Здоровье        17.06.2020   

Железный столб индия. Столб из чистого железа. Столб Индры: технология создания — великая тайна

Железная колонна настолько крепко всажена в землю,

что пушечное ядро, запущенное в нее завоевателем

Надиром Шахом в 1739 г. не смогло ни повалить,

ни даже повредить ее, всего лишь оставив небольшую впадину.

Всего в получасе езды от центра индийской столицы, на одной из площадей, стоит железная колонна возрастом более полутора тысяч лет.

С давних времен стекались к ней толпы богомольцев - считалось, что кто прислонится спиной к колонне и обхватит ее руками, тот будет счастлив.

Колонна была воздвигнута в 415 г. в честь царя Чандрагупты II, скончавшегося в 413 г. Первоначально она находилась на востоке страны, была увенчана изображением священной птицы Гаруды и стояла перед храмом. В 1050 г. царь Ананг Пола перевез ее в Дели.

Колонна весит около 6,5 т, высота ее 7,3 м, диаметр у основания 41,6 см, у верха 29,5 см. Она изготовлена почти из чистого железа (99,720 % железа) и содержит лишь незначительные примеси, чем и объясняется ее коррозионная стойкость.

Гиды часто рассказывают легенды о ее исключительности. По одной из них для создания этого памятника была использована нержавеющая сталь. Однако анализ, сделанный индийским ученым Чедари, показывает, что делийская колонна не содержит легирующих элементов, приводящих к повышенной коррозионной стойкости.

Химический состав материала колонны:

Углерод - 0,08

Кремний - 0,046

Сера - 0,006

Фосфор - 0,114

Азот - 0,032

Железо - 99,722


Верхняя часть железной колонны в Дели,

Ученые из Технологического института Канпур обнаружили, что колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой и кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой. Ученые считают, что древние кузнецы не обладали уникальными знаниями химии сплавов, а подбирали состав железа опытным путем.

Древняя Индия вообще славилась искусством своих металлургов. Во многих древних храмах встречаются железные балки длиной до 6 м. Историки сообщают, что применявшиеся при сооружении египетских пирамид орудия из железа для обработки камня изготовляли в Южной Индии, которая вела оживленную торговлю с Римом, Египтом и Грецией. Индия настолько была известна на Востоке своими изделиями из стали, что у персов в разговоре о чем-нибудь излишнем и ненужном бытовала поговорка: «В Индию сталь возить».

Как же была изготовлена эта колонна?

Некоторые даже говорят, что современные металлурги до сих пор не научились делать ничего подобного. Это не так. В наши дни научились делать и нержавеющую сталь, и железо такой чистоты, какая и не снилась древним металлургам. И все-таки искусство древних мастеров достойно восхищения.

По вопросу о способе изготовления знаменитой колонны до сих пор нет единого мнения. Некоторые авторы заявляют, что она была отлита, что менее всего вероятно. Другие считают, что при выплавке «на глазок», как это бывало в древности, возможны очень большие отклонения в качестве металла. Вот, дескать, одним из таких исключений и могла быть колонна. Третьи предполагают, что колонна изготовлена путем сварки отдельных криц массой по 36 кг и последующей их проковки.

По мнению одного автора, древние металлурги для получения чистого железа растирали губку сварочного железа в порошок и просеивали его. А потом полученный чистый порошок железа нагревали до красного каления и под ударами молота его частицы слипались в одно целое — сейчас это называется методом порошковой металлургии. Из таких кусков железа, возможно, и слепили огромную колонну в Дели.

На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II.

Надпись на санскрите указывает, что колонна была изготовлена в правление Чандрагупты II (376-415), императора династии Гуптов, правивших большей частью северной Индии из Бихара.

Популярность среди европейцев железная колонна в Дели приобрела после работ английского востоковеда и индолога Александра Каннингема. Приведённые им ок. 150 лет назад сведения в настоящее время вызывают критику исследователей. Так, Каннингем утверждал, что высота колонны не менее 60 футов (18 м), а вес 17 тонн. Кроме того, из его описания следует, что колонна цельная, а не сварная. Эти домыслы подхватили историки, и даже более поздние научные исследования уже не могли поколебать их веру в чудесные свойства «вечной» колонны.

Аналогичная колонна ещё больших размеров, изготовленная в III веке, возвышается в индийском городе Дхар.

Пытливые ученые провели ряд исследований железных колонн в Дхар и Дели. Так, например, английскими учеными были взяты в качестве образцов мелкие кусочки металла колонн для проведения в Лондоне физико-химического анализа. По приезде в Лондон выяснилось, что - образцы покрылись ржавчиной. Вскоре шведский материаловед И.Вранглен с коллегами обнаружил на колонне зону сильной коррозии. Оказалось, что в районе заделки колонны в фундаменте она проржавела на глубину до 16 миллиметров по всему диаметру.

Ещё одним загадочным памятником древности является статуя Будды из Султанганжа, отлитая из чистой меди и весившая больше тонны. По мнению ученых, этой статуе не меньше 1500 лет и, до сих пор не существует никакого научного объяснения того, как древние индийский кузнецы смогли изготовить подобное произведение искусства.

Сейчас статуя медного Будды находится в Бирмингемском музее и художественной галерее, а табличка с её описанием гласит: «Статуя Будды, возраст которой составляет около 1500 лет, сохранилась практически неповреждённой, что делает её уникальной достопримечательностью в мире».

В Дели - исторический памятник, который очаровывает загадкой своего создания. Она сделана из железа, которое не ржавеет с момента его строительства - более 1600 лет назад. Несмотря на то что колонна находится на открытом воздухе, она по-прежнему остается крепкой, что является отличным подтверждением научных и технических знаний в древней Индии. Железный столб - одна из древнейших тайн мира, которую археологи и ученые-материаловеды все еще пытаются раскрыть.

Фото железной колонны в Дели в можете видеть в нашей статье.

Местонахождение

Описываемый объект расположен напротив мечети Кувват-уль Ислам в комплексе Кутб, где находится знаменитый минарет Кутб-Минар, в археологическом комплексе Мехраули в Дели.

Железная колонна величественно возвышается на высоту на 24 фута (7,2 м). Изготовлена древняя достопримечательность из 6 тонн практически чистого кованого железа.

Химический состав

Исследователи этого загадочного сооружения проводили химический анализ ее состава. В 1961 году выяснилось, что железо, используемое при строительстве колонны, имеет исключительную чистоту с очень низким содержанием углерода. Кроме того, ученые обнаружили, что металл, из которого она была изготовлена, не содержит серы или магния, но включает фосфор. На долю собственно железа приходится около 99,4 %. Среди примесей больше всего фосфора (0,114 %). Доля углерода составляет 0,08 %, что позволяет отнести материал к низкоуглеродистой стали. Другие примеси представлены в следующем количестве:

  • кремний - 0, 046 %;
  • азот - 0, 032 %;
  • сера - 0, 006 %.

Научные теории

Ученые, проводившие исследования в попытке раскрыть секрет железной колонны в Дели, пришли к ряду выводов. Все теории, выдвинутые для объяснения удивительной устойчивости сооружения к коррозии, подразделяются на две основные категории:

  1. Материальные факторы (эти версии выдвигают в основном индийские исследователи).
  2. Факторы окружающей среды (им отдают предпочтение иностранные ученые).

Считают, что багодаря высокому содержанию фосфора, на поверхности колонны образуется защитный слой, который, с одной стороны, предохраняет ее от коррозии, с другой - становится причиной ломкости металла (это хорошо заметно в том месте, где в колонну попало пушечное ядро).

По мнению других ученых, сами погодные условия в Дели предотвращают появление ржавчины. По их мнению, ключевым катализатором для ржавчины является влажность. В Дели климат сухой с малым количеством влаги. Ее содержание, в течение большей части года, не превышает 70 %. Это может быть причиной, обуславливающей отсутствие коррозии.

Индийские ученые из Технологического института в Канпуре в 2002 году провели тщательные исследования. В качестве причины отсутствия коррозии металла они назвали защитный слой, образованный кристаллическим фосфатом. Процесс его образования происходит при наличии циклов смачивания и сушки. Фактически, коррозийная стойкость этого уникального сооружения обусловлена его химическим составом и погодными условиями.

Кроме того, по мнению индийских ученых, в то время у кузнецов не было каких-либо особенных знаний о химии сплавов, а состав железа подбирался опытным путем.

Таким образом, эта теория предполагает, что существует взаимосвязь между обработкой, структурой и свойствами железа столба. На основе научного анализа было показано, что эти три фактора работают вместе, что обусловило формирование защитного пассивного слоя ржавчины на железном столбе в Дели. В результате он не подвергается дальнейшей коррозии. Благодаря этому свойству, действительно можно считать еще одним чудом света железную колонну в Индии.

Тем не менее, такая способность противостоять коррозии не является уникальной именно для этого сооружения. Исследования показали, что другие крупные древнеиндийские объекты имеют сходное свойство. К ним относятся железные столбы в Дхаре, Манду, на Горе Абу, холме Кодохадри и железные старинные пушки. Следовательно, можно сказать, что древние кузнецы были высококвалифицированными специалистами по ковке железных изделий. В докладе, опубликованном в журнале Current Science, Р. Баласубраманиам из Индийского технологического института в Канпур было заявлено, что столб является «живым свидетельством мастерства металлургов древней Индии».

Сохранение исторической ценности

Раньше многочисленные туристы, прижавшись к колонне, пытались обнять ее, соединив руки. Считалось, что если это получится, то принесет человеку удачу.

Однако из-за этого довольно популярного обычая нижняя часть колонны стала менять свой цвет от постоянного трения. По мнению исследователей, бесконечные прикосновения и движения посетителей стирают защитный слой, предохраняющий ее от коррозии. Для того чтобы избежать дальнейшего повреждения нижней части железного столба, в 1997 году вокруг нее поставили небольшое ограждение.

Надписи

Хотя на столбе обнаружено несколько надписей, самая старая из них - шестистрочный стих на санскрите. Поскольку в третьем стихе упоминается имя Чандра, ученым удалось установить время создания колонны - в царствование Чандрагупты II Викрамадити (375-415 гг. до н. э.), короля Гупта.

Но ведь сегодня она находится в Дели. Как эта колонна попала туда, и где было ее первоначальное местоположение - по-прежнему является предметом научной дискуссии.

Загадки колонны

Цель создания железного столба - одна из многочисленных тайн истории. Некоторые исследователи говорят, что это флагшток, сделанный для короля, упомянутого в надписи. Другие утверждают, что это были солнечные часы в его предполагаемом первоначальном месте размещения - в Мадхья-Прадеше.

Почему в конечном итоге колонна оказалась в столице Индии - еще одна тайна сооружения. Нет никаких доказательств того, кто именно переместил ее более тысячи лет назад, как она была перемещена или даже почему ее переместили. Все, что можно сказать наверняка об этом аспекте истории столба, сводится к тому, что таинственная железная колонна очень долгое время является частью пейзажа индийской столицы.

Версии и догадки

Историю железной колонны в Дели все еще исследуют. Существует множество версий ее происхождения. Однако несмотря на наличие различных догадок, ученые уже располагают некоторой информацией об этом сооружении.

В 1838 году индийский антиквар расшифровал все, что написано на железной колонне в Дели. Затем надписи были переведены на английский язык и опубликованы в Журнале Азиатского общества Бенгалии. До этого о железной колонне ничего не было известно.

По мнению ученых, она была создана в ранний период правления Гупты (320-495 гг. н.э.). Этот вывод сделали, основываясь на стиле исполнения надписи на столбе и особенностях языка. Как уже говорилось, третьем стихе надписи на железном столбе ученые нашли упоминание имени Чандра, которое обозначает правителей династии Гупта. Однако существуют разные мнения о том, относится ли слово Чандра к королю Самудрагупте (340-375) или Чандрагупте II (375-415), который был сыном короля Самудрагупта. Считается также, что надпись могла относиться к индуистскому Богу Вишну.

Существует также множество предположений историков о том, где был выкован столб. Согласно одной из основных теорий, железная колонна была создана на вершине холма Удайгири в Мадхья-Прадеше, откуда она была доставлена в Дели королем Илтутмишем (1210-36 гг.) после его победы.

По мнению других исследователей, железный столб был перемещен и установлен в главном храме Лал-Кота (древней столицы Дели) королем Анангпалом II в 1050 году нашей эры. Однако в 1191 году, когда царь Притвирадж Чаухан, внук Анангпала, был побежден армией Мухаммада Гори, Кутб-уд-дин Айбак построил в Лал-Коте мечеть Кувват-уль-Ислам. Именно тогда колонна была перенесена со своего первоначального местоположения на ее нынешнее место перед мечетью.

Архитектура железной колонны в Индии

Сооружение размещено на основе, украшенной художественной резьбой. Часть колонны, примерно 1,1 метра, находится под землей. Основание опирается на решетку из железных стержней, спаянных при помощи свинца. Сверху нее положен слой тротуарного камня.

Высота железной колонны достигает семи метров. Нижний диаметр столба составляет 420 мм (17 дюймов), а его верхний диаметр - 306 мм (12 дюймов). Колонна весит более 5865 кг. Верх ее также украшен резьбой. На железной стойке вырезаны надписи. Некоторые из них содержат расплывчатые указания на ее происхождение.

Исследователи обнаружили, что колонна была изготовлена путем формовки и кузнечно-сварочных работ из частей пастообразного железа весом около 20-30 кг. На поверхности столба все еще видны следы молотка. Также было выяснено, что около 120 человек работали в течение нескольких недель, создавая эту колонну.

Попытка уничтожения

На высоте около четырех метров от земли на поверхности колонны есть заметное углубление. Говорят, что повреждение произошло в результате стрельбы пушечным ядром с близкого расстояния.

Как утверждают историки, Надир Шах приказал уничтожить железную колонну во время своего вторжения в 1739 году. По мнению исследователей, он хотел сделать это, чтобы найти золото или драгоценности. Которые, как считал захватчик, могли быть спрятаны внутри верхней части столба.

По другой версии, колонну хотели уничтожить как индуистский храмовый столб, которому было не место на территории мусульманского комплекса. Однако железную колонну в Дели разрушить не удалось.

В Индии, в небольшом местечке неподалеку от столицы Дели — Шимайхалори, вот уже на протяжении шестнадцати веков стоит столб из чистого железа. Содержание углерода в нем и других примесей ничтожно мало. Количество чистого железа — 99,5%, поэтому столб, несмотря на очень влажный климат Индии, практически не ржавеет.

Столб Индры: технология создания — великая тайна

Нержавеющий столб из железа в Индии, тайна технологии изготовления которого не разгадана.

«Столб Индры», так еще называют это 7,5- метровое сооружение, имеющее диаметр 48 см, вызывает недоумение: какие же технологии использовали древние мастера для выплавки такого столба? Загадка, которые не могут разгадать в том, что даже в современных условиях получение такого идеально чистого атомарного железа возможно методом напыления только в космических условиях и только в небольших количествах!

На несколько десятков метров столб из чистого железа уходит в землю — то есть масса его огромна! И его еще нужно было закопать так глубоко! Но есть и еще одна тайна у этого столба: на нем сделана надпись, которая извещает, что столб установлен был в честь победы над народами Азии. Надпись гласит, что колона сделана во время правления Чандрагупты, а это 376-415 года нашей эры.

Сделать подобную надпись на железе — это тоже надо суметь! Какую технологию использовали древние: может буквы были выдавлены, пока метал был теплым, а может или их высекли? До сих пор ученые не определили и никто с большей уверенностью не может ответить на этот вопрос.

Версии и предположения создания столба из чистого железа

По одной из версий, такой столб в древние времена (да и в наше — тоже) могли создать только пришельцы из космоса (инопланетяне). Но версия с инопланетянами несет в себе неопределенность и элементы фантастики: ведь «наличие» пришельцев никто официально не не доказал.

Другая версия: столб сделали из железного метеорита. Но тогда скажите, где и когда упал на Землю метеорит такой массы? Ведь после столкновения его с поверхностью нашей планеты должен был остаться значительный кратер. Должны были произойти и заметные природные катаклизмы. Ничего подобного в древности поблизости Дели, и вообще в Индии, не происходило. Это точно.

Как ни крути, но загадка нержавеющего столба из железа по сей день остается одной из самых удивительных. А научно-техническом уровне древних ариев сейчас можно судить хотя бы по по вот этой металлической колонне.

Эта семиметровая колонная из железа находится всего в 20 километрах от Старого Дели и была воздвигнута в 415 году. Сейчас она является одной из самых популярных достопримечательностей Дели. А все из-за того, что за все время своего существования колонна почти не ржавеет. По этому поводу ученые до сих пор ведут споры, существует множество разных догадок и теорий. Но факт остается фактом – колонна действительно обладает антикоррозийной способностью.

Изготовили и поставили колонну в честь одного из влиятельных царей Индии - Чандрагупты II, который умер через два года после появление железного столба. Первоначальное ее месторасположение было в храме бога Вишну в Матхуре. Однако позже колонна была перевезена. И это при том, что вес ее - почти семь тонн.

Колонна с давних времен пользовалась особой популярностью. Считалось, что, если стать спиной, обнять колонну с двух сторон руками и загадать желание, оно непременно сбудется. Люди также верили, что можно таким же образом излечиться от недуга. Хотя ученые позже развеяли и эту сказочную легенду. Оказалось, что дело совсем не в колонне, а в позе. Именно в таком положении у человека значительно увеличивается его энергетическое поле. Оно подпитывает весь организм, и люди либо выздоравливают, либо ощущают на себе прилив бодрости и внутренней силы.

По поводу способа изготовления также имеются несколько разных предположений. Первыми были версии о том, что колонну могли отлить или отковать из одного целого куска железа. Но позже выяснили, что, скорее всего, ее сделали путем ковки отдельных кусков железа. Это видно по следам от сварки и ударов. Что касается содержания в колонне других металлов, то химический анализ показал почти 100%-ное содержание железа. Поэтому еще одно предположение - что колонна могла быть изготовлена из метеоритного железа - точно также развеялось. Метеоритное железо всегда имеет в своем составе никель, которого в индийской колонне нет.

Но, конечно, самой удивительной способностью и, одновременно, загадкой железной колонны все же является ее свойство не ржаветь, находясь под открытым небом. И по этому поводу существует много вариантов объяснений. Так как к единому мнению ученые до сих пор так и не пришли, туристы могут выбрать для себя самый правдоподобный.

Из-за того, что к колонне приходили не только простые жители близлежащих городов, а и религиозные, железный столб обильно умащивали различными ароматическими маслами. Отсюда и пошла теория о том, что колонна очень сильно пропиталась маслами. На ее поверхности образовалась тоненькая защитная пленка, которая не пропускает влагу к железному столбу.

Но в этой теории есть один существенный вопрос - почему не ржавеет вся колонна? Ведь на высоте 70 метров ее уж точно никто никогда и ничем не смазывал.

Есть также предположение, что столб могли сделать представители какой-нибудь древней, а возможно - и внеземной цивилизации, обладающие неизвестными нам технологиями, инструментами и материалами. Объясняли антикоррозийные качества колонны и сухостью индийского климата, и высоким содержанием аммиака в воздухе, и действием радиации, и даже случайным созданием защитной пленки. Ведь в древности люди могли не специально изменить свойства железа, например, обдать его горячим паром - сейчас это называется воронение стали.

Или также случайно создать совершенно другой сплав, который бы обладал атмосферостойкими свойствами. Люди до сих пор ищут однозначный ответ на этот вопрос, а колонна так и стоит… и не ржавеет.

Всего в получасе езды от центра индийской столицы, на одной из площадей, стоит железная колонна возрастом более полутора тысяч лет.

С давних времен стекались к ней толпы богомольцев - считалось, что кто прислонится спиной к колонне и обхватит ее руками, тот будет счастлив.

Колонна была воздвигнута в 415 г. в честь царя Чандрагупты II, скончавшегося в 413 г. Первоначально она находилась на востоке страны, была увенчана изображением священной птицы Гаруды и стояла перед храмом. В 1050 г. царь Ананг Пола перевез ее в Дели.

Колонна весит около 6,5 т, высота ее 7,3 м, диаметр у основания 41,6 см, у верха 29,5 см. Она изготовлена почти из чистого железа (99,720 % железа) и содержит лишь незначительные примеси, чем и объясняется ее коррозионная стойкость.

Гиды часто рассказывают легенды о ее исключительности. По одной из них для создания этого памятника была использована нержавеющая сталь. Однако анализ, сделанный индийским ученым Чедари, показывает, что делийская колонна не содержит легирующих элементов, приводящих к повышенной коррозионной стойкости.

Химический состав материала колонны:

Углерод - 0,08

Кремний - 0,046

Сера - 0,006

Фосфор - 0,114

Азот - 0,032

Железо - 99,722

Верхняя часть железной колонны в Дели,

Ученые из Технологического института Канпур обнаружили, что колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой и кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой. Ученые считают, что древние кузнецы не обладали уникальными знаниями химии сплавов, а подбирали состав железа опытным путем.

Древняя Индия вообще славилась искусством своих металлургов. Во многих древних храмах встречаются железные балки длиной до 6 м. Историки сообщают, что применявшиеся при сооружении египетских пирамид орудия из железа для обработки камня изготовляли в Южной Индии, которая вела оживленную торговлю с Римом, Египтом и Грецией. Индия настолько была известна на Востоке своими изделиями из стали, что у персов в разговоре о чем-нибудь излишнем и ненужном бытовала поговорка: «В Индию сталь возить».

Как же была изготовлена эта колонна?

Некоторые даже говорят, что современные металлурги до сих пор не научились делать ничего подобного. Это не так. В наши дни научились делать и нержавеющую сталь, и железо такой чистоты, какая и не снилась древним металлургам. И все-таки искусство древних мастеров достойно восхищения.

По вопросу о способе изготовления знаменитой колонны до сих пор нет единого мнения. Некоторые авторы заявляют, что она была отлита, что менее всего вероятно. Другие считают, что при выплавке «на глазок», как это бывало в древности, возможны очень большие отклонения в качестве металла. Вот, дескать, одним из таких исключений и могла быть колонна. Третьи предполагают, что колонна изготовлена путем сварки отдельных криц массой по 36 кг и последующей их проковки.

По мнению одного автора, древние металлурги для получения чистого железа растирали губку сварочного железа в порошок и просеивали его. А потом полученный чистый порошок железа нагревали до красного каления и под ударами молота его частицы слипались в одно целое — сейчас это называется методом порошковой металлургии. Из таких кусков железа, возможно, и слепили огромную колонну в Дели.

На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II.

Надпись на санскрите указывает, что колонна была изготовлена в правление Чандрагупты II (376-415), императора династии Гуптов, правивших большей частью северной Индии из Бихара.

Популярность среди европейцев железная колонна в Дели приобрела после работ английского востоковеда и индолога Александра Каннингема. Приведённые им ок. 150 лет назад сведения в настоящее время вызывают критику исследователей. Так, Каннингем утверждал, что высота колонны не менее 60 футов (18 м), а вес 17 тонн. Кроме того, из его описания следует, что колонна цельная, а не сварная. Эти домыслы подхватили историки, и даже более поздние научные исследования уже не могли поколебать их веру в чудесные свойства «вечной» колонны.

Аналогичная колонна ещё больших размеров, изготовленная в III веке, возвышается в индийском городе Дхар.

Пытливые ученые провели ряд исследований железных колонн в Дхар и Дели. Так, например, английскими учеными были взяты в качестве образцов мелкие кусочки металла колонн для проведения в Лондоне физико-химического анализа. По приезде в Лондон выяснилось, что - образцы покрылись ржавчиной. Вскоре шведский материаловед И.Вранглен с коллегами обнаружил на колонне зону сильной коррозии. Оказалось, что в районе заделки колонны в фундаменте она проржавела на глубину до 16 миллиметров по всему диаметру.

Ещё одним загадочным памятником древности является статуя Будды из Султанганжа, отлитая из чистой меди и весившая больше тонны. По мнению ученых, этой статуе не меньше 1500 лет и, до сих пор не существует никакого научного объяснения того, как древние индийский кузнецы смогли изготовить подобное произведение искусства.

Сейчас статуя медного Будды находится в Бирмингемском музее и художественной галерее, а табличка с её описанием гласит: «Статуя Будды, возраст которой составляет около 1500 лет, сохранилась практически неповреждённой, что делает её уникальной достопримечательностью в мире».