БухУчет        24.01.2022   

Две полосы жизни. Ликбез. Русский язык — Эта кривая арка на самом деле симметрична

Есть еще один смысл в двух колонках, отображающих две разные картины мира.

Смысл очень важный для нас.

Ты, конечно же, знаешь, что жизнь полосатая. Жизнь - зебра, где черные полосы перемежаются с белыми. На смену белой полосе приходит черная, потом опять наступает белая, но, к сожалению, опять начинается черная полоса. Такое представление о жизни привычно для нас.

И по опыту наших жизней мы знаем, что черные полосы очень часто бывают долгими, а белые полосы проходят быстро. Не успеешь попасть в белую полосу, как она уже закончилась и опять началась черная полоса…

Но давай внесем одну небольшую поправку в наше представление о полосах жизни. И она изменит все наше представление о жизни.

В жизни всего две полосы - черная и белая. Но только расположены они не горизонтально, а вертикально!

И перед тобой в этих двух колонках - изображение, смысловое наполнение этих двух полос.

Черная полоса наполнена тяжелыми, мрачными, темными, негативными представлениями и убеждениями о жизни, которые и создают такую же мрачную, темную жизнь. Темную полосу нашей жизни.

Белая полоса наполнена светлыми, легкими, радостными, позитивными представлениями и убеждениями, которые делают нашу реальную жизнь светлой, радостной.

В черной полосе хранятся все наши: «Не получится… Не смогу… Нет настроения… Нет сил… За что это мне… Опять начались неприятности… Я заболеваю… Я одинок…»

В белой полосе - находятся все наши: «Я смогу… Я достигну… Я знаю, умею… Я учусь… Я полон сил... Я создаю успех... Я притягиваю деньги… Я строю отношения…»

Но мы живем большей частью в черной полосе, потому что живем в наших негативных представлениях и убеждениях, живем в обвинениях и недовольстве, живем в поступках, вытекающих из таких представлений, - ссорах и конфликтах. Мы живем такой тяжелой жизнью, живем, мучаемся и думаем: «Когда же она кончится!»

Но она не кончается. Потому что мы продолжаем негативно мыслить, продолжаем жить в негативных представлениях о жизни, о себе и своих возможностях, продолжаем совершать негативные поступки.

Но иногда мы вырываемся на белую полосу. Мы переходим в нее тогда, когда начинаем мыслить позитивно, когда начинаем верить в лучшее, видеть хорошее, когда начинаем ценить себя, когда начинаем признавать свою ответственность за все, что происходит в нашей жизни.

И мы могли бы жить в этой белой полосе радостной, успешной, легкой жизнью долго, всегда, если бы не позволяли негативному мышлению, людям с негативным мышлением перетаскивать нас в черную полосу.

Стоит нам опять засомневаться в себе, впустить в себя хотя бы одну негативную мысль, как мы опять оказываемся «на пути» в черную полосу.


Одна негативная мысль цепляет другую, привлекает третью, притягивает четвертую…

Например, достаточно ощутить негативные переживания по поводу работы, позволить себе выразить это в мыслях: «Работы нет… Не смогу устроиться…», как под эти негативные мысли притянутся негативные чувства - растерянность, тревога, неуверенность, страх.

За ними возникают негативные представления о жизни: «Жизнь трудна. Жизнь несправедлива».

Это вызывает новый поток негативных чувств - отчаяние, обиду, возмущение жизнью и ее несправедливостью: «Почему одним все, другим ничего… За что меня Бог наказал… Чем я хуже других…»

За этим потоком - новый виток негативных мыслей и чувств по поводу людей - зависть, злость, раздражение, поиск виноватых и т. д.

Негативные мысли, как снежный ком, нарастают, увеличиваются, и вот уже ты погребен под ними, ты - в темном потоке. Ты - в черной полосе своей жизни.

Но кто создал эту полосу?

Кто творец своей жизни, кроме тебя?

И если ты не останавливаешь поток негативных мыслей, ты не останавливаешь и свою негативную жизнь.

Выбери белую полосу. В ней можно просто жить, а не только попадать туда иногда!

Стань позитивным - и белая полоса примет тебя в свои объятия! Признай свою ответственность за все, что происходит с тобой в твоей жизни, начни мыслить с позиции «Я», как мыслят личности, - и ты уже в позитивном мышлении, в белой полосе.

Потому что признание своей ответственности - самое позитивное и сильное убеждение, которое лежит в основе всего позитивного мышления и всей белой полосы нашей жизни.

Именно потому, что позитивно мыслящие люди при любых событиях, в любых ситуациях, в любой реальности помнят о своей ответственности за все, что происходит в их жизни - они никогда и не опускаются в негатив.

Даже осознавая, что они натворили в своей жизни что-то не то, в чем-то ошиблись, или в чем-то поторопились - они не переходят в негодование, сетование на жизнь и поиск виноватых. Они знают - все, что происходит в их жизни создано ими самими. И даже ошибка в творчестве - только подтверждает саму идею: «Я творец своей жизни!» И нужно просто осознать ошибку и начать творить заново - лучше, чище, успешнее.

ВАРИАНТ № 1

Второй уровень

1.

Сформулируйте

Сформулируйте

Вся наша жизнь между двумя полосами - добром и злом. Помните простенький опыт с магнитом и железными опилками - их тянет то к плюсу, то к минусу, и в этой притягательной власти заключён важнейший закон физики. Может быть, ему подобен и важнейший закон жизни - <...> борьба между плюсом и минусом, добром и злом, перемена влияния то одного, то иного, что и составляет загадочную тайну бытия , в которой так часто несовпадаемы и неточ-ны задачи и ответы.

Почти всякая правда горька. По крайней мере, с привкусом горечи. Правда человеческо-го одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежно, и много надо душевных трат произ-вести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды.


И здесь первое право - учителю, воспитателю, тому, кто имеет силы и решимость ис-править пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь.

Много ли таких, оглянёмся вокруг...

Увы - пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там светит яркий огонёк.

Искорки эти превратить в костры, тёмную пустошь - в светлую площадь тепла и ду-шевности - вот высшая общественная цель.

Но кто он, спасатель, а не просто присутствующий при беде?

Какая душа у него, каковы его человеческие, личностные возможности? Каков разрыв в нём между словами и улыбками и том, что на душе? Не жестокость ли там, не равнодушие ли, не корысть ли - ведь одинокий ребёнок, тронутый бедой, не знает, что есть истина, как выгля-дит правда.

Вот справедливость - её он знает и чувствует, нутром чувствует, человеческой своей сутью. Несправедливость различает с маху, и ничем потом не уговоришь, никакими посулами не отворотишь жестокий взгляд детской правды.

И всё же взрослому, избравшему право быть с детской бедой, вручается право верховно-го судьи и адвоката, спасителя и губителя, любимца и ненавистника.

Дети не жалуются на взрослых, они ещё не обучены этому. Эту «школу» они проходят во времени и пространстве, подталкиваемые неправдой. Изначально ребёнок не знает такой ме-ры отношений.

Высший взрослый грех - воспользоваться таким незнанием. Высший грех воспитате-

ля - воспользоваться правом взрослого на истину в последней инстанции. Высший человечес-кий грех - выносить приговор беззащитной личности ребёнка, лишая его права на будущее.

На весах времени взвешивает жизнь милосердие и жестокость, боль и бесстыдство. И человеком по праву зовётся лишь тот, кто добр не только к своим, но ко всем, чья любовь бес-корыстна, а поступок не мним.

Если проверять себя такой правдой, то мы, пожалуй, сможем спасти наше детство.

Надо устыдиться, встрепенуться, искупить грехи и совершить поступок.

(А. Лиханов)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

ВАРИАНТ № 2

Второй уровень

1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргумен-тируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оце-нивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Мудрый никогда не хвастается своей мудростью, сознавая ограниченность ума. И только глупый, воображая себя знающим, возбуждает у простаков почтение, а среди умных - в луч-шем случае - насмешку.

Возраст зрелости и мудрости у каждого свой.


Высшая мудрость - умение прилагать свои знания и талант на деле. Но любознатель-ный, постоянно размышляющий всегда испытывает недостаток психической энергии и времени для проявления способностей на деле.

Чем больше человек знает, тем больше склоняется в смирении перед тем, чего не знает. Но иной от знаний раздувается, как пузырь, и становится самодовольным.

Люди редко признают цену мудрости, так как не способны ее понять. Чаще всего умного и талантливого может распознать только гот, кто сам умен. Поэтому гении нередко умирают непризнанными и в безвестности. Простачки не способны познать мудрость, а завистливые к
тому же всеми силами стараются ее принизить.

Кто-то сказал, что высшая мудрость - справедливая деятельность. Мудрость не может быть иной, она - нравственна. Творящие зло могут быть умными, но не мудрыми.

Неожиданные события порождают новые мысли и обогащают мудрость, тогда как мыс-ли, ведущие к бездействию, парализуют волю. У недостаточно мудрых гнев калечит душу и мутит разум, а самомнение и страсть его умаляют. Плохо образованные и недостаточно мудрые всегда враждебны к тому, что выходит за пределы их сознания.

Для того чтобы быть простым, надо обладать светлым умом и чистой душой. Но просто-ту часто воспринимают как недостаток ума. Откровенное признание в незнании чего-либо ум-ный примет за искренность и бесхитростность, а недалекий - как признак глупости.

Без сомнения главный признак мудрости - стойкость к жизненным неудачам и ра-достное отношение к жизни. Я вспоминаю глубокого старика профессора-зоолога -
никова. Когда ему пакостили молодые зоологи Академии наук РК только лишь потому, что он был неизмеримо выше их и по знаниям, и по душевным качествам, он весело смеялся. Таким же был безвременно погибший мой друг, инвалид, талантливейший человек Б. Шмидт.

Ум и образованность - разные категории и далеко не всегда сочетаются в одном чело-веке. 3нание и ум не одно и то же. Можно многое знать и не уметь использовать свои знания. Ум всегда ограничен, зато глупость многолика и безгранична. Вообще, признак ума - умение из частного складывать представление об общем и наоборот. Умение предвидеть - признак сильного ума, а умение критически относиться к своим мыслям - ценное качество, особенно если оно постоянно. Такими чертами характера обладают очень немногие.

Вряд ли правильно утверждение, что лучше знать немногое, но хорошо, чем много, но поверхностно. Узкая специализация ведет к ограниченности. (34)По-видимому, для развития ума важно разумное сочетание этих обеих крайностей.

Нередко возле «Л»-образных бетонных опор линий электропередач можно заметить несколько тропинок: одна - небольшая -посредине, а две другие - покрупнее - огибают треугольный портал стороной. Электрики разводят руками, но народ понимает, почему нельзя проходить между двумя столбами. Стоит это узнать, ведь таких конструкций немало в каждом населенном пункте.

Подпорки для столбов ЛЭП: техническая сторона

Наклонные подпорки к электрическим столбам воздушных линий используются для придания опоре дополнительной устойчивости. Такие вспомогательные конструкции применяются только на следующих типах опор ЛЭП:

  • Анкерные - предназначены для натяжения проводов на участке;
  • Концевые - располагаются на крайних точках линии. От них отходят провода непосредственно к электрическим подстанциям;
  • Угловые - устанавливаются в точках поворота линии. Дополнительная опора им нужна потому, что помимо обычной нагрузки для промежуточной ЛЭП на них действует сила поперечного натяжения проводов.

Рассмотрим конструктивные особенности подкосов:

  • Как правило, изготовляются из бетона (хотя еще можно встретить и более бюджетные деревянные варианты);
  • Основание крепится на поверхности земли с использованием фундамента. Вверху оба столба сцепляются с помощью металлических узлов крепления, которые называются укосами или подкосами.
  • Угол между двумя столбами составляет от 20 градусов (угловые столбы серий УНт-ДБ7) до 24 градусов (все остальные типы).

Мистическое значение «чертовых ворот»

Итак, мы убедились в прямом практическом назначении бетонных электрических столбов, расположенных один к другому в форме буквы «Л». Однако в народе эта конструкция известна под разными именами: чертовы, собачьи или даже кошачьи ворота.

Пройти под ней, значит навлечь на себя беду :

  1. Человека без видимой на то причины начнут преследовать несчастья, наступит черная полоса в жизни;
  2. К таким «воротам» ходят тяжело больные, чтобы отдать им свой недуг. Он живет там некоторое время, пока не пристанет к проходящему через них;
  3. Если пара друзей или возлюбленных пройдут так, что столб окажется между ними - быть глубокой ссоре или разводу;
  4. Плохие мысли, которые приходят на ум во время прохождения через подпорку, имеют свойство сбываться. Поэтому нужно миновать это препятствие с максимально чистой от зла головой;
  5. Особо опасны для человека концевые опоры: они буквально сулят конец тому, кто рискнет пренебречь народными поверьями и пересечет бетонный треугольник.

Причины возникновения суеверия

Точного происхождения поверья сегодня не знает никто. Выдвигается множество версий, одна чуднее другой:

  • Это портал в иной мир. Преднамеренно попадать в него могут только маги и колдуны, а обычного смертного там поджидают лишь опасности. Причиной тому якобы заостренная кверху конструкция (в народе называется «козлом»), которая накапливает отрицательную энергетику. Поэтому все своды в православных храмах закруглены. Арки в обычных зданиях закругляют по той же причине;
  • Псевдохристианское поверье гласит, что треугольная форма прохода символизирует Троицу . Пройдя через такие «ворота», человек навсегда отречется от религии и отдаст себя в лапы темных сил;
  • Согласно еще одной околорелигиозной версии, склоненные друг к другу столбы напоминают распятие , проходить под которым никто из правоверных не должен;
  • В древние времена на Руси висельников казнили на столбах, напоминающих внешне современные угловые опоры ЛЭП. Поскольку такая участь чаще всего ожидала конокрадов-цыган, то «козлы» снискали название «цыганские ворота».

Более реальные опасности

Нежелание проходить под подпоркой может иметь не только иррациональные, но и вполне логичные корни:

  1. В условиях всероссийского разгильдяйства, касающегося в том числе строительства, никто не вправе исключать опасности падения столба. Причиной тому может быть отсутствие индивидуального фундамента у подпорки или неправильное крепление металлического подкоса;
  2. Последствия природных катаклизмов - землетрясений или более привычных для наших палестин ураганов - также негативно сказываются на устойчивости увесистых бетонных конструкций;
  3. Если опоры изготовлены из вымоченного в крезоте дерева без должной изоляции, вероятен риск прохождения тока по земле. В условиях повышенной влажности его величины вполне достаточно для нанесения значительного вредя здоровью. Особенно на селе, где долгое время была жива привычка ходить босиком (в том числе по лужам). Поэтому традиция обходить «собачьи ворота» идет именно из деревни.

Однако все вышеперечисленные опасности (как реальные, так и мнимые) мало убеждают службы ЖКХ, почему они исправно асфальтируют дорожку аккурат через «чертовы ворота».

Нейтрализация приметы

Хорошо, что наряду с плохой приметой в народе ходят и пути избавления или минимизации ее последствий, если обойти это проклятое место нельзя (например, если рядом проезжая часть или забор):

  • При подходе нужно сказать по себя слова «Кошка-кошка, отвори ворота». Миновав препятствие, говорят: «Кошка-кошка, затвори ворота»;
  • Более ленивые люди полагают, что достаточно обойтись универсальным средством защиты от проклятия: скрещенными средним и указательным пальцами;
  • Если человек прошел через портал по ошибке и невнимательности, но вовремя опомнился, то достаточно вернуться назад и пойти более безопасным путем мимо нехорошего места;
  • Не лишним будет посещение церкви и молитва, обращенная к Господу.

Иногда все же плохая примета настигает человека и приносит ему немало бед. В этом случае следует обратиться к опытному колдуну, который посоветует подходящий ситуации заговор или оберегающий от несчастья оберег. Церковь настоятельно не рекомендует обращаться к таким шарлатанам, но зачастую это последнее средство в борьбе с темными силами.

Чтобы придать опоре электрического столба больше устойчивости и избежать падения провода на землю, ставят дополнительную деревянную или бетонную подпорку. Это нехитрое приспособление снискало недобрую славу в народе. Интернет кишит от многочисленных версий, почему нельзя проходить между двумя столбами. Тут и действие потусторонних сил, и вольная трактовка православия. Однако человек разумный может смело махнуть на все эти нелепые доводы рукой и ходить там, где ему заблагорассудится.

Видео: что произойдет, если пройти между столбами

В данном ролике Кирилл Ложкин расскажет, откуда появилась эта примета, какие последствия прохода через «чертовы ворота» могут ожидать вас:

Текст № 1 (1)Вся наша жизнь между двумя полосами — добром и злом. (2)Помните простенький опыт с магнитом и железными опилками — их тянет то к плюсу, то к минусу, и в этой притягательной власти заключён важнейший закон физики. (3)Может быть, ему подобен и важнейший закон жизни — <…> борьба между плюсом и минусом, добром и злом, перемена влияния то одного, то иного, что и составляет загадочную тайну бытия, в которой так часто несовпадаемы и неточны задачи и ответы. (4)Почти всякая правда горька. (5)По крайней мере, с привкусом горечи. (6)Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежно, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды. (7)И здесь первое право — учителю, воспитателю, тому, кто имеет силы и решимость исправить пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь. (8)Много ли таких, оглянёмся вокруг… (9)Увы — пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там светит яркий огонёк. (10)Искорки эти превратить в костры, тёмную пустошь — в светлую площадь тепла и душевности — вот высшая общественная цель. (11)Но кто он, спасатель, а не просто присутствующий при беде? (12)Какая душа у него, каковы его человеческие, личностные возможности? (13)Каков разрыв в нём между словами и улыбками и тем, что на душе? (14)Не жестокость ли там, не равнодушие ли, не корысть ли — ведь одинокий ребёнок, тронутый бедой, не знает, что есть истина, как выглядит правда. (15)Вот справедливость — её он знает и чувствует, нутром чувствует, человеческой своей сутью. (16)Несправедливость различает с маху, и ничем потом не уговоришь, никакими посулами не отворотишь жестокий взгляд детской правды. (17)И всё же взрослому, избравшему право быть с детской бедой, вручается право верховного судьи и адвоката, спасителя и губителя, любимца и ненавистника. (18)Дети не жалуются на взрослых, они ещё не обучены этому. (19)Эту «школу» они проходят во времени и пространстве, подталкиваемые неправдой. (20)Изначально ребёнок не знает такой меры отношений. (21)Высший взрослый грех — воспользоваться таким незнанием. (22)Высший грех воспитателя — воспользоваться правом взрослого на истину в последней инстанции. (23)Высший человеческий грех — выносить приговор беззащитной личности ребёнка, лишая его права на будущее. (24)На весах времени взвешивает жизнь милосердие и жестокость, боль и бесстыдство. (25)И человеком по праву зовётся лишь тот, кто добр не только к своим, но ко всем, чья любовь бескорыстна, а поступок не мним. (26)Если проверять себя такой правдой, то мы, пожалуй, сможем спасти наше детство. (27)Надо устыдиться, встрепенуться, искупить грехи и совершить поступок. (А. Лиханов*) Текст № 2 (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе. (6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна? (9)Жизнь зверей -- это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать. (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку? (19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания. (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено. − (25)Для работы. − (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать. (27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их. (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда. (По Б.Л. Васильеву*) Текст № 3. Л. Улицкая. Бедные родственники Двадцать первого числа, если оно не приходилось на воскресенье, в пустоватом проеме между обедом и чаем, к Анне Марковне приходила ее троюродная сестра Ася Шафран. Если двадцать первое приходилось на воскресенье, когда вся семья была в сборе, то Ася приходила двадцать второго, в понедельник, потому что она стеснялась своей бедности и слабоумия. Часа в четыре она звонила в дверь и через некоторое время слышала из глубины квартиры тяжелые шаги и бессмысленное: «Кто там?», потому что по дурацкому хихиканью за дверью, да и по календарю, Анна Марковна должна была знать, что пришла Ася. «Это я пришла, Анечка, я мимо проходила, думаю, загляну, может, ты дома…» - целуя Анечкину полную щеку и не переставая хихикать, избыточно и фальшиво говорила Ася… потому что не было ничего очевиднее того, что это пришла она, Ася, бедная родственница, за своим ежемесячным пособием. Когда-то они учились в одном классе гимназии, ходили в одинаковых серо-голубых форменных платьях, пошитых у лучшего в Калуге портного, носили на пышных грудях одинаковые гимназические значки «КЖГС», на много лет предвосхитившие собой время повальных аббревиатур. Однако эти ажурные буквы означали не «государственный совет» по «К» и «Ж», который мог быть кожевенным или железнодорожным, по моде грядущих лет, но всего лишь калужскую женскую гимназию Саловой, которая, будучи частным заведением, позволяла себе обучать богатых еврейских девочек в той пропорции, которую могло обеспечить реденькое еврейское население насквозь русской полудеревенской Калуги с наглыми козами, блуждающими по улицам будущей столицы космонавтики. Анечка была отличницей с толстой косой, перекинутой через плечо; в ее тетрадках последняя страница не отличалась от первой, особенно красивой и старательной. У Аси не было такого рвения к учению, что у Ани: французские глаголы, нескончаемые частоколы дат и красивые безделушки теорем влетали в одно ее ухо, полуприкрытое пружинистыми беспорядочно-курчавыми белесыми волосами, и, покуда она рисовала тонко очиненным карандашом карикатуру на подлого преподавателя истории Семена Афанасьевича, вылетали из другого. Ася была живая, веселая и славная барышня, но никто, кроме Анны Марковны, не помнил ее такой… Глупо накрашенная Ася, слегка подрагивая головой, сняла с себя расшитое черными шелковыми ленточками абрикосового цвета пальто Анны Марковны, которая всю жизнь отдавала ей свои старые вещи и давно уже смирилась с тем, как ловко, иногда одним движением своих прикладистых рук, Ася превращала ее почтенную одежду в лохмотья сумасшедшего. Пришитые Асей черные ленточки в некоторых местах отстали и образовали петли и бантики, и все вместе это напоминало остроумный маскарадный костюм нотной тетради. Из-под зеленого берета на лоб свисала черная бахрома, гибрид вуали и челки, а на губы была всегда натянута зачаточная улыбка, готовая немедленно исчезнуть - или рассыпаться искательным хихиканьем. - Проходи, Ася, - приветливо и величественно пропустила ее Анна Марковна в столовую. На ковровой кушетке лежал Григорий Вениаминович, муж Анны Марковны. Он неважно себя чувствовал, пораньше ушел из университета, оставив два лекционных часа своего блестящего курса по гистологии очень толковому, но довольно небрежному ассистенту. Увидев Асю, он кисло хмыкнул, спросил у нее, как дела, и, не дожидаясь ответа, ушел в смежную со столовой спальню, закрыв за собой двойную стеклянную дверь. - Гриша себя неважно чувствует, - объяснила Анна Марковна и его дневное присутствие, и исчезновение. - Я на минуточку зашла, Анечка. В Петровском пассаже есть китайские термосы. Я купила несколько, - соврала она. - Очень красивые. С птичками. Не купить тебе? - Нет, спасибо. У меня один есть, и он мне совершенно не нужен, слава богу. - В ее голове термос был связан с поездками в больницу, а не с загородными экскурсиями. - Как Ирочка? - спросила Ася о внучке. Ей не надо было каждый раз придумывать вопросы, она спрашивала последовательно о всех членах семьи, и обычно Анна Марковна коротко отвечала, иногда увлекаясь и вкладывая в свои ответы подробности, предназначенные для более значительных собеседников. На этот раз первый же вопрос оказался удачным, потому что Ирочка вчера объявила, что выходит замуж, и вся семья, совершенно не подготовленная к этому, была взволнована и несколько огорчена. И поэтому Анна Марковна начала довольно пространно рассказывать об этом событии, располагая четко, в два столбца, его плюсы и минусы. - Мальчик хороший, они дружат со школы, он тоже на втором курсе, в авиационном, учится хорошо, внешне ничего, но ужасно длинный, худой, в Ирку влюблен без памяти, звонит каждый день по пять раз, музыкальный - никогда не учился, пришел, сел за пианино, прекрасно, по слуху, любую мелодию подбирает. Семья, конечно, ты понимаешь… - Ася понимающе затрясла головой, - очень простая. Отец - домоуправ, инвалид. Говорят, попивает. - При этих словах Ася довольно уместно захихикала, а Анна Марковна продолжала: - Но мать - очень приличная женщина. Очень достойная. Четверо детей, два старших мальчика в институте, младшие, близняшки, мальчик и девочка, прелестные… - У Анны Марковны все дети без исключения были прелестными. - Я их видела: чистенькие, опрятные, воспитанные. Сережкину мать я знаю давно, она работала в Ирочкиной школе секретарем. Ничего плохого, во всяком случае, про нее сказать не могу. Он, конечно, очень молодой, ни кола ни двора, их обоих еще долго тянуть надо, но не в этом дело. Гриша считает, что они должны жить отдельно. Снимать! Ты представляешь? Ирка, ей надо учиться, а она будет бегать за продуктами, стряпать, стирать, а то и родит… институт бросит! Да я себе этого не прощу! Наконец Анна Марковна спохватилась, что всего этого Асе знать вовсе не надо. Но Ася сидела с наслаждением на черном дубовом стуле, оперши накрашенную щеку на руку, и счастливо улыбалась, и нетерпеливо дергала веками, выбирая зазор между словами Анны Марковны, чтобы сказать: - Анечка, а пусть у меня они живут! - Да ты что, Ася?! - всерьез отозвалась она, представив себе длинную Асину комнату на Пятницкой, в конце коленчатого коридора, возле кухни. Какая-то лавка старьевщика, а не жилье. Все стены в беспорядочно вбитых гвоздях всех размеров, на одном мужское пальто, на другом - блузка, на третьем - открыточка или пучок травы. Запах - невозможный, настоящее жилище сумасшедшего; и повсюду еще стопки газет, к которым Ася питала необъяснимое пристрастие… Анна Марковна засмеялась - как это она в первое мгновение об этом серьезно подумала? Ася в ответ на смех тоже послушно засмеялась, а потом спросила: - А почему нет? У меня и ширмочка есть. Я бы завтрак им готовила. Пусть живут. Анна Марковна отмахнулась: - Ладно, сами разберутся. У Ирочки, в конце концов, родители есть. Пусть подумают хоть раз в жизни, а то он привык, - родители незаметно ополовинились до одного зятя, которого не очень любили в семье, - всю жизнь на всем готовом… Давай чаю попьем, Ася, - предложила Анна Марковна и крикнула в открытую дверь: - Нина, поставьте, пожалуйста, чайник!.. А какие у тебя новости, Ася? - спросила вежливо и незаинтересованно Анна Марковна. - Вот вчера я была у Берты. Она хочет Матиасу пальто купить, а он не дается. У них Рая из Ленинграда гостит. Фотографии показывала своих внучек. - Сколько им лет? - заинтересовалась Анна Марковна. - Одна совсем большая, невеста, а другой лет двенадцать. - Да что ты! Когда это они успели вырасти? Они плели этот житейский вздор, Анна Марковна - снисходительно, с ощущением выполняемого родственного долга, Ася - чистосердечно и старательно. Вошла с чайником и поставила его на подставку домработница Нина, красавица с перманентными волосами веником на плечи, с двумя заколками на висках. Далее разговор дам шел по-французски, что всегда приводило Нину в тихую ярость. Она была уверена, что хозяйка ругает ее по-еврейски. - Наша новая домработница. Очень хорошая девочка. Дусина племянница, из ее деревни. Это она нам после замужества выписала в подарок, - засмеялась Анна Марковна. - Очень красивая, - залюбовалась на Нину Ася. - Да, - с гордостью отозвалась Анна Марковна, - настоящая русская красавица. У Анны Марковны была легкая рука - устраивать жизнь деревенских девушек, своих домработниц. Они учились в вечерней школе, куда их непременно устраивала Анна Марковна, ходили на какие-то курсы, потом выходили замуж и приходили в гости по праздникам с детьми и мужьями. Чай пили из богатых синих чашек. В розовые розетки из такого странного стекла, что они казались оббитыми, Анна Марковна положила зеленое варенье из крыжовника, сваренное по редкому рецепту, который она считала своим достоянием. - Какое варенье у тебя красивое! - восхитилась Ася. - А помнишь наши уроки домоводства? - Конечно, сама Лидия Григорьевна Салова вела. У меня всегда хуже всех получалось, - с парадоксальной гордостью поддержала Ася. - Помнишь, торт именинный всегда пекли ей на день ангела… Да, да, - спохватилась Анна Марковна, что много времени даром потратила, - у меня тут для тебя кое-что приготовлено. Вот, ночная рубашка, зашьешь немного, она крепкая, перчатки верблюжьи Гришины, ну и там по мелочи, - не вдаваясь в унизительные подробности, поскольку на стуле были стопкой сложены заплатанные женские трико… Доисторическая сумочка с большим черепаховым замком на устах торопливо проглотила всю эту мануфактуру вместе с четырьмя завернутыми в салфетку кусками пирога и банкой с рыбой. Их часовое свидание приближалось к кульминации - и к развязке. Анна Марковна вставала, шла в спальню, звенела там ключами от шкафа и через минуту выносила оттуда заготовленный заранее серый конверт с большой радужной сторублевкой - не по теперешнему, разумеется, счету. - Это тебе, Асенька, - с оттенком торжественности передавала она конверт. Ася, которая была намного выше Анны Марковны, по-детски краснела и сутулилась, чтобы придать происходящему правильную пропорцию: она, маленькая Асенька, принимает подарок от своей большой и старшей сестры. В обе руки она брала конверт, набитая туго сумка висела на искривленном запястье, и она пыталась одновременно снять ее с руки, расстегнуть и засунуть большой конверт в набитую туго сумочку… Свидание было окончено. Анна Марковна провожала гостью в прихожую, с колыхнувшейся сердечностью целовала ее в накрашенную щеку, и Ася, испытывая облегчение, слегка унижающее ее искреннюю любовь и безмерное почтение к троюродной сестре, скатывалась чуть ли не вприпрыжку со второго этажа, легкими худыми ногами отмахивала по Долгоруковской до Садового кольца и ровно через сорок минут была в Костянском переулке, у своей подружки Маруськи Фомичевой. На шаткий стол, припертый к сырой стене, она выгружала богатые подарки. Поколебавшись минуту над верблюжьими перчатками, она выложила их, а под стопку с чиненым бельем засунула большой серый конверт. - Ишь ты, ишь ты, Ася Самолна, балуешь ты меня, - бормотала скомканная полупарализованная старуха. И Ася Шафран, наша полоумная родственница, сияла. Текст № 4 (1)У бабушки доброта была гармоничная и умиляла. (2)У жившей с нею тети Анны доброта эта переходила всякие пределы и больше раздражала. (3)Худая, с птичьим личиком, с медленно-степенными движениями, она была учительницей музыки. (4)У неё учились музыке сёстры и все наши знакомые барышни. (5)За уроками лицо её было строго, серьёзно и торжественно. (6)Но учительница она была очень плохая. (7)Всем её ученицам, сколько-нибудь способным, приходилось потом переучиваться. (8)У неё самой рояль был плохонький и звучал, как слабо натянутый барабан. (9)Я никогда не слышал, чтоб она сама что-нибудь играла, - только кадрили и польки, когда мы танцевали. (10)Всегда она была в хлопотах. (11)Всегда у неё было какое-нибудь ужасно бедное семейство, которое нужно было накормить, страшно несчастный человек, которого нужно было пристроить. (12)Она обходила знакомых, собирала деньги, выпрашивала место. (13)Собранные деньги главою несчастного семейства пропивались; несчастный человек, получивший место, оказывался прохвостом или пропойцей. (14)И уже давно никто не верил рекомендациям тёти Анны. (15)Несчастие другого человека не давало ей покоя, не давало жить. (16)Вернее, даже не так, а вот как: свою жажду помощи её тянуло утолить так же неодолимо и настойчиво, как пьяницу тянет к вину. (17)Когда она знала, что денег не пожертвуют, она просила ссудить определённую сумму на время. - (18)Дайте мне взаймы двадцать рублей, - просила она. (19)Через три дня я получу в женском епархиальном училище за уроки музыки и отдам. - (20)Ну смотрите, только на три дня даю! (21)Если не отдадите, поставите меня в безвыходное положение. - (22)Ну конечно же, отдам! (23)И не отдавала. (24)Не потому, что не хотела, а просто не донесла. (25)Встретилось новое горе - и отдала туда. (26)Резкие письма с упрёками и прямыми оскорблениями, грозные требования, тяжёлые объяснения с клятвами сейчас же отдать при первой возможности, озлобленно-виноватые глаза, боязнь встретиться на улице… (27)А завтра опять то же самое. (28)Вся она была в долгах, всё у неё было заложено, ростовщикам платила ужасные проценты. (29)При жизни бабушки ей всё-таки приходилось несколько сдерживаться. (30)Но когда бабушка умерла и домик перешёл в её владение, тётя Анна совсем запуталась. (31)Домик сейчас же был заложен, потом перезаложен. (32)Деньги немедленно уплыли. (33)А заработок её всё уменьшался. (34)Появились другие учительницы музыки, более молодые и талантливые, уроков становилось всё меньше. (35)Под конец жизни тётя Анна жила в большой нужде в своём доме, приходившем всё в большее разрушение. (36)Сарай грозил обрушиться, подгнившие перемёты еле держались. (37)Но тётя доказывала, что это не опасно: дверь открывается внутрь и поддержит перемёт, если он обвалится в то время, когда в сарае человек. (38)Помогать ей было так же трудно и бесплодно, как запойному пьянице. (39)Пошлёшь ей к празднику пятьдесят рублей. (40)Через некоторое время придёт ответ. (41)«Милый Витя! (42)Большое тебе спасибо за присланные деньги. (43)На рубль я купила себе конфет. (44)Пять рублей дала на праздники Козловым. (45)Купила башмаки Лидочке Лочагиной, - они у ней совсем дырявые, и она постоянно простужается». (46)Далее всё в таком же роде. (47)И в заключение: «Вот видишь, скольким людям ты доставил радость присланными деньгами». (48)Меня это, признаюсь, нисколько не радовало. (По В.В. Вересаеву*) Текст № 5. Денис Драгунский. У нас не убрано (из сборника «Окна во двор») В мои времена люди много чего стыдились. Подлости стыдились — точно. Поэт Слуцкий выступил против Пастернака на том собрании, так всю жизнь каялся. Кто-то заранее просил у Солженицына прощения, что проголосует за его исключение. Объяснял: жена, дети, книжка в типографии. Подлизываться и угодничать, наушничать начальству было стыдно. За это могли не подать руки. Да что там подлость — сущих мелочей стыдились, начиная с 1960-х. Конформизма, например. Помню, один мой товарищ специально встретился со мной, чтобы сказать, что вступает в КПСС. Чтоб я его правильно понял и не осуждал: ему это нужно для научной карьеры. Без этого никуда. Неприятно, но приходится. Стыдились нечестно нажитого богатства, всячески скрывали его. Да и честным благосостоянием особо не хвастались. Но и бедности, задрипанности и заношенности, тоже стыдились. Юрий Олеша писал в дневнике, что не ходил на похороны своих друзей, потому что единственные брюки обтрепались вконец. Говорили: совсем обносился, стыдно к доктору пойти. То есть майки-фуфайки заношены до дыр. И знаменитая фраза: у нас не убрано. — Простите, что я вас не приглашаю, у нас совсем не убрано. Ясно же, что не мусор на полу, не шмотки по стульям разбросаны. Наверное, все старое, ветхое, облупленное, колченогое, треснутое. Нищее. Стыдно. Сейчас роскоши не стыдятся. И ободранности тоже — посмотрите на фотографии в социальных сетях: гордо позируют на фоне замызганных обоев. А идея подлости вообще ушла из этого, как его — из дискурса. Даже интересно — что сейчас стыдно? Тексты для групповой работы Текст № 1 (1)На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос картошкой, на голове - пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (3)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (4)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит. (5)«Беспутный» - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (6)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей. - (7)Сашка, ты бы умылся, что ли! (8)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! кричали женщины и сердито качали головой. (9)Не только семейны женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (10)Родители, ругая своих детей за нерадивую учёбу, непременно поминали школьного кочегара: -(11)Вот не будешь учиться - станешь таким, как этот Сашка Бозин! (12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые морозцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись: - (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. (16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич. (19)Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке были печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ребёнка. (23)Среди неба - пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовёт к себе или, наоборот, прощается. (25)И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела - освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. (26)Откуда у Бозина эта картина - купил он её, нашёл где-то или, может быть, сам нарисовал - никто не знал. (27)Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. (29)Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший с ними директор школы опустил голову. (По С. Качалкову) Тексты для групповой работы Текст № 2 Денис Драгунский. Время писем Была еще одна ужасная история с письмами. В сыром дачном сарае я нашел сумку, а в ней письма папиного троюродного брата - прекрасно помню его узкий красивый почерк. Фиолетовыми чернилами адрес и обратный адрес. На штемпелях - сорок восьмой, сорок девятый годы. Усевшись на сломанный чемодан, я вытащил из конверта первое письмо - боже! Бумага была пуста, чиста. Второй, третий, десятый, двадцать пятый конверт - то же самое. Сон какой-то. Серая пористая бумага. И слабые синеватые следы на ней. Скоро я понял, в чем дело. Конверты дядя надписывал крепкими чернилами (наверное, на почтамте) - а сами письма писал слабым химическим карандашом. Две зимы в сыром сарае - и все слиняло. Я помнил, конечно, пугающие часы без стрелок в «Земляничной поляне». Но, доложу я вам, вытаскивать из надписанных конвертов пустые странички - тоже страшновато. Да, господа, я еще жил в эпоху писем. У меня целый чемодан корреспонденции. Письма отдельные, по разным случаям, и письма сериями: с некоторыми людьми я постоянно переписывался. Например, с одним поэтом-переводчиком, на литературные темы. С моим факультетским товарищем Сашей Алексеевым (ныне покойным, увы): он на втором курсе уехал по обмену учиться в Лейпциг, и мы написали друг другу целый том всякой всячины. Он из моих писем действительно сделал том - переплел их. А я его письма держу в конвертах, но в порядке. Это я про большие серии говорю - были и поменьше. Мамины письма и папины. Письма от друзей мне на отдых и от них - с отдыха. То есть мы не могли прервать общение даже на три недели. Письма от девушек, но немного. А также деловая переписка. Нет, я не спорю, e-mail - это очень удобно, быстро и вообще прекрасно. Но что-то было особенное в бумажных письмах. Одна девочка написала мне с Юга. В конверте оказались три песчинки. Много ли надо, чтоб вообразить, как она лежит на пляже, и дописывает письмо, и складывает его, и тонкий белый песок сыплется на бумагу с ее смуглого запястья. И сойти с ума. На три минуты. По числу песчинок. Тексты для групповой работы Текст № 3 "На девятнадцатом году революции Сталину пришла мысль (назовём это так) устроить в Ленинграде «чистку». Он изобрёл способ, который, казалось, был тонок: обмен паспортов. И десяткам тысяч людей, главным образом дворянам, стали отказывать в них. А эти дворяне давным-давно превратились в добросовестных советских служащих с дешёвенькими портфелями из свиной кожи. Если тебе отказали в паспорте, следовала немедленная высылка: либо поближе к тундре, либо — к раскалённым пескам Каракума. Ленинград плакал. Незадолго до этого Шостакович получил новую квартиру. Она была раза в три больше его прежней на улице Марата. Не стоять же квартире пустой, голой. Шостакович наскрёб немного денег, принёс их Софье Васильевне и сказал: — Пожалуйста, купи, мама, чего-нибудь из мебели. И уехал по делам в Москву, где пробыл недели две. А когда вернулся в новую квартиру, глазам своим не поверил: в комнатах стояли павловские и александровские стулья красного дерева, столики, шкаф, бюро. Почти в достаточном количестве. — И всё это, мама, ты купила на те гроши, что я тебе оставил? — У нас, видишь ли, страшно подешевела мебель, — ответила Софья Васильевна. — С чего бы? — Дворян высылали. Ну, они в спешке чуть ли не даром, как умалишенные, отдавали вещи. Вот, скажем, это бюро раньше стоило… И Софья Васильевна стала рассказывать, сколько раньше стоила такая и такая вещь и сколько теперь за неё заплачено. Дмитрий Дмитриевич посерел. Тонкие губы его сжались. — Боже мой!.. И, торопливо вынув из кармана записную книжку, он взял со стола карандаш. - Сколько стоили эти стулья до несчастья, мама?.. А теперь сколько ты заплатила?.. Где ты их купила?.. А это бюро?.. А диван?.. Софья Васильевна точно отвечала, не совсем понимая, для чего он её об этом спрашивает. Со всей внимательностью записав детали своим острым, тонким, шатающимся почерком, Дмитрий Дмитриевич нервно вырвал из книжицы лист и сказал, передавая его матери: — Я сейчас поеду раздобывать деньги. Хоть из-под земли. А завтра, мама, с утра ты развези их по этим адресам. У всех ведь остались в Ленинграде близкие люди. Они и перешлют деньги — туда, тем… Эти стулья раньше стоили полторы тысячи, ты их купила за четыреста, — верни тысячу сто… И за бюро, и за диван… За всё… У людей, мама, несчастье, как же этим пользоваться?.. Правда, мама? "

А.А Лиханов-удивительный мастер художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к человеку. Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой: кого можно называть настоящим человеком? В небольшом, но очень содержательном тексте автор рассуждает о грехах взрослых по отношению к детям: “Высший человеческий грех – выносить приговор беззащитной личности ребенка…”.Также автор пишет о качествах, которыми должен обладать настоящий человек: “ И если человеком по праву зовётся лишь тот, кто добр не только к своим, но и ко всем…”.

Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Он убежден в том, что бескорыстная любовь и искренние поступки это качества настоящего человека. А.А. Лиханов с осуждением относится к старшему поколению, которое пользуется незнанием детей меры отношений со взрослыми.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, настоящим человеком можно назвать далеко не каждого, многие в нашем мире не способны делиться любовью с окружающими, люди всегда ждут, что если они что-то делают, то обязательно получат что-либо взамен. Свою позицию я готова подтвердить аргументацией из литературы.

Во-первых, роман Л.Н. Толстого “Война и Мир”. Наташа Ростова показала то, что она способна на любовь к окружающим, а также на бескорыстные и искренние поступки в эпизоде, когда их семья эвакуировалась из города. Наташа попросила отца отдать их подводы с имуществом для перевозки раненых солдат. Ростовы оставили большую часть имущества, но они спасли этим их жизни.
Во-вторых, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Иешуа на протяжении всего произведения показывал себя как человека, способного любить окружающих, называя всех добрыми людьми. Особенно глубоко эти черты Иешуа раскрываются в тот момент, когда он сказал Понтию Пилату, что суда не было. Он простил его. Именно в этот момент Пилат почувствовал душевное облегчение.

Прочитанный текст помог мне утвердиться в мнении, что необходимо любить окружающих, чаще совершать бескорыстные поступки, а самое главное-быть искренним.

Показать текст целиком

1)Вся наша жизнь между двумя полосами - добром и злом. (2)Помните простенький опыт с магнитом и железными опилками - их тянет то к плюсу, то к минусу, и в этой притягательной власти заключён важнейший закон физики. (3)Может быть, ему подобен и важнейший закон жизни - борьба между плюсом и минусом, добром и злом, перемена влияния то одного, то иного, что и составляет загадочную тайну бытия, в которой так часто несовпадаемы и неточны задачи и ответы.

(4)Почти всякая правда горька. (5)По крайней мере, с привкусом горечи. (6)Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежно, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды.

(7)И здесь первое право - учителю, воспитателю, тому, кто имеет силы и решимость исправить пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь.

(8)Много ли таких, оглянёмся вокруг…

(9)Увы - пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там светит яркий огонёк.

(10)Искорки эти превратить в костры, тёмную пустошь - в светлую площадь тепла и душевности - вот высшая общественная цель.

(11)Но кто он, спасатель, а не просто присутствующий при беде?

(12)Какая душа у него, каковы его человеческие, личностные возможности? (13)Каков разрыв в нём между словами и улыбками и тем, что на душе? (14)Не жестокость ли там, не равнодушие ли, не корысть ли - ведь одинокий ребёнок, тронутый бедой, не знает, что есть истина, как выглядит правда.

(15)Вот справедливость - её он знает и чувствует, нутром чувствует, человеческой своей сутью. (16)Несправедливость различает с маху, и ничем потом не уговоришь, никакими посулами не отворотишь жестокий взгляд детской правды.

(17)И всё же взрослому, избравшему право быть с детской бедой, вручается право верховного судьи и адвоката, спасителя и губителя, любимца и ненавистника.

(18)Дети не жалуются на взрослых, они ещё не обучены этому. (19)Эту «школу» они проходят во времени и пространстве, подталкиваемые неправдой. (20)Изначально ребёнок не знает такой меры отношений.

(21)Высший взрослый грех - воспользоваться таким незнанием. (22)Высший грех воспитателя - воспользоваться правом взрослого на истину в последней инстанции. (23)Высший человеческий грех - выносить приговор беззащитной личности ребёнка, лишая его права на будущее.

(24)На весах времени взвешивает жизнь милосердие и жестокость, боль и бесстыдство. (25)И человеком по праву зовётся лишь тот, кто добр не только к своим, но ко всем, чья любовь бескорыстна, а поступок не мним.

(26)Если проверять себя такой правдой, то мы, пожалуй, сможем спасти наше детство.

(27)Надо устыдиться, встрепенуться, искупить грехи и совершить поступок.

(А. Лиханов*)

А.А Лиханов-удивительный мастер художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к человеку. Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой: кого можно называть настоящим человеком? В небольшом, но очень содержательн

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2