А. Гладкий        16.05.2020   

Техника образного мышления. Развитие образного мышления. Образное мышление. Младшая школа


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, », «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

  • Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.
  • НЛП вводит понятие репрезентативная система , которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.
  • См. также

    Образное мышление - мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного. Противопоставляется без-Образному мышлению.

    Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность человека , людей (сообщества). Способен формировать характеры , манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам . Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, замысел жизни, своё предназначение в мире, своеобразный культурный автопортрет.

    • Образное восприятие

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Образное мышление" в других словарях:

      ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - см. Мышление образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …

      образное мышление - <...> мышление, совершающееся в форме связи и сочетания образов. Образное мышление – конкретное мышление, свойственное ребенку раннего возраста и вообще на примитивных ступенях развития, образное мышление является главной формой мышления.… … Словарь Л.С. Выготского

      Образное мышление - процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения наглядно действенного,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Образное мышление - вид мыслительного процесса, в котором используются образы … Психология человека: словарь терминов

      Совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно… … Википедия

      наглядно-образное мышление - Категория. Форма мышления. Специфика. Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно действенного мышления, данный вид … Большая психологическая энциклопедия

      БЕЗ-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - см. Мышление без образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

      Наглядно образное мышление мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта … Психологический словарь

      Наглядно-образное мышление - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета … Словарь-справочник по педагогической психологии

      Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.

    Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.

    Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.

    Как мы используем образное мышление?

    Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:

    1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.

    2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно. Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию). Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?

    3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.

    Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде. Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь. Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.

    Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».

    Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.

    Развитие образного мышления

    Как же развить образное мышление?

    Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

    — Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

    — Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

    — Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

    Образное мышление у детей

    Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.

    Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.

    Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?

    1. Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.

    2. Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.

    3. Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.

    4. Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.

    5. Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.

    6. Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?

    Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.

    Образное мышление у взрослых

    Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.

    Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию. Помогают в этом и развивающие тренажёры . Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и игры для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.

    Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

    Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!

    Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку

    Смирнова Ольга Леонидовна

    Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

    Написано статей

    Человек в своем сознании постоянно создает модель мира, во время чего мозг активен и принимает формы, называемые наглядно-действенным или образным мышлением. Наука дает этому свое объяснение: это основной вид мыслительных процессов человека со времен первобытного общества, особенность которого состоит в том, что оно связано с решением практических задач. Благодаря такому типу мышления человек осознает потребность выполнить какое-либо действие, например, купить продукты или сделать зарядку.

    У каждого формируется своя картина (или модель) мира. Благодаря активности клеток головного мозга человек получает знание об окружающем мире и своем существовании. Он совершает практическую деятельность по изменению действительности, используя наглядно-действенное мышление.

    Мыслительная способность человека, развиваясь, проходит три этапа, от которых зависит тип мышления:

    1. Наглядно-действенное.
    2. Наглядно-образное.
    3. Словесно-логическое.

    Действенное помогает решать необходимые задачи с помощью рук (дотрагиваясь до предмета): взять, перенести, построить, высыпать, разломать и т.д. Особенно важно для младенцев и детей постарше (1-3 года) улучшать мелкую моторику пальцев. Это имеет связь с формированием сознания. Поэтому первый этап в развитии – запустить наглядно-действенное мышление.

    Данный тип считается основным и активно применяется малышами. Это движения без участия речи, они совершаются с помощью действий в отношении предметов, находящихся в данный момент в поле зрения малыша.

    Тип мышления в разных источниках имеет такие определения: элементарное, базовое, простейшее, низшее. Его признаки заметны даже у животных.

    Особенность – тесная связь мыслительных процессов с выполняемыми действиями. Ребенок, многократно играя с одним и тем же предметом, постепенно раскрывает его внутренние характеристики и особенности. Маленький человек развивает навыки, действуя «по образцу». Таким образом, предмет в руках крохи является способом познания окружающего мира.

    Процесс формирования мышления

    Ребенок от рождения и примерно до трех лет открывает для себя мир, видя и трогая находящиеся вокруг предметы. Младенцам интересно абсолютно все – от глаз мамы до пушистого кота. Но мало только видеть – им нужно потрогать вещи, находящиеся вблизи. Таким образом, с помощью осязания они начинают понимать, что – мокрое, а что – сухое, что – гладкое, а что – шершавое.

    Чтобы понять, какой это предмет, малыш должен его потрогать, часто даже попробовать на вкус. Так он готовится к мыслительной деятельности. В желании понять особенности той или иной игрушки ребенок доходит до мысли, что пытается узнать, как она устроена, что у нее внутри. В результате игрушка часто ломается. Неправы родители, кто в таких случаях ругает ребенка. По сути, в этом действии малыша кроется желание познавать мир, это первый этап в развитии исследовательской деятельности.

    Мыслительные процессы, происходящие в мозге маленького ребенка в этот период, отличаются от тех же процессов у взрослого. Основная разница – переход ребенка к активным действиям в попытке решить какую-либо проблему. Взрослый же человек вначале осознает, как и что нужно делать.

    Примеры наглядно действенного мышления: ребенок хочет достать игрушку, которая лежит в шкафу на верхней полке. Из-за небольшого роста он не может дотянуться. Что делает малыш? Он берет стульчик, подставляет к шкафу, залазит и достает игрушку. Такие действия характерны для ребенка 2 – 3-летнего возраста.

    Дети постарше (в 5 лет) могут в своем сознании сформировать предварительную картину этого действия, где предугадывают результат. Они «рисуют» в воображении, что будет, если стул, например, зашатается. Возможный результат действий заставит малыша быть осторожнее или позвать взрослых. Это уже наглядно-образное мышление.

    Оно более сложное. В период его развития малыш представляет, что будет после того, как он произведет определенные действия. Это значимый этап в развитии мозговой деятельности человека (особенно дошкольника), который необходим в процессе дальнейшего обучения, ведь познать любую науку – это уметь мыслить.

    Высшая форма развития процессов мышления – словесно-логическое. Его особенности:

    • основывается на базе языковых средств;
    • используются понятия;
    • применяются логические конструкции;
    • характеризует поздний этап развития мышления человека.

    Словесно-логическое мышление – это умение мыслить с помощью понятий, которые выражаются в речи. Когда малыш произносит какое-то слово, перед его внутренним взором появляется конкретный предмет. Например, при слове «кот» в представлении возникает именно то животное, которое он видел (в книге или дома). Со временем малыш научится обобщать все предметы.

    Как мыслят взрослые

    Поскольку с наглядно-действенного мышления начинается процесс развития мыслительной деятельности человека, есть мнение, что для взрослых это неактуально. Но взрослый человек в процессе своей жизни постоянно обращается к этому типу мозговой активности. В некоторых видах деятельности это умение играет важную роль, например, в конструировании, механике, при проведении дизайнерских или строительных работ. Мышление здесь необходимо для реализации способностей разбираться в функционировании сложных механизмов и видеть, к какому результату это приведет.

    Для решения конкретной задачи взрослый совершает действия с предметами в нужной последовательности. Зная, для чего предназначен молоток, человек без труда сможет при необходимости воспользоваться этим инструментом.

    Есть такое выражение – ручной интеллект. Это знание о предназначении разных предметов и умение ими управлять. И хотя у взрослого человека в той или иной степени развиты все формы мышления, для некоторых видов деятельности на первом месте стоит наглядно-действенное.

    Чаще им обладают мастера ручного труда:

    • сантехники;
    • инженеры-механики;
    • слесари;
    • маляры;
    • каменщики и др.

    Но не менее важно наглядно-действенное мышление для ученых и изобретателей.

    В разных видах работ нужно уметь пользоваться орудиями труда, а также иметь более глубокие знания нюансов профессии. Например, плотник должен не просто забивать гвозди, но и рассчитать:

    • места скрепления деталей;
    • количество гвоздей;
    • размер досок и т.д.

    Кроме того, он должен ясно представлять, что получится в результате.

    Таким образом, в жизни взрослого человека нет четкого разграничения между типами мышления. Он использует в разных ситуациях различные способности. Производя действия, человек представляет результат, составляет план и логически связывает понятия. В зависимости от характера работы и ее итога один вид мышления будет преобладать над другими. Все они взаимосвязаны между собой и одинаково важны.

    "Как странно выглядят мечты, когда они становятся реальностью"

    Одной из граней образного мышления является чувственное знание или говоря языком парапсихологов эмпатийное восприятие*. Критерием возврата человека к образному мышлению является умение мыслить методом озарения. Это метод мысленного погружения в проблему, при котором ответ приходит мгновенно, как озарение. Он именно приходит, выстреливает из подсознания . Возникает внутреннее состояние радости - вот оно, теперь все понятно. Ответ приходит сам. Например, тот же Менделеев именно таким способом и открыл таблицу элементов. А люди, которые могут мгновенно перемножить любые числа? В таких случаях и работает образное мышление, которое обычно сопровождается чувством эмоционального накала. Человек внутренне проводит какую-то работу, он погружается в проблему, и затем выстреливает ответ. Еще его называют методом погружения.

    /*Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним./

    Получается, что человек, который раскрывает в себе образное мышление, начинает по-другому решать поставленные перед ним задачи. Механизмы решения задач также могут эволюционировать или деградировать в зависимости от роста человека или его упадка.

    Люди, которые постарше, наверняка помнят, что в школе они не заучивали таблицу сложения. Они понимали принцип, как можно их сложить. Сейчас в школах учат не только таблицы умножения, но и таблицы сложения. Они просто зазубривают готовые ответы. Безусловно это показатель деградации.


    И еще, лингвисты хорошо знают, что английский язык абсолютно пустой . Он не вызывает в сознании человека образов. Его иногда называют языком искусственным или знаковым. Всего-навсего отражение материального в неведомо откуда взявшемся звуке, где звук далёк от того, что он отражает. Возьмём звуковое значение принятия пищи, по-русски: еда, пища, харч, хавчик, жор, есть и другие звуковые обозначения этого процесса. А в английском? Одно слово “фуд” . Или: я тебя люблю, тебя люблю я, да люблю я тебя! А в английском: I love you . Всё, больше ничего и никак иначе. Только знак, никакой образно-временной наполненности.

    Поэтому честные учёные из Израиля прямо заявили, что русский язык развивает не только левое полушарие головного мозга, но и правое. Потому что он создаёт образы, а другие европейские языки на это не способны.

    Самый же отсталый из европейских языков - это английский. Единственное, что он способен развить, так это память и левое полушарие головного мозга. Вот и ответ, почему самый примитивный из европейских языков так стремительно навязывается всему миру. Но это так, к слову о лингвистике.

    Поэтому разумно предположить, что у наших пращуров было больше механизмов решения поставленных задач. Допустим человек искал ответ на поставленный вопрос. Он погружался в этот вопрос. По сути, он соединял два образа: образ себя на данный момент, и образ ситуации, в которой он оказался. А дальше синтезируя два эти образа на чувственном уровне, ему методом озарения приходил ответ наиболее оптимального решения. Или человек занимался выбором правильного действия из веера возможных решений. Он брал образ себя, образ ситуации и дальше образ возможного решения . Синтезировав три этих образа, он получал ответ того, к чему это приведет. То есть что будет, если человек сделает такой выбор. И сейчас многие люди так делают, особенно те, у кого не так сильно развито левое полушарие (структурно-логическое мышление, абстрактное) по сравнению с правым полушарием (чувственно-эмоциональное, интуитивное, связь с информационным полем Вселенной). Происходит считывание образом моделирования событий, образом выбора вектора дальнейшего движения.

    Стоит отметить, что левополушарная и правополушарная работы не противопоставлены друг другу вообще никак. Распространенное суждение гласит, что левое полушарие отвечает за структурно-логическое мышление, за логико-математический анализ, а правое полушарие за образно-чувственное.

    *Современная система образования утверждает, что направлена на то, чтобы гипертрофировать левое полушарие и при этом как-то ограничить правое полушарие. Но мы видим, что для современных людей уже не доступны элементарные логические конструкции.

    Образная работа включается тогда, когда у человека в гармонии оба полушария. Мы опять видим троичность . И обосновать это достаточно легко. Как включается метод погружения? Мы начинаем думать, и искать логические взаимосвязи с изучаемым объектом. У нас включается левое полушарие. Но дальше, в процессе этой работы, идет определенная сонастройка с образом задачи. И благодаря этой сонастройке у нас активизируется правое полушарие. Мы начинаем чувствовать этот образ на уровне эмпатии сверхчувственного восприятия. Логика по-прежнему работает, но одновременно мы уже ищем ответ, чувствуя задачу. Вот тогда и выстреливает мыслеобраз ответа.

    Еще одним способом образного мышления, но более низкого порядка, является разговорная речь.

    Вы никогда не задумывались над тем, как в вашей голове возникают слова? По большому счету они возникают спонтанно. Мы формируем в голове образ той мысли, которую хотим донести, и она изливается в виде предложения. Если бы мы задумывались над каждым словом, мы не смогли бы так быстро говорить. Как только мы начинаем подбирать слова, речь становится прерывистой. На этой основе и появилась наука, изучающая психологию человека по его речи. Или, к примеру, в голове возникает образ зебры, и мы сразу же понимаем, что это полосатое парнокопытное. Если слово неизвестно - не возникает ничего. Можно сказать, что это память, но ни один современный компьютер не сможет так быстро подобрать то описание, которое как озарение возникает в нашей голове. Да и где там может все это уместиться? Мы не ищем ответ, мы его сразу получаем. Подумайте над этим.

    Понять, какое полушарие у вас развито больше поможет простое упражнение. Сложите, не задумываясь, пальцы рук в замок. В зависимости от того, палец какой руки окажется сверху, то противоположное полушарие у вас и более развито. Если сверху палец левой руки, то более развито правое полушарие.
    Теперь сложите пальцы рук так, чтобы сверху оказался палец другой руки. Чем большее неудобство для вас доставляет эта процедура, тем больше разница в развитии полушарий головного мозга. В таком случае вам необходимо отстающее полушарие подтягивать к более развитому, а не наоборот.

    Важно гармоничное развитие обоих полушарий . Именно поэтому в старину люди умели писать двумя руками, а воины умели сражаться сразу двумя мечами. Если ваш ребенок левша, не спешите переучивать его в правшу . Гораздо важнее просто научить его писать или держать молоток правой рукой также как и левой. Тогда вы получите гармоничную личность, а не личность с подавленной интуицией.

    Одной из задач, которую умели делать древние жрецы, было умение одновременно писать двумя руками в двух тетрадках тексты на две темы. Именно это нашло свое отражение в легендах о Цезаре в том, что он умел одновременно решать несколько задач. Отсюда же и ведическое понятие дважды рожденных.

    Да и мужчина и женщина, по сути, являются половинками чего-то единого, хотя и находящегося на другом плане мироздания. Все по образу и подобию, как вверху, так и внизу.

    Поэтому образное мышление - это мышление методом озарения . Обычно погружение происходит через левое полушарие. Мы осмысляем, думаем, пытаемся логически выявить закономерности. Дальше через концентрацию происходит активизация правого полушария, человек начинает чувствовать задачу. И когда они выравниваются, происходит озарение, выстреливается готовый мыслеобраз ответа, который мы просто считываем. Это можно сравнить с буквицей Ижеи, с образом потока. Человек входит как бы в поток. Между полушариями появляется поток, который и считывается умом. Вхождение в поток является следствием и приятным побочным эффектом выравнивания пропорционального соотношения активации полушарий головного мозга. Теперь понятно, почему сознание сравнивается с потоком, а жизнь с движением?

    Когда мы работаем со слогами в буквице, что происходит? Мы берем слог, есть одна буквица со своим образом, есть и другая со своим образом. Дальше начинается логическая работа погружения в синтез этих двух образов, и их чувственное осознание. Мы берем две частности и выдаем синтезированный мыслеобраз общего. Говоря другими словами, мы делаем шаг левым полушарием, потом шаг правым, выравниваемся и выстреливает поток общего мыслеобраза. По сути, мы занимаемся свитием, в противовес развитию, синтез в противовес анализу.

    И еще. Образное мышление включает процесс разархивирования сжатой информации из энергоинформационного поля Нави,(Ноосфера) а образы - это ключи или принципы для извлечения информации из прошлого опыта мироздания. Этот опыт и называют Хрониками Акаши и энергоинформационным полем Нави.

    Путь развития необходим для того, чтобы находить уникальное, неповторимое в чем-то общем. А путь свития необходим для того, чтобы в уникальных вещах находить нечто общее. А говоря другими словами, происходит самосовершенствование через познание непознанного в самом себе. А теперь подумайте, в чем суть образного "противостояния" Белобога и Чернобога.

    ЭПИЛОГ

    Давайте рассмотрим один пример обратной связи образного мышления и математики. Мы упоминали при описании Буквицы, что одна грань образа буквицы I (Ижеи) тождественна силе тока. По сути вектор силы. Кроме этого мы знаем, что I=U/R, где, U - напряжение, вектор устремления электронов, сила за единицу пространства, R - сопротивление или инерция, равная массе за единицу времени, I - сила тока, количество электронов за единицу времени.

    Какую буквицу можно соотнести с устремлением и приближением к цели? Буквицу Укъ, пределом которой является буквица Оукъ. Теперь вспоминаем - чтобы включить поток, что нужно остановить, что этому сопротивляется? Правильно - мысль, мыслительный процесс нашего мозга. Получаем буквицу Мыслетѣ. К чему мы пришли? I=У/М. А если подставить числовые значения буквиц, мы получим: 10=400/40. Совпадение? Хорошо, давайте найдем мощность - Р=U·I или У·I=҂Д (4000) - усиление потока волей порождает действие высшего порядка. А сам поток можно получить усилив бытие (Есть) знанием (Вѣди) - I=В·Е.

    Конечно, логик скажет: I=М/Д, I=С/К, I=Ф/N и т. д. и т. п. Давайте вспомним, что означает деление по х"арийской арифметике: соотношение сфер влияния или отношение того, что вверху к тому, что внизу. И в данном случае это отношение порождает поток. Тогда М/Д - соотношение мыслей и дел порождает поток божественного света. С/К - соотношение озвученной мысли и соединения (наполнения) нескольких систем (объем) опять порождает вектор силы. Ф/N - соотношение значимости сути и воплошенного образа. Все результаты этих арифметических действий порождают различные виды движения.

    Если вы по-прежнему сомневаетесь, можно пойти еще дальше, утверждая, что имея дело с электрическим током, мы, по сути, имеем дело с механическими аспектами электричества и магнетизма, и феномен тока можно описать теми же математическими уравнениями, которые применяются к обычному движению в пространстве. Т е прийти к уравнению v=s/t, где v - скорость, s - пространство, t - время. Закон подобия в действии.

    Здесь уже уместно привести высказывание известного альтернативного физика Брюса ДеПальма:

    “Время, как проявление более глубокой и базовой силы - вот что нас заботит. Точка соприкосновения - инерция объектов связана с энергией времени, текущей через них”.

    Вспомнив квантовую теорию и приравняв пространство и время к единице, мы можем прийти к единице скорости считывания потока озарения в материальном мире. Как вы думаете, чему она равна? Сознание - это поток, поток - это электрический ток, электрический ток - это скорость нервных импульсов, нервные импульсы - это основа работы мозга. Что в их основе? Свет! Следовательно, естественная единица скорости в Явном или материальном мире равна скорости света, т е 2,9989 x 1010 см/сек. Округлив, мы получим 3 (Глаголи) - движение, истечение, направление, передача знания от истока. Хотя и без округления - достаточно интересное число. А через частоту света мы выходим на физические величины единиц пространства и времени.

    Величина тока измеряется количеством электронов (единиц пространства) за единицу времени. Единица пространства за единицу времени - это определение скорости, поэтому электрический ток - это скорость, т е движение. С математической точки зрения не важно, движется ли масса в пространстве или в массе движется пространство. Осталось только понять какой вид движения находится в основе. Подумайте над этим в терминах и образах свития и развития Вселенной.

    Понять все это чисто логически - бесполезная трата времени. Это можно только прочувствовать. Вот в этом и заключена вся суть образного мышления.

    Не засоряйте, чада молвь Родную, глаголом и наречиями чужого языка.
    В сердцах живут лишь словеса Родные, и мертвы для Души иные голоса.

    Немного волнительных фото-картин:

    Это и есть настоящий друг!