Личностный рост        14.04.2020   

Фамилия померанцев. Померанцев Павел Павлович

Патриарх Никон (мирское имя Никита Минин (Минов); 7 мая 1605 - 17 (27) августа 1681 - седьмой московский патриарх, имевший официальный титул Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), также и титул Великого Государя.

Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово, около Нижнего Новгорода (в настоящее время - Перевозский район Нижегородской области). По другой версии, основанной на сообщении протопопа Аввакума, отец Никона был марийцем, а мать - русской «Патриарх Никон. Рожденный на земле Нижегородской». Н. Новгород: РИДО, 2007. Составители архим. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева и др.. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом Карташев А. В. История Русской церкви. Том второй. Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности, был назначен священником одной из московских церквей.

Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание Патриарх Никон // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря Знаменский П. В. История Русской церкви. Через какое-то время преподобный Елеазар Анзерский, начальный старец скита, вменил в обязанность Никону совершение литургий и заведование хозяйственной частью скита. В 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита Житие Преподобного Елеазара Анзерского и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.

В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу - посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.

Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком «ревнителей благочестия». Главные идеологи этой группы - духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов - ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг.

Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и по государственным.

15 апреля 1652, в Великий четверг, умер Патриарх Иосиф. «Ревнители» предложили сан патриарха Стефану Вонифатьеву, но тот отказался, видимо, понимая, кого хотел видеть на патриаршем престоле Алексей Михайлович.

В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря - инициатором перенесения мощей в столицу был Новгородский митрополит Никон, который получает предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.

25 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во вс?м, яко начальника и пастыря и отца красн?йшаго» Н.И. Кореневский. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность Патриарха Никона // Русская история в очерках и статьях под редакцией профессора М. В. Довнар-Запольского. Киев, 1912, Т. III, стр. 46..

Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.

Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.

Гордый и самолюбивый, патриарх Никон не имел большого образования. Зато он окружил себя учеными украинцами и греками, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек весьма сомнительной веры. Воспитание и образование он получил у иезуитов; по прибытии на Восток он принял магометанство, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало большой соблазн и ропот в среде верующего русского народа. Но возражать Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал что хотел, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и власть царскую, он приступил к церковной реформе решительно и смело.

Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, страшно унижал и преследовал остальное духовенство. Все страшились и трепетали перед Никоном. Историк Ключевский называет Никона церковным диктатором.

В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.

Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, - к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

  • 1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.
  • 2. В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».
  • 3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.
  • 4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго», после же исправлений слово «истиннаго» было исключено.
  • 5. Вместо «сугубой», т. е. двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.
  • 6. Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах, новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.

Приведенные примеры показывают, что Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной церкви, принятых от греческой церкви при крещении Руси.

Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.

Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся русская церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали православные христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе - божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же отменил его. Он сделал это самовольно, без соборного решения, без согласия церкви и даже без совета с каким-либо епископом. В то же время он приказал знаменоваться троеперстием: складывать первые три перста во имя св. Троицы, а два последние «иметь праздными», т. е. ими ничего не изображать. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.

Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у греков, они же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его принимать. Кроме того, что в нем не изображаются два Христова естества, еще и неправильно изображать на себе крест тремя перстами во имя св. Троицы, не исповедуя в них человеческого естества Христа. Выходит, будто св. Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству. Но Никон ни с какими доводами не думал считаться. Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового перстосложения. Они написали следующее: «Предание прияхом с начала веры от святых апостол и святых отец, и святых седьми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки. И кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа, и проклята». Подобное осуждение сначала было провозглашено в присутствии множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль». Как громом поразили русский народ эти безрассудные проклятия и отлучения.

Русский благочестивый народ, вся русская церковь не могли согласиться с таким крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками - греческими архиереями, тем более, что они говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился на этом. В книге «Скрижаль» к только что приведенным он добавил новые осуждения. Он дошел до того, что стал хулить двоеперстие как якобы заключающее в себе страшные «ереси и нечестие» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (ариан и несториан).

В «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого истинным. В сущности, Никон и его помощники проклинали русскую церковь не за ереси и погрешности, а за совершенно православное исповедание веры и за древние церковные предания. Эти действия Никона и его единомышленников сделали их в глазах русского благочестивого народа еретиками и отступниками от святой церкви.

Патриарх Никон (в миру Никита Минин (Минов)), (рожд. 7 (17) мая 1605 г. – смерть 17 (27) августа 1681 г.) – патриарх Московский и всея Руси.

Церковная реформа патриарха Никона, направленная на изменение церковной обрядовой традиции, вызвала раскол Русской церкви, что стало причиной возникновения старообрядчества. 1666 год – он был извержен из патриаршества и стал простым монахом.

Происхождение. Ранние годы

Родом из села Вельдеманово (Княгинского уезда, Нижегородской губернии) из семьи мордовского крестьянина Мины. В святом крещении был наречен Никитой, по имени преподобного Никиты Переяславского, чудотворца. Рано оставшись без матери, он много терпел в детстве от злой мачехи.

До патриаршества

Поначалу проходил обучение у своего приходского священника. В 20 лет ушел в Макариев Желтоводский монастырь.

1624 (или 1625) год – по совету родственников, возвратился, женился и нашел себе причетническое место в каком-то селе, где в скором времени принял сан священника.

1626 год – московские купцы, узнав о достоинствах молодого священника, смогли уговорить его перейти на священническое место в Москву.


10 лет прожил будущий патриарх в супружестве, у него было трое детей. Но когда дети умерли один за другим, убедил жену уйти в Московско Алексеевский монастырь, где она приняла постриг.

Сам он удалился на Белоозеро и в 30-ти летнем возрасте также принял постриг (от основателя скита преподобного Елеазара) с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту (на острове Анзерском, в 20-ти верстах от Соловецкого монастыря).

1639 год – вступил в конфликт с Елеазаром, и Никон был вынужден бежать из скита. Потом был принят в Кожеозерский монастырь, где в 1643 году был избран настоятелем.

1646 год – игумен Никон прибыл в Москву для сбора подаяний. В Москве был представлен высшему духовенству и , на которого смог произвести неизгладимое впечатление величавой внешностью, благочестием, умом, прямотой и знанием жизни церковной и народной. Государь захотел что бы кожеозерский игумен стал настоятелем его царской обители, и патриарх Иосиф тогда же, в 1646 г., произвел Никона в архимандрита Московского Новоспасского монастыря.

1649 год, 11 марта – архимандрита Никона возвели в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.

Патриаршество

1652 год – принимал участие в перенесении мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, из Соловецкого монастыря в Москву. Перед мощами святителя Филиппа, по государеву желанию, митрополит Никон согласился на принятие патриаршества.

1652 год, 25 июля – митрополита Никона торжественно возвели в сан патриарха Московского и всея Руси митрополитом Казанским Корнилием и другими архиереями в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии самого царя.

Причины церковной реформы

Русская православная церковь связывает свое возникновение с Крещением Руси (988 г.), когда князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За много столетий существования церкви в церковных книгах и обрядах накопилось множество искажений.

Необходимость в единообразии церковных обрядов и богослужебных книг.

Много разночтений, ошибок и искажений в церковной литературе.

Острые споры по поводу того, по каким образцам исправлять тексты богослужебных книг и церковных обрядов.

Реформа патриарха Никона

С весны 1653 г. патриарх Никон поддерживаемый государем начал проводить в жизнь задуманные им церковные реформы.

Реформа патриарха Никона несла в себе коренные изменения в религию, которые выражались в следующем:

Крещение тремя перстами а не двумя.

Поклоны надо было совершать до пояса, а не до земли, как ранее.

Внесены изменения в религиозные книги и иконы, старые книги сжечь.

Введено понятие “православия”.

Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо “Исус” следовало писать “Иисус”.

Слово «Аллилуйя» начали произносить не 2, а 3 раза.

Замена христианского креста. Никон предложил заменить его на четырехконечный крест.

Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход надо было совершать не по часовой стрелке, как было до этого, а против часовой стрелки.

Церковь, укрепившая свои позиции после Смутного времени, пыталась занять господствующее положение…

К чему привела реформа?

Оценка реформы Никона с точки зрения реалий того времени. По сути, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего ожидал государь – привидение российской церкви в соответствие с международной религией. Теперь о плюсах и минусах реформы:

Плюс: российская религия перестала быть обособленной, и стала в большей степени походить на греческую и римскую. Это дало возможность создать большие религиозные связи с другими странами.

Минус: религия в России XVII века была более ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Все это уничтожили ради интеграции с другими государствами.

Опала. Лишение сана

1658 год, 10 июля – Никон всенародно отрекается от патриаршей власти и удаляется в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

1660 год – на созванном в Москве Соборе постановили лишить патриарха Никона чести архиерейства и даже священства Дело патриарха Никона передали на суд Вселенских патриархов.

1666 год, 12 декабря – на Соборе в Москве осудили, лишили сана и простым монахом заточили в Ферапонтов Белозерский монастырь.

1676 год – был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Смерть

1681 год – после многих прошений им было получено разрешение от государя поселиться в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, но опальный патриарх не доехал до места и умер около Ярославля в дороге 17 августа 1681 г.

Был похоронен по чину патриаршему в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, в приготовленной им самим могиле под “Голгофой”.