Детские книги        23.04.2020   

Почему древнерусское государство распалось на княжество. Причины и последствия распада древней руси. Распад Руси и всемирная история

Это было страшное время, наполненное горем и человеческой кровью. Царь Иван Грозный создал безжалостный репрессивный аппарат, направленный не только против представителей высшего сословия, но и против простых людей. Исполняли волю царя опричники. Но в народе их чаше всего называли кромешниками, от слов «тьма кромешная» или «ад».

Образ Малюты Скуратова по описанию современников

Самым жестоким опричником являлся Малюта Скуратов. Современники так описывали этого человека: «Уже только наружность его вселяла ужас в самых смелых и отчаянных. Лоб его был низок, а волосы начинались почти над бровями. Скулы и челюсть, наоборот, были сильно развиты. Череп, спереди узкий, переходил в широкий котёл к затылку. За ушами наблюдались такие выпуклости, что уши казались впалыми.

Глаза цвет имели неопределённый. Они никогда ни на кого не смотрели прямо, но страшно делалось тому, кто нечаянно встречал тусклый взгляд Малюты. Казалось, никакие мысли и человеческие чувства не могли проникнуть в узкий мозг, покрытый толстым черепом и густыми волосами. В выражении его лица было что-то безнадёжное и неумолимое.

Он уединился от всех людей, жил среди них особняком, отказался от всякой дружбы, от всяких привязанностей. Казалось, он перестал быть человеком и сделал из себя царскую собаку. И та готова была растерзать без разбора всякого, на кого царь вздумал бы указать.

Роду он был низкого, а поэтому старался жестокостью достичь почестей, недоступных ему по рождению. С особым удовольствием он казнил ненавистных знатных бояр, тем самым стараясь возвыситься над ними. Много Малюта душегубствовал, а иногда после казней собственноручно рассекал мёртвые тела и бросал человеческие куски собакам на съедение.

В то же время, несмотря на свою умственную ограниченность, он был чрезвычайно хитёр и практичен, а в боях отличался отчаянным мужеством. В отношениях с другими людьми был болезненно мнительным, как всякий раб, попавший в незаслуженную честь. Никто не умел так помнить обиды, как Малюта Скуратов».

На царской службе

Полное настоящее имя этого человека – Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Где он родился, в каком году – неизвестно. У его отца, Лукьяна Афанасьевича Бельского было прозвище «Скурат» (истёртая замша). Поэтому сын получил приставку к фамилии, а вот прозвище «Малюта» скорее всего произошло от фразы, которую царский опричник любил часто повторять: «Молю тя…» (Я тебя умоляю). И в историю этот человек вошёл именно как Малюта Скуратов.

Был он из захудалого дворянского рода. Служил в царском войске, и до появления опричнины дослужился до сотника. По нашим меркам это примерно командир роты с воинским званием капитан. И никаких перспектив у сотника Скуратова не было. Его ждала долгая служба в одном из царских полков и, возможно, гибель в каком-нибудь сражении. Но Иван Грозный, введя опричнину, круто изменил судьбу многих мелких дворян. Он приблизил к себе именно худородных, чтобы с их помощью укрепить свою власть над князьями и другой гордой русской знатью.

Как только началась опричнина, так Малюта стразу изъявил желание служить в опричном войске. Но вначале он был одним из многих мелких дворян, мечтающих о лучшей доле. Однако главным у кромешников было искать измену среди людей знатных и богатых. Признаний добивались с помощью пыток, и в этом деле Скуратов чрезвычайно преуспел.

Пытая людей, он проявлял паталогическую жестокость и не знал жалости. Уже в 1567 году сам царь обратил внимание на ретивого опричника. Тот замучил 40 дворовых людей боярина Фёдорова-Челядина и получил под пытками их признание, что якобы боярин готовил заговор против царя. После этого карьера Малюты пошла в гору.

Наибольшего разгула опричнина достигла в 1568 году. Тогда на плаху пошли сотни людей разного социального статуса. Пытки и казни стали делом обычным, а любого человека могли бросить в пыточный каземат просто по доносу. В это время Скуратов достиг наивысшего могущества, так как никто не мог превзойти его в жестокости и умении выбивать из людей нужные показания. Обвинённым в измене рубили головы на плахе, а авторитет Малюты рос не по дням, а по часам.

Он так зазнался и уверовал в свою незаменимость, что решил попросить у царя боярский сан. Как-то Иван Грозный выходил из опочивальни, и перед ним появился Малюта. Он перечислил все свои заслуги и в награду попросил боярскую шапку. Но царь иногда уважал обычаи, а поэтому не захотел унизить верховный русский сан, присвоив его худородному любимцу. Государь рассмеялся и обозвал Скуратова собакой. Но тот не обиделся, а стал ещё более верно служить своему хозяину.

Против опричнины выступил митрополит Московский и всея Руси Филипп. Но царь хотел придать убийствам и погромам законный статус со стороны православной церкви. Сам Филипп пребывал в тверском Отроч монастыре, куда удалился в знак протеста против опричнины в 1568 году. В 1569 году государь отправил к нему на переговоры Малюту Скуратова. Тот прибыл в монастырь и зашёл в келью, когда митрополит молился.

Малюта Скуратов и монахи возле тела митрополита Филиппа

Не известно, какой разговор состоялся между этими двумя людьми, но по всей видимости служитель церкви категорически отказался благословлять беззаконие, творящееся на русской земле. Поняв, что положительного ответа не будет, любимый опричник Ивана Грозного задушил митрополита. А когда вышел из кельи, то сказал, что тот умер от угара. Царь не стал ругать и уж тем более наказывать своего любимца за проявленную инициативу.

В 1570 году Иван Грозный заподозрил измену в Великом Новгороде. Туда государь отправил Малюту во главе большого войска. Но любимый опричник до Новгорода не доехал. Он только полютовал в Твери и Торжке, где были перебиты сотни людей. В Торжке Скуратов нарвался на татар. Те оказали сопротивление царским людям, при этом Малюта получил несколько серьёзных ранений, и его увезли в Москву. Так что в Новгороде его не было, и все злодеяния там прошли без царского любимца.

Но разгром, учинённый в Великом Новгороде, напугал самого царя. Он увидел, что опричники превратились в грозную силу, которая в любую минут может выйти из повиновения. Поэтому начался период «закручивания гаек». Такие руководители опричнины как Алексей Басманов и Афанасий Вяземский попали в немилость. Их обвинили в сговоре с поляками, и вскоре эти люди расстались с жизнью.

Помимо них было казнено около 200 опричников. Массовая казнь проводилась прямо в Москве на Красной площади, а главным палачом был никто иной как Малюта Скуратов. Именно любимый опричник Ивана Грозного и лишил жизни многих своих коллег.

А весной 1571 года опричнина показала свою полную несостоятельность в деле защиты отечества. На Москву напал и сжёг её крымский хан Девлет-Гирей. Опричное войско при этом проявило полную трусость и неспособность к сопротивлению. После этого позора главный лидер опричников Михаил Черкасский был казнён. Полетели головы и его помощников. А вот Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский остался в милости у царя.

Иван Грозный даровал ему чин думного дворянина, который считался третьим среди думных чинов. Старше были только боярин и окольничий. А в 1572 году опричнина была упразднена. Но Малюта от этого никак не пострадал. Он продолжал находится возле государя в числе его любимцев. Видимо царь ценил своего бывшего любимого опричника за собачью преданность и готовность выполнить любой приказ.

Весной 1572 года он отправился на Ливонскую войну вместе с Иваном Грозным. Царь доверил ему командование государева полка. Первого января 1573 года Малюта Скуратов погиб во время штурма крепости Вейсенштейн (центральная Эстония). Тело было похоронено в Иосифо-Волоколамском Успенском монастыре (16 км от Волоколамска). На похороны государь выделил 150 рублей и повелел поминать в церквях ежегодно.

Семья Малюты Скуратова

Уже говорилось, что Григорий Лукьянович при отсутствии интеллекта обладал чрезвычайной хитростью и практичностью. У него было 3 дочери, а вот сыновей бог не дал. Однако русский классик А. К. Толстой в своём произведении «Князь Серебряный» показал образ Максима, сына Малюты. Надо сказать, что А. К. Толстой много писал о том времени и видимо пользовался разными историческими источниками. Поэтому вряд ли он просто так выдумал Максима; на то, скорее всего, имелись какие-то причины.

Иван Грозный и Малюта Скуратов

Но официально у Скуратова-Бельского имелось три дочери: Анна, Мария и Екатерина. Говорят, что была и четвёртая дочь, имя которой неизвестно. А теперь о хитрости и практичности. Старшую дочь царский любимец выдал за двоюродного брата царя Ивана Глинского. Средняя дочь вышла замуж за Бориса Годунова и впоследствии стала царицей. А младшенькая обвенчалась с князем Дмитрием Ивановичем Шуйским. Что касается четвёртой дочери, то она стала женой татарского князя Ивана Келмамаева. Так что дворянин из захудалого рода блестяще устроил судьбу каждой из своих дочерей.

Но это не всё. У Григория Лукьяновича была родственница, Марфа Собакина. И любимый опричник устроил так, что она попалась на глаза Ивана Грозного, который в тот момент был вдовцом. И эта женщина стала третьей женой государя. Правда, пробыла она в таком качестве только 15 дней. Свадьба состоялась 28 октября 1571 года, а уже 13 ноября жена скончалась. По всей видимости её отравили завистники. В то время при царском дворе это было обычным делом.

Что касается жены Скуратова-Бельского, то о ней известно очень мало. Звали её Матрёной, и она пережила мужа на много лет. Жила на вдовью пенсию, которую пожаловал ей царь. В то время такой милостью могли похвастаться лишь единицы.

Вот такая судьба сложилась у семьи царского любимца. Сам же он вошёл в историю как бездушный исполнитель жестоких царских приказов. А само имя «Малюта Скуратов» стало нарицательным. Так начали называть палачей и душегубов, вызывающих в душах людей лишь ненависть и отвращение .

Малюта Скуратов – русский государственный, военный и политический деятель, думный боярин, один из руководителей опричнины, а также любимый опричник и помощник Ивана Грозного (см. ).

Имя Малюты Скуратова стало в истории нарицательным. Людям он запомнился, как один из самых беспощадных убийц и карателей.

Тем не менее, ряд исследователей Скуратова считают, что некоторые факты из его жизни обросли легендами и выдумками. О том, кем на самом деле был знаменитый опричник, мы расскажем в этой статье.

Итак, перед вами краткая биография Малюты Скуратова.

Биография Малюты Скуратова

На сегодняшний день о дате и месте рождения Малюты Скуратова ничего неизвестно. Впервые его имя встречается в одной из книг датированной 1567 г. В книге говорится о нем, как о «голове» опричного войска.

Настоящее имя Малюты Скуратова – Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Известно, что он был выходцем из дворянского рода.

Большая часть биографов сходятся во мнении, что свое прозвище «Малюта» Скуратов получил за низкий рост или же за часто употребляемую им присказку «Молю тя…».

Опричник

Стоит заметить, что Малюта Скуратов не был основоположником опричнины, как считают многие. Изначально он занимал низшие должности, и лишь со временем ему удалось стать тем, кем он стал.

В конце 1560-х годов «главный опричник» жил в постоянном страхе за свою жизнь. Он панически боялся разных заговоров и восстаний.

По этой причине в 1569 г. Малюта Скуратов отдал приказ организовать опричное сыскное ведомство, представлявшее собой «высшую полицию по делам государственной измены». По сути это была первая служба госбезопасности в истории .

Из биографии Малюты Скуратова достоверно известно, что он любил самостоятельно вести допросы, часто прибегая к изощренным пыткам.

Имея огромную власть в своих руках, он неоднократно отдавал приказы казнить разных высокопоставленных лиц, после чего земельные наделы отходили царю, а имущество доставалось ему.

Во время беспорядков в Новгороде, Твери и Торжке, жестокость и зверство Малюты Скуратова проявилось в полной мере. По его вине погибло множество гражданских лиц. Он и его приспешники редко пытались искать какие-либо доказательства того, что тот или иной человек был причастен к госизмене.

Одного доноса было достаточно, чтобы лишить жизни кого угодно. Интересно, что приказал Малюте посадить за решетку своего двоюродного брата, князя Владимира Старицкого, подозревая, что тот якобы хочет взойти вместо него на трон.

В 1568 г. митрополит Филипп отказался благословить многочисленные погромы опричников, а также осудил Ивана Грозного за чрезмерную жестокость.

За это он был смещен со своей должности и сослан в Успенский монастырь. Спустя год, 23 декабря 1562 г. митрополита не стало.

Существует версия, согласно которой в его смерти был виновен Малюта Скуратов. Некоторые биографы считают, что именно он задушил Филиппа подушкой.


Восковая фигура Малюты Скуратова в музее-заповеднике «Александровская Слобода»

Такого же мнения придерживаются и многие авторитетные историки, в числе которых (см. ), Николай Костомаров и Сергей Соловьев.

Стоит заметить, что Малюта Скуратов получил известность не только, как жестокий опричник. Помимо этого он участвовал во многих военных кампаниях, а также вел дипломатические переговоры с высокопоставленными лицами.

Личная жизнь

О личной жизни Малюты Скуратова известно не так много. В его биографии была только одна жена по имени Мария. В этом браке у них родились 3 дочери, которые позже стали женами известных государственных деятелей.

Мужем первой дочери оказался двоюродный брат царя Иван Глинский, а второй – . Самую младшую дочь, Екатерину, он выдал за князя Дмитрия Шуйского.

Прямых наследников по мужской линии у Малюты Скуратова не было.

Интересно, что Скуратов был не только одним из приближенных лиц русского царя, но и его родственником.

Когда у Ивана Грозного умерла вторая супруга, Малюта Скуратов сделал все, чтобы женить его на своей дальней родственнице Марфе Собакиной. Однако женой русского царя Марфа пробыла недолго. Уже через пару недель после свадьбы она была отравлена.

Смерть

Несмотря на то, что Малюта Скуратов запомнился как отъявленный изверг и злодей, виновный в пролитии крови тысяч невинных людей, погиб он вполне геройской смертью.

1 января 1573 года в ходе он участвовал в штурме крепости Вейсенштейн. В одном из сражений он получил огнестрельное ранение, от которого вскоре и скончался.

По указанию Ивана Грозного Малюта Скуратов был доставлен в Иосифо-Волоколамский монастырь для отпевания. Согласно некоторым источникам, он был похоронен рядом с могилой отца.


Иван Грозный и Малюта Скуратов

Поскольку царь любил Скуратова и дорожил им, он пожертвовал солидную сумму на его погребение. При этом стоит заметить, что когда умирали его родственники или жены, он выделял на них гораздо меньше денег.

Более того, Иван Грозный отдал приказ, чтобы вдове Малюты Скуратова пожизненно выплачивалась пенсия, что по тем временам было очень необычно.

Интересен факт, что из-за своей необыкновенной биографии Малюта Скуратов и после смерти был окружен легендами. Так в народе появилось предание о том, что Скуратов дожил до прибытия в монастырь, где он покаялся во всех своих грехах и после смерти попросил зарыть себя на входе в священную обитель. Теперь ноги каждого входящего попирают прах великого грешника.

Фото Малюты Скуратова

Последние минуты жизни митрополита Филиппа

Малюта Скуратов из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста»

Если вам понравилась краткая биография Малюты Скуратова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Историки давно размышляли о причинах, по которым несокруши-мая для внешних врагов Киевская держава вдруг рассыпалась как карточный домик. Разумеется, многое, как всегда, объяснялось обычным человеческим эгоизмом. Каждый князь думал только об увеличении своей власти и собственности, прикрывая корыстолюбие рассуждениями о «правде» и «справедливости». Все хотели освобо-диться от неприятной необходимости подчиняться верховной вла-сти киевского великого князя и платить ему установленную дань. (О том, что Киев благодаря этой дани и этой власти обеспечивает внутренний порядок и безопасность от внешних врагов, предпочита-ли не вспоминать.)

Однако дело заключалось не только в слепом эгоизме, который присущ правителям всех времён. Существовали и более глубокие причины распада.

Великие князья киевские

Единство Руси было очень хрупким. Оно держалось главным образом на личном авторитете и военном превосходстве великого князя киевского. Однако авторитет быстро таял хотя бы потому, что, чем больше Рюриковичей появлялось на политической сцене, тем сложнее было одному из них доказать своё династическое пер-венство. Всё более сомнительным становилось и военное могущество обладателя «золотого стола». В XI — начале XII в. продолжался рост многих провинциальных центров. Их население быстро увели-чивается как за счёт естественного прироста, так и за счёт пересе-ления жителей из окрестностей Киева, которые часто подвергались набегам кочевников.

Экономическая децентрализация

Важной предпосылкой политического сепаратизма было и то, что в условиях натурального хозяйства, когда практически всё не-обходимое для жизни производилось на месте, правители областей не особенно нуждались в экономическом взаимодействии с цен-тральной властью.

Отсутствие внешней угрозы

Распаду Киевской державы способствовало и отсутствие в середи-не XII в. серьёзной внешней угрозы. Противоречия с западными сосе-дями (Польшей и Венгрией) не заходили дальше пограничных споров. После сокрушительных ударов, нанесённых им русскими князьями в первой четверти XII в., половцы перестают быть той смертельной опасностью для Руси, которой они были прежде. Князья Южной Руси научились совместно оборонять степную границу. В случае необхо-димости они собирались на съезды и вырабатывали общие меры для борьбы с врагом. В целом Южная Русь сумела отразить половецкую угрозу. Изменились и сами половцы. Они стали постепенно перехо-дить к оседлому образу жизни. Это сделало их более уязвимыми для ответных ударов русских войск, а значит, и более миролюбивыми.

Путь «из варяг в греки»

Своего рода стержнем всей государственной территории Киев-ской Руси был путь «из варяг в греки». Торговля вдоль этого пути, обеспечение безопасности купцов и сбор торговых пошлин укреп-ляли верховную власть киевских князей. Однако в XII в. в связи с перемещением мировых торговых путей он быстро теряет своё значение. Соответственно падает и общегосударственное значение Киева как главного «смотрителя» этого древнего пути.

Раздробленность, как и любая полити-ческая система, имела свои плюсы и минусы.

Развитие феодальных отношений

Главный плюс распада Древнерусского государства со-стоял в том, что она открывала новые возможности для развития феодальных отношений . Это было движением вперёд по пути исто-рического прогресса.

Конкретная механика процесса заключалась в следующем. В Киевской Руси не было постоянной и сильной власти на местах. Князья часто переезжали с одного княжеского стола на другой. Ре-альная власть была у местной аристократии (боярства), которая, однако, не имела в своих руках развитой системы контроля над населением. А между тем такая система становилась всё более не-обходимой по мере развития вотчинного землевладения. Захваты-вая земли крестьянских общин, превращая свободных общинников в зависимых людей , обязанных нести бремя повинностей, знать сталкивалась с ожесточённым сопротивлением сельского населения. Для его подавления необходима была железная рука монархии. Только князь с его непререкаемым авторитетом, с его многочислен-ной дружиной и скорым судом мог обеспечить повиновение народа и прекратить распри внутри правящего класса.

Местная аристократия нуждалась в «своих» князьях, постоян-но живущих в области, связывающих свои личные интересы с её процветанием. Но и князья, в свою очередь, тянулись к земле. Они охотно устраивали собственную княжескую вотчину (домен) и пред-почитали мирную жизнь в замке вечным скитаниям по Руси в по-гоне за призраком небывалой удачи.

Таким образом, интересы сторон совпали. Князья «оседа-ют на землю», образуя постоянные местные династии. Киевская монархия словно возрождается в многочисленных областных мо-нархиях. Объединив усилия, монархия и аристократия впрягают народ в телегу феодализма . Однако очень скоро и аристократия застонет от тяжёлого пожатия железной руки своего нового со-юзника... Материал с сайта

Княжеские усобицы

Основным минусом новой системы после распада Древнерусского государства стали княжеские усоби-цы. Конечно, они случались и раньше. Однако теперь их число увеличилось прямо пропорционально количеству самостоятель-ных правителей. Усобицы сопровождались гибелью людей, разоре-нием городов и сёл, захватом пленных, которых затем обращали в рабов.

Великий киевский князь Мстислав Великий умер в 1132 году. После его смерти наступил период, который можно охарактеризовать как распад Киевской Руси. Первой ласточкой стал отделившийся от единого государства Полоцк. В год смерти Мстислава туда из Византии вернулись полоцкие князья. Жители города приняли их, и Полоцк зажил самостоятельной жизнью. В 1135 году отделился Великий Новгород и отказался посылать ежегодную денежную дань в Киев.

В Киеве сидел на княжении до 1139 года брат Мстислава Ярополк. После его смерти стал княжить следующий брат Вячеслав. Но тут в судьбу киевского великокняжеского стола вмешался черниговский князь Всеволод. Он приходился сыном князю Олегу, который в 1093 году выгнал Владимира Мономаха из Чернигова и стал там князем.

Всеволод напал на Киев, изгнал Вячеслава и объявил себя великим князем. Против захватчика выступила вся ветвь Мономахов. Самый энергичный из них Изяслав, приходившийся племянником Вячеславу, пытался вернуть стольный град потомству Мономахов. Однако Всеволод, благодаря уму и жестокости, оставался великим князем до своей смерти в 1146 году.

После смерти Всеволода великим киевским князем стал его брат Игорь. Но он оказался недалёким и неталантливым человеком. За месяц своего правления он восстановил против себя всех киевлян. А тем временем Изяслав Мстиславович, приходившийся внуком Мономаху, во главе отрядов торков пришёл с Волыни. Киевское ополчение покинуло князя Игоря. Тот пытался бежать, но его конь увяз в болоте вблизи речки Лыбедь. Игоря схватили и заточили в поруб.

Спасать его взялся третий брат Святослав Олегович. Он собрал сильную дружину в Чернигове, чтобы вызволить из заточения родного брата. А тот, находясь в заключении, постригся в монахи. Но ненависть киевлян и к постриженному Игорю была чрезвычайно велика. Чтобы арестанта не убили, Изяслав велел перевезти его из поруба в храм Святой Софии. Это было святое место, пользующееся правом убежища. Но когда Игоря везли в храм, киевляне отбили его у охраны и растоптали ногами. Случилось это в 1147 году.

После этого началась война между Киевом и Черниговом. В это же время отделилась и стала самостоятельной Ростово-Суздальская земля. Там правил сын Мономаха Юрий Долгорукий. Он считался законным главой старшей линии Мономахов. А вот князь Изяслав, которого киевляне любили, относился к младшей линии Мономахов.

Нет смысла перечислять бесконечные столкновения князей, состоящих в близком родстве. Следует только заметить, что Юрий Долгорукий княжил в Киеве в 1149-1151 годах и 1155-1157 годах. Умер он от яда в 1157 году. Ростово-Суздальское княжество унаследовал его сын Андрей Юрьевич Боголюбский. Своё прозвище он получил по причине того, что жил в селе Боголюбове. А Юрий Долгорукий официально считается основателем Москвы. Впервые этот город был упомянут в летописях в 1147 году. Также сказано, что его укреплением (ров, стены) занимался Андрей Боголюбский.

Следует заметить, что распад Киевской Руси характеризуется междоусобными войнами между детьми и внуками Владимира Мономаха . Ростово-суздальские князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский боролись с волынскими князьями Изяславом Мстиславовичем, Мстиславом и Романом за киевский престол. Это была борьба дядьёв с племянниками. Но её нельзя рассматривать как семейную ссору.

В соответствии с общепринятыми правилами того времени, летописцы писали: «князь решил», «князь свершил», «князь пошёл» - независим от возраста этого князя. А тому могло быть и 7 лет, и 30, и 70. Так, естественно, быть не могло. В действительности между собой боролись военно-политические группировки. Они выражали интересы тех или иных земель распадающейся Киевской Руси.

Процесс распада начался после решения Любечского съезда князей, состоявшегося в 1097 году. Он положил начало конфедерации независимых государств. После этого прошли десятки лет, и Киевская Русь к началу XIII века разделилась на несколько независимых княжеств.

Княжества Киевской Руси на карте

Обособился северо-восток Руси, а также юго-западные земли, включающие в себя Киевщину, Галицию и Волынь. Самостоятельным стало Черниговское княжество, где на княжении сидели Олеговичи и Давыдовичи. Отделились Смоленск и Турово-Пинская земля. Полностью независимым стал Великий Новгород. Что касается завоёванных и подчинённых половцев, то они сохранили автономию, а русские князья и не думали на неё покушаться.

Государственный распад Киевской Руси можно объяснить слабыми торгово-экономическими связями и утратой этнического единства . Так, к примеру, Андрей Боголюбский, захвативший Киев в 1169 году, отдал его на 3-дневное разграбление своим дружинникам. До этого подобным образом на Руси поступали только с чужеземными городами. А вот на русские города такая жестокая практика никогда не распространялась.

Решение Боголюбского о разграблении показывает, что для него и его дружины Киев в 1169 году был таким же чужим городом, как какой-нибудь польский или немецкий населённый пункт. Это указывает на то, что живущие в разных княжествах люди перестали считать себя единым русским народом. Вот поэтому Киевская Русь и оказалась раздробленной на отдельные уделы и княжества.

В свою очередь некоторые княжества тоже не являлись едиными землями. Так в Смоленской земле насчитывалось около десятка уделов. То же самое наблюдалось на территориях Черниговского и Ростово-Суздальского княжества. В Галиции имелась область, в которой правили не Рюриковичи и болоховские князья – потомки древних славянских вождей. Языческие балтские и угро-финские племена, которые подразделялись на мордву, ятвягов, литвов, жмудь, эстов, зырян, черемисов, заволоцкую чудь оставались чужды Руси.

В таком состоянии Киевская Русь вступила в XIII век. Раздробленная и ослабленная междоусобицами она стала лакомым куском для захватчиков. Как результат, логическую точку в этом вопросе поставило нашествие Батыя .

Алексей Стариков

Распад Киевской Руси

В середине XII века Киевская Русь распалась на независимые княжества , однако формально ограничено просуществовала до монголо-татарского нашествия (1237-1240) и Киев продолжал считаться главным столом Руси. Эпоху XII -XVI веков принято называть удельным периодом или политическая раздробленность (в советской марксисткой историографии - феодальной раздробленностью ). Рубежом распада считается 1132 - год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого . Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием - формирование современных народов: русских , украинцев и белорусов .

Причины распада

Подобно большинству раннесредневековых держав распад Киевской Руси был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика , но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения . В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Причины распада Древнерусского государства. Монголо-татарское нашествие и его последствия

Распад Древнерусского государства – вполне закономерное явление в контексте развития средневековой Европы. Он в первую очередь был обусловлен развитием феодальных отношений и системы феодальных иммунитетов. Однако некоторые исследователи считают главной причиной раздробленности Киевской Руси изменения в княжеском наследственном праве, когда каждый княжеский сын получал в самостоятельное управление определенную часть отцовского княжения – удел. Удельная система быстро прогрессировала в XII – XIII в. Возникали суверенные княжества, боровшиеся за политическое лидерство. При этом Киев постепенно утратил свою роль общерусского центра, возрос экономический потенциал Владимиро-Суздальского княжества, расположенного на северо-востоке Руси. Правители Владимиро-Суздальского княжества, так же как и киевские князья, стали именовать себя великими князьями.

Суверенизация отдельных земель, с одной стороны, имела положительные последствия. Почти прекратились перемещения князей в поисках более богатого и более почетного престола, и, следовательно, власть стала более эффективной.

С другой стороны, каждая из земель, взятая в отдельности, не имела достаточных людских и материальных ресурсов для защиты своего суверенитета. Поэтому русские княжества были завоеваны монголо-татарами во время похода на Русь хана Батыя в 1237-1240 гг.

Насильственное включение русских княжеств в мир политических отношений, сложившихся в кочевой империи монголов, отрицательно повлияло на внутреннее развитие русских земель, обусловило значительные отличия местных государственно-политических традиций от европейских. В монгольском обществе власть верховного правителя была абсолютной и требовала от подданных беспрекословного подчинения. Став вассалами ханов, русские князья заимствовали политические традиции подданства в своих взаимоотношениях с феодалами. Это замечание касается в первую очередь земель Северо-Восточной Руси, составивших ядро будущего Московского государства.

Русь К середине XII в. Древнерусское государство фактически распадается на 15 самостоятельных княжений, внутри которых формируются более мелкие княжества, находящиеся в вассальной зависимости по отношению к Первым. Крупные княжества, являвшиеся, по сути, независимыми государствами, получают название земли по аналогии с другими зарубежными странами (Угорская земля (Венгрия), Греческая земля (Византия) и т. д.).

Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. Таким образом, как бы копировалась двухуровневая структура единой раннесредневековой Руси и формировалась новая геополитическая реальность - Русь удельная, где Киев лишь формально сохранял статус «первопрестольного града». Наступает закономерный для большинства раннефеодальных монархий как Европы, так и Азии этап раздробления крупного государства и утраты централизованного управления. В этот период великокняжеский род Рюриковичей теряет принцип старшинства в династии, а его заменяет старшинство в каждой из ветвей, утвердившихся в суверенных русских княжествах-землях.

Создается качественно новая форма государственно-политической организации древнерусского общества, своеобразная федерация земель под номинальной эгидой великого киевского князя, обусловленная рядом факторов, ставших основными предпосылками феодальной раздробленности.Формальной и внешней причиной раздробленности Руси являлись политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточенная междоусобная борьба среди Рюриковичей (всего за период от кончины Ярослава Мудрого до монгольского вторжения зафиксировано не менее полутора сотен военных столкновений) за право владения более значительными княжескими доменами с богатыми землями, позволявшими иметь большую сумму налога-ренты.

Важнее, однако, отметить другое. В ходе длительного процесса развития феодальных отношений и общественного разделения труда на Руси происходит заметный прогресс как в земледелии, так и в ремесленном производстве, складываются самостоятельные экономические районы со своей спецификой ведения хозяйства. Растут города самостоятельных княжеств-земель, которые становятся не только экономическими, но и политическими и культурными центрами регионов. Их количество в течение рассматриваемого столетия достигает двухсот.

Города в период раздробления Руси являются опорными базами для регионального сепаратизма. В условиях усиливающейся хозяйственной специализации регионов и ремесленного производства расширяется как внутренняя, так и внешняя торговля. В княжествах-землях развиваются крупные вотчинные хозяйства, причем не только светских, но и духовных феодалов. Феодалы-вотчинники, одновременно являющиеся боярами-вассалами местных княжеских родов (региональной элитой), стремятся все более расширить свои владения за счет общинников-смердов, увеличить доходы со своих владений и закрепить иммунитетные права.

Боярские корпорации княжеств-земель становятся все менее зависимыми от воли великого князя киевского. Более выгодной для них является ориентация на своего местного князя, который, в свою очередь, не может не учитывать интересы региональной вотчинной аристократии. Помимо этого, к середине XII в. более четко определяется социальная структура русского общества, также имеющая свои региональные особенности. Наряду с боярскими кланами формируются слои городского посада.- купцы, торговцы и ремесленники, наконец, господские слуги-холопы. Городское население в определенной степени оказывало влияние на взаимоотношения княжеской власти и боярства, некоторым образом уравновешивая их отношения.

Горожане также тяготели к обособлению местных интересов, не связывая себя с общерусскими представлениями о единстве. Специфика социальной структуры и экономических отношений в разных землях Руси определила и различные модели политической организации формирующихся государств-земель. Наконец, упадок Киева и Киевского княжества как центра Руси был обусловлен и рядом внешнеполитических обстоятельств. Так, постоянные набеги кочевников-половцев на южнорусские земли значительно ослабили их экономический потенциал. Этот же фактор оказал воздействие на миграцию населения Руси, его отток В более спокойные районы Залесского края северо-восточной Владимиро-Суздальской земли и юго-западной Галицко-Волынской земли.

В то же время половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки». Центры, через которые осуществлялись торговые связи. Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города. Довольно бурно развивается международная торговля на севере Европы, где лидирующее положение приобретают приморские германские «вольные» города. На них начинает ориентироваться купечество северо-запада Руси, прежде всего Великого Новгорода и Пскова.

Однако не следует оценивать распад Древнерусского государства как абсолютно негативное явление. Напротив, в эпоху раздробленности наблюдается подлинный расцвет средневекового русского общества, поступательное развитие экономического потенциала княжеств-земель, формирование разнообразных социально-политических структур и развитие самобытной культуры. Нельзя не учитывать и того, что политическая раздробленность являлась закономерным историческим периодом в рамках возникших центробежных процессов на пути дальнейшей консолидации на будущем цивили-зационном витке.

Одновременно в русских землях сохранялись сильные центростремительные тенденции, имевшие мощный объединительный потенциал. Во-первых, государственно-политическое единство Руси даже формально не было утрачено, а авторитет великих киевских князей, пусть даже номинальный, все же сохранялся. Во-вторых, продолжало существовать единство всей церковной организации и абсолютное преобладание православной веры - главнейшей духовной и нравственной скрепы Руси.

Верховенство киевского митрополита как главы православной церкви было неоспоримым. В-третьих, в русских землях сохранялась единая законодательная база, основой которой являлись нормы Русской Правды. Наконец, важным -цементирующим фактором единения выступал общий для всех земель древнерусский язык. Помимо всего этого, в русских землях в эпоху раздробленности постоянно сохранялась идея единения всех сил для борьбы с внешней опасностью.

ПРИЧИНЫ УПАДКА КИЕВСКОЙ РУСИ.

У многих неверное представление, что падение Киевской Руси связано с нашествием татар. За сто лет до них Киев клонится к упадку. Причины были внутренние и внешние. Во-первых, древняя Киевская Русь была богатой и европейски культурной страной, европейской страной. Это лицевая сторона быта. Но у него была и изнанка. Экономическое состояние было куплено ценой порабощения низших классов: холопов, закупов. Так думает даже не марксист, а В. О. Ключевский. Недовольство угнетаемых классов угнетало общественный порядок и благосостояние Киевской Руси. Во-вторых, княжеские усобицы разоряли Русскую землю. Они были озабочены желанием ограбить и сжечь враждебную страну, забрать население в полон. Пленников обращали в рабов. Даже Владимир Мономах–самый добрый и умный из князей–не был чужд этого хищничества. В своём "Поучении детям" он рассказывает как напав на Минск (Менск) " не оставил там ни челядина ни скотины". Всё унёс с собой. После неудачного нападения войска Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 году в Новгороде продавали пленного по цене более низкой, чем цена барана. Так много их взяли! ("по две ногаты" - это денежная единица) Русские князья не стыдились приводить на Русь половцев для разорения своих соседей. Княжеские усобицы ещё более усугубляли положение низов. В-третьих, внешняя причина, половецкие нашествия. Русь жила на краю европейской цивилизации, далее простиралось Дикое Поле, которое было по Ключевскому "историческим бичом древней Руси". С 1061 года начались непрерывные нападения половцев (куман). В 1096 году хан Боняк Шелудивый чуть не въехал в Киев, ворвался в Печерский монастырь, когда монахи спали после заутрени. Боняк ограбил и зажёг обитель. Переяславское княжество от набегов половцев постепенно пустело. В Киевской Руси даже возникло сомнение: можно ли жить в соседстве с половцами. В 1069 году Изяслав Ярославич был изгнан из Киева из-за нерешительности в борьбе с половцами. В Киев он шёл с польским войском. Киевляне просили братьев защитить город, а в случае отказа они сказали, что зажгут свой город и уйдут в Греческую землю. Так что нападения половцев были непрерывными, как на Рим германских племён. Только Владимир Мономах заключал с ними 19 договоров, но всё было напрасно. Чтобы предотвратить нападения русские князья женились на ханских дочерях. А тесть продолжал грабить русскую землю. Очень интересное выступление князя Владимира Мономаха на княжеском съезде в 1103 году. Он говорил: " Весной смерд выедет в поле пахать на лошади–приедет половчин, ударит смерда стрелою и возьмёт его лошадь. Потом приедет в село, возьмёт его жену, детей, и всё его имущество, да и гумно его зажжёт". России выпала историческая миссия защищать Европу от степи, от кочевников; защита левого фланга европейского наступления на Восток. Так думают Ключевский и Соловьёв. Это время начала крестовых походов, начавшихся в 1096 году. Это же начало движения Реконкисты на Пиринейском полуострове. Это движение против мусульман и арабов в Европе. Оборона Руси стоила ей очень дорого. Начался отлив русского населения на новые места. С середины 12 века заметны следы запустения в Среднем Поднепровье. В 1159 году по летописи в Чернигове и его младших городах живут псари и половцы (мирные половцы, пришедшие на Русь). Запустел и богатый некогда Любеч. Наблюдается и экономический спад. Об этом говорит девальвация гривны. В конце 11 начале 12 века гривна весила 1/2 фунта, а в конце 12 века - 1/4 фунта, а в 13 - ещё легче. Причина упадка вот в чём. Один князь в 1167 году приглашал к походу против степняков. " Пожалейте о Русской земле, о своей отчине. Каждое лето поганые уводят христиан в свои вежи (шатры. Отсюда Белые Вежи–столица хазар). А вот и пути у нас отнимают (торговые пути)", и перечисляет черноморские пути русской торговли. В конце 12 века русские князья уже не могут сдерживать напор половцев и начинается исход русского населения. А вот Грушевский видел причины упадка Киевской Руси в происках и злых умыслах владимиро - суздальских князей. Он пишет: " Суздальские князья умышлено хотели ослабить киевскую землю. Суздальский князь совершил поход в1169 году на Киев. И войско взяв Киев немилосердно опустошило его. Несколько дней грабили город, монастыри, церкви не щадя ничего. Забирали у церквей иконы, книги, ризы, даже колокола снимали и везли к себе в северные края; избивали людей и забирали в плен" Это первое нашествие в 1169 году. "Потом брат Андрея– Всеволод Большое Гнездо– умышленно перессорил украинских князей. Киев снова был немилосердно разграблен и опустошен в 1203 году. Вокруг него завязалась такая борьба, что было очень трудно усидеть кому-нибудь". Тогда-то и началась миграция. Грушевский заканчивает: " После этого наступает уже полный упадок Киева и позднейший татарский погром немного прибавил к прежним погромам. Вернадский пишет: " Важное значение Киева было поколеблено в 1169 году (признает значение похода Андрея Боголюбского). Вторая причина, город пострадал от прекращения торговых отношений с Константинополем после его разорения крестоносцами в 1204 году. В книге Шмурло говорится: " Грабили совместно с половцами, чтобы усилить бедствие. В плен увели всю молодёжь города, мужчин и женщин, монахини и монахи угнаны в степь на тяжелую, а то и на позорную работу. Уцелели только иностранные купцы. Они заперлись в каменных церквах и купили себе жизнь и свободу отдав половцам половину добра. С тех пор обесчещенный, надломленный и хилый печально влачил Киев дни свои в ожидании третьего ещё более горшего разгрома татарского в 1240 году. Итак начинается исход киевлян. В этом согласуются все исторические школы. Но куда они исходят? Грушевский указывает путь киевлян на Запад и только туда, через Галицию в Польшу, на юго-восток Польши. Это общепризнанно. Ключевский же пишет, что отлив населения шёл по двум направлениям, двумя струями. Одна струя направлялась за Западный Бук, на Запад, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так славяне возвращались на свою историческую родину–северные склоны Карпат, покинутые в 7 веке. Другая струя колонизации направлялась в другую сторону–на северо-восток в междуречье Оки и Волги. Таким образом, мы находимся у истока разделения единой древнерусской народности на два племени - малороссийского и русского.

Обратимся к первому вектору - отливу на Запад. Во второй половине 12 века очень усиливается Галицкое княжество. В конце века Роман Мстиславич присоединяет к Галичу Волынь. Летопись называет его самодержцем всей русской земли. Не зря. При его сыне Данииле Романовиче княжество заметно растёт, густо заселяется. Князья распоряжаются делами киевской земли и Киевом. Ключевский пишет: "В исторических документах упоминаются храмы в Краковской области и других местах Польши. Татары дали новый толчок к исходу. Киев был сожжён татарами в 1240 году и там осталось около 200 домов. В 1246 году через эти земли проезжал миссионер Плано Карпини. Он ехал в Таратарию. Европейцы татар называли исчадиями ада. (название татары произошло от китайского "та-та"). Плано пишет: "Руси здесь осталось очень мало. Большая часть перебита, либо уведены в плен. (В киевской и переяславской земле он встречал бесчисленное множество человеческих черепов и костей, разбросанных по полям)". Второй удар по Киеву был нанесён татарами в 1299 году, после которого его жители снова разбежались. Город опустел. В 14 веке Галиция была захвачена Польшей (ок. 1340), а остальная часть Поднепровья была захвачена Литвой. Насчёт последнего существуют различные мнения. Грушевский уклоняется к мысли, что Киев был захвачен Литвой в 60-х годах 14 века. Он пишет: "После того днепровские пустыни стали юго-восточной украиной соединенного Польско - Литовского государства (1386 год, в год брака Ягайлы и Ядвиги)". В документах 14 века, а по Фассмеру - с 1292 года для юго-западной Руси появляется новое название - Малая Россия. Это документы Константинопольского патриархата. Грушевский и Евфименко (женщина, вышедшая за украинца) держатся того взгляда, что: "Историческая традиция древней киевщины не прервалась, а продолжала жить в украинском народе и в учреждениях Великого Княжества Литовского. Следовательно, оно являлось продолжением Киевской Руси". По их мнению в этом регионе правили украинские князья литовской династии. Все они являются Рюриковичами. Это концепция всех украинских националистов. С 15 века началось попятное движение малоросов в днепровские степи. Почему? Так как исчезла опасность татарских набегов после свержения ига Золотой Орды (после 1480 года). С другой стороны, польские магнаты приобретали огромные вотчины на украине польского государства и заселяли их своими людьми, выводя их из глубины Польши. Сюда бежали и закрепощавшиеся крестьяне. Оброк заменялся барщиной. Спасались от панского ярма. Реэмигранты сохранили свой язык, свою народность и встретились с остатками прежних кочевников. Произошла ассимиляция с торками, берендеями, печенегами и другими. Так образуется малоросийская народность. Вот почему многие украинцы с черными глазами и волосами.

Киевскую землю покидают обыватели под угрозой разбоев половцев, а потом монголо-татар. Одно направление отлива киевского населения на восток, в Галицию, к Польше. Потом состоялось возвращение и смешивание киевлян с остатками древних кочевников: с торками, берендеями, печенегами. Вот так рассказывает об образовании малороссийского народа к 14-15 векам Ключевский. Грушевский же начинает историю украинского народа с 4 века христианской эры. Он считает, что украинцы, белорусы и великороссы выйдя из своей прародины, которая находилась на северных склонах Карпат, попали в различные физические, культурно-экономические условия, в различную этническую среду. Великороссы формировались преимущественно на финской почве. Белорус - в близком общении с литовцами, украинцы в вечном соседстве с тюрками. Эти народности имеют больше отличий, чем схожестей. Это мнение Грушевского. В результате "образовалось народное самочувствие, которое отличает теперь совершенно инстинктивно украинца, белоруса и великоруса. Или в просторечии хохла, литвина и кацапа." Происхождение слово хохол по Грушевскому (с ним согласны и русские историки). Хохол - насмешливое название для украинца у великоросов. Ведёт своё начало от причёски украинцев 17 века, когда они подбривали волосы и оставляли на средине головы. Название литвин ведён своё начало от великого княжества Литовского, когда Белоруссия была в пределах литовского княжества. Происхождение слова "кацап" не так ясно. Великоросы производит от насмешливого "как козёл" из-за бородки. Грушевский пишет: "его производят теперь довольно правдоподобно от тюркского слова касап, что означает мясник, живорез, палач."

По Грушевскому малорос отличается от великороса и белоруса антропологическими особенностями, внешним физическим видом: формой черепа, ростом, соотношением частей тела. Отличается психофизическими чертами, проявляющимися в народном характере, психологии, в складе семейных и общественных отношений. На наш взгляд Грушевский несколько преувеличивает антропологические особенности родственных племён. К тому же украинский народ неоднороден по своему антропологическому составу. Не отрицая влияния со стороны соседей: тюрков, финов, литвинов, отметим, что формирование этих народов происходило на общей древнерусской основе, то есть Киевская Русь является колыбелью и великоросов, и малоросов, и белорусов. Грушевский считал. Что Киевская Русь и её культура принадлежит только истории Украины. Период праславянского единства длился до 6 века.

Второе течение народа из Киевской Руси было на северо-восток в междуречье Оки и Волги. Этот вектор по Ключевскому слабо отмечен в литературе и современными тому периоду наблюдателями. Поэтому, Ключевский, чтобы доказать, что был отлив населения в этом направлении прибегает к косвенным доказательствам: наиболее очевидным аргументом является топонимика, географические названия, топонимическое сходство северо-востока с южной Русью. Ключевский пишет: " Надо вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич. Всё это южнорусские названия, которые мелькают чуть ли не на каждой странице летописи. Одних Звенигородов было несколько в земле Киевской и Галицкой. Имена киевских речек Лыбяди и Почайны встречаются в Рязани, в Нижнем Новгороде, во Владимире на Клязьме. Имя Киева не забыто в Суздальской земле, например село Киево в Московском уезде, Киевка - приток Оки в Калужском уезде, село Киевцы в Тульской Губернии. Три Переяславля известны древней Руси: южный, рязанский - это нынешняя Рязань(сюда перешли жители старой, домонгольской, сожжёной татарами Рязани), Переяславль залесский. Каждый из них стоит на реке Трубежь, также как и в Киевской Руси. нетрудно догадаться, что это дело переселенцев.

До середины 12 века не прямого сообщения Киева с Ростово-Суздальским краем. Их разделяли глухие леса. Об этом существует предание. Известны разбойники брынские (село на реке Брынь). Название города Брянска происходит от дебрянска(дебри). А Суздальская земля называлась залесской. Это название принадлежит Киевской Руси. Дебри стали прочищаться и прорубаться середины 12 века. Если Владимир Мономах ещё с трудом проехал здесь в Ростов даже с малой дружиной, то сын его Юрий Долгорукий водил уже с середины 12 века прямой дорогой из Ростова к Киеву целые полки. Отсюда можно предположить, что наблюдалась какая-то колонизация, какое-то движение хлеборобов. Пробивали эту дорогу крестьяне. Это тихая, но стихийная колонизация, поэтому писатели этого не заметили.

В то время как на юге отмечается запустение земли, на северо-востоке наблюдается строительство городов Юрием Долгоруким и его сыном Андреем Боголюбским: Москва (1147), Юрьев –Польской (1180), Переяславль Залесский (1150-1152), Дмитров (1154), Боголюбов (1155), Городец на Волге (1152), Кострома (1152), Стародуб на Клязьме, Галич, Звенигород, Вышгород, Коломна(1177). Андрей Боголюбский гордился своей колониальной деятельностью. Задумав основать митрополию, независимую от Киевской, говорил: "Я всю Русь городами и селами великими населил и многолюдными учинил". Киевская народность во второй половине 12 века разорвалась на двое, причём главная масса народа ушла на северо-восток, где по словам Ключевского "собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность и вооружив её силой сплоченного государства опять пришла на юго-запад, чтобы спасти остававшуюся там слабейшую часть русского народа от чужеземного ига". Ключевский отчеканил: "Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времён падения Римской империи.