение лишь в XIV веке.

Попасть внутрь можно лишь через единственные ворота. Справа можно заметить руины старой мечети. В северном углу находится сам дворец.

Во дворце три этажа. Множество комнат и коридоров объединены в сложносплетающуюся сеть. Здесь же предусмотрены помещения под хранения запасов и оружия. Судя по всему, владелец дворца серьезно заботился о собственной безопасности. Причем все комнаты не соединены друг с другом, для этих целей выделен коридор. Но до нашего времени не сохранилось все внутреннее убранство помещений, и лишь местами попадается кирпичная кладка.

Дворец Ухайдир принадлежит к ранней эпохе правления Аббасидов. Именно здесь зародилось множество будущих архитектурных решений арабского мира.