Психология        12.03.2020   

Домашнее самообразование. Самообразование с чего начать. Ставьте перед собой не просто маленькие - минимальные цели. Такие, которых можно достигнуть, практически не напрягаясь. Этот подход избавляет от самобичевания: не думайте, что вы что-то не смогли и

Рано или поздно наступает момент, когда следует заняться самообразованием. И тут встает вопрос – как и с чего начинать? Если у Вас он возник – ознакомьтесь с приведенными ниже действенными советами и получите на него ответ.

Изучайте иностранные языки. Доказано, что ежедневное запоминание небольшого количества новых слов (до 20) является отличной мерой предупреждения старения мозговых клеток и препятствования их возрастным изменениям.

Кроме того, как бы ни хотелось, но в эпоху глобализации без подобных знаний не обойтись. Если не получается изучать английский – беритесь за интересующие, но помните, что все интересные данные публикуются именно на нем.

Что особо важно, следование этому совету не обязательно влечет за собой крупные денежные траты, ведь можно найти бесплатные тренинги или мастер-классы, на которых носители языка с удовольствием поделятся имеющимся опытом.

Не пренебрегайте любой возможностью самообучаться, будь то вечные пробки или наличие свободного времени. По сути, человек, при грамотном планировании своих дел, может ежедневно выделять до 3-х часов свободного времени на получение новых знаний.

Вытекает из второго. Для того, чтобы самообразованию было место в Вашей жизни, составляйте графики дел и повышайте свою эффективность. Как добиться последнего, можно прочитать в статье

Воспринимайте любую сложную ситуацию, как мотиватор для получения новых знаний, будь это новый проект, для работы с которым недостаточно навыков или спор с коллегами о чем-то неизвестном для Вас. Чтобы сократить объемы этого самого неизвестного, стоит ежедневно узнавать что-то новое и тренировать память.

Общайтесь с другими людьми, так же, как и Вы, активно изучающими что-то новое. Подобная коммуникация станет прекрасной возможностью для обмена опытом. При этом, предпочтение лучше отдать общению вживую. Так можно убить двух зайцев – узнать новое и не растерять навыки взаимодействия с другими людьми. Впрочем, подписка на интересующие источники лишней тоже не будет.

Больше практикуйтесь, ведь любые полученные знания без практики мертвы.

Как видим, чтобы самостоятельно овладевать новыми навыками или получать знания, не нужно ночами не спать или вливать в себя литры кофе. Достаточно искренне захотеть этого и использовать любые имеющиеся возможности.

Для начала запоминаем, что главный источник знаний - это люди. Люди пишут книги, посты, выступают на конференциях, делают презентации и видеоролики. Поэтому для погружения в любую интересующую нам тему нам нужно составить список людей, кто знает то, чего не знаем мы.

Начинаем с формулировки 3-5 ключевых слов, связанных с тем, что нам интересно. Помним, что по-русски и по-английски могут быть разные формулировки одного и того же явления. Сначала используем общие словари, потом - профессиональные.

Идем на . Набираем по очереди ключевые слова. Выписываем на страницу «Кто изучает эту тему» фамилии попадающихся авторов. Сохраняем в отдельный список «Планирую просмотреть» названия книг, указывая обязательно год выпуска.

Если тема исследовательская - идем на , забиваем в поисковик ключевые слова (лучше на английском) и уже найденные фамилии. Сохраняем в список «Планирую просмотреть» названия статей и ссылки на них.

Если тема профессиональная - идем просто в гугл, набираем в поисковике ключевые слова и уже найденые фамилии. Выписываем новые имена, которые встречаются на пути, сохраняем ссылки на посты, которые кажутся релевантными (по заголовку).

В простом гугле задаем «ключевые слова +конференция», «ключевые слова +conference». Находим тематические конференции, программы, презентации. А это значит, что там есть список участников. Презентации и видеоролики выступлений часто тоже выкладывают. Имена - в список имен, ссылки на выступления - в список «Планирую просмотреть».

Расставляем приоритеты крутости. Поднимаем в списке имен тех, на кого часто ссылаются.

Лакируем все это поиском в гугле «ключевое слово +courses», «ключевое слово +вебинар». Находим дистанционные и очные курсы, связанные с темой интереса. Выписываем их в список «Планирую просмотреть».

Перед вами окажется навигация по людям, которые разбирается в том, что вас интересует. Теперь можно читать посты, статьи, книги, смотреть презентации и видеоролики, записываться на участие в вебинарах и курсах. Погрузились немного в тему?

Напишите топовым людям в вашем списке: в комментариях к их блогу, по электронной почте. Задайте те вопросы, которые остались неосвещенными в материалах, изученных вами. Есть большие шансы, что вам ответят.

Учиться самостоятельно? Звучит довольно интересно и заманчиво. Однако многие люди, пришедшие к тому, что знаний, полученных ими прежде, не хватает или они по какой-то причине неактуальны, и желающие развиваться и обучаться чему-то самостоятельно, сталкиваются с определёнными трудностями. И чтобы их избежать, нужно научиться правильно организовывать процесс своего самостоятельного обучения, дабы время не было потрачено бессмысленно и впустую. Давайте разберёмся в том, что нужно делать, чтобы самостоятельное обучение было эффективным.

Чтобы самостоятельное обучение, как, впрочем, и любой другой процесс, было эффективным, надо, в первую очередь, определиться с тем, для чего вообще вам это нужно. Для чего вы хотите обучиться чему-то новому? Сможете ли потом применить полученные знания на практике? Где вы будете их применять? Что это вам даст?

Составьте для себя список основополагающих вопросов. Их может быть пять, десять, двадцать. Чем больше, тем лучше. Эти вопросы позволят вам убедиться в том, что ваши замыслы не лишены смысла, а также помогут рассмотреть результат, которого вы хотите достичь, с разных ракурсов. Ответы старайтесь давать как можно более детальные и конкретные, ничего не упуская из виду. Перечитывайте их, дополняйте и всегда держите под рукой, ведь, в случае чего, они могут стать для вас прекрасным напоминанием о том, к чему вы стремитесь, и будут мотивировать к дальнейшим действиям.

Составление плана

После того как первый этап пройден, можно приступать к . Этот план должен представлять собой ту стратегию достижения цели, которой вы намерены придерживаться в самостоятельном обучении.

Стремитесь к тому, чтобы ваш план включал в себя даже малейшие детали: при помощи каких инструментов вы собираетесь обучаться? Если книги, то что это за книги, кто их автор, как они называются, где можно их найти? В печатном они будут варианте или в электронном? Если это, к примеру, аудиосеминары или видеокурсы, то где вы их найдёте и когда планируете уделять им время? Будете ли вы прибегать к другим видам обучения – посещению факультативов, спецкуров, мастер-классов, тренингов? Какие полезные интернет-ресурсы будете использовать? Но имейте в виду, что различные занятия лучше не смешивать – они должны последовательно следовать друг за другом, иначе в голове может создаться неразбериха и результат от такого ученичества будет минимальным.

План должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и какие-то промежуточные этапы, на которых вы сможете оценивать свой прогресс. Кроме этого, все пункты должны быть соотнесены с целью вашего обучения и должны непременно способствовать ему и вашему прогрессу. Если хоть что-то мешает, вы должны исключить это из своего плана.

Время и самоорганизация

Об этом вопросе стоит поговорить отдельно, пусть он и является одной из составляющих планирования. Задумываясь о самостоятельном обучении, очень важно уяснить тот факт, что вы сами своим временным ресурсом, и никто не будет «давать вам пинка». Т.е. важен вопрос именно самодисциплины. Он включает в себя и распорядок дня и умение заставить себя делать то, что вы должны делать, вопреки множеству «веских» причин отложить запланированную работу на потом. Звучит, возможно, несколько наивно, однако большинство людей не могут организовать себя, когда начинают самостоятельно обучаться или, например, уходят работать во фриланс. Создаётся видимость того, что времени ещё достаточно и в результате важные дела откладываются на потом, что впоследствии приводит к спешке и даже срыву проектов. Для организации своего времени и расстановки приоритетов в делах удобно использовать – не примените возможностью с ней познакомиться.

Чётко определите, сколько часов в день/дней в месяц вы будете заниматься самообразованием. Если самостоятельно обучение для вас – это лишь способ, так сказать, подтянуть хвосты, повысить эрудицию и т.п., то можно уделять обучению от одного до двух-трёх часов в день. Если же это вопрос повышения квалификации, претензия на то, чтобы стать специалистом в какой-то области, то обучению должно уделяться гораздо большее время. Но это нужно определять, исходя из поставленных задач.

Кроме того, чтобы любую свободную минутку можно было провести с пользой, рекомендуется иметь в быстром доступе какие-то учебные материалы: книги, распечатки, файлы в электронной книге или на планшете. Ими можно пользоваться даже в транспорте, когда предстоит продолжительный путь, или стоя в очереди – вместо того, чтобы «считать ворон», можно изучить новый раздел учебника или прочесть интересную статью.

Самопроверка и самооценка

Исходя из того, что весь процесс самостоятельного обучения должен быть направлен на повышение уровня своих знаний, а также на эффективную реализацию намеченных планов, необходимо систематически отслеживать свой прогресс, проводя различные тесты по самопроверке и самооценке. Вы должны иметь ясное представление о том, полезны ли полученные знания, когда и где их можно использовать, достаточно ли хорошо вы понимаете всё то, что изучаете. Стремитесь к применению новых знаний на практике в своей повседневной жизни.

Для проверки можно проходить различные тематические тесты (в книгах, журналах, Интернете), писать для себя самого краткое изложение изученного, отвечать на вопросы, которые можно составлять самостоятельно даже по ходу обучения. При желании можно придумать что-нибудь ещё. Отслеживание своего прогресса поможет вам всегда получать обратную связь от процесса обучения, т.к. вы будете видеть, каковы ваши успехи, в чём вы преуспеваете, а что следует подтянуть. Вы сможете выявить свои преимущества и слабые места, и использовать эти знания для создания более эффективной модели самостоятельного обучения.

Представленные выше четыре пункта являются основополагающими, и весь процесс самостоятельного обучения держится на них. Но в дополнение можно привести ещё несколько вспомогательных рекомендаций, которые могут оказать на ваше самообразование благоприятное воздействие.

  • Обсуждайте новую информацию с окружающими людьми. Во-первых, это будет показателем того, как хорошо вы усвоили материал. Во-вторых, вы можете услышать мнение с другой точки зрения, что также может быть полезным. И, в-третьих, здоровая критика покажет вам ваши слабые места и укажет на то, что следует доработать.
  • Во время самостоятельного обучения постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира. Любые лишние мысли отвлекают и мешают сосредоточению. Поэтому, пока занимаетесь, забудьте обо всех проблемах, не думайте о делах, не потакайте своим .
  • В дополнение к основному изучаемому материалу, стремитесь к получению знаний из любых доступных и интересных вам источников: книги, фильмы, выставки, интересные места. Уделяйте время на . Это может и не относиться к конкретной сфере вашего самостоятельного изучения, но, в любом случае, сделает вас более эрудированным и всесторонне развитым человеком.
  • Обязательно работайте над собой и качествами своей личности: развивайте лидерские качества, логику, . Повышайте свой IQ, улучшайте качество общения. Работайте над дикцией, мимикой, жестами и т.д. Кроме этого, уделяйте внимание и своей внутренней жизни: медитируйте или занимайтесь другими духовными практиками, знакомьтесь с различными учениями, повышайте уровень своей осознанности. Всё это лучшим образом скажется не только на качестве вашего самостоятельного обучения, но и на качестве вашей жизни в целом.
  • Обратите внимание на качество своего времяпрепровождения и круг общения – они должны способствовать вашему личностному росту. Если вы замечаете, что люди, с которыми вы общаетесь, негативно влияют на ваше обучение (отнимают ваше время, говорят, что у вас не получится или что вы занимаетесь не тем и т.п.), то сократите время своего общения с ними. Старайтесь не делать того, что отрицательно сказывается на вашей личной продуктивности и эффективности: воздержитесь на время обучения от проведения времени перед телевизором или в соцсетях (если это не связано с обучением), употребления алкоголя, ненужных встреч и т.д.
  • Каждый день без исключения делайте, пусть и не большие, но шаги к своей цели. Не получается уделить обучению 3 часа, уделите хотя бы 30 минут. Только систематические целенаправленные действия помогут вам добиться своего.

Следуйте этим рекомендациям и встраивайте своё обучение в соответствии с основными правилами, тогда вы сможете быть уверены, что ваше время уходит не впустую, а сам процесс самостоятельного обучения будет максимально эффективным.

Мы желаем вам успехов на пути самообразования!

Знаний вокруг слишком много. Мы пытаемся запомнить множество пустых сведений, переживаем, что чего-то еще не охватили. Но если знания не нужны и вы к ним редко обращаетесь , они быстро забываются.

Выберите главное

Нельзя учиться всему сразу, нужно делать выбор.

Как понять, какой интерес самый важный? Грег Маккеон в книге «Эссенциализм» дает два радикальных совета. Во-первых, если нельзя сказать однозначное «да», то скажите однозначное «нет».

Во-вторых, используйте строгие и явные критерии. Для нового занятия выберите три оптимальных критерия, значимых для вашей жизни: например, оно должно поднимать вашу самооценку, доставлять удовольствие и приносить деньги. Чем больше критериев захватывает новая практика, тем ценнее она для вас.

Оцените практику

Выбрав занятие, выясните, чего можете в нем добиться. Узнайте, насколько развита сама практика: есть ли у нее четкие критерии успеха и провала, работают ли в ней эксперты и разрабатывают ли они собственные техники обучения? Если практика закрепилась в обществе, то вы будете ясно видеть, куда движетесь. Если четкости нет, то развиваться будет гораздо сложнее.

Поставьте конкретную цель

Нельзя просто «учиться бегать» или «говорить по-английски». Лучше превратить свое самообразование в проект с конкретными задачами, чтобы было понятно, когда вы достигните цели. Представьте, чего хотите достичь и чего реально можете добиться в заданные сроки. Не пытайтесь «хорошо разобраться грамматике», а выберите 10 самых важных тем, найдите для них как можно больше упражнений и составьте для себя финальный тест. Определите сроки: 3 месяца. Дедлайн должен быть четким.

Выстройте кругозор

Лучшее решение для саморазвития - выстроить кругозор вокруг проекта. Если учите английскую грамматику, читайте комиксы, слушайте подкасты об истории языка, сходите на лекцию по лингвистике. Если нужно подготовиться к полумарафону, смотрите документалки про известных бегунов, читайте спортивные журналы, узнайте национальный и мировой рекорд для дистанции. Кругозор поможет проекту и наметит пути к новым темам.

Но если полностью подчинить кругозор проекту, то получится не кругозор, а специализация. Поэтому лучше освободить немного времени от любого рода планов, пусть это будет открытое пространство для мимолетных интересов: случайных книг, видеоигр, лекций и чего угодно, кроме бега и грамматики.


Как организовать рабочее место

Рабочее место должно мотивировать на обучение. Лучший способ зарядить его энергией - использовать эффект прайминга. Он уже давно используется в маркетинге: образы из окружающей среды влияют на нас даже тогда, когда мы их не осознаем. Значит, если повесить над рабочим столом мотивирующие работы, постеры или схемы, то они проникнут внутрь учебного процесса без сознательных усилий. Выбирайте образы, которые быстро считываются. Сложные схемы вроде географических карт или бесконечных списков действуют слабее: их нужно анализировать.

Откажитесь от портретов мертвых гениев - нас мотивируют не их стрижки, а истории успеха. Лучше используйте вдохновляющие образцы мастерства: небольшой абзац хорошего писателя, яркий коллаж, фото любимого атлета на финише.

Думайте не только о рабочем месте, но и о рабочей среде. В нее входят любые локации, где можно заниматься. Главный критерий - подходящая для самообучения атмосфера. Местные стадионы, набережные, тайные тропинки в парках для отработки бегового шага - или любимые кафе, библиотеки, музеи для занятий английским. Создайте свою сеть самообучения. Когда дома слишком уныло, или наоборот, до дома слишком далеко, именно рабочая среда поддержит мотивацию.

Как работать с информацией

Начинайте с любого места

Регулируйте масштаб, меняйте скорости

Любое упражнение и любое произведение можно прорабатывать подробно или поверхностно. К тому же вы можете менять скорость, с которой изучаете материал. Если застряли за чтением Фолкнера на английском, попробуйте ускориться: забудьте про детали и странные выражения, главное - дочитать. Мозг получит целостный образ рассказа, а в необычной лексике разберетесь, когда будете перечитывать.

Иногда наоборот, полезно зарыться в подробности или притормозить на сложном моменте. Оцените свою когнитивную нагрузку в данный момент и подберите оптимальный масштаб и скорость.

Защита мотивации: как не сорваться

Составьте расписание

Худший способ поддерживать мотивацию - работать на вдохновении. Оно непостоянно и неуправляемо. У книги Мейсона Карри «Режим гения» ужасное название, но замечательная идея: самые разные писатели, музыканты и архитекторы верили в великую силу расписания. Бегайте хотя бы по пятнадцать минут, но каждый день, и через год будете на совершенно другом уровне.

Есть много хитростей для правильного графика. Желательно работать в одно и то же время дня: тогда расписание войдет в привычку.

Ставьте перед собой не просто маленькие - минимальные цели. Такие, которых можно достигнуть, практически не напрягаясь. Этот подход избавляет от самобичевания: не думайте, что вы что-то не смогли и не успели, даже маленький успех - это успех.

Наконец, среди этих небольших задач всегда выделяйте три, которые достаточно выполнить, чтобы в конце дня заснуть со спокойной душой.

Планируйте окончание и награду

Обязательства, которые вы берете перед собой, давят, и их нужно уравновешивать безответственным отдыхом. Всегда обозначайте, когда именно - до минуты - вы закончите. Бихевиористы отчасти правы: мы все лабораторные мыши в поисках позитивного подкрепления . Когда заканчиваете занятие, наградите себя чашкой кофе, прогулкой или интересной книжкой. Награда должна приносить простое удовольствие. Нельзя награждать себя чем-то полезным и ответственным: я час учил английский, а теперь награжу себя интервальной пробежкой - сорветесь через пару дней. Отдых должен расслаблять.

Даже если пропускаете - не бросайте

Перфекционизм уничтожает хорошие привычки. Самое страшное при самообучении - бросить всё, потому что пропустил один раз. Гораздо полезнее принимать себя со всеми своими пропусками. Лучше выполнить 30 % поставленных задач, чем не сделать ничего.

Не ведите долговую книгу провалов. Не пытайтесь компенсировать пропущенную тренировку в четверг двумя-тремя тренировками в выходные. Чем больше обязательств, тем сложнее их выполнить. Продолжайте делать то, что можете. И всегда помните о минимальных целях.

Подготовьтесь к препятствиям

Большинство препятствий, которые расстраивают расписание, можно легко предвидеть. Если у вас пробежки три раза в неделю и предстоит загородная поездка, заранее продумайте тренировку в новых условиях. Если у вас экзамен по микроэкономике, уменьшите время на английскую грамматику до 10 минут в день.

Найдите своих людей

Учиться в одиночку трудно. Даже если вы сами настроите учебный процесс, всё равно будет нужен взгляд со стороны.

Без критики любой человек скатывается к искажениям, замедляющим обучение. Кроме того, когда мотивация идет только изнутри, любые личные проблемы угрожают саморазвитию.

Найдите людей, которые тоже увлекаются бегом или английским. Начните с любительских форумов. Вы поймете, как принято разговаривать о беге, какие проблемы бывают у спортсменов. Завязывайте знакомства, ищите союзников и, главное, определите, кто лучше всего разбирается в беге. Самые полезные друзья по самообучению - это эксперты, готовые делиться опытом. Обратите внимание на других самоучек, солидарность может сыграть вам на руку.

Ищите баланс когнитивной нагрузки

Следите за собственной когнитивной нагрузкой. С одной стороны, должно быть достаточно тяжело, чтобы не застрять на одном уровне. С другой - перегрузка снижает мотивацию и может сорвать весь процесс. Найдите свой баланс, подходящий вашему расписанию и среде обучения.

Ваши цели - вне зоны комфорта

Раз за разом повторяя неправильные глаголы, вы привыкаете, вам становится всё спокойнее и приятнее, и выходить из зоны комфорта не хочется. Но если не преодолеть границы комфорта, развитие навыка может остановиться.

В то же время нельзя одним сверхусилием через них перескакивать. Двигаться нужно постепенно. Попробуйте неправильные глаголы в разных условных предложениях, потом постепенно переходите к условным конструкциям смешанного типа. Ставьте маленькие цели за границами комфортной зоны.

Как использовать обратную связь, чтобы учиться быстрее

Тестируйте себя

Без обратной связи человек не способен развиваться в выбранном деле. При самообучении обратной связи не хватает больше всего. Она не обязательно должна исходить от эксперта, иногда вы сами можете себя оценить. Танцоры и актеры используют для фидбека зеркала. С английской грамматикой самый действенный способ - постоянно тестировать себя. Прочитали новый параграф - и сразу готовите список вопросов с однозначными ответами, которые легко можно проверить. Проходите свой тест, отмечаете ошибки. Меняете вопросы местами и через некоторое время снова проверяете себя. В своем онлайн-курсе Learning how to learn Барбара Оакли приводит множество таких методов; на русском языке есть ее книга «Думай как математик».

Чем быстрее фидбек, тем лучше

Психолог Андерс Эриксон, исследуя профессионалов в разных областях, пришел к выводу: чем быстрее человек получает фидбек, тем лучше он усваивает материал. Чем больше интервал между практикой и ее оценкой, тем медленнее мы развиваемся.

Учите другого

Когда обучаешь другого человека, испытываешь перед ним больше ответственности, чем перед собой. Поставьте себе цель рассказать другу, зачем во время бега менять длину шага и как это делать правильно. Вы будете тщательнее готовиться, возиться с материалом, искать более понятные аргументы.


Ищите разных экспертов

Конечно, самый простой способ учиться - это периодически обращаться к экспертам. Даже если у вас нет денег на хороших репетиторов, ничто не мешает вам следить за публичной деятельностью экспертов: блогами, выступлениями, бесплатными мастер-классами. Составьте карту специалистов по английскому языку, чтобы знать, кому задавать важные вопросы. Помните, что лучший фидбек дают те, кто успешно занимается делом и умеет хорошо объяснять. И никогда не полагайтесь на одного эксперта, даже если он очень нравится.

Найдите тренера, поймите его критерии

Изредка можно встретить эксперта, который хорошо объясняет и готов передавать опыт на удобных для вас условиях. То есть он может стать вашим «тренером» или «мастером» в средневековом смысле слова. Социолог Пьер Бурдье считал обучение у такого мэтра более продуктивным, чем формальное образование.

Но замыкать свое образование на одном человеке опасно: можно быстро потерять автономию. В случае с экспертом-тренером основная цель - усвоить его критерии оценки. Тогда со временем можно продолжить без него. Главный риск в таком случае - это личные отношения, которые могут помешать учиться, поэтому общаться с обычными экспертами проще, чем с тренерами.

Как следить за своим прогрессом

Документируйте процесс

Ведите дневник, чтобы следить за своим продвижением. Недостаток дневника в том, что он быстро превращается в дополнительное обязательство, которое хочется бросить. Поэтому эссенциалист Маккеон предлагает не писать в дневнике много. Просто придумайте заголовок для прошедшего дня и опишите свои достижения одной фразой. Такой минималистский дневник не требует ментальной энергии и фиксирует главные моменты в обучении.

У дизайнеров есть свой формат документации - скетчбук. Это блокнот или небольшой альбом для записей, набросков, коллажей и экспериментов. Если вы работаете с визуальным материалом, например исследуете техники бега известных атлетов, то скетчбук подойдет идеально. Бег вообще легко документировать: существует целый рынок приложений для бегунов. Они собирают все данные о тренировках и даже делают рекомендации.

Повесьте над своим рабочим местом фото с соревнований или ваши тексты на английском - они будут напоминать о ярких прорывах или о самых интересных ошибках.

Анализируйте свои прошлые работы

Прошлые достижения - не просто память. Без них вы не поймете свои образовательные привычки здесь и сейчас и не сможете их изменить. Перечитывайте дневник, просматривайте старые работы и статистику в приложениях; ищите закономерности.

Вы узнаете, с какими материалами по грамматике вам было проще работать и на каких маршрутах вы бегали быстрее.

Собирайте свои идеи

Идеи возникают в любое время в любом месте. Как только мысль вспыхнула, запишите ее в телефон или блокнот - туда, куда постоянно заглядываете. Большая часть идей будет бесполезной: либо банальными, либо трудоемкими, либо фантастическими. Но изредка будут появляться оригинальные и выполнимые решения, ради них и ведите записи. Кроме того, накопленные идеи покажут, как работает ваше творческое сознание.

Изучайте свои ошибки

Ошибки говорят об учебном процессе больше, чем идеи. Идеи редко воплощаются в реальность, а ошибки всегда проявляются на практике. Чаще всего они отражают особенности вашего подхода к обучению. Мы повторяем их постоянно. Не делать одну и ту же ошибку дважды - утопия и штамп для бизнес-литературы. Поэтому коллекционируйте и изучайте свои промахи.

Опыт - это ошибки. Именно ошибки задают границу комфортной зоны, именно они определяют баланс когнитивной нагрузки. Если хотите расти над собой - делайте ошибки быстрее.

Самообразование – это процесс приобретения новых знаний без участия преподавателя, учителя или тренера. Такая форма развития интеллектуального потенциала человека может стать альтернативой или существенным дополнением традиционному процессу обучения.

Чтобы начать процесс самообразования и саморазвития, постарайтесь четко установить цели: что вы хотите сделать и к какому результату стремитесь.

Составляйте списки дел

Если вы чувствуете определенный застой и недостаток интеллектуального развития, начните составлять списки конкретных заданий. Это поможет не упустить из головы то, что хотите сделать и поможет лучше спланировать свое время. Запишите названия книг, которые хотите прочесть и укажите крайние сроки. После прочтения книги хорошо было бы посмотреть фильм по ней, чтобы взглянуть на сюжет с другой точки зрения и расширить свои знания по предмету.

Добавьте нового общения

Живое общение – незаменимый источник новых знаний и интересных взглядов, отличающихся от ваших собственных. Открытость к общению с новыми людьми никогда не повредит. В социальных сетях можно свободно общаться с людьми со всего земного шара – это уникальная возможность не только культурно обогатиться, но и подтянуть знания по иностранным языкам. Живое общение дает человеку не только знания, но и определенные навыки, повышает его эмоциональный интеллект, развивает способность быть хорошим собеседником, преодолевать конфликты и уважать позицию другого человека. Может помочь частная школа в получение углубленных знаний.

Самообразование возможно также при помощи онлайн-курсов, семинаров, вебинаров, тренингов и обучающих программ в интернете. Здесь можно свободно выбрать интересующее вас поле для изучения и методы получения информации. Ведь новые знания и идеи не сразу попадают в книги и другие печатные издания, а в программу учебных заведений и подавно. Если вы хотите самостоятельно изучать определенную отрасль, можно составить индивидуальную программу: выбрать информацию, подходы и методы, которые интересны и удобны именно вам, составить перечень соответствующей литературы и следить за выполнением этой программы.

Найти время – просто

Найти время на самообразование гораздо легче, чем на посещение учебного заведения. Когда едете в метро или другом общественном транспорте удобно читать и смотреть видео, а когда выходите на пробежку или идете на работу пешком – слушать аудиокниги и подкасты. Более того, вы экономите не только время, но и деньги – при самостоятельном обучении вам не нужно оплачивать услуги преподавателей, а большинство ресурсов доступны совершенно бесплатно.