Юриспруденция        27.05.2020   

Чему хорошему не учат в школе. Не учат в школе: Вещи, которые нам так и не объяснили, а зря. Переговоры и дискуссии

Каждый год в первый день сентября взволнованные родители одевают своих чад в новенькую форму, вручают дежурный букет цветов и отправляют грызть гранит школьных наук. Каждый из них надеется, что если повторять этот ритуал на протяжении 10 лет, то в результате он получит обратно гармонично развитую, всесторонне образованную личность, полностью готовую к вступлению во взрослую жизнь. Однако так ли это на самом деле? Насколько молодые люди, потратившие целых 10 лет своей жизни на обучение, готовы к реальной жизни?

У меня есть по этому поводу большие сомнения. Нет, я не против детального изучения тонкостей химических реакций, тригонометрических теорем и всех без исключения законов термодинамики, не подумайте. Но за этими академическими знаниями наши дети часто так и не успевают узнать о реальных жизненных задачах, которые им всем без исключения встретятся сразу же после выпускного звонка. Вот только краткий их перечень.

Компьютеры

То, что преподаётся в школах под условным названием «Информатика», только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности. Вместо того чтобы дать полезные знания и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе преподают пёструю солянку из отвлечённых теоретических знаний и устарелых практикумов. В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру (если, конечно, есть ярлык на рабочем столе) и открывать страницу в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы. Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться

Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, - это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют. Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить. Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами

Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики вместо деления яблок и землекопов давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Навыки выживания

Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда. Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь. Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды - все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Переговоры и дискуссии

Всю свою взрослую жизнь мы только и занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии. Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки. Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье

Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым. В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим. Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Как найти работу

Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные пенаты, чтобы уверенно и смело сделать шаг… Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе. Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом - все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

А какие важные предметы и курсы были бы, по вашему мнению, полезны в современной школе? Чему ещё лучше учить наших школьников за школьной партой, а не методом собственных проб и ошибок?

О плюсах и минусах белорусского среднего образования нам рассказали гродненцы - родители, педагоги и репетиторы.

Больше внимания бумажкам, чем детям

Учительница Ольга Букатая пришла работать в школу после института. В первый же год создала и внедрила экспериментальную программу. Но со временем почувствовала, что заполнению «бумажек» приходится уделять больше внимания, чем детям.

Вторая сложность в школе, по мнению Ольги, неуважение к ученикам.

Руководство школы обращается с детьми, как с марионетками, - поясняет она. - Я поняла, что не хочу работать в такой системе.

Ольга ушла и вместе с единомышленниками создала детскую образовательную студию. Они мечтают открыть в Гродно частную школу.

По мнению психолога Светланы Кутаковой , нужно развивать эмоциональный интеллект школьников. А изменения в программах, которые практически упразднили эстетическое образование, отбросили школу в «каменный век».


Еще один вопрос, которому стоило бы уделить больше внимания, - физическое развитие и культура тела.

Учимся дома. Если разрешат

У Светланы шестеро детей. Трое из них - школьники: 8-й, 5-й и 3-й классы. Одними из первых в Гродно стали учиться по индивидуальному плану. Такая возможность предусмотрена Кодексом об образовании: дети не ходят в школу каждый день, а занимаются дома самостоятельно. Раз в четверть они выполняют контрольные задания.

Главный вопрос, который вызывал опасения у школьных педагогов - социализация детей. Но это, считает Светлана, совершенно не проблема:

В семье самая сложная, нужная и значимая социальная нагрузка. Здесь дети учатся договариваться, выстраивать и сохранять отношения.

С учебной программой ее дети справляются. Правда, педагоги присматриваются к ним более внимательно.

Сначала очень переживала за оценки, - признается Светлана. - Но потом подумала: в школе тоже по-разному: у одного четверка, у другого десятка.

Все больше родителей хотели бы выбрать для детей обучение по индивидуальному плану. Но получается не у всех. Дочери Натальи после двух лет на индивидуальном плане не разрешили продолжить учебу.

По словам директора, причиной стал анонимный звонок о «ненадлежащих» условиях проживания и воспитания ребенка. Начались проверки, вопросы, семью собирались поставить на учет как находящуюся в социально опасном положении.

Мы вынуждены были прописать дочь в Минске у бабушки, где разрешили учиться так, как мы просили. Теперь раз в четверть возим в столицу сдавать контрольные, - рассказывает Наталья.

Ее дочь окончила 3-й класс. На учебу тратит примерно час в день и за это время успевает выполнять все нужные задания. В свободное время ходит в музыкальную школу, занимается танцевальной акробатикой, английским и увлекается ткачеством.

По мнению Натальи, жесткое сопротивление системы образования желанию родителей не оправдано, а вызвано, скорее, страхом нового и опасением потерять контроль над ситуацией.

Кому, как не родителям, лучше знать, что нужно ребенку? Нам говорят, что за детей отвечает школа. Но ведь родители несут за них ответственность и при смене школы, и по ее окончанию. А нас лишают законного права выбора, - считает Наталья, сама педагог в третьем поколении.

Школа рассчитывает на репетиторов

Татьяна Соловьева - преподаватель английского, а сейчас занимается репетиторством. Работает с детьми из разных школ Гродно. При одинаковых программах уровень подготовки у них очень отличается.

При этом не всегда успех ученика зависит от учителя. У детей может быть разная степень мотивации и способностей, - подчеркивает Татьяна.

И тогда мне просто жаль своей работы. При таком запросе надо учить распознавать подвохи в заданиях. А после ЦТ с этим багажом куда? - сокрушается Татьяна.

Учат вписываться в систему

Тестирование, пришедшее на смену экзаменам, сильно изменило всю систему обучения и критерии его качества:

Сформулировать самостоятельно свою точку зрения многим трудно: проблема с самовыражением. Этому перестали учить, а тесты лишь вписывают в систему норм.

Павел Соловьев говорит, что и учебники стали менее понятными:

Как-то сын не мог разобраться с темой по физике. Скачал ему из интернета старый советский учебник для техникумов. Он прочел и с первого раза все понял.

Татьяна и Павел в свое время окончили школу с медалью.

Нам прививали навыки аналитического мышления, отбора и сортировки информации - это очень нужные вещи. Уроки вели даже университетские преподаватели. Сейчас такого уже почти нигде нет, - рассказывает Татьяна.

В любой системе все решают люди. А сейчас, считают Соловьевы, учитель поставлен в незаслуженно низкое социальное положение.

Платить можно было бы и больше

Сельская школа от городской очень сильно отличается, считает один из самых молодых директоров школ в Гродненском районе .


Ему 29, и он уже третий год руководит школой в Озерах. 78% прошлогодних выпускников поступили в вузы.

Кадровый состав очень сильный, текучки нет. По химии в Озерах готовят так, что каждый год школьники занимают призовые места на республиканских олимпиадах. По мнению Сергея, школьная программа дает возможность педагогам подходить к работе творчески.

У каждого есть полет фантазии, который нельзя ограничивать. Если все загнать в жесткие рамки, то творчество просто уйдет.

Из изменений в системе школьного образования директор отмечает, что в разы повысилась степень ответственности учителей.

Мы отвечаем за жизнь и здоровье детей почти круглосуточно, на нас даже функция контроля за семьей… Практически образование отвечает за все, - заключает Сергей.

Но в таком случае и платить за высокую ответственность надо бы больше, считает директор. Кстати, уже со следующего года на каждого ребенка школа получит 2600 рублей в год и должна будет оплачивать из этого бюджета все свои расходы, от зарплаты до коммуналки. Сэкономленное или дополнительно заработанное останется в распоряжении школы.

Впервые директора школ станут хозяйственниками. Мы должны будем учиться экономить, считать деньги и сами зарабатывать, - говорит Сергей.

Что из этого выйдет - посмотрим…

5 школьных неумений

1. Мало внимания уделяется развитию эмоционального интеллекта.

2. Недостает возможностей для учебы детей по индивидуальным планам.

3. ЦТ учит пониманию системы норм, но ограничивает самовыражение.

4. Недоверие к возможностям детей и семьи контролировать ситуацию.

5. Перегрузка учителей «допзаданиями» тормозит их профразвитие.

Все дети, рожденные в Советском Союзе, помнят, как родители твердили в детстве, что для успеха в жизни нужно хорошо учиться, слушать преподавателей и не выделяться из толпы. Но практика показывает, что оценки в аттестате никак не влияют на благосостояние в жизни. Бывшие двоечники часто руководят крупными компаниями, имеют бизнес, тогда как отличники получают зарплату в 300-500 долларов (в лучшем случае) на протяжении многих лет. В этой статье пойдет речь о том, чему не учат в школе, тех навыках для жизни, которые гораздо важнее квадратных уравнений.

Доводить начатые дела до логичного завершения

У большинства школьников этот навык в корне отсутствует. Они могут начать что-либо делать, после бросить и приступить к другому занятию. Такое наблюдается повсеместно и в дальнейшей жизни они следуют этому принципу. Начал новый проект, но не закончил его в нужные сроки, решил похудеть, неделю позанимался и все, забросил. Нужно понять простую истину, нельзя начинать новое дело, пока не закончил со старым. Есть в русском языке даже такая поговорка: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не догонишь».

Решать жизненные проблемы

Это еще один важнейший жизненный навык, которому не научат в школе. Нужно с самого детства начинать его воспитывать в своем ребенке, давая ему возможность самостоятельно решать небольшие проблемы – взять справку у врача в консультации, записаться на секцию, поговорить с учителем, начать делать покупки в магазине и прочее. По мере взросления ребенок будет становиться все , уровень проблем будет расти и он будет понимать, что никто, кроме него их решать не будет.

Задавать вопросы

Чем больше человек задает вопросов – себе, родным и близким, наставникам, преподавателям и другим людям, тем больший у него кругозор и он больше знает. В школе, наоборот, учат, что задавать вопросы нетактично. Если ты спрашиваешь что-либо у учителя, то ты плохо понял материал, невнимательно слушал и прочее. Это очень полезный навык, который следует развивать с самого детства, и абсолютно неважно, что об этом думают окружающие. Этому не учат в школе, но оно крайне необходимо.

Заниматься любимым делом

В нашем обществе принято, чтобы родители навязывали своим детям обучение и дальнейший выбор занятий по жизни. Они стараются направить свое чадо туда, где больше денег, престиж и прочие статусные моменты, совершенно забывая спросить, а чего хочет сам ребенок? В итоге просто зря тратят деньги и время на обучение – студенты многие бросают учебу по причине того, что она им не приносит удовлетворение. Не нужно настаивать, человек должен – тем, от чего у него возникает душевный подъем. Любое хобби можно превратить в бизнес и зарабатывать на нем, и самые успешные и богатые люди являются прямым подтверждением этого.

Быть мобильным и независимым

Человек в будущем должен приспосабливаться к меняющейся ситуации. Например, он получил одну профессию, а она перестала быть востребованной. Мобильность позволит без проблем сменить ее на более перспективную. Точно так же обстоят дела и в бизнесе – без гибкой политики в нем делать абсолютно нечего. Независимость – это вообще основа всей нашей жизни. Никогда нельзя , нужно стараться принимать решения самостоятельно, несмотря на всю их сложность, брать ответственность на себя и отвечать за свои слова.

Работать с информацией

Сейчас с экранов телевизоров и монитором можно получать огромное количество разнообразных данных, которые кардинально разняться. Задачей человека является научиться их систематизировать, отделять зерна от плевел. Хоть это, кажется и не сложно, но на деле все обстоит совершенно иначе. Вокруг много информационного «мусора», которого следует избегать для успеха в жизни.

Финансовая грамотность

Чему не научат в школе? Основам финансовой грамотности, к которым относится умение и копить деньги, пользоваться банковскими продуктами, вести семейный бюджет, инвестировать и приумножать средства. Хоть в школах сейчас и вводят подобные предметы, они все равно не дадут полного представления об этих вещах, которые нужно начать изучать самостоятельно. Сделать это можно на нашем сайте, который предлагает множество авторских экспертных материалов по .

Этим навыкам не научат в школе, но они крайне важны для успеха в дальнейшей жизни, поэтому прививайте их своим детям с самых ранних лет.

Подписывайтесь на обновления блога и получайте новые полезные советы: Заходите на сайт , где будет еще много полезной и нужной информации.

Многие родители считают, что, отправив ребенка в школу, могут спокойно заниматься своими делами – учителя научат всему. Так ли это на самом деле? Подготовлен ли выпускник школы к взрослой жизни во всех ее проявлениях, аспектах?

Да, школьная программа направлена на то, чтобы ученик был грамотным, образованным. Ему дают определенную сумму знаний, но жизнь намного шире этого. Выпускник, получив аттестат, стоит растерянный перед огромным, распахнувшим свои объятья миром взрослой жизни. Как Илья Муромец на распутье дорог. Куда идти, что делать и как?

Чему же не учит школа?

К сожалению, получаемые в школе знания никаким образом не пересекается с обычной жизнью. Ребенок обитает как бы в двух мирах: в школе, где его чему-то зачем-то настойчиво учат, и в обычной реальной жизни. Они идут параллельно. Почему? Разве то, что изучают по математике, физике, химии, географии и т.д. нельзя привязать к окружающему ребенка миру, чтобы ему было интересно, увлекательно учиться, чтобы он понимал, что знания действительно важны и нужны.

Дети не умеют сформулировать и высказать свое мнение, сделать доклад, защитить проект. Ребенок не может строить сложные предложения, только очень короткие. Предметов, предполагающих устное и письменное изложение изученного материала или своих размышлений, в школе много, а рассказать своими словами – не под силу, в лучшем случае наизусть. Потому что тогда думать не надо: вызубрил, рассказал на уроке и тут же благополучно забыл. К сожалению, домашнее задание задается таким образом, что выполнить его можно и просто выучив. А если бы, например, задавая очередной параграф, ставили проблемный вопрос, ответить на который можно только глубоко продумав материал, да еще и правильный ответ возможен не один, а несколько – вот тогда ребенок действительно заинтересовался бы предметом, глаза бы горели любопытством.

Школьника не учат рационально распределять свое время. Поэтому свободные от уроков, кружков, секций, курсов часы тратятся бездарно – бесценное время улетает в никуда, причем ежедневно. В результате дела не сделаны, материал не выучен, задачи не решены. И ребенок усталый и нервный. А почему? Не умеет управлять временем. Научить планированию — должно быть первоочередной задачей школы. Так же как уметь логически мыслить, видеть закономерности и устанавливать связи между явлениями. Это основа основ, фундамент успешного усвоения и понимания школьной программы. К сожалению, с этим неумением выпускник выходит и во взрослую жизнь.

Как правильно отдыхать? Под этим часто понимают ничегонеделание, сидение в интернете или перед телевизором. А в результате – чрезмерная усталость. Почему не проводится систематическое обучение правильному, качественному отдыху?

Очень важно иметь и элементарные медицинские знания. Но этому вообще не уделяется внимание. А ведь такие знания, умения и навыки жизненно необходимы в любом возрасте.

Дети юридически не грамотны, не знают своих обязанностей и прав, законодательство.

Не учат в школе и общаться, идти на компромисс, выходить из конфликтной ситуации, договариваться. Этому ребенка обучает жизнь, а не высококвалифицированные педагоги. Как найти друзей? Как построить свою крепкую семью? Как быть хорошими родителями? Это ответственные жизненные шаги, и надо знать основы построения семейных отношений, умения не потерять дружбу. Где этому научат, особенно если ребенок живет в неблагополучной семье?

Не обучают и ставить жизненные цели, определять приоритеты. Для чего учится ребенок, ходит в школу, на различные дополнительные занятия? Спросите. Если ребенок будет честно отвечать, а не так как от него ожидают, то услышите: «Так положено. Все учатся хотя бы 9 классов», «Стараюсь учиться хорошо, чтобы не слушать нудных нотации родителей» и т.д. Умение ставить цели и достигать их определяет и всю дальнейшую жизнь юного человека. Будет она интересной, энергичной, насыщенной, красочной или унылой, безынициативной, вялотекущей, наполненной жалобами и обидами.

Не обучают ребят и рационально пользоваться деньгами. Откуда они берутся в семье, какие статьи расходов обязательны ежемесячно, раз в полгода, в год? Нужно ли вести учет денежных средств? Этому с удовольствием учились бы школьники.

Так как многое остается вне школьной программы, заботливые родители должны научить ребенка всему этому сами. Тогда он вырастет инициативным, уверенным, будет смело принимать обдуманные решения и нести ответственность за них. Не так ли?