Классика        05.02.2020   

Гросс адмирал дениц. Дёниц Карл - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Литература и источники информации

Одной из первых заметок о подводных асах в моем журнале стал который помимо своих успехов в уничтожении союзного тоннажа, также известен своей женитьбой на дочери Карла Деница Урсуле.


На этом фото запечатлена семья Хесслеров - Гюнтер Хесслер, его жена Урсула (урожденная Дениц). В самом низу снимка фотограф захватил в объектив лишь часть головы мальчугана, который очень походит на Карла Деница, и потому может быть предположительно сыном Гюнтера и Урсулы, а также, разумеется, внуком будущего гросс-адмирала и последнего рейх-президента Германии. Полагаю, что многие кто видел это фото задавались таким вопросом. Сегодня на него можно получить ответ, как и на другие вопросы, связанные с семьей Карла Деница.

Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года. 27 мая 1916 года молодой 24-летний морской офицер Карл Дениц сочетался браком с медсестрой Ингеборгой Вебер. История их знакомства достаточна интересна и можно сказать, что причиной ему послужила Первая Мировая Война.

Ингеборга Вебер родилась 10 февраля 1893 года в семье офицера императорской армии Германии Эриха Пауля Вебера, будущего генерала от инфантерии. Вебер, более известный по своему прозвищу "Паша", оставил определенный след в истории Первой Мировой Войны. В 1914 году Вебер в чине полковника в составе немецкой военной миссии был отправлен в Стамбул в качестве "военного инженера и специалиста по оборонительным сооружениям". 18 апреля 1915 года получил звание генерал-майора и прозвище "Паша". Принимал участие в боевых действиях на полуострове Галлиполи. Не нашел общего языка с генералом Лиманом фон Сандерсом и был переведен в Германию. В 1916 году командир 50-й пехотной дивизии, принимавшей участие в сражении у Вердена. Позже командир 9-й пехотной дивизии, которой командовал до конца войны. После капитуляции Германии продолжал службу в Рейхсвере. Вышел в отставку в 15 июня 1921 в звании генерала инфантерии. Скончался в 1933 году.

Генерал Эрих Пауль Вебер, тесть Карла Деница

Уезжая в Турцию, Вебер взял с собой свою семью. Так Ингеборга оказалась в Стамбуле, где она работала в госпитале медсестрой. Именно там состоялось её знакомство с молодым офицером с крейсера "Бреслау" Карлом Деницем, вскоре который сделал ей предложение. После получения разрешения на брак от Командования ВМС и доказывания Деницем, что его доход, как флотского офицера, достаточен для содержания семьи, Ингеборга и Карл были обвенчаны в Стамбуле священиком посольства, а в будущем священиком Кайзермарине графом фон Люттихау.


Офицеры крейсера "Бреслау" после награждения Железными Крестами. Карл Дениц на переднем плане сидит по "турецки" скрестив ноги (слева). На этом снимке также присутствует другая известная личность в немецком флоте. Третий справа в ряду стоящих офицеров, находиться артиллерийский офицер крейсера капитан-лейтенант Карльс, будущий генерал-адмирал Кригсмарине.


Часть группового снимка на линейном крейсере "Гебен". Карл Дениц держит на коленях собаку.

Первой у семейной четы Дениц родилась дочь Урсула (к сожалению, дату её рождения установить не удалось. Приблизительный год рождения 1917-1920). Затем с разницей в два года у Деница родились два сына: Клаус (14 мая 1920) и Петер (20 марта 1922). Можно предположить, что Карл и Ингеборга были счастливы в браке, хотя Ингеборге пришлось вкусить всю "прелесть" жены военного моряка, особенно в годы войны, так как у её мужа практически не было времени на семью. Сначала он попал в плен к британцам, затем вновь вернувшись на флот, уходил в кругосветные плавания, пропадал в море на долгое время на учениях со своей флотилией подводных лодок. А после этого началась война, закончившаяся капитуляцией Рейха и 10 летней отсидкой Деница в Шпандау по приговору Нюрбергского трибунала.


Гросс-адмирал Кригсмарине. 1944 г.


Карл Дениц. Нюрбергский трибунал 1946 г.


Окончание срока заключения в Шпандау. Карл и Инге Дениц. 1956 г.

Клаус и Петер, пошедшие по стопам отца, выбрали карьеру офицеров Кригсмарине и оба погибли во время войны. Лейтенант цур зее Петер Дениц погиб на U 954 в Атлантике.

Оберлейтенант цур зее Клаус Дениц был убит на борту немецкого ТКА S 141 в Ла Манше. Его смерть была нелепой. По правилам действовавшем в германском флоте, если старший офицер имел несколько сыновей и терял одно из них на фронте, то его другие сыновья могли после этого оставить службу. Клаус после гибели Петера оставил флот и поступил в Тюбингенский университет на медицинский факультет. Но он не переставал поддерживать связей со своими бывшими сослуживцами и в день своего 24-летия он встретился со своими офицерами в Шербуре. Для развлечения он решил сходить на катере S 141 в качестве гостя в боевой поход. Катер был обнаружен и потоплен кораблями союзников. Фрегат "Стейнер" и ЭМ "Ла Комбатант" сумели поднять из воды только 6 немецких моряков. Тело Клауса Деница море отдала лишь через некоторое время, выбросив его на побережье Франции.

Старший сын Клаус


Младший сын Петер

Урсула вышла замуж в 1937 году за офицера Кригсмарине Гюнтера Хесслера, в последствие командира подлодки U107 и будущего подводного аса. В браке у них родились трое детей: старший сын Петер (1939), дочь Уте (1942) и Клаус (1945).

Семья Карла Деница.
Стоят (слева на право): Клаус (младший внук, 11 лет), Петер (старший внук, 17 лет), жена Ингеборга, дочь Урсула, зять Гюнтер Хесслер. Сидят Карл Дениц и Уте (внучка, 14 лет). 1956 г.

Вполне вероятно, что Ингеборга Дениц в предвоенные годы и годы войны продолжала работать медиком, так как после войны и во время нахождения Карла Деница в Шпандау, она с 1947 по 1956 год работала в больнице Гамбурга сначала, как медсестра, а затем регистратором у профессора медицины Генри Кюнстмана. С выходом Карла Деница из Шпандау в октябре 1956 года, Ингеборга оставила медицину и остаток своих лет провела с мужем и внуками. Скончалась Ингеборга Дениц 2 мая 1962 года в возрасте 69 лет.. Карл Дениц пережил свою супругу на 18 лет и умер в возрасте 89 лет 24 декабря 1980 года.


Карл и Инге Дениц.

Зять Деница Гюнтер Хесслер после войны открыл свое дело и стал впоследствии хозяином фабрики. Однако в возрасте 58 лет Хесслер умер 4 апреля 1968 года.Для Карла Деница это было трудное время, когда сначала он стал вдовцом, а затем овдовела и его дочь. О дальнейшей судьбе Урсулы Дениц нет каких-либо упоминаний, в том числе и о её смерти. Вполне возможно, что она еще жива, хотя сейчас ей может быть уже за 90 лет.

Возвращаясь к вопросу снимка семьи Хесслеров, не остается сомнений, что на малыш на фото, никто иной, как старший внук Карла Деница Петер.

В качестве небольшого дополнения добавлю, что стала известна причина гибели старшего брата Карла Деница Фридриха (о нем я писал ). Фридрих погиб во время одной из бомбардировок Берлина союзниками.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Дёниц Карл. Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера-оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он рано остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно-морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно-морское училище в Мюрвике, затем для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера “Бреслау” и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса “Бреслау” участвовал в блокаде Черногории. К началу мировой войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года “Бреслау” подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонт, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер-лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

С 1 октября 1916 по январь 1917 года Дёниц проходил подготовку в Германии. Затем его направили на Адриатическое море. На подводной лодке U-39 капитан-лейтенанта Вальтера Фольстмана Дёниц хорошо себя зарекомендовал и был откомандирован в Киль на курсы командиров подводных лодок. В январе 1918 года его назначили командовать на Средиземном море UC-25, минным заградителем, который можно было использовать и в торпедном варианте. В первом походе молодой командир потопил пароход, затем проник на рейд порта Аугуста (Сицилия) и торпедировал итальянский угольщик. На обратном пути лодка села на мель, и пришлось просить помощи австрийцев. Тем не менее кайзер наградил моряка орденом Дома Гогенцоллернов. После ремонта в июле Дёниц поставил мины у острова Корфур и торпедами атаковал 4 судна, из которых одно выбросилось на берег, а другие, вероятно, потонули. Наблюдать их гибель моряк не мог: приходилось уходить от эскорта, которым англичане сопровождали конвои.

В награду за успешное крейсерство Дёница назначили командовать более современной UB-68. 4 октября 1918 года командир атаковал британский конвой, потопил транспорт “Упэк”, но при погружении из-за неопытности экипажа лодка провалилась на глубину свыше предельной. Дёниц приказал продуть цистерны, поставить рули в горизонтальное положение и дать ход. Лодку выбросило на поверхность в центре конвоя, где ее атаковали британские эсминцы. Погрузиться не удалось (кончился сжатый воздух). Обер-лейтенант приказал экипажу оставить лодку и затопить ее. Большинство экипажа подобрали английские корабли.

Чтобы быстрее вернуться на родину, попавший в лагерь для офицеров в Ридмайере у Шеффилда Дёниц симулировал сумасшествие настолько натурально, что лагерное начальство поверило и репатриировало его. В июле 1919 года обер-лейтенант вернулся в Германию и служил на военно-морской базе в Киле. Дёниц оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Так как договор запрещал Германии иметь подводные лодки, в 1920 году Дёниц стал командиром миноносца Т-157 в Свинемюнде (Померания), в 1921 году был произведен в капитан-лейтенанты. Через два года он вернулся в Киль экспертом минно-торпедно-разведывательной инспекции, участвовал в разработке новой глубинной бомбы.

Осенью 1924 года, после окончания курсов штабных офицеров, Дёница направили в Берлин. Он участвовал в разработке нового военно-морского устава и положения о воинских преступлениях. В 1928 году Дёниц продолжил службу штурманом крейсера “Нимфе” на Балтике, в ноябре был назначен командиром 4-й миноносной полуфлотилии. Располагая 4 миноносцами, моряк на маневрах отрабатывал тактические приемы, подобные последующим действиям подводных лодок. На осенних маневрах он отличился, “разгромив” конвой условного противника, и обратил на себя внимание контр-адмирала Вальтера Гладиша, который руководил тайной подготовкой подводной войны. С конца 1930 по 1934 год Дёниц служил в Вильгельмсхафене, занимался внутренней безопасностью. В начале 1933 года командированный в британские и голландские колонии моряк побывал на Мальте, Красном море, в Индии, на Цейлоне, в Батавии на Яве, в Сингапуре. В октябре его произвели в фрегаттен-капитаны. В 1934 году Дёниц совершенствовал английский язык в Англии, а по возвращении стал командиром легкого крейсера “Эмден”.

После прихода к власти Гитлера с его планом немедленного начала военно-морской экспансии Дёниц вернулся в подводный флот. 1 февраля 1935 года фюрер приказал начать строительство подводных лодок, через 6 недель отказался соблюдать статьи Версальского договора. 8 июня Дёница назначили “фюрером подводных лодок”. Он возглавил 1-ю подводную флотилию, которая к сентябрю насчитывала 11 малых подводных лодок. 1 октября моряка произвели в “капитаны цур зее”.

Опираясь на собственный опыт, а также на зарубежные труды по стратегии подводного флота, Дёниц по сути создал немецкую теорию ведения подводной войны. Он сам руководил конструированием подводных лодок, заботился о совершенствовании двигателей, писал руководства по обучению моряков-подводников. У него были две основные военные концепции. Во-первых, Дёниц убеждал вышестоящих начальников, что главной целью подводных лодок должны быть не военные, а торговые суда, чтобы нарушать снабжение противника. Вторая концепция, сыгравшая особенно значительную роль в ведении подводной войны, сводилась к тому, что подводники должны действовать устойчивыми группами, которые Дёниц называл “волчьи стаи”. По его настоянию началась постройка подводных лодок 7-й серии, пригодных для действий в океане. Деятельность Дёница поддерживал командующий флотом Ральф Карлс. Однако адмирал Редер, сторонник крейсерской войны против Великобритании, писал отрицательные резолюции на записках Дёница, утверждавших, что подводные лодки способны выиграть войну.

Лучшие дня

Дёниц поставил целью создать флот из 300 лодок, но эту работу замедляла ограниченность ресурсов стали, на которые претендовали также обычный флот и армия. К началу Второй мировой войны у Дёница было всего 56 лодок, из которых меньше половины могли вести боевые действия в Атлантическом океане. Тем не менее уже к концу сентября потери союзного тоннажа достигли 175 тысяч тонн, а U-47 Прина по плану Дёница в ночь на 14 октября потопила линкор “Ройал Оук” в гавани Скапа Флоу. Встречавший лодку гросс-адмирал Редер прямо на пирсе произвел Дёница в контр-адмиралы.

Верфи выпускали лишь 2 подводные лодки в месяц. Вернувшиеся из похода субмарины нечем оказалось заменить. В октябре потопленный тоннаж составил 125 тысяч тонн, в ноябре - 80 тысяч тонн и в декабре - 125 тысяч тонн. Общие потери судов союзников составили до 31 марта 1940 года 343 610 тонн, что Великобритания, располагавшая тоннажем в 24 млн. тонн и спускавшая 200 тысяч тонн судов ежемесячно, могла выдержать. Использование подводных лодок в норвежской операции и неполадки с взрывателями торпед уменьшили в апреле потопленный тоннаж до 80 тысяч тонн. Только когда после падения Франции подводные лодки Дёница стали выходить из французских портов, время их боевого патрулирования увеличилось и резко возрос уничтожаемый тоннаж, составив за 7 месяцев 343 судна водоизмещением 1 млн. 754 тыс. 501 тонна, что уже начало угрожать безопасности Великобритании, которая не успевала компенсировать потери.

В августе 1940 года вице-адмирал Дёниц перенес штаб-квартиру в Париж, откуда было удобнее руководить подводниками. Он вел скромную, размеренную жизнь, заботился о быте моряков, встречал их после походов, давал возможность отдохнуть и снять нервное напряжение, за что его любили и называли “Папа Карл” или “Лев”.

Лишь к концу 1940 года число выпускаемых ежемесячно подводных лодок возросло с 2 до 6. На 1 сентября 1941 года еще насчитывалось только 57 подводных лодок, считая негодные. Англичане же организовали охрану конвоев, начали использовать противолодочные самолеты дальнего действия, и потери германских подводников стали расти.

Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе. Когда все же пришлось 10 субмарин направить на Средиземное море, это ухудшило возможность проведения операций в Атлантике. Тем не менее подводники и другие военные силы топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи.

Объявление Гитлером войны США после Пёрл-Харбора резко ухудшило положение Германии, ибо германский флот не был в состоянии справиться с мощью американской промышленности. Тем не менее, Дёниц сделал все, что возможно, для усиления сопротивления. Сфера деятельности немецкого подводного флота расширилась. Американцы не продумали систему защиты своего судоходства. Уже 15 января 1942 года Дёниц приказал уничтожать американские суда у берегов Америки; к 10 мая были потоплены 303 судна (2 015 252 тонны). Но в июле американцы начали формировать конвои. Отправка части лодок к берегам Норвегии в начале 1943 года привела к тому, что у американских берегов одновременно действовали лишь 10-12 субмарин. Дёниц чувствовал свое бессилие, и Гитлер в утешение произвел его в марте 1942 года в адмиралы. Когда Редер оставил службу, Гитлер 30 января 1943 года назначил Дёница главнокомандующим Кригсмарине с чином гросс-адмирала. Сверх того, моряк продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота на новом этапе войны. Теперь преимущество на море и на суше перешло к союзникам. Подводные лодки стали обнаруживать с помощью радаров, союзники научились раскрывать немецкие шифры и определять места расположения “волчьих стай”.

Дёниц переехал в Берлин. Он отговорил Гитлера от истребления надводного флота и старался использовать корабли, чтобы препятствовать хотя бы части кораблей английского флота. Но все же он больше продолжал руководить действиями подводников, которыми теперь командовал адмирал Эберхард Гот. В марте 1943 года “волчьи стаи” потопили 120 судов (627 300 тонн), потеряв 11 лодок, и Гитлер наградил гросс-адмирала Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Но потери подводников росли из-за действий корабельной и базовой авиации американского и английского флотов на выходившие в море и возвращающиеся лодки. В мае германские подводники потопили 56 судов, но и сами лишились 41 субмарины.

В последние годы войны Дёниц старался строить как можно больше подводных лодок и использовать их в районах, где операции были менее опасны, но приводили к хорошим успехам (Карибское море, район Азорских островов). Он торопил развитие научных исследований, пытался противопоставить усилиям союзников шноркели, позволявшие подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи под водой. Продолжалось усовершенствование двигателей и торпедных систем. Но лодки 21-й серии, способные, по мнению главнокомандующего, добиться победы, начали вступать в строй слишком поздно. Немецкие подводники, которые почти выиграли битву за Атлантику в 1942 году, в следующем - уже не смогли эффективно ограничить грузопотоки через океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка атаковать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно использовать субмарины уже не могли принести успех. Из 820 лодок, участвовавших в “битве за Атлантику” с 1939 года, погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32, главным образом в конце войны.

Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и временами выступал с пропагандистскими заявлениями в духе Геббельса. Он присутствовал на последнем дне рождения Гитлера. Видимо, потому фюрер перед смертью и назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс-адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прекратить войну с Западом и как можно больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.

Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союзные эксперты признавали, что американский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения. Сам гросс-адмирал ссылался на то, что действовал по приказу. В конце концов он получил 10 лет тюремного заключения - самый мягкий из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Срок он отбывал в Шпандау. После освобождения 1 октября 1956 года Дёниц выхлопотал адмиралтейскую пенсию и жил с супругой в достатке. После смерти 2 мая 1962 года жены он жил в Аумюле один. Почти все время моряк посвятил писательской деятельности, написав книги “10 лет и 20 дней” (1958), “Моя захватывающая жизнь” (1968), “Германская военно-морская стратегия во Второй мировой войне” (1968). Он скончался 24 декабря 1980 года в Аумюле и 6 января 1981 года был похоронен. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию.

Который помимо своих успехов в уничтожении союзного тоннажа, также известен своей женитьбой на дочери Карла Деница Урсуле.


На этом фото запечатлена семья Хесслеров - Гюнтер Хесслер, его жена Ингеборга (урожденная Дениц). В самом низу снимка фотограф захватил в объектив лишь часть головы мальчугана, который очень походит на Карла Деница, и потому может быть предположительно сыном Гюнтера и Урсулы, а также, разумеется, внуком будущего гросс-адмирала и последнего рейх-президента Германии. Полагаю, что многие кто видел это фото задавались таким вопросом. Сегодня на него можно получить ответ, как и на другие вопросы, связанные с семьей Карла Деница.

Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года. 27 мая 1916 года молодой 24-летний морской офицер Карл Дениц сочетался браком с медсестрой Ингеборгой Вебер. История их знакомства достаточна интересна и можно сказать, что причиной ему послужила Первая Мировая Война.

Ингеборга Вебер родилась 10 февраля 1893 года в семье офицера императорской армии Германии Эриха Пауля Вебера, будущего генерала от инфантерии. Вебер, более известный по своему прозвищу "Паша", оставил определенный след в истории Первой Мировой Войны. В 1914 году Вебер в чине полковника в составе немецкой военной миссии был отправлен в Стамбул в качестве "военного инженера и специалиста по оборонительным сооружениям". 18 апреля 1915 года получил звание генерал-майора и прозвище "Паша". Принимал участие в боевых действиях на полуострове Галлиполи. Не нашел общего языка с генералом Лиманом фон Сандерсом и был переведен в Германию. В 1916 году командир 50-й пехотной дивизии, принимавшей участие в сражении у Вердена. Позже командир 9-й пехотной дивизии, которой командовал до конца войны. После капитуляции Германии продолжал службу в Рейхсвере. Вышел в отставку в 15 июня 1921 в звании генерала инфантерии. Скончался в 1933 году.

Генерал Эрих Пауль Вебер, тесть Карла Деница

Уезжая в Турцию, Вебер взял с собой свою семью. Так Ингеборга оказалась в Стамбуле, где она работала в госпитале медсестрой. Именно там состоялось её знакомство с молодым офицером с крейсера "Бреслау" Карлом Деницем, вскоре который сделал ей предложение. После получения разрешения на брак от Командования ВМС и доказывания Деницем, что его доход, как флотского офицера, достаточен для содержания семьи, Ингеборга и Карл были обвенчаны в Стамбуле священиком посольства, а в будущем священиком Кайзермарине графом фон Люттихау.


Офицеры крейсера "Бреслау" после награждения Железными Крестами. Карл Дениц на переднем плане сидит по "турецки" скрестив ноги (слева). На этом снимке также присутствует другая известная личность в немецком флоте. Третий справа в ряду стоящих офицеров, находиться артиллерийский офицер крейсера капитан-лейтенант Карльс, будущий генерал-адмирал Кригсмарине.


Часть группового снимка на линейном крейсере "Гебен". Карл Дениц держит на коленях собаку.

Первой в семейной чете Дениц родилась дочь Урсула (к сожалению, дату её рождения установить не удалось. Приблизительный год рождения 1917-1920). Затем с разницей в два года у Деница родились два сына: Клаус (14 мая 1920) и Петер (20 марта 1922). Можно предположить, что Карл и Ингеборга были счастливы в браке, хотя Ингеборге пришлось вкусить всю "прелесть" жены военного моряка, особенно в годы войны, так как у её мужа практически не было времени на семью. Сначала он попал в плен к британцам, затем вновь вернувшись на флот, уходил в кругосветные плавания, пропадал в море на долгое время на учениях со своей флотилией подводных лодок. А после этого началась война, закончившаяся капитуляцией Рейха и 10 летней отсидкой Деница в Шпандау по приговору Нюрбергского трибунала.


Гросс-адмирал Кригсмарине. 1944 г.


Карл Дениц. Нюрбергский трибунал 1946 г.


Окончание срока заключения в Шпандау. Карл и Инге Дениц. 1956 г.

Клаус и Петер, пошедшие по стопам отца, выбрали карьеру офицеров Кригсмарине и оба погибли во время войны. Лейтенант цур зее Петер Дениц погиб на U 954 в Атлантике.

Оберлейтенант цур зее Клаус Дениц был убит на борту немецкого ТКА S 141 в Ла Манше. Его смерть была нелепой. По правилам действовавшем в германском флоте, если старший офицер имел несколько сыновей и терял одно из них на фронте, то его другие сыновья могли после этого оставить службу. Клаус после гибели Петера оставил флот и поступил в Тюбингенский университет на медицинский факультет. Но он не переставал поддерживать связей со своими бывшими сослуживцами и в день своего 24-летия он встретился со своими офицерами в Шербуре. Для развлечения он решил сходить на катере S 141 в качестве гостя в боевой поход. Катер был обнаружен и потоплен кораблями союзников. Фрегат "Стейнер" и ЭМ "Ла Комбатант" сумели поднять из воды только 6 немецких моряков. Тело Клауса Деница море отдала лишь через некоторое время, выбросив его на побережье Франции.

Старший сын Клаус


Младший сын Петер

Урсула вышла замуж в 1937 году за офицера Кригсмарине Гюнтера Хесслера, в последствие командира подлодки U107 и будущего подводного аса. В браке у них родились трое детей: старший сын Петер (1939), дочь Уте (1942) и Клаус (1945).

Семья Карла Деница.
Стоят (слева на право): Клаус (младший внук, 11 лет), Петер (старший внук, 17 лет), жена Ингеборга, дочь Урсула, зять Гюнтер Хесслер. Сидят Карл Дениц и Уте (внучка, 14 лет). 1956 г.

Вполне вероятно, что Ингеборга Дениц в предвоенные годы и годы войны продолжала работать медиком, так как после войны и во время нахождения Карла Деница в Шпандау, она с 1947 по 1956 год работала в больнице Гамбурга сначала, как медсестра, а затем регистратором у профессора медицины Генри Кюнстмана. С выходом Карла Деница из Шпандау в октябре 1956 года, Ингеборга оставила медицину и остаток своих лет провела с мужем и внуками. Скончалась Ингеборга Дениц 2 мая 1962 года в возрасте 69 лет.. Карл Дениц пережил свою супругу на 18 лет и умер в возрасте 89 лет 24 декабря 1980 года.


Карл и Инге Дениц.

Зять Деница Гюнтер Хесслер после войны открыл свое дело и стал впоследствии хозяином фабрики. Однако в возрасте 58 лет Хесслер умер 4 апреля 1968 года.Для Карла Деница это было трудное время, когда сначала он стал вдовцом, а затем овдовела и его дочь. О дальнейшей судьбе Урсулы Дениц нет каких-либо упоминаний, в том числе и о её смерти. Вполне возможно, что она еще жива, хотя сейчас ей может быть уже за 90 лет.

Возвращаясь к вопросу снимка семьи Хесслеров, не остается сомнений, что на малыш на фото, никто иной, как старший внук Карла Деница Петер.

В качестве небольшого дополнения добавлю, что стала известна причина гибели старшего брата Карла Деница Фридриха (о нем я писал ). Фридрих погиб во время одной из бомбардировок Берлина союзниками.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

На тот период развития Третьего рейха, который мы сейчас рассматриваем, приходится лишь небольшая часть деятельности Карла Деница в качестве руководителя кригсмарине, поскольку гросс-адмирал Эрих Редер ушел в отставку только 30 января 1943 года.

Мне бы хотелось отметить еще раз, что попытки из Редера-«Рionerа» сделать Редеpa-«Kurier’a» привели не только к отставке гросс-адмирала, но и к более неприятным для Германии явлениям: многочисленным поражениям на море, напряженности в отношениях между высшими офицерами и развалу военно-морского надводного флота. Дениц тоже нельзя было без натяжек принять за идеальный образец ни типа «Kurier», ни типа «Wachmann», но еще задолго до его прихода к власти роль ВМФ в войне оказалась уже настолько приниженной, что его деятельность не имела решающего значения.

Карл Дениц (Doenitz) родился под Берлином в местечке Грюнау 16 сентября 1891 года. Его отец - Эмиль Дениц, инженер-оптик йенской фирмы Карла Цейсса, рано овдовел и к воспитанию двух сыновей относился очень серьезно, отдавая им всю оставшуюся нежность и заботу. В их роду не было аристократов, поэтому в мирное время Деницы никогда не связывали свои судьбы с армейской службой. Другое дело военно-морской флот - здесь сыну почтенного бюргера можно было дослужиться и до офицерских погон.

Юный Карл окончил считавшееся тогда очень престижным «Стоическое учебно-воспитательное заведение». Поскольку особый интерес он проявлял к истории и естественным наукам, увлекался живописью и рисованием, читал мемуары полярного исследователя Нансена и знатока Азии Свена Гедина, то и сам захотел стать «первооткрывателем». Эту мечту поощрял и отец, проводивший почти каждый свой отпуск на островах Северного моря. Поэтому не было ничего удивительного в том, что в один прекрасный день 1910 года Карл Дениц поступил в военно-морское училище города Киля, которое к тому времени заканчивал его будущий начальник Эрих Редер.

В то время в системе подготовки будущих морских офицеров существовал железный принцип: каждый должен был знать все виды службы как на суше, так и на борту корабля. Дениц хорошо изучил и полюбил все, что касалось его будущей профессии, будь то кораблевождение, связь, артиллерия или минно-торпедное дело. Он был слаб только в знании уставов, считавшихся одной из самых важных дисциплин. Позднее, будучи уже референтом в министерстве вооруженных сил, Карл Дениц исправится и наверстает упущенное.

В 1912 году его переводят в военно-морскую школу в Мюрвике, а по ее окончании в звании лейтенанта цур зее Деница назначают вахтенным офицером на легкий крейсер «Бреслау», который курсировал по Средиземному морю, участвуя в международной блокаде Черногории. Началом первой мировой войны для моряков «Бреслау» стала яростная атака английской эскадры. Немцы с трудом оторвались от нападавших и соединились с турецким флотом, который направлялся в Черное море для атак на русские порты. В мае 1915 года этот германский крейсер ворвался в Новороссийскую гавань, потопил все русские корабли, стоявшие вдоль пирса, и взорвал нефтехранилище. Однако через два месяца на рейде в Босфорском проливе «Бреслау» подорвался на мине, и его отправили на ремонт. Команду списали на берег, и дальнейшая служба Деница проходила сначала на фронте в качестве стрелка и воздушного корректировщика, а затем в штабах.

На следующий год его повысили в звании и направили переучиваться на офицера подводного флота. Курсы длились всего четыре месяца, и в конце января 1917 года Де-ниц получает назначение на субмарину U-39 в качестве торпедного офицера. По воспоминаниям самого Деница, дежурства возле торпедного аппарата оказались для него более плодотворными, чем заучивание теоретических истин на курсах. Через год он получает под свое командование подводную лодку UC-25 водоизмещением 417 тонн, которая была больше минным заградителем, чем торпедной субмариной.

Оказавшись на средиземноморском рейде, Дениц показал себя во всей красе. Уже через неделю после выхода в море он потопил грузовой пароход, а затем ворвался на внутренний рейд сицилийского порта Аугуста и потопил громадный итальянский углевоз, который принял по ошибке за английскую плавучую мастерскую «Cyclops». За этот подвиг кайзер лично вручил капитану орден дома Гогенцоллернов. В следующем походе Дениц торпедирует еще четыре вражеских корабля. Большего ему достигнуть не удается, поскольку его субмарина не способна нести более 5 торпед. Ему дают новую подлодку UB-68. Она больше и быстроходнее, хотя и менее устойчива при погружении.

В октябре 1918 года это становится причиной трагедии. Дениц атакует британский конвой, сопровождавший 4000-тонный транспорт, мастерски торпедирует противника, но при погружении оказывается беспомощной мишенью для окружавших его эсминцев. Трое из экипажа утонули, остальные вместе с командиром попали в плен. Дениц оказывается в лагере для офицеров неподалеку от Шеффилда.

Здесь молодой офицер проявляет свойственную ему изобретательность и оригинальность мышления. Он понимает, что рано или поздно всех их отпустят домой, но в отличие от многих других его всерьез беспокоит дальнейшая судьба на родине. Он прекрасно осознает, что после войны в Германии окажутся тысячи никому не нужных и безработных офицеров. Чтобы не затеряться в этой толпе, ему необходимо вернуться на родину одним из первых. И он начинает изображать сумасшедшего.

Часами он сидит на площадке и бессмысленно переставляет пустые консервные банки. Своей цели он добивается: лагерное начальство, признав его психически ненормальным в результате контузии, отправляет в Германию на одном из первых кораблей. Вернувшись домой в июле 1919 года, Дениц мгновенно излечивается от «результатов контузии» и поступает служить на военную базу в Киле.

Служба на базе оказалась довольно монотонной, и Дениц мучительно ищет контактов с теми, кто вопреки условиям Версальского договора готовит развитие будущего военно-морского флота Германии. Он переводится на торпедный катер и дослуживается до звания капитан-лейтенанта, а в 1923 году поиски увенчиваются успехом и его возвращают на берег в Киль участвовать в разработке новой серии глубинных бомб. Затем начинается штабная работа в Берлине под командованием Редера. Идут активные разработки нового военно-морского устава и положения о воинских преступлениях. Любопытно, что уже эти документы явно окрашены антикоммунистическими и пронацистскими настроениями их разработчиков, хотя Дениц старается держаться особняком и с политикой не связываться. Впрочем, в 1924 году вряд ли кто еще мог с уверенностью сказать, какая политическая карта станет козырной через десяток лет, а наш капитан-лейтенант всегда стремился играть наверняка.

Такая тактика нейтралитета вскоре принесла плоды. Когда депутаты рейхстага принялись обсуждать так называемый «скандал Ломана» (подробнее о нем см. в разделе о Редере) и рассекретили производство подводных лодок на турецких верфях, правительство вынуждено было произвести полное обновление генерального штаба. Почти всех отправили в отставку - Деница назначили командиром 4-й торпедной полуфлотили. Под его началом оказались 4 торпедных катера и 28 офицеров, командовавших шестьюстами моряков. Фактически это были не контролируемые рейхстагом маневры с неопределенным сроком и графиком. Только осенью 1929 года о подводной армии «вспомнили». Оценивал ее деятельность контр-адмирал Вальтер Гогенцоллерн, который официально числился вторым заместителем начальника штаба, а фактически отвечал за тайную подготовку германского подводного флота. Оценку Деницу он поставил очень высокую. Да и было за что. В процессе предыдущих тренировок капитан-лейтенант наработал массу новых тактических приемов, которые и использовал теперь, с блеском «потопив» конвой условного противника.

Как боевого офицера, проявившего выдающиеся способности, Деница переводят в штаб Североморского региона, где он занимается… руководством службы внутренней безопасности.

Видимо, к тому моменту будущий контрадмирал далеко просчитал будущее и свое, и своей страны. Во всяком случае, начальством его политические пристрастия воспринимаются однозначно. Он активно боролся против коммунистов и вскоре заслужил командировку сначала в кругосветное путешествие, а затем в Великобританию для совершенствования своего английского языка. По возвращении Деницу поручают командовать легким крейсером «Эмден».

К власти приходят нацисты. В марте 1935 года Адольф Гитлер денонсирует Версальский договор и поручает кригсмарине вплотную заняться активным производством субмарин. 6 июня Карла Деница назначают «фюрером подводных лодок». К осени его повышают в звании, отныне он - капитан цур зее, и ему подчиняются 11 небольших субмарин водоизмещением в среднем по 24 тонны.

Однако радоваться капитану не приходится. В руководстве кригсмарине собрались люди, которые видят в субмаринах только своеобразное транспортное средство, позволяющее секретно перебросить в нужное место солдат или грузы. Все попытки Деница открыть им глаза на новые возможности использования подводных лодок проваливаются, поскольку адмиралы очарованы мечтами о «больших кораблях».

Дениц разработал тактику «волчьих стай» - систему приемов совместных действий нескольких подводных лодок. Для этого ему требовалось множество 600-тонных субмарин. Но помощников Редера интересовало совсем другое: водоизмещение не менее 2 тысяч тонн. По их мнению, такая массивность делала лодки более износоустойчивыми. Все аргументы Деница в пользу других качеств: незаметности, неуязвимости для глубинных бомб и дешевизны изготовления при массовом производстве - пропадали втуне. Контрадмирал Редер не верил в возможность блокады Великобритании силами 300 легких и средних субмарин.

Дениц всегда знал, что произойдет завтра. Иногда он просчитывал развитие того или иного процесса на несколько лет вперед. Во всяком случае, о войне с Англией, в отличие от генерального штаба, он знал заблаговременно. Поэтому сразу же после польской кампании он начал атаки на британский флот и его порты. Он лично планировал такую крупную операцию, как прорыв в Скапа-Флоу (в «спальню флота Ее Величества»). Он выходил встречать каждую, буквально каждую субмарину, возвращавшуюся из боевого похода. Он лично проверял условия быта и жизни своих моряков. Разумеется, он пользовался у них любовью, доверием и признательностью. Подводники были готовы за него идти на самое дно. Сначала у него было всего 57 субмарин. Производство их до 1940 года не превышало двух единиц в месяц, что не мешало воспитанникам «папы Карла» топить ежемесячно по 50–60 вражеских кораблей.

После 1940 года Германия стала производить по 6 субмарин в месяц. Однако англичане научились защищаться от подводных атак. Они разработали систему пеленгаторов, которые за несколько миль определяли приближение германских подлодок, и сделали несколько сотен специальных самолетов, прицельно сбрасывающих на подводного противника глубинные мины. Сначала потери Деница стали соизмеримы с потерями противника, а затем и превысили их. К тому же дело сильно тормозилось вмешательством высших генералов флота и самого фюрера, которые имели дурную привычку в самый неожиданный момент посылать боевые экипажи субмарин на ненужную гибель. Так, например, в мае 1942 года, в разгар охоты деницовских моряков на американские транспортные суда, Гитлер приказал командировать 20 субмарин для разведки к берегам Норвегии. Дениц чуть ли не бунт устроил по этому поводу, но фюрер настоял на своем, а чтобы успокоить строптивого капитана, произвел его в адмиралы. В другой раз главнокомандующему пришло в голову отправить 30 субмарин в Средиземное море, хотя из-за сильного течения в Гибралтарском проливе эти подлодки в Атлантику уже никогда не могли вернуться.

Уходя в отставку, гросс-адмирал Редер предложил Гитлеру две кандидатуры на свое место: адмирала Карла Деница и генерал-адмирала Рольфа Карлса. Трудно сказать, что предпринял бы последний, если бы выбор фюрера пал на него. Но главой кригсмарине назначили Карла Деница. Первое, что сделал новый главнокомандующий ВМФ 30 января 1943 года, - это уволил всех, кто мог бы составить ему конкуренцию на этом посту, и прежде всего Рольфа Карлса. Германский флот такой решительный шаг не усилил, зато укрепил позиции самого Деница.

Второй поступок бывшего «вождя субмарин» был не менее парадоксален: он уговорил Гитлера не уничтожать надводный флот, когда фюрер собирался отправить его на переплавку. Правда, аргументация нового гросс-адмирала была своеобразной. По его предложению, имеющиеся германские крейсеры должны были отвлечь на себя значительную часть военно-морских сил противника. Странно было слышать такое от человека, который по-отечески заботился о своих субмаринах, об их экипажах, встречал их после каждого похода, провожал к месту отдыха, обеспечивал всем необходимым! И тот же человек предлагал теперь использовать огромные военные корабли с их экипажами в качестве живых мишеней для отвлечения сил врага! Такая подставка своих под удары противника могла длиться довольно долго, но ведь конечный результат - гибель моряков и кораблей - был очевиден каждому, в том числе и фюреру, и гросс-адмиралу. Сложный человек был Карл Дениц!

Реализации его идей постоянно мешали руководители кригсмарине во главе с главнокомандующим Редером, причем эти помехи тщательно и целенаправленно организовывались, а потом одобрялись и благословлялись фюрером. И, несмотря на это, как ни удивительно, среди высшего офицерского состава самым ярым фанатиком нацизма был именно Карл Дениц! Даже Геббельс с его патологической страстью к рациональному оправдыванию любых действий Гитлера не мог сравниться с этим сухим штабистом, обрушивавшимся на оппонентов на Нюрнбергском процессе, где, казалось бы, такое поведение могло ему только повредить. И этот человек с ранней юности до самой смерти утверждал, что политика его абсолютно не интересует!

Возглавив ВМФ, Дениц, разумеется, попытался решить все проблемы, связанные с подводной войной. Но время ушло, многое уже решить было невозможно. В марте 1943 года его субмарины, усиленные дополнительными торпедными установками, потопили 120 кораблей противника. Германии это стоило одиннадцати подлодок. В апреле счет был: 64 корабля на 15 субмарин. В мае союзники предприняли целенаправленную атаку на германский подводный флот. Были задействованы последние достижения науки и техники (бомбардировщики, стартовавшие с авианосцев поблизости от баз субмарин, усовершенствованные радары, глубинные бомбы и т. п.). Атакующие потеряли 56 судов общим водоизмещением около 300 тысяч тонн, но Германия лишилась 41 подводной лодки. Такая пиррова победа заставила все же Деница увести свои «волчьи стаи» из Атлантики.

Гросс-адмирал меняет стратегию. Во-первых, все производственные силы бросаются на то, чтобы выпускать до 25 субмарин в месяц. Во-вторых, «стаи» отводятся в более безопасную для них акваторию - в Карибское море. В-третьих, активизируются научные исследования, направленные на усиление подводного флота в борьбе с хорошо оснащенным противником. Но время упущено. Когда заканчивается разработка субмарины типа XXI, которая могла бы изменить соотношение сил на море, море для Германии оказывается закрытым.

Усилия гросс-адмирала становятся судорожными, граничащими с истерикой. Он бросает свои субмарины в атаку на противника, не считаясь с потерями. Сотни моряков, о которых он столько заботился в недалеком прошлом, теперь гибнут в ожесточенных схватках. За время высадки союзных войск во Франции погибли 82 субмарины, успевшие потопить всего 21 вражеский корабль. Всего в «битве за Атлантику» из 820 подлодок погибло 780, а из 39 тысяч моряков - 32 тысячи, причем большинство погибло за последние два года.

29 апреля 1945 года Гитлер объявил, что своим преемником назначает Карла Деница. На следующий день фюрер покончил с собой, и Мартин Борман сообщил Деницу телеграммой о его назначении. В ответ последовала восторженная клятва: «Мой фюрер! Моя преданность вам беспредельна. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы прийти к вам на помощь в Берлин. Если, однако, судьба повелевает мне возглавить рейх в качестве назначенного вами преемника, я пойду этим путем до конца, стремясь быть достойным непревзойденной героической борьбы немецкого народа».

Гросс-адмирал еще полагал, что фюрер жив. Любопытно, что никаких действий, направленных на то, чтобы бросить какие-либо силы «на помощь в Берлин», Дениц так и не предпринял, хотя успел поработать над составом правительства и дальнейшей стратегией. А она была такова: военные силы отводить как можно быстрее на запад, чтобы они там могли сдаваться американцам или англичанам, на востоке вести отвлекающие маневры, а мирное население призвать к восстановлению страны. Последнее предусматривало скорее психологический, чем практический эффект: нужно было что-то противопоставить охватившему всех немцев ужасу поражения.

23 мая в Мюрвике англичане арестовали последнего главу Третьего рейха вместе с остатками его правительства.

Позиция Деница на Нюрнбергском процессе напоминала искаженное отображение позиции Кейтеля. Дениц тоже считал, что обсуждать приказы Гитлера бессмысленно, но не потому, что он к ним не имел отношения, а потому что это приказы гениального фюрера. Вторая позиция оказалась не менее деформированной: «Я , - провозглашал Дениц, - солдат, честно выполнявший приказы, поэтому ответственности за них не несу ». В утверждении такой концепции ему активно помогал его адвокат Генрих Кранцбюллер, бывший юрист кригсмарине, исполнявший обычно роль судьи.

Кто становится солдатом, - приводил он цитаты из уставов, - тот телом и душой принадлежит своему командиру. Он не должен решать, справедливо или несправедливо дело, за которое он идет в бой. Его враги выбраны не им, а для него. Его долгом является повиноваться, а не спрашивать.

Дениц ни слова не возразил.

Адмиралы стран-победительниц неожиданно выступили в защиту своего коллеги. Они убедительно доказывали, что их собственная практика ведения войны была не менее жестокой, но тому причиной особенности морских сражений, а не жестокосердие гросс-адмирала Деница. В результате такого демарша международного воинства Дениц был приговорен только к 10 годам заключения. Отбывал наказание он в тюрьме Шпандау, где, как и в далекой юности, часами возился с банками; правда, теперь в них была рассада. Гросс-адмирал очень увлекся овощеводством и совершенно отгородился от своих бывших сослуживцев. Свой срок он отсидел полностью и, освободившись, вернулся к жене, с которой и жил до ее смерти в 1962 году. После выхода на свободу он много писал, выпустил два тома мемуаров и монографию о стратегии кригсмарине во время войны. Овдовев, он пристрастился к религии, посещал все церковные службы, приготовил собственную могилу.

6 января 1981 году Карл Дениц умер, оплакиваемый десятками оставшихся в живых товарищей по оружию.

Подводя итоги этого раздела, можно достаточно легко определить социопсихологический тип Карла Деница. Аналитическое мышление, стремление выстраивать свои представления о мире в виде жестких автономных моделей, острое восприятие перспективы процесса и при этом страстное нежелание поддаваться чужому давлению, настаивание на своем - все это свидетельствует о том, что у Карла Деница имеются все характерные признаки типа «Робеспьер» по классификации Юнга. Эти качества проявляются у него на протяжении всей его жизни. А вот поведение Деница в качестве военачальника несколько разнообразнее. В начале карьеры это активный офицер, самостоятельный в решениях, предпочитающий действовать на свой страх и риск, не заботясь о том, как на его подвиги будет смотреть начальство, и не желающий знать уставы. Оценка со стороны для него настолько неважна и не имеет ни малейшей ценности, что он решается даже на такой рискованный шаг, как симуляция сумасшествия в плену. Как она реализовывалась, к какому результату привела - это не так уж существенно. Для нас важнее сам факт того, что подобная идея могла прийти ему в голову и стать основой конкретного плана. Отношение к подчиненным - подчеркнуто заботливое, по-отечески теплое, иногда даже выходящее за рамки принятых норм. Умение не только просчитать перспективу, но и использовать эти расчеты в своих действиях. Постоянные споры с руководством по поводу неправильных, с его точки зрения, приказов.

Все это, вместе взятое характеризует Деница как военачальника типа «Pionier». Но все это полностью меняется, когда Дениц становится гросс-адмиралом и главнокомандующим кригсмарине.

Внимательнейшее отношение к суждениям начальства, покорнейшее подчинение любому волеизъявлению свыше. Он подхватывает и расхваливает авантюрные идеи фюрера: его решение удерживать любой ценой Тунис или защищать Курляндский котел в конце 1944 года силами группы «Север». Всегда брезгливо относившийся к «политиканству», после своего возвышения Карл Дениц вдруг начинает заниматься пропагандой нацистского движения, призывать к решительному наступлению и вообще вести пропаганду на флоте в духе Геббельса. Наконец, может быть, самое важное - он перестает обращать внимание на своих подчиненных; именно это становится причиной гибели тысяч германских моряков в бессмысленных атаках на вражеских десантников во Франции. Все эти черты более характерны для совершенно другого типа военачальника: «Kurier» («посланник»).

Неизвестно, стал ли причиной такой трансформации рассудочный подход талантливого плановика, или она произошла под влиянием подсознательного восприятия обстановки, но совершенно очевидно, что Дениц из «первооткрывателя» превратился в «посланника», что вполне соответствует нашим предположениям. Во втором периоде развития Третьего рейха, как и ожидалось, бретеры уходят на второстепенные роли, а на передний план выходят послушные бездумные исполнители. В случае Деница произошло обратное во времени, но не по сути: пока он был на вторых ролях, его самостоятельная активность преодолевала все препятствия на уровне отдельных операций, выход же Деница в лидеры нивелирует все его лидерские качества. Вполне возможно, что именно этим он и заслужил высокое доверие фюрера, назначившего Деница своим преемником.


| |

Любопытный момент из попыток создать внешний образ Карла Деница в кинематографе.

Это гросс-адмирал Карл Дениц, командующий ВМС Третьего Рейха

И так что мы видим на этом фото?
Перед нами мужчина в возрасте 50 лет в мундире высшего офицерского состава ВМС Германии времен Третьего рейха. Китель двухбортный, на правой части в районе груди золотой орел - символ ВС Рейха,на левой орденские планки, а под ними четыре награды - Знак подводника Третьего Рейха, неизвестный мне знак орла (возможно кто поправит на счет него), Железный крест времен 1-й степени времен Первой мировой и Знак Подводника Первой Мировой. О, забыл отметить про Рыцарский Крест Железного креста и Дубовыми листьями к нему, носящихся на шее на трехцветной ленте. Так обычно выглядит Дениц на фото времен войны. Иногда к его внешнему образу еще добавляется почетный золотой знак члена партии нацистов, который Гитлер вручил Деницу 30 января 1944. Поэтому, если вы видите на фото Деница золотой знак "партийца", то это признак того, что фото сделано после этой даты. Мундир всегда сидел на Денице, как влитой, адмиралу весьма шла форма, ну и как ветеран флота, он умел ее носить. Что касается внешних данных, то адмирал был высокого роста, весьма худощав, имел длинные руки, голова была крупной, очень высокий лоб, залысины и узковатое лицо, которое заужалось у подбородка. Адмирал имел немного оттопыренные уши.

Теперь когда мы знаем, как выглядел в реальности адмирал Дениц,обратимся к паре примеров из кинематографа, где была сделана попытка произвести его внешне.

1. "Потопление "Лаконии"
Этот фильм был снят по реальным событиям, произошедшим в сентябре 1942 года,когда подводная лодка U 156 В. Хартенштайна потопила британский войсковой транспорт "Лакония" в Атлантике. Вероятно, это единственный фильм, где роль Деница является одной из главных и режиссеру пришлось пытаться раскрывать образ адмирала на экране очень глубоко По моему мнению, это вышло неудачно. Роль Деница исполнял актер Томас Кретчман. Вот как выглядел его герой на экране




Не смотря на абсолютное внешнее различие Кретчмана с оригиналом, стоит отдать должное костюмерам и консультантам - внешний вид Деница они воспроизвели с минимальными ошибками. В фильме герой Кретчмана не носит орденских планок, но и Дениц носил их на кителе далеко не всегда. Награды расположены в почти верном порядке. Единственное, что я отметил, так это отсутствие на реальных фото Деница ленты в петлице кителя ленты ЖК 2-го класса. Он практически ее не носил именно таким образом.

2. Телесериал "Конвой PQ-17" (2004)
Сериал снят по книге В. Пикуля. Образ Деница там эпизодичен. Роль Карла Деница там исполняет актер Евгений Меркурьев (ныне уже покойный).

На этом кадре из фильма присутствуют командир подлодки Зиггерс (актер А. Девотченко) и адмирал Дениц (Е. Меркурьев)
Если за создание внешнего вида адмирала создатели "Потопление "Лаконии" заслуживают "пятерки с минусом", то костюмеры и консультанты "Конвоя" ничего получить кроме "кола" (в одно место) не могут. Китель адмирала в фильме напоминает елку у папуасов больше, чем мундир адмирала времен Третьего рейха. Во-первых, адмирал какой-то "мятый", китель болтается на актере, как на вешалке. Цвет кителя почему-то черный, а не темносиний. На лацкан ему повесили золотого "клопа", которого у него в 1942 году не было. Орденская планка - это вообще шедевр. Дениц никогда не носил "яичницу" - орден Немецкий крест (в серебре или золоте), который висит на Меркурьеве. У него его просто не было. Ну самый мощный ляп - это знак "За дальний поход", который выдавали членам экипажей линкоров и крейсеров в Кригсмарине. С ним абсолютный и истинный подводник Карл Дениц выглядит неописуемо глупо. Однако, стоит отметить, один положительный факт. Меркурев действительно имеет с Деницем физическое сходство - он похож на него лицом. Правда не на того 50-летнего Деница, а на Деница после Шпандау. На момент сьемок сериала актеру было почти 70 лет.

Как подведение итогов разбора образа Деница в указанных фильмах.
Оба фильма в создании внешнего образа адмирала были допущены ошибки. Если в "Лаконии" Кретчман совершенно не похожий на Деница, практически не имеет ляпов с точки зрения внешнего вида адмирала, то в "Конвое" очень схожий с пожилым Деницем Меркурьев, с точки зрения исторического внешнего вида, выглядит исключительно нелепо. Получается, что в западном фильме вышла накладка с подбором актера с точки зрения внешнего сходства, а в нашем сериале вышло наоборот - актер похож на своего героя внешне, но его внешний вид (одежда, награды) не имеют к исторической реальности никакого отношения.