Детские книги        04.05.2020   

Этнический состав населения африки относительно однороден. Энциклопедический справочник "Африка" Африка. Население. История формирования населения Африки

Сегодня этнический состав населения стран Африки представляет собой довольно сложное сообщество народов. На Черном континенте проживает несколько сотен малых и больших этнических групп. Некоторые насчитывают от одного до пяти миллионов человек. Самыми многочисленными из них являются: йоруба, хауса, игбо, египетские, марокканские, суданские, алжирские арабы, фульбе, амхара.

Антропологический состав

Современное население Африки представлено различными антропологическими типами, которые относятся к разным расам. Всего на этом континенте насчитывается до 7 тыс. этнических групп и народностей.

Индо-средиземноморская раса

На северной части континента до самой южной границы пустыни Сахара проживают народы индо-средиземноморской расы. Ее представителями в Африке являются берберы и арабы, к характерным внешним признакам которых принадлежат черные волнистые волосы, смуглая кожа, узкое лицо, темные глаза. Как редкое исключение у берберов встречаются голубоглазые и светловолосые экземпляры.

Негро-австралоидная раса

Ее представители проживают к югу от Сахары и подразделяются на три малые расы – бушменскую, негрилльскую и негрскую. Количественное большинство здесь принадлежит народам негрской расы, которые проживают на территории Центрального и Западного Судана, в верховьях Нила и на побережье Гвинеи. К их представителям относятся народы банту и нилоты, которые отличаются высоким ростом, жесткими черными волосами, завивающимися в спирали, толстыми губами, темной кожей и широким носом.

К негрилльской расе относятся низкорослые африканские пигмеи – обитатели тропических лесов у рек Уэле и Конго. Кроме малого роста до 142 см они отличаются чрезмерно развитым третичным волосяным покровом, широким носом с очень плоской переносицей и более светлой кожей.

Современные народы бушменской расы проживают в пустыне Калахари, их представители - готтентоты и бушмены. Для них характерны светлая (буро-желтая) кожа, тонкие губы на плоском лице, и повышенная морщинистость кожи.

Эфиопская раса

Занимает промежуточную ступень между негроидной и индо-средиземноморской расами. Народы эфиопской расы проживают на северо-востоке Африки (полуостров Сомали, Эфиопия) и обладают темными волнистыми волосами, утолщенными губами на узком лице с тонким носом.

Южная Африка занимает узкую часть материка, лежащую к югу от водораздела рек Конго (Заир) - Замбези. Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается, и в котловине лежит полупустыня Калахари. К краям плоскогорье постепенно повышается, а на востоке переходит в Драконовы горы. На самом юге возвышаются складчато-глыбовые Капские горы, более молодые, чем вся остальная часть Южной Африки. Большая часть Южной Африки занята саваннами. В связи с различными условиями увлажнения саванны очень разнообразны.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) расположена на южной оконечности материка. Государство относится к числу развитых стран мира. Столица - город Претория.

Большинство населения страны составляют коренные жители - банту. Среди других африканских стран ЮАР выделяется высокой долей населения европейского происхождения (африканеры и англичане).

ЮАР - страна разнообразных природных комплексов и огромных природных богатств. Большая часть страны - эго равнинное плато, которое постепенно ступенями повышается к югу и востоку, сменяясь горами. На территории страны преобладают саванны. Природные условия, как и во всей Южной Африке, изменяются не только с севера на юг, но и с востока на запад.

ЮАР с присущим ей большим разнообразием ландшафтов имеет очень богатую фауну. Во многих районах охота и рыболовство до сих пор - главное занятие местного населения. Но с приходом европейцев число диких животных заметно сократилось и многие виды их почти исчезли. Особенно сократилось количество травоядных - антилоп, зебр, жирафов, слонов, больших черных буйволов, носорогов. Почти совсем исчезли львы, леопарды.

С целью сохранения диких животных от полного истребления, а также в целом природных комплексов в ЮАР созданы заповедники и национальные парки. В наиболее крупном из них - национальном парке Крюгера - собраны все виды животных, встречающиеся на материке.

Территории с плодородными землями в стране принадлежат белым фермерам - владельцам частных сельскохозяйственных предприятий. Фермерские хозяйства широко применяют технику и удобрения и поэтому получают высокие урожаи. Они выращивают кукурузу, пшеницу, бобовые, сахарный тростник, цитрусовые, хлопчатник и другие культуры. На возвышенных плато с хорошими пастбищами размещены фермы по разведению овец и крупного рогатого скота. Пастбищное животноводство занимает в сельском хозяйстве важнейшее место.

Недра ЮАР богаты разнообразными полезными ископаемыми. Геологическим чудом называют эту страну. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по запасам и добыче алмазов, золота, платины, урановых и железных руд. Хозяйство страны находится в зависимости от английских и американских монополистов, которые возглавляют разработки полезных ископаемых и получают огромные прибыли.

В стране много фабрик и заводов, быстро развивается промышленность.

Население региона составляет более 820 млн. человек.

При средней плотности 25 человек на 1 кв. км население размещено по территории Африки очень неравномерно . Наиболее густо заселены морские побережья, прибрежные острова, низовья рек Нила, Нигера, горнопромышленные районы ЮАР, Замбии, Заира и Зимбабве. В этих районах плотность населения составляет от 50 до 1000 человек на 1 кв. км. На огромных пространствах пустынь Сахара, Калахари, Намиб плотность населения едва достигает 1 человека на 1 кв. км.

Неравномерность расселения проявляется как на уровне региона в целом, так и на уровне отдельных стран. Например, почти все население Египта живет на территории дельты и долины Нила (4% от общей площади), где плотность составляет 1700 человек на 1 км 2 .

Этнический состав населения Африки отличается большой пестротой. На материке проживает 300-500 этносов. Некоторые из них (особенно в Северной Африке) сложились в крупные нации, но большинство находятся еще на уровне народностей и племен. Многие из этносов сохранили еще пережитки родоплеменного строя, архаические формы социальных отношений.

По лингвистическому признаку половина населения Африки принадлежит к нигеро-кордофанской семье, третья часть - к афрозийской семье. Жители европейского происхождения составляют всего 1%. Но при этом государственными (официальными) языками большинства африканских стран остаются языки бывших метрополий: английский (19 стран), французский (21 страна), португальский (5 стран).

«Качество» населения Африки остается пока очень низким. Доля неграмотных в большинстве стран превышает 50%, а в таких странах, как Мали, Сомали, Буркина-Фасо она составляет 90%.

Религиозный состав Африки также отличается большой пестротой. При этом в северной и восточной ее части преобладают мусульмане. Это связано с расселением здесь арабов. В центральной и южной частях Африки религиозные верования населения были подвержены значительному влиянию стран – метрополий. Поэтому здесь распространены многие виды христианства (католицизм, протестанство, лютеранство, кальвинизм и др.). Многие народы этого региона сохранили местные верования.

Из-за пестроты этнического и религиозного состава, социально-экономических трудностей и колониального прошлого (границы) Африка является регионом распространения многочисленных этнополитических конфликтов (Судан, Кения, Демократическая республика Конго, Нигерия, Чад, Ангола, Руанда, Либерия и др.). Всего за постколониальный период в Африке было зафиксировано свыше 35 вооруженных конфликтов, в которых погибло более 10 млн человек. В результате более 70 государственных переворотов были убиты 25 президентов.

Воспроизводство населения Африки характеризуются очень высокими темпами (более 3% в год). По этому показателю Африка опережает все другие регионы мира. В первую очередь это определяется высокой рождаемостью. Например, рождаемость в Нигере, Уганде, Сомали, Мали превышает 50 о / оо, т.е. в 4-5 раз выше, чем в Европе. Вместе с тем Африка - регион самой высокой смертности и низкой средней продолжительности жизни (мужчины-64 года, женщины – 68 лет). В результате возрастная структура населения отличается высокой долей (около 45%) детей и подростков до 15 лет.

Африка характеризуется самым высоким уровнем миграций населения , подавляющее число которых носит вынужденный характер и связано с межэтническими конфликтами. На Африку приходится почти половина всех беженцев и перемещенных лиц в мире, причем в подавляющем большинстве это «этнические беженцы». Такие вынужденные миграции всегда приводят к вспышкам голода, болезней, приводящим к повышению смертности.

Африка является регионом высокой трудовой миграции . Основными центрами притяжения рабочей силы с африканского континента являются Западная Европа и Западная Азия (особенно страны Персидского залива). Внутри континента миграционные потоки рабочей силы в основном идут из беднейших стран в более богатые (ЮАР, Нигерию, Кот-д"-Ивуар, Ливию, Марокко, Египет, Танзанию, Кению, Заир, Зимбабве).

Урбанизация населения Африки характеризуется самым низким в мире уровнем и самыми высокими темпами. По доле городского населения (около 30%) Африка значительно уступает другим регионам.

Темпы урбанизации в Африке приобрели характер «городского взрыва». Население некоторых городов удваивается каждые 10 лет. Но урбанизация здесь имеет ряд особенностей:

    растут в основном столичные города и «экономические столицы»; формирование городских агломераций только начинается (число городов – миллионеров – 24);

    урбанизация часто носит характер «ложной урбанизации», что приводит к негативным социально-экономическим и экологическим последствиям.

Ярким примером урбанизации «по-африкански» является город Лагос в Нигерии. Этот город долгое время был столицей государства. В 1950 году его население составляло 300 тыс чел, а ныне – 12,5 млн. Условия жизни в этом перенаселенном городе настолько неблагоприятны, что в 1992 году столица была перенесена в Абуджу.

Африка. Население

Этнический состав
Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет несколько сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. человек каждый, составляют 86,2% всего населения (1983, оценка). Численность 24 народов превышает 5 млн. человек, и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них - египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Северной и Северо-Восточной Африки населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи. Наиболее распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. человек (1 / 5 всех африканцев). Арабы - основное население Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко; в Судане их живёт 49,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиболее крупный - амхара, которые составляют вместе с родственными тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиопской нации.

Народы, говорящие на кушитских языках, обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в южной Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Южной и Центральной Эфиопии - омето, каффа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные пространства на северо-востоке Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее население Северной Африки - берберские народы (шильх, тамазигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных районах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназвание имошаг), которые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центральной Сахары в Нигере; их много в Мали.

К югу от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Северной Нигерии. Они живут также в сопредельных районах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котоко и др., расселены на возвышенностях на востоке Нигерии.

Наиболее обширную территорию в Африке занимают народы, говорящие на конго-кордофанских языках. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-конголезских языках. К ним принадлежат и народы банту, составляющие подавляющее большинство населения во многих странах Центральной, Восточной и Южной Африки. 43 народа банту насчитывают свыше 1 млн. человек каждый. Самые крупные из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и некоторых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и других странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике, Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди других крупных народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских языках говорит целый ряд крупных и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: крупные народы - йоруба, игбо, бини, а также нуле, гбари, игбира, иджо и другие в Нигерии, группа народов акан на юге Ганы и в БСК, эве на юге Ганы, в Того и соседних странах; фон (восточные эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, небольшие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантических языках, составляют основное население многих стран на крайнем западе Африки: волоф, фульбе, серер и другие в Сенегале, баланте, фульбе и другие в Гвинее-Бисау, темне, лимба, фульбе и другие в Сьерра-Леоне, фульбе, киси и другие в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина-Фасо, Гане, БСК, Мали. Самый крупный из них - моей, близко-родственные народы - лоби, бобо, догон. К другим народам этой группы относятся груси, гурма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Гвинее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центральные районы Мали, менде обитают в Сьерра-Леоне, сонинке на севере Мали в соседних государствах, сусу в приморских районах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство населения ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и Судане. Наиболее крупные народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шесть групп. На шари-нильских языках говорят многие народы бассейна реки Нил. Большая часть восточно-суданских народов (южные луо - ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на юге Судана, в Уганде, Кении. Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и некоторые другие.

Койсанские народы населяют полупустынные территории в юго-западной части Африки (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. Остров Мадагаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских языках.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит население европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европейского происхождения составляют менее 1,5% населения Африки. Их численность после завоевания странами Африки политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное население. В ЮАР к нему относятся так называемые цветные. Они подвергаются наряду с другими «небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанических островах, окружающих Африканский континент, в результате этнического смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др.).

Б. В. Андрианов, С. И. Брук.

Этнические процессы - изменение основных признаков этнической общности (языка, культуры, самосознания и т. д., то есть тех черт, которые отличают данную общность от других) - подразделяются на процессы этнического объединения, включающие ассимиляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнического разъединения. В Африке представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидационных, интеграционных и ассимилятивных процессов, а также разные формы этнических общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этнополитических общностей, крупных народностей и многомиллионных наций.

Формирование населения Африки происходило в течение длительного времени в результате сложных миграционных процессов, взаимодействия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнической истории Африки связан с передвижением обитателей Сахары по мере её усыхания (с III в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента. В результате многовековых миграций народов, различных по антропологическому типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Западной Африке образовалось смешанное население. Следующий этап связан с передвижением с запада народов банту (начиная с 1-го тысячелетия н. э.). В Восточной Африке они оттеснили на север и частично ассимилировали племена кушитов и на юго-западе - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первоначальным этническим субстратом происходило формирование этнического облика современных народов. В VII-XI вв. происходили переселения арабов в Северную Африку, затем в Центральный и Восточный Судан, на восточно-африканское побережье и острова Индийского океана. Большое влияние на этническую историю оказали древние и средневековые государства Африки - , и др. В их границах шло объединение родственных племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естественный процесс был нарушен работорговлей, которая привела к опустошению огромных территорий. Значительное влияние на этнокультурное развитие Африки оказал период колониализма. Колониальная зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономической отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-племенного общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнической стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения различных этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колониальный период. В разных странах складывались центры этнической консолидации, наметились процессы этнической интеграции. В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло национальное самосознание. После достижения африканскими государствами политической независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых исторических условиях процессы формирования крупных этнических общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно различные уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином «племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнических общностей разного уровня, смена родо-племенных связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феодальной замкнутости многих областей, укреплению экономических связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на востоке Африки, хауса и других - на западе). Происходит процесс складывания наций на севере, крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической Африки (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых других). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках государственных границ, то на современном этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнических общностей в государствах Тропической Африки, подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнического развития.

Интенсивно развиваются в Африке процессы этнической консолидации - складывание крупных этнических общностей на более или менее однородной этнической основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнические группы, обитающие на южном и восточном склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиболее близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются племенные языки и этнические самоназвания; в переписях населения кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидационных процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в основных чертах материальную и духовную культуру. Однако сохраняются пережитки племенного деления, племенные диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. ) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнических подразделений. Этнические подразделения продолжают существовать и у йоруба (иджеша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отдельных этнических подразделений сдерживает консолидационные процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во многих странах получили развитие процессы межэтнической интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнических компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономического и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этническую интеграцию разных этносов в рамках одного государства.

Интеграционные процессы происходят всюду в Африке, причём в некоторых странах они идут в масштабах всего государства и на уровне отдельных народностей. Социально-экономические преобразования, создание единого национального рынка, постепенное возникновение общенациональной культуры в рамках государственных границ, складывающейся из многих этнических культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конголезской, гвинейской и т. п. Африканцы всё чаще называют себя не традиционными этнонимами, а по названию государства - нигерийцами, конголезцами, гвинейцами и т. п.

Примером интеграции на уровне отдельных народностей могут служить этнические процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство населения Северной Нигерии, не только группируются близкородственные этнические группы, но и происходит постепенная ассимиляция многих мелких племён центральных районов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнических компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тантале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Основная масса говорит на языке хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских государств (см. ), их хозяйственные и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграционным процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах государственных границ. В других случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнических отношений могут возникнуть несколько центров интеграции и соответственно несколько этносоциальных общностей. В результате интеграционных процессов в африканских государствах происходит формирование новых этнополитических. (метаэтнических) общностей.

Ассимиляционные процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально-экономического развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу, акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и ландума говорят на языке сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др. В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кробу, гва и др. В Нигерии многочисленные этнические группы в районе Огоджи испытывают значительное влияние соседей - игбо и ибибио.

Наряду с объединительными процессами в ряде районов Африки наблюдаются и процессы этнического разделения, хотя в прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории Африки известны широкие миграции арабских племён, которые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центральной Африке шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны средневековые миграции луо с берегов Нила на юг - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в XIX в., когда часть южноафриканских племён зулу (нгуни) мигрировала на север. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнических процессов в Африке обусловливаются историческими, социально-экономическими и политическими факторами: общая экономическая отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностранных монополий во многих странах, нерешённость социальных проблем, острота национального вопроса, доставшиеся от колониализма экстерриториальные проблемы и т. д.

Многие из африканских этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнических общностей разного уровня. Такова, например, многомиллионная этнолингвистическая общность акан, объединяющая группу этносов в южной и центральной Гане и соседних областях БСК. Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистической общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономические преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнополитической общности в рамках государства Гана.

Этнические процессы в современной Африке не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание племенных различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитических общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С другой стороны, наблюдается рост этнического самосознания, повышение его роли в политической жизни, усиление племенного сепаратизма.

Сближению народов способствуют прогрессивные экономические, культурные процессы, урбанизация, миграции населения. Африканские города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидационных и интеграционных процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диалектов, образование литературных языков. Всё это является важным условием ликвидации племенной обособленности (детрайбализации).

В городах возникают новые межэтнические связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнической группой. В городах существуют многочисленные этнические союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно-племенных связей.

Массовые миграции населения, работа в городах на одних предприятиях людей разной этнической принадлежности способствуют ломке традиционных племенных структур и активизируют этнические процессы. Малочисленные этнические группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнической среде и могут полностью ассимилироваться; многочисленные мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнические особенности, присущие их образу жизни на родине, и определенную специфику своей социальной организации. В некоторых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного населения и опасность возникновения конфликта. Этническому партикуляризму способствует и установившийся ещё в колониальное время порядок размещения населения во многих городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнический характер, выходцы из одной этнической группы предпочитают селиться вместе. В Гане кварталы, где живёт пришлое население, называют «зонго», в Северной Нигерии - «сабон гари» (на языке хауса - «новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этническое самосознание.

Африканские государства, образовавшиеся в рамках прежних колониальных границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политических и этнических границ. В разных государствах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политическими границами единой этнической территории какого-либо народа и длительное сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существенное значение при этом имеют общие социально-экономические и политические условия, в которых протекают этнические процессы. Государственная политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистических компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнических общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этническую общность, в Гане могут сохраниться как самостоятельная этническая единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнических общностей, в том числе народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-племенного общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к некоторым профессиям, этнические предубеждения и предрассудки, нормы племенной морали, значительная роль традиционных систем власти, этническая стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные исторические условия предопределяют различные варианты этнического развития. В странах Северной Африки с более или менее однородным этническим составом уже сложились многомиллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этническое развитие идёт по пути укрепления наиболее крупных этнических общностей и усиления интеграционных процессов. Наиболее яркий пример складывания единой этнополитической общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного официальным языком страны, из более ста различных этнических групп складывается единая общность, которая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Южной Африке этническое развитие коренных африканских народов деформировано реакционной расовой политикой правящих кругов ЮАР. Активно идут процессы формирования крупных этнических общностей (народностей и наций) у народов банту. Создание бантустанов и проводимая в ЮАР консервация традиционных институтов родо-племенного общества оказывают негативное воздействие на процессы национальной консолидации.

Этнические процессы теснейшим образом связаны с языковыми. Социальные сдвиги, в том числе трансформация традиционных социальных структур, способствующие хозяйственной и политической консолидации, не только приводят к уменьшению значения этноразделяющих факторов и к формированию крупных этнополитических общностей, но и активизируют также языковые процессы. С одной стороны, распространяются двуязычие и многоязычие, а с другой - языки более крупных общностей поглощают языки небольших этнических групп. Экономические, социальные и политические преобразования в странах Африки приводят к широкому распространению языков межэтнического общения - суахили, кингвана, лингала, санго, волоф и др. Немалую роль играют и английский и французский языки, особенно для межэтнических взаимоотношений.

Социально-экономические и политические преобразования в африканских государствах способствуют интенсификации этнических процессов. Основными тенденциями этнического развития становятся консолидация отдельных этнических общностей и превращение некоторых из них в народности и нации и внутригосударственная межэтническая интеграция. Характерной чертой является особая роль государства в этническом развитии, выступающего в качестве фактора сплочения разных этнических групп в более крупную общность. В государствах, избравших путь прогрессивного социально-экономического развития, проведение политики, поощряющей сближение разных этносов и формирование единого этнополитического комплекса в рамках государственных границ, создаёт предпосылки для образования новых наций на революционно-демократической и в перспективе - на социалистической основе.

Р. Н. Исмагилова.

Население. Антропологический состав
Население. Религиозный состав
Естественное движение населения
Размещение населения
Миграция населения
Население. Урбанизация
Экономически активное население; профессиональный и классовый состав
Население. Положение трудящихся




Мавритания.







Женщина сонгай.
Нигер.






Женщина в современной городской одежде.
Кения.



Пигмеи тва перед охотой.

Изучает историю формирования населения определенной территории, закономерности его естественного и механического движения, распределения по территории, этническую, половозрастную структуру населения и пр.

Определение 1

Население – это люди постоянно живущие на определенной территории.

Определение 2

Численность населения – это количество людей на определенной территории (в тыс. чел, млн чел).

Определение 3

Плотность населения – это количество людей, приходящееся на единицу площади (количество человек/ $км²$).

Определение 4

Структура населения – это разделение людей на группы по определенным критериям (возрасту, месту проживания, этнической принадлежности и т.д.).

На размещение и воспроизводство населения влияют как естественные, так и социальные факторы.

История формирования населения Африки

Именно Африка, по мнению антропологов, является колыбелью человечества. Ведь здесь обнаружены самые древние останки предков современного человека.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Население Африки 470 руб.
  • Реферат Население Африки 260 руб.
  • Контрольная работа Население Африки 220 руб.

В античные времена в Северо-восточной Африке возникло одно из древнейших государств из известных современным историкам – это Древний Египет. На востоке была известна Эфиопия, на западе – Гана.

На протяжении всей истории человечества население Африки менялось в результате войн, географических открытий и исследований, природных катаклизмов, социальных изменений.

Сегодня население Африки, принадлежащее к трем основным расам, можно условно разделить на коренное и пришлое. Основная часть жителей – коренное население.

Период колониального прошлого, длившийся почти четыре века, привел к существенному уменьшению численности населения. Только в период работорговли из Африки было вывезено около $100$ млн человек.

Много жителей, особенно детей, умирали от тяжелых условий в колониях, от болезней и плохих санитарных условий.

Расселение народов Африки

В Африке проживает около $500$ млн человек – примерно $1/10$ часть населения земного шара. Распределено оно по территории крайне неравномерно. Причина – природные условия, история освоения и развития территорий, политика государств.

Пример 1

Самая высокая плотность населения – в дельте Нила (более $1000$ чел/$км²$).

Это один из наиболее густо заселенных районов не только в Африке, но и на всей планете. Вспомним, что именно здесь находился Древний Египет.

Сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря и Гвинейского залива и юго-восточное побережье континента. А в районах пустынь Сахара и Калахари население совсем незначительное (в основном – жители оазисов). Некоторые пустынные районы совсем безлюдные.

Современная расовая и этническая структура населения Африки

После упадка античных государств север материка заняли племена арабов и берберов – представителей европеоидной расы. К югу от Сахары континент заселен представителями негроидной расы. Но эта группа не является однородной. Они отличаются друг от друга формой головы, цветом кожи, ростом. В эту категорию входят бушмены, готтентоты, пигмеи, нилоты, эфиопы.

В результате смешения негроидной и монголоидной рас образовались малагасийцы, населяющие Мадагаскар. Средиземноморское побережье заселяли выходцы из прилегающих стран Европы, а на юге обосновывались выходцы из Нидерландов и Британии.

Определение 5

Их потомки получили название африканеров.

В экваториальной части захватывали колонии португальцы. Это сказалось на формировании государственных языков большинства современных стран Африки. После обретения независимости, во многих странах Африки начала проводиться демографическая политика, направленная на повышение санитарных условий жителей. Это позволило значительно сократить смертность и повысить численность населения стран Африки. Происходит и либерализация этнических отношений. Образуется смешение расовых черт, обычаев, языков, культур.

Продолжается развитие и формирование этнической структуры населения материка. В настоящее время нации находятся в стадии формирования. Этнические группы представлены племенами и народностями.

Африка принадлежит ко второму типу воспроизводства населения. Прирост населения очень высок – $2,7$% в год. Это привело во второй половине $XX$ века к демографическому взрыву.

Африканцы исповедуют различные религии – как мировые (ислам, христианство, буддизм, иудаизм), так и местные языческие культы.