Здоровье        04.02.2020   

Причины неудач в учебе. Неуспеваемость. Причины школьной неуспеваемости Причины неудач в учебе

В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска.

Исследования установили три группы причин школьных неудач.

1. Социальноэкономические - материальная необес печенность семьи, общая неблагополучная обстановка семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное - недостатки семейной жизни.

2. Причины биопсихического характера - это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые 364

возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя - решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям - психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении - грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учебе:

Жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей;

Единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;

Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;

Пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства.

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебновоспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанский предложен педагогический консилиум совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания. Пре,; имущества последних в том, что занятия в них проводятся; по результатам серьезной диагностики, с подбором груп <: повых и индивидуальных средств обучения. Их ведут спе j циальные учителя, посещение занятий обязательно. !

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с не | успевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Конечно, неуспеваемость - это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социальнопедагогический аспекты Комплексным должно быть и ее решение.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Допишите предложения.

Виды контроля составляют текущий, ..., ... . К методам контроля относятся наблюдение........, дидактические..., метод... работ.

2. Дайте определение понятий: проверка знаний, дидактический тест, оценка знаний, неуспеваемость, педагогическая запущенность.

3. Перечислите причины неудач в учебе.

4. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспеваемости: щ

Педагогическая профилактика, Щ

- педагогическая терапия,

Литература для самостоятельной работы

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. Ингеншмп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М., 1991. Кпарш М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. Kynuceem Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. Цетлин B . C . Предупреждение неуспеваемости учащихся. М., 1989.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

    общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;

    частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

    неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.

Пути устранения школьной неуспеваемости. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

    Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

    Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

    Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

    Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.

Одна из главных задач психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться. У человека существует врожденная потребность «извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле».

Литература

    Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. ‑ Издательство: Рассказов А.И., 2002. – 304 с.

    Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников. – Изд-во: КАРО, 2008. – 144 с.

    Колисниченко Н.В. Тестовый контроль знаний. ‑ Издательство: РАГС, 2008. – 44 с.

    Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. /Под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Рстов н/Д, 2004. – 336 с. (Серия «Педагогическое образование»)

    Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. – Издательство: Академия, 2008. – 208 с.

Оборудование: доска, мел, компьютер, ММ-проектор, экран.

Технологии: мини-проект, технология группового обучения.

Учебный проект создается студентами с целью выработки обоснованной авторской системы диагностического комплекса (технологии контроля) по управлению образовательным процессом. По окончании работы демонстрируются фрагменты диагностических комплексов и педагогически обоснованных управленческих решений оптимизации образовательного процесса.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат). Это совокупность приёмов, действий студентов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи ‑ решения проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Технология группового обучения (работа в статических и динамических парах, взаимообмен заданиями, взаимопроверка и контроль и др.). Подобное организационно-методическое решение позволяет детально проработать ситуацию педагогического контроля в малых группах, а также закрепит знания и опыт применения технологии сотрудничества.

В данном случае преподавателю следует выступать в роли куратора. Куратор (от лат. curator) ‑ тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом.

Вопросы для обсуждения

    Какие методики оценки образовательного процесса наиболее значимы: качественные или количественные? (в сравнении с другими производственными процессами).

    Насколько возможно оценить все (абсолютно все!) компоненты, стороны образовательного процесса при помощи технологий контроля?

    Насколько педагог может предупредить причины неуспеваемости?

    Каков инструментарий коррекционной работы для преодоления неуспеваемости учащихся по вашему предмету?

    Что важнее для человека отметка или оценка на этапах учебной деятельности (в школе), учебно-профессиональной деятельности (в профессиональном учебном заведении), профессиональной деятельности (на производстве)?

    В чем состоит основание мнения, что троечники успешнее на производстве, чем отличники? и т.д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План. 1. Причины неудач школьников 2. Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе 2.1 Педагогическая профилактика 2.2 Педагогическая диагностика 2.3 Педагогическая терапия 3. Литература

3 слайд

Описание слайда:

Ц Е Л Ь: -усвоить ведущие понятия: школьные неудачи, педагогическая профилактика, диагностика, терапия; -рассмотреть возможные причины неуспеваемости школьников; -определить основные пути и средства борьбы с неудачами в учебе. Неудачи в школьной учебе могут иметь скрытый или явный характер. Скрытые неудачи наблюдаются тогда, когда учитель не замечает дефектов в знаниях, умениях и навыках учеников. Эти дефекты чаще всего касаются материала, проработанного в предшествующих классах. Таким образом, исходным пунктом слабых результатов учащихся в учебе являются скрытые неудачи, очень мелкие пробелы в знаниях или умениях в области только одного предмета или даже темы урока. Эти пробелы, если учитель их вовремя не выявит и не устранит, могут привести к возникновению явных неудач. Последние, в свою очередь, сначала носят временный характер, а затем, - после относительно устойчивых неудач - непосредственно ведут к второгодничеству и отсеву.

4 слайд

Описание слайда:

1. ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ ШКОЛЬНИКОВ Школьные неудачи возникают по разным причинам, которые почти никогда не выступают изолированно. Комплексы причин в основном охватывают социально-экономические, биолого-психологические и педагогические, в том числе и дидактические, условия. Исследования, проведенные Е.Радлинской (Польша), Р.Галем (Франция) говорят о том, что среди комплекса социально-экономических причин частой причиной неуспеваемости являются плохие материальные условия жизни детей. Большая часть второгодников - это недоедающие дети, не имеющие соответствующей одежды, учебников и т.п.. Большинство из них не могут рассчитывать на помощь со стороны родителей при выполнении домашних заданий, низкий культурный уровень родителей, их неприязненное отношение к школе, неблагоприятные семейные обстоятельства, чрезмерная загруженность детей домашней работой и т.д. - все это дополнительные причины неуспеваемости детей.

5 слайд

Описание слайда:

Большинство исследователей, сосредоточивших внимание на изучении зависимости между уровнем умственного развития детей, детерминированным в значительной мере задатками наследственности и неудачами в учебе, пришли к выводу, что они могут быть следствием физических недостатков, различного рода нервных нарушений и т.д.. Авторы выделяют такие причины биопсихологического характера, как общая ослабленность организма, слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, нарушения в эмоционально-волевой сфере, низкий уровень развития познавательных способностей, неустойчивость внимания и т.д.. В целом же, современные авторы далеки от переоценки роли врожденных задатков в процессе роста и развития человека. Основные источники школьных неудач они видят не столько в неблагоприятных врожденных задатках, сколько в неверном развитии этих задатков.

6 слайд

Описание слайда:

Многие исследователи обращают внимание на то значительное влияние, которое оказывают на успеваемость некоторые черты характера, а также такие эмоциональные факторы, как поощрение и наказание. Позитивное влияние похвалы, чувства успеха, уверенности в себе было установлено уже в 20-е годы благодаря исследованиям американки Е.Б.Хурмок и подтверждено советским психологом С.Л.Рубинштейном. Сильное влияние характера учащихся на их школьные судьбы отмечают в своих работах французские исследователи. Так, Андрэ Ле Галь доказывает, например, что учащиеся, относящиеся к типу "оживленный-рефлексивный", обычно проявляют незаурядные способности к языкам, в области естественно-математических наук и в фолософии. Флегматичный тип - к техническим наукам и одновременно отсутствие способностей к наукам абстрактного плана. В общем, все исследователи приходят к единому мнению, что врожденные задатки в определенной мере обусловливают школьные судьбы учеников, но более существенную роль играют при этом другие причины психического происхождения, возникновение которых зависит от работы школы, влияния условий, в которых живет ученик.

7 слайд

Описание слайда:

Современные педагоги и психологи в целом не согласны с переоценкой влияния общественно-экономических и биопсихологических причин на успехи или неудачи учеников в учебе. По их мнению, решающую роль в судьбах учеников играют учебно-воспитательная работа, сознательные и целенаправленные усилия учителя. Одной из основных педагогических причин неуспеваемости является слишком жесткая, униформная система обучения. Эта система затрудняет индивидуализацию учебно-воспитательной работы и во многих случаях делает невозможным соединение школьной учебы с жизнью, потребностями детей и молодежи, обрекая на неудачи слабых, да и лучшим не создавая условий, обеспечивающих их полное развитие. Часто причиной недостаточных успехов учеников оказывается неудовлетворительная с точки зрения дидактики работа учителя.

8 слайд

Описание слайда:

Почти все исследователи считают, что эффект учебно-воспитательной работы в школе зависит прежде всего от учителя. Об этом свидетельствуют следующие факты: - в одной и той же школе, с одними и теми же учениками и в одинаковых условиях одни учителя достигают хороших результатов, а другие - удовлетворительных или неудовлетворительных; - стиль работы учителя, используемые им методы, его отношение к ученикам играют значительно большую роль, чем условия и содержание работы в различных классах и на уроках по разным предметам; - несмотря на худшие условия (недостаток помещений, объединенные классы), некоторые учителя добиваются хороших результатов. Многочисленные группы исследователей усматривают причины школьных неудач в различных дефектах, заключенных в таких средствах, как учебники, учебные пособия, в несовершенстве учебных планов и программ, в перегрузке учеников занятиями. Наблюдается также зависимость между отношением детей к учебе и к школе и результатами учебы. В свою очередь, отношение ребенка к учебе зависит главным образом от интереса к учебе, а также от объективности оценки его работы.

9 слайд

Описание слайда:

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НЕУДАЧАМИ В УЧЕБЕ На устранение некоторых причин школьных неудач, например таких, как отсутствие надлежащей помощи ученику со стороны семьи, неблагоприятные материальные условия и т.д., учитель, как правило, может оказывать лишь незначительное влияние и его возможности в этом отношении ограничены. Сравнительно большими возможностями он располагает в отношении противодействия тем причинам школьных неудач ученика, которые кроются в нем самом и средствах его работы. Поэтому к числу основных дидактических средств предупреждения и устранения школьных неудач следует отнести: - педагогическую профилактику, в том числе проблемное и групповое обучение; - педагогическую диагностику как прежде всего использование таких способов контроля и оценки результатов обучения, которые позволяют немедленно выявить возникающие пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика; - педагогическую терапию, особенно устранение выявленного отставания в области изученного программного материала путем индивидуализации обучения на уроке, а также организуемых школой дополнительных занятий.

10 слайд

Описание слайда:

2.1 Педагогическая профилактика Результаты процесса обучения и воспитания в значительной мере зависят от используемых учителем форм и методов учебно-воспитательной работы. К числу таких форм и методов, которые содействуют росту эффективности процесса обучения, относится проблемное обучение. Работа учеников (на уроке) в коллективах из нескольких человек над определенными проблемами практического или теоретического характера приводит к росту интереса к учебе, приучает к коллективному преодолению трудностей, создает условия для обмена мнениями, вырабатывает критичность мышления, учит рациональным методам планирования и организации работы и т.д.. Именно поэтому проблемное обучение в группах представляет собой одно из важнейших условий успешной борьбы со школьными неудачами.

11 слайд

Описание слайда:

2.2 Педагогическая диагностика Основой педагогической диагностики являются беседы учителя с учениками и их родителями, наблюдение за учениками, посещение учителем семья ученика, тестовые исследования, собрания учителей. Классный руководитель должен также сотрудничать с родителями учеников, с молодежными организациями, с остальными учителями, чтобы знать интересы ученика, склонности, оптимальный для него темп работы и т.п.. Знание всего этого позволяет учителю обеспечить рациональную индивидуализацию учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных результатов учебы в разных формах, чтобы как можно раньше выявлять имеющиеся у отдельных учеников пробелы в овладении программным материалом. Основным средством, служащим выполнению этой задачи, являются систематически проводимые им исследования результатов учебы по каждому разделу программы. На основе этих результатов составляются таблицы по видам допускаемых учениками ошибок. Эти таблицы могут служить исходным пунктом при анализе работы отдельных преподавателей и при решении вопроса об использовании соответствующих методических средств для ликвидации возможных недостатков в работе.

12 слайд

Описание слайда:

2.3 Педагогическая терапия Зная пробелы в знаниях отдельных учащихся, учитель пользуется различными формами работы для их устранения. Например, он может поручить ученикам выполнение индивидуализированных домашних работ, проводить индивидуальные консультации, уделять особое внимание слабым ученикам во время урока, выработать с родителями общую линию учебно-воспитательных воздействий и т.д.. Если же все эти формы индивидуальной работы не приведут к нужным результатам, то учитель должен направить его в соответствующую выравнивающую группу. Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. В этих группах ученики должны работать самостоятельно под руководством учителя. Как план занятий в группах, так и оценки полученных результатов следует обсуждать во время собраний учителей. Знание ошибок, допускаемых учениками и выявляемых благодаря исследованиям результатов учебы, образует дополнительный фактор, позволяющий учителям индивидуализировать обучение в выравнивающих группах.

13 слайд

Описание слайда:

Состав этих групп не должен быть постоянным. Правильно, когда учащиеся принимают участие в их работе до тех пор, пока не устранят пробелы. Некоторые учащиеся работают одновременно в двух или даже в трех выравнивающих группах. Очень полезным в работе по устранению пробелов в знаниях учащихся оказываются программированнные тексты. Они позволяют учащимся работать самостоятельно в подходящем для каждого из них темпе и принуждают их к систематическому контролю и оценке получаемых результатов. Выделяя среди педагогических причин неудач учеников в школьной учебе относительно зависящие от учителя. в числе последних можно выделить следующие группы: - различные методические ошибки и недостатки, например, несоблюдение тех или иных принципов обучения; - недостаточное знание учеников учителем; - отсутствие необходимого внимания к ученикам, отстающим в учебе, со стороны школы. Охарактеризованные выше профилактические, диагностические и терапевтические процедуры тесно связаны с устранением перечисленных групп причин.

15 слайд

Описание слайда:

Средства предупреждения, касающиеся педагогических причин неудач: методические ошибки <------> педагогическая профилактика незнание учеников <------> педагогическая диагностика отсутствие помощи со стороны школы <------> педагогическая отстающим терапия Из схемы следует, что, хотя учитель имеет возможность устранить школьные неудачи, эта возможность ограничена. За пределами влияния учителя находятся причины социально - экономического и биопсихилогического характера, воздействие которых на качество знаний учащихся бесспорно.

16 слайд

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА: Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников.// Сов. педагогика. 1972, 1. 2. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978, с. 41-44. 3. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М: знание, 1982. 4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986, с.283-307. 5. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М: Знание, 1980, с.42- 46, 50-51, 62-65, 68-73. 6. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: 1976, с.51-64. 7. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: Знание, 1989. 8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: 1979.

МОУ «Мийнальская Средняя Общеобразовательная Школа»

Исследовательская работа на тему:

Выполнил: Мельцов Максим,

ученик пятого класса

п. Мийнала, 2008г.

Введение.

Глава 1. Что такое школьные неудачи и с чем они связаны.

§1. Понятие школьной неудачи и ее причины.

§2. Типы школьных неудач.

§3. Когда возникают школьные неудачи?

Глава 2. Школьные неудачи в МОУ «Мийнальская СОШ».

§2. Результаты опроса школьников.

§3. Результаты опроса преподавателей.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Современные дети проводят в школе большую часть своего времени, в школе испытывают первые радости успеха и первые разочарования от неудач. Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям,- но больше всех страдает ребенок.

Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни учитель, ни родители внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания, и неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст; что-то - на воспитание; что-то - на нежелание. Так упускается очень важный момент - начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью... Именно в этот момент родители и учителя должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его.

К сожалению, большинство детей в школе плохо учится. Для многих из них неуспеваемость предопределена и абсолютна. По статистике, около 40% учащихся средних школ из-за неуспеваемости выбывают до окончания обучения. Детей, которых педагоги согласились «продвигать» из класса в класс больше, чем сообщают официальные данные. Многие специалисты полагают, что школьные неудачи и неуспеваемость – синонимы. Правоту этого мнения мы намерены выяснить в данной работе.

Существует мнение, что в сельских школах неуспеваемость школьников, а, следовательно, неудачи, выше, а качество знаний в целом ниже. В данной работе мы намерены выяснить, что подразумевают средние и старшие школьники, а также преподаватели нашей школы под школьными неудачами. А также выяснить, часто ли школьники Мийнальской школы сталкиваются с неудачами в школе, как к ним относятся и с чем их связывают. На основании полученных данных мы намерены дать практические рекомендации как избежать школьных неудач. Учитывая все вышесказанное, работа кажется нам актуальной.

Программа исследования

Цель исследования – выяснить, что такое школьные неудачи, с чем они связаны, и можно ли их избежать.

Задачи исследования:

· Собрать теоретическую информацию по теме;

· Опросить учащихся 3-5, 10-11 классов и преподавателей Мийнальской школы;

· Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

Предмет исследования: школьные неудачи и отношение к ним.

Объект исследования: учащиеся 3-5, 10-11 классов и преподаватели МОУ «Мийнальская СОШ».

Методы исследования:

· Анализ и синтез информации;

· Беседа.

Гипотеза исследования:

Часть 1. Что такое школьные неудачи и с чем они связаны

§1. Понятие школьной неудачи и ее причины.

Толковый словарь Ушакова дает следующее определение неудачи: «Неудача – отсутствие удачи, неуспех». Что такое неуспех для школьника? Как показывают социологические исследования , большинство детей и подростков связывают свои удачи или неудачи с успехами в обучении, поскольку школа – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени, а учеба является основной его деятельностью. И именно успех или неуспех в этой деятельности определяет его социальный статус.

Итак, исследователи считают, что для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.

Почему же дети так плохо учатся?

· Одни отстают, потому что боятся. Боятся сделать ошибку, или боятся выступать с ответами пред классом, не говоря уже о больших аудиториях. Больше всего дети боятся подвести, разочаровать или рассердить окружающих их взрослых, чьи безграничные надежды висят над ними подобно туче; а также боятся показаться глупыми.

· Другие – потому что испытывают скуку. Детям скучно, потому что школьные предметы преподаются им серо и обыденно. Преподаватели не имеют возможности выйти за рамки ограниченных требований на широкий спектр ума и способностей школьников, найти к каждому индивидуальный подход;

· Третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Дети сбиты с толку, потому что в обрушивающихся на них в школе словах мало смысла и практического толка. Высказывания нередко противоречат друг другу, и знания, полученные в школе, вряд ли могут что-то добавить к пониманию окружающей их жизни.

· Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два – три года своей жизни. Проще говоря, современные школьники не умеют учиться, не могут правильно организовать свое время;

Какие бы результаты ни показывали школьные оценки, совершенно очевидно, что ученики усваивают очень мало из того, чему их учат. Они усваивают, запоминают и используют только то, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 7 до 12 лет, к пятнадцатилетнему возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит уверенность в том, что он не в состоянии решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся меньше.

Школьные трудности имеют свойство накапливаться. Ребенок, привыкший быть неуспевающим, автоматически переносит свой неуспех с действительно трудного предмета на все остальные.

Процесс увеличения неудач можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно помочь на любом этапе обучения, главное – не упустить время.

§2. Типы школьных неудач.

Обычно рассматривают 3 основных типа школьных неудач:
1) Знаниевый. Это неуспешность в обучении по школьным программам, то есть хроническая неуспеваемость. При этом типе неудач у школьника отсутствуют прочные знания и учебные навыки.

2) Личностный. Этот тип неудач связан с негативным отношением ребенка к школе в целом, или к отдельным предметам. Большую роль здесь также играют отношения с учителем. Как правило, если ребенку не нравится учитель (или учителю – ребенок), то по этому предмету школьник успевает хуже, чем по остальным, или не успевает вообще.

3) Поведенческий. Этот тип неудачи тесно связан с постоянными нарушениями дисциплины в школе. Вспомним, почти все школьные хулиганы плохо учатся.

Как уже говорилось, школьные неудачи – явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента. Преобладание того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и развития ученика, а с другой – от причин, которые вызвали неудачу.

§3. Когда возникают школьные неудачи?

В школе неудачи возникают как в связи с задачами, встающими в процессе обучения, так и в связи с отношениями ученика с учителями и ровесниками.

1. Трудные задания и требования, предъявляемые к ученикам . В процессе школьного обучения дети и подростки должны постоянно выполнять новые задания, что связано с рядом трудностей. В норме, при получении трудного задания, ученик несколько раз прочитывает его, долго анализирует, становится более внимательным и осторожным. В этом случае решение трудной задачи возможно.

Но когда задачи слишком трудны для данного ученика, и его усилия не приводят к цели, ребенок испытывает отчаяние, следствием которого будет либо агрессия (по отношению к задаче, учителю, себе самому), либо отказ от деятельности и чувство вины.

Несмотря на одинаковые требования, задачи, предлагаемые ученикам, не являются для них одинаково трудными – вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Это зависит от их способностей, уровня развития и т. д.

Следовательно, при постановке ребенку задач и требований следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям. Слишком легкие задания не вызывают интереса, а слишком трудные - ставят в тупик. Часто повторяющийся неуспех вызывает отрицательное отношение к учебным предметам. Как показывают исследования, это часто приводит к понижению уровня умственной деятельности и даже к замедлению развития в данной области. В случае если ученик подвергается еще и многостороннему социальному давлению (со стороны учителя, родителей, товарищей и т. д.), невозможность преодолеть это отставание может стать причиной психического срыва.

2. Наказания, выговоры и конфликты с учителями . В школе используются различные оценки - позитивные (награды, похвалы и т. п.), когда необходимо закрепить необходимое поведение или отношение, и негативные (наказания, упреки, замечания), если нужно устранить нежелательные формы поведения. Эмоциональные реакции учеников на наказания и выговоры существенно различаются. В основе этих различий лежат многие причины, и одной из них может быть индивидуальный уровень чувствительности.

Ситуация наказания - это, как правило, трудная ситуация, на которую ребенок отвечает негативными эмоциями (страхом, стыдом, обидой, гневом). Слишком частое и строгое наказание неизбежно приводит к тому, что школьник перестает верить в свои силы и неудачи появляются снова и снова.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что в школьных неудачах виновато само общество и существующая система образования, которая неспособна предоставить каждому ребенку возможность развиваться своим собственным путем. Большинство преподавателей не имеют возможности (а зачастую и желания) найти индивидуальный подход к каждому.

В ходе нашего исследования мы намерены выяснить, что понимают под школьными неудачами школьники и преподаватели нашей школы, узнать, с чем они связывают эти неудачи, и считают ли, что их можно избежать, или снизить.

Глава 2. Школьные неудачи в МОУ «Мийнальская СОШ»

Как уже говорилось в предыдущей главе, проблема школьных неудач является очень актуальной. Большинство исследователей сходится во мнении, что школьные неудачи и школьная неуспеваемость – одно и то же.

Мы предположили следующее:

1. Для учащихся 3-5 и 10-11 классов МОУ «Мийнальская СОШ» школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же;

2. Более половины опрошенных школьников нашего ОУ постоянно сталкиваются с неудачами в школе.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть эти гипотезы, нам нужно выяснить: что понимают под школьными неудачами учащиеся и преподаватели нашей школы, и как они к ним относятся. С целью выяснить это, нами был проведен опрос учащихся 3-5 и 10-11 классов и преподавателей школы.

Всего в опросе принимали участие 37 школьников, что составляет 48% от общего количества учащихся.

Мы сделали именно такой выбор опрошенных школьников (3-5 и 10-11 классы) для того, чтобы сравнить мнение младших и средних школьников по этому вопросу и мнение старшеклассников.

Школьникам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что для тебя неудача?

2. Часто ли ты сталкиваешься с неудачами в школе?

3. Как родители относятся к твоим неудачам?

4. Как ты сам относишься к своим неудачам?

5. Кто виноват в твоих неудачах?

6. Как ты думаешь, можно ли избежать неудач? Если да, то как?

По нашему мнению, такие вопросы помогут подтвердить или опровергнуть наши предположения, а также выяснить, что или кто служит причиной неудач и можно ли их избежать.

Также нам было интересно сравнить, отличается ли взгляд преподавателей на школьные неудачи от взгляда школьников. В опросе принимали участие 15 преподавателей (78%). Вопросы, предложенные преподавателям, звучали так:

1. Что, по-вашему, детская неудача?

2. Как вы относитесь к неудачам своих учеников?

3. Вы помогаете ученикам избежать неудач? Если да, то как?

4. Как вы думаете, кто виноват в детских неудачах?

§2. Результаты опроса школьников.

На вопрос «Что для тебя неудача?», у школьников 3-5 классов мы получили следующие ответы:

75% опрошенных школьников считают неудачей неуспеваемость в школе;

15% - проблемы с родителями и учителями;

10% опрошенных школьников затрудняются с ответом.

Таким образом, большая часть опрошенных школьников этого возраста действительно считают, что школьная неудача и неуспеваемость – одно и тоже. У 15% неудачи связаны именно с конфликтами в школе, это то, о чем мы упоминали в §3 Главы 1. 10% школьников, которые затруднились с ответом, возможно, никогда над такими вопросами не задумывались.

На вопрос «Часто ли сталкиваешься с неудачами в школе?» 50% опрошенных этого возраста ответили, что часто, 25% не испытывают неудач в школе, и 25% опрошенных сталкиваются с неудачами в учебе время от времени. Интересным является то, что 50% опрошенных сказали, что сталкиваются с неудачами в обучении часто, в то время как по школьным данным, в этих классах не успевает только 4,7% школьников. Возможно, такие ответы связаны с тем, что, говоря о трудностях в учебе, школьники не имеют в виду двойки.

Интересно, что 100% опрошенных в 3-5 классах в своих неудачах в школе винят только себя. Здесь возможно два варианта: во-первых, в этом возрасте для школьников очень важно мнение учителя, они не сомневаются в его словах; во-вторых, возможно при опросе школьники не захотели называть настоящих причин.

Положительным является тот факт, что 100% опрошенных в 3-5 классах считают, что неудач в учебе можно избежать.

Мы также опросили старшеклассников, чтобы сравнить их мнение с мнением более младших школьников. И получили следующие результаты:

50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками;

31,25% учеников 10-11 класса вообще не связывают свои неудачи со школой;

И только 18,75% старшеклассников нашей школы считают, что школьная неудача – это неуспеваемость.

Как видно, эти результаты сильно отличаются от мнения учеников 3-5 классов. Скорее всего, это связано с тем, что для старшеклассников важнее не учеба, а отношения со сверстниками.

56,25% старшеклассников сталкиваются с неудачами в школе редко.

И 43,75% учеников сталкиваются с неудачами в школе время от времени.

Следует отметить, что никто из опрошенных старшеклассников не сказал, что вообще не сталкивается с неудачами в школе. В то время как такой ответ дали 25% учеников 3-5 классов.

На вопрос «Кто виноват в твоих неудачах?» 87,5% учеников 10-11 классов ответили, что они сами, поскольку сами несут за себя ответственность. И 12,5% затруднились с ответом. Если ученики 3-5 классов, возможно, не хотят называть истинные причины, то учащиеся 10-11 классов винят себя, поскольку более сознательны и хотят сами за все отвечать.

87,5% старшеклассников считают, что неудач можно избежать, 12,5% считают, что неудачи неизбежны.

Таблица 1. Отношение к детским неудачам

Школьники

3-5 классов

Школьники

10-11 классов

Родители

(со слов учеников)

60% школьников сильно переживают неудачи и пытаются их исправить;

40% опрошенных учеников неудачи в учебе не заботят;

· Помогать школьникам ладить друг с другом.

· Осуществлять поддержку плохо успевающих школьников;

Поскольку практически все учащиеся и преподаватели нашей школы уверены, что детских неудач можно избежать, проблема школьных неудач кажется нам вполне решаемой.

Результаты нашего исследования показали, что большинство опрошенных учеников нашей школы связывают школьные неудачи с неуспеваемостью. Поскольку все опрошенные школьники и преподаватели полагают, что школьных неудач можно избежать, проблема низкой школьной успеваемости кажется нам решаемой.

Мы изучили литературу по теме и на ее основании можем дать следующие рекомендации, как избежать, или хотя бы снизить школьные неудачи:

1. Наш опрос показал, что целых 50% учеников 3-5 классов сталкиваются с неудачами в школе. Это значит, что самое важное – как можно раньше понять, что ребенок столкнулся с неудачей и помочь ему. Чтобы ребенок рассказал о своей неудаче, с ним нужно наладить добрые отношения.

2. Психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен ребенок решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится...». Следовательно, таких детей нужно подбадривать и поддерживать, подбирать задания, в которых они могут проявить себя.

3. Многие школьники просто не умеют учиться, то есть не знают, как лучше выполнять то, или иное задание. Значит, перед каждым новым заданием детям нужно четко объяснять, что нужно сделать, чтобы его решить.

5. Поскольку 90% родителей готовы поддержать своего ребенка и 100% учителей тоже готовы сделать это, школа должна наладить тесный контакт с семьями учеников, чтобы удвоить усилия.

Мы уже упоминали, что каждый плохо успевающий ученик затрудняется по-своему, и двух абсолютно одинаковых проблем не существует, то самая главная рекомендация состоит в том, что каждому в школе нужен индивидуальный подход, основанный на особенностях именно данного ученика.

Заключение

В этой работе мы рассматривали очень актуальную проблему для современных школьников – проблему школьных неудач. Об этой проблеме много говорят и пишут, большинство исследователей сходятся во мнении, что школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же.

Нам было интересно узнать, что думают по этому поводу учащиеся и учителя нашей школы. Для того, чтобы это выяснить, мы провели опрос, в котором участвовало около половины учеников нашей школы. В ходе опроса мы выяснили, что действительно 75% учеников 3-5 классов считают школьной неудачей неуспеваемость. Нас беспокоит тот факт, что 50% школьников в этих классах сталкиваются со школьными неудачами часто. 50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками, 31,25% учеников 10-11 класса вообще не связывают свои неудачи со школой. Таким образом, наши гипотезы частично подтвердились.

Обнадеживает тот факт, что практически все опрошенные школьники и преподаватели считают, что школьных неудач можно избежать. Главная рекомендация в этом случае – найти индивидуальный подход к каждому школьнику, а для этого – наладить доверительные отношения с каждым. И тогда школа без неудачников станет реальностью.

Список использованной литературы

1. Изосимова Н. Школа без неудачников. – Прогресс., - М., 1991г.

3. Холт Дж. Причины детских неудач. – СПб., Кристалл 1996г.

5. www. truant. *****

6. www. tspu. *****

Природные инстинкты заставляют нас быть тут как тут в любой сложный момент жизни наших детей. Но всегда ли стоит это делать? Мы все хотим, чтобы наши дети были «молодцами»: хорошо учились в школе, поступили в хороший институт, сделали хорошую карьеру. Но в этом желании мы не различаем, где оказываем помощь, а где - медвежью услугу.

Медвежья услуга:

  • это вы, да-да, вот вы, мчитесь в школу , чтобы принести забытый ребенком на столе обед или домашнее задание
  • беретесь за карандаш и торопливо допиливаете оставшиеся задания по математике, потому что ребенку уже пора спать
  • сами на скорую руку делаете все те школьные творческие задания, где нужно вырезать, написать, приклеить и сшить, подписывая их именем своего ребенка

Но добиваться успеха за своих детей - это не то же самое, когда дети добиваются успеха сами. Неудачи делают детей сильными и менее восприимчивыми, и только личный опыт может научить их правильной реакции на то, что неудачи происходят, что мир не идеален и как с этим быть.

Каждый синяк во время тренировки - это минус один синяк в реальном бою. Дело в том, что так не бывает, что все удается. И для детей весьма полезно получать опыт неудач, но не в действительно важных вещах, конечно. Дайте возможность попрактиковаться в «провалах», это научит их не , делать выводы, корректировать поступки и понимать свои эмоции, управлять ими.

Позитивно реагируя на неудачу, дети должны признавать свои ошибки (по собственному желанию, а не под прицелом разъяренного родительского взгляда). Куча всяких исследований проводились различными учеными на тему, известную как «теория атрибуции». Исходя из этих исследований, была подтверждена идея о том, что ребенок, который признался в получении плохой , обещает гораздо лучшие результаты в учебе, нежели ребенок, который заявил, что его домашку съела собака. На этом основывается и система успеваемости, которая напрямую зависит от возможностей ребенка совершать ошибки, испытывать неудачи и при этом а) быть искренним и честным, признавая свои ошибки, и б) учиться исправлять и переживать их как урок, а не как драму всей жизни.

Для того, чтобы научить ребенка справляться с неудачами, нужно, прежде всего, отказаться от собственных завышенных требований к нему.

В хрестоматии всех родителей «Общаться с ребенком. Как?» Юлия Гиппенрейтер как раз по этому поводу пишет: «Бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше изменить что-то вне его, в данном случае — свои ожидания. Например, невозможно для пятилетнего мальчика долго стоять в очереди на одном месте. У всех родителей есть ожидания относительно того, что уже может или уже должен делать их ребенок и что он делать не должен. Если ожидания завышены, результатом становятся отрицательные переживания родителей. Сказанное не означает, что мы не должны «поднимать планку» для ребенка, т.е. воспитывать в нем практический ум, ответственность, послушание. Это необходимо делать в любом возрасте. Но планку нельзя ставить слишком высоко. А главное - проследить за своей реакцией. Знание того, что ребенок осваивает новую высоту, и осечки неизбежны, может значительно прибавить вам терпимости и позволит спокойнее относиться к его неудачам».

Далее необходимо провести границу : где вы еще ребенку, а где вы уже не вмешиваетесь в процесс приобретения им собственного опыта. Опять-таки слова Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: 1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. Правила 1 и 2 не противоречат друг другу, а просто относятся к разным ситуациям. В ситуациях, где применимо Правило 1, ребенок о помощи не просит и даже протестует, когда ее оказывают. Правило 2 используют, если ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что он «не знает как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач. Любое из этих проявлений — сигнал о том, что ему необходимо помочь. Давай вместе: очень хорошо начать с этих слов. Эти волшебные слова откроют ребенку дверь в мир новых умений, знаний, увлечений».

Будьте примером для своих детей. Родители часто полностью ограждают ребенка от какой-либо информации о жизни : финансовой, бытовой, отношений с родственниками, своей работы, создавая вокруг ребенка мир всегда счастливых и беспроблемных папы и мамы. Иногда же, наоборот, излишне посвящают ребенка в проблемы семьи, обсуждая при нем какие-то неурядицы, горестно вздыхая и всем своим видом выказывая недовольство «серостью бытия». Не сваливайте на ребенка взрослые проблемы, но и не делайте счастливое лицо при плохой игре: будьте искренни и оптимистичны в своих суждениях и поступках. «Нет уж, на магистратуру я точно не пойду, - сказала одна талантливая студентка профессору. - Мой отец всегда столько жаловался и был так несчастен, пока не получил это звание… Я в жизни не соглашусь на это» .

Воспитание позитивного настроя - это когда ребенок провалил тест или плохо написал контрольную, а вы, вместо осуждения, вместе разберетесь с результатами этой работы. И, прежде всего, обратите внимание ребенка на те сложные примеры, которые ему удалось решить правильно и самостоятельно! Ну а дальше - дело за усердием в учебе, которое, возможно, не скоро будет отмечено хорошей оценкой, но станет все же заметнее на практике.

Акцент на сильные стороны ребенка - лучшее «лекарство» от неудач. Миссия каждого родителя - помочь ребенку раскрыть его сильные стороны, даже если они лежат где-то за пределами школьной программы. Представьте, как вы себя чувствовали, если бы в течение рабочего дня вам постоянно приходилось сосредотачиваться на своих слабых сторонах. Вы вряд ли чувствовали бы себя мотивированными, так же и с детьми. Предоставьте им возможность быть успешными: детальнее об этом вы можете прочитать в нашем материале « ».