БухУчет        27.01.2020   

Четвертая мировая война будет палками. Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая, но четвёртая точно палками и камнями

«Я не знаю каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями.» Альберт Эйнштейн.
Именно с этих слов хотелось бы начать мой пост. Ведь речь пойдет о войне палками и камнями, о войне после нас, о войне постапокалипсиса.
В первую очередь, я хотел бы, поздороваться со всеми любителями жанра постапокалипсиса, этот пост я хотел бы посвятить именно вам. Самыми знаменитыми любителями этого жанра на Канобу являются molly doe и 3om6o6ep . Они не раз писали о своей любви к этому жанру. И я тоже решил последовать их примеру и написать пост. Но не простой(и не золотой), а о игре мой мечты который будет основываться и основопологаться именно на этот жанр.
Что ж, приступим:
Как и у любой игры у «моей» есть название. Я не стал называть ее каким нибудь заковыристым названием, а назвал просто «OldNew World».

Не знаю почему, но меня всегда постигала мысль о том, каким будет мир без кучи технологичных гаджетов, телевидения и всей роскоши, которая сейчас у нас есть. И все этих помощников заменит постоянный страх за свою жизнь. А ведь даже в мире без монстров и чудовищ, найдутся свои убийцы и тираны. Вот о такой истории я и хочу вам рассказать.
Сюжет:
Нашего героя зовут Айзек (нет, не Кларк), он родился в Нью-Йорке, вернее в том, что от него осталось. На дворе стоит 2054 год. Вся земля превратилась в пустыню. Такое влияние на нашу планету произвели катаклизмы, начавшиеся в 2015 году. Все материки соединились между собой и превратились в один, под названием Старая Земля. Но, на планете Земля «живут» не один материк, а два, второй называют Новая Земля. Все жители Старой Земли мечтают туда попасть, потому что верят, что там царит рай, и все живут в мире и согласии. В 2015 с Землей начали происходить невероятные вещи: Земная кора начала сдвигаться с огромной скоростью, тем самым спровоцировав на планете постоянные землятресения, вулканоизвержения и цунами. Крупные города исчезли за считанные дни. Наш герой, будучи еще ребенком, чудом выживает, но теряет младшего брата и отца, сестра, мать и старший брат остаются живыми.
На протяжении всей игры мы побываем в разных уголках Старой Земли. Но нашей главной целью будет поиск Новой Земли.

Сам сюжет игры затронет прошлое нашего героя. На протяжении всей игры нас будут постигать ФлэшБэки, рассказывая о жизни нашего героя. Но, мы увидим не только прошлое нашего персонажа, но и будущее, ведь игра пронесет нас через 15 лет жизни нашего путника.
Самым интересным фактом в сюжете будет- Тарантиновский закрут. В сюжете будут присутствовать такие чувства как - любовь, жалость, сострадание, доброта, но в то же время будут присутствовать их антонимы – , жестокость, ненависть, злость и т.д. Сами же выражения и эмоции персонажей будут выделяться на их лице, благо, что мимика тут Аля L.A. Noire .
Мы будем видеть все чувства и эмоции персонажей на протяжении всей игры, а точнее на протяжении 15-16 игровых лет.
Сюжет игры ни на секунду не даст вам заскучать. В игре настолько разнообразные миссии, что на перечисление всех их разветвлений уйдет около недели. Будет даже миссия где нам нужно будет работать поваром, да да, именно поваром. Вообщем, в игре будут погони, стрельба, девушки и бравые парни.

Геимплей:
В «OldNew World» геимплей будет в основном ставить нас перед выбором убить или оставить. Интересной возможностью так же будет езда на лошадях (дикий запад =D), ведь пустоши будут огромны. Вы ведь только представьте, какой будет материк если совместить все вместе. Так же почти всю игру мы будем бродить по городам и пустошам, но и перестрелки не оставят нас. Враги у нас будут разнообразные: Рейдеры, Мародеры, различные фракции(о них позже), дикие животные и проломленные(о них тоже) Вообще местная фауна будет удивлять нас своей красотой. Развалины зданий и песочные дюны будут пленить нас своими рельефами и формами, а так же своей загадочностью. Кстати здания можно будет исследовать.
Самой интересной возможностью будет возможность работы. И это не работа наемного убийцы, а например бойца или почтальона. Правда такая работа много денег не принесет, хотя выбор тут большой от гонщика и до мусорщика. Ведь жизнь в «OldNew World» кипит.
Графика:
В «OldNew World» графика будет бить все рекорды. Детализация текстур будет поражать наше воображение. Мы сможем увидеть всю силу графического движка в «OldNew World». Вот представьте вы идете по пустыне, под ногами тихонько потрескивает выжженная солнцем трава и вы видите, как она ломается под ногами, причем не равномерно, а смотря как мы на нее наступаем. Так же можно сказать пару слов о пулях. Например, вы стреляете в камень, «голая» гильза падает на землю и искаженная «пищит». А вот искажается он в зависимости от того с какой стороны вы стреляете по предмету. Например, если стреляете с правой стороны, то пуля и будет искаженной справа, а если слева то слева.

Так же стоит отметить мимику персонажей. Как я уже упомянул то тут она в стиле L.A. Noire . Все эмоции персонажей будут четко выражаться при разговоре, будь то ложь, лесть, злость, обида, сострадание и т.д. У каждого персонажа будет свой характер, поэтому выражение эмоций у каждого персонажа будет свое.
Кстати, говоря о разговорах и диалогах. Диалоги в игре созданы совершенно на новой основе.
Во-первых, при начале разговора вы выбираете «тон». На выбор у вас три уровня:1. Добрый, 2. Деловой, 3. Хладнокровный.
Добрый - Такой выбор предназначен для разговора с персонажами, которых вы знаете как слабых. То есть, из них можно «выдавить» информацию не применяя физическую силу, потому что если вы ее примените вы просто ничего не «вытащите» из персонажа.
Деловой – Такой выбор предназначен для разговора с персонажами, которые стоят «выше» вас или те от которых вы можете получить что нибудь ценное (Информацию/Боеприпасы/Деньги, Торговцы/Мэры)
Хладнокровный – Такой выбор предназначен для разговора с настоящими гангстерами: Рейдерами, Ворами, мародерами. Выбирая такой стиль разговора в постоянно давите на жертву. При таком стиле вы точно используете физическую силу и психологические приемы: Ударите «жертву» головой об стол, приставите пистолет или нож к голове собеседника, разобьете бутылку об его\ее голову и т.д. Так же в таком стиле вы сможете вызвать своего собеседника на дуэль.
Дуэли:
В игре их будет достаточно много. Вызвать на дуэль вы сможете кого угодно, от десяти летнего ребенка до главы рейдеров. При этом в дуэли повышается сложность. Так же тренируясь в навыках, вы сможете повышать свои умения в ведение дуэли. То есть вы сможете подбивать дух соперника выкрикивая разные фразы или, например, оставляя в пистолете всего одну пулю. Но не каждого такой подход запугает. Что бы запугать матерого преступника вы должны будете «поработать» над ним еще в баре или переулке. Испугаться ваш противник может в любой момент.
Кстати, говоря, о дуэлях. Тут они в стиле Call of Juares: Bound in Blood . Но вы сможете регулировать высоту ремня с пистолетом. Так же, как я уже сказал, вы сможете повышать характеристики дуэли: Скорость, точность, пробивная сила и более долгое замедление времени. Так же если вы купите боллее "крутой" пистолет, то тот придаст вам больше шансов на победу. Например если купить мощный тяжелый пистолет то пробивная сила пистолета увеличится, а скорость уменьшится.

Музыка:
Музыка это один из самых важных аспектов в видео играх. В "OldNew World" поддерживается атмосфера дикого запада, но музыкой я хотел бы показать, что в утопшем мире есть остатки будущего.
Например, когда вы в жестокой перестрелке играет рок, поддерживая тем самым боевой дух вас, ваших рук, клавиатуры и мышки. А когда вы находитесь в городе или бродите по катакомбам играет спокойная музыка.
Я хочу представить вам сборку треков из «OldNew World»

Боевая система:
Боевая система в игре будет более продумана ежели в других играх. В игре есть система V.A.T.S, только тут она немного усложненная. Во-первых, тут намного больше частей (точек) для выстрела. Во- вторых, если выстрелить в ногу вашему врагу он будет прихрамывать (это действует и на ГГ). И В-третьих, после одного - двух выстрелов с пистолета в голову хватает что бы убить человека.
Бои в игре очень динамичны. Тот нет технологии «Выстрелил – спрятался». Тут тоже есть, где спрятаться, но мы можем перепрыгивать, перекатываться и т.д. между укрытиями. Так же мы можем вступать в рукопашный бой с противниками подбегая к ним. Кроме рукопашного боя мы можем обезоруживать противников, будь у них в руках нож или базука.

Враги:
Врагов и в выжженном мире Старого Нового мира много: От диких животных до рейдеров.
Одними из самых сильных врагов являются Проломленные. В течение изменения планеты, полярность и магнитные поля тоже начали меняться. Люди, которые в то время находились на северном или на южном полюсе лишились эмоций и начали жить как звери, развив в себе инстинкт хищника. В ходе некоторого времени Проломленные научились использовать оружие, но не какие нибудь палки, а самые настоящие пистолеты и автоматы. Живут они стаями. У каждой стаи есть свой вожак – Самая сильная особь в стае. Проломленные выглядят как обезьяны только более крупные, с огромными когтями и зубами. На протяжении всей игры проломленные нередко встанут на нашем пути.
Говоря о животно-подобных проломленных, я хотел бы поговорить о самих животных. На протяжении всей игры мы встретим немало видов хищников. Из-за стихийных бедствий многие виды животных вымрут. Кто то не смог приспособится к жаркому климату, а кто то умер из-за бедствий. Но хищники будут одними из самых опасных врагов в игре: тигры, львы и собаки будут постоянно на нас нападать. Но в игре предусмотрен и союзник зверь. Вы сможете приручить кого ни кого, а Льва.

Союзники:
В игре мы встретим множество людей. Хороших, плохих, добрых, злых, да всяких. Но в игре найдутся люди которые будут преследовать общую с ГГ цель. Таких героев мы встретим около пяти. Не всех их можно будет взять с собой. Кто то потребует быть плохим парнем, кто то потребует огромную плату, ну а кто то просто попросить вас помочь ему. Кого брать с собой решать вам, но я расскажу вам обо всех спутника:
Слэм – Этого огромного человека африканской внешности мы встретим, блуждая по пустошам. А точнее его можно будет встретить около усопшего оазиса. Он попросит сходить с ним в город и уладить одно дельце. Он задолжал одному торговцу кругленькую сумму. Нам придется помочь ему убрать всю контору торговца. Слэм – тяжелый боец, он пользуется дробовиком, поэтому лучше всего подпускать его к врагам на максимально ближнее расстояние.

Джекки – Это молодая девушка хрупкой наружности снаружи, но внутри он хладнокровный убийца. Ее можно будет найти в деревне «Санд – Виледж». Там она будет держать оборону деревни. Оборонять ее она будет от рейдеров, которые жаждут поймать ее. Именно ее. Она одна из самых лучших снайперов на пустошах и забрала жизни сотен рейдеров. Путешествовать с вами она будет за плату в 1000 олдов, так как наемники работают только за плату. Но завести с ней близкие отношения, то постепенно она будет уменьшать плату, вплоть до полной работы даром.
Летящий Ястреб – это один из самых специфичных персонажей - друзей в игре. Найти его можно будет по сюжету. Будет квест где вам придется найти оазис. Идя к этому оазису наш ГГ будет чувствовать недомогание и вскоре попадет в обморок. Проснемся мы в палатке, рядом будет сидеть индеец, который представится Летящим Ястребом. С вами он пойдет без всяких уговоров и квестов. Только потом он попросит вас помочь его сестре.
Ястреб очень религиозен, и общаясь с ним, лучше не заводить темы про людей и как красиво вы их убили. Так же Ястреб прекрасно знает пустоши, а также он умелый лекарь. Ястреб пользуется луком, в ближнем бою огромным ножом похожим на мачете.
Ракс – как я уже говорил, мы сможем приручить Льва. Немного специфичный друг, не правда ли? Такого «котенка» мы сможем найти в заброшенном питомнике. Наш ГГ сразу же даст ему такую кличку. Ракс, конечно же, не использует никакого оружия, но зато он очень эффективен в ближнем бою. Ракса придется иногда кормить и тренировать. Если вы будете часто его тренировать, то он станет намного сильней.
Элика – это молодую красивую француженку с красивыми формами можно будет встретить на базе ОГП (о них чуть позже). Работать на вас она будет за одно интересное поручение: Она задолжала одному человеку несколько ящиков оружия. Мы должны будем отработать их на скачках. Когда мы все сделаем, окажется что Элику подставил сам владелец арсенала (которому она задолжала). Тут у нас будет выбор убить владельца арсенала или оставить в живых. В первом случае нам придется выбираться со стрельбой, но зато мы сможем найти боеприпасы и т.д.
С Эликой так же как и со всеми персонажами женского пола мы сможем завести близкие отношения. Элика пользуется автоматами, она отлично работает, и на ближней и на дальней дистанции.
Брат Джон – Это молодой священник. Он один из самых скрытых персонажей в игре. Найти его можно будет в заброшенной Церкви в пригороде Нью-Йорка, в деревушке «Сайнт - Виледж». Несмотря на то, что он священник, он преследует одну цель – месть. Он хочет найти людей, которые убили его жену и не родившегося ребенка. Брат Джон пользуется двумя пистолетами.
Фракции:
В «OldNew World» мы встретим четыре основные фракции. Сейчас я о них расскажу:
ОГП (Общенациональная группировка пустошей)- Это одна из самых сильных, но в то же время бедных группировок в игре. Они находятся в западной части Нью-Йорка. В их числе состоят только самые опытные солдаты, разных национальностей. У них достаточно большая база, с разными забегаловками, вплоть до своего ипподрома. Всей группировкой управляет Мр. Бингз. Это маленький человек, жалкой наружности, правда и внутри он такой же.
Тузы – это секретная группировка, их никто никогда не видел. Все кто туда попадал, навсегда изменяли свое мировоззрение. Группировка очень богатая, их главная база находится под землей. Их агенты выходят наружу под прикрытием. Работают они поодиночке или небольшими группами в три человека. Они следят за порядком на пустошах, исправляя многие проблемы, не зависимо от того какими они будут: экологическими, террористическими, биологическими и т.д.
Управляет этой группировкой совет.
Полиция пустошей – честно говоря, их можно назвать не полицией, а обычными мстителями. Они не сажают преступников, а убивают их. Полиция пустошей, как они говорят, очищают пустоши от всякой нечисти. Хотя на самом деле они не раз грабили мирные деревушки.
Рейдеры- Они грабят мирных (и не только) жителей пустошей. Живут они в основном в заброшенных полуразрушенных зданиях. Рейдеры наживаются за счет награбленного. Поодиночке рейдеры ничего не стоят, но если их много, то они рвутся в бой.
Мародеры – Так же как и рейдеры грабят мирных (и не только) жителей пустошей. Мародеры пытаются не сидеть на одном месте и поэтому кочуют. Даже если мародеров много, то они не будет рваться в бой, они Игровая валюта:
дождут в засаде и нападут, ударив в спину, как крысы.
ИВ игре есть своя общая игровая валюта - «Олды». Это бумаги и монеты, сделанные из ценных материалов. На них нарисованы большая башня изображающая небо и человека олицетворяющего землю. «Если вы правите олдами, то вы правите пустошами».

Камера:
Я хотел поговорить о ней раньше, но как, то не получилось. Камера- это очень важный аспект в игре, такой же важный как сюжет или графика. Если графика будет неудобной то вы просто не получите никакого наслаждения от игры. В «OldNew World» камера будет от 3-го лица, но есть и вариант переключения на вид от 1-го лица. Мы можем поворачивать камеру в любом ракурсе, имея обзор в 360 градусов.
Кат - сцены:
В игре их будет много. Тут они в стиле Far Cry 2 . То есть наш герой будет перевязывать руки бинтами, и все это мы будем видеть как будто своими глазами. Так же мы будем и обедать, правда это будет длится около пяти секунд.

Хочу выразить благодарность:
JimmyBurn - за любезно предоставленный рисунок.
Яндекcу- за предоставленные картинки.
3om6o6ep - за прекрасный конкурс, который не давал мне спать и мучил мою фантазию.
А так же тебе мой %user name%, за прочитание этого поста.
Ну что ж, вот и подошел к концу мой рассказ об игре моей мечты.
Надеюсь, вам он понравился, и вы тоже хотели бы видеть такую игру в продаже.
Всем спасибо пока.
P.S. Если в тексте есть какие либо ошибки пишите в комментарии я буду благодарен.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Однажды в переписке с Чарли Чаплином Эйнштейн восхищенно заметил: «Ваш фильм „Золотая лихорадка“ понятен во всём мире, и Вы непременно станете великим человеком». Чаплин ответил ему: «Я Вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто не понимает, а Вы всё-таки стали великим человеком».

сайт собрал самые крутые высказывания ученого - потому что к жизни они относятся самым прямым образом.

  1. Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не уверен.
  2. Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом.
  3. Теория - это когда все известно, но ничего не работает. Практика - это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает... и никто не знает почему!
  4. Есть только два способа прожить жизнь. Первый - будто чудес не существует. Второй - будто кругом одни чудеса.
  5. Образование - это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.
  6. Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.
  7. Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного.
  8. Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая - палками и камнями.
  9. Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию.
  10. Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.
  11. Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.
  12. Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.
  13. Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие.
  14. Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.
  15. Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.
  16. Морскую болезнь вызывают у меня люди, а не море. Но, боюсь, наука еще не нашла лекарства от этого недуга.
  17. Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя.
  18. Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
  19. Математика - это единственный совершенный метод водить самого себя за нос.
  20. Чем больше моя слава, тем я больше тупею; и таково, несомненно, общее правило.
  21. Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам.
  22. Международные законы существуют только в сборниках международных законов.
  23. При помощи совпадений Бог сохраняет анонимность.
  24. Единственное, что мешает мне учиться, - это полученное мной образование.
  25. Я пережил две войны, двух жён и Гитлера.
  26. Вопрос, который ставит меня в тупик: сумасшедший я или все вокруг меня?
  27. Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само достаточно скоро.
  28. Самое непостижимое в этом мире - это то, что он постижим.
  29. Человек, никогда не совершавший ошибок, никогда не пробовал ничего нового.
  30. Все люди лгут, но это не страшно, никто друг друга не слушает.
  31. Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы - что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы - евреем.
  32. Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так.
  33. Воображение - это самое главное, оно является отражением того, что мы притягиваем в свою жизнь.
  34. Я слишком сумасшедший, чтобы не быть гением.
  35. Чтобы пробить стену лбом, нужен или большой разбег, или много лбов.
  36. Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.
  37. Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение - куда угодно...
  38. Чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть.
  39. Никогда не запоминайте то, что вы можете найти в книге.
  40. Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?

Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая, но четвёртая точно палками и камнями.
А. Эйнштейн

Знаменитая фраза ученого появилась в то время, когда прогресс в оружейной сфере стал причиной беспокойства за судьбу всей планеты. Средства уничтожения, а также человеческое рвение применить их могли привести к самым страшным последствиям. Но со временем сформировалась доктрина ядерного сдерживания, а люди наконец-то поняли, что худой и шаткий мир лучше любой войны. Немалая заслуга в этом принадлежит ядерному оружию – два взрыва над Японией в итоге привели к тому, что в последние шестьдесят с лишним лет не было ни одной войны между крупными и мощными странами. В то же время, никто не прекращал развитие вооружений. К настоящему времени военные всего мира имеют виды на такие технологии, что диву даешься. Среди них есть интересные идеи относительно совершенствования имеющихся вооружений, а есть и кардинально новые. Рассмотрим возможные перспективы развития и совершенствования существующих видов.

Прежде всего поговорим о ядерных вооружениях. Атомные и термоядерные боевые части являются самым мощным средством поражения из имеющихся у человечества. При этом в последние годы не наблюдается никаких прорывов в отношении его мощности. Постоянно поступают сообщения о создании новых средств доставки, обеспечивающих более точное попадание боезаряда в цель. Однако сейчас мощность подавляющего большинства ядерных БЧ, находящихся на дежурстве, лежит в пределах от 100 килотонн до 10 мегатонн. Большие значения, как оказалось, являются излишними для большинства задач, да и не каждое средство доставки «потянет» бомбу в 20 Мт или больше. Вряд ли в ближайшем будущем произойдет что-то такое, из-за чего ядерные державы станут в срочном порядке повышать мощность своих вооружений.

Ядерное оружие требует средств доставки. Это ракеты и самолеты. В отношении первых стоит ожидать повышение эффективности двигателей и топливной системы, что повлечет за собой увеличение скорости и дальности или, как вариант, максимальной нагрузки. Баллистические ракеты будущего – от тактических до стратегических – станут оснащаться более совершенными системами наведения. Благодаря этому будут уменьшаться показатели отклонения от цели, что позволит снаряжать их боевой частью меньшей мощности. Среди прочего, это будет полезным для «хирургических» операций по поражению отдаленных целей небольшого размера. Аналогичные метаморфозы произойдут и с крылатыми ракетами. Дело в том, что баллистические и крылатые ракеты, в целом, дошли до того уровня развития, когда основные изменения и модернизации можно проводить только с оборудованием, двигательной установкой и т.д.

Именно развитие ракетных двигателей и электроники является той проблемой, которая напрямую влияет на создание противоракетной обороны любого уровня. В настоящее время у США и России имеются ракеты, предназначенные для перехвата баллистических целей за пределами земной атмосферы. Вместе с развитием средств доставки ядерных и неядерных вооружений должны совершенствоваться и системы их перехвата. Не так давно из Соединенных Штатов пришла новость о завершении работ над новой модификацией заатмосферной противоракеты SM-3. Утверждается, что увеличилась максимальная высота поражения цели, а также точность наведения. При этом стоит отметить, что американские ракеты стратегической ПРО уничтожают цель путем прямого попадания в нее. Т.е. уже на нынешнем уровне развития технологий можно сделать достаточно совершенную систему наведения. В будущем системы наведения будут улучшаться в сторону повышения надежности перехвата и увеличения вероятности уничтожения баллистической цели одной ракетой.

Похожим образом будут развиваться и зенитно-ракетные системы. Вряд ли в ближайшее время появятся новые способы обнаружения целей и наведения на них ракет. Инфракрасные, радиолокационные (активные, полуактивные и пассивные), радиокомандные и т.п. системы наведения прекрасно зарекомендовали себя и постоянно улучшаются. Поэтому ЗРК ближайшего будущего будут иметь более совершенную электронику, отвечающую за сбор и обработку информации. Кроме того, на примере отечественных разработок наподобие С-400 или грядущего С-500 можно сделать вывод об унификации функций: одни и те же комплексы будут способны осуществлять защиту объектов от любых типов угроз из верхней полусферы – аэродинамических и баллистических.

Совершенствование систем противовоздушной обороны является первостепенной угрозой для разных летательных аппаратов. Как и в других областях вооружений и военной техники, авиация станет собирать в себе все достижения электроники. При этом «железная» часть авиации ни капли не потеряет в своей актуальности. Уже несколько десятилетий авиастроители всего мира работают над снижением заметности своих разработок. Имеющиеся т.н. стелс-технологии нельзя назвать стопроцентно удачными, но и в полной бесперспективности их не обвинишь. Именно снижение заметности в радиолокационном диапазоне может стать краеугольным камнем дальнейшего развития облика летательных аппаратов всех типов. Не менее важным будет создание новых силовых установок. К примеру, среди требований к истребителю пятого поколения значится возможность полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Очевидно, что для этого нужны новые двигатели, способные при приемлемом расходе топлива выдавать достаточно большую тягу.

Сама по себе авиация оружием не является. Как ни крути, но самолеты или вертолеты – платформа для вооружений. Ствольные системы авиационного оружия уже достигли высокого уровня и вряд ли пойдут дальше. Калибра в 30 миллиметров и скорострельности не менее тысячи-полутора выстрелов в минуту вполне достаточно для подавляющего большинства задач. Зато ракетно-бомбовое вооружение станет одним из представителей оружейного авангарда. Уже сейчас есть возможность обеспечения высокой точности для авиационных средств поражения. Со временем эта возможность будет проявляться все больше и больше. Стоит отметить, что в случае с управляемыми бомбами особую популярность в мировых масштабах может приобрести американский опыт, полученный при создании комплекса JDAM. Несколько блоков аппаратуры этого комплекта позволяют быстро и просто сделать из свободнопадающей бомбы управляемую. Помимо удешевления изготовления боеприпаса и удобства эксплуатации это также повлияет на простоту модернизации. Блочная архитектура нынешней системы JDAM теоретически позволяет легко изменять состав аппаратуры наведения. Что касается авиационных ракет – воздух-воздух и воздух-земля – то в этой сфере стоит ждать планомерного развития в нынешнем направлении: быстрее, точнее и мощнее.

Совершенствование авиационных систем для уничтожения бронетехники противника влечет за собой необходимость улучшения и самих танков, бронетранспортеров и т.д. В настоящее время наиболее реалистичным путем модернизации бронетехники видится создание модульных машин с необитаемым боевым отделением. Эта концепция способна удовлетворить сразу два желания военных: возможность максимальной унификации различной бронетехники, а также снижение риска для экипажа. Если все члены экипажа размещаются в одном сравнительно небольшом объеме, то их можно прикрыть большим количеством брони или защитить другими методами. К примеру, в ряде проектов перспективных танков такой компоновки подразумевалось переднее размещение двигателя – силовая установка выполняла функции дополнительной защиты экипажа от атак спереди. Вооружение танков ближайшего будущего, скорее всего, останется таким же, как и сейчас. Гладкоствольные танковые пушки калибра до 125 миллиметров прекрасно зарекомендовали себя и не дают никаких поводов для отказа от них. Разве что расширится номенклатура боеприпасов, в первую очередь, управляемых. Российские оружейники достаточно давно создали противотанковые ракеты, которые могут быть запущены через ствол танкового орудия. Кроме того, во многих странах мира разрабатываются управляемые снаряды.

Собственно говоря, создание новых управляемых боеприпасов останется одним из главных путей развития оружия в ближайшем будущем. Не обойдет «чаша сия» и артиллерию. В задачи этого рода войск входят не только массированные удары по большим площадям. Порой требуется обеспечить уничтожение небольшого объекта, чем-либо окруженного. При отсутствии иной возможности ликвидация цели может быть поручена артиллеристам. Эта задача по силам отечественным снарядам семейства «Краснополь» или американским Copperhead и Excalibur. Другие совершенствования артиллерийских вооружений пока являются либо сомнительными, либо нецелесообразными. Дело в том, что ствольная артиллерия сейчас находится на пике своего развития и дальнейшее улучшение боевых показателей повлечет за собой целый ряд различных проблем, не все из которых можно решить. Так, повышение дальности стрельбы за счет увеличения калибра снаряда и навески пороха непременно приводит к снижению точности. Соответственно, для сохранения этого параметра требуется использовать управляемые снаряды. Если применять «умные» болванки, то ухудшается экономическая составляющая стрельбы – такой боеприпас гораздо дороже обычного неуправляемого.

С похожей проблемой сталкивались создатели реактивных систем залпового огня. Технологии позволяли сделать реактивный снаряд с большой дальностью полета. Однако на определенном расстоянии от пусковой установки разлет снарядов принимал неприличные значения. Выход был очевиден: оснастить реактивные снаряды системой коррекции курса. Она действительно способна значительно повысить эффективную дальность и точность огня. Правда, возникают два логичных вопроса: чем такая РСЗО будет отличаться от тактических ракетных комплексов и зачем дублировать этот вид техники? Поэтому в отечественной системе «Смерч» дальность более 70 километров достигается при помощи относительно простой инерциальной системы, в обязанности которой входит стабилизация снаряда в полете. Непосредственная коррекция траектории для попадания в заданную точку не предусмотрена. Благодаря этому сохраняется баланс между стоимостью снаряда, его дальностью и точностью. Похоже, что и впредь снаряды для систем залпового огня не будут иметь сложную конструкцию.

Военно-морские силы ведущих стран мира сейчас имеют несколько похожих признаков. Основу военных флотов составляют достаточно крупные корабли классической компоновки. Ввиду особенностей такой конструкции, а также из-за гладкой поверхности морей и океанов корабли довольно легко обнаружить стандартными методами – при помощи радиолокационных станций. Единственное, что спасает корабли от обнаружения, это возможность нахождения практически в любой точке Мирового океана. Это в некоторой мере затрудняет работу, к примеру, противолодочной авиации. Единственным выходом из сложившегося тупика может быть переработка облика современного боевого корабля. Так, строящиеся сейчас американские корабли проектов LCS и Zumwalt создавались с учетом затруднения обнаружения при помощи радиолокационных средств. По имеющейся информации, подобные корабли с «зализанным» корпусом и надстройкой также создаются в России и других странах.

Проблема обеспечения малозаметности стоит и перед создателями подводных лодок. В этой области было сделано очень много и не меньше предстоит сделать. Поисковые системы не стоят на месте, что подстегивает развитие подлодок. Снижение шумности подводных кораблей достигается несколькими способами: понижение собственного шума агрегатов лодки, изоляция аппаратуры от звукопроводящих элементов конструкции и т.д. В дальнейшем появятся еще более эффективные способы. В отношении дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) важной проблемой является не только шум, но и длительность подводного плавания. Уже сейчас ведущие страны мира начали переход на воздухонезависимые энергетические установки для ДЭПЛ. Благодаря таким энергоустановкам новейшие подлодки по дальности хода в подводном положении смогут в несколько раз превзойти существующие. Что касается вооружения для подводных лодок, то противокорабельные и стратегические ракеты для них будут развиваться в соответствии с описанными выше тенденциями.

Авиация, танки, артиллерия и флот, несомненно, являются немаловажными участниками современной войны. Но по-прежнему главным элементом любой армии является пехота. Техническое оснащение этой «царицы полей» также претерпит изменения. Прежде всего, они коснутся стрелкового вооружения. В последние годы наметилась тенденция на оснащение пехотинцев большим количеством электроники. Это приборы связи, навигационное оборудование, а также прицельные устройства. Более того, в ряде стран сейчас создаются комплексы оборудования для солдат, которые объединяют в себе все эти приборы и аппараты. Таким образом, в составе одного комплекса будут собраны все необходимые для солдата вещи, от оружия и средств связи до обмундирования и аптечки.

Вооруженные силы ведущих стран сейчас занимаются созданием единых систем связи и управления. Эти средства позволят упростить работу связистов, а также повысить эффективность взаимодействия подразделений различных родов войск. В отдаленной перспективе ожидается появление интегрированных систем управления, в автоматическом режиме распределяющих между участниками системы имеющуюся информацию. Причем командир какой-либо роты или взвода будет получать на свою аппаратуру именно те данные, которые необходимы для выполнения поставленной ему задачи. Аналогичным образом информация будет распределяться и на других уровнях.

Текущие тенденции в развитии вооружений и военной техники, скорее всего, сохранятся и в ближайшем будущем. Для изменения такого хода дел потребуется создание каких-то кардинально новых систем вооружения. Возможно, ими станут рельсовые пушки или боевые лазеры. Однако подобная «революция» случится не завтра и даже не послезавтра. Дело в том, что первая практически применимая рельсовая пушка будет установлена на корабль для испытаний не ранее 2018 года. Что касается лазеров, то они станут полноценным боевым средством еще позже.

«Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки»
Альберт Эйнштейн
В конце сентября стало известно, что вирус Stuxnet нанес серьезный урон иранской ядерной программе. Используя уязвимости операционной системы и пресловутый «человеческий фактор», Stuxnet успешно поразил 1368 из 5000 центрифуг на заводе по обогащению урана в Натанзе, а также сорвал сроки запуска ядерной АЭС в Бушере. Заказчик – неизвестен. Исполнитель – нерадивый сотрудник Siemens, вставивший инфицированный флэш-накопитель в рабочую станцию. Ущерб, нанесенный ядерным объектам Ирана, сопоставим с ущербом от атаки израильских ВВС.
Мир заговорил о войнах нового поколения. Кибернетические атаки могут стать идеальными инструментами следующих войн – они стремительны, эффективны в своей разрушительности и, как правило, анонимны. Сегодня государства в спешном порядке договариваются о совместной стратегии противостояния кибернетическим угрозам. Что будет завтра? К сожалению, наиболее реалистичным ответом на этот вопрос до сих пор остается невеселый афоризм Эйнштейна.
Иран беспомощен перед техно-угрозой
Передовицы мировой прессы заполонили мрачные пророчества о наступлении эры технологических войн. Над разгадкой Stuxnet – вируса, поразившего ядерные объекты Ирана – бьются эксперты самых разных направлений: от IT-безопасности до лингвистики и антропологии. Stuxnet был обнаружен антивирусными лабораториями достаточно давно, однако об истинных масштабах заражения мир узнал в конце сентября, когда стало известно о задержке запуска первой в Иране Бушерской АЭС. Несмотря на то, что Али Акбар Салехи (Ali Akbar Salehi) , глава Организации по атомной энергии Ирана, заявил, что задержка с пуском АЭС никак не связана с деятельностью вируса, Марк Фитцпатрик (Mark Fitzpatrick) , сотрудник Международного института стратегических исследований отметил, что это звучит «не очень серьезно», а Иран cклонен замалчивать реальные проблемы на АЭС. Спустя некоторое время «проговорился» Махмуд Джафари (Mahmoud Jafari), менеджер отдела проектов станции в Бушере. По его словам, Stuxnet «поразил несколько компьютеров, но не нанес какой-либо ущерб основной операционной системе станции». Sapienti sat. Ядерные объекты Ирана в Натанзе также пострадали весьма серьезно: 1368 из 5000 центрифуг были выведены из строя в результате действий Stuxnet. Когда Махмуда Ахмадинеджада после сессии Генассамблеи ООН прямо спросили о технологических проблемах с ядерной программой, он лишь пожал плечами и ничего не ответил. Отметим, что по данным New York Times, ущерб от действий вируса в Иране сравним, разве что, с атакой израильских ВВС.
Автора! Автора!
По вполне понятным причинам разработчики Stuxnet предпочитают держаться в тени, однако совершенно очевидно, что сложность вируса можно назвать беспрецедентной. Создание подобного проекта требует огромных интеллектуальных и финансовых инвестиций, а значит, под силу лишь структурам масштаба государственных. Все эксперты сходятся во мнении, что вирус не является плодом усилий «группы энтузиастов». Лоран Эсло, руководитель отдела систем безопасности Symantec предполагает, что над созданием Stuxnet работали, как минимум, от шести до десяти человек на протяжении шести-девяти месяцев. Франк Ригер (Frank Rieger), технический директор GSMK поддерживает своего коллегу - по его словам, вирус создавала команда из десяти опытных программистов, а разработка заняла около полугода. Ригер называет и ориентировочную сумму создания Stuxnet: она составляет не менее $3 млн. О военных целях вируса говорит Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского»: «Stuxnet не крадет деньги, не шлет спам и не ворует конфиденциальную информацию. Этот зловред создан, чтобы контролировать производственные процессы, в буквальном смысле управлять огромными производственными мощностями. В недалеком прошлом мы боролись с кибер-преступниками и интернет-хулиганами, теперь, боюсь, наступает время кибертерроризма, кибероружия и кибервойн». Тильман Вернер (Tillmann Werner), участник содружества специалистов в области интернет-безопасности Honeynet Project , уверен: хакеры-одиночки на такое не способны. «Stuxnet настолько совершенен с технической точки зрения, что следует исходить из того, что в разработке вредоносной программы принимали участие специалисты из госструктур, или что они, по крайней мере, оказывали какую-то помощь в ее создании», - утверждает Вернер.

В процессе анализа Stuxnet некоторые СМИ сделали вывод, что за созданием вируса стоит Израиль. Первым заговорил о причастности Израиля к атаке на Иран Джон Марков (John Markoff) , журналист New York Times, сообщив, что аналитики особо отметили название одного из фрагментов кода «myrtus» («мирт»). В переводе на иврит, «мирт» звучит как «адас», что, в свою очередь, созвучно с именем «Адасса», принадлежащем Эстер (Эсфирь) – героине еврейской истории, спасшей свой народ от уничтожения в Персидской империи. Проводя аналогию с древней Персией, на территории которой расположен современный Иран, некоторые аналитики полагают, что Израиль оставил «визитную карточку» в коде вируса. Впрочем, по мнению целого ряда экспертов, эта версия не выдерживает никакой критики и напоминает сюжет дешевого детектива – слишком уж примитивный «почерк», как для проекта такого масштаба.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что еще прошлым летом (напомним, распространение Stuxnet началось в 2009 г.) ресурс WikiLeaks сообщил о серьезной ядерной аварии в Натанзе. Вскоре после этого стало известно, что глава Организации по атомной энергии Ирана Голам Реза Агазаде (Gholam Reza Aghazadeh) ушел в отставку без объяснения причин. Примерно в это же время в СМИ появились высказывания израильских политиков и военных о возможном противостоянии с Ираном на технологическом фронте. Кроме того, Израиль скорректировал прогнозируемую дату получения Ираном атомной бомбы, отодвинув ее на 2014 год, а полномочия Меира Дагана (Meir Dagan) , главы «Моссада», были продлены ради его участия в неназванных «важных проектах».

Человеческий фактор
Примечательна история первичного заражения, положившая начало распространению вируса. Очевидно, что системы автоматизированного управления подобного уровня не подключены к Сети. Эксперт из Киберцентра НАТО в Эстонии Кеннет Гирс (Kenneth Geers) на одной из конференций о безопасности высказал предположение, что успех атаки Stuxnet зависел исключительно от контактов с нужными с людьми и… элементарных USB-накопителей. «Можно заплатить кому-то, кто запустит трояна в закрытую систему, или подменить флешку, которая предназначалась только для внутреннего пользования», - размышляет Гирс. – «Достаточно вставить в стандартный USB-разъем компьютера инфицированную флешку, и Stuxnet тут же автоматически перескакивает на операционную систему, и никакие антивирусные программы и прочие меры защиты ей не помеха». И действительно, «слабым звеном» оказался человеческий фактор – Stuxnet был занесен в систему посредством обычного USB-накопителя, который по неосторожности вставил в рабочую станцию нерадивый сотрудник. Примечательно, что после заявлений министра разведки Ирана Гейдара Мослехи (Heydar Moslehi) о задержании «ядерных шпионов» (ими оказались совершенно непричастные российские техники), руководство Siemens признало, что вирус занесли сотрудники компании, подчеркнув непреднамеренный характер заражения. Следует отметить, что Stuxnet поражает лишь конкретный тип контроллеров Siemens, а именно SIMATIC S7, который, по сведениям МАГАТЭ, используется Ираном.
Кибервойна. Поле битвы – Земля?
На конференции Virus Bulletin 2010, проходившей в Ванкувере (Канада), внимание публики привлек краткий доклад Лайама О Мерчу (Liam O Murchu) , одного из ведущих экспертов Symantec по IT-безопасности. Аналитик провел эксперимент, разъясняющий опасность кибер-угрозы лучше сотен формальных отчетов. О Мерчу установил на сцене воздушный насос, работающий под управлением операционной системы производства Siemens, инфицировал контролирующую насос рабочую станцию вирусом Stuxnet и запустил процесс в действие. Насос быстро надул воздушный шар, но процесс не остановился – шар надувался до тех пор, пока не лопнул. «Представьте, что это не воздушный шар, а иранская атомная электростанция», - сказал эксперт, поставив точку в вопросе о «серьезности» кибервойн.

Коллеги О Мерчу полностью разделяют его опасения. Исследователь Trend Micro Поль Фергюсон (Paul Ferguson) заявил, что с созданием Stuxnet в мире появилось полноценное кибер-оружие, которое выходит за рамки традиционных деструктивных схем (кража номеров кредитных карт и т.д.) и способно привести к серьезным авариям на очень опасных промышленных объектах. Фергюсон подчеркивает, что сейчас аналитики будут «буквально запугивать правительство для того, чтобы то начало принимать серьезные меры безопасности».

И действительно, глава только что созданного Киберштаба США при Пентагоне, генерал Кит Александер (Keith Alexander) , выступая в Конгрессе, публично заявил, что за последние несколько лет угроза кибервойны растет стремительными темпами. Александер напомнил о двух кибер-атаках на целые государства – на Эстонию (в 2007 г., после демонтажа «Бронзового солдата») и на Грузию (в 2008 г., во время войны с Россией).

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) в интервью Berliner Zeitung поднимает вопрос о кибернетических угрозах на самом высоком уровне. Эстонский президент подчеркивает: решение НАТО разместить Центр кибербезопасности именно в Таллине (напомним, он открылся в мае 2008 года) связано с тем, что Эстония является одной из наиболее компьютеризированных стран в Европе, а также первым государством, подвергшимся полномасштабной кибератаке в 2007 году. После атаки, парализовавшей инфраструктуру целой страны, министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо (Jaak Aaviksoo) даже потребовал от НАТО приравнять эти киберналеты к военным акциям. Схожие тезисы сегодня высказывает и президент: «Вирус Stuxnet продемонстрировал, насколько серьезно мы должны относиться к кибербезопасности, поскольку при помощи подобных продуктов может быть разрушена жизненно важная инфраструктура. В случае с Ираном вирус был, похоже, нацелен против ядерной программы, однако аналогичные вирусы могут разрушить нашу экономику, которая управляется при помощи компьютеров. Это должно обсуждаться в НАТО: если ракета разрушает электростанцию, в силу вступает параграф 5. Но как действовать в случае атаки компьютерных вирусов?» - спрашивает Тоомас Хендрик Ильвес. Предложение президента находится в русле нынешних тенденций: «Как ЕС, так и НАТО должны разработать единую политику, включая правовые нормы, которые станут основой для коллективной защиты против угрозы в киберпространстве», - считает глава государства.

С Тоомасом Хендриком Ильвесом полностью соглашается первый заместитель министра обороны США Уильям Линн (William J. Lynn) . В интервью «Радио Свобода» Линн попробовал ответить на поднятый Ильвесом вопрос: «Если удар затронул существенные элементы нашей экономики, мы, вероятно, должны считать его нападением. Но если результатом взлома было похищение данных, то это, возможно, не нападение. Между этими двумя крайностями множество других вариантов. Чтобы внятно сформулировать политическую линию, мы должны решить, где пролегает граница между взломом и нападением или между шпионажем и кражей данных. Полагаю, и в правительстве, и вне его идет дискуссия на эту тему, и я не думаю, что дискуссия эта уже исчерпана».

Кроме того, ключевым моментом выступления Уильяма Линна стало публичное оглашение пяти принципов, на которых зиждется новая стратегия кибербезопасности Соединенных Штатов. Цитируем замминистра обороны США без купюр:
«Первый из этих принципов заключается в том, что мы должны признать киберпространство тем, чем оно уже стало – новой зоной военных действий. Точно так же, как сушу, море, воздушное и космическое пространство, мы должны рассматривать киберпространство как сферу наших действий, которую мы будем защищать и на которую распространим свою военную доктрину. Вот что побудило нас создать объединенное Киберкомандование в составе Стратегического командования.

Второй принцип, о котором я уже упоминал - оборона должна быть активной. Она должна включать две общепринятые линии пассивной обороны – собственно, это обычная гигиена: вовремя ставить заплаты, обновлять свои антивирусные программы, совершенствовать средства защиты. Нужна также вторая линия обороны, которую применяют частные компании: детекторы вторжения, программы мониторинга безопасности. Все эти средства, вероятно, помогут вам отразить примерно 80 процентов нападений. Оставшиеся 20 процентов – это очень грубая оценка – изощренные атаки, которые невозможно предотвратить или остановить посредством латания дыр. Необходим гораздо более активный арсенал. Нужны инструменты, которые способны определять и блокировать вредоносный код. Нужны программы, которые будут выявлять и преследовать внутри вашей собственной сети вторгшиеся в нее зловредные элементы. Когда вы нашли их, вы должны иметь возможность заблокировать их общение с внешней сетью. Иными словами, это больше похоже на маневренную войну, чем на линию Мажино.

Третий принцип стратегии кибербезопасности – это защита гражданской инфраструктуры.

Четвертый – США и их союзники должны принять меры коллективной обороны. На предстоящем саммите НАТО в Лиссабоне будут приняты важные решения на этот счет.

Наконец, пятый принцип – США должны оставаться на передовых рубежах в разработке программного продукта».

Весьма примечательна реакция Дмитрия Рогозина , постоянного представителя России при НАТО, на происходящие в Альянсе процессы. Судя по всему, Россия крайне обеспокоена предстоящим саммитом НАТО в Лиссабоне, который состоится 20 ноября, ведь именно на нем планируется прояснить дилемму, считается ли атака на военные и правительственные компьютерные сети члена НАТО поводом для того, чтобы задействовать 5-ю статью Вашингтонского договора и ответить коллективным военным ударом. Рогозин в характерном для себя стиле пишет: «Мы, наконец, узнаем, допустимо ли для НАТО ударить по квартирам хакеров ядреной бомбой или предполагается, что кибервойна все-таки не выйдет за пределы киберпространства. В последнем сценарии у меня есть большие основания усомниться. Буквально на наших глазах в западной периодике разворачивается грандиозный скандал в связи с распространением компьютерного червя под названием Stuxnet. Я привык к чтению и отправке SMS на латинице, поэтому сразу прочел название вируса как русский глагол формы будущего времени: «стухнет». Будьте уверены, стухнет или отвалится что-нибудь у кого-нибудь обязательно, причем у тех, кто этот вирус запустил. Как известно, кто посеет ветер, тот пожнет бурю». Не решаясь комментировать литературно-творческие изыскания г-на Рогозина, отметим, что в двух крупнейших хакерских атаках на целые государства (Эстонию и Грузию) обвиняли именно Россию – возможно, именно этим вызвана столь бурная реакция впечатлительного полпреда.

Таким образом, на фоне истерии, спровоцированной Stuxnet, ряд государств заявили о необходимости формирования совместной политики по предотвращению кибератак. Приведет ли это к желаемому результату, даже если предположить, что будет выработан (и подписан) некий документ, регламентирующий использование деструктивных технологий? IT Business week это представляется крайне сомнительным, уж слишком велики соблазны, предлагаемые высокими технологиями: анонимность, безопасность (для атакующего), беспрецедентное соотношение «стоимость/эффективность». А значит, Stuxnet был только первой ласточкой эпохи техно-социальной революции, которая началась совсем не так, как мечталось.

Теги: Добавить метки

Будет вестись Третья мировая», - предупреждал президента Трумэна Альберт Эйнштейн, - «но Четвёртая - точно палками и камнями».

Нет толку спорить с Эйнштейном, он несомненно прав насчёт Четвёртой мировой войны. Однако в знаменитом изречении Эйнштейна высказано предположение, что, вплоть до момента когда мы скатимся обратно в каменный век, технологии ведения войны будут развиваться только в одном направлении: они будут становиться всё более продвинутыми, сложными, совершенными и смертоносными.

Сегодня многое из сказанного о войнах будущего подкрепляет данное предположение. Мы убеждены, что маховик инноваций вращается в одну сторону. Высокотехнологичные меры одной стороны приведут к ответным действиям другой стороны, которые будут встречены ещё более совершенными контрмерами, и так далее до бесконечности - или до тех пор, пока какая-нибудь эйнштейновская катастрофа не оборвёт цикл, низвергая нас обратно в эпоху палок и камней.

Однако в предостерегающих словах Эйнштейна упускается одна деталь: несмотря на всё наше техническое развитие, война так и не пошла дальше простых палок и камей, и даже сегодня их разрушительная сила остаётся на удивление состоятельной.

Технологическая телеология

О сохраняющейся роли палки и камня забыть легко. Когда мы думаем об военного дела, нам на ум приходят постоянно усложняющиеся технологии. Без сомнения, в истории полно примеров эскалации технологических циклов «мера, контрмера и контр-контрмера». С увеличением смертоносности мечей и копий толще становилась броня. С утяжелением брони стали нужны лошади для увеличения скорости и маневренности, а с изобретением стремени повысилась смертоносная эффективность кавалерии. Развитие больших луков проложило путь к войне на расстоянии и сокращению числа конных войск, вооружённых мечами и копьями, тем не менее впоследствии мушкеты и артиллерия заменили большие луки, автоматическое оружие заменило однозарядное и так далее до атомной бомбы - к которой работа Эйнштейна проложила столь неоднозначный путь.
Или рассмотрим радиоэлектронную войну. Например, во время Второй мировой войны союзные войска разработали активную гидроакустическую станцию для обнаружения погрузившихся немецких подводных лодок, в то время как установленные на кораблях высокочастотные радиопеленгаторы использовались для перехвата радиосигналов, посылаемых всплывшими подводными лодками. Затем Германия оборудовала свои подводные лодки радарными детекторами, в результате чего союзники разработали радар сантиметрового диапазона, который не могли обнаружить немецкие детекторы. В воздушной войне эволюция радиолокационных систем для обнаружения приближающихся самолётов привела к использованию отражателей и развитию систем генерации радиолокационных помех, что в свою очередь привело к контрмерам, направленным на усложнение генераторов помех для скачкообразного изменения частоты и самонаведения на источник излучения.

В каждом из указанных случаев технологические нововведения в военном деле приводили к новым нововведениям со стороны противника, и сегодня, как и во время Второй мировой войны, мы часто склонны предполагать неизбежность такой технической эскалации.

Именно такое предположение лежит в основе современного видения не только парадигмы ведения войны в воздухе и на море Пентагона, но и кибернетических угроз. В кибернетическом пространстве развитию интернет-коммуникационных систем противопоставляется развитие новых методов их обнаружения и нарушения интернет-связи. Нанесение кибернетических ударов привело к разработке новой кибернетической защиты, которая привела к новым и более совершенным технологиям нанесения кибернетических атак. Аналогично, парадигма ведения войны в воздухе и на море основывается на предположении, что технологии идут вперед: воздушное и морское превосходство США стимулирует почти равных конкурентов, то есть наших заклятых друзей, таких как Китай, на разработку технологий абсолютного доминирования. И таким образом, следуя логике, мы должны инвестировать в технологии противодействия указанным мерам.

На это, конечно, обычно нужны деньги и много. Также обычно требуются значительные инвестиции в ВВС и ВМФ, два вида войск, условно говоря, отодвинутые в сторону за десятилетия медленной, вялотекущей сухопутной войны в Ираке и Афганистане. Боясь оказаться не у дел, армия и морская пехот а продвигают своё высокотехнологичное видение будущего. Как утверждал в статье Ллойд Фримен, морская пехота нуждается в преобразовании, так как «в будущих конфликтах [сухопутные войска] будут играть только вторичную роль. Сухопутные войска больше не будут выигрывать войны. За них это будут делать компьютеры, ракеты, самолёты и беспилотники». В будущем, как заявляет Фримен, слоган «каждый морской пехотинец - винтовка» нужно будет трансформировать в новую концепцию «каждый морской пехотинец - ПАН (передовой авиационный наводчик)». «Морские пехотинцы освоят десятки различных платформ связи и станут экспертами в них», - продолжает Фриман. - «Они будут давать видео в режиме реального времени».

Возможно, да, возможно, нет.

И вот что мы, кажется, торопимся забыть: развитие военных технологий может идти в обоих направлениях. В биологической эволюции нет телеологии: простое необязательно становится сложным, и пока формы жизни изменяются и эволюционируют в ответ как на случайные мутации, так и условия среды, они необязательно «идут вперёд». В современном военном деле верно то же самое: высокотехнологичные меры не всегда компенсируются ещё более высокотехнологичными. Иногда верно совершенно обратное: cамыми эффективными контрмерами являются низкотехнологичные - и в истории это было продемонстрировано так же часто, как и обратное.
Нам конечно же известно об этом. Нам это просто не нравится.

Палки и камни в Афганистане

Рассмотрим совсем недавний опыт США в Афганистане. США вышли на поле боя, имея подавляющее технологическое превосходство, и вместе с тем, и новые слабые места. Талибан, малобюджетный, но вне всякого сомнения изобретательный, противник, быстро разработал низкотехнологичные ответы на наши высокотехнологичные слабые места.

Неспособный одержать верх в прямом столкновении с войсками США, Талибан, например, стал прибегать к использованию самодельных взрывных устройств (СВУ), изготовленных из подручных материалов и приводимых в действие с помощью мобильных телефонов. В ответ мы стали устанавливать на автомобили дорогие глушители сотовой связи, разработанные для предотвращения детонации СВУ с большого расстояния, когда наши войска проезжали рядом с ними. Часто такие глушители приводили к нарушению наших собственных систем связи. Их применение привело к тому, что Талибан стал использовать СВУ с механическим взрывателем. На это мы ответили, снарядив наши войска подповерхностным радиолокатором, разработанным для обнаружения сигнатуры металлических компонентов СВУ. На что Талибан ответил дальнейшим совершенствованием палок и камней, создав СВУ нажимного действия из пенорезины, пластика и дерева.

Мы столкнулись с подобными низкотехнологичными контрмерами и в других областях. Мы сделали масштабные инвестиции в технологии шифрования и наблюдения, созданные, например, чтобы предотвращать использование противником шифрования, но поскольку мы приняли как само собой разумеющееся, что потенциальный противник пойдёт по той же самой высокотехнологичной дорожке при разработке своих систем связи, мы позволили деградировать нашим возможностям обнаруживать простые FM радиостанции.
Большую часть времени войска Талибана не утруждают себя шифрованием, они открыто общаются через простые рации, используя большое число мобильных FM-ретрансляторов для передачи слабых сигналов на большие расстояния. Изначально войска США не обладали оборудованием, необходимым для перехвата таких передач и, как сообщалось, были вынуждены покупать для прослушивания дешёвые «имеющиеся в наличии сканеры диапазона радиоволн на базарах Кабула». Оборудование, необходимое для перехвата радиосвязи талибов, стало стандартным, но оказалось гораздо труднее находить самого врага, так как мы можем найти ретрансляционные вышки, но не талиба со его портативной рацией.

Аль-Каида - тоже обучающаяся организация. Столкнувшись с угрозой со стороны американских беспилотников, Аль-Каида, по поступающим данным, прибегает к низкотехнологичным контрмерам, советуя боевикам использовать грязь и травяные коврики для маскировки техники от наблюдения с воздуха. Такая тактика не будет иметь долгого успеха, но можно поспорить, что в ближайшие годы Аль-Каида найдёт новые низкотехнологичные средства для противодействия американским беспилотникам.
Теперь у вас есть общее представление. Иногда высокотехнологичные меры приводят к высокотехнологичным контрмерам, однако, иной раз высокотехнологичные меры приводят к низкотехнологичным контрмерам. Что хуже, из-за неоправданной веры в наше технологическое превосходство мы становимся опасно уязвимыми к таким низкотехнологичным приёмам.

Мораль сей басни такова

Некоторые будут склонны списать это как артефакт злополучных сухопутных войн США после 11 сентября. Несмотря на то, что 65000 американских военнослужащих по-прежнему находятся в Афганистане, мы уже начали терять интерес к этой войне и её урокам. Нам надо было думать лучше.

В 1970-х годах мы убедили себя, что Вьетнамов больше не будет, и отвернулись от какого бы то ни было опыта, который мы получили в ходе этого жестокого, затянувшегося конфликта (понимание природы асимметричной и партизанской войны, силы национализма и рисков оккупации). Затем, в Ираке и Афганистане, мы мучительно повторно выучили многие суровые уроки Вьетнама - как раз к тому моменту, когда накал войны спал, а общественность потеряла к ней интерес.

Сейчас многие лидеры как военного, так и гражданского мира готовы повторить за нами наш поствьетнамский ритуал ухода от действительности. Не будет больше Ираков и Афганистанов, говорим мы себе, мы не будем вторгаться или оккупировать территории большими сухопутными силами, а также не будем участвовать в запутанных антитеррористических операциях или операциях по поддержанию стабильности, поэтому нам не надо помнить наши ошибки, мы просто пойдём дальше. Уроки Афганистана не будут иметь применения в будущих войнах, поскольку будущие войны, если они будут, будут высокотехнологичными конфликтами с высокоразвитыми странами или противниками, поддерживаемыми такими странами.

Возможно, да, возможно, нет.

Дело вот в чём: даже если сторонники кибернетических войн и концепции ведения войны в воздухе и на море правы, даже если будущие войны будут вестись с высокотехнологичными развитыми странами - большая ошибка считать, что палки и камни не будут играть роли в таких войнах.

В конце концов, у Талибана ушло на удивление мало времени, чтобы понять, что сложным технологиям США можно с лёгкостью противопоставить низкотехнологичные приёмы. Почему мы должны думать, что почти равные нам государства, такие как Китай, не обратили на это внимания?

Роза Брукс - преподаватель права в университете Джорджтауна и старший научный сотрудник по программе Шварца в Фонде Новой Америки (New America Foundation). Она занимала пост советника заместителя министра обороны США в период с 2009 по 2011 годы, а до этого она была старшим советником в Государственном департаменте США. Её еженедельная колонка выходит каждую среду. Параллельно выходит её блог «Другим путём» (By Other Means).