Классика        15.07.2020   

Каким типом корабля был кореец. Мореходная канонерская лодка "кореец". Появление канонерских лодок

Слава крейсера “Варяг” оказалась настолько громкой, что для канонерской лодки “Кореец” ее осталось не так уж и много, хотя именно этот скромный корабль оказался в самом центре событий, разыгравшихся на рейде корейского порта Чемупьпо 8 февраля 1904 года.


К началу русско-японской войны “Кореец” имел сплоченный, хорошо подготовленный экипаж, возглавляемый опытным командиром — 46-летним капитаном 2-го ранга Г.П. Беляевым. Опытный военный моряк, Г.П. Беляев не питал никаких иллюзий относительно возможного исхода боя с противником, имевшим более чем девятикратное превосходство над русскими кораблями в массе бортового залпа и в условиях, когда “Варяг” и “Кореец” были начисто лишены пространства для широкого маневра.
На “Корейце” срубили стеньги, сняли гафели на фок- и грот-мачтах, бизань-гик и другие деревянные и пожароопасные конструкции — трапы, световые люки и т. п. Люк машинного отделения закрыли боевыми решетками из колосников и сетками из дюймового стального троса. Задраили все водонепроницаемые двери, люки и горловины, изготовили пластырь для заделки пробоин, развернули перевязочные пункты, и он вместе с “Варягом” вышел в свой последний бой. В присутствии комиссии из офицеров были сожжены все шифры, секретные приказы и карты. Оставили только вахтенный журнал, который было решено сохранять как можно дольше. Затем подготовили к взрыву обе крюйт-камеры.

Из отчёта командира “Корейца” Г.П. Беляева: "Отвечая японцам, открыл огонь из правого 8 дм погонного орудия, направляя его по «Asama» и «Takashiho». Стрелял фугасными бомбами. Когда первый наш снаряд дал большой недолет, прицелы поставил на предельную дистанцию, но все-таки получались недолеты; в виду чего временно прекратил огонь. Но вскоре открыл его из правого 8 дм и кормового 6 дм орудий. Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Asama»,- команда приветствовала громким «ура» эту первую удачу. Кроме того, был замечен взрыв и на четвертом, по порядку строя, японском крейсере.

Снаряды неприятеля, кроме трех недолетов, давали по мне перелеты. Неприятель стрелял также фугасными снарядами, снаряженными, по-видимому лидитом; большинство их разрывалось при падении. Одним из множества осколков, сыпавшихся вокруг лодки, пробито таранное отделение на 1 фут выше ватерлинии. Около 12 часов 15 минут дня, когда «Варяг», имея заметный крен, повернул на рейд, следовал за ним, дав полный ход - и прикрывал его, сначала огнем левого 8 дм. и кормового 6 дм. орудий, а потом только кормовым огнем. Из 9 фун. пушек в бою было сделано три выстрела, но вследствие недолетов, стрельбу из этих орудий прекратил." Море вокруг “Корейца” кипело от разрывов, но ни один вражеский снаряд так и не попал в корабль...

"По дальнейшим известиям, крейсер «Asama» сильно поврежден: у него подбита кормовая башня и разрушена во многих местах броня; он был введен в док в Японии. Крейсер же «Takashiho», после боя отправленный в Японию для исправления повреждений, затонул в море.

Как в бою, так и в эти трудные дни, весь личный состав, вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, проявил высокие боевые качества и служил с непоколебимым мужеством и отвагой. Все исполнили свой долг. В бою сделано из 8 дм. орудия-22 выстрела, из 6 дм.-27 и из 9 фунтовой пушки-3 выстрела. Убитых и раненых не было."

Понимая,что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена. На "Корейце" стали готовиться к взрыву. Вскоре от бортов русских кораблей стали отваливать шлюпки, перевозя на борт французского крейсера «Паскаль» раненых, а затем и остальных членов команд. С "Корейца" последним сошел его командир Г. П. Беляев.
Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв — сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей...

На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В.Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов... . О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием.
Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г
В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ

«Кореец» — русская мореходная канонерская лодка с тяжелой артиллерией, предназначенная для защиты прибрежных вод. Головной корабль крупной серии русских мореходных канонерок. Заложен по русскому проекту в 1886 году в Стокгольме, спущен на воду 7 августа 1886-го, вступил в строй в 1888 году.

Водоизмещение 1334 т,
мощность горизонтальной паровой машины двойного расширения 1564 л. с.,
скорость хода 13,5 узла.
Длина наибольшая 66,3 м,
ширина 10,7,
среднее углубление 3,5 м.
Бронирование: палуба 12,7 мм.
Вооружение: 2 — 203-мм орудия, 1— 152-мм орудие, 4— 9-фунтовых, 2— 47-мм,
4— 37-мм и 1 десантная пушки.

Мореходная канонерская лодка «Кореец» была построена по российскому заказу на одной из шведских верфей и вступила в строй в 1887 г. Корабль имел водоизмещение 1334 т., и мог развивать скорость до 13,4 узлов (около 25 км/ч.). Вооружение состояло из двух 203 мм орудий на спонсонах в носовой части корабля, одного ретирадного 152 мм орудия, четырех 107 мм орудий, четырех 37 мм скорострельных пушек и одного торпедного аппарата. Значительная часть службы «Корейца» прошла на Дальнем Востоке, где лодка выполняла функции стационера в ряде японских и корейских портов. Военным дебютом «Корейца» в июне 1900 г. стала артиллерийская дуэль с фортами китайской крепости Таку. В разгар боя 203 мм снаряд с «Корейца» вызвал взрыв боезапаса на одном из фортов Таку, что предопределило исход артиллерийского противостояния. За этот бой «Кореец» бы награжден Георгиевским серебряным рожком. Значительно пострадала и сама канонерка, получив от шести до восьми прямых попаданий. Погибли девять членов экипажа и двадцать получили ранения. Во время тушения пожара на «Корейце» осколком разорвавшегося снаряда был убит артиллерийский офицер лодки лейтенант Бураков. Впоследствии имя этого героя носил самый быстроходный корабль русско-японской войны — эскадренный миноносец «Лейтенант Бураков».

Русско-японская война застала «Кореец» вместе с крейсером «Варяг» в корейском порту Чемульпо (совр. Инчхон). 26 января 1904 г. менее чем за сутки до нападения японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре имел место первый эпизод боевого столкновения еще необъявленной войны. Для восстановления нарушенной с эскадрой связи по приказу командира «Варяга» В. Ф. Руднева «Кореец» под командованием капитана 2-го ранга Г. П. Беляева был направлен в Порт-Артур. Во время движения канонерской лодки через узкий пролив японская эскадра начала опасное провокационное маневрирование вокруг русской канонерки, в результате чего миноносец «Цубаме» вылетел на мель и получил пробоину. Вторая фаза инцидента была связана с применением оружия обеими сторонами. Японские миноносцы выпустили практически в упор по «Корейцу» три мины Уайтхеда (торпеды), две из которых прошли мимо, а третья, утонула в нескольких метрах от русской канонерки. В ответ с «Корейца» было сделано несколько выстрелов из 37 мм револьверной пушки. Потерь и повреждений (за исключением выскочившего на мель «Цубаме») стороны не имели. После инцидента «Кореец» вынужден был вернуться на рейд Чемульпо.

27 января 1904 г. японский ультиматум предписывал русским кораблям покинуть порт Чемульпо, в противном случае противник угрожал атаковать русские корабли на месте якорной стоянки. До сих пор в литературе по разному оценивается состав японских сил в бою у Чемульпо 27 января 1904 г. Чаще указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей — 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев. Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов — броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя». Правда, накануне, как упоминалось выше, японцы понесли небоевые потери, и одной единицей в эскадре Уриу временно стало меньше. Не участвовало в бою и посыльное судно «Чихайя», которое, тем не менее, находилось в непосредственной близости от места сражения. Реально в силу узости пролива бой вела группа из четырех японских крейсеров, еще два крейсера участвовали лишь эпизодически, а наличие у японцев миноносцев так и осталось фактором присутствия.

Перед боем на «Корейце» срубили стеньги (верхнюю часть мачт), чтобы внести в стрельбу японских комендоров заведомую ошибку. Японцы рассчитывали расстояние до цели при помощи призм Люжоля, ориентируясь на табличную, а не реальную высоты рангоута цели. Поэтому во время стрельбы по «Корейцу» японские снаряды ложились с необъяснимыми для противника перелетами. В результате боя 27 января русская канонерка потерь и повреждений не имела (лишь один осколок пробил борт на 30 см. выше ватерлинии). Ответный огонь лодка вела из двух 203 мм и одного 152 мм орудий. При сближении с противником три выстрела было сделано из 107 мм. орудий, но огонь из них был тут же прекращен, когда стало понятно, что противник находится вне досягаемости. В литературе и искусстве создан художественный образ будто «Варяг» и «Кореец» оказались под градом японских снарядов. Однако цифры, приведенные в рапортах командиров русских и японских кораблей, дают несколько иную картину. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов. В ответ с «Корейца» было выпущено двадцать два 203-мм снаряда, двадцать семь 152 мм, три — 107 мм. «Варяг» за время боя, если исходить из рапорта В. Ф. Руднева, израсходовал 1105 снарядов.


Получается, что в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том, как на русских кораблях велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажей. О результативности огня «Варяга» и «Корейца» также не утихают споры. Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем. Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати, эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев действительно вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо», пусть не очень благополучно, но пережил русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао. Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама». Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен. Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» и «Корейца» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно.


После возвращения «Варяга» и «Корейца» на рейд Чемульпо было принято решение об уничтожении кораблей. Командир «Корейца» Беляев так описал в рапорте гибель канонерки: «В 4 ч. 5 мин последовали два взрыва с промежутком 2−3 секунды. Лодка погрузилась на дно, причем носовая часть отделилась и перевернулась, а кормовая разорвалась на части. Этим взрывом пушки всех калибров уничтожены. Шифр, секретные приказы, бумаги, карты, таблицы опознавательных знаков сожжены. На шлюпки взяты два судовых образа, Царская грамота, серебряный Георгиевский рожок, деньги из сундука, вахтенный журнал и денежная отчетность. Взятые на шлюпки ружья приказано было бросить при приближении к французскому крейсеру «Paskal». Офицеры. Как и команда съехали без вещей». Команду «Корейца» разместили на французском «Паскале», где отношение к русским морякам было наиболее благожелательным. Формально экипаж «Корейца» сам уничтожил свой исправный корабль и не мог относиться к числу терпящих бедствие, в отличие моряков «Варяга» крейсера, который получил тяжелые повреждения.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» были интернированы и через Сайгон и Одессу вернулись на родину. Все участники боя были отмечены наградами — орденом Св. Георгия 4-й степени все офицеры и знаком отличия Военного ордена нижние чины. Кроме того, была учреждена специальная серебряная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо 27 января 1904 г.», которая выдавалась на нехарактерной для отечественной наградной системы длиной ленте цветов Андреевского флага. Имя героической лодки унаследовала канонерка Балтийского флота, также погибшая в неравном бою в 1915 году.

Канонерская лодка (канонерка, канлодка) представляет собой маневренный боевой корабль, который отличает мощное вооружение. Она предназначается для того, чтобы вести боевые действия в прибрежных морских районах, в озерах и на реках. Чаще всего используется для охраны гаваней.

Появление канонерских лодок

В России очень много озер, пограничных длинных рек и мелководных прибрежных акваторий. Поэтому строительство канонерок можно считать традиционным, ведь другие военные корабли не могли вести боевые действия в таких условиях. Однако перед началом Первой мировой войны пополнения не планировалось. На 1917 год канонерских лодок было всего 11, причем некоторые из них были спущены на воду в конце 19 века.

Для большинства из этих канонерок Гражданская война оказалась последней. Ее пережили только 2 канонерские лодки - «Храбрый» и «Хивинец». Поэтому конструкторы брали их за основу производства более современных артиллерийских кораблей.

«Храбрый» - самая старая лодка, которая входила в состав царского наследия. На Балтике она прослужила 63 года. Первоначально для использования она оснащалась тремя пушками (две на 203 мм и одна - 152 мм). Однако в 1916 году ее модернизировали. Теперь было пять орудий.

«Хивинец» создавался в качестве стационара на поэтому его огневая мощь базировалась всего на двух пушках 120 мм. Зато на этой лодке были более комфортабельные бытовые условия.

После 1917 года обе лодки перестали рассматривать при производстве новых в силу их почтенного возраста.

Модели

Когда флотилия прочувствовала мощь и выносливость канонерок, было принято решение строить их «для нужд Дальнего Востока». Причем несмотря на то, что перед войной новые экземпляры не заказывались. Первыми прототипами оказались «Храбрый» и «Хивинец».

После модернизации чертежей начали выпускаться лодки типа «Гиляк». Однако они были намного слабее, конструкторы старались усилить такие параметры, как дальность плавания. Но сделать этого не удалось. Поскольку не было и качественного вооружения, канлодки не продолжили строить, равно как и использовать.

Затем появляются «Ардаган» и «Каре». Отличительные особенности этих канлодок заключаются в использовании дизельных энергетических установок. Нефтепродукты в то время являлись самыми доступными видами топлива, поэтому «Ардаган» и «Каре» были экономически выгодными.

Начиная с 1910 года, Морское министерство решается на масштабную модернизацию. Причем это происходит тогда, когда большинство канонерских лодок уже подготовлено к спуску на воду, ведению боевых действий. Принимается решение усилить защиту и Все это сказывается на осадке. Поэтому больше половины канлодок отправились на реконструкцию. Данный тип получил название «Бурят».

Таким образом, модели канонерских лодок постоянно изменялись, дополнялись современным типом вооружения и оборонными сооружениями. Нет такого военного корабля, который бы являлся их прототипом со времен Российской Империи и до современности.

Легендарный «Кореец»

Канонерская лодка «Кореец» использовалась на Дальнем Востоке для подавления «восстания боксеров». Она входила в состав международной эскадры. В течение сражений канонерка получила несколько серьезных повреждений, были раненые и убитые.

Перед Русско-японской войной канонерская лодка «Кореец» была переведена в корейский порт Чемульпо. Вместе с ней отправился крейсер первого ранга «Варяг». 8 февраля экипаж лодки получил задание отправиться в Порт-Артур с дипломатическим донесением. Однако порт был заблокирован, в результате чего путь «Корейцу» был перекрыт. Капитан корабля принял решение повернуть назад, после чего миноносцы противника атаковали торпедами. Хотя сегодня рассматривается вариант, что японская эскадра только имитировала это.

Вследствие торпедной атаки «Кореец» производит два выстрела. Именно они являются первыми в Русско-японской войне.

По проекту «Корейца» было построено множество канонерских лодок, которые используются в современности.

«Варяг» и «Кореец»: боевой путь

В 1904 году в полдень бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в бой с японской эскадрой, который продлился примерно час. Против двух военных кораблей выступала целая японская эскадра. Канонерка приняла участие в заключительной фазе боя, отражая торпедные атаки. Спустя час после начала сражения стал отступать крейсер, и канонерская лодка «Кореец» прикрыла его отход.

За время боя по противнику было выпущено 52 снаряда. Но при этом не наблюдалось решительно никаких повреждений и потерь со стороны канонерской лодки. Поскольку «Кореец» представлял собой боевой корабль с мощным артиллерийским вооружением, нельзя было допустить его захвата. Поэтому на рейде Чемульпо его было решено взорвать. Экипаж лодки переместился на борт французского крейсера «Паскаль». Тот вскоре доставил моряков в Россию.

Экипажи, которые вели сражение, были награждены орденами и знаками отличия. Также в честь них была учреждена специальная медаль. Так крейсер и канонерская лодка вошли в историю.

Молодая канонерка «Хивинец»

Канонерская лодка «Хивинец» была самой молодой представительницей артиллерийских кораблей в царское время. Она предназначалась для вхождения в состав Балтийского флота. Лодка является мореходной, но ее использовали и в речных условиях. Причем она стойко выдерживала испытания неблагоприятных условий.

Канонерская лодка «Хивинец» заказывалась в 1904-1914 годы, когда начиналось укрепление российского флота. Однако сама непосредственно модель была ориентирована на 1898 год. К сожалению, после выпуска модели никакой модернизации не было, что стало причиной узкого функционала.

Нельзя не отметить стойкость и выносливость канонерки. Дело в том, что она выдерживала такие сражения, где погибали другие, более молодые артиллерийские военные корабли. Вероятно, именно поэтому ее долгое время использовали в качестве прототипа при строительстве судов.

Героический «Сивуч»

В канонерская лодка «Сивуч» героически погибла в сражении с немецкими линкорами. Именно поэтому каждый год 9 сентября волны принимают множества цветов и венков от рижан и россиян.

19 августа 1915 года императорский флот вступил в бой с германскими линкорами. До конца неизвестно, что именно произошло в те далекие и долгие для экипажа дни. Но сражение около острова Кихну заставило эскадру Германии отказаться от дальнейших атак в Рижском заливе, а также от бомбардировки береговых укреплений. Это и было основной целью набега немецкого флота.

Канонерская лодка «Сивуч» тогда спасла Ригу от жертв и разрушений. Ценой такого подвига стала гибель корабля, равно как и всего экипажа. В то время канонерку называли даже Балтийским «Варягом», настолько высок был героизм моряков.

Канонерка «Бобр»

Канонерская лодка «Бобр» относится к типу Гиляк. Такие корабли предназначались для того, чтобы защищать реку Амур вплоть до Хабаровска. В ее нижнем течении находилось малое количество гарнизонов, им и должна была оказываться артиллерийская поддержка. Поскольку наблюдалась малочисленность объектов, проектирование кораблей основывалось на большой дальности плавания, а также автономности. Однако мореходность в ходе практики оказалась крайне малой.

Ценность канонерских лодок данного типа была минимальной, поскольку вооружению при проектировке не уделялось большого внимания. В ходе Первой мировой войны они использовались в качестве плавательной базы. Конструкциями и прототипами, естественно, они не стали. Будущие корабли переняли от этих лодок только боевые задачи.

«Бобр» был заложен в 1906, спустя год его спустили на воду. В 1908 году канонерка вступила в российский флот. За всю историю своего существования она побывала и у немцев. Ее захватили в 1918 и переоборудовали в плавательную мастерскую. В этом же году лодка была передана Эстонии. Хотя она и была в неисправном состоянии, но числилась в эскадре этой страны.

Канонерская лодка прослужила 21 год, в 1927 ее отправили на слом.

Речные (озерные) и морские канонерские лодки

Несмотря на большой функционал, фактически все канонерки использовались для того, чтобы наносить удары по береговым объектам. Целью таких атак становилось подавление огневой мощи противника, а также уменьшение живой силы. Если же лодка оставалась в непосредственной близости от своего берега, тогда ее задачи заключались в охране береговых объектов, защите от вражеских военных кораблей.

Встречаются морские и речные канонерские лодки. Их основное отличие заключается в весе. Первые достигают массы в 3 тысячи тонн, вторые - в 1500. Конечно, исходя из названия, логично предположить, в каких местах будут использоваться канонерки.

Функционал и использование канонерских лодок

Канонерки представляют собой вариант наиболее функциональных артиллерийских кораблей. Конструкция позволяла использовать их в военных действиях в прибрежной зоне, на реках и вблизи архипелагов с мелкими скалистыми островами.

Канонерские лодки могли исполнять следующие функции:

  1. Оборона берегов, портов, эстуариев
  2. Высадка десанта
  3. Поддержка войск на берегах
  4. Высадка своего и борьба с вражеским десантом
  5. Вспомогательные задачи, вроде доставки грузов

В зависимости от того, где именно будет использоваться артиллерийский корабль, его конструкция могла изменяться, возводились специальные постройки. Встречаются небронированные, бронепалубные и броненосные лодки. Чаще всего использовали второй вариант, поскольку он предлагал относительно хорошую защиту, но при этом имел небольшой вес, что положительно сказывалось на маневренности.

Основные характеристики канонерских лодок

Исходя из характеристик, определялось, где будет использоваться канонерка. Есть три основных параметра:

  1. Водоизмещение . Корабли могли спускаться на воду для охраны и ведения военных действий в морях либо на реках и в озерах.
  2. Скорость . Она составляет 3-15 узлов. Скорость зависит от того, какой именно конструкцией наделяется канонерка. Она может быть небронированной, бронированной только в уязвимых местах, а также полностью. Естественно, повышается ее вес, который негативно отражается на скорости плавания.
  3. Вооружение .

Поскольку канонерские лодки были боевыми уделялось большое внимание. Они могли наделяться 1-4 экземплярами пушек главного калибра (203-356 мм). Такой подход к проектированию был ориентирован на морские канонерки. Речные лодки чаще всего оборудовались орудиями среднего калибра (76-170).

Также, в зависимости от назначения на палубе, могли устанавливаться автоматические пушки «Зенит» и пулеметы. Последние конструировались крайне редко ввиду их малой дальности действия.

Заключение

Таким образом, невозможно встретить две одинаковые канонерские лодки. Каждый экземпляр по-своему хорош, наделяется своим уникальным функционалом. Как показывает история, многие российские канонерки могли в одиночку выступать против целых эскадр. Это заслуга не только самих непосредственно военных кораблей и их конструкторов, но и экипажа. Зачастую только его храбрость склоняла исход сражения в свою пользу.

В 1646 году во Франции впервые были использованы боевые маневренные корабли с мощным вооружением. Это канонерские лодки, которые на носу имели несколько мощных пушек, обычно от одной до трех. Судно представляло собой достаточно крупную шлюпку парусно-гребного типа. В большинстве случаев применялись лодки для охраны гаваней, сражения в озерах и реках, а также прибережной зоне.

Появление в русском флоте

Так как на Руси в то время было огромное количество длинных рек и акваторий, а также озер, то строительство канонерских лодок можно назвать традиционным. Обусловлено это тем, что ни один любой другой корабль вести бой в таких условиях не мог. Первые шлюпки такого типа появились во времена войны со Швецией (1788-1790). Мало того что это была основа гребного флота, так канонерки имели большой успех и стали самым эффективным инструментом для ведения огня на реках и шхерах.

По сути, это артиллерийский корабль, который использовался как для защиты, так и для нападения и поддержки союзных войск. Наличие на борту фальконетов и крупнокалиберных пушек обеспечивало отменную огневую поддержку. В дальнейшем появились так называемые шестаковки, которые уже оснащались паровым двигателем. Были использованы во время Крымской войны.

Основные модели

После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия "Храбрый", а также "Хивинец". Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа "Гиляк", но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.

Но появились новые модели "Ардаган", "Каре" и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения. Но вскоре экономически выгодные "Ардаган" и "Каре" решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок - "Бурят".

Канонерская лодка "Кореец"

Данный боевой корабль сразу же после постройки отправили на Дальний Восток, где он, собственно, и нес службу. "Кореец" принимал активное участие в боевых действиях 1900-1905 годов. Так, он был использован против Ихэтуаньского восстания, более известного как восстание боксеров, помимо этого, принимал участие в обстреле форта Таку. Во время Русско-японской войны "Варяг" и "Кореец" находились в порту Чемульпо и защищали там русские интересы.

Так, в феврале 1904 года "Варяг" и "Кореец" выступили против целой японской эскадры кораблей. В результате боя потерь не было, так как велся он на большой дистанции. Канонерская лодка "Кореец" не достреливала до врага, а японские же снаряды по большей части перелетали. Так как лодка была боевой, то нельзя было допустить её захвата противником. Когда экипаж пересел на французский "Паскаль", "Кореец" был подорван и, следовательно, затоплен.

Пройденный боевой путь

Во время сражения в "Корейца" попал единственный японский снаряд. В носовой части начался пожар, который потушили в течение 15 минут. Потерь среди личного состава не было. Когда экипаж прибыл в Санкт-Петербург, то офицеры и командование были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а моряки - соответствующими знаками отличия.

В 1905 году корейцы подняли со дна канонерку и сдали её на лом. Но можно сказать, что боевой путь на этом не закончился, так как в 1906 году был спущен на воду "Кореец-2". Модернизированная версия оснащалась более мощным вооружением и имела хоть какую-то защиту. В 1915 году данная лодка также была подорвана, чтобы исключить возможность захвата врагами. Случилось это во время сражений за Рижский залив.

"Хининец" и "Сивуч"

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка - "Хивинец". Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился "Хивинец" в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

"Сивуч" известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили "Сивуч", но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским "Варягом".

История корабля "Борб"

Если крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" предназначались больше для атаки, то исключительно с оборонительной цели был создан "Борб". Этот корабль имел базу "Гиляк" и сошел с верфи в 1907 году, а проект по разработке начался в 1906-м. По большей части применялся для защиты реки Амур практически до самого Хабаровска. Конструкторы поставили акцент на автономности и дальности плавания. Но в ходе эксплуатации мореходность оказалась на достаточно низком уровне.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец" представляли огромную ценность для страны. Эти корабли обладали высокой огневой мощью, чего нельзя сказать о лодке "Бобр". Особого вооружения на борту не было, поэтому зачастую использовалась она как плавательная база. После 21 года службы она была сдана на лом. Прототипов по данному проекту создано не было.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец": функционал и особенности

Данные боевые корабли были одними из наиболее универсальных во время боевых действий. Конструкция была довольно грамотной, что обеспечивало высокую степень плавучести даже при повреждениях корпуса. Функционал крейсера и канонерки был весьма обширен, но чаще всего они применялись:

  • для обороны берегов и портов;
  • поддержки сухопутных войск ;
  • высадки десанта;
  • борьбы с вражеской пехотой и военным флотом;
  • выполнения транспортных функций.

Можно смело говорить о том, что это были уникальные суда.

Такого плана корабли могли реконструироваться в зависимости от цели использования. Так, встречаются небронированные варианты, лодки с бронепалубой и броненосцы. Вполне логично, что использовались они для различных целей. Наибольшее распространение получили бронепалубные канонерки. При небольшой массе они обладали достаточной защитой. "Варяг" (крейсер) и канонерская лодка "Кореец" существенно отличались друг от друга. Вторая была более маневренной и подвижной, обеспечивала оперативную переброску войск при необходимости. Второй же оснащался серьезным вооружением и защитой, что позволяло входить в бой даже с несколькими противниками.

Об основных характеристиках

Наибольшее внимание конструкторы уделяли такому показателю, как скорость и огневая мощь. Чем больше был калибр орудия и количество пушек, тем эффективней считалось использование судна. Что касается скорости, то она всегда была важной характеристикой. Обычно составляла от 8 до 15 узлов. В зависимости от цели использования канонерка могла быть небронированной, что обеспечивало максимальную мобильность. Защита бронеплитами самых уязвимых мест - наиболее приемлемый вариант. Удавалось добиться оптимальной скорости и живучести. Броненосец же был защищен со всех сторон, но плавал довольно медленно. С одной стороны, он мог пережить множество прямых попаданий, а с другой - становился легкой мишенью для более подвижных боевых кораблей.

Чаще всего канонерские лодки оснащались пушками основного калибра от 200 до 350 мм и вспомогательными орудиями. В качестве последних нередко применяли 76-150 мм, но это было больше свойственно речным канонеркам. Устанавливались автоматические пушки, такие как "Зенит". Пулеметы старались применять как можно реже ввиду низкой дальности стрельбы.

Уникальные конструкторские решения

В то время, когда на море господствовали артиллерийские корабли, то есть канонерки, крайне важным было постоянно развивать их технические характеристики. Именно поэтому встречается огромное количество моделей. Конструкторы старались постоянно вносить какие-либо изменения в плане вооружения или защиты. Усовершенствование силовых агрегатов существенно влияло на дальность плавания и автономность судна.

К примеру, речные канонерки старались делать как можно легче. Это существенно уменьшало водоизмещение и позволяло судну находиться на мелководных территориях. В это же время морские боевые корабли были более массивными и мощными. Особенного внимания водоизмещению тут не уделялось, куда важней было обеспечить высокую дальность плавания и внушительную огневую мощь.

В заключение

Канонерки российского производства славились тем, что вступали в неравные схватки с врагом и нередко выходили из боя победителями. Это заслуга не только конструкторов корабля, но и экипажа, который храбро сражался за свою Родину. В таких случаях американцы или немцы тут же отступали, не желая терять технику и живую силу. Русские же стояли до конца. Именно благодаря этому было выиграно не одно морское сражение. Плюс ко всему нередко нашими использовалось устаревшее вооружение, которое не позволяло иногда даже пробить броню противника. Но все это не мешало сражаться до последнего. Яркими тому примерами служат "Кореец" и "Варяг".

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 2 × 203-мм (35 кал);
  • 1 × 152-мм (35 кал).

Универсальная артиллерия

  • 4 × 9-фунтовых,;
  • 4 × 37-мм и одно 63,5-мм десантное орудия.

Однотипные корабли

«Манджур», «Донец», «Запорожец», «Кубанец», «Терец», «Уралец», «Черноморец»

Общие сведения

Мореходные канонерские лодки типа «Кореец» разрабатывались для службы на Дальнем востоке в 1885г. Они отличались от предыдущих типов большими водоизмещением и мореходностью, и наличием нескольких тяжелых орудий.

История создания

После Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. морское ведомство решило разработать новую программу кораблестроения, которая обеспечивала бы равенство сил с объединенными флотами Германии, Дании и Швеции на Балтике; с турецким флотом на Черном море и превосходство над объединенными морскими силами Китая и Японии на Дальнем Востоке. Позднее программу несколько раз пересматривали, в итоге в программе уделялось основное внимание созданию броненосного флота на Черном море.

Программой предусматривалось:

  • для Черноморского флота построить восемь броненосных кораблей, два крейсера 2-го ранга и 19 миноносцев. Эти корабли должны были составить ядро будущего флота на Черном море, превосходящего по численному составу и мощи турецкий флот
  • для Балтийского флота построить 16 броненосных кораблей, четыре крейсера 1 -го ранга, девять крейсеров 2-го ранга, 11 канонерских лодок и 100 миноносцев. Этот флот должен решать все задачи по обороне русского побережья и при необходимости проводить операции в открытом океане вдали от своих берегов, ведя наступательные действия против флотов Германии или Англии
  • для Дальнего Востока из-за ограниченных задач по «обороне важнейших пунктов побережья», в основном постов и немногочисленных городов, оборону указанных объектов осуществить при помощи минных заграждений и использования береговой артиллерии. А для обеспечения связи между постами, доставки войск и грузов решено иметь малотоннажную флотилию, в состав которой входили миноносцы и канонерские лодки. В случае возникновения угрожающего периода, который мог привести к военному столкновению с Китаем или с Японией, предполагалось «откомандировать в воды Тихого океана корабли из состава Балтийского и Черноморского флотов».

Спустя пять лет судостроительную программу вновь существенно пересмотрели, а впоследствии и вовсе преобразовали в новую пятилетнюю программу (1890-1895 гг.). В соответствии с ней предусматривалось построить шесть броненосных кораблей водоизмещением по 7500 т, четыре броненосных корабля по 5600, три крейсера 1-го ранга (броненосных), пять канонерских лодок и 50 миноносцев водоизмещением по 120 т. Но эта программа, как и предыдущая, осталась не выполненной.

Однако с 1881 г. успели построить 21 броненосец, в том числе три броненосца береговой обороны (из запланированных 24 по двадцатилетней программе), 10 крейсеров 1-го и 2-го ранга (из запланированных 15), 15 канонерских лодок (из запланированных 11) и 72 миноносца (из запланированных 125).

Из общего числа канонерских лодок:

  • для Балтийского флота построили две («Грозящий» и «Храбрый»);
  • для Черноморского флота - шесть («Запорожец», «Донец», «Черноморец», «Кубанец», «Уралец» и «Терец»);
  • для Сибирской флотилии - семь («Сивуч», «Бобр», «Кореец», «Манджур», «Гиляк», «Отважный» и «Гремящий»).

Предшественники

Заказав для Сибирской флотилии две канонерки - «Бобр» и «Сивуч», Морское министерство решило было начать разработку проектов канонерских лодок для Балтийского моря. Однако вскоре постройку броненосных канонерок для Балтики отменили, заказав новую серию канлодок для Тихого океана.

Постройка и испытания

Канонерская лодка «Кореец» заложена в декабре 1885 года на верфи Бергзунд Меканиска в Стокгольме. Спущена на воду 7 августа 1886 года. Вступила в строй в 1887 году.

История службы

«Кореец» нёс службу на Дальнем Востоке, куда он перешёл с Балтики. В 1895-1900 годах нес стационарную службу в японских, корейских и китайских портах. В 1900 году, в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров». 16 мая «Кореец» покинул Порт-Артур вместе с отрядом адмирала Веселаго, а 18 мая уже принял участие в боевых действиях. 4 июня «Кореец» вместе с союзными канонерскими лодками обстреливал форты Таку, при этом получил 6 попаданий снарядов и потери: 9 убитых и 20 раненых. За доблесть в этом бою «Кореец» был награжден Георгиевским серебряным рожком. В честь убитого в бою офицера канонерской лодки, лейтенанта Е.Н.Буракова, был назван захваченный у Таку китайский миноносец.

Перед началом Русско-японской войны 1904-1905 годов вместе с бронепалубным крейсером 1-го ранга «Варяг» (командир - капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев) находился в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) с целью защиты русских интересов. 8 февраля 1904 года «Кореец» был отправлен в Порт-Артур со срочной депешей наместнику, однако японская эскадра контр-адмирала С. Уриу, блокировавшая Чемульпо, преградила ему путь. По некоторым данным, после того, как командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г.П. Беляев повернул назад, японские миноносцы выпустили по канонерке три торпеды, две из которых прошли мимо, а третья затонула в считанных метрах от борта. На «Корейце» был подан сигнал «отражение минной атаки» и сразу же, так как лодка входила на нейтральный рейд, «отбой». Но после этого сигнала комендор кормовой 37-мм пушки нечаянно выпустил по противнику 2 гранаты.

9 февраля 1904 года «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо и в 11:45 вступили в бой с японской эскадрой, который длился около часа.Перед боем топорами были укорочены мачты и во многом благодаря этому японцы никак не могли попасть в «Кореец»Бой проходил не на слишком большом расстоянии,но устаревшие восьмидюймовые снаряды канонерки не долетала до неприятеля. Японские же снаряды в основном давали перелеты, не причиняя лодке никакого вреда.И все же именно они прикрыли «Варяг» своим огнем при отходе.Замечен один взрыв и пожар на крейсере противника. За время боя корабль выпустил по противнику 52 снаряда разных калибров.Единственным повреждением канлодки было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было.

Гибель

Чтобы не допустить захвата корабля японцами, после боя (в 15:55) «Кореец» был взорван на рейде Чемульпо. Экипаж был принят на борт французского крейсера «Паскаль», вывезен в Сайгон и вскоре вернулся в Россию. В Санкт-Петербурге все офицеры были награждены Орденом Святого Георгия 4-й степени, а члены команд - знаками отличия этого ордена. В честь подвига моряков была учреждена специальная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», которой были награждены все участники боя.

В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.

Место гибели

Залив порта Чемульпо, Корея (37°20′ с. ш. 126°31′ в. д. Координаты: 37°20′ с. ш. 126°31′ в. д.)

Командиры

1891-1894. Спицкий. Александр Максимович 1894-1895. Лебедев. Иван Николаевич 1895-1898. Серебренников. Петр Иосифович 1898-1900. Сильман. Федор Федорович 08-12.1901.Соболев. Александр Яковлевич 1901-хххх. Новаковский. Иван Михайлович хххх-1904. Беляев. Григорий Павлович

См. также

Литература и источники информации

  1. Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. - М.: Воениздат МВС СССР, 1948. - 492 с. / Под редакцией доктора военно-морских наук капитана 1 ранга Н.В. Новикова. Составители: В. А. Дивин, В. Г. Егоров, Н. Н. Землин, В. М. Ковальчук, Н. С. Кровяков, Н. П. Мазунин, Н. В. Новиков. К. И. Никульченков,. И. В. Носов, А. К. Селяничев. // Академия Наук Союза ССР.
  2. Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг... - Харвест, 2000. - ISBN 9854338886 .
  3. Грибовский В. Ю. Российский флот Тихого океана, 1898-1905: История создания и гибели. - Москва: Военная книга, 2004. -